что такое скрижали судьбы значение слова
Значение слова скрижали
Архитектурный словарь
Сдвоенные вертикальные каменные доски (2) с одинаковым полукруглым верхом, на которых написаны десять заповедей.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
СКРИЖАЛИ, ей, ед. скрижаль, и, ж. (стар.). По библейскому сказанию: каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями. События запечатлены на скрижалях истории (перен.; высок.).
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеет никакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была уже в цветущем состоянии в Египте, Ассиро-Вавилонии и др. странах тогдашнего цивилиз. мира. — Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были разбиты им в приступе гнева на увлечение народа культом золотого тельца (Исх., XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранились как величайшая святыня во «святом святых» сначала скинии, а затем храма иерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С. исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания.
В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок (плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейским преданиям, каждая С. имела вид куба величиною во всех измерениях в один 6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкам которого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозь текст десятословия, в северной С. — ассирийским, т. е. квадратным письмом, а в южной — древнееврейским, в той и другой С. в двух видах: по чтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхней акцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, а снаружи — слева направо. Ср. З. Г. Де-Глин, «Микдаш Агарон» (2 изд. СПб., 1894, на древнееврейском языке).
Скрыжаль заповедей святых;
Чтобы вселенна принимала
Глас Божий, глас природы, в них
Г. Р. Державин. Изображение Фелицы (1789)
1) Что нам известно о «скрижалях»?
а) ЕЭБЕ/Скрижали Завета
б) Как термин «скрижаль» обозначен в оригинальных еврейских текстах Ветхого Завета?
* Синодальный перевод еврейского термина, стронг 3871; ивр. ЛУАХ дощечка (из камня), скрижаль, доска; https://manuscript-bible.ru/S/S/h38.htm#3871
* Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с.231;
Ивр. ЛУАХ скрижаль, каменная плита с письменами; о скрижалях завета (Вт. 9:9, Прит. 3:3, Иер. 17:1), доска деревянная (1 Цар. 7:36), двойные доски корабля (Из. 27:5).
* Библейская энциклопедия архимандрита Никифора (1891)/Лухит
Лухит (из досок сделанный) (Ис.XV,5, Иер. ХLVIII, 5) – город или селение в стране моавитян. Под выражением восхождение в Лухит, встречающимся в той или другой цитате, несомненно разумеется этот самый город, вероятно находившийся на в. или ю.-в. от Мертвого моря, но который совершенно нам неизвестен.
2) Существующая этимология
б) Этимологический словарь Макса Фасмера
Обычно сравнивают с сербохорв. крижати, крижам «резать» (Мi. ЕW (304), Соболевский (РФВ 67, 212 и сл.)). Последний пытается отнести сюда же кра, крига, крыга «льдина», в то время как Потебня (у Преобр. II, 312) сближает это слово с крою, кроить, лтш. krijat «драть». Недостоверно, как и связь с нов.-в.-н. sсhеrеn «стричь», Schere «ножницы (Младенов 586). Не имеет сюда отношения заимств. скра I (см.), вопреки Соболевскому (там же).
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., РАН, 2000
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_25.pdf
Скрижаль (скрыжаль, скрьежаль). 1. Камень. Се полагаю въ Сионе камень претыканию и скрьжаль съблазна. Апос. по сп. 1220 г., Рим. 9:33. 2. Пластина, плита, доска с вырезанными священными текстами. XI в. 3. Толкование литургии и других церковных служб… 1656 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Сказание о черноризском чине (XII век): «моиси съ горе сънидеть неса скрижали съ заповедми. приво(дъ)».
* Библия. Исход: «12 И рече гдсь къ м;;сею: взыди ко мне на гору и стани тамо, и дамъ ти скрижали камєнныя, законъ и заповеди, яже написахъ законоположити имъ».
в) Срезневский, Измаил Иванович (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 391 https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012016#?page=200
Скрижаль = скрыжаль – камень; … доска каменная, плита: «Яко же пишет дхъ и в скрижали ображають камяныя», Гр. Наз., XI в.
3) Обобщение и вывод
Скрижали – творение Бога: «скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божии» (Исход 32:16). Соответственно, название предмета сотворенного Богом должно передаваться словом подобным сакральному термину ЛУАХ – т.е. термином ДОСКА.
б) Направление поиска
В данной ситуации есть два пути определения содержания термина. Безосновательно (нет фактов, невозможно объяснить) объявить слово славянским, или найти в библейских текстах подобный термин «доска».
* Науке не известно ни одного славянского текста-слова, не с чем сравнивать, любое высказывание на тему «славянской» этимологии – фантазии авторов, их не возможно доказать (проверить) текстом. Славяне – бесписьменные родоплеменные объединения, известны с V-VI вв., не развились до уровня государственности, на котором собственно и формируется письменность.
Археология средних веков не находит у славян обязательных «культурных универсалий»: письменности и архивов, библиотек и школы, объектов религиозного культа и каменного строительства, городов и дорожной системы; ремесло примитивное (до VII века не знали железа), торговые отношения и денежная система в зачаточном состоянии. Однако всё это появилось в период X-XI вв. на территориях Восточной Европы, после принятия иудеохристианства.
* Рациональный путь (соответствующий здравому смыслу) – поиск и интерпретация подобного термина (доска) из библейского лексикона. В любом языке существуют синонимы, слова, разные по графике, но имеющие одно лексическое значение (смысл, содержание).
Сакральный термин «скрижали» (доски) не объяснен в связи с графикой, фонетикой, содержанием слова и идеологической доктриной, в системе которой он возник. Целесообразно рассмотреть подобный термин иврита КЕРЕШ доска; в итоге мы должны получить выражение – ДОСКА БОГА; скрижаль ведь «доска» Бога, форма материала на которой Бог начертал Заповеди.
4) Терминология иврита и библейский образ
Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень: СКРИЖАЛИ = С+КРИЖ+АЛ+И; корнем является сочетание знаков КРИЖ, или без гласных – К.Р.Ж.
* КРИЖ = К.Р.Ж. = ивр. без гласных К.Р.Ш., с огласовками КЕРЕШ доска (в Синодальном переводе брус, в других переводах доска).
русск. СКРИЖАЛИ = С+КРЫЖ+АЛ+И = ивр. ШЕ который, что + К.Р.Ш., КЕРЕШ доска, брус + ЕЛ Бог; т.е. Доска Бога, Завет Бога, написанный на каменной доске.
* См. Синодальный перевод термина КЕРЕШ брус, доска; https://manuscript-bible.ru/S/S/h71.htm#7175
* См. стронг иврита 7175, КЕРЕШ доска
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878 г., с. 4 ЕЛ, с. 431 КЕРЕШ
5) Объяснение транслитерации
а) См. статью ЕЭБЕ/Алфавит сравнительный
Лингвисты XIX века, при сравнении еврейских оригинальных текстов с русскими переводами Библии, выявили ряд закономерностей в интерпретации библейских имен и терминов на русский язык. Однако для ряда букв правила транслитерации на русский язык не были установлены, в нашем случае это буква Ж, которой нет в еврейском алфавите.
* Буква иврита ШИН-СИН (ш-с) передавалась русскими буквами С и З.
* Знак огласовки (гласный) ЦЕРЕ, в слове ЕЛ, Бог, звук Е, две точки под буквой: «Цере (..) = И: Рахиль, Исав; перед я = i: Лия, Осия (), но и = Е: Герасим, Тевец и даже = А: Аод (), Иордан.
В нашем случае термин иврита ЕЛ – Бог; алеф (0 звука, утерян) + знак цере (Е) +Л, передан как АЛ знак цере (..) = русск. А.
б) ЭСБЕ/Буквы Ж и Ш (в русском языке)
Итак, согласные буквы Ж и Ш имеют между собой фонетическую связь, чередование этих букв фиксируется в текстах (языке) XVII-XVIII века, например: «ложка-лошка», «муж-муш», «нош-нож»; чередование вероятно существовало и в ранний период.
Примеры текстов с чередованием Ж-Ш из Национального корпуса русского языка
* Статейный список Федота Елчина (Грузия) (1639-1640): «Да сьежались де к Левонтью царю ближние люди и власти, а гаварили ему…волею де божью у мужа жена умирает, а у жены муш умирает».
* В. Н. Татищев. Наказ комиссару екатеринбургских заводов Федору Неклюдову (1723): «На всякого богадельщика посуды деревянной ; чашка …, две торелки, два блюда, лошка, …».
* Документы следственных дел Ваньки Каина и других московских преступников (1741-1752): «Нош складной — цена тритцать копеек».
6) Библейский образ
В значении «брус, доска, скамья, палуба» термин применяется в 51 стихе Библии.
См. стронг 7175, КЕРЕШ; https://bibliaparalela.com/hebrew/strongs_7175.htm
* Иезекииль 27:6: «из дубов Васанских делали весла твои; скамьи (КЕРЕШ доска) твои делали из букового дерева, с оправою из слоновой кости с островов Киттимских».
Таким образом, составной сакральный термин церковнославянского языка С + КРИЖ доска + АЛ Бог + И, вероятно, определяет форму предмета, на котором были написаны Богом Десять Заповедей – доску. Какие-либо истолкования и комментарии к данному термину автору не встречались.
Значение слова «скрижаль»
1. Доска, плита с письменами (обычно священными, культовыми). Скрижали пророка Моисея. □ Как таблица на каменной скрижали, была начертана открыто всем и каждому жизнь старого Штольца. И. Гончаров, Обломов.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СКРИЖА’ЛЬ, и, ж. Доска, таблица с написанным на ней текстом (преимущ. священным, культовым). По библейскому сказанию, 10 заповедей Моисея были записаны на двух каменных скрижалях. Ты проклял ли, пророк, бессмысленных детей, разбил ли ты свои скрижали? Пушкин. || перен., чего и без доп. Употр. для обозначения места — хранилища каких-н. идей, воспоминаний, описания памятных событий и т. п. (поэт., ритор.). В скрижалях истории. Севастополь величавый в скрижалях родины блестит. Ростопчина. На таинственных скрижалях повесть сердца ты читал. Вяземский. || перен. Непоколебимая основа, завет (поэт., ритор.). Скрижали учения.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
скрижа́ль
1. устар. доска, таблица или плита с написанным на ней текстом (обычно — священным, культовым) ◆ Ты проклял ли, пророк, бессмысленных детей, разбил ли ты свои скрижали? Пушкин
2. обычно мн. перен. высок. то, куда заносятся памятные события, даты, имена и т. п.; место, являющееся хранилищем каких-нибудь идей, воспоминаний и т. п. ◆ На таинственных скрижалях повесть сердца ты читал. Вяземский
3. мн. ч. религ. четырёхугольные нашивки на архиерейской мантии на груди и внизу на углах подола ◆ Митяй затрепетал от гнева; грозил, что не оставит Дионисия и попом, когда возвратится из Царяграда, и что собственными руками спорет скрижали с его мантии. Карамзин, «История государства Российского: Том 5», 1809-1820 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: голосишко — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Скрижали, что это и как они понимаются в настоящее время
Произнося слово скрижали, возникает ассоциация с другими понятиями, такими, как манускрипты, свитки, писмена, книги. Чем же отличаются это понятие от других источников информации?
Что такое скрижали?
Примерно такое определение встречается при объяснении этого понятия. Здесь-то и возникает вопрос, чем же отличается это понятие от других древних и современных источников и носителей информации, тех же манускриптов, свитков, писмён и книг. При детальном анализе нам придется понять и принять, что скрижали не являются простым источником и носителем информации, а обладают в своем значении неким скрытым смыслом.
Когда появилось это понятие в жизни человечества? В писании сказано, что скрижали – это две «каменные» таблички, на которых Бог начертал основные общечеловеческие ЗАКОНЫ. Эти первые каменные таблички были переданы Моисею на «горе» Синай. Обращу внимание на слова «каменные» и «гора».
Исследователи и толкователи понятия, мало уделяют внимания на сопутствующие слова, которые определяют значение слова «скрижали». Так же мало внимания уделяется тому, что на них было начертано и кем. Опять обращу внимания на слово – начертано, а не написано.
Разберём более подробно.
Читаем, что же было написано на табличках.
Далее, идут этические законы жизни, начертанные в идеальной форме, как универсальные и непреложные.
Многочисленные восточные учения доносят до нас сведенья об удивительном феномене – «Камень Чинтамани», считаю, что речь в этих писаниях идет о тех самых скрижалях Завета Истины.
История появления понятия «скрижали»
Продолжаем исследования. Из древних библейских источников известно, что Моисей, которому были переданы скрижали Завета Бога, разбил их в гневе, когда увидел, что люди поклоняются материальному богу – «Золотому тельцу». Обращаю внимание на словосочетание «материальному богу», что говорит только об одном – о небесном начертании Завета, а не материальном.
И были написаны другие скрижали, уже более мирские, но помещённые в деревянный ковчег, чтобы никто более не смог их разрушить. Они стали символом присутствия высшего в жизни каждого дня, как определяющий фактор защиты для тех, кто способен открыть и прочитать скрижали начертания законов жизни.
Вспомните выражение – «Гранит науки». Гранит (камень) означает тот самый ковчег скрижалей Завета, который нельзя просто найти или обрести, необходимо, именно открыть, понять и принять.
В более поздних толкованиях часто встречаются такие выражения, что то, или иное утверждение для людей начертано на скрижалях Завета, то есть, как непреложный факт или закон жизни.
Разбить скрижали Завета
Обращу внимание на понятие – «разбить скрижали», осколки которых и по сей день разбросаны по всей вселенной, а новые упрятаны в ковчег.
Это говорит только о том, что человеку необходимо собрать эти осколки божественных законов в себе и тогда ковчег законов Завета откроется всему человечеству для прочтения (понимания) и обретения.
Иисус Христос, по всей вероятности, знал об этом и собрал разбитые осколки скрижалей Ветхого Завета и ему открылись законы (заповеди) Нового Завета.
«Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков, не нарушить пришел я, но исполнить»
Именно, это утверждение указывает на открытие скрижалей Нового Завета, как ковчег спасения, и этот ковчег, отныне, открыт для каждого человека жертвой Иисуса Христа, который готов и способен воспользоваться ключом, которым является Новый Завет.
Нам все святые отцы и последователи Христа рассказывают о великой жертве, которую человек должен заплатить, чтобы попасть в царствие небесное. Нет, уважаемые читатели, жертва Иисуса – это единственная жертва при открытии врат ковчега Завета скрижалей истины. Именно, это утверждение открывает врата и дает понимание жертвы Иисусовой, как спасителя для всего человечества.
Дважды врата не открываются и жертва Иисусова – это жертва во имя всего человечества, а не его части.
Разбить скрижали Завета, значит найти скрижали Нового Завета, которые укрыты были до времени Великой Жертвы в ковчеге спасения в копях царя Соломона. В копях царя Соломона – значит в недрах горы, в глубинах человеческого существа.
Выводы и анализ значения понятия скрижали
Вспомним, что есть такие понятия, как изумрудные скрижали или золотые, что открывает нам, в некоторой степени, тайну понятия. А тайна заключается не в самом слове, а в его тайном смысле. Моисею бог начертал законы на каменных плитках, то есть знания, необходимые для жизни в обществе того времени. И эти знания откроются только тому, кто готов с усердием грызть гранит науки (познание мира).
Иисус принял другие законы – Новый завет, которые открывают человеку путь через любовь, но написаны они были на золотых табличках, к чему это привело мы уже сейчас можем понять. Это небольшое пояснение понятия.
Каждая эпоха жизни общества открывает человеку свои законы, в зависимости от конкретного момента времени и запросов этого времени. Мы сейчас пишем свои законы, вот где мы их пишем, зависит от уровня нашего развития. Понять необходимо, что мы пришли не для того, чтобы нарушить закон, но исполнить уже новый закон, актуальный для нашего времени и написанный на изумрудных (духовных) скрижалях.
Скрижали – это напутствие человечеству в грядущее свершений, и пишутся они сейчас на изумрудных табличках, что означает не только исполнение закона, но и сотворение его самим человеком. И эти письмена уже даны человечеству, но люди пока смотрят только то, что написано на воде вилами.
Законы старого мира разрушены в гневе, но только для того, чтобы явились новые законы, написанные на изумрудных табличках.
СКРИЖАЛИ
Видео на тему: СКРИЖАЛИ
скрижали мн. 1) Каменные доски с написанными на них десятью божественными заповедями (по библейскому сказанию). 2) перен. То, куда заносятся памятные события, даты, имена и т.п.
Скрижали — две каменные плиты, на которых выбито было десятословие, или десять заповедей (см. Заповеди). В связи с ними в Библии впервые упоминается о письменности; отсюда старые экзегеты выводили предположение, что тут Бог впервые открыл людям искусство письма. Предположение это не имеет никакого основания; теперь дознано, что письменность в то время была уже в цветущем состоянии в Египте, Ассиро-Вавилонии и др. странах тогдашнего цивилиз. мира. — Первые скрижали, принесенные Моисеем с Синая, были разбиты им в приступе гнева на увлечение народа культом золотого тельца (Исх., XXXII, 19); пришлось изготовить новые, которые потом хранились как величайшая святыня во «святом святых» сначала скинии, а затем храма иерусалимского, в ковчеге завета. По разрушении храма Навуходоносором С. исчезли, и о судьбе их сохранялись лишь смутные предания. А. Л. В христианских руководствах С. представляется в виде двух лещадок (плиток), по размерам соответствующих кивоту завета. По еврейским преданиям, каждая С. имела вид куба величиною во всех измерениях в один 6-ладонный локоть. Сквозь куб проходил пустой цилиндр, по стенкам которого и снаружи кубов, по их сторонам, был виден вырезанный насквозь текст десятословия, в северной С. — ассирийским, т. е. квадратным письмом, а в южной — древнееврейским, в той и другой С. в двух видах: по чтениям в Исходе и во Второзаконии, со знаками нижней и верхней акцентуации. Изнутри С. текст читался по направлению справа налево, а снаружи — слева направо. Ср. З. Г. Де-Глин, «Микдаш Агарон» (2 изд. СПб., 1894, на древнееврейском языке).