что такое скрипичный ключ в музыке определение для детей
Скрипичный ключ что это такое и зачем он нужен
Инфо, принесенное мной, с Того Света после двух кратного посещения Того света.
Как устроена музыка
359 подписчиков
Скрипичный ключ: что это такое и зачем он нужен
12 января 2018
Когда преподаватели в музыкальных школах рассказывают маленьким детям, что такое скрипичный ключ, они часто говорят что-то очень красивое и мотивирующее. Например: «Это — скрипичный ключик! Он открывает нотную строку и откроет тебе дверь в огромный мир музыки!». Звучит поэтично. Но не совсем понятно. Почему все-таки «ключ»? И почему именно «скрипичный»? Ведь ноты с таким знаком не только у скрипачей. Странно?
Слово «ключ» и правда неслучайно, этот знак действительно — ключ. Но только не от двери, а, скорее, к шифру. Этот шифр — запись нот, потому что записывать их можно по-разному.
Нотный стан — это те самые 5 линеек, на которых и между которыми последовательно записываются ноты. Таким образом, максимально можно записать 11 нот. Но ноты, в отличии от линеек, не кончаются. И даже добавив пару или тройку дополнительных мини-линеечек для отдельных нот, мы не охватим ВСЕ возможные ноты всех октав. А главное — на разных инструментах можно взять ноты только определенных октав, не выше и не ниже. То же и с человеческим голосом. Значит, нужно определить, какой именно нам нужен диапазон и писать в нем — ведь сами по себе линейки нотного стана ничего не значат, пока мы не зададим исходную точку отсчета. Необходимо указать КЛЮЧЕВУЮ ноту, от которой будут отсчитываться все остальные.
Для этого и нужен ключ. Именно он определяет «кодировку» — какой линейке соответствует «главная» нота, а значит, и как относительно нее расположены другие. И вариантов может быть много — как и музыкальных ключей. Их символы кажутся замысловатыми, однако в них есть смысл: центральный элемент каждого ключа указывает на эту самую «начальную» ноту.
Еще есть ключи «фа» — басовый, например. В нем пишутся партии второй руки для фортепиано, виолончели и фагота — партии в Большой и Малой октаве, то есть низкие звуки. Его «завиток» и две точки помещают ноту фа Малой октавы на четвертую линейку нотного стана. Если его сдвинуть на одну линейку вниз, получится баритоновый ключ: в нем фа, соответственно, расположена на третьей линейке.
А еще есть ключи «до»: альтовый, теноровый, сопрановый. И это мы молчим про совершенно особые ключи для ударных, которые могут вообще ничего не говорить о высоте звука! Действительно, способов шифрования музыки великое множество — но в них вполне по силам разобраться. Если только уметь правильно подобрать ключ.
Что такое скрипичный, басовый и «до» музыкальные ключи
Вы узнаете, что такое музыкальный ключ, каких видов бывает, для чего нужен и как выглядит. Разберем скрипичный, басовый и «до» ключи. Расскажу, как рисуется и что означает. Будет много примеров с картинками.
Нотный стан
Роль ключей в нотной записи настолько огромна, что без их участия, запись музыки оказывается практически невозможной. Чтобы разобраться в предназначении ключей, сначала возьмем нотный стан в чистом виде.
Нотные знаки, закрепляющиеся на линиях нотоносца, являются лишь графическими изображениями. Они не могут иметь каких-либо названий или высоты звучания.
Точнее сказать, до определенного момента, потенциально они могут иметь любые известные названия и уровень высоты звучания. Но на данном этапе нотной записи их роль в звукоряде музыкальной системы не определена.
Система не предполагает размещения звукоряда от какой-либо конкретной ноты. Любая нота может стать началом звукоряда или одной из ее ступеней.
Все последующие ноты после нее приобретают название автоматические в порядке данного звукоряда. Например, «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си».
Определить расположение звукоряда на нотном стане предоставляется только нам самим. Выбор может быть обусловлен лишь избеганием дополнительных добавочных линий.
Поэтому желательно чтобы линии, от которой будет начинаться звукоряд, находилась ниже средней.
Для первой ступени наиболее удобным расположением будет на самой нижней линии нотоносца. Поэтому присваиваем ей значение «До».
Нота до
Так мы сделали, что все знаки, размещенной на этой линии, будут принадлежать ноте «До» первой ступени звукоряда.
Дальнейшая систематизация расположения ступеней на нотном стане становится вполне очевидной.
Следующие ступени займут остальные линии и промежутки между ними. При этом, заполнив весь нотный стан в восходящем порядке.
Единственное, что объективно было нами сделано, это присвоение одной из линий какого-либо значения. Все остальное происходит автоматически по логике восходящего или нисходящего следования ступеней.
Распределение нот на нотном стане может производится от любой линии с любым присвоенным ей значением.
Например, вторая линия снизу, имея значение «Соль», расположит следующие и предыдущие ступени в восходящем и нисходящем порядке.
Нота соль
При этом, став как бы точкой отсчета для обоих направлений. Как раз, такой точкой отсчета является ключ.
Музыкальный ключ
Музыкальные ключи
Этот элемент является особым ориентиром. По нему определяют расположение нот на стане. Он как маяк, который дает понять, где мы находимся.
В нотном письме используется несколько видов музыкальных ключей. Каждый из них имеет свое значение и закрепляется на необходимой линии. Давайте ниже мы их рассмотрим более подробно.
Скрипичный ключ
Рисунок скрипичного ключа «соль»
Ключ соль удобен при записи нот для скрипки, учитывая строй и диапазон этого инструмента. Поэтому вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.
В 17 и 18 веках этот ключ был на первой линии нотного стана. В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. Его фото ниже.
Старофранцузский ключ
Однако он уже давно вышел из употребления. В настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал произведениях старинной музыки.
Как нарисовать скрипичный ключ
Многие новички могут не знать, как правильно нарисовать скрипичный ключ на нотном стане. Самый удобный способ, это начинать рисовать с круга. Сейчас покажу, как это делать поэтапно.
Басовый ключ
Картинка басового ключа «фа»
Справа от ключа ставятся две точки.
Они с обеих сторон обрамляют четвертую линию. Эти точки указывают, что именно на четвертой линии должна помещаться нота «Фа» малой октавы.
Ключ «фа» удобен при записи нот низких человеческих голосов. Например, баритон или бас.
Также пригодится для басовых музыкальных инструментов. Например, виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и другие. Для их записи в этом ключе не требуется большого количества добавочных линий.
В старинной музыке такой элемент изредка встречался, показывая туже ноту и на других линиях нотоносца. Но тогда он назывался уже не басовым.
Записываясь на третьей линии, он назывался баритоновым ключом. А если писался на пятой линии, то назывался басопрофундовым.
Баритоновый и басопрофундовый ключ
Ключ «до»
Кроме общераспространенных скрипичного и басового ключей, существует менее употребительный в наше время ключ «До». Ему следует уделить отдельное внимание, так как он имеет особую форму применения.
Используется для обозначения ноты «До» первой октавы. В нотном стане ключ «До» закрепляется следующим образом.
Ключ «до»
В отличие от скрипичного и басового, ключу «до» не свойственно всегда размещаться на одной конкретной линии. Это может быть любая линия нотоносца.
Варианты расположения ключа до
При этом, размещаясь на той или иной линии, ему присваивается определенное название. А именно, название того регистра, которому соответствуют звуки, в данный момент, охватываемые рамками 5-ти линейного нотоносца.
Таким образом, ключ «До» может иметь пять различных названий (видов). Все зависит от того, на какой линии он стоит.
Потребность в таком вольном использовании возникла в средние века в хоровой полифонической музыке строгого стиля. Именно тогда сформировалась традиция помещать этот музыкальный ключ на разные линии нотоносца.
Суть такого использования заключалась в следующем.
В любом хоре каждый человеческий голос имеет свой диапазон, охватывающий определенный регистр в исполняемом произведении.
При записи партии для какого-либо голоса, смещение ключа на ту или иную линию позволяло учитывать возможности диапазона. При этом избегать большого количества добавочных линий.
Это значительно упрощало чтение нот.
Сопрановый ключ
К примеру, для высокого голоса сопрано, нотная запись производилась в положении ключа «до» на первой линии. Картинка ниже кликабельна.
Благодаря этому средняя область звуков, входящая в этот регистр, как раз охватывалась пятью линиями нотоносца. Синие ноты на рисунке.
Поскольку ключ «до» на первой линии подходил для записи этого голоса, он получал одноименное с ним название. Это сопрановый ключ или по-другому, дискантовый.
Меццо-сопрановый ключ
Аналогичный подход и для записи партии голоса меццо-сопрано. Ключ «до» помещался на второй линии. Соответственно, там он получал название меццо-сопрановый ключ.
Меццо-сопрановый ключ
Альтовый ключ
Для голоса Альта ключ ставился на третьей линии. Назывался тогда альтовым ключом.
Теноровый ключ
Для тенора данный элемент находится на четвертой линии с названием теноровый ключ.
Баритоновый ключ
Для баритона на пятой линии такой элемент называется баритоновым ключом.
Стоит подчеркнуть, что использование такого количества ключей было связано со стремлением избегать добавочных линий.
В альтовом ключе пишутся ноты для смычкового альта. Иногда для английского рожка и тромбона. А в теноровом для высоких нот виолончели, фагота и тромбона.
Остальные ключи можно встретить лишь в старых изданиях.
Ключи «соль», «фа» и «до» поначалу представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита. Но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современные формы.
Эволюция музыкальных ключей
Система скрипичного и басового ключей
Скрипичный и басовый ключи, находясь на своем отдельном нотоносце, имеют особенность объединяться в единую систему. Позволяет им это делать расположение ноты «до» первой октавы.
Скрипичный и басовый ключ
В скрипичном ключе она пишется на добавочной линии снизу. А в басовом на добавочной сверху. То есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами.
Нота до первой октавы
Ноты скрипичного и басового ключа с одним общим элементом
Такая система дает доступ к вдвое большему объему фиксируемых звуков. При этом, не затронув использование добавочных линий.
Применяется она в записи музыки для инструментов с большим диапазоном. Например, фортепиано, орган, баян или аккордеон.
Заключение
Теперь, нам известно значение всех музыкальных ключей и их расположение на нотном стане. Давайте для общей наглядности объединим их на одном нотоносце.
В нем для сравнения будет показано расположение ноты «до» первой октавы во всех ключах.
Ключ «до», стоящий на средней линии, называется альтовым. Линия, на которой он стоит, получает значение «до» первой октавы.
Ключ «до» линией выше называется теноровым. В нем нота «до» первой октавы помещается соответственного его положению. То есть на четвертой линии.
Типы ключей «до»
Ключ «до» ниже альтового на одну линию, называется меццо-сопрановым. Он идет с нотой «до» первой октавы на второй линии. Далее ключ «до» на самой верхней линии нотоносца называется баритоновым. Нота «до» первой октавы находится на пятой линии.
Ключ «до» на самой нижней линии называется сопрановым. «До» первой октавы в нем находится на первой линии.
Ключи «до», определяя ноту «до» первой октавы своим собственным положением. Они могут помещать ее только на одной из основных линий нотного стана. Так как сами ставятся исключительно в его пределах.
Другие же ключи в музыке (соль и фа) выносят ноту «до» первой октавы за пределы нотоносца на добавочной линии.
Так в ключе «фа» на четвертой линии, нота «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии сверху. В ключе «соль» на второй линии, «до» первой октавы помещается на первой добавочной линии снизу.
Виды ключей в музыке
В ключе «фа» (басопрофундовым) на пятой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии сверху. В ключе «соль» (старофранцузском) на первой линии, «до» первой октавы помещается на второй добавочной линии снизу.
Также ключ «фа» может использоваться и как баритоновый, находясь на средней линии. При этом положение ноты «до» первой октавы помещается на пятой линии также, как и при баритоновом ключе «до».
Все ключи выстроены по нисходящему принципу положения регистров относительно нотного стана. Самый высокий регистр приходится на нотоносец при старофранцузском ключе.
Регистры для музыкальных ключей
Далее с каждым последующим ключом в музыкальной грамоте, регистры сдвигаются на одну линию выше. Тем самым смещаясь с нотного стана вверх, замещаясь смежными регистрами, расположенными ниже.
В общем, теперь вы знаете, что такое ключи в музыке и для чего они нужны. Следует заметить, что все они ставятся только на линиях нотного стана. На добавочных линиях и промежутках между линиями они не пишутся.
Конспект музыкального занятия «Ноты и скрипичный ключ»
Прохоренко Анна Александровна
Конспект музыкального занятия «Ноты и скрипичный ключ»
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД
Форма организации: групповая, индивидуальная
Интеграция областей: «музыкальное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие».
музыкальные инструменты,
крупный рисунок нотного стана с нотами,
Музыкальные:
отрывок из произведения А. Вивальди «Весна»,
танец «Друзья Барбарики»;
Оборудование: планшетный компьютер, музыкальные инструменты.
ЦЕЛЬ: закрепление изученного материала по основам музыкальной грамоты.
— Повторить и закрепить знания о музыкальных и шумовых звуках;
— Закрепить знания детей о нотном стане, нотах, скрипичном ключе, гамме;
-Развивать умение детей ориентироваться в знакомой музыке;
-Продолжать учить петь хором, не напрягая голос,
-Продолжать учить выразительно читать стихи;
-Радостно и с удовольствием выражать свои эмоции;
-Воспитывать интерес к музыкальной культуре, мировой классике;
-Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе решения познавательных задач.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
-Предложить выучить стихи самой младшей воспитаннице Алисе;
-Дать индивидуальные задания гиперактивным Марку, Ивану, Никите;
-Поручить контроль за соблюдением правил игры Диме и Ане;
-Обратить внимание на звукопроизношение Егора и Марка.
1. Речевая активность, чувство ритма и мелодики поэтического текста и музыки;
2. Проявление эмоционального отношения к литературным и музыкальным произведениям;
3. Умение исполнять песни хором, танцевать хороводные танцы, чувствовать ритм и такт;
4. Знать музыкальные инструменты;
5. Владеть знаниями нотной грамоты;
6. Уметь взаимодействовать со сверстниками в процессе занятия;
7. Уметь сосредоточенно действовать в течение 20-25минут.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?
Дети. Здравствуйте, здравствуйте! Просто отличное.
Музыкальный руководитель: Возьмите друг друга за руки, почувствуйте тепло друг друга и улыбнитесь друг другу.
Ход ЗАНЯТИЯ.
— Знаете, ребята, сегодня утром я захожу в музыкальный зал и вижу, что на нашем ковре блестят какие-то яркие-яркие огоньки. Я удивилась, подбежала и успела сорвать только один огонек, остальные исчезли. Посмотрите, что у меня осталось в руках (цветик-семицветик).
Смотрите какой-то цветок. Что это за цветок такой? (ответы детей)
Давайте посчитаем лепестки.
Сколько лепестков? (7)
Музыкальный руководитель: Мне кажется, что этот цветок появился здесь не просто так, он приглашает нас куда-то. А вы встречали этот цветок в какой-нибудь сказке? (ответы детей). Наверное, это тот самый волшебный цветок. Ну что, отправимся туда, куда он зовет? (Да).
Дети проговаривают слова с закрытыми глазами.
(Звучит музыка А. Вивальди «Времена года. Весна»)
(Открывается нотный стан.)
Музыкальный руководитель: А куда это мы попали?
Музыкальный руководитель: Кажется мы попали с вами в музыкальную страну
Ой, что это? (Показываю на нотный стан)
Кто вспомнит, как называется дом, где живут ноты?
Сколько линеек в нотном стане? (5)
Как зову «короля» всех нот? (Скрипичный ключ)
Сколько нот в музыкальной палитре. 7.
Инсценировка «Где живут нотки?»
Хотите еще путешествовать?
Музыкальный руководитель: Тогда отрываем второй лепесток.
«Лети, лети лепесток…»
Звучит танцевальная музыка. («Друзья Барбарики»)
Музыкальный руководитель: Ребята, слышите, музыка какая-то играет.
Что это за музыка?
Музыкальный руководитель: А какая эта музыка песенная, маршевая или танцевальная? (Танцевальная)
Правильно, мы попали в город танцев,
Исполняется танец «Друзья Барбарики»
Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше?
«Лети, лети лепесток…»
Звучит барабанная музыка.
Музыкальный руководитель: Ой, как интересно, куда же мы попали?
Может нам звучащая музыка подскажет? Как же ее можно назвать?
Музыкальный руководитель: Ребята, давайте послушаем, мы слышим мелодию? (НЕТ)
А что слышится? (Барабан) Но это тоже музыка.
Мы попали в город ритмических звуков.
а какие звуки бывают? (шумовые и музыкальные)
Все на свете дети знают
Звуки разные бывают
Журавлей прощальный клекот
Самолета громкий рокот,
Гул машины во дворе.
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка
Тихий шелест ветерка.
Это звуки – шумовые,
Только есть еще другие:
Не шуршащие, не стуки-
Музыкальные есть звуки
А какими бывают музыкальные звуки? (тихие-громкие, высокие-низкие)
Покажите, пожалуйста, на нотном стане, где низкие звуки? А где высокие?
А какие музыкальные инструменты вы знаете?
Дети отвечают на вопросы, называют музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: А давайте поиграем с вами в музыкально-дидактическую игру!
(На столе лежат металлофон, гитара, бубен, трещётка, дудка, барабан)
Все дети участвуют в игре.
Музыкальный руководитель: Ну, вот мы и отгадали, на чём каждый из вас играл.
Музыкальный руководитель: хорошо вы инструменты угадываете, а теперь я предлагаю вам исполнить на любом инструменте любимую мелодию, а мы попробуем ее угадать.
Игра «Исполни мелодию»
Прослушиваем несколько музыкальных произведений и угадываем их.
Музыкальный руководитель: Отправимся дальше в путь?
«Лети, лети лепесток…»
Звучит мелодия песни «Улыбка»
Музыкальный руководитель: Опять какая – то музыка звучит. Вам она, случайно не знакома? (Знакома)
Музыкальный руководитель: Правильно, ведь мы сейчас в стране песен.
Давайте споем песню:
Музыкальный руководитель: А какое у нас время года, а когда наступит лето, кто назовет признаки весны и лета?
Беседа о временах года.
Музыкальный руководитель: А давайте споем веселую песенку о лете «Чунга – Чанга»
Дети исполняют песню.
Музыкальный руководитель: Очень красиво танцуете и про ноты все знаете, и музыкальные инструменты знаете.
Мне кажется, что даже у нашего семицветика лепестки стали ярче.
Посмотрите, у нас еще остались лепестки на цветке, давайте посчитаем, сколько их. (3)
Музыкальный руководитель: Только сегодня мы их обрывать не станем, ведь волшебный мир музыки такой огромный и нам еще предстоит много путешествовать по нему и много узнать о музыке, а цветик-семицветик будет нам в этом помогать.
Музыкальный руководитель: А теперь пора нам возвращаться в детский сад, давайте закроем глаза и попросим цветик унести нас обратно.
(Дети закрывают глаза)
Цветик унеси нас назад
В наш любимый детский сад.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА А. Вивальди (дети открывают глаза.)
Музыкальный руководитель: Вот мы и вернулись из нашего замечательного путешествия.
Скажите, пожалуйста, что больше всего вам запомнилось в
нашем путешествии? (ответы детей.)
Какие вы молодцы, я очень довольна нашим занятием в память о
путешествии я хочу вам подарить раскраски.
(Музыкальный руководитель раздает раскраски)
Я хочу вас, ребята поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать. До свидания!
Будем с нотами дружить
Музыкальный мир чудесен
Много в нем прекрасных песен!
«Семья — ключ к счастью». Досуг с родителями «СЕМЬЯ- КЛЮЧ К СЧАСТЬЮ» Предварительная работа. Беседа с детьми о членах семьи и семейных взаимоотношениях; рисование родителями и детьми.
Презентация «Арт-терапия — ключ к счастью!» Арт-терапия – это психотерапевтический метод, который предполагает исцеление человека с помощью искусства (творчества). Буквально этот термин.
Игра — ключ к душе ребенка! Кому из родителей и педагогов не знакомы игры и забавы детей,организуемых ими в свободное время в любом подходящем для этого места. Детей.
Конспект занятия в старшей группе «Ключ от города Канска» Цель: Обобщить знания детей об основании города Канска, о его гербе. Пополнить активный словарный запас (старожил). Вызвать интерес к изучению.
Конспект занятия в старшей группе «Ключ от города Канска» Цель: Обобщить знания детей об основании города Канска, о его гербе. Пополнить активный словарный запас (старожил). Вызвать интерес к изучению.
Музыкально дидактическая игра «Скрипичный ключ» Музыкально –дидактическая игра «Скрипичный ключ» Цель:Упражнять в игре на музыкальных инструментах. Развивать чувство ритма,тембровый и.
Музыкально — дидактическая игра «Спрятанные ноты» Музыкально-дидактические игры – эффективное средство познания музыкальной действительности. Использование этих игр в образовательном процессе.
Конспект музыкального занятия 3 3 занятие. Цель: Адаптация ребенка к структуре занятия, педагогу, а также помещению музыкального зала. Развитие музыкальных способностей.
Конспект музыкального занятия 4 4 занятие. Цель: Адаптация ребенка к структуре занятия, педагогу, а также помещению музыкального зала. Развитие музыкальных способностей.