что такое слово пацана
Слово пацана: Откуда взялись пацанские понятия
Два года назад экскурсовод Еврейского музея, диджей и экс-участник группировки «Низы» Роберт Гараев основал исследовательский проект по изучению ОПГ Казани, Татарстана и Поволжья в период с 1970-е по 1990-е годы. Казанскому феномену посвящен паблик во «ВКонтакте»: сейчас в нем более 28 000 подписчиков, включая бывших опэгэшников и очевидцев криминальных событий.
В декабре в издательстве Individuum вышла книга Роберта «Слово пацана». В нее вошли цитаты из СМИ, книг и фрагменты интервью, которые помогают понять причины появления феномена и прочувствовать время. С разрешения издательства Enter публикует фрагмент, объясняющий, откуда взялись пацанские понятия. Книгу уже сейчас можно прочесть онлайн или заказать домой. 12 и 13 декабря она будет продаваться на Зимнем книжном фестивале.
Уличные правила, которые регламентируют все стороны жизни пацана, называются пацанскими или пацановскими понятиями. Этот достаточно разветвленный моральный кодекс делит все твои поступки и действия на разрешенные — «по понятиям» — и запрещенные — поступать так «западло». По сути, это трансформированные для жизни на улице воровские понятия, которые также называют блатными или людскими. Последние сформировались в системе ГУЛАГ в 1930-х и основывались на полном запрете сотрудничества с государством (нельзя быть комсомольцем, служить в армии и в любом виде сотрудничать с милицией или лагерным руководством), а также неприятии общественных норм вплоть до отказа от материальных благ и запрета жениться или даже заводить длительные отношения.
Пацанские понятия отличаются от блатных меньшей строгостью: пацану не воспрещалось заводить семью, быть комсомольцем или служить в армии. Они ориентированы на существование на улице. Пацан в целом заточен на достижение успеха, причем не только среди своих близких, но и за пределами группировки. Понятия не выглядят как свод правил: их конкретные значения зависят от контекста и ситуации. Понимая основные принципы и владея словесными конструкциями, ты всегда можешь вывернуть любую ситуацию с выгодой для себя или своей группировки.
Вот что пишет о них Светлана Стивенсон в книге «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России»: «Понятия отличаются гибкостью: в разных ситуациях они могут применяться по-разному. Они используются для выражения многих конкретных правил, но при этом опираются на систему фундаментальных принципов, отражающих глубинные представления о мире и о месте в нем группировки».
Для пацана эти правила очевидны — он не задумывается, почему та или иная вещь попадает под запрет. После анализа некоторых запретов становится понятно, что они возникают из-за того, что пацаны считают себя элитой или гражданами мини-государств (группировок). Пацаны защищают свою территорию и честь — они обязаны встать в отмах, если их оскорбляют или посылают на три буквы. Пацан не может быть коммерсом (с коммерса можно только получать), пацан обязан выглядеть опрятным и ходить в чистой одежде. Своих (а в начале 1980-х и чужих) пацанов нельзя бить ногами. Пацан должен уважать своих старших и выполнять их поручения. Кроме того, сами понятия работают только в кругу равных, то есть таких же, как и ты, пацанов. Среди посторонних — чушпанов и лохов, не граждан этих символических государств — действует правило «пацан всегда прав». Другими словами, их можно унижать и оскорблять. Более того, чушпанов и коммерсов надо подчинять себе и эксплуатировать.
Пацанский кодекс также говорит об агрессивном характере этих мини-государств. Об этом можно судить из запрета на курение, алкоголь и наркотики — ты всегда должен быть трезв, чтобы в любой момент дня и ночи встать на защиту группировки. Пацан должен контролировать речь, сохранять самообладание и быть в хорошей физической форме. О последнем говорят и обязательные занятия спортом для младших возрастов.
Пацанские правила постоянно претерпевают изменения. Жесткий запрет на употребление или продажу наркотиков после их прихода в город повлиял и на правила. Группировки участвовали в наркотрафике не в открытую (хотя были улицы, которые не брезговали таким занятиями в 1990-х и 2000-х), но в целом пацаны старались не продавать сами, а нанимали барыг. То же касается и занятий коммерцией: как только в страну пришел капитализм, на большинстве улиц стали закрывать глаза на запрет заниматься бизнесом.
Марат Т. (имя изменено)
1981 г.р. Состоял в группировке в 1995–1999 годах. Бизнесмен
Вот все же были воровские понятия, а мы жили по пацанским понятиям, когда в приоритете — улица и принципы уличные. Они могли коренным образом отличаться от воровской тематики. Не такие строгие были и более беспредельные. Пацан может делать бизнес, служить в армии и много того, что не может себе позволить человек, подвисший на блат-педали.
Светлана Стивенсон
Социолог, автор книги «Жизнь по понятиям. Уличные группировки в России»
Понятия — это скорее мировоззрение. Оно иногда выражается в определенных словесных формулах, которые сами участники и мы, посторонние, определяем как конкретное понятие, но оно может в этих формулах и не выражаться. И поэтому для человека сама структура его представлений может оказываться скрытой, но при этом она существует и является социальным фактом. То есть люди не являются социологами, они часто не могут анализировать свои представления, но тем не менее вот эта структура четких представлений все-таки есть, и она руководит их деятельностью. Понятия — это моральные правила. Они есть и у нас, они есть и в группировках.
Андрей Питулов
1973 г.р. Состоял в группировке «Светлая» в 1990–1993 годах. Предприниматель, клубный деятель
Понятия пацановские разъясняли гораздо раньше, чем ты оказывался в группировке. Мы во дворе их уже знали. Как правильно себя вести, мне рассказали мои одноклассники в классе седьмом-восьмом: как нужно здороваться, кто должен первым руку протягивать (старшие), что западло, а что не западло.
Марат Т. (имя изменено)
1981 г.р. Состоял в группировке в 1995–1999 годах. Бизнесмен
Пацан должен следить за базаром. Я вот сейчас стараюсь следить за базаром, лишнего не сказать во вред себе. Потому что в запале все мы люди эмоциональные. Сказал что-то не подумав, тебя потом притянут за это: «А что ты там сказал? Ответить готов?» Если человек не готов ответить, его быстро развенчают, регалии поснимают с него. Репутация складывается из умения держать базар.
Это относится только к людям своего круга, к пацанам, к близким с других улиц, к своим — на остальных, в принципе, было по*** (безразлично, — прим. Enter). Кому-то из своих сказать и человеку, не имеющему отношения к нашему кругу, — это две большие разницы. Тут, подобно любым военизированным мужским объединениям, начиная от древней Спарты до самураев, определенный круг считает себя выше других за счет легендарно сложившегося доблестного образа, репутации.
Андрей Борзихин (имя изменено)
1973 г.р. Состоял в группировке «Хади Такташ»
На нашей стороне города слово пацана котировалось очень высоко. Если пропацанишь (не выполнишь обещание, подкрепленное словом пацана, — прим. ред.), то на нашей улице отшивали точно. Не было такого, что, не сдержав слово пацана, ты останешься пацаном. Не знаю, как на другой стороне города, но «жилковские», «грязевские», если слово пацана давали, держали его всегда. Другое дело, что этим словом никогда не раскидывались и давали его нечасто.
Был случай еще до нашей войны с «Перваками» в 1996–1997 году. У «Перваков» были братаны — так называли бибиковскую (Бибик — Альберт Батров, авторитет группировки «Перваки», — прим. ред.) молодежь, у них главшпан (главный, — прим. ред.) был Братан. Мои ровесники — такая беспредельная была компания: сборище бывших «дружновских», «старогоровских», «мавлютовских», «камаевских» (все перечисленные группировки в начале 1990-х вошли в состав «Перваков», — прим. ред.) И был у них коммерс, который должен был нашему коммерсу, прилично так, тысяч двадцать долларов. Мы начали его напрягать.
Тут «Перваки» за него приезжают: «Да, он отдаст», потом опять мозги про***ли по срокам (задержали оплату, — прим. ред.), мы опять его прессовать начали. И вот однажды приезжаем на стрелу, их человек пятнадцать-двадцать, наверно, мы вчетвером на одной машине: я с В. и двое молодых пацанов. Начинается гул — мы заряжены, они заряжены, чуть до перестрелки не дошло. И тут мне на ум приходит такое, я говорю: «Слышите, пацаны? Вы даете слово пацана, что такого-то числа он отдаст бабки?» Смотрю, они поначалу заменжевались.
И тут выходит Братан и говорит — дословно: «Мы даем тебе слово первогоровских пацанов, что такого-то числа будут бабки». Я говорю: «Все, конфликт исчерпан, разъезжаемся». Чтобы ты понимал, они кидали всех налево-направо, у них был миллион случаев, когда они приезжали на стрелку, под стволы ставили пацанов, беспределили. Но слово пацана сдержали, бабки отдали.
Что означает слово «пацан»? Откуда оно взялось?
Русский язык богат и разнообразен. Но мало кто знает, что большинство привычных слов пришло в русскоязычную лексику из иностранных источников. Таким словом является «пацан».
Пацанчик, пацанёнок, пацанва, пацанка – множество разнообразных выражений пошло от слова «пацан», но откуда к нам пришло это конкретное слово?
Если пролистать парочку толковых словарей, то, среди прочих, можно обнаружить «пацан». Большинство считают его жаргонным. Но, благодаря тому, что оно фигурирует в произведениях российских писателей, его вполне можно считать литературным.
Существует несколько теорий происхождения этого слова, все версии
Слово «пацан» из еврейского языка
Самая распространённая версия слова «пацан» – происхождение из еврейского языка. Среди еврейского населения есть одно обидное оскорбление «поц», означающее половой член и «поцен» — недоразвитый половой член, со временем превратившееся в «пацан».
Для нормального современного пацана, это не слишком приятное сравнение. И вряд ли сейчас кто-то осознано дал бы себя называть «недоразвитым членом». Но это словечко подхватили одесские евреи и шайки бандитов, начав так обращаться к молодняку — новичкам в воровском деле и беспризорникам. Оно настолько плотно вошло в криминальную среду, что распространилось за пределы Одессы и стало считаться тюремным жаргоном.
Из иудейской религии
Наверное, одна из самых жутких теорий этимологии слова связана с иудейской религией. Всё тот же «поц» выступает здесь как наёмный дефлоратор. Согласно иудаистским канонам, если невинная девушка умирала в раннем возрасте, то она не обретала покой, так как девственницы не могли предстать перед богом Яхве. Девушек нужно было лишить невинности естественным путём. Это и входило в обязанности дефлораторов – обеспечивать уже мёртвым девушкам встречу с Яхве.
«Пацан» и «паук»
Однако, в середине 19 века, нашлось опровержение связи «пацан» со словом «поц» и появилась новая теория. В ней идёт речь об аналогии со словом «паук». Это самое безобидное сравнение из существующих. Само по себе «паук» произошло от греческого (пайс) и латинского paucus, которое переводится как маленький или низкорослый. А любовь к чередованию гласных в русском языке, превратила «паўк» в «пацк», а позже в «пацан».
Из украинского языка
Некоторые лингвисты приписывают происхождению украинские корни. В этом случае пацана сравнивают с пастухом. Дело в том, что украинские пастухи, преимущественно свинопасы, подзывали свиней кличем «паць-паць».
Отсюда и пацан – «пацькающий» свинопас.
Какой бы ни была предыстория появления слова «пацан», оно твёрдо укоренилось в современной лексике. Сейчас оно ассоциируется с молодым ветреным парнем, на уме у которого нет серьёзных планов на будущее.
слово пацана
Смотреть что такое «слово пацана» в других словарях:
сто пудов — нареч, кол во синонимов: 25 • без базара (21) • без всяких (25) • без обмана (17) • … Словарь синонимов
сто пудняк — нареч, кол во синонимов: 19 • без всяких (25) • гадом буду (27) • говорю истину (12) … Словарь синонимов
стопроцентно — законченно, абсолютно, безусловно, стопудово, наверняка Словарь русских синонимов. стопроцентно неизм. • совершенно • абсолютно • безнадежно • непроходимо Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик … Словарь синонимов
стопудово — нареч, кол во синонимов: 24 • базара нет (9) • без всякого сомнения (27) • верняк (13) … Словарь синонимов
стопуд — нареч, кол во синонимов: 3 • слово пацана (6) • стопроцентно (19) • точно говорю (15) … Словарь синонимов
сто процентов — нареч, кол во синонимов: 20 • базара нет (9) • без вариантов (11) • гадом буду (27) … Словарь синонимов
ЗАМРИ-УМРИ-ВОСКРЕСНИ — «ЗАМРИ УМРИ ВОСКРЕСНИ», СССР, ТРОИЦКИЙ МОСТ/ЛЕНФИЛЬМ, 1989, ч/б, 105 мин. Автобиографическая киноповесть. В перестроечную эпоху, когда либеральная общественность требовала от Системы покаяния, а та искренне недоумевала, в чем ей нужно покаяться,… … Энциклопедия кино
Блатной жаргон — Воровской жаргон (правильнее это явление называть «арго») социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально… … Википедия
Вертухай — Воровской жаргон (правильнее это явление называть «арго») социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально… … Википедия
Воровское арго — Воровской жаргон (правильнее это явление называть «арго») социальный диалект (социолект), развившийся в среде деклассированных элементов общества, как правило, преступников. Представляет собой систему терминов и выражений, призванных изначально… … Википедия
О происхождении слова «пацан» (2 фото)
«Пацан» — это маленький «поц» (Еврейская версия)
«Пацан» — это «свинопас» (Украинская версия)
Ряд лингвистов уверены, что в «пацане» не нужно искать еврейский след. Слово это украинского происхождения и происходит от возгласа «паць-паць». Таким междометием на Украине подзывают свиней. Соответственно, человек, который чаще всего общается со свиньями, то бишь свинопас, и является настоящим «пацаном».
Однако, какая версия верная, каждый должен решить для себя сам.
Воровской жаргон Феня пришёл в русский язык из еврейского языка после того, как в местах компактного проживания евреев в Российской Империи сформировались этнические (в данном случае еврейские) организованные преступные группировки. Евреи говорили на иврите и идише, а полицейские их не понимали, так как евреев служить в полицию в царской России не брали. Поэтому постепенно эти непонятные для полицейских термины превратились в устойчивый русский блатной жаргон. Вот некоторые из них:
Ботать — בטא (боте) выражаться. ביטוי (битуй) выражение.
Феня — אופן (офен) способ. ביטאי באופן (Битуй беофен) — ботать по фене — выражаться особым способом, непонятным для окружающих.
Фраер — Frej — свобода (идиш) Фраер — не сидевший в тюрьме, не имеющий тюремного опыта.
Блатной. Die Blatte (идиш) — лист, бумажка, записочка. Тот, кто устраивался по блату, имеющий бумажку от нужного человека.
В воровском жаргоне блатной — свой, принадлежащий к уголовному миру.
Шахер–махер. סחר מחר иврит (сахер мехер). «Махер» — это значит продавать, а «шахер» — товар.
Хевра — криминальная общность, банда. Иврит חברה (хевра) – компания
Ксива — записка. Иврит כתיבה (ктива) — документ, нечто написанное (в ашкеназском произношении иврита (т)ת часто меняется на «с». К примеру «щабес» вместо «шабат»).
Клифт — пиджак. Ивр. חליפה (халифа) — костюм.
Малина (воровская) — квартира, помещение, где скрываются воры. От מלון (малон) — гостиница, приют, место ночлега.
Хана – конец. חנה – ивр. хана – делать остановку в пути, привал. Это корень очень широко распространен в иврите (ханая, — автостоянка, ханут – склад, магазин).
Отсюда же и слово «Таганка» произошедшее от слова תחנה (тахана) — станция, остановка, стоянка. Так сначала неофициально, а потом и официально называлась тюрьма, в которую привозили заключенных со всей страны (европейской части страны) перед отправкой в Сибирь.
Марвихер — вор высокой квалификации. מרויחר марвихер (идиш) – зарабатывающий деньги от ивр. מרויח марвиах — зарабатывает.
Хипеш — обыск.
В Сети ополчились на отца из ютуб-шоу «Слово пацана» о помощи нищей семье. Показался лентяем
Видео, где ведущие ютуб-канала «Слово пацана» помогают малоимущей семье, живущей за чертой бедности в старом доме, вызвало споры в Сети. Некоторых зрителей возмутило поведение главы семейства, который, по их мнению, должен больше стараться, чтобы родные не выживали на мизерные деньги и не участвовали в подобных шоу.
Ютуб-проект «Слово пацана» занимается помощью людям, оказавшимся в трудных жизненных ситуациях. В одном из выпусков ведущие Роман и Дмитрий начали помогать обездоленной семье с тремя несовершеннолетними детьми из Воронежской области, которую ютуберы, по их словам, встретили ночью на трассе. Россияне рассказали блогерам, что находятся на грани — якобы живут на детское пособие размером девять тысяч рублей в месяц, львиная доля которого уходит на коммунальные платежи.
Многодетная семья, которой помогают ведущие ютуб-канала «Слово пацана»
Роман и Дмитрий навестили семью, переехавшую из Краснодарского края в Воронежскую область, и посмотрели, в каких условиях они живут, а также узнали, почему глава семейства не может обеспечивать своих близких. Ведущий спросил, работал ли мужчина в области, где приобрёл дом, и почему не может устроиться на работу.
Здесь ничего не найти, а официально меня не возьмут (из-за условного срока. — Прим. Medialeaks). Соцзащита приходила, говорила, кровати не было. А у нас была одна большая кровать, ну я и принёс раскладушку. Хотел как лучше, — рассказал герой видео.
Ведущие показали, как живёт семья: комнаты в доме в неудовлетворительном состоянии, обои местами ободраны, полы прохудились, вся мебель довольно старая. Во дворе лежат горы мусора, так как у героев выпуска, по их словам, большой долг за вывоз отходов, который они не могут оплатить.
Как выглядит дом нуждающейся семьи
По словам главы семейства, он занимался домом — чинил крыльцо, дверь, отремонтировал сарай, но до капитальной реновации руки не дошли из-за отсутствия средств.
Как выглядит кухня в доме
Мать семейства тоже не работает — ей нужно пройти медкомиссию, стоимость которой, со слов женщины, две тысячи рублей. Но такие траты героине выпуска, как она утверждает, не по карману.
Так выглядит двор семьи
Поэтому люди выживают как могут, но блогеры из проекта «Слово пацана» помогли нуждающимся — привезли продукты и подарки детям. Впрочем, это был не единственный сюрприз от Романа и Дмитрия — также ютуберы обещали сделать ремонт в доме героев и уже приступили к обновлению жилья.
Меньше чем за сутки ролик про малообеспеченную семью попал в тренды ютуба и собрал почти 360 тысяч просмотров. Зрители благодарили Романа и Дмитрия за то, что они помогают героям выпуска. Но некоторых комментаторов возмутило поведение главы семейства, который, по их мнению, мог бы найти хоть какую-то работу, а не жаловаться на то, что ничего не выходит.
«Как жизнь?» — спрашивают у отца семейства. «Да потихоньку», — отвечает он. Неплохо устроился. Жить потихоньку, пока другие решают его проблемы. Ничего он делать не будет, тем более когда халява свалилась на его голову. Ребятам — респект. Материал закупили, а вот ремонт пусть глава семьи и делает. Сам.
Многие зрители обращали внимание на неубранную территорию двора и отсутствие огорода, который зачастую кормит семьи, живущие за городом.
Не, ребят, вот что ни говорите, не просто так люди (работоспособного) возраста оказываются за чертой бедности. Бездельники. Живя в деревне, вместо огорода один [бардак] вокруг. К маме особых претензий нет, отец — лодырь!
Комментаторы считали, что отцу семейства было по силам навести порядок на территории участка. Также в реплаях появлялись и советы, на какую работу можно устроиться, чтобы обеспечивать семью. Похоже, что не все зрители поверили в трудную жизненную ситуацию — некоторые думали, что в родителях говорит банальная лень.
Я понимаю, опускаются руки, но огород посадить-то можно, по крайней мере, землю подготовить и привести в порядок двор, по факту — сгрести мусор в одну кучу. Хотя бы что-то делать, а за диваном у них сколько мусора, жесть, отодвинуть диван и подмести особо ума не надо. Это элементарное, что они могут сделать. Родители просто лентяи, не верю, что за всю жизнь ни единой работы, даже малооплачиваемой, они не нашли. Иди санитаром, если образования нет, чтоб хоть что-то получать, а не дома на диване сиди.
Правда, в комментариях не только ругали отца семейства — пользователи ютуба поддерживали соотечественников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и желали им поскорее наладить быт.
Я не хочу никого судить, семья хорошая, непьющая, а это очень хорошо. Я думаю, после помощи от Романа, Димы и Сергея у родителей появился стимул жить лучше, дать своим прекрасным деткам большего. Хорошо, что есть такие люди на Земле, которые не проходят мимо. Всем счастья и добра.
На канале блогеров Романа и Дмитрия также можно увидеть ролики, в которых они, судя по видео, восстанавливали дома одиноких стариков, гасили крупные денежные кредиты нуждающихся и подарили автомобиль многодетной семье. Своих героев ребята находят во всех уголках России.
Роман в белой футболке, Дмитрий с микрофоном в руках
За роликами «Слово пацана» на ютубе следят почти 2,4 миллиона подписчиков (цифра на момент написания материала). Зачастую блогеры делают серию видео про героя, поэтапно рассказывая, как помогали ему.
Подборки видео про героев на канале «Слово пацана»
Российские ютуберы часто занимаются благотворительностью — помогать людям начинают даже инфлюенсеры со скандальной репутацией. В материале Medialeaks можно прочитать про чеченского блогера Зелимхана, который спасает соотечественников, попавших в трудные жизненные ситуации.
Занимается благотворительностью и скандальный пранкер Эдвард Бил. Ранее Medialeaks рассказывал, как ютубер построил бесплатный продуктовый магазин для жителей села.