что такое священное место
СВЯТОЕ МЕСТО (SACRED SPACE)
Образ места играет в Библии важную роль. Святое место – это место, где происходит встреча с Богом в особом или прямом смысле, в силу чего это самое место становится святым и отделяется от обычного пространства. Оно служит ориентиром, к которому люди возвращаются физически или в воспоминаниях. В одних святых местах случаются единичные встречи с Богом, в других они происходят постоянно.
В соответствии с библейским пониманием невидимого духовного мира, пронизывающего самые обыденные сферы жизни, любое место может стать святым в силу его посещения Богом. Для Авраама и Исаака гора Мориа стала святым местом не потому, что она обладала какими-то особыми физическими свойствами, а потому, что именно там Авраам совершил свой самый высокий поступок веры и был вознагражден Богом ( Быт. 22 ). Вефиль был вполне обычным местом, пока Бог не явился Иакову во сне, после чего Иаков пришел к заключению: «Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал. как страшно сие место. это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» ( Быт. 28:16–17 ). Явление Бога Моисею у горящего куста сделало это место святым для Моисея ( Исх. 3:1–6 ). Положив двенадцать камней в воспоминание о переходе реки Иордан ( Нав. 4 ), народ Израиля постановил считать это место и связанное с ним событие священными. Рассказы об обращениях в евангелиях изобилуют местами, которые стали святыми, например, колодец, у которого самарянка встретила Иисуса, или дерево, где сидел Закхей, когда Иисус его позвал. В Библии святым могло стать любое место.
Но наряду с такими конкретными или определенными святыми местами, особое значение не только для отдельных людей, но и для всего сообщества верующих веками имел ряд особенно святых мест. Первым святым местом, созданным Богом для рода человеческого, был рай (см. САД). Это было место, которое насадил Сам Бог для первой человеческой пары, где Бог ходил и разговаривал с Адамом и Евой. Это было также место первоначальной безгреховности и невинности. Рай (сад в Едеме) сохраняет свою святость на протяжении всей Библии: хотя само место и связанное с ним духовное состояние утеряны, они остаются для людей духовным ориентиром, символизирующим нравственное и духовное совершенство.
Вторым святым местом в истории спасения была гора Синай – место, где Бог встретился лицом к лицу с Моисеем и дал ему закон. Святость этого места была такова, что перед восхождением Моисея на гору народ проходил обряд очищения в течение трех дней ( Исх. 19:10–11 ). Народу под страхом смерти запрещалось даже прикасаться к подошве горы ( Исх. 19:12–13 ). В день, когда Моисей поднимался на гору, ее охватили огонь и дым и «вся гора сильно колебалась» ( Исх. 19:18 ). Когда Моисей находился на горе, «вид. славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» ( Исх. 24:17 ). Это действительно святое место, в котором выражается опыт, пережитый людьми всего один раз, но в то же время и неизменный образ сверхъестественной славы Божьей на века.
Скиния и храм – наивысшие святые места поклонения в Ветхом Завете, места, которые Бог избрал, чтобы «пребывать имени Его там», и которыми Израиль должен был заменить все святые места хананейского культа ( Втор. 12:2–5 ). Они были не только местом принесения жертв, но и художественной галереей, концертным залом и поэтической библиотекой народа. Границы храма строго соблюдались, и место оберегалось от непрошеных вторжений, а Святое-святых было там самым священным местом. Еврейские верующие совершали регулярные паломничества в храм. Он был центром религиозной активности и религиозного энтузиазма. Храм стоял на «святой горе» ( Пс. 42:3 ) и был местом пребывания Бога в форме видимой славы (sekina; Пс. 25:8; 131:14 ). Сердце восторгалось от одного вида храма ( Пс. 83:2–3 ), и почти невероятными кажутся слова паломника: «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим» ( Пс. 121:2 ). По всем этим и другим причинам заявления пророков, а затем и Иисуса, что Бог будет судить Сион и оставит это святое место, имеют первостепенную важность.
В ветхозаветной израильской истории обетованная земля была святым местом для евреев. Мишна ясно высказывает то, что, по-видимому, подразумевается в Ветхом Завете, а именно, что в степенях святости храма, где Святое-святых окружалось менее святыми местами, отражалось, как в миниатюре, восприятие израильтянами своей собственной земли, окруженной соседними народами (Mishnah Kelim 1:6–9). Обетованная земля была святым местом, в которое человек входит и из которого выходит; есть даже намек, что она охранялась ангелами ( Нав. 5:13–15 ). В воображении евреев земля была местом благословения, освященным Божьим избранием и присутствием. Святость храма распространяется на всю землю, которая в определенном смысле обладает качествами рая.
Это находит подтверждение в некоторых описаниях тысячелетнего царства – грядущего золотого века, воспламенявшего воображение ветхозаветных пророков. Пророки видели землю, в которой царит полный мир и люди перековывают мечи на орала и копья на серпы ( Ис. 2:4 ). В этом обширном святом пространстве «излиется на нас Дух свыше» и «суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле» ( Ис. 32:15–16 ). Или: «Земля наполнится познанием славы Господа, как воды наполняют море» ( Авв. 2:14 ; см. также Ис. 11:9 ). Грядущий золотой век будет настолько святым, что даже на конских уборах будет начертано «святыня Господу» и «все котлы в Иерусалиме и Иудее будут святынею Господа Саваофа» ( Зах. 14:20–21 ).
Несколько эпизодов земной жизни Иисуса составляют единую картину святого места или мозаику святых мест. Одно из таких мест – место рождения Иисуса, то есть место посещения Богом земли и место, где воплощенный Христос явился в осязаемом виде и стал объектом поклонения. Священна Елеонская гора, место преображения и вознесения Христа (среди прочих событий). Горница, в которой Христос отпраздновал Свою последнюю земную пасху, священна тем, что Он дал там Свои установления ученикам. Большинство библейских святых мест – места трансцендентной красоты, за исключением Гефсимании, места мучений, и Голгофы, места, где Христос искупил человеческий грех и победил сатану. Тем не менее это тоже святые места, учитывая духовное значение произошедшего там. Сад воскресения свят для христиан, поскольку это место победы над смертью. Когда обещанный Святой Дух сошел в горницу, где собрались последователи Христа, эта горница тоже стала святым местом в христианской памяти.
Помимо конкретных святых мест, связанных с Иисусом, в Новом Завете подразумевается процесс одухотворения и распространения святого пространства, заменяющего ветхозаветный упор на особые святые места, подобные храму. Ключевым отрывком в этом отношении служит заявление Иисуса женщине у колодца, что настает время, когда одно место нельзя считать более святым, чем другое: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине» ( Ин. 4:21, 23 ).
Наивысшим святым местом в Библии показано небо. Это, в первую очередь, святое место, отделенное от зла, место, из которого зло окончательно изгнано ( Отк. 21:27 ). Оно обладает всеми качествами, к которым страстно стремится человеческий дух: это место блаженства, присутствия Бога, удовлетворения человеческих нужд, красоты, поклонения. Кроме того, оно неизменно – не подвержено тлению и опасности разрушения. Основным текстом, в котором изображается небо, служит Откровение, но и в Евр. 12:22–24 показана краткая зарисовка, поясняющая видение: «Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу».
См. также: ГОРЯЩИЙ КУСТ, ОБЕТОВАННАЯ ЗЕМЛЯ, СВЯТОСТЬ, СИНАЙ, СИОН, СКИНИЯ, ХРАМ.
Святые места
Святы́е места́ — 1) места особого Божьего присутствия, особенного проявления Божественной благодати; 2) почитаемые, памятные места, связанные с важнейшими событиями из истории общения Бога и человека.
Может ли христианин обойтись без паломничества к святым местам?
Паломничество к местам религиозно-исторической памяти — одна из форм внешнего выражения веры. Традиция почитать памятные сердцу, святые места восходит к временам Ветхого Завета.
Так, патриарх Иаков, увидев во сне таинственную лестницу, ведущую в Небо и стоящего на ней Вседержителя, проснувшись, не только отметил это священное место памятным камнем, но и возлил на него елей ( Быт.28:12-18 ). По слову Божию памятными камнями было отмечено место чудесного перехода сынов Израиля через Иордан: двенадцать камней было взято со дна реки и уложено на берегу Обетованной земли ( Нав.4:5-6 ), а двенадцать других — среди Иордана, там, где во время перехода располагались стопы священников ( Нав.4:9 ).
Подобных памятных мест на территории Палестины было много. Все они вкупе напоминали сынам Израиля о Божественной благости, служили свидетельством Его милости и человеколюбия, способствовали укреплению веры.
Христиане издревле почитали места, связанные со служением Господа Иисуса Христа (Вифлеем, гора Фавор, Гефсимания, Голгофа). И это было угодно Творцу. Так, например, о славе места Рождения Мессии, города Вифлеема, за несколько столетий до этого события возвестил пророк Михей ( Мих.5:2 ), а всеобщую славу Иерусалима, опять же, в связи со служением Спасителя, провозгласил пророк Исая ( Ис.2:2-3 ).
Между тем, при всей важности такой благочестивой традиции как традиция паломничества Церкви известно огромное количество имен славных подвижников, которые, посвятив жизнь монашеским подвигам, оставив мирские соблазны и суету, не только не имели привычку паломничать, но и, спасаясь в затворах, не покидали территории обителей, келий, пещер.
Стало быть, благоговейно осуществляемое паломничество хотя и угодно Создателю, однако не является необходимым условием спасения.
Является ли святыня источником благодати?
Достаточно часто под святынями мы понимаем или особые географические места (например, освященные стопами Христа, окропленные кровью мучеников), или особые предметы (например, связанные с богослужением, как то: иконы, образы Животворящего Креста…). В круг этих предметов могут входить и личные вещи, принадлежавшие прославленным святым.
Роль святынь в жизни верующих трудно переоценить. С одной стороны, приобщение человека к святыням (в рамках паломничества ко святым местам, через благоговейное прикосновение к священным предметам) может влиять на него субъективно, способствуя богоугодному воодушевлению, формированию доброго религиозного настроения.
С другой стороны, святыни служат особыми орудиями Божественного Промысла, средствами передачи Божественной благодати. В этом следует видеть объективный фактор влияния святынь на жизнь верующих. К сожалению, иногда это положение интерпретируется таким образом, будто сами святыни источают Божественную благодать, будто они являются святыми едва ли не сами по себе.
Чтобы не стать жертвой подобных иллюзий, необходимо помнить, что Источником благодати, в точном значении слова, является не предмет, но Господь. И именно Он (в данном случае — опосредованно) преподаёт её верующим.
Характерным поучительным примером может служить случай с Елисеем, ветхозаветным пророком, учеником Илии.
Незадолго до взятия Илии на Небо Елисей стал свидетелем чуда. Когда он с Илией должен был перейти через Иордан, Илия снял свою милоть и ударил по водам реки, отчего они расступились ( 4Цар.2:8 ). Это чудо дало им возможность перейти Иордан посуху. После того как Илия был вознесен на огненной колеснице, Елисей остался один, но при этом ему досталась милоть учителя ( 4Цар.2:13 ).
Елисей видел, что после удара Илии своей милотью по глади реки воды разошлись. Возвращаясь, он решил повторить это действие. Милоть учителя была в его руках, но когда он ударил ею по воде, чудо не повторилось: воды не разошлись ( 4Цар.2:14 ) (в Синодальном варианте Библии об этом не сообщается; см. Церковно-славянский вариант).
Не получив ожидаемого результата, Елисей взмолился Богу: «где Бог Илиин Аффо?» ( 4Цар.2:14 ). Затем он снова ударил милотью по воде. На сей раз воды расступились, после чего он смог перейти Иордан по обнажившемуся дну.
Это случай объясняется следующим образом. Елисей справедливо связывал чудо, совершенное Илией, с милотью. Однако, как считается, с ней он связал и саму чудодейственную силу. Но хотя Бог, в первый раз, и благоволил явить чудо через милоть, Творцом чуда был именно Он. И чтобы у Елисея не возникало даже малейших сомнений на этот счёт, Он разъединил воды лишь после того, как тот помолился ( 4Цар.2:14 ).
Как видно из примера, связь чуда с милотью существует. Вместе с тем очевидно, что не сама по себя милоть, но Бог, по молитве её обладателя, явил через неё чудодейственную силу.
Как создаются «святые места»?
Места для поклонения обычно делятся на две категории: «святые места», созданные людьми и связанные с разными религиями, и «места силы», образованные природными факторами — целебные источники, лечебные грязи, дольмены и др. Третья категория таких мест для поклонения имеет смешанные качества, взятые от двух первых категорий.
К первым местам поклонения относятся разные святыни, как, например, одна из главнейших христианских святынь «Гвоздь Господень». Считается, что этот гвоздь — один их тех, которыми прибивали Христа к Кресту. Такие святыни не имеют никакого доказательства своей исторической подлинности и являются сакральными предметами веры.
Местами поклонения, помимо монастырей, являются пустыни и другие места жительства и захоронения святых. Отдельной темой можно выделить такое понятие, как мощи святых, оставшиеся «нетленными» после их смерти. Например, частички останков Николая Чудотворца, которых уже много веков не касается тлен, хранятся в Даниловом Свято-Троицком монастыре. Для верующих прикоснуться к такой святыне — значит, укрепиться в вере.
Место поклонения мусульман известно как масджид (место коленопреклонения), или мечеть. Для мусульманина святое место там, где застигло его время для совершения молитвы. В мусульманских странах часто можно видеть людей, которые молятся прямо у дороги в установленный для совершения молитвы час.
На железнодорожных станциях, автовокзалах для совершения молитв иногда отводятся небольшие участки земли, оборудованные помостом или деревянным настилом, или просто обозначенные несколькими камнями, которые указывают местоположение Мекки.
Часто к местам поклонения относятся целебные источники, которые долгое время являлись сами по себе природными лечебницами. Святыми родниками они стали именоваться после того, как поблизости селился отшельник, впоследствии признанный святым, или строилась церковь. В данном случае покров религиозной тайны ложился и на источник, который и без того целил всех нуждающихся в излечении.
Представитель религиозной общины, в ведении которой находится «святое место», собирает сведения обо всех чудесах исцеления. Проводит их освидетельствование и предоставляет в комиссию документальные подтверждения бывшего чуда (медицинские документы или свидетельство очевидцев). Такие свидетельства привлекают тысячи паломников, желающих приобщиться к чудотворному предмету поклонения.
Не оспаривая фактов исцеления больных людей, можно сказать, что ведется только учет положительных результатов. А на десятки и сотни больных, получивших исцеление, могут быть десятки и сотни тысяч страждущих, которые лечебного эффекта не получили. Такой статистики нет. Для человека же верующего главным моментом является благодатная сила святого места, которая дает помощь и исцеление всем, кто приходит сюда.
Человечество неразрывно связано с биосферой планеты, где человек неотделим от природы и ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы постоянно и непрерывно связаны с окружающей их материальной, энергетической средой, питанием, дыханием и другими свойствами. Самостоятельно вне природных условий они существовать не могут.
Гелий, радон и другие «благородные» газы относятся к продуктам распада трансурановых
элементов, и именно они часто обуславливают лечебный эффект многих минеральных источников.
Происходящие в атмосфере возмущения электрического поля вызывают иногда на вершинах сопок, холмов, гор своеобразное свечение, которое называют огнями святого Эльма.
Места силы — это отдельные места, в которых происходит необычное энергетическое воздействие на человека и всё живое. Пребывание в этих местах может помогать излечению человека от каких-то болезней посредством гелиотерапии. Содержащиеся в воздухе электрически заряженные частицы — аэроионы — благотворно действуют на организм человека.
Эти энергии существуют, и о них сейчас говорят вполне серьезно: «Прежде всего — это проблема источников энергии недр, которыми определяется вся жизнь глубин. Среди них основными считают радиоактивный распад, гравитационную, приливно-отливную энергию, энергию химических реакций. Особую роль в последнее время приписывают „психическим“ энергиям сакрального толка».
К местам силы относят горные системы Кавказа, Тибета, Алтай и др. Самая высокая вершина Алтая — гора Белуха, высотой в 4506 метров над уровнем моря, считается не только местом силы, но и одним из энергетических центров планеты. Святость эти горы приобретали в различное время.
Например, одна из святынь буддизма горный массив Алханай стала таковой в 1859 году. До этого года святилище принадлежало местным шаманам.
Шаманы располагали «обо» (культовые сооружения обычно в виде груды камней) в большей степени вблизи природных источников, на вершинах отдельных гор и других местах природной аномалии, выхода газов, термальных источников
Но многие «обо» организованы не шаманами, а делаются из сооружений, которые ставили в глухой тайге или в непроходимых скалах геологи, топографы, изыскатели как памятный знак, обозначающий место исследования для последующих экспедиций.
Таким образом, мы являемся свидетелями рукотворного создания «святых мест», которые предназначены для поклонения в далеком будущем, для следующих поколений людей, которым будут рассказывать специально сочиненные об этих местах легенды и сказки.
Проголосовали 46 человек
36 |
7 |
3 |
0 |
0 |
Комментарии (40):
Войти через социальные сети:
Обильных Божьих вам благословений.
Хорошая статья. Святые места именно создаются.
Например родник в лесу. Грязный, неухоженный, в непроходимой чаще.
Проложили тропинку, расчистили, обустроили, поставили крест, повесили икону.
И создалось святое место. Всем, (даже атеистам) стало хорошо и удобно.
«Например родник в лесу.»
Один только вопросик, а не Господом ли сия прелесть создана?
«Проложили тропинку, расчистили, обустроили, поставили крест, повесили икону.»
Стало быть Бог на то добрых люде-то и сподобил.
Игорь Кулинич, без комментарий. Вы на сайте несколько дней, возможно, не знаете, что здесь запрещено затрагивать религиозные чувства верующих. Поэтому наш спор- в личку.
Очень интересная статья, мне понравилось ее преподнесение и интересной темой. Мне кажется стоит верить в такие места
Статья понравилась очень, прям, как мысли мои читали. Спасибо!
Что такое Святыни Земли, Святые Мощи и Священные места
Несомненно, существуют Святые места на планете Земля и существуют Святыни и Мощи в виде предметов или останков Святых людей, принадлежащих какой-либо религии мира. Многие знают, что Святые люди оставляют после себя священные вибрации и информацию о себе как носителя света высокой частоты.
Когда человек общается с такими Святынями и синхронизируется с ними Душой, такой человек получает большую пользу для себя, для развития своей Души и исцеления физического тела.
Священные места Земли
Если в это время паломник сам открывает свою Душу, соприкасаясь со Святыней, обдумывает свою жизнь, как она прошла, и в чем-то раскаивается, то такой человек получает от такого общения намного больше пользы.
Другими словами, если человек приходит в это место со злом внутри, то у него наоборот происходит ускорение разрушения физического тела и человек может даже внезапно покинуть этот мир.
Святыни Земли и Святые Мощи
Что такое Святые Мощи? Дело в том, что когда человек своей благой жизнью накапливает свет в своей Душе, то его Душа становится телом Света. Такой Душе физическое тело больше не нужно и она покидает свое земное тело.
А вот физическое тело, пропитанное светом, мумифицируется и продолжает излучать светоносную энергию. И такое излучение светоносной энергии Мощей может активизировать духовную или световую энергию живого человека, который приходит поклониться таким Святым Мощам.
Одна из Святынь Земли — это пояс Пресвятой Богородицы, который на некоторое время привозили в Россию, и множество людей приезжало поклониться и приобщиться к Святыне. Такой пояс действительно может исцелять, но только тех, кто хочет идти по пути духовного развития. Если просить за своих родных, за родственников и всех людей — то тоже есть вероятность исцеления.
Что такое самая главная Святыня мира и где она существует
Все главные Святыни всех миров существуют в Сакральном Сердце человека, это знали ещё древние предки человека, которые находились на очень высоком уровне духовного развития. С помощью своего Сакрального Сердца древние люди, и в частности Лемурийцы, общались с Планетарной Сущностью или Матерью Мира.
В разных религиях Мать Мира называется по-разному, потому что без Нее никто и ничто не могло бы родиться. И Мать Мира живет в сердце каждого человека, а потому Сердце — это и есть настоящая Святыня.
Другими словами, можно пойти в храм и там поклоняться Святыне, например, поясу Богородицы, а можно найти в своем Сердце «Пояс Богородицы», созданный самим Творцом. И всегда можно просто находясь в тишине обратиться к своей Истинной Маме (Матери Мира) и просто шепнуть ей: «Дорогая Мама я люблю Тебя».
И обращаясь к Ней таким образом, затем советуйтесь и общайтесь, делитесь радостями и горестями, и Она даст ответ — в виде ответного шепота, мыслей или знаков. Вы заметите перемены и изменения в своей жизни.
С такой Матерью в сердце вы даже не заметите врагов, и никакая опасность не сможет существовать в таком Сердце, потому что все, что проявляется, есть отражение сознания и Сердца самого человека.
Когда человек посещает Святые места, обращается к Святым Мощам или предметам — он делает определенные усилия Души и своего сознания. Человеку свойственно искать тепло и любовь, безусловную Любовь, которая существует в Священных местах и Святынях и которая существует в Душе каждого человека.
И когда у человека чистые помыслы,когда он готов принести покаяние и возвыситься Душой, то он приобретает совершенно новые качества своей жизни и новый уровень развития. И конечно, человек таким образом прикасается к чистоте Бога, того Единого Бога, который находится в Сердце каждого человека.
Кстати чтобы не стать жертвой различных сектантов в том числе и официальных мировых религий очень советую посмотреть еще видео от создателя нашего портала по этой теме…
Топ-10 мест на планете, где вы почувствуете близость к Богу
Солнце встает над древним городом, благословляя утренним светом изношенный временем камень. Город Каши – «блистательный», или «город света», ныне известный как Варанаси, пробуждается вместе с новым днем.
Мы неспешно отправляемся вдоль городских улиц, слышится лишь плеск весел – лодки плывут по Гангу, который называют здесь матерью всего живого. Стая птиц взмывает над крышами после звука колоколов, призывающих к утреннему ритуалу. На гатах – пролетах ступеней, ведущих прямо к воде, – засуетились человеческие фигуры: принимая утренние ванны, потягиваясь, погружаясь в молитву. Не обязательно быть индуистом, мусульманином, буддистом, сикхом или джайном.
Безмятежная сцена, наполненная колокольным звоном и стаями птиц, вершины храмов и согревающий после ночной прохлады рассвет – все это вызывает невольную дрожь. Появляется ощущение величия этого места, которое становится чем-то большим, нежели массив красочных полуразрушенных зданий.
Века, проведенные в молитве, в этом священном для индуистов городе, кажется, впитались в его каменные мостовые и пробиваются вдоль переулков к воде великого Ганга, чтобы навсегда там раствориться.
Все духовные места на земле оказывают подобный эффект. В них есть сила влиять на сознание вне зависимости от вашей веры или чувств, которые вы изначально к ним испытываете. На самом деле слово «духовный» имеет разное значение для различных людей. Для одних – это совместное омовение, молитва и покой, приходящий в обществе многочисленных единоверцев во французском Лурде, который стал паломническим мегаполисом.
Для других, напротив это означает бегство от толпы в удаленное место – такое, как канадский архипелаг Хайда-Гуай, где происходит действие мифов древних индейцев, где нет соборов и церквей, возведенных человеческими руками, но сама мать-природа являет нам чудеса среди мхов и деревьев.
Вы можете найти свое спасение или успокоение в обеих противоположностях. Несмотря на растущую популярность «духовных» туристических туров, предлагающих обрести прозрение и совершить медитацию в бесчисленных спа-салонах, наилучший бальзам для души можно получить, просто сидя среди колючек, растущих на дюне, наблюдая, как лучи заката окрашивают в багрянец скалы Улуру в Австралии, или же примостившись на скамье в Кордовской Меските – под гипнозом возвышенной грации арочного интерьера.
Религиозное путешествие, без сомнений, может обогатить каждого. Поиск людей, разделяющих вашу веру, в месте, которое является центром вашей религии, может стать уникальным опытом. Но даже если вы никогда не испытывали религиозных чувств, вы всегда сможете найти в таких местах что-то впечатляющее и даже умиротворяющее в том, как другие люди проявляют свою веру.
Крайне важно проявлять уважение при посещении духовных мест – вам может понадобиться прикрыть или, наоборот, открыть голову, сделать пожертвование, не наследить. Если соблюли все правила, наблюдая, как верующие взаимодействуют со своими священными гробницами, пагодами, водопадами или гротами, вы не только сможете лучше понять другие культуры, но и открыть что-то новое в себе.
Вне зависимости от того, куда вы держите путь, вы обнаружите, что люди уже давно построили собственные способы объяснения этого чудесного, многообразного мира – будь то древние греки, поселившие своих богов на вершине горы Олимп, мифология маори, созданная в соответствии с ландшафтом Новой Зеландии, или жители острова Пасхи, передвинувшие массивные скалы для защиты отдаленного тихоокеанского острова.
Путешествуя, вы можете получить такие пояснения из первых уст. Вы можете исследовать часто зрелищную, иногда враждебную среду, в которой эти убеждения развились, и начнете больше понимать тех, кто в них верит.
Независимо от того, верим мы или нет, что отпечаток на этой скале действительно оставлен Буддой или что Бог на самом деле проявился в этом сгоревшем кустарнике, мы не можем игнорировать принятие этого другими. И присутствие веры возвышает эти духовные места, делая их чем-то большим, чем просто камень или дерево.
Когда вы их посетите, возможно, откроете для себя религию. А, может быть, нет. Но в любом случае вы найдете что-то личное, только свое – красоту, связь времен, знания, внутренний покой.
flickr.com
1. Мескита, Кордова, Испания
«Мескита» означает «мечеть», но этот архитектурный комплекс в Кордове является чем-то большим и намного более сложным, чем культовое строение. После исламского вторжения в Иберию в VIII веке кордовская базилика была разделена между христианами и мусульманами.
Но в 784 году началось строительство новой величественной мечети с апельсиновым садом во внутреннем дворе и молитвенным залом с бесчисленными арками. В XVI веке, после христианской реконкисты, внутри мечети разместили католический храм, а минарет стал колокольней. В итоге мы можем наблюдать столкновение архитектурных стилей и религий, в результате которого появилось одно из самых ярких произведений архитектурного искусства.
flickr.com
2. Киото, Япония
Киото когда-то называли Хейан-кио – «столица мира и спокойствия». Этот город был центром японской культуры на протяжении тысячелетия и остается таким и поныне. Здесь находится великое множество духовных объектов: 1660 буддистских храмов, 400 синтоистских храмов и 90 христианских церквей.
Построенный в VIII веке храм Фушими Инари с известным всем туннелем, состоящим из красных ворот «тори», расположенный на холме в пригороде Киото, является отличным местом для того, чтобы насладиться панорамой священного для японцев города.
flickr.com
3. С’Ганг-Гуай, Британская Колумбия, Канада
Канадские индейцы племени Хайда населяли архипелаг Хайда-Гуай на протяжении восьми тысяч лет. Их поселение С’Ганг-Гуай, расположенное на юго-западе группы островов, было окончательно покинуто жителями в 80-х года позапрошлого века. Теперь там остались только тотемные столбы, поросшие мхом и скрытые под сенью разросшихся деревьев, которые были свидетелями связи племени Хайда с природой.
На архипелаг можно добраться только по воде и туда не допускают больше десятка туристов за один раз, что лишь подчеркивает атмосферу острова. Проводники племени водят экскурсии по старому лесу и рассказывают легенды древних тотемов.
flickr.com
4. Мыс Реинга, Северный Остров, Новая Зеландия
На буйном скалистом краю Нортленда, где сталкиваются Тасманское море и Тихий океан, кривое дерево похутукава цепляется за скалу – и отправляет души в подземный мир.
Согласно мифологии маори, дикий мыс Реинга, известный также как Те Рейнга Вайруа, «место для прыжка духа», – это то место, где умерший уходит, спускаясь по старому дереву, чтобы присоединиться к богине Хине-нуи-те-по в загробной жизни. Для маори это связь с предками, а для любого посетителя – потрясающее место на краю света.
flickr.com
5. Озеро Титикака, Перу и Боливия
Мерцая на высоте около 3800 м, огромное озеро Титикака сыграло центральную роль в рождении цивилизации инков. Говорят, что ее основатель – царь Манко Капак – вышел из скалы на острове Исла-дель-Соль. Следовательно, этот «Остров солнца» стал ключевым религиозным центром, и паломники со всей империи на протяжении столетий приходили, чтобы прикоснуться к его святыням.
Сегодня вы можете отправиться на безлесый остров, чтобы прогуляться по его мощеным камнем тропинкам, осмотреть руины храмов, полюбоваться видами заснеженных Анд.
flickr.com
6. Эйвбери, Уилтшир, Великобритания
Эйвбери усеян странностями: уютная деревня, разделенная каменным кругом; таинственное святилище концентрических колец; длинный курган, датируемый 3650 годом до нашей эры; крупнейший искусственный холм в Европе.
Никто точно не знает, для чего это все предназначалось. Вероятно, это было ключевое церемониальное место эпохи неолита, где проводились ритуалы единения с силами природы и духами. Такая связь все еще возможна: используйте ивовый прут для поиска предполагаемых энергетических линий Земли, прикоснитесь к могущественным валунам или отправляйтесь в ближайшую усадьбу, чтобы отведать придающего силы чая со сливками.
flickr.com
7. Пик Адама, Шри-Ланка
На вершине пирамидального пика, посреди чайных террас, находится скала, известная как Шри-пада, или «Священный след». Верующие нескольких религий совершают трудное восхождение, чтобы поклониться этой святыне, которая – в зависимости от вашей веры – может быть знаком Будды, Шивы, Адама или Святого Томаса.
Пилигримские тропы поднимаются в гору на 2 244 м через чайные плантации, храмы, вверх по крутым ступеням, вдоль крутых обрывов и полного дикой природы леса. Совершите восхождение, чтобы увидеть верующих, делающих жертвоприношения, оценить впечатляющий вид на горные массивы, открывающийся с вершины.
flickr.com
8. Гора Кайлаш, Тибет, Китай
Парящий на высоте 6 714 м Кайлаш – это больше, чем гора. Это мандала, пуп вселенной, пирамида власти, источник четырех великих рек Азии, почитаемых миллиардами людей – буддистами, бонами, джайнами и индусами, которые считают это место священным.
Исключительное испытание – совершить кору, круговое паломничество вокруг горы (примерно 52 км), во время которого вы повстречаете стада яков, увидите красочные молитвенные флаги и буквально захватывающие дух виды. Буддисты полагают, что одна кора избавляет от плохой кармы на одну жизнь, а повторенная 108 раз приведет к полному просветлению.
flickr.com
9. Виттенберг, Германия
В 1517 году просветитель и священник Мартин Лютер прикрепил свои 95 тезисов к тяжелым дверям замковой церкви Виттенберга и тем самым изменил ход истории. Воззвание Лютера к папе инициировало протестантскую Реформацию, потрясение для всего христианского мира.
С тех пор деревянные двери были заменены тяжелыми металлическими, но церковь по-прежнему открыта для службы, концертов и туров. Посетите гробницу Лютера, затем поднимайтесь на 289 ступеней вверх внутри круглой башни, украшенной цитатами из его трудов, чтобы осмотреть панораму средневекового города, изменившего историю.
flickr.com
10. Озеро Крейтер, Орегон, США
Согласно преданию индейского племени кламатов, причиной возникновения озера стала битва между Ллао, вождем Нижнего мира, и Скеллом, вождем Верхнего мира. В какую бы версию вы ни поверили, получившийся в результате пейзаж просто захватывает дух.
Местные индейцы предлагают совершить тяжелые квесты в поисках видений, но вы просто можете спуститься к воде по одной из троп или взять лодку до Острова колдуна, конусной скалы из шлака, образовавшейся во время древнего извержения, а, может, и головы самого Ллао.