что такое служебные полномочия

Что такое служебные полномочия

УК РФ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами («золотая акция»), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 16-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Под лицами, занимающими государственные должности Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

3. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

4. Государственные служащие и муниципальные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями.

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Источник

Должностные полномочия

Должностные полномочия должны включать в себя:

Штабные полномочия — это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями. В свою очередь, они подразделяются на четыре группы:

Децентрализованная система позволяет стимулировать «инициативу снизу», однако эффективность работы структурных звеньев во многом связана с компетентностью ее руководителей. Децентрализация приближает руководителя, принимающего решение, к самой проблеме и к процессу ее разрешения. Тем самым обеспечивается подготовка будущих руководителей высшего звена управленческой иерархии в границах самой организации, открывает дополнительные перспективы служебного роста.

Делегирование — это средство достижения целей организации. Если задача не делегирована исполнителю, руководитель вынужден будет выполнять ее сам, что во многих случаях просто невозможно. Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Именно умение делегировать задачи превращает человека в руководителя. Процесс делегирования полномочий состоит из трех этапов:

Полная ответственность руководителя за деятельность своих подчиненных сохраняется при любом типе делегирования.

Возможны варианты распределения прав и ответственности в организации по системе «елочка» и по системе «матрешка».

В системе «елочка» права и ответственность вышестоящего руководства поглощают только часть прав и ответственности (полномочий) нижестоящего руководителя. Это система бюрократической организации с высокой четкостью фиксации прав и ответственности руководителя каждого уровня. Руководители высших звеньев могут вмешиваться только в некоторые полномочия руководителей низших звеньев.

Система «матрешка» — это система множественного подчинения. В ней права и ответственность вышестоящего руководителя полностью поглощают права и ответственность (полномочия) всех нижестоящих руководителей.

Для подчиненных из делегирования вытекают специфические обязанности :

Подчиненные могут уклоняться от дополнительной ответственности по следующим основным причинам:

В связи с этим руководителю необходимо знание некоторых приемов, которыми могут объективно или субъективно воспользоваться сотрудники в целях уклонения от выполнения задания:

Необходимо помнить, что существуют две принципиально разных точки зрения на делегирование полномочий:

Основные методики делегирования :

Ликвидация этих проблем оптимизирует должностные инструкции и систему делегирования полномочий в организации, искомым состоянием которой является классификационная упорядоченность функций и обязанностей подразделений.

Классификация позволяет глубже вникнуть в работу подразделений, охватить все стороны их деятельности, унифицировать процесс разработки. Внешние функции и обязанности проявляются во взаимодействии с производством, смежными службами, внешней средой, внутренние — внутри подразделения. Специальные функции и обязанности характерны только для работы данного подразделения, а общие — для всех или большинства подразделений. Рутинные функции и обязанности повторяются периодически и выполняются по неизменной технологии, творческие — всегда по-новому.

Внутренние функции большей частью контролируются непосредственным руководителем, стоящим ступенью выше по иерархической лестнице, а внешние — производственными и функциональными службами, для которых выполняются работы или которые являются следующим звеном в последовательности прохождения этих работ. Творческие функции требуют больше внимания, усилий, квалификации, знаний, энергии, обеспечивают развитие и конкурентоспособность организации и поэтому выше оплачиваются и стимулируются.

В целом классификационная упорядоченность позволяет логически соразмерить все функции, определить объективную роль каждой в процессе управления, найти рациональный метод ее планирования и контроля и благодаря этому повысить организующую роль положений и инструкций в системе управления.

Источник

Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д. Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия. При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства. Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий. Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства. Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.

Источник

К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «СЛУЖЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ» И «СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ»

На первый взгляд актуальность выбора анализируемой темы может вызвать сомнения. Рекомендации по толкованию и применению квалифицирующего признака «с использованием своего служебного положения» приведены в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Исследованию этих вопросов уделено должное внимание научным сообществом.

Мнение об отсутствии сложностей применения квалифицирующего признака «с использованием своего служебного положения», следовательно, и его толкования, высказал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 23.12.2014 № 2832-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сазонова Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 228.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»:«Пункт “б” части четвертой статьи 228.1 УК Российской Федерации … устанавливает уголовную ответственность за незаконные производство, сбыт или пересылку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и иные преступления, предусмотренные данной статьей, совершенные лицом с использованием своего служебного положения. Такое правовое регулирование корреспондирует подпункту “е” пункта 5 статьи 3 Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, согласно которому ее стороны, в том числе Российская Федерация, могут принимать во внимание в качестве обстоятельства, отягчающего признаваемые этой Конвенцией правонарушения в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ, тот факт, что правонарушитель является должностным лицом и данное правонарушение связано с его должностью. Не содержат названные нормы уголовного закона и неопределенности, в результате которой лицо было бы лишено возможности осознавать противоправность своих действий и предвидеть наступление ответственности за их совершение и которая препятствовала бы единообразному пониманию и применению данных законоположений правоприменительными органами».

С точки зрения Конституционного Суда Российской Федерации, понятие «служебное положение» не содержит неопределенности. Вместе с тем анализ судебной практики и позиций ученых свидетельствует об обратном.

Принимая во внимание, что законодательное определение понятия «служебное положение» не выработано, вопрос о его содержании и о том, как служебное положение соотносится со служебными полномочиями, остается открытым,что порождает ошибки при квалификации деяний, в том числе на уровне вышестоящих судебных инстанций.

Использование лицом своего служебного положения во многих составах преступлений является квалифицирующим признаком, а в некоторых составах образует само преступное деяние. В последнем случае для правильной квалификации преступления необходимо разграничивать понятия «служебные полномочия» и «служебное положение».

Так, К. наряду с другими преступлениями признан виновным в злоупотреблении должностными полномочиями и осужден по ст. 285 УК РФ. Верховный Суд Российской Федерации пришел к выводу об ошибочной квалификации, так как К. использовал не служебные полномочия, а служебное положение, и квалифицировал его действия по ч. 1 ст. 169 УК РФ(1).

Подобные ошибки допускаются в судебно-следственной практике в силу того, что к определению содержания служебного положения существуют два конкурирующих подхода.

Сторонники узкого подхода ограничивают применение признака «с использованием служебного положения» исключительно случаями использования конкретных полномочий, официально возложенных на лицо в связи с выполнением профессиональных обязанностей и занимаемой должностью.

Э. Ю. Авшеев предлагает под служебным положением понимать наличие у лица управленческих полномочий либо предусмотренных правовыми актами иных возможностей повлиять на волю лиц(1). Таким образом, автор допускает признание деяния совершенным с использованием служебного положения только при наличии у лица правовых возможностей.

По мнению Н. Ю. Акининой, служебное положение характеризуется двумя признаками:

видом служебной деятельности: публичная (государственная, гражданская, правоохранительная, военная, муниципальная) и частная (служба в организациях любой организационно-правовой формы, в том числе коммерческих, некоммерческих, оказывающих услуги неопределенному кругу лиц) — в зависимости от вида определяется объем служебных полномочий;

статусом служащего, определяющим его служебные полномочия (права и обязанности)(2). Помимо признаков специального субъекта преступления автор акцентирует внимание на наличии именно служебных полномочий.

Таким образом, при узком подходе к определению содержания служебного положения фактически отождествляются понятия «служебное положение» и «служебные полномочия».

Ученые, придерживающиеся широкого подхода, предлагают не ограничивать служебное положение наличием исключительно служебных полномочий, а учитывать и иные возможности субъекта, которые вытекают из занимаемого служебного положения и используются при совершении конкретного преступления(3).

Относительно служебных полномочий в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» дается четкое определение, не вызывающее разночтений: под использованием должностным лицом своих полномочий понимается совершение таких деяний, которые были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей.

Что касается служебного положения, то в ряде постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации указывается, что использование лицом своего служебного положения выражается не только в умышленном использовании таким лицом своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой должности, на других лиц в целях совершения желаемых субъектом действий(4).

Несколько иная формулировка приведена в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об

Анализ постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации позволяет сделать вывод, что в статьях, содержащих квалифицирующий признак «с использованием своего служебного положения», данный признак может указывать на способ совершения преступления либо характеризовать облегчающую совершение преступления обстановку, например использование виновным служебной атрибутики в виде форменного обмундирования, соответствующих документов и т. п.

Представляется, что понятие служебного положения неразрывно связано с понятием службы и полномочий, но совокупностью полномочий не ограничивается.

В соответствии с доктринальными определениями служба — профессиональная деятельность определенного контингента лиц — служащих по организации исполнения и практической реализации полномочий государственных, общественных и иных социальных структур(1). Служащий — физическое лицо, осуществляющее управленческую или иную юридически значимую деятельность, непосредственно не связанную с производством материальных благ либо оказанием материальных услуг, а также лицо, осуществляющее интеллектуальное или документальное обслуживание управленческой или иной деятельности(2).

Полномочие — право, предоставленное кому-нибудь на совершение чего-либо(3). Полномочия как правовая категория кроме права характеризуются обязанностью наделенного ими субъекта действовать в предусмотренной законом, иным правовым актом ситуации способом, предусмотренным этими правовыми актами(4.

В свою очередь, совокупность прав и обязанностей, определяющих положение лица, есть его статус(5). Такое положение позволяет оказывать влияние на других лиц прежде всего в силу статуса. Однако реальные возможности лица, хотя непосредственно и связанные с его полномочиями, но вытекающие не из их совокупности, а из служебного положения, также могут использоваться при совершении преступлений.

Отдельные формы использования лицом служебного положения обусловлены занимаемой им должностью. Одна из распространенных форм — оказание влияния на других лиц в силу значимости и авторитета занимаемой должности.

Далеко не все авторы признают использование авторитета занимаемой должности одной из форм использования служебного положения.

Так, по мнению Н. В. Мирошниченко, «использование при совершении преступления авторитета занимаемой должности не может образовывать часть деяния (действия или бездействия), а следовательно, и не может входить элементом в систему признаков, характеризующих основание уголовной ответственности или основание ее дифференциации. Использование авторитета и значимости занимаемой должности в большей степени характеризует лицо, совершившее преступление,

а потому может учитываться лишь при определении меры уголовного наказания»(1).

Авторитет в широком смысле — общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте и др., а также значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в узком — одна из форм осуществления власти путем признания ее необходимости лицами, на которых распространяется ее действие. Авторитетным признают человека, который пользуется доверием, уважением и признанием других людей и имеет на них влияние. Пользующийся авторитетом — заслуживающий безусловного доверия(2). Авторитет должности — влияние, влиятельность индивида, основанная на занимаемом им положении, должности, статусе(3). Следовательно, использование авторитета занимаемой должности — это использование не авторитета личности, занимающей определенную должность, а авторитета должности независимо от того, какое конкретно лицо эту должность занимает.

Использование личных отношений, родственных и дружеских связей, если они не связаны с занимаемой должностью или служебной деятельностью, не может рассматриваться как случай использования служебного положения.

Причина невозможности дать конкретное определение служебного положения заключается в многообразии функций данного понятия в уголовном праве. Использование служебного положения выступает квалифицирующим признаком состава преступления, но может рассматриваться как способ, обстановка совершения преступления, а может выступать самостоятельным составом преступления.

Представляется, понятие «служебное положение» включает: служебные полномочия; наличие у лица реальной, связанной с осуществлением служебных полномочий, возможности влиять (воздействовать), в том числе незаконно, на действия и решения иных находящихся в служебной зависимости или подчиненности лиц; иные служебные возможности; авторитет занимаемой должности.

Источник

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Полезное

Смотреть что такое «ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ» в других словарях:

ПОЛНОМОЧИЯ — (authority) Право и/или возможность высказывать предложения, предписывать и давать указания, обязательные к выполнению без уговоров, торгов и применения силы. Должностные лица имеют право принимать решения или давать указания в силу данных им… … Политология. Словарь.

Полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов — таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации,… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

Должностные лица, возглавляющие исполнительную и распорядительную деятельность в муниципальных образованиях — Федеральный закон Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации определяет, что уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования выборного должностного лица … Административное право. Словарь-справочник

Должностные лица в организациях, не являющихся органами государственной власти — 2. Для целей настоящей статьи под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается… … Официальная терминология

Должностные лица — это государственные служащие, которые осуществляют полномочия государственно властного характера, т. е. имеют право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать акты управления, совершать… … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ — КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ, основной действующий закон, выработанный Конституционным конвентом 1787 в Филадельфии. Утвердил республиканскую демократическую форму правления и федеративное устройство США. В соответствии со ст. VII… … Энциклопедический словарь

Военная служба — У этого термина существуют и другие значения, см. Служба. Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

Государственная гражданская служба Российской Федерации — Политика Портал:Политика Россия … Википедия

Корнелий Сулла, Луций — Луций Корнелий Сулла Lucius Cornelius Sulla Бессрочный … Википедия

Луций Корнелий Сулла Феликс — Луций Корнелий Сулла Lucius Cornelius Sulla Бессрочный … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *