что такое служба экономической безопасности
Служба экономической безопасности
Служба экономической безопасности — самостоятельное подразделение, которое в своей деятельности руководствуется положениями Конституции российской Федерации, требованиями законов Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности», «Об оружии», Уставом службы безопасности. «Положением о коммерческой тайне», другими соответствующими актами Российской Федерации, а также распоряжениями Председателя правления, его заместителей, не противоречащими названным законодательным актам.
С 01 января 2010 г. Службы безопасности на предприятиях были ликвидированы либо реорганизованы согласно федеральному закону №272 «О внесении изменений в отдельный законодательный акт РФ в связи с совершенствованием организации частной охранной деятельности»
В настоящее время «Служба безопасности» (Служба экономической безопасности) является структурным подразделением коммерческой организации.
Содержание
Задачи и функции службы на предприятии
Основными задачами службы является:
1. Разработка и осуществление профилактических мероприятий по защите финансовых и других операций.
2. Сбор, обработка, хранение и анализ официальной и конфиденциальной информации в отношении контрагентов и деловых интересов компании, с целью предупреждения сделок с недобросовестными контрагентами.
3. Организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности персонала компании, основных фондов и финансовых активов в различных условиях повседневной деятельности и в экстремальных ситуациях.
4. Проведение работ по защите информации.
5. Внедрение нормативных актов по организации охраны помещений компании, взаимодействию с охранной фирмой, Управлением внутренних дел.
6. Проведение единой технической политики в вопросах охраны.
7. Контроль, выполнение требований подразделениями компании по вопросам, входящим в компетенцию службы.
8. Проведение инструктажа и обучения работников компании правилам работы с конфиденциальной информацией.
Задачи и требования банковской СЭБ
Типовая структура СЭБ в общем виде содержит два основных подразделения.
1. Информационно-аналитический отдел обеспечивает:
2. Оперативный отдел обеспечивает:
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Служба экономической безопасности» в других словарях:
Медаль «70 лет подразделениям экономической безопасности МВД России» — Медаль «70 лет подразделениям экономической безопасности МВД России» … Википедия
СЛУЖБА ТАМОЖЕННАЯ — система органов, в которую входят Государственный таможенный комитет РФ, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты и другие учреждения (например, лаборатории, учебные заведения). Основные задачи: участие в разработке… … Энциклопедический словарь конституционного права
Служба безопасности Украины — Служба безопасности Украины … Википедия
Служба внешней разведки СЫРБАР — Служба внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар» «Сырбар» Служба внешней разведки Республ … Википедия
Служба внешней разведки Российской Федерации — Служба внешней разведки (СВР) России является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. СВР осуществляет разведывательную деятельность в целях: обеспечения… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Служба внешней разведки (СВР) Российской Федерации — 20 декабря 1920 года считается датой основания Службы внешней разведки Российской Федерации (СВР России), которая является составной частью сил обеспечения безопасности и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних… … Энциклопедия ньюсмейкеров
Служба внешней разведки Украины — У этого термина существуют и другие значения, см. Служба внешней разведки. Служба внешней разведки Украины Служба зовнішньої розвідки України … Википедия
Служба внешнего осведомления и контрразведки министерства вооруженных сил Франции (СДЕСЕ) — основной разведывательный орган страны. Руководит СДЕСЕ непосредственно министр вооруженных сил. СДЕСЕ активно занимается добыванием политической, экономической, научно технической и военной информации об иностранных государствах,… … Контрразведывательный словарь
Служба внешней разведки Российской Федерации — У этого термина существуют и другие значения, см. Служба внешней разведки. Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) … Википедия
СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ — совокупность специально созданных государством органов, призванных участвовать в обеспечении безопасности личности, общества и государства от внешних угроз, с использованием установленных законодательством методов. Согласно закону, в эту систему… … Энциклопедический словарь конституционного права
Служба экономической безопасности
Из Википедии — свободной энциклопедии
Служба экономической безопасности (Служба безопасности) — до 1 января 2010 года, так назывались обособленные подразделения предприятий, независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации, для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя, с правом открытия текущих и расчетных счетов. Деятельность служб безопасности регулировалась ст. 14 ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности».
С 01 января 2010г. ст. 14 ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности» утратила свою силу. Службы безопасности на предприятиях были ликвидированы.
В настоящее время Служба безопасности не имеет законных оснований на существование.
В целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, легитимным (законным) способом при обеспечении частной безопасности может быть только получение возмездных услуг от частных детективов и охранных предприятий, деятельность которых подлежит лицензированию. Задачами лицензирования данных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями, требований, которые установлены ФЗ от 04.05.2011 N 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О частной детективной и охранной деятельности» и д.р. федеральными законами.
Служба экономической безопасности предприятия
Нестеров А.К. Служба экономической безопасности предприятия // Энциклопедия Нестеровых
Цель и задачи службы экономической безопасности предприятия
Цель создания службы экономической безопасности – исключение или минимизация ущерба имущественным интересам предприятия, за счет предотвращения хищения финансово-материальных активов, уничтожения имущества и ценностей, негативного воздействия извне.
Задачи управления экономической безопасностью предприятия:
Управление экономической безопасностью предприятия осуществляется с учетом перечисленных задач, интенсивности конкуренции, сферы деятельности предприятия, следовательно, для каждого предприятия система экономической безопасности будет индивидуальна. Также важен объем материально-технических и финансовых ресурсов, выделяемых руководством предприятия на функционирование соответствующей службы.
Можно определить цель, задачи и направления деятельности службы экономической безопасности предприятия.
Цель службы экономической безопасности предприятия: своевременно выявить и нейтрализовать условия и причины, которые способны нанести предприятию возможный ущерб.
Данная цель достигается путем решения 4 задач:
Защита имущественных интересов предприятия реализуется с помощью разработки в организации режима охраны и учета, при котором уровень контрольных процедур повышается. Сюда же относится и безопасность персонала, что способствует нейтрализации широкого спектра возможных угроз.
Защита коммерческой тайны и безопасность коммерческой деятельности подразумевают внедрение аналитических процедур, связанных с проверкой контрагентов, покупателей, различных посредников, подрядчиков и т.д.,
Основные направления деятельности службы экономической безопасности включают в себя следующие:
Функции службы экономической безопасности предприятия
Функции службы экономической безопасности предприятия
Административно-распорядительная функция предполагает подготовку решений, которые направлены на непосредственное создание и организацию системы безопасности, включая распределение обязанностей и компетенций.
Учетно-контрольная функция включает определение внешних и внутренних угроз финансовой стабильности предприятия. Сюда же относится контроль негативных факторов, накопление информации о недобросовестных контрагентах и конкурентах.
Хозяйственно-распорядительная функция реализуется в рамках участия службы экономической безопасности в распределении ресурсов компании, подготовке и реализации мероприятий по защите имущественных интересов предприятия.
Социально-кадровая функция подразумевает участие службы экономической безопасности в работе отдела кадров, изучении причин и локализации возможных конфликтов внутри коллектива предприятия, инструктаже сотрудников. Сюда же относится контроль соблюдения правил режима и безопасности.
Организационно-управленческая функция реализуется путем участия соблюдения службы экономической безопасности в формировании структуры предприятия, организации взаимодействия между отдельными подразделениями для достижения целей предприятия.
Планово-производственная функция включает разработку целевой программы обеспечения безопасности предприятия, а также проведение мероприятий по основным направлениям деятельности предприятия, осуществление и поддержку режима безопасности.
Организационно-техническая функция осуществляется путем обеспечения системы безопасности предприятия с помощью специальной техники.
Научно-методическая функция выполняется в ходе накопления и освоения опыта обеспечения безопасности. Сюда же относится комплексный анализ всех возможных проблем обеспечения безопасности и разработка методического сопровождения деятельности подразделений предприятия по вопросам безопасности.
Информационно-аналитическая функция реализуется в процессе сбора и обработки информации, касающейся вопросов безопасности, и организации информационной поддержки подразделений предприятия и отдельных заинтересованных сотрудников сведениями, которыми располагает служба экономической безопасности.
Структура службы экономической безопасности
На практике служба экономической безопасности формируется сообразно потребностям компании, масштабам ее деятельности и специфики хозяйственной деятельности, однако можно представить типовую структуру данного подразделения для производственного предприятия.
Типовая структура службы экономической безопасности предприятия
Начальник службы безопасности организует охрану имущества предприятия от противоправных действий, стихийных бедствий, аварий и других форс-мажорных обстоятельств. В задачи руководителя службы безопасности входит проведение мероприятий по обеспечению безопасности, разработка и внедрение методов охраны и средств защиты, проверка сотрудников, помощь органам внутренних дел в раскрытии преступлений на предприятий, предупреждение противоправных и незаконных действий сотрудников предприятия и третьих лиц.
Отдел внутренней безопасности осуществляет учет информации и персонала, разрабатывает и поддерживает функционирование пропускного режима, охрану внутренних помещений, наблюдение за обстановкой вокруг и внутри предприятия. На данное подразделение возложены обязанности обеспечения силовой безопасности, в том числе реализация мер по предотвращению несанкционированного физического доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну. Производит проверки вновь принимаемых на работу сотрудников и уже работающих, а также реализует меры по защите от угроз, обусловленных человеческим фактором (к ним можно отнести шпионаж, воровство, халатность, ошибки и пр.).
Отдел коммерческой безопасности выполняет задачи по защите экономических интересов предприятия от внешних посягательств, в том числе охрана коммерческой тайны, имущественных интересов, репутации предприятия, предупреждения мошенничества и коррупции. Осуществляет юридическое сопровождение текущей деятельности предприятия и консультирует по правовым вопросам, касающимся вопросов правовой безопасности предприятия.
Информационно-аналитический отдел осуществляет широкий спектр исследований: изучение внешней обстановки, в том числе, конкурентов, партнеров, клиентов; сбор сведений о возможных злонамеренных действиях внешних субъектов и со стороны персонала предприятия; анализ и учет фактов несанкционированного доступа на предприятие, к конфиденциальной информации; определение платежеспособности клиентов.
Вопросы обеспечения финансовой безопасности входят в обязанности бухгалтерии и финансового отдела. Обеспечение технической, технологической и экологической безопасности должны быть отнесены к задачам производственных участков и отдела разработок.
Также на предприятиях может быть сформирована несколько упрощенная структура службы:
Упрощенная структура службы экономической безопасности на предприятиях
Функционирование системы экономической безопасности обеспечивается путем реализации единой политики в данной сфере и системой специальных мер правового, организационного, технического характера.
Взаимоотношения службы экономической безопасности предприятия регулируются положениями специального устава и организационно-распорядительными документами. Работники службы безопасности несут юридическую, дисциплинарную и материальную ответственность.
Специфика работы службы экономической безопасности предприятия подразумевает, что ее сотрудники наделены рядом полномочий:
Отдельным направлением работы службы экономической безопасности предприятия является выявление фактов внутреннего мошенничества и злоупотреблений, что выступает основанием для проведения соответствующих расследований. При установлении достаточных оснований, условий, при которых было совершено противоправное деяние, и на основании полученной в ходе проведенного расследования информации сотрудники службы экономической безопасности инициируют внутреннее разбирательство для установления лица или группы лиц, совершивших данное действие. В результате проведенной работы по каждому такому случаю служба экономической безопасности прорабатывает меры по недопущению таких или схожих по своей природе действий в будущем.
Обнаружение и расследование фактов нарушения экономической безопасности
Под понятие обнаружения факта нарушения экономической безопасности подпадают процедуры выявления и установления таких фактов. При этом учитывается возможность обнаружения как уже совершенного факта, так и потенциально возможного. Расследование установленных фактов представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных лиц в организации для проверки сведений о действиях, бездействии, сокрытии информации, искажении информации, которые имеют признаки, свидетельствующие об угрозе экономической безопасности предприятия. Сюда относится широкий спектр действий и решений, подразумевающих сбор, проверку доказательств и принятие решений относительно обстоятельств и фактов предполагаемых нарушений.
В качестве основной предпосылки инициации конкретных процедур выступает появление информации или сведений об угрозе или нарушении экономической безопасности по ряду причин:
Выявлению внутренних угроз мешают действия злоумышленников, которые, используя свое должностное положение, скрывают или завуалируют следы своей преступной деятельности, чтобы исказить достоверную информацию во внутренней документации предприятия. Следовательно, сбор сведений о реальном положении дел на предприятии имеет наибольшее значение. Одним из возможных способов нейтрализации данного негативного фактора является привлечение стороннего аудитора для проведения проверки, чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, а также для корректной оценки финансовых рисков. При установлении фактов нарушения экономической безопасности необходимо выявить или обнаружить злоумышленника, затем провести всестороннюю оценку его противоправной деятельности, установить размер нанесенного ущерба, определить способы совершения махинаций и выяснить его мотивы. Следовательно, показательное привлечение сотрудника к уголовной ответственности и возмещение ущерба через судебные органы выступает действенной мерой по предупреждению таких действий со стороны других сотрудников в будущем.
Реализация мер по выявлению и расследованию фактов нарушения экономической безопасности внутри предприятия на постоянной основе является приоритетной задачей руководства, поскольку ущерб от хищений активов, организации «параллельного бизнеса», незаконных сделок и махинаций с отчетностью, который в единичном случае может оказаться и незначительным, при непрерывном нанесении в масштабах всего предприятия может быть огромным.
В соответствии с этим следует рассмотреть методику обнаружения и расследования фактов нарушения экономической безопасности в соответствии с алгоритмом, используемым в практике работы служб безопасности предприятий и органов внутренних дел.
Основной этап – организация системы управления рисками с целью предотвращения фактов противоправных и криминальных действий со стороны сотрудников. Непосредственное управление данной системой осуществляет директор или собственник предприятия, функциональные мероприятия осуществляет служба безопасности или служба экономической безопасности.
Алгоритм обнаружения и расследования фактов нарушения экономической безопасности
Сбор сведений осуществляется службой экономической безопасности или аналитической службой на постоянной основе. При этом источники информации признаются равнозначными, и любые сведения подлежат обязательной проверке.
Полученные сведения из любого источника информации должны быть проверены на подлинность, если она подтвердится, то производится работа по установлению обстоятельств нарушения, произведенных действиях, повлекших ущерб и т.д. В случае установления факта нарушения службой экономической безопасности инициируется расследование данного факта, которое начинается со сбора доказательств и свидетельств. При получении документальных доказательств последовательно производится опрос нейтральных свидетелей, молчаливых свидетелей и предполагаемого злоумышленника. Все полученные сведения объединяются с ранее известной информацией.
В случае, если полностью установлены все обстоятельства нарушения, служба экономической безопасности представляет директору отчет о произведенных мероприятиях, собранные материалы, сведения и доказательства для передачи дела в органы внутренних дел для привлечения злоумышленника к уголовной ответственности.
Если полностью обстоятельства противоправных действий не были установлены, либо остаются невыясненные детали, от имени директора предприятия формируется заявление в органы внутренних дел для проведения следственных действий специально уполномоченными лицами. В этом случае органы дознания и предварительного следствия инициируют расследование в соответствии с уголовно-процессуальным порядком, который предусматривает систему оперативных действий с целью собирания, проверки доказательств и полного раскрытия преступления, привлечения в качестве обвиняемых лиц, их совершивших.
Безусловно, выяснение подробностей уже произошедших хищений не только должно быть произведено в срочном порядке, но и не предаваться излишней огласке без тщательного обдумывания такого решения. Это обусловлено тем, что распространение таких сведений в компании может «спугнуть» злоумышленника и осложнить дальнейшее расследование обстоятельств нарушений экономической безопасности предприятия. Вместе с тем оперативно проведенное расследование поможет предотвратить однотипные сценарии хищений в компании.
Приоритетным доказательством выступает документальный след. Поэтому в компании требуется документировать как можно большее количество операций, которые сопровождают комплекс финансово-материальных отношений. Ключевым аспектом является разработка внутреннего стандарта документооборота, в противном случае может быть утрачено контроль над бизнес-процессами внутри предприятия.
Служба экономической безопасности занимается не только устранением угроз, но и минимизацией их появления.
В основе всех видов мошеннических действий лежит несовершенство отдельных законов, нормативно-правовых документов, сложность и многоступенчатость финансово-экономических связей, некомпетентность и юридическая неосведомленность, беспечность и чрезмерная доверчивость руководителей, бесконтрольность сотрудников. Функционирование службы экономической безопасности преследует в том числе цель минимизации данных причин, выявления, предупреждения, пресечения фактов нарушений, что и определяет комплекс противодействия конкретным угрозам экономической безопасности предприятия.
Что такое ОБЭП (ОЭБ, ОЭБиПК, УЭБиПК, ГУЭБиПК)
Чем занимаются в ОБЭП, что они делают и какие есть права у сотрудников этого отдела? Данный вопрос интересует многих россиян, особенно предпринимателей и бизнесменов, которым по роду деятельности иногда приходится иметь дело с ОБЭП.
Начнем с экскурса в историю. Подразделения полиции по борьбе с преступными деяниями в сфере экономики существуют не один десяток лет. Так, работников подразделений экономической безопасности МВД России принято поздравлять 16 марта — именно в этот день в 1937 году актом N 00118 НКВД СССР был образован в составе НКВД СССР отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией.
Проверки ОБХСС
На протяжении всего периода существования СССР магическая аббревиатура ОБХСС наводила ужас на цеховиков, спекулянтов и представителей торговли. При этом традиционно в подразделениях ОБХСС служили наиболее квалифицированные кадры, а рядовых сотрудников причисляли к так называемым «белым воротничкам», подразумевая, что они не занимаются общеуголовными деяниями, а раскрывают дела в сфере экономики; лишний раз это подтверждалось тем, что оперативные сотрудники БХСС не относились к уголовному розыску. Вплоть до распада СССР задачи и наименование органа не менялись, а изменения касались исключительно организационных вопросов, в частности ликвидации НКВД, создания единого МГБ СССР, а затем и Министерства внутренних дел СССР.
После произошедшего во второй половине 80-х годов прошлого века переориентирования уголовного законодательства на защиту в первую очередь прав и свобод личности, упразднения понятия социалистической собственности, поменялись и задачи ОБХСС. Если ранее, до 1985 года сотрудники ОБХСС преимущественно занимались отстаиванием интересов государства в сфере экономики, пресечением и раскрытием преступлений, посягающих на социалистическую собственность и советский уклад, то теперь сотрудники этого ведомства занимаются предупреждением, пресечением и раскрытием целого ряда уголовных правонарушений в области экономики, включая деяния против частной собственности граждан и коммерческих организаций. В связи с этим вместо подразделений БХСС были созданы специальные подразделения, которые возглавляло Бюро по преступности в сфере экономики криминальной милиции МВД СССР.
В феврале 1992-го в результате упразднения МВД СССР с передачей материальной базы и штата сотрудников МВДРФ в составе МВД России взамен упразднённого Управления БХСС было создано Главное управление по экономическим преступлениям (ГУЭП), возглавлявшее по вертикали стройную систему территориальных управлений и отделов (УЭП и ОЭП). Через пять лет наименование в очередной раз было изменено на ГУБЭП и УБЭП и ОБЭП на местах, в июне 2001 года подразделения ГУБЭП структурно включились в состав Службы криминальной милиции МВД России, куда также вошли подразделения уголовного розыска.
Дальнейшее изменение в наименовании и функциях подразделений экономической безопасности МВД РФ произошли в 2003 году после ликвидации Федеральной службы налоговой полиции РФ и передачи её полномочий по раскрытию налоговых нарушений МВД РФ. Поскольку теперь превентивной и следственной работой в отношении налоговых преступлений занимались органы полиции, центральные и территориальные подразделения ОБЭП были упразднены, а вместо них была создана в составе МВД РФ Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, в составе которой были образованы Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по налоговым преступным деяниям, с управлениями и отделами на местах, переименованные впоследствии в результате слияния в единое Главное управление по экономическим и налоговым преступлениям (ГУЭНП, УЭНП, ОЭНП).
В 2005 году состоялось очередное преобразование: вместо ГУЭНП в составе МВД РФ был создан Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ), с управлениями и отделами на местах. В 2008 году ДЭБ стал заниматься также борьбой с коррупцией и организованной преступностью в экономической сфере, в связи с чем в структуре ДЭБ были созданы соответствующие Оперативно-розыскные бюро (ОРБ) 3 и 10.
Наконец, в современном виде подразделения экономической безопасности были сформированы Указом Президента РФ от 01 марта 2011 года; в структуре МВД РФ вместо ДЭБ было создано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК), на местах – управления по субъектам Российской Федерации и территориальные отделы при УВД Например, в Москве этой работой занимается УЭБиПК ГУ МВД РФ по г. Москве,также отделы при окружных УВД (ОЭБиПК УВД по ЦАО г. Москвы и т.д.) ГУЭБиПК, УЭБиПК и ОЭБиПК на местах традиционно делятся на оперативно-розыскные части и отделения в соответствие с направлениями деятельности. Несмотря на то, что аббревиатура ОБЭП уже юридически неактуальна, в «народе» данные подразделения по-прежнему именуют ОБЭП. Следует иметь ввиду, что на уровне районных отделов полиции (ОВД) подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции не существует.
Таким образом, структура подразделений полиции по делам в сфере экономики в настоящее время выглядит следующим образом:
ГУЭБиПК в составе МВД России;
УЭБиПК при Главных управлениях МВД РФ по субъектам федерации;
ОЭБиПК при управлениях внутренних дел, именуемые также неофициально ОЭБ или ОБЭП;
ОРЧ и отделения в составе управлений и отделов.
В структуре Главного управления ОЭБиПК, территориальных управлений и отделов существуют, соответственно, управления, ОРЧ и отделения, которые занимаются борьбой с преступностью в определенных отраслях экономики. Так, традиционно существуют управления и ОРЧ по борьбе с противоправными деяниями в:
в сферах ТЭК и химии;
в сферах финансовой деятельности и банкротства;
в сферах машиностроения и металлургии;
в сфере сельского хозяйства, водных биоресурсах, торговли, пищевой, лесной, легкой промышленности, строительства и ЖКХ.
Также до недавнего времени существовали отдельные управления и ОРЧ, которые занимались борьбой с налоговыми нарушениями (традиционно это были ОРЧ N 4), однако с передачей налоговых преступлений из подследственности органов внутренних дел следователям Следственного комитета РФ, эти подразделения стали заниматься другой деятельностью; в настоящее время в составе УЭБиПК отдельных подразделений, нацеленных исключительно на борьбу с налоговыми преступлениями, не существует. Между тем, подразделения ОЭБиПК всех уровней активно взаимодействуют с налоговыми органами в сфере борьбы с налоговыми преступлениями. При необходимости сотрудники УЭБиПК, ОЭБиПК участвуют в проведении совместных с налоговыми инспекциями налоговых проверок. Если по результатам проверки начислены налоги, достаточные по сумме для возбуждения уголовного дела, материалы передаются следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Управление «П» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в промышленной сфере.
Управление «К» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в кредитно-финансовой и банковской сферах.
Управление «Т» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в транспортной сфере.
Управление «М» — контрразведывательное обеспечение борьбы с коррупцией в государственных министерствах, таких как МВД, Минюст и МЧС.
Управление «Н» — борьба с контрабандой и распространением наркотиков.
Организационно-аналитическое управление, не имеющее буквенного кода.
Чем занимается ОБЭП?
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП) и какие права есть у сотрудников ОЭБ (ОБЭП), закреплено в следующих актах :
Федеральный закон «О полиции»;
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»;
Положение о Главном управлении экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, утверждённое приказом МВД России от 16 марта 2015 года N 340;
Уголовно-процессуальный кодекс РФ;
Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утверждённая приказом МВД РФ от 01.04.2014 года N 199.
Чем занимаются в ОЭБ (ОБЭП)?
Согласно действующему законодательству, сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются предупреждением, выявлением, пресечением и раскрытием преступлений экономической и коррупционной направленности, а также выявлением и установлением лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
Что проверяет ОЭБ (ОБЭП)?
Прежде всего, ОЭБ (ОБЭП) занимается проверкой заявлений граждан и организаций о совершении деяний в сфере области экономики. Эти заявления поступают для проведения проверок непосредственно к сотрудникам территориальных подразделений ОБЭП.
Следует иметь в виду, что сотрудники ОЭБ (ОБЭП) занимаются большим объемом работы, так к их компетенции отнесены более 50 составов преступлений, предусмотренных действующим УК РФ.
Следует также учитывать большую распространённость нарушений в сфере рыночных отношений, а также сложность при раскрытии этой категории дел. В связи с этим сотрудники зачастую не успевают отправить запросы ОБЭП и провести проверку сообщений о преступлении в установленный законом 30-ти дневный максимальный срок. Что делает в этом случае ОБЭП, так это выносит в итоге необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Именно в связи с этим в последние годы получил большое распространение не предусмотренный законом термин «технический отказ», то есть отказ в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления ввиду того, что оперативный сотрудник не успел заняться проведением всего комплекса необходимых мероприятий. Отменой таких постановлений занимается прокуратура, однако на это уходит время, тратятся нервы лица, пострадавшего от преступления, фактически нарушаются его права ОБЭП.
Поэтому, если Вы стали жертвой экономического правонарушения, Вам необходима защита по обвинению Вас в совершении противоправного деяния в сфере экономики или Вами активно интересуется ОЭБ (ОБЭП), Вам следует заручиться помощью адвоката, специализирующегося на оказании адвокатских услуг по данной категории дел.