что такое свободная экономическая зона определение

Свободная экономическая зона

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Содержание

Классификация ОЭЗ

ОЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По функциям

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов: технико-внедренческие, промышленно-производственные, портовые и туристско-рекреационные.

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2008 г..

По степени интеграции в экономику

По системам льгот

Особые экономические зоны России

22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:

3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:

В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ. [1]

Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 1 млрд 320 млн руб.

В г. Магадан действует торгово-производственная зона, созданная в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 г. С помощью правового режима зоны предполагается решить основные задачи в экономике и социальной сфере области: развитие производительных сил, насыщение потребительского рынка всевозможными товарами, повышение уровня жизни населения. С 1 января 2006 г. до 31 декабря 2014 г. участники зоны при осуществлении ими хозяйственной деятельности на территории зоны и в пределах Магаданской области освобождаются от уплаты налога на прибыль, инвестируемую в развитие производства и социальной сферы.

Также существуют три действующих проекта создания ОЭЗ:

Условия создания

Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2008 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).

Источник

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей.

Цель создания особых экономических зон

Цели свободных экономических зон состоят в стимулировании экономического развития страны и налаживании внешнеэкономических связей.

Особые экономические зоны создаются с целью:

привлечения прямых иностранных инвестиций;

создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

развития экспортной базы;

минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;

приближения производства к потребителю;

использования более дешёвой рабочей силы;

Преимущества использования особых экономических зон

Инвесторам предоставляется система льгот и преференций, а именно:

особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);

готовая инфраструктура для развития бизнеса;

большое количество рабочей силы;

возможность оборудования рабочих мест по упрощенным стандартам;

отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи;

доступные рынки сбыта;

возможность выкупа земельных участков по льготной стоимости;

льготная аренда зданий, офисов и участков земли;

предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;

предоставление особого налогового режима (комплекс налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок либо полное отсутствие налоговых платежей);

предоставление особого таможенного режима (процедура свободной таможенной зоны);

возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);

более мягкие требования к защите окружающей среды;

предоставление правовых гарантий в части защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Таким образом, те, кто осуществляет деятельность на территории особых экономических зон, получают следующие преимущества в виде:

Льгот по налогообложению;

Экономии на пошлинах и других видах платежей;

Возможности привлекать персонал высокой квалификации;

Возможности увеличивать доходы при минимизации своих затрат.

Условия для полноценного функционирования особых экономических зон

Условия для полноценного функционирования особых экономических зон заключаются в следующем:

Выгодное географическое положение;

Наличие свободных площадей для развития;

Высокая обеспеченность инфраструктурами;

Возможность привлекать квалифицированные кадры;

Возможность развивать внешнеэкономические связи;

Наличие исторически сложившихся на данной территории видов деятельности.

Классификация действующих особых экономических зон

Классифицировать особые экономические зоны можно следующим образом:

Территориальная особая экономическая зона. Создается для взаимодействия с другими регионами — ограниченного либо полного;

Функциональная особая экономическая зона. Создается для выполнения определенных задач (для развития производства и так далее);

Таможенная особая экономическая зона. В данном случае предоставляются существенные льготы по импорту и экспорту товаров;

Налоговая особая экономическая зона. В этом случае предусмотрена частичная или полная отмена налогов и сборов;

Финансово-инвестиционная особая экономическая зона. В этом случае предусмотрено применение пониженных ставок по налогам и сборам, пониженных процентов по полученным кредитам, а также льготного страхования;

Административная особая экономическая зона – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, с упрощенными правилами выезда и въезда иностранных граждан.

Классификация действующих особых экономических зон

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот, особые экономические зоны делятся на:

Логистические особые экономические зоны – территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.

Промышленные особые экономические зоны – территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, а инвесторам предоставляются различные льготы.

Технологические особые экономические зоны – территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (технопарки, технополисы).

Туристические особые экономические зоны – территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, и оказываются услуги в сфере туризма.

Итоги

По своей сути, особая экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим.

От других территорий страны особые экономические зоны отличаются следующим:

Максимальными привилегиями по налогам, включая полное от них освобождение на определённый период времени;

Действием льгот на ввоз продукции, необходимой для деятельности организаций;

Сниженными тарифами на услуги ЖКХ;

Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

На данных территориях ведётся совместное предпринимательство, и иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эти территории имеют и особый юридический статус.

Особые экономические зоны в России позволяют решить ряд следующих задач:

Создание новых мест работы для лиц, обладающих достаточной квалификацией;

Стимулирование роста отечественных производителей, повышение объёмов инвестиций в производство;

Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;

Привлечение в страну капитала из других стран.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Свободные экономические зоны в России — перечень, виды и цели СЭЗ

что такое свободная экономическая зона определение. Svobodnye ekonomicheskie zony v Rossii. что такое свободная экономическая зона определение фото. что такое свободная экономическая зона определение-Svobodnye ekonomicheskie zony v Rossii. картинка что такое свободная экономическая зона определение. картинка Svobodnye ekonomicheskie zony v Rossii. Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Здравствуйте! В этой статье поговорим о свободных экономических зонах в России.

Сегодня вы узнаете:

Когда в экономике государства возникают проблемы, чтобы привлечь инвесторов из-за рубежа, на территории государства создают особые зоны, в которых проводится совершенно иная инвестиционная, тарифная и промышленная политика. Для чего организовываются такие зоны, каких типов они бывают, обсудим в рамках сегодняшней статьи.

Содержание

Экскурс в историю

Подобный режим был апробирован еще в 12-13 веках в Европе. Первая полноценная СЭЗ начала действовать в Германии. Это были города Бремен и Гамбург. Эти города сохраняют весь комплекс привилегий и на сегодняшний день.

В России такие зоны стали появляться в конце 90-х годов.

Что такое свободная экономическая зона

Терминология в данной сфере непростая. Давайте попробуем в ней разобраться.

Наверняка каждый не раз слышал такие выражения:

Все, что перечислено выше – это разные названия одного и того же явления. Исключение составляет только термин «зоны свободной торговли».

Зоны свободной торговли – это обособленные территории, в рамках которых не берутся таможенные сборы.

Свободная экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим. На данных территориях ведется совместное предпринимательство, иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эта территория имеет особый юридический статус.

Зачем нужны СЭЗ

Благодаря созданию таких территорий развивается не только страна в комплексе, но и отдельные ее регионы.

СЭЗ в России позволяет решить ряд следующих задач:

Те же, кто осуществляют деятельность на территории экономзон, получают следующие преимущества:

Цели свободных экономических зон состоят в стимуляции экономического развития страны, в налаживании внешнеэкономических связей.

Виды свободных экономических зон

Зоны, в которых сформированы особые экономические условия можно классифицировать следующим образом.

№ п/пНаименование экономзоныХарактеристика
1Промышленно-производственнаяКомплекс, на котором производится большое кол-во определенной группы товаров
2Свободной торговлиЗона хранения, упаковки, тестирования продукции. Юрисдикция таможенной службы на нее не распространяется
3ТуристическаяС особыми условиями для предпринимателей в сфере туризма
4СервиснаяС особыми условиями осуществления финансовой деятельности
5Научно-техническаяТехнопарк, зона для разработок и научных исследований

Типы свободных экономических зон

Классификаций СЭЗ фактически несколько.

Рассмотрим одну из них:

Свободные экономические зоны в России — перечень

Серьезный подход к вопросу формирования и развития особых территорий в России стал актуален в 2000-х годах. Заниматься их созданием стали чтобы привлечь иностранных инвесторов и оказать поддержку высокотехнологичным отраслям экономики.

В нашей стране сформировано несколько СЭЗ:

В рамках данного анализа стоит упомянуть о Калининградской области. Здесь % по налогу на прибыль снижен вообще для всех компаний, желающих вести деятельность в области.

На всей территории России в наличии 33 СЭЗ. В настоящее время в это число внесен и Крым.

Условия для полноценного функционирования СЭЗ

Принципы действия

Отличия СЭЗ и ОЭЗ от других регионов

От других территорий страны СЭЗ отличаются следующим:

Регистрация и порядок вступления в СЭЗ

Для инвесторов довольно привлекательными являются условиями для ведения бизнеса в СЭЗ.

Но чтобы зарегистрировать свой бизнес, нужно соответствовать перечню критериев:

Также для инвесторов есть определенный финансовый порог по вхождению в ОЭЗ. Рассмотрим на примере, что нужно делать, чтобы стать резидентом СЭЗ Крыма.

Для начала нужно осуществить вложение денег в сумме 150 млн. рублей и обеспечить работой 10 чел. Если компания представитель малого бизнеса, то порог вхождения 20 млн. рублей.

Не могут стать резидентами СЭЗ компании, которые:

Процедура регистрации

В регистрирующие органы предприниматель подает заполненное заявление и следующую документацию:

Если заявитель – гражданин другого государства, документы нужно перевести и засвидетельствовать у нотариуса.

Затем заявка регистрируется в журнале, проверяется наличие документов. Неполный пакет будет возвращен заявителю. Но бизнесмен имеет право на повторное обращение. Договор заключается в десятидневный срок.

Льготы и преференции для резидентов

Этот перечень неполный, наличие льгот зависит от типа экономической зоны и региона ее расположения.

Насколько эффективны СЭЗ в России

В конце 2016 года СЭЗ показали очень низкую эффективность. Вместо запланированного количества рабочих мест, была создана только половина. Не полностью освоены отведенные земли и прочее.

Низкий уровень эффективности Правительство связывает прежде всего с невыполнением властями регионов своих обязательств. В частности, недофинансирование представляет собой круглую сумму в 50 млрд. рублей.

Заключение

СЭЗ напрямую влияют на развитие всей экономической системы страны. Благодаря их наличию у предпринимателей и инвесторов появились широкие возможности и перспективы. Если компания владеет серьезным капиталом, то она вполне может войти в число участников ОЭЗ, а значит оказать стимулирующее воздействие на регион.

Хотя далеко не все зависит от самих бизнесменов. Власти региона также должны выполнять свои функции и оказывать всестороннюю поддержку инвесторам, обеспечивающим население рабочими местами.

Источник

Что такое свободная экономическая зона определение

что такое свободная экономическая зона определение. business 3421076 960 720. что такое свободная экономическая зона определение фото. что такое свободная экономическая зона определение-business 3421076 960 720. картинка что такое свободная экономическая зона определение. картинка business 3421076 960 720. Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Закон «О свободных экономических зонах» был принят в 1996г. Однако большая часть свободных экономических зон (далее по тексту – СЭЗ) была создана за последние 5 лет.

Предлагаю разобраться, что такое СЭЗ и как можно эффективно использовать их преимущества.

Термины

Свободная экономическая зона — специально выделенная территория с четко определенными административными границами и особым правовым режимом, создаваемая в целях привлечения отечественного и иностранного капитала, прогрессивной технологии и управленческого опыта для ускоренного социально-экономического развития зоны.

На территории свободной экономической зоны допускаются любые виды хозяйственной, финансовой и иной деятельности юридических лиц и граждан (физических лиц), за исключением видов деятельности, запрещенных законодательством Республики Узбекистан.

Виды СЭЗ

Свободные экономические зоны могут создаваться в виде:

зон свободной торговли;

свободных производственных зон;

свободных научно-технических и иных зон.

Как стать участником СЭЗ

Юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории свободной экономической зоны, регистрируются в дирекции.

Зарегистрированному юридическому или физическому лицу дирекция выдает свидетельство о регистрации в свободной экономической зоне и информирует об этом соответствующие органы государственного управления в установленном законодательством порядке.

Отдельно для каждой СЭЗ могут быть предусмотрены дополнительные условия для вступления.

Особенности СЭЗ

В свободных экономических зонах может быть установлен особый таможенный, валютный, налоговый режим, а также режим въезда, выезда и пребывания граждан, трудовых отношений, финансово-кредитной деятельности и иной режим, направленный на привлечение инвестиций, стимулирование развития предпринимательства и социально-экономического развития зоны.

Для работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в свободной экономической зоне привлекаются в приоритетном порядке местные трудовые ресурсы, а также могут привлекаться лица, проживающие в других регионах Республики Узбекистан, и иностранные граждане. Привлечение трудовых ресурсов в свободную экономическую зону осуществляется в соответствии с законодательством.

В свободной экономической зоне может быть введен упрошенный режим въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, определяемый законодательством.

Налоговые и таможенные льготы

На основании Положения «О порядке применения льгот по налогам и таможенным платежам на территории свободных экономических зон» участникам СЭЗ был предоставлен целый перечень льгот и преференций.

Участники СЭЗ освобождаются от уплаты:

земельного налога, налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд при Кабинете Министров Республики Узбекистан и внебюджетный Фонд развития материально-технической базы образовательных и медицинских учреждений при Министерстве финансов Республики Узбекистан;

таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за оборудование, сырье, материалы и комплектующие изделия, завозимые для собственных производственных нужд;

таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление) за строительные материалы, не производимые в республике и завозимые в рамках реализации проектов, по перечням, утверждаемым Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Срок предоставление льгот зависит от суммы внесенных инвестиций:

от 300 тыс. долларов США до 3 млн долларов США — сроком на 3 года;

от 3 млн долларов США до 5 млн долларов США — сроком на 5 лет;

от 5 млн долларов США до 10 млн долларов США — сроком на 7 лет;

от 10 млн долларов США и выше — сроком на 10 лет, с применением в течение последующих 5 лет ставки налога на прибыль и единого налогового платежа в размере на 50 процентов ниже действующих ставок.

Отдельно для каждой СЭЗ могут быть предоставлены другие налоговые и таможенные льготы и другие преференции.

Срок действия таможенных и налоговых льгот исчисляется с даты получения свидетельства участника СЭЗ, выдаваемого участнику СЭЗ.

Предоставление земельных участков

В Положения «О порядке предоставления земельных участков участникам свободных экономических зон» определен порядок распределения земельных участков, в том числе по «нулевой» выкупной стоимости.

Участники СЭЗ размещаются, в первую очередь, на базе бездействующих, пустующих зданий, сооружений и незавершенных строительством объектов, в том числе объектов государственной собственности и в территориях, имеющих подведенную инженерную инфраструктуру, с определением земельного участка в необходимых для строительства размерах.

Для получения земельных участков участник СЭЗ подает заявление о предоставлении земельного участка в Центры государственных услуг в явочном порядке или посредством почтовой связи.

В заявлении о предоставлении земельного участка дополнительно должны быть указаны цели, для которых необходим земельный участок, место его расположения и размеры (с обоснованием требуемой площади), примерные сроки начала и завершения строительных работ, почтовый адрес, реквизиты юридического лица.

Источник

Таможенный словарь:Свободная экономическая зона (СЭЗ)

Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) [2] установлено, что свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются и функционируют на территориях государств-членов ЕАЭС в целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов ЕАЭС, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы.

Содержание

Общие требования к СЭЗ

Территория СЭЗ — это зона таможенного контроля.

Территория СЭЗ должна быть обустроена в целях проведения таможенного контроля. Должен быть обеспечен контрольно-пропускной режим на территории СЭЗ, определен порядок доступа лиц на такую территорию.

Ввоз товаров на территорию СЭЗ, за исключением портовой СЭЗ и логистической СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа.

Ввоз товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа.

При убытии с территории портовой СЭЗ или логистической СЭЗ товаров, помещенных за пределами территорий таких СЭЗ под таможенную процедуру экспорта, таможенную процедуру реэкспорта, таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, таможенную процедуру временного вывоза, специальную таможенную процедуру, резидент (участник, субъект) портовой СЭЗ или логистической СЭЗ представляет таможенному органу транспортные (перевозочные) документы, подтверждающие, что местом разгрузки (портом, аэропортом) является место, находящееся за пределами таможенной территории ЕАЭС.

При ввозе на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ в отношении товаров, не подлежащих таможенному декларированию, совершаются только таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию.

Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию СЭЗ.

Типы СЭЗ

На территории РФ могут создаваться СЭЗ следующих типов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *