что такое святое лобзание

Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 13:12

Толкования:

Амвросиаст

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.

Блж. Феофилакт Болгарский

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Приветствуйте друг друга лобзанием святым

Приветствуют вас все святые

Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.

Лопухин А.П.

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Толковая Библия.

Cм. также Толкование на 2Кор. 13:11

Прп. Ефрем Сирин

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Свт. Иоанн Златоуст

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Свт. Феофан Затворник

Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси

«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? – Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? – Мы храм Христов. Уста – дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).

Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).

Источник

Святое целование

16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

Послание к Римлянам, глава 16
______

Ну так вот. Святое целование (лобзание) это ПРОСТО поджатые при встрече губы.

«Приветствуйтесь братским поцелуем».

Почему же «братский» следует понять как «поцелуй глазами»? А. собственно. после того КАК мы поняли. почему святой поцелуй это поджатые при встрече губы. то почему (в случае христиан) братский поцелуй есть поцелуй глазами. понять будет уже не особенно сложно: братья БДЯТ друг друга, беспокояться, соучаствуют друг другу. Им есть нужда в «телячьих нежностях»? Может и есть. «при соединении фронтов» или как-то схоже. В любом случае, братский поцелуй, это не плотское. Даже если выражено в виде плотского поцелуя.

Почему апостолу просто не сказать: подожмите губы при встрече и все дела?

А почему бы Христу (было) просто не ткнуть себя пальцем в грудь, сказав: здесь внутри царствие. потом не плюнуть себе под ноги: пути господни неисповедимы. потом не скрестить пальцы двух рук и сказать: вот-те крест.
.
И весь Завет.

То есть, конкретно, дело вот в чем.

Но дело вот в чем.
Люди, которые ограничивают себя заповедями (например, о не прелюбодеянии), причем, когда это происходит резко и необдуманно, испытывают соответствующее ущемление психозоны: для мужчины, что долго в воздержании прикосновение женщины может быть болезненным в определенном смысле. Могут быть еще причины того. что был введен запрет на лобзание братьев и сестер, а допускалось только между братьями или только между сестрами.

И вот здесь мы наблюдаем проявление, которое вряд ли можно охарактеризовать как нечто праведное: из-за того (а получилось так совершенно само собой) что мужчина или женщина (брат или сестра) испытывали конфуз от соприкосновения при встрече, пришлось ввести «поправку» к несуществующему повелению апостола иметь «христианское лобзание», которое вполне телесно. поскольку апостол речь вел о «святом целовании». где слово «святое» само по себе расставляет по местам все смыслы: это скорее всего просто поджатые губы при встрече.

Но воздушный поцелуй далек от того, что имел в виду апостол. Поджатие губ при встрече (у христиан) может и должно означать еще не сказанное, но важное.

На самом деле, конечно же возникает вопрос, почему апостолу было не сказать приблизительно так: «Приветствуйте друг друга поцелуем святым, сжимая губами Христово обетование вечное, с вами все церкви Христовы!».

Может быть дело в том, что послания эти (в частности, Римлянам) составлялись для церквей новых (совсем новых) или не благонадежных (а может и так и так); и таким текстовым посылом апостольское собрание давало возможность, с одной стороны укрепиться таким церквям, вдумчиво взвешивая сказанное в послании, с другой это. могла быть проверка: если они начнут лобызаться при встрече («чмоки-чмоки»), то это сигнал быть настороже относительно такой церковной части (группы людей, что объявили себя Христовой церковью).

Что же, наверное, последнее в этой теме.
Так или иначе, телесный контакт, даже просто соприкосновение руками, является довольно глубоко выраженным обострением в чувстве взаимоприятия. Если в кругу что-то обсуждающих людей (предположим, они стоят довольно тесно и каждый может коснуться другого) один из говорящих на данный момент касается другого, что-то поясняя, то возникает ощущение, что говорящий как-то особенно расположен к человеку (?). Может быть это прикосновение связано с необходимостью привлечь особенное внимание к определенному месту монолога, а может это и диалог. Итак, говорящий касается слушателя, что стоит рядом, он как-то особо выделяет не самого слушателя, а то что в этот момент (момент соприкосновения) говорится. И это очевидно. Важно то, что говорится. А касание рукой собеседника имеет отношение к обсуждаемому вопросу, но не к нему самому.

Когда же люди, что собираются для чего-то вместе, при встрече целуют друг друга, то при этом ничего (существенного) не произносится, может быть пара легких фраз «как дела», «хорошо выглядишь» и прочее. Но телесный контакт сближает, безусловно, делает круг общения более тесным (сейчас речь не о христианах), сплачивает.

Христиане едины во Христе. Им нет необходимости в таком способе взаимоприятия.
Далее, они заняты проповеднической деятельностью, а это не просто «круг общения» или тусовка. здесь есть лидеры движения, то есть те, у кого это получается лучше, есть те кто только учатся и т.д.
Но и лидеры и те кто только учатся (хотя учатся и лидеры, безусловно, потому что «век живи, век учись») встречаясь, собираясь, приветствуют друг друга «святым лобзанием», то есть, как было понято, целуют друг друга (в щеку, в губы, не важно).
Теперь обратим внимание на это:

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».

И вот, один из лидеров (движения, т.е. данной церкви) приветствуя целует сначала господина или госпожу (Имярек). Что сие значит? Просто случайно поцеловал сначала их.

Но завтра он поцелует иначе: сначала кого-нибудь другого. Так же?

Ммм. все может быть.

Мы речь ведем о ХРИСТИАНАХ.

Которым было повеление (от апостола, а следовательно от Самого Христа) приветствоваться «святым целованием».

Так что же ЧРЕВО? О каком насыщении речь?
О. видимо. насыщении чувства святости.
Мы ласкательно красноречивы, в конечном итоге это находит отражение у нас в здравственном или приветственном поцелуе. Мы настолько красноречивы (во Христе), что даже немеем от восторга, нам остается только (красноречиво и немея от восторга) чмокнуть брата-сестру в щечку. И так. мы насыщаемся чувством святости.

Источник

Что такое святое лобзание

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

что такое святое лобзание. 1757 300. что такое святое лобзание фото. что такое святое лобзание-1757 300. картинка что такое святое лобзание. картинка 1757 300. Толкования:В Новом Завете идея «Святого целования» упоминается 5 раз, причем не только у одного автора, что свидетельствует об определенном распространении такого приветствия в апостольский период. На протяжении столетий такой поцелуй (filema) был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения. Его история и его постепенное исчезновение представляют некоторый интерес для современных христиан.

Далее, целование, как и объятия, было приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт.33:4), так отец встретил блудного сына (Лук.15:20), так Павел простился с пресвитерами Ефесской церкви (Деян.20:37). Иногда при этом ритуально брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар.20:9).

Кроме того, поцелуями приветствовали отца и мать (3Цар.19:20), сына (2Цар.14:33), брата (Быт.33:4; Исх.4:27), друзей (1Цар.20:41; Мат.26:48 и след.; Лук.22:47 и след.), а также родственников (Быт.29:11,13). Целовались и при прощании (Руфь.1:9; 2Цар.19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лук.7:45). Подр. см. Энциклопедию Брокгауза

Об этом ярко свидетельствует фраза Петра «лобзание любви» (filemati agapes). Оба слова являются производными от глаголов «любить» (глагол «fileo» можно перевести, как любить и как целовать). Таким образом, можно было бы условно перевести выражение «лобзание любви» (filemati agapes) как любовное проявление любви, т.е. Петр хотел призвать верующих не просто приветствовать людей, а приветствовать с любовью. Итак, новозаветные послания обращают наше внимание на внутреннее содержание лобзания.

В раннехристианской Церкви поцелуй был существенным элементом христианского богослужения. Иустин Мученик (ок. 150 г.) писал: «Кончив молиться, мы начинаем приветствовать друг друга поцелуем. После этого приносят хлеб и чашу вина»; (1,65). Поцелую предшествовала молитва «о даровании мира и подлинной любви, не оскверненной лицемерием и хитростью», и он был знаком того, что «наши души слились вместе и изгнали из себя все воспоминания о зле и несправедливости» (Кирилл Иерусалимский, IV в., «Чтения по Катехизису» 25,5.3). Поцелуй был знаком того, что все обиды забыты, что все зло прощено, и все участники Трапезы Господней едины в Господе.

Христианина целовали при крещении, сначала креститель, потом все прихожане, в знак того, что он желанный брат в семье Христовой. Новопосвященного епископа целовали «поцелуем в Господе». Брачная церемония так же закреплялась поцелуем. Умирающий целовал сначала крест, потом его целовали все присутствующие. Умерших целовали перед захоронением.

Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что «если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной» («Прошение о христианах» 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира «должен быть святым, целомудренным и чистым», а не подобным поцелую Иуды («Комментарий на Послание Павла к Римлянам» 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем «определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров» («Педагог» 3,11).

Конечно, никто не будет спорить о важности близких, можно сказать даже семейных отношений для жизни и развития церкви (Иоан.13:34-35; Фил.4:15-16), вопросы обычно возникают по поводу достижения этого. В этом свете стоит подчеркнуть важность приветствия в общинах. Будем помнить, что мы пока еще находимся в телах, и физические составляющие нашего общения играют не малую, если не сказать решающую роль. Мы обращаем внимание на взгляд, подачу руки, интонацию и многое другое и, как следствие, делаем выводы об отношении к нам.

Пускай для нашего времени и культуры обычным стало другое приветствие, призывы апостолов остаются. Мы должны приветствоваться в церкви, причем делать это так, чтобы от него в наших общинах, по крайней мере, в нашем окружении, становилось тепло и уютно, чтобы неверующие или наши братья чувствовали, что попали в семью.

И здесь не важно как мы будем делать это, например, в Америке приветствие зачастую сопровождается обниманием и похлопыванием по спине. Может быть, у нас это выразится крепким рукопожатием, возможно с прикладыванием второй руки или с добавлением нескольких теплых слов, а может просто улыбки. Возможно, среди молодежи и подростков это будет что-то неформальное, а где-нибудь выразится и целованием.

Главное, чтобы мы старались создавать теплую атмосферу в церкви. Одним из действенных средств достижения этого является приветствие, которое должно быть поистине святым (чистым, нелицемерным и т.п.) и исполненным любви. Может быть тогда люди будут с радостью приходить и оставаться в церквах.

Источник

Толкование на Римлянам 16:16

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Римлянам 16:16 / Рим 16:16

Климент Александрийский (

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Если мы призваны в Царство Божие, то должны быть достойными гражданами этого Царства, любя Бога и ближнего. Любовь же эта состоит не в целовании, а в доброжелательности. Некоторые же, наоборот, преподают свой поцелуй в собраниях, не имея в себе любви. И это дает повод для постыдных и гнусных вымыслов, что целование происходит разнузданно, тогда как оно должно иметь таинственное значение. Апостол называет его «целованием святым».

Феофан Затворник (1815−1894)

Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы вся церкви Христовы

«Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, одних поименно, а других вообще, одних с большими, а других с меньшими похвалами, Апостол наконец всех уравнивает равночестием любви и святым лобзанием, говоря: целуйте друг друга лобзанием святым. Сим миром удаляет от них всякий помысл, могущий возмутить их, и всякий повод к малодушию, дабы высший не презирал низшего и низший не завидовал высшему, но удалены были презорство и зависть и святым лобзанием все умиротворялось и уравнивалось» (святой Златоуст).

«И не это только имел он в виду, пиша это, но и то, чтоб они взаимным лобзанием заменили его собственное лобзание, какое он дал бы каждому, если б находился среди них». Поэтому, как отсутствующий, не мог сам заключить их в свои объятия, то делает это чрез них самих, повелевая целовать друг друга, — и целовать лобзанием святым, честным, целомудренным, искренним, родственным, свободным от всякого коварства (см.: блаженный Феодорит); целованием святым, — «то есть в мире Христовом, не с плотскими чувствами, но в Духе Святом, чтоб целования были благочестные и благоговейные, а не чувственные» (Амвросиаст).

Целуют вы вся церкви Христовы.

Святой Златоуст, приступая к изъяснению сих приветствий, говорил: «думаю, что многие проходят без внимания сию часть Послания, как бесполезную и не заключающую в себе ничего важного». Окончив же их изъяснение и включив в него множество назидательных наведений, прибавляет: «видишь ли, какую великую пользу получили мы от сих приветствий? Сколько сокровищ прошли бы мы мимо, если бы этой части Послания не разобрали со тщанием, разумею таким, какое было для нас возможно? А если бы сыскался мудрый и духовный муж, он проник бы глубже и увидел бы большее число жемчужин. — Но поелику некоторые неоднократно спрашивали: почему Апостол в этом Послании многих приветствует, чего не делал он в других Посланиях? — то ответствуем, что римляне были знаменитее прочих и в Риме, как в безопаснейшем и царственном городе, жили переселившиеся туда из других городов. Итак, поелику они жили на чужой стороне и имели нужду в большем покровительстве, некоторые же из них были лично знакомы Павлу, а другие, находясь в Риме, весьма много служили за него, то и прилично было Апостолу похвалить их на письме; так как Павел был тогда в такой уже великой славе, что удостоившиеся его Послания в самом этом Послании находили для себя великую защиту. Павла все уважали; все высокое о нем имели мнение. Посему, желая, чтобы они (к кому пишет и кого приветствует) были в безопасности и в чести, Апостол приветствует и отличает каждого по возможности. Иного назвал возлюбленным, иного сродником, иного спленником, иного споспешником, иного искусным, иного избранным. Равно и касательно женщин: то указывает на звание; ибо Фиву назвал служительницею, — не просто, но потому, что была она рукоположена в диакониссы, а иначе так же бы наименовал и Трифену с Персидою; то называет споспешницею и сотрудницею, то величает материю, то выставляет труды, какие понесены. Иным обращает в похвалу славу их дома, других приветствует именем братий и святых. Одних отличает тем, что удостоивает приветствия, других тем, что приветствует по имени; иных тем, что именует начатком, а иных отличает по старшинству; более же всех выхваляет Прискиллу и Акилу. Ибо хотя все они были верные, но не все равны между собою, а различались друг от друга подвигами. А потому Апостол, побуждая всех к большим трудам, не утаил ничьей похвалы. Ибо когда бы более трудившиеся получили небольшую награду, многие сделались бы нерадивыми».

Источник: Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Феофилакт Болгарский (

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Приветствуйте друг друга с целованием святым

Дабы не подать повода к распрям тем, что одних приветствует так, а других иначе, об одних отзывается с большими, а о других с меньшими похвалами, всех уравнивает святым лобзанием, дабы ни высший не презирал низшего, ни низший не завидовал высшему; потому что святое лобзание все умиротворяет и уравнивает.

Приветствуют вас все церкви Христовы

Не только сам соединил их, но и посылает им приветствие от всех церквей, чтобы соединились; ибо говорит обо всех вообще, а не о том или другом. А стольким лицам высказал приветствия в этом послании, чего не сделал ни в каком другом, потому что еще не видал римлян. Поскольку же в Риме нашли прибежище многие из сродников его, то, достойно упоминая о них поименно, знакомит с ними римлян посредством послания.

Источник: Толкования на послание к Римлянам.

Ориген (

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

На основании этого места, а также многих других, подобных этому, возник церковный обычай, согласно которому братья после молитв обмениваются целованием. Это целование апостол называет «святым»… Павел, когда писал это послание, был членом какой-то одной церкви. Как же правильно истолковать то, что он посылает римлянам приветствие от всех церквей одновременно? Мы должны понимать это так, что либо в Павле и во всех церквах Христовых пребывал единый дух, либо под приветствием подразумевается единение в вере и духе.

Источник: Комментарии на Послание к Римлянам.

Тертуллиан (155/60−220/40)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Какая молитва может быть совершенной при отречении от святого поцелуя?

Источник: О молитве.

Амвросиаст (IV в.)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

Всех, кому Павел пишет и кого называет, он просит приветствовать друг друга святым целованием, то есть с миром Христовым, не по влечению плоти, а в Духе Святом, ибо такое целование духовное, а не физическое. Приветствуют вас все церкви Христовы. Когда он так говорит, становится понятно, что есть церковь и не Христова. Вот и Давид называет сообщество нечестивых «церковью злонамеренных» (Пс. 25:5 И в Сепуагинте, и в Вульгате в данном месте употребляется слово «экклесия»).

Источник: Комментарий на Послание к Римлянам.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы

По прочтении послания, читатели должны приветствовать и друг друга священным лобзанием, которое служило в древности на Востоке выражением приветствия при встрече и расставании (1 Пет. 5:14; Апостол. пост. 11:57, 12; 8:5, 5). Оно называется святым, как выражающее дух христианского единения. — Все церкви. Очень возможно, что действительно все Церкви восточные, знавшие о том, что Апостол пишет послание в Рим и сам собирается туда, просили его передать и их приветствие Церкви Рима, столицы империи.

Источник

Толкование на 1 Фессалоникийцам 5:26

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на 1 Фессалоникийцам 5:26 / 1Фес 5:26

Феофан Затворник (1815−1894)

целуйте братию всю лобзанием святым

«О, какая теплота (любви)! Так как он, будучи в отсутствии, не мог сам приветствовать их лобзанием, то приветствует чрез других. Так и мы делаем, когда говорим: поцелуй за меня такого-то» (Златоуст). Любовь влечет ко взаимным объятиям и целованиям. Благодать Божия, изливаясь в сердца верующих, изливала в них любовь (Рим. 5, 5),—и они все не намерением только и желанием любили друг друга, но носили в себе самую силу любви, живую и действенную, которая и влекла их друг к другу. Объятие и целование были внешним выражением внутреннего сочетания душ. Апостол же, кроме того, желал обнять и целовать солунян, как чад, рожденных его благовествованием (1 Кор. 4, 15). Не могши сам лично это сделать, он поручает то своим преемникам-пастырям, равно как и прочитать пред всеми сие послание. Можем вообразить эту умилительную картину, когда пастыри Солунской Церкви, собрав всех христиан воедино и прочитав пред ними послание, начали всех обнимать и целовать от лица Апостола. В других посланиях Апостол просит всех целовать друг друга (Рим. 16, 16; 1 Кор. 16, 20; 2 Кор. 13, 12; 1 Пет. 5, 14). Может быть, это взаимное целование всех имело место и здесь от радости, что Апостол жив, помнит их и любит, и продолжает утверждать их в общении с Господом. Так бывает в светлое Христово Воскресение, во свидетельство общей всем единой радости о воскресении Христа Господа.

Целовать заповедует Апостол лобзанием святым, таким, какое могут давать святые святым и какое прилично принимать святым от святых: в чистоте сердца, с почтительным отношением друг к другу, как к лицам, Бога в себе носящим. Или святым лобзанием он называет лобзание любви, как святой Петр (1 Пет. 5, 14), в противоположность лобзанию предательскому, каково было Иудино (Экумений).

Святой Златоуст в этом слове Апостола видит побуждение для всех нас хранить взаимную любовь, которая делает нераздельными и разделенных пространством: «Сохраняйте и вы в себе огнь любви, ибо расстояние не составляет для нее препятствия; напротив, она наполняет собою все отделяющее ее (от любимого предмета) пространство и везде находится».

Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).

Иустин (Попович) (1894−1978)

приветствуйте всех братьев лобзанием святым

Целуйте всех братьев лобзанием святой евангельской любви; поскольку жизнь в Церкви — всегда жизнь со всеми святыми (Еф. 3:18), со всем святым и божественным. Мы, христиане, отличаемся от остальных людей своей святой жизнью, жизнью по Богу, жизнью во Христе Иисусе, Господе нашем. На христианина всегда изобильно изливается благодать Божия и любовь Святаго Духа (см.: Рим. 5:5). Эта святая любовь есть общая душа всех христиан. Центр и душа в святом теле Церкви — эта святая любовь, посредством которой возрастает наша вера. Или шире: Святый Дух есть душа Церкви; Он освящает все в Церкви: и нас, и все наше, поэтому для нас, христиан, все свято, если не изгоним мы из себя Святаго Духа, все освящающего. Ради молитв и подвигов Святый Дух изливает в наши сердца, во все существо наше святые Свои и освящающие силы, — мы любим ближнего святой любовью, которая никогда не иссякнет, поскольку она вечна, божественна и троична.

Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (

приветствуйте всех братьев лобзанием святым

Так как он, будучи в отсутствии, не мог приветствовать их лобзанием собственных уст, то желает приветствовать чрез других, как и мы говорим: поцелуй за меня такого-то. А так как бывает и лукавое целование, как целование Иуды, то он говорит: лобзанием святым.

Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 26−27 приветствуйте всех братьев лобзанием святым. Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *