что такое слабая нервная система
Как справиться с нервным истощением
Нервное истощение – проявление физической и моральной усталости, которая сопровождается потерей мотивации, желания работать, ухудшением иммунной системы. Часто такие расстройства возникают у людей, которые перетрудились на работе без выходных и перерывов. Частые стрессовые ситуации и моральная нагрузка также способствует нервному истощению.
По каким причинам возникает подобное расстройство нервной системы
Перед тем, как лечить нервное истощение, важно определить первичные причины данного заболевания.
Проявляться истощение может и у мужчин, и у женщин, без ограничений в возрасте.
— Повышенная физическая активность на протяжении нескольких дней, недель, месяцев;
— Отсутствие качественного сна и полноценного отдыха в ночное время, бессонница;
— Наличие раздражителей со стороны (проблемы на работе, в семье, финансовые сложности);
— Влияние физиологических факторов (например, наличие сложной болезни);
— Ослабление иммунной системы вследствие пережитого заболевания или инфекционного поражения организма.
Как определить подобное состояние
Симптомы истощения нервной системы достаточно просто обнаружить на любой стадии. Характерным является снижение энергетического запаса, в результате чего человек чувствует усталость даже после кратковременного отдыха. Дополнительные признаки нервного истощения: плохое качество сна, головные боли, ломота в теле, повышение температуры тела или артериального давления, повышенная раздражительность, агрессивность, чувствительность к внешним факторам.
Нарушение работы нервной системы характерно для людей, работающих в плотном графике, вахтовым методом или у руководителей крупных компаний (под влиянием постоянной ответственности и стресса). Также подвластны влиянию внешних раздражителей и молодые мамы, и люди с заболеваниями иммунной системы.
Как побороть нервное раздражение
Эффективное восстановление организма возможно только под присмотром квалифицированных врачей. Корсаковский психиатрический центр – одно из современных учреждений, где развита инфраструктура для обеспечения должного ухода и лечения в Москве от подобного рода расстройств, зависимостей и психологических заболеваний.
Квалифицированный психиатр назначает лечение после проведенной диагностики и гарантирует положительную динамику в процессе восстановления.
Слабая нервная система
Слабая нервная система – это показатель врождённой этиологии силы нервных процессов, который применяется с целью обозначения работоспособности и стойкости нервных структур. Он отражает способность нейронов выносить, не входя в состояние торможения, либо довольно интенсивное, либо продолжительно воздействующее, хотя и более слабое, возбуждение. Люди, имеющие сильную систему, способны выдержать и стойко перенести даже интенсивные раздражители, тогда как субъекты со слабой, наоборот, плохо реагируют и выдерживают раздражители. Последние – отличаются равнодушием и нетерпеливостью.
Признаки
Исчерпывающее представление о собственной персоне и об окружении предоставляет определение стойкости нервной системы.
Считается, что воздействию стрессоров более подвержены люди со слабой системой. При этом в соответствии с современной позицией специалистов, количество таких лиц с каждым последующим поколением постоянно увеличивается.
Определённый «запас» крепости, которым богата нервная система, закладывается при рождении. Описываемый показатель характеризует работоспособность и стойкость всех нервных структур организма.
Обладатели слабой нервной системы вынести воздействие интенсивных стимулов не в состоянии. Они испытывают сложности с удержанием информации, поступившей к ним. Именно поэтому люди со «слабыми нервами» готовы поделиться ею с окружением.
Рассматриваемая характеристика совокупности нервных структур ответственна за леность людей. При этом такие люди, даже существуя в нищете, не будут совершать никаких усилий, чтобы изменить ситуацию и улучшить положение.
Человек со слабой нервной системой, помимо приведённых признаков, также характеризуется нерешительностью. Его постоянно терзают сомнения. Чувствительные лица сомневаются в себе и в окружении даже в людях, желающих помочь. Они постоянно оправдываются, дабы замаскировать собственные промахи. Часто подобное выражается в завистливости, особенно к лицам более успешным, нежели они.
Признаком слабой нервной системы у человека является беспричинное беспокойство, нередко приводящее к нервозному всплеску.
При этом у представителей слабого типа нервной системы условные рефлексы вырабатываются резвее, нежели у другого типа, что позволяет им легче усваивать материал, быстрее схватывать информацию. Это обусловлено значительной динамичностью по процессу возбуждения. Логически сформулированные, объединённые общей идеей учебные сведения, лица со «слабыми нервами» усваивают лучше.
У детей
Большинство детей в повседневном бытие, деятельности, учёбе активны, оживлены, бодры, выносливы, энергичны. Но существуют и иные малыши, которые характеризуются пассивностью, замкнутостью, неумением выдерживать длительное либо интенсивное напряжение. Как правило, их отличает чувствительность и выраженная впечатлительность. Перечисленные черты в поведенческом паттерне детей, в первый черёд, объясняются именно типом нервной системы.
Слабый тип нервной системы отличается высокой возбудимостью и повышенной чувствительностью в сравнении с сильным типом нервной деятельности.
Слабая нервная система у детей характеризуется ниже приведёнными признаками:
– перепадами настроения, мрачно-подавленным состоянием после неудач;
– неумением заниматься одновременно несколькими разновидностями деятельности;
– быстрой утомляемостью при продолжительной деятельности;
Зачастую такие школьники с трудом усваивают информацию на уроке в классе, восполняя пробелы скрупулёзной, добросовестной домашней работой.
Обладатели описываемого типа нервных структур быстро пресыщаются, склонны легко увлекаться и также стремительно остывают к новоиспечённому увлечению. Не выносят критики, на контрольных, экзаменах либо итоговом подведении качества усвоенного материала их ответы не соответствуют знаниям (знают больше, чем отвечают). Могут внезапно заплакать либо заорать.
Дети с рассматриваемой разновидностью нервной системы публичных форм неодобрения, порицания, осуждения не переносят, горестно переживают плохие отметки.
Процесс просмотра кинофильмов либо чтения книг у таких крох проходит довольно эмоционально. Содержание настолько захватывает малышей, что нередко можно увидеть слезинки в их глазах. Даже по прошествии времени после прочтения романа либо просмотра киноленты, воспоминания о завлекшем их сюжете вызывают необъяснимые переживания в душе отпрыска.
Повышенная тревожность и нервозность у них также может быть спровоцирована попаданием в незнакомые условия или в непривычную обстановку, если им приходится что-то самостоятельно решать либо совершать какие-нибудь действия. Даже при необходимости сделать какую-нибудь мелочь, напряжение будет видно у них по лицу.
Однако характеристика слабой нервной системы не исчерпывается одними только негативными проявлениями.
Дети с описываемым типом нервных структур спокойны, старательные, осторожные, тихие, послушные. Они вдумчиво и эффективно функционируют при выполнении знакомого дела, получая удовлетворение. Такие малыши обладают способностью к всестороннему глубокому анализу и тщательному осмысливанию учебного материала. Также они легко усваивает систематизированную информацию.
У взрослых
Рассматриваемая вариация нервной деятельности характеризуется неспособностью переносить сверхинтенсивные раздражители: она может либо сразу отключиться (торможение доминирует над процессом возбуждения), либо её «сносит» без тормозов, что сопровождается неожиданными последствиями (торможение справиться с возбуждением не успевает).
Признаки слабой нервной системы у взрослых представлены нижеприведёнными проявлениями.
Людям с описываемой вариацией нервной деятельности характерно быстрое утомление. Они нуждаются в дополнительных паузах для отдыха. На фоне помех и при наличии отвлекающих факторов у них отмечается резкий спад продуктивности деятельности.
Также они характеризуются неспособностью распределить между несколькими одновременными действиями внимание. Им сложно справляться с воздействием стрессоров. В условиях напряжённого функционирования эффективность деятельности у них идёт на спад, появляется беспокойство, неуверенность.
Слабой нервной системе характерна значительная устойчивость к монотонной работе, поэтому представители описываемой разновидности функционирования нервной структуры склонны добиваться лучших результатов в привычной повседневной деятельности. Эффективно трудятся по инструкции. Обладают способностью к систематизации и планированию труда, скрупулёзному контролю над проделанной деятельностью.
Рассматриваемый вариант нервной структуры характеризуется наличием потенциала выказывать реакции на незначительные по силе сигналы, распознавать сходные раздражители. Как правило, именно чувствительностью обусловлена способность подмечать нюансы оттенков, тонкости звуков, нотки запахов, а также особенности высказываний и полутона межчеловеческих взаимоотношений.
Помимо перечисленного обладатели слабой нервной системы характеризуются устойчивым равнодушием, что выражается в восприятии любых «ударов» судьбы без сетований, высказываний, протестов.
Данный тип влияет и на леность их обладателей. При этом она обнаруживается не только на психологическом ярусе, но и имеет физические проявления. Примеров этому служат субъекты, существующие за пределами бедности, но при этом, не производя ни единого усилия что-либо изменить, дабы улучшить собственное бытие и статус в социуме.
Слабая нервная система характеризуется также выраженной осторожностью. Чтобы реализовать намеченное либо осуществить задуманное, такие индивиды всегда выжидают подходящей поры, что часто перерастает в привычку. Это приводит к превращению избыточной осторожности, стремления перестраховываться всегда в пессимизм. Постоянные размышления о возможности неудачи, которая может привести к крушению жизненных планов, порождают нервозность, несварение, замедление циркуляции крови и множество иных психосоматических недугов.
Слабый тип нервной системы по Павлову
Нынешняя наука выделяет несколько систем, которые формируют вариации нервной деятельности. Наиболее востребованной сегодня считается классификация И. П. Павлова.
Согласно его научным воззрениям, существует четыре ключевых класса нервной системы. Они сходны с разновидностями темперамента, которые были впервые введены Гиппократом.
Вследствие различий в выказывании интенсивности нервных процессов выделяют сильные и слабые вариации, которые, в свой черёд, подразделяются на уравновешенные типы и неуравновешенные. Последний – при этом характеризуется доминированием процессов возбуждения над замедлением. Сильные уравновешенные вариации нервной деятельности бывают подвижными и пассивными (инертными).
Введённые Павловым вариации нервной деятельности по количеству, а также в соответствии с ключевыми характеристиками отвечают четырём традиционным вариантам темперамента.
Сильный подвижный уравновешенный характеризуется одинаково интенсивными процессами замедления и возбуждения, высокой их подвижностью. Это обеспечивает хороший адаптивный потенциал и константность в условиях сложнейших житейских ситуаций. Соответствует варианту темперамента сангвинику.
Сильные процессы замедления и возбуждения, слабая их подвижность присуща сильному уравновешенному пассивному виду. Он всегда испытывает сложности при переключении с одной вариации деятельности на иную. Согласно ученью Гиппократа рассматриваемый вариант относится к флегматику.
Сильным процессом раздражения и торможением, отстающим по интенсивности, характеризуется сильный неуравновешенный вариант. Поэтому представитель описываемого типа в сложных житейских ситуациях легко подвергается различным отклонениям в нервной деятельности. Анализируемый тип способен натренировать и значительно улучшить недостаточное торможение. Рассматриваемый вариант соответствует холерику.
Слабость обоих процессов: замедления и возбуждения присуща слабой нервной системе. Такие индивиды плохо адаптируются к требованиям среды, имеющимся условиям, подвержены отклонениям невротического спектра. Согласно классификации темпераментов соответствует меланхолику.
Таким образом, И.П. Павлов подразумевал под разновидностью нервной деятельности врождённые и незначительно подверженные трансформациям вследствие воздействия окружения и мер воспитания особенности нервной структуры, которые образуют физиологический фундамент темперамента, представляющего собой психические проявления любой вариации нервной деятельности.
Слабый тип нервной системы представлен выраженным превалированием процесса торможения над процессами возбуждения, а также минимальной подвижностью нервной деятельности. Активные реакции вырабатываются излишне медленно, однако как только у них получается обнаружиться, то тормозные процессы формируются довольно быстро.
Охарактеризовать представителя рассматриваемого типа нервной деятельности можно, как безвольную личность. Это слабый, нерешительный человек, который с опасением относится ко всему неизведанному, необычному, непривычному. Он пасует перед преградами, уступает жизненным трудностям. Настроение практически всегда у него неудовлетворительное.
Такие личности предпочитают деятельность обзорного, рефератного характера, которая не требует усилий душевного характера, интеллектуального напряжения, когда необходимо отстаивать собственные воззрения, аргументировать.
Всякая активная деятельность, борьба, противостояние для слабой личности мучительна, вследствие чего ей проще уступить, покориться стороннему мнению, главное не противодействовать, поэтому такие лица страдают и повышенной внушаемостью.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое слабая нервная система
Сафонов В.К., Суворов Г.Б., Чесноков В.Б.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Выделено пять типологически-полярных пар особенностей нервной системы.
Для каждой пары полярных значений свойства нервной системы составлен ранжированный (по степени типичности проявлений) перечень личностных и поведенческих особенностей. То, что свойственно одному полюсу выраженности свойства нервной системы ( т.е. типологически предопределено и заложено в задатках человека), то несвойственно другому полюсу выраженности свойства ( т.е. типологически противоестественно).
На основе сочетания особенностей первого и второго перечней характеристик проявлений свойств нервной системы разрабатываются индивидуальные приемы (“показания и противопоказания”) психологического обеспечения и сопровождения деятельности человека. Подчеркнем, что под индивидуализацией, прежде всего, понимается подбор воздействий и ситуаций соответствующих формированию необходимых качеств первой группы и исключение (либо минимизация) влияния воздействий и ситуаций, требующих проявления качеств второй группы.
В ниже представленных списках, качества (проявления) расположены по убыванию их выраженности у лиц с полярными особенностями свойства нервной системы. Список качеств дополнен рекомендациями по индивидуализации учебной и спортивной деятельности, а также адаптации к экстремальным ситуациям.
Проявления силы процесса возбуждения.
1) способность длительно удерживать предельную мобилизацию и высокую концентрацию внимания;
2) эффективность преодоления чувства усталости (терпеливость);
3) способность сохранять и повышать работоспособность в конце интенсивной работы или в условиях непредвидимого увеличения внешней стимуляции;
4) надежность работы в условиях кислородного голодания;
5) адекватность контроля за своим утомлением;
6) помехоустойчивость;
7) умение расслабиться или заснуть в самых некомфортных условиях;
8. надежность работы в условиях неопределенности;
9) способность к волевой мобилизации;
10) эмоциональная стабильность;
11) склонность к инициативным, атакующим действиям;
12) решительность и смелость;
13) самоотверженность и способность неукоснительно соблюдать этические и моральные нормы поведения в условиях, провоцирующих обратное;
14) ответственность, педантичность и пунктуальность;
15) способность сочетать терпимость и требовательность к окружающим;
16) независтливость;
17) умение решать трудные задачи в процессе обсуждения с другими;
18) большой объем произвольной памяти;
19) преобладание формально-логического мышления над образно-эмоциональным.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе адаптации к любым внешним воздействиям (ситуациям) для человека с сильным процессом возбуждения необходим мобилизирующий, концентрирующий интенсивный контакт.
При обучении, сложность решаемых задач должна расти относительно большими скачками, но и времени на усвоение материала необходимо отводить больше. Материал желательно давать большими блоками, тезисно с опорой на ключевые моменты, в сухой формально-логической форме и с небольшим количеством примеров.
В учебно-тренировочном процессе желательно в большей степени применять специальную «жесткую» работу и относительно в меньшей степени общеразвивающие тренировки. При этом интервалы между специальными нагрузками должны быть небольшими.
Перед соревнованиями необходима интенсивная подводка. Непосредственно перед стартом нужна мобилизирующая разминка.
Перед экстремальной ситуации необходимо сконцентрировать внимание на ключевых, наиболее существенных моментах предстоящего. В отдельных случаях, необходимо повысить значимость предстоящей ситуации и важность достижения успеха в ней, жестко ориентируя на максимальных результат.
В процессе экстремального воздействия по возможности сохранить мобилизирующий эмоциональный контакт, обращая внимание на совершаемые ошибки. В критические моменты стимулировать однозначными приказами: ”Вперед! Держи! Бей! Бежать!” и т.п..
После окончания воздействия, едва касаясь положительных моментов выполненной работы ( особенно после успешного завершения), основной акцент делать на допущенных ошибках, нереализованных возможностях. Оценку работы целесообразно окрасить отрицательными эмоциями и выражениями типа: «Неужели ты не мог сделать такой простой вещи?!» Критическая оценка и эмоции должны быть чисто деловыми. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе личностно отрицательной оценки, в противном случае есть риск вызвать сильную справедливую обиду, поскольку речь идет о человеке с сильным процессом возбуждения. Его ошибки это результат низкого фонового уровня возбуждения и невысокой чувствительности, а не нежелания выполнить поставленную задачу.
Если нельзя избежать ситуации, требования которой резко превышают интеллектуальные и физические возможности, необходимо снизить личностную значимость ситуации.
Проявления слабости процесса возбуждения.
1) способность эффективно работать в условиях чередования кратковременной предельной мобилизации с длительным отдыхом (расслаблением);
2) быстрая врабатываемость и быстрота;
3) поддержание и повышение работоспособности в условиях непредвиденного снижения интенсивности внешней стимуляции;
4) надежность работы по отработанным до автоматизма двигательным или логическим алгоритмам;
5) умение сохранять бдительность в однообразных, монотонных, усыпляющих условиях;
6) быстрое решение большого количества простых задач;
7) надежность выполнения знакомой работы в полной изоляции;
8. острая чувствительность и четкое различение слабых раздражителей;
9) тонкая координация движений и хорошее чувство равновесия;
10) большой объем непроизвольного внимания и непроизвольной памяти;
11) экономичность, раскованность движений и позы;
12) склонность к детализации и анализу ситуаций;
13) предусмотрительность;
14) способность предвосхищать негативные изменения и опасность;
15) эффективность защиты и контратаки;
16) преобладание образно-эмоционального мышления над формально-логическим;
17) склонность к самостоятельному решению сложных задач;
18) свободное выражение своих чувств;
19) артистизм и раскованность в компании и перед аудиторией.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе адаптации человеку со слабым процессом возбуждения необходим спокойный, доброжелательный, не интенсивный, снижающего возбуждения, контакт.
В процессе обучения сложность информационного потока должна расти небольшими дозами, соответственно времени на усвоение каждой порции материала отводится меньше. Материал желательно подавать в образной, эмоциональной манере, во всех деталях, подробно и с большим количеством наглядных примеров. Желательно в процесс выполнения задания не вмешиваться, достаточен контроль по результатам его выполнения.
В учебно-тренировочном процессе специальную жесткую работу необходимо выполнять в относительно меньшем объеме, чем тренировки общеразвивающего характера. Может (и желательно) отдельные жесткие тренировки выполнять со спортсменами с сильной нервной системой, но с большими интервалами отдыха между такими тренировками. Перед соревнованием необходим период плавного снижения объема специальной работы и увеличения отдыха.
Мягкое, спокойное, доброжелательное общение еще более актуально в экстремальных ситуациях, в тех случаях, когда необходимо показать наилучший результат. Непосредственно перед экстремальной ситуацией необходимо отвлечь его внимание от предстоящей деятельности, снизить в его глазах значимость ситуации и важность возможной неудачи. Ориентировать не на результат, а на технические особенности, процессуальные характеристики выполняемого задания.
В период развития экстремальной ситуации самое лучшее не общаться с ним без его инициативы, а в критические моменты, не показывая своего волнения, постараться снизить его возбуждение, отметив положительные моменты в его работе.
После окончания воздействия, независимо от конечного результата, эмоционально похвалить, повысив в его глазах значение удачно выполненных моментов работы, затем спокойным тоном, детально разобрать его ошибки и наглядно показатель пути их исправления.
Если интеллектуальные и физические возможности превосходят требования ситуации, возможен мобилизирующий вариант общения. Чем больше это превосходство и проще ситуация, тем более актуальна мобилизация. Напротив, чем больше требования ситуации превосходят возможности, тем актуальнее снижение возбуждения.
Проявления подвижности процесса возбуждения.
1) эффективность работы и усвоение нагрузки (материала) в условиях сочетания коротких интервалов работы и отдыха;
2) кратковременность следовых процессов (быстрота забывания);
3) быстрота переключения внимания и действий на разные или противоположные раздражители;
4) быстрота действий;
5) готовность к внезапным и непредвиденным изменениям;
6) эффективность защиты и контратаки;
7) способность к организационной работе.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения целесообразно чередовать кратковременные дозы информации и краткосрочные этапы усвоения. Материал должен быть разнообразным, показывающим предмет изучения с разных или, даже, противоположных сторон. В процессе выполнения практических работ необходима плотная обратная связь: частые подсказки, замечания, демонстрация различных вариантов правильных действий.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует при усвоении сочетания коротких интервалов работы и отдыха, частого переключения с одних действий на другие. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.
В процессе прохождения ситуации по-возможности необходим плотный, концентрирующий внимание на процессуальных элементах деятельности, контакт.
Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться сразу после окончания экстремального воздействия. При разборе желательно быстрое чередование оценок правильных и ошибочных действий с демонстрацией всех возможных вариантов правильных действий и исправления ошибочных.
Проявления инертности процесса возбуждения.
1) эффективность работы по усвоению нагрузки (материала) в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) длительность следовых процессов (медленное забывание);
3) длительная концентрация внимания;
4) способность сохранять работоспособность при непредвиденном снижении внешней стимуляции;
5) выносливость и способность увеличивать работоспособность на завершающих этапах работы;
6) эффективность работы в монотонных и однообразных условиях;
7) быстрота выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
8. эффективность атакующих действий;
9) помехоустойчивость и собранность.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения целесообразно растягивать во времени информацию и периоды необходимые для ее усвоения. При этом желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые, основные моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно, частые подсказки и замечания сбивают с собственного настроя выполнения задания.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха, плавного перехода от отработки одного упражнения к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.
Перед экстремальной ситуацией необходим длительных период врабатывания с плавных повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций. До, и в процессе экстремального воздействия общение с ним должно носить редкий, развернутый характер. Общаться желательно, в основном, по его инициативе.
После экстремального воздействия необходим некоторый период, дающий возможность самому «переварить» пережитое. Затем целесообразно попросить его сделать анализ своей работы и только после этого дать советы по наиболее существенным моментам.
Проявления подвижности процесса торможения.
1) быстрота одиночных «взрывных» действий;
2) эффективное усвоение информации и нагрузки в условиях быстрого сочетания краткосрочных периодов нагрузки и отдыха;
3) быстрая врабатываемость;
4) быстрое переключение внимания на разные или противоположные раздражители;
5) склонность принимать решения без предварительной подготовки;
6) эффективность защитных и контратакующих действий;
7) проницательность, предвосхищение опасности, «подвоха» и других негативных изменений;
8. общительность и организационные способности;
9) радикализм, критическое отношение к устаревшему и условностям;
10) склонность к общению с людьми не связанными условностями и консервативными взглядами (особенно в сфере морали);
11) склонность к раскованности в поведении и свободному выражению своих чувств;
12) повышенная потребность в ситуациях в которых можно расслабиться, «подурачиться» и обратить на себя внимание в большой компании.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
Легче усваивает материал в раскованной, непритязательной и игровой обстановке. При этом желательно не сдерживать долго его внимание на чем-то одном: информация должна быть разнообразна и требовать быстрого переключения внимания с одних на другие или противоположные стороны предмета изучения. В процессе выполнения практических работ необходимо удерживать и фиксировать его внимание на неудачных действиях и быстро демонстрировать их правильные варианты.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях требующих разнообразия, быстрого включения в ситуацию быстрого чередования нагрузки и расслабления. В единоборствах более подходит отработка защитных и контратакующих действий.
Перед экстремальной ситуацией целесообразно отвлекающее снижающее его возбуждение общение. Непосредственно перед ее возникновением необходим краткосрочный, концентрирующий его внимание, период (разминка).
В процессе прохождения экстремальной ситуации необходим по возможности плотный, концентрирующий его внимание контакт (особенно в критические моменты).
Разбор правильных и ошибочных действий должен производиться непосредственно сразу после окончания экстремального воздействия. Не зависимо от исхода (успеха или неудачи) необходимо сделать акцент на ошибочных действиях добиваясь их быстрого и правильного исправления. Если его деятельность в экстремальной ситуации привела к отрицательному результату, то необходимо дать ему понять, что он подвел не только себя, но и Вас и коллектив.
Проявления инертности процесса торможения.
1) эффективность деятельности и усвоения информации в условиях сочетания длительных интервалов работы и отдыха;
2) тщательность и надежность в подготовке;
3) быстрота и эффективность выполнения доведенных до автоматизма двигательных и логических действий;
4) эффективность работы в монотонных однообразных условиях;
5) пунктуальность и неукоснительное соблюдение правил приличия;
6) терпимость, выдержанность по отношению к окружающим;
7) высокий самоконтроль эмоций и поведения;
8. склонность к поддержанию традиций, правил поведения и приемов деятельности;
9) склонность к воспитательной и исправительной работе;
10) помехоустойчивость и собранность;
11) дисциплинированность, ответственность, исполнительность и серьезность;
12) самоотверженность и соблюдение моральных норм в условиях, провоцирующих обратное;
13) независтливость;
14) эффективное решение сложных задач в условиях изоляции.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения
В процессе обучения необходимо использовать сочетание больших блоков хорошо упорядоченной однотипной информации с большими периодами для ее усвоения. Желательно, чтобы в материале особо выделялись ключевые моменты и связь между ними, с плавными переходами от простого к сложному, от одной темы к другой. Практические работы лучше выполняет самостоятельно: подсказки и замечания сбивают с собственного настроя.
В тренировочном процессе быстрее прогрессирует в условиях: сочетания длительных интервалов работы и отдыха, длительной отработки одного и того же приема с плавным переходом к другому. В единоборствах более подходит отработка атакующих действий и «коронных» приемов.
Перед экстремальной ситуацией необходим длительный период врабатывания с плавным повышением интенсивности и проигрыванием наиболее вероятных ситуаций.
До возникновения и в процессе экстремального воздействия стараться общаться реже, по существу и по его инициативе.
После окончания воздействия необходимо дать ему некоторое время для самоанализа поведения и деятельности. Затем целесообразно попросить рассказать о выполненной работе и только после этого приступить к исправлению ошибок и к отработке правильных действий. Анализ ошибок и просчетов должен проводиться спокойным, эмоционально-нейтральным тоном. Сделанные замечания ни в коем случае не должны нести в себе резкую отрицательную, особенно публичную, оценку. Ошибки, как правило, результат природной «неповоротливости» и «неуклюжести». Такой человек всегда их остро переживает сам, без посторонней стимуляции.
Проявления преобладания внутреннего возбуждения.
1) способность поддерживать работоспособность в условиях непредвидимого снижения внешней стимуляции;
2) способность эффективно работать в монотонных, однообразных условиях;
3) повышенная потребность в двигательной активности;
4) эффективность атакующих действий;
5) высокое самообладание, эмоциональная стабильность;
6) склонность к лидерству и организаторские способности;
7) социальная смелость, решительность и непокорность;
8. азартность, непроизвольная страстность;
9) непроизвольное стремление сделать больше, чем требуется.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего возбуждения
В процессе обучения и воспитания желательно создавать условия, в которых он мог бы в полной мере проявить организаторские способности, и свою склонность к лидерству. Нежелательно создавать «соревновательные» ситуации в тех случаях, когда в состав группы входят более сильные лица, имеющие выраженную склонность к лидерству и доминированию. Информация предназначенная для усвоения не должна быть излишне детализирована и подаваться, в основном, в концентрированном виде, с акцентом на ключевых моментах.
В учебно-тренировочном процессе необходимо следить, чтобы он не превышал заданную нагрузку и не «заводился». В единоборствах желательно формировать атакующий стиль с многократной отработкой «коронных» приемов.
Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее плотное, но отвлекающее, снижающее его возбуждение общение и аналогичная обстановка. По возможности в процессе экстремального воздействия и после него, концентрировать его внимание на ошибочных действиях, но в эмоционально нейтральной форме.
Проявления преобладания внутреннего торможения.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с крайним преобладанием внутреннего торможения
В процессе обучения и воспитания необходимо использовать его исполнительность и иметь ввиду его повышенную склонность к подчинению лидеру, либо поиску лидера (ведущего). Вести занятия (особенно практические) желательно эмоционально-нейтральным, но уверенным, не терпящим возражений тоном. Информация для усвоения должна быть достаточно полна, разнообразна и детализирована, но подаваться в наглядной, не допускающей многозначного толкования форме.
В учебно-тренировочном процессе склонен к непроизвольному снижению заданной нагрузки. Поэтому иногда в тактичной форме необходимо дать ему возможность осознать эту его склонность. В единоборствах желательно формировать защитный и контратакующий стиль с отработкой разнообразных технических приемов.
Перед стрессовой ситуацией предпочтительнее не частое отвлекающее, но повышающее его общий уровень возбуждения общение и аналогичная обстановка (например игровая). По возможности, в процессе экстремального воздействия и особенно сразу после него желательно в эмоционально положительной форме обращать его внимание на закрепление удачных действий. Затем необходимо, в эмоционально нейтральной форме детально разобрать его ошибки и наглядно показать жесткий алгоритм их исправления.
Проявления преобладания внешнего возбуждения
1) склонность к атакующим действиям;
2) тяга к впечатлениям и острым ощущениям;
3) оптимизм, ориентированность на успех;
4) решительность, смелость, склонность к риску;
5) общительность;
6) открытость к внешним и социальным воздействиям;
7) склонность к открытому выражению своих чувств;
8. рациональность, практичность и приземленность;
9) бескомпромиссность, честность в оценки поступков окружающих.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего возбуждения
В процессе обучения и воспитания желательно создать условия для постоянного общения. Сложные задачи лучше решает коллективно, заражая окружающих оптимизмом и верой в успех. Информацию целесообразно подавать в наглядной форме с множеством примеров, не допускающих разночтения. На практических занятиях нуждается в более частой обратной связи. В процессе воспитания необходимо учесть, что ему лучше подходит позиция разумного эгоиста, при этом иногда необходимо смягчать его бескомпромиссные, жестокие и ранящие оценки.
В учебно-тренировочном процессе также быстрее прогрессирует работая в группе, постоянно общаясь с тренером и товарищами. В единоборствах предпочтительна отработка атакующих действий.
Перед стрессовой ситуацией и во время экстремальных воздействий необходимо плотное отвлекающее, снижающее его возбуждение, общение. После прекращения экстремальной ситуации акцент целесообразно ставить на разборе его ошибок, затем полезно публичная оценка его удачных действий.
Проявления преобладания внешнего торможения
1) способность поддерживать собственную активность без внешней сти- муляции;
2) эффективность работы в однообразных монотонных условиях;
3) предусмотрительность, способность предчувствовать опасность и негативные изменения;
4) эффективность защитных и контратакующих действий;
5) ориентированность на избегание неудач
6) склонность к самостоятельному решению сложных задач и жизненных проблем;
7) критичность в сочетании с замкнутостью, сдержанностью выражения своих чувств и оценок окружающих
8. возвышенность, мягкость, женственность, склонность к тонкому восприятию произведений классических искусства
9) деликатность, гибкость и компромиссность в оценках поступков окружающих.
Рекомендации и приемы психологического сопровождения для лиц с преобладанием внешнего торможения
В процессе обучения желательно создавать условия для самостоятельного усвоения материала. Плотное общение и влияние коллектива могут сбивать с собственного настроя. Информация должна быть более детальной, связанной, но допускающей различные варианты интерпретации и решения. Практические занятия также лучше выполняется изолированно, но с достаточно длительной подготовительной фазой. Общаться желательно только по его инициативе.
В процессе воспитания необходимо учесть его склонность к уходу в возвышенное от жестких требований окружающей реальности. Повышенные (возвышенные) требования к себе могут сочетаться с всепрощенчеством и даже с беспринципностью в оценках окружающих.
В учебно-тренировочном процессе быстрее прогрессирует, выполняя индивидуальные задания. В единоборствах предпочтительна отработка защитных действий.
К стрессовой ситуации эффективнее готовиться самостоятельно, изолировано от окружающих. В процессе экстремального воздействия общаться с ним желательно только по его инициативе и эмоционально-нейтральным тоном. После его прекращения, сначала желательно акцентировать внимание на удачных действиях, затем эмоционально-нейтральным тоном лишь обозначить ошибки. Разбор ошибок необходимо производить индивидуально и по его инициативе. При этом желательно демонстрировать не один, а несколько вариантов удачных действий.
источник: В.К. Сафонов, Г.Б. Суворов, В.Б. Чесноков
Диагностика нейродинамических особенностей // Учебное пособие. СПб, Изд-во СПбГУ, 1997