что такое светлая седмица в православии

Пасха и Светлая седмица: как правильно встретить и провести, чтобы не перечеркнуть труды Великого поста?

что такое светлая седмица в православии. 262815.p. что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-262815.p. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка 262815.p. На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

Известный советский кинорежиссер Иван Пырьев, экранизировавший романы Федора Достоевского «Идиот» и «Братья Карамазовы», рассказывал о своем детстве следующее…

…Он родился в старообрядческой семье. В Прощеное воскресенье перед Великим постом к ним в дом съезжались родственники. Они чинно крестились, становились друг перед другом на колени, земно кланялись и испрашивали прощения друг у друга со словами «Прости меня Христа ради». Потом вместе шли в храм на службу. После, уже дома, садились за стол. И здесь начиналась вторая – темная – половина встречи. Родственники напивались страшно, потом происходила драка. И по завершении Прощеного воскресенья родственники, обозленные друг на друга, разъезжались по своим деревням. Во время одной из таких драк был убит отец Пырьева.

Я это рассказываю к тому, что в нашей широкой и многогранной славянской душе великое христианское благочестивое чувство часто соседствует с языческим пьяным разгулом. Последнее особенно вырывается, как пар из клокочущего чайника, во время праздников.

Человек долго и честно себя сдерживал во время Великого поста. Старался вести более-менее благочестивую покаянную жизнь. После Пасхи ему дали «зеленый свет». И он перестал себя смирять. Пружина распрямилась с мощной кинетической энергией. Итог – в худшем случае несварение желудка, больница или запой на период Светлой седмицы. Человек несколькими днями перечеркивает в себе все достижения поста. Почему это бывает?

Потому что он часто неправильно относится к посту, воспринимая его нормативно-механистически: не есть того-то, выполнить то-то и прочее. И потом, не стараясь изменить свою внутреннюю духовную природу, исправить ее, взывая к Богу о помощи, человек усилием воли пытается обуздать свои страсти. Но не искореняя их в глубине сердца, а сдерживая где-то на поверхности. Потому в праздники – Пасху или Рождество Христово – он снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в книге «Моя жизнь во Христе» писал: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца), в будущия блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».

Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь. Через них Господь изменяет-исцеляет нашу духовную природу. Вот в чем самоцель праздника. И нам необходимо откликнуться на этот призыв Всевышнего, а не вернуться к лени, пьянству и чревоугодию. Не без того, конечно, чтобы тело отдохнуло. Это тоже нужно. Особенно в Светлую седмицу. Но все хорошо в меру. Это не значит, что вышли из храма после Пасхальной службы и забыли дорогу к церкви. Будем только есть, пить, веселиться. Нет, жизнь во Христе продолжается, как и борьба с диаволом, со страстями своими. Ведь, наоборот, сатана начинает уловлять нас тогда, когда мы расслабимся.

– Слава Богу, причастился! – думает человек.

А бес уже ждет, чтобы ножку подставить.

– Слава Богу, дождался Светлого Воскресения Христова. Теперь разговеюсь! – мыслит постник.

Но сатана уже ждет, чтобы он разговелся ТАК, чтобы перечеркнуть все свои усилия и труды.

Потому, дорогие братья и сестры, будем иметь перед собой не плотяные, а духовные цели. Важно на Светлой седмице не скатиться вниз, но продолжать с Божьей помощью упорное тяжелое восхождение вверх – в Царствие Небесное.

Для тех же, кто желает и в Светлую седмицу участвовать в богослужениях и причащаться Святых Христовых Таин, хочется сказать несколько слов о подготовке к Евхаристии в данный период. Пищевой пост мы не держим. Это запрещено Церковным Уставом. Соблюдается только евхаристический пост: с двенадцати ночи и до момента причастия. Вместо подготовительных канонов читается один канон Святой Пасхи, вместо утренних и вечерних молитв – часы Святой Пасхи. Последование ко Святому Причащению не опускается, оно обязательно для готовящихся к Евхаристии и во время Светлой седмицы.

Не будем же, дорогие братья и сестры, перечеркивать собственные усилия и труды Великого поста. Главное изменяться сердцем, соединяться душой с Господом нашим Иисусом Христом посредством праздников, в том числе и Светлого Христового Воскресенья. Ведь нам нужно просить у Бога, чтобы Он помог нам, неразумным, оставаться в свете Его Божества, а не упасть в грязь пьянства и чревоугодия.

Мы должны и разговеться, и отдохнуть, и побыть с близкими своими, поделиться с ними пасхальной радостью, но вместе с тем помнить, что ГЛАВНОЕ достижение Пасхи – наша воскресающая обновленная душа. Не будем же ее снова втаптывать в грязь страстей.

Источник

Светлая седмица. Что не забыть

что такое светлая седмица в православии. 27516252958 2a330a1e98 k. что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-27516252958 2a330a1e98 k. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка 27516252958 2a330a1e98 k. На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос воскресе!», «Воистину воскресе!».

Каждый день после Литургии совершается праздничный крестный ход, и в продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

На Светлой седмице отменяется пост в среду и пятницу, земные поклоны. Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов.

В Светлый вторник, 21 апреля, совершается празднование в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. В XVII веке слух о чудотворном образе через паломников распространился по России, по просьбе будущего патриарха Никона копия с иконы прибыла в Москву.

что такое светлая седмица в православии. spbk. что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-spbk. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка spbk. На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

В Светлую пятницу, 24 апреля, совершается празднование иконе Божией Матери «Живоносный источник». После Литургии по обычаю бывает малое освящение воды.

В Светлую субботу, 25 апреля, на Литургии читается молитва на раздробление артоса, после богослужения его раздают верующим.

Первое воскресенье после Пасхи, 26 апреля, называется Антипасхой и напоминает о том, как Господь Иисус Христос, явившись одиннадцати ученикам в восьмой день по Воскресении, обновил Свое явление. В этот день вспоминается также уверение апостола Фомы, почему его называют Фоминой неделей или Фоминым воскресеньем.

Все богослужение Антипасхи совершается по чину двунадесятых Господских праздников, хотя сам день к таким праздникам формально не относится. На каждой из воскресных служб, начиная с Антипасхи, поется пасхальный канон, повторяя празднование Пасхи.

Этот праздник открывает собой период, когда вновь начинает совершаться таинство Брака.

Источник

Неделя первая. Светлая, 3-8 мая

7 недель после Пасхи

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия (Пятидесятница или день Святой Троицы), обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день после Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами.

Неделя первая. Светлая, 3-8 мая Пасха Воскресения

Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения?

В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название — Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель.

Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников?

Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются!

А что меняется в нашей повседневной жизни?

Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы.
На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

Зачем все это делается? Отчего тут радость? Оттого, что не нужно исполнять тягостную обязанность подолгу и внимательно молиться и бить поклоны?

Дело, конечно, совсем не в этом. Во-первых, после напряжения поста, особенно Страстной недели, Церковь дает христианам столь необходимый отдых и послабление. А во-вторых, основное содержание этого времени — торжество: необходимое во все дни жизни человека покаяние как бы уходит в тень, христианин объят другим чувством — льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о ­восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае, радость блудного сына о незаслуженно принявшем его Отце.

Обратите внимание: ведь даже обычно закрытые Царские врата алтаря всю Светлую седмицу остаются открытыми, в знак того, что для человека снова открыты двери Домой, к Отцу.

Некоторые люди на Светлую седмицу берут отпуск с тем, чтобы бывать в храме в эти уникальные дни года. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите (1 Фес 5:16–18).

Артос. Хлеб

что такое светлая седмица в православии. . что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка . На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

Артос — так называется хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. «Артос» в переводе с греческого, собственно, и означает «квасной хлеб». Освящается он в первый день Пасхи и во всю Светлую седмицу стоит на аналое (особом столике) перед иконой Спасителя, справа от Царских врат. А когда службы нет — прямо во вратах, которые приоткрываются ровно настолько, чтобы в их створках поместился аналой с артосом. Сохраняется традиция выносить артос во время ежедневных на Светлой неделе крестных ходов.

Зачем все это нужно? По одной из версий этот обычай восходит к апостольской традиции: когда ученики Христовы собирались после Его Воскресения на трапезу, согласно преданию, они полагали часть хлеба на столе для Него, как всегда делали при Его земной жизни. В монастырях эта традиция продолжает жить в своем изначальном виде: всю неделю артос приносят в трапезную и поставляют на незанятое место за столом или на отдельный столик.

Артос и сегодня символизирует невидимое присутствие Иисуса Христа с нами. Вместе с тем это есть символ жизни вечной: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать (Ин 6:35), как сказал о себе Спаситель.

Раздается артос в субботу Светлой недели, после утреннего богослужения. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни.

Источник

Светлая седмица

После праздника Светлого Христова Воскресения наступает Светлая седмица. Это – продолжение праздника, которого так долго ждали православные. В 2020-м году она начинается 20-го апреля, а заканчивается 26-го апреля.

Смысл светлой седмицы

Праздников праздник настолько велик, что празднование его не вмещается в один день. Семь дней православные отмечают его, а пасхальное настроение поддерживается еще в течение сорока дней до праздника Отдания Пасхи.

В эту седмицу верующие испытывают особую пасхальную радость, которая не сравнится ни с какой другой земной радостью. Дух, который взял вверх над телом в течение поста, ликует и разделяет радость Воскресшего Христа. Мы явно ощущаем, как не только люди, но и вся природа радуется в эти светлые дни. По поверью, солнце «играет» на Пасху.

Поста нет в течение всей Светлой седмицы. В эти дни постоянно звучит пасхальное приветствие: «Христос воскресе», на которое отвечают: «Воистину воскресе». Православные по обычаю христосуются при встрече друг с другом.

В дни Светлой седмицы на столе в каждом доме находятся продукты пасхальной трапезы: крашеные яйца, куличи, творожные пасхи. Вечернее и утреннее правило состоит всего лишь из пасхальных часов.

Что можно и чего нельзя делать

В дни Светлой седмицы не положено ходить на кладбища, плакать по усопшим, ведь и они получают облегчение на время этого праздника. Люди ликуют вместе с ангелами, прославляя Христово воскресение.

Не стоит в этот период предаваться и другим грехам: объедению (как это нередко случается после длинного поста), пьянству, ругани, разврату, ссорам и т.д. Провести эти святые дни надо достойно.

Особенности богослужения

Храмы на время Пасхальной седмицы переоблачаются в радостный красный цвет. Везде пестрят надписи «ХВ», что значит, Христос Воскресе.

что такое светлая седмица в православии. svetlaya sedmicza bogosluzheniay. что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-svetlaya sedmicza bogosluzheniay. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка svetlaya sedmicza bogosluzheniay. На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

Все службы Светлой седмицы скоры и наполнены радостью. Нет печальных песнопений, церковь ликует. Царские врата никогда не закрываются, говоря нам об открытом входе в Царствие Небесное.

Любая служба Светлой седмицы начинается с пения пасхального тропаря и стихами из псалмов, перемежается частыми возгласами иерея: «Христос воскресе!». На утрени поется пасхальный канон. На литургии вместо «Да исполнятся», «Видехом», «Тело Христово» поется пасхальный тропарь. Задостойник Пасхи «Ангел вопияше» поется на литургии до Отдания Пасхи. Псалтирь не читается всю седмицу.

На вторник Светлой седмицы бывает переходящий праздник Иверской иконы Божией Матери. На утрени к пасхальному канону присоединяются тропари Богородицы.

В пятницу Светлой седмицы отмечается переходящий праздник иконы Богородицы «Живоносный Источник». В этот день после литургии служится молебен с водосвятием. В субботу бывает раздача артоса (хлеб, который освящается на Пасху и лежит перед открытыми царскими вратами всю седмицу). Заканчивается седмица Фоминым воскресением. В субботу на всенощной царские врата закрываются.

Светлая Седмица — особенная неделя для христиан

Источник

Светлая неделя

что такое светлая седмица в православии. svetlaya nedelya. что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-svetlaya nedelya. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка svetlaya nedelya. На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.

Светлая неделя (Светлая седмица, Пасхальная неделя) — это следующая за праздником Пасхи седмица, которая включает пасхальное воскресение и последующие шесть дней до Фоминой недели. Составные дни Светлой недели также имеют свое соответствующее название: Светлый понедельник, Светлый вторник и так до Светлой субботы включительно.

Содержание:

Светлая неделя. Событие праздника

Церковная традиция празднования Светлой Пасхи в течение семи дней установлена еще с апостольских времен. Вся Светлая неделя считается «как день един». В Светлую седмицу каждый день, и утром и вечером, в церкви положено совершать богослужения: верующие не должны в это время заниматься обычными житейскими хлопотами, но с усердием пребывать на молитве в храме Божьем, о чем дается особое указание в 66-м правиле 6-го Вселенского Собора:

От Святаго Воскресения Христа Бога нашего дне, до Новыя недели, всю неделю во святых церквах пребывати подобает, нескудно верным, псалмы и хвалами и песньми духовными веселящеся празднующе, и Божественнаго Писания почитание внемлюще, и Святых Таин наслаждающеся. Будем бо сице со Христом совоскресше же и вознесшеся. Ни какоже убо в предлежащия дни конная уристания да не будут, или ин людский позор да не творят (Лист 229, об). (1).

Праздничное богослужение в дни Светлой недели совершается при открытых царских вратах: открытый алтарь символизирует в этом случае образ Гроба Господня, от которого ангел отвалил камень, а также открывшийся вход в Царствие Небесное, который обретаем благодаря Искупительной Жертве и Воскресению Христову. Всю неделю совершается праздничный колокольный перезвон, причем на колокольню допускаются все желающие христиане и могут звонить в любое время, как пишет о том в своем «Уставе» свт. Арсений Уральский: «желающие звонят во всякое время, и кроме службы» (2).

В духовном смысле Светлая седмица является для нас прообразом будущего века и нескончаемой радости Общего Воскресения в Царствии Небесном, куда сможем войти, если достойно послужим здесь Христу Богу, как в молитвенном песнопении, так и в добрых делах по отношению к своим ближним, чтобы сбылось и на нас святое Евангельское обетование:

Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34).

Светлая неделя. Богослужение в храме и дома

На Светлой неделе служба поется по пасхальному чину: опускается псалтырь, отменяются земные поклоны и обычное поминовение усопших, а также пост для среды и пятницы. Минейные службы на Светлой седмице опускаются, так как каноны соответствующим святым вычитываются заранее, на павечерницах во время Великого поста. Исключения встречаются в том случае, если на седмицу выпадают двунадесятые праздники (Благовещение) или память особо почитаемых полиелеосных святых, как, например, св. влмч. Георгий. По окончании литургии положено совершать крестный ход в память о женах-мироносицах, шествовавших в Пасхальную ночь ко Святому Гробу. В Светлый вторник по Триоди Цветной поется бденная служба Пресвятой Богородице Одигитрии.

Домашний устав Светлой седмицы также имеет свои особенности. Вместо повседневных полунощницы и павечерницы поются пасхальные часы. За дневной и вечерней трапезой обычные молитвы заменяет трехкратное пение «Христос воскресе». Рекомендуется также пение пасхального молебна с каноном (особенно для тех, кто по каким-либо причинам не может присутствовать за богослужением), так как домашнее правило в эти дни имеет значительное сокращение по времени по сравнению с привычным молитвословием. На семипоклонном начале до самого отдания Пасхи вместо молитвы «Достойно есть» читается задостойник «Светися, светися». Подробные пояснение об уставе на светлую неделю можно найти в библиотеке нашего сайта или в домашнем молитвеннике.

Священный хлеб «артус»

С начала Светлой седмицы перед царскими вратами полагается священный хлеб, называемый «артус». Он символизирует «часть Господню», которую ставили на своей трапезе святые апостолы по Воскресении Христовом, веруя, что Господь всегда незримо присутствует посреди них. Апостолы оставляли незанятым центральное место за столом и клали перед ним свою часть хлеба. Позднее этот обычай вошел в церковное богослужение и был определен уставным порядком. По окончании литургии Светлой Субботы артус раздробляется и раздается на вкушение молящимся. В настоящее время этот обычай сохраняется в приходах, где есть епископская кафедра.

С артусом также соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба и для Пречистой Матери Господа, в напоминание постоянного общения с Ней, и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название «Чин о Панагии», то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах хлеб Богоматери вспоминается раз в году при раздроблении артуса.

Народные традиции Светлой седмицы

По старинному преданию, крестьяне верили, что с первого дня Светлой недели Сам Христос в сопровождении апостолов ходит по земле, вплоть до Своего Вознесения. «Одеты небесные странники в нищенское рубище, а потому, — гласит народный сказ, — и невдомек никому: кто они. Ходят они, испытуют людское милосердие, награждают великими и богатыми милостями добрых и карают злых людей». Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников, не имевших особенно тяжких преступлений. Всю Светлую неделю по всей Руси не умолкал радостный пасхальный звон: гудели-перекликались колокольни.

что такое светлая седмица в православии. 1491929009.8902pasha zvon. что такое светлая седмица в православии фото. что такое светлая седмица в православии-1491929009.8902pasha zvon. картинка что такое светлая седмица в православии. картинка 1491929009.8902pasha zvon. На Пасху человек снимает со своего телесного коня узду, и тот, уже не сдерживаясь, несется куда-то. Как правило, хозяин коня, то есть сам человек, не имеет понятия, куда занесет его так долго сдерживаемое вожделение. О чем важно помнить в эти дни, знает иерей Андрей Чиженко.М. Гермашев. Пасхальный звон

На протяжении всей Светлой седмицы в деревнях служили пасхальные молебны. Священники ходили по крестьянским избам в сопровождении «оброшников» и «оброшниц», которых иначе называли «богоносцами», потому что они носили иконы. Богоносцы одевались во все чистое и давали зарок не пить вина. «Ходить под Богом» считалось за благочестивый подвиг, ношение икон в течение всей Светлой недели приравнивалось к седьмой части пути в Иеросалим: «Семь Светлых седмиц под Богом походитьв Ерусалим-град не ходить!» — говорили благочестивые люди.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Светлой недели:

«Святая Пасха празднуется самым торжественным образом во всех христианских странах. В обеих столицах России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраиваются качели, карусели, балаганы, где представляют комедианты, и также другие зрелища. Прочее население столиц делает поздравительные визиты родным и знакомым и катается в экипажах. Каждый город или село оглашается колокольным звоном до вечерен, где позволено упражняться всем желающим. Яйцо от первого христосования считается «наисвященнейшим», и его сохраняют целый год до нового христосования. Простой народ убежден, что с этим яйцом в первый день праздника во время заутрени можно узнать колдуна, который покажется спиною к алтарю.

Крестьяне верят, что в Светлое Воскресенье солнце играет на небе. Такое же точно убеждение существует у простого народа Ирландии, и многие стараются подкараулить тот момент, когда оно играет. В деревнях во время Пасхи занимаются всевозможными играми, преимущественно мужчины бьются красными яйцами, катают их с каточков; девушки и молодые парни качаются на качелях, водят хороводы и пр. Финны, подобно русским, тоже устраивают качели и водят хороводы, в которых в старину принимали участие даже старухи. В Финляндии о Святой, подобно нашим куличу и пасхе, пекут пресные лепешки, называемые мемми (mammi).

В Малороссии и Белоруссии о Святой неделе поют так называемые великоденные песни, сопровождаемые музыкою, ходя по домам ночью ватагою, которая называется волочебник; тот, кто управляет их хором и руководит, называется починальником. Обыкновенно первая песня обращается к хозяину и хозяйке; в ней прославляется благоразумное домостроительство, то есть домашнее благоустройство, зажиточность, порядок в доме и благочестие, причем упоминают, что св. Юрий (Георгий) запасает им коров, св. Никола — коней, св. Илья зажинает жниво, Пречистая Мать (Успение) — засевает, а Покров — собирает и т. д., и после всякой строфы припевают «Христос Воскресе».

Смысл вышеозначенного содержания песни имеет глубокое значение в отношении сельского хозяйства. Здесь подразумевается в хорошо веденном хозяйстве своевременное решение хозяйственных задач, которые наш русский народ совершает, согласуясь с праздниками, вверяя свои полевые работы и вообще хозяйство покровительству святых, хотя на самом деле здесь дело хозяйства сопряжено со временем года.

В Белоруссии, как и в Болгарии, зарывают в землю кости теленка, освященного на Пасху, в том убеждении, что они предохраняют засеянный хлеб от града».

Подробно о народных пасхальных традициях читайте в статье Пасха на Руси. Записки этнографа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *