что такое сказка терапевтический момент
Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
Бодянская юлия
Консультация «Сказкотерапия — теория и применение»
Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию.
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно, наверное, несколько лет назад возродился самый древний в человеческой истории метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике — сказкотерапия. Это слово у одних вызывает улыбку, у других удивление. Одни считают ее вспомогательным средством в работе психологов, другие воспринимают как наивную систему и только, но, узнав поближе, открывают для себя безграничные возможности сказкотерапии, лечения души сказками. Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов. Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Сказкотерапия – воспитательная система, сообразная духовной природе человека. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ, хотя многие считают ее исключительно детским методом. Сказкотерапию можно назвать детским методом лишь потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.
Предметом сказкотерапии является процесс воспитания, развитие души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.
Задачи сказкотерапии:
1. Сформировать в человеке способность к обучению, саморазвитию, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира.
2. Развить умение видеть оборотную сторону проблемы.
3. Пробуждение Веры в собственные силы. При этом важно не путать веру с надеждой. Как ни странно, но именно надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать.
Сказкотерапия включает в себя:
• Сочинение сказок
o интерпретация (истолкование, объяснение, разъяснение,
o переписывание сказок,
o сочинение новых сказок и историй.
• Постановка сказок
o сказки на песке,
o театрализованные игры,
o кукольные спектакли.
• Рассказывание сказки
oгрупповое: придумывание по кругу,
o рассказывание по кругу известной сказки;
oиндивидуальное: от 1-го лица, от 3-го лица.
• Рисование сказок
o психодиагностическое рисование, (требует специальных знаний и подготовки)
o спонтанное волшебное рисование.
• Анализ сказок
o решение открытых сказочных задач,
o исследование образов.
• Сказочная имидж-терапия.
Какой материал можно использовать? Сказочные формы очень многообразны.
Многообразие сказочных форм. Виды сказок
Метафоры — слово или выражение, употребляемое в переносном значении, косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение. Люди используют метафоры в речи постоянно, даже не замечая. Любая метафора в речи будет оказывать воздействие на то, как вы сами или ваш собеседник воспринимает разговор или ситуацию.
Пословицы и поговорки
Истории — яркое, живое изображение неких реально происшедших событий с целью осмысления их значения.
Истории могут быть рассказаны от первого лица, повествуя о событиях личной жизни рассказчика, или от третьего (прием «кавычек»,
Например. «Однажды, не знаю, почему мне вспомнилась эта история, я был в неком городе и так же волновался, как сейчас, наверно, волнуетесь Вы. Мне предстояла встреча с неизвестным мне человеком. и исход нашей встречи мог повлиять на всю мою дальнейшую жизнь.»Или: «Один мой знакомый однажды оказался.»
Притчи. Относительно краткие, афористичные рассказы дидакто-аллегорического жанра, отличающихся тяготением к глубинной мудрости религиозного или моралистического порядка. Спецификой поэтики притч является отсутствие описательности. Главные герои, замкнутые в рамки определенных комбинаций душевных черт, предстают не как объекты художественного наблюдения, но как субъекты этического выбора. Притчи — универсальное явление мирового фольклора и литературного творчества (Ветхий завет, сирийские «Поучения Ахикара»).
Легенды — устные рассказы, в основе которых лежит чудо, фантастический образ или представление, преподносимые как достоверные. В отличие от преданий легенды всегда фантастичны по содержанию, от притч их отличает обилие деталей. В современном обиходном значений легендами часто называют, независимо от жанра, произведения, отличающиеся поэтичностью и «сверхъестественным» вымыслом и одновременно претендующие на достоверность в прошлом.
Сказки от других видов художественного эпоса отличаются тем, что их изначально воспринимают как вымысел, игру фантазии. Однако под этими пестрыми одеждами всегда скрыта некая истина, в донесении которой до сознания внимающих и есть предназначение сказки.
Виды сказок.
Художественные сказки – к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. В художественных сказках присутствует и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический.
Народные сказки. Наиболее древние народные сказки в литературе называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы.В этом содержатся чрезвычайно важные для психолого-педагогической практики идеи:
1. Окружающий нас мир – живой. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно и имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования готовности к принятию другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для формирования оптимизма, развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытания, а то, что досталось даром, может легко уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас много помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией сами. Эта идея важна для формирования ощущения самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Наиболее доступны для понимания маленькими детьми, лучше всего передают жизненный опыт, поскольку дети до пяти лет идентифицируют себя с животными.
Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Бытовые сказки уместны при работе с подростками, направленной на фомирование образа семейных отношений.
Страшные сказки про нечистую силу – ведьм, упырей и пр. В современной детской субкультуре существуют сказки-страшилки,с помощью которых дети приобретают опыт самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Волшебные сказки наиболее увлекательны для детей 6-7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессознательное человека поступает «квинтэссенция» (самое важное) жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Содержат знания об уникальности взгляда на мир отдельного человека, рассказывают о частных сторонах жизни, что является важным для миропонимания.
Дидактические сказки – содержание их сюжета носит обучающий характер.
Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Под коррекцией здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребёнку смысла происходящего.
Психотерпевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий.
Медитативные сказки предназначены для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса.
Направления сказкотерапии, формы работы со сказками.
Анализ сказок. Если сказку не анализировать, многие ее смыслы и уроки остаются неосознанными. Анализ сказки поможет осознать и привнести в жизненную практику важнейшую информацию, построить гармоничную систему ценностей.
Смысл анализа сказки в сказкотерапии состоит в том, чтобы понять и проинтерпретировать суть сказочных ситуаций, образов, конструкций сюжета. В основании этого направления работы со сказкой лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несет в себе огромный скрытый смысл, опыт решения нашими предками сложных жизненных проблем, информация об этом зашифрована в сказочных образах.
Анализ сказок с детьми. Выбор сказкидля анализа с детьми может осуществляться по ряду оснований:
• наличие определенной проблемы, тогда подбираются сказки, соответствующие проблеме (создавать банк данных);
• интерес ребенка к определенной сказке;
Решение сказочных задач
Сказочная задача, предлагаемая ребенку,должна отвечать следующим требованиям:
1. Задачу задает сказочное существо (ведущий или кукла).
2. Сказочные задачи служат испытаниями (ситуация выбора дороги и т. п.)
3. Ситуация не должна иметь правильного ответа, который известен только ведущему.
4. Образы, герои и события должны заинтриговывать ребенка, быть ему близкими.
5.Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему: преодоление препятствий (особенно, если у ребенка обозначилась проблема нерешительности, страха проявить себя); взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен непроработанный эгоцентризм); самоорганизация и прогнозирование своих действий (если ребенок недостаточно внимателен и организован) и т. п.
6. Ситуацию и вопрос лучше построить и сформулировать так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и прослеживать причинно-следственные связи.
Процесс группового решения и обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше у него будет вариантов реагирования и поведения в той или иной ситуации, тем более он будет адаптированным к жизни. Таким образом, работа с детьми в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
1. Развитию творческого мышления ребенка.
2. Совершенствованию вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
3. Развитию фантазии и воображения.
4. Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
5. Развитию эмпатии (понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания) и умению слушать.
Рассказывание сказокпозволяет решить психодиагностические и психокоррекционные задачи:
1. Выявление актуальной проблематики ребенка путем анализа эмоционального состояния при рассказывании, оговорок, интонационных акцентов и смысла изложения.
2. Развитие фантазии и воображения.
3. Развитие умения выражать свои мысли.
4. Развитие способности слушать другого.
5. Развитие способности умения стать на место другого.
Сочинение сказок. Сочиняя сказкинужно обращать внимание на следующие моменты:
О чем эта сказка. Причем наш ответ может отличаться от мнения автора. Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него актуальной, о чем он размышляет, что ищет.
Чему учит сказка? Ответы на этот вопрос конкретизируют основную тему, указывают на пути развития автора сказки, рассказывают о его ценностных ориентациях, о взглядах на мир.
2. Линия главного героя.
Выделяем ряд моментов:
• отношение главного героя к себе;
• мотивы поступков героя;
• способы преодоления героем трудностей;
• восприятие окружающего мира и отношение к нему;
• способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху.
Важно установить с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя –адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его Я. Эпитеты, прилагательные, метафоры описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную так потенциальную или скрытую Способы преодоления трудностей героем отражают стиль поведения автора в сложных ситуациях.
Сказочная куклотерапия. Благодаря куклотерапии создается особая среда, стимулирующая развитие личности ребёнка,которая позволяет достичь следующих результатов: развитие речи; развитие эмоциональной и моторной адекватности; развитие коммуникативных навыков.
Имидж-терапия позволяет человеку реально измениться, попробовать себя в неожиданных амплуа, раскрыть свои потенциалы.
Сказочноерисование подразделяется на две группы методов:
1. Проективное диагностическое рисование;
2. Спонтанное рисование.
Проективное диагностическое рисование с помощью тематических рисунков исследуют внутренний мир человека, систему его отношений к себе и другим, его индивидуальность.
Спонтанное рисование подразумевает изготовление специальных «объемных» красок и рисование ими. В процессе систематического использования техники спонтанного рисования у ребёнка появляется возможность осознать скрытую созидательную силу и найти пути ее применения в жизненной практике; либо обнаружить разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше использовать свои потенциалы.
Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия
Создать настрой на совместную работу
Вспомнить то, что делали в прошлый раз, какие выводы сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
Вопросы ведущего; что было на прошлом занятии, использовали ли новый опыт, как помогло в жизненных ситуациях то, чему научились на прошлых занятиях.
Расширить представление ребенка о чем-либо
Ведущий рассказывает новую сказку.
Приобрести новый опыт, закрепить новые качества личности ребенка
Игры, позволяющие приобрести новый опыт, символические путешествия и представления.
Связать новый опыт с реальной жизнью
Обсуждение и анализ жизненных ситуаций, в которых можно использовать опыт, приобретенный на занятии
Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, подчеркивает значимость приобретенного опыта, отмечает детей за их заслуги и т. п.
7. Ритуал «выхода» из сказки
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде
Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнениями.Ведущий: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились».
Сказкотерапия в полном объёме может использоваться воспитателями во внеурочных занятиях, классными руководителями на классных часах, но это не значит, что элементы сказкотерапии нельзя использовать на уроках. Учебники по чтению содержат разнообразные по видам сказки. Работа с ними предполагает различные виды деятельности. В том числе анализ, чтение по ролям разные виды пересказа и т. д.
На уроках письма я использую грамматические сказки, цель которых привлечь внимание к изучаемому материалу, сделать его доступным, понятным, вызвать определённые эмоции, т. к. психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.
5 класс.Тема: «Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю, я».
Живёт в стране Грамматика известный фокусник Мягкий Знак. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым. Глагол ел превратился в существительное ель, а консервная банка стала тёплой банькой.Расхвастался Мягкий Знак: я, дескать, самый волшебный.Но некоторые жители страны Грамматика стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы».Смотрите: был лук – стал люк, был мал – стал мял. Кто же поставил на место хвастунишку? Отчего согласные и без него стали мягкими?
7 класс.Тема: Обращение».
Узнайте сказку
В сказке небо синее, в сказке птицы страшные.
-Реченька, укрой меня!
— Печенька, спаси меня!
Даётся задание назвать сказку, чему учит, отслеживается учебный материал.
Элементы имидж-терапии. Волшебники. Предлагаю детям представить, что они волшебники, работающий у доски ученик – главный волшебник. Превращать будем слова. Н. : существительные надо превратить в прилагательные (зима – зимний и т. д.)
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.
Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.
Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.
Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах» После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.
Презентация «Добыча соли, ее применение» Презентация «Добыча соли, ее применение» Слайд 1 МБДОУ Калтасинский детский сад №2 «Рябинушка» МР Калтасинский район РБ. «Добыча соли,.
Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 1 Хочу представить вам свой опыт работы по применению дидактических и развивающих игр с разрезными картами на занятиях по физкультуре в детском.
Применение дидактических и развивающих игр на занятиях по физкультуре в ДОУ. Часть 2. Во второй части публикации я хочу рассказать еще об одной игре с разрезными картами. Вторая игра похожа на первую, в ней также нужно придумать.
Применение опорных сигналов в курсе математики 5–11 классов В курсе математики часто прибегают к опорным сигналам для лучшего усвоения нового материала. Приведу несколько примеров их использования.
Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.
Методическая разработка «Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками»
Методическая разработка
«Применение сказкотерапии в работе с дошкольниками»
Русецкая Инна Александровна
МБ ДОУ «Детский сад №16»
1. Цели и задачи сказкотерапии…. 4
2. Основные виды сказок для детей дошкольного возраста…. 5
3. Важные моменты… 7
4. Сказки и детские проблемы… 9
5. Роль сказки в воспитании детей…. 11
Список литературы…. 15
В мире много сказок,
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Пусть Добро навеки
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Ведь недаром, ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста, однако, возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.
К сказкамобращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т. д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей, в частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Цели и задачи сказкотерапии:
• Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
• Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
• Стимулирование творческого самовыражения.
• Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
• Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
• Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
• Выявление и поддержка творческих способностей.
• Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
• Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Преимущество сказокдля личности ребенка:
• Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
• Неопределенность места действия главного героя.
• Образность языка. Кладезь мудрости.
• Победа Добра. Психологическая защищенность.
• Наличие Тайны и Волшебства
Принципы работы со сказками:
1. Принцип осознанности.
2. Принцип реальности.
3. Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
4. Принцип многогранности.
5. Принцип связи с реальностью.
«Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста
1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них, сказках, есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок – единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.
Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
3. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок имеет ограничение по возрасту (примерно 11-13 лет) и проблематике (неадекватное поведение, неэффективное поведение). Психокоррекционную сказку можно просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.
4. Психотерапевтические сказки – сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.
5. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликта и злых героев.
Примеры сказок для детей
Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».
Начиная с 2-3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.
По достижении 3-4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.
Для дошкольников старшего возраста, около 4-5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.
Примеры сказок для детей 5-6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.
Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.
• Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности дошкольника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.
• Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.
• Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию. Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10-12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.
Сказкотерапия для дошкольников позволяет благоприятно воздействовать на поведение детей,а именно:
• различать такие понятия, как добро и зло;
• воспитывать положительные качества характера;
• исправлять недостатки в поведении;
• указывать, что ребенок в конкретной ситуации не прав, и научить его поступать правильно;
• помочь создать доверительные отношения между детьми и родителями;
• формировать связную речь;
• развивать способность ребенка фантазировать.
Особенно сказкотерапия как средство избавления от психологических проблем проводится, если в поведении малыша наблюдается агрессивность или нервозность, он не может что-то сделать или чего-то боится. С помощью данного метода можно легко определить, какие детские проблемы и переживания присутствуют, и каким образом можно их решить.
Затем внимательно подобрать сказку для сказкотерапии для конкретной цели. Главный персонаж должен быть похож на малыша, например, внешним видом, чертами характера, местом проживания. После этого описать ситуацию, в которой данный персонаж совершает плохой поступок либо боится чего-то.
Исследователи рекомендуют структурировать сказкипо взятым отдельно детским проблемам:
1. Сказки для детей, испытывающих страх темноты, страх перед врачом.
2. Сказки для гиперактивных детей.
3. Сказки для детей с агрессией.
4. Сказкидля детей с расстройством в поведении и физическими проявлениями: проблемы с мочевым пузырем, проблемы с едой.
5. Сказки для детей, испытывающих проблемы в семейных отношениях, например, в случае развода родителей, а также появлении нового члена семьи.
6. Сказки для детей при потере любимых животных и значимых людей.
Примеряя роль главного героя на себя ребенок,во-первых:
• четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения;
• показывает, каким он видит решение проблем;
• сам выпутывается из сложных жизненных коллизий, в которые попадает герой.
Во-вторых, подбирая примеры сказок,мы можем:
• акцентировать внимание ребенка на конкретной — сиюминутной ситуации;
• корректно и доступно указать на ошибочность выбранной линии поведения;
• помочь ему избавиться от той или иной привычки;
• показать, что существует и другая линия поведения — возможность добиться желаемого результата.
Скажем, ребенок катастрофически боится темноты – найти или придумать мужественного героя, который одним своим взглядом и вздохом побеждает самые черные козни темного царства. Ребенок любит приврать, и ему уже никто не верит на слово? — рассказать сказку об овечьем пастушке и волках. Или же вместе с ним создать героя, который до того заврался, что забыл как его зовут и пришлось врунишке заново знакомиться с собой и честным словом, чтобы найти свое место в жизни.
Придумывая, а главное – детально обговаривая с малышом сказочные истории, в которых эгоистичные или подлые поступки имеют ярко негативную окраску, мы тем самым ненавязчиво и вместе с тем очень настойчиво формируем его неприятие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кричит, не читает какие-то непонятные взрослые морали, и не ставит в угол, она тактично воспитывает и дает ответ на любой вопрос! И вместе с тем помогаем крохе, обнаружившему в своем окружении несправедливость или обман, другие какие-то отрицательные качества, находить в себе силы противостоять им с достоинством и добром.
В-третьих, сказкотерапия помогает укрепить связь между детьми и их родителями. Они же вместе творят волшебную историю — чудо. И только от их совместного решения зависит судьба героев!
Пример сказки
Терапевтический эффект – снижение у ребенка страха темноты.
Возраст детей: 4-6 лет
Сказка «В темной норе»
Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми.
Только переступили порог Цыпленок и Утенок,как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет».
Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте.
А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе.
Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления. В норке никого не было.
И еще о роли сказки в воспитании ребенка
Сказка в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста. Особенно велика ее роль в воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Сказка пробуждает все доброе, что есть в душе малыша, формирует нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь.
Совместное чтение помогает родителям и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.
Сказка является неотъемлемым элементом нравственного воспитания. Оно основано на восприятии таких базовых философских понятий, как добро и зло. Язык сказки доступен для ребенка, позволяет легко объяснить ему разницу между плохим и хорошим.
Отношения между персонажами и сюжет помогают понять причины поступка и его последствия. Сказка показывает прямую зависимость между нравственными качествами человека и конкретными жизненными ситуациями, в которые он попадает. Она учит самому ценному качеству – умению сопереживать, понимать другого человека.
Для формирования нравственных ценностей ребенка очень важны комментарии, которые родители дают во время совместного чтения. Не менее важным воспитательным моментом является обязательная победа добра над злом. Хорошие герои всегда трудолюбивы, смелы, красивы, смекалисты, честны. Идентифицируя себя с ними, ребенок перенимает высокие нравственные качества, учится находить правильные решения, думать позитивно.
Сказочноепроизведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:
• умение связно выразить мысль;
• творческие способности и фантазию;
• умение правильно использовать мимику.
Реплики персонажей тренируют артикуляционный аппарат и обогащают словарный запас. Развивается культура речи, формируется навык правильного произношения малоупотребительных слов. Если сказка русская народная, то в речь ребенка органично входят пословицы и поговорки. Так, благодаря фольклору малыш вовлекается в пространство народной культуры.
Многочисленные варианты использования литературного материала дают крохе возможность полностью раскрыть свой потенциал. Выразительное чтение, театрализованная постановка, кукольный или пальчиковый театр, рисование – проигрывать сюжет можно разными способами. Ребенок чувствует радость, творческую свободу, душевный подъем, становясь жителем сказочного мира.
Психологи рекомендуют использовать сказки для решения многих психологических проблем. Существует прекрасная методика сказкотерапии, которая позволяет малышу почувствовать себя увереннее, расстаться с комплексами, внутренне измениться. Ребенок будет идентифицировать себя с тем сказочным персонажем, который наиболее близок ему по нравственным и личностным качествам. А это бесценный материал для работы воспитателя, психолога или внимательного, любящего родителя.
Ребенок появляется на свет не злым, и не добрым. Каким он будет расти человеком, зависит от окружающих, рядом находящихся, от того, как его будут воспитывать, чему его будут учить, какие усилия для этого будут прикладывать.
В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными. Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо.
Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя, уникальный шанс без вреда для себя пережить различные ситуации из жизни. При применении скрытого в сказках опыта прошлых поколений, дети могут проникнуть в свой собственный мир переживаний и чувств. Это и является главной особенностью данной терапии, которая позволяет добиться огромных успехов в работе с малышами, нуждающимися в психологической и логопедической помощи
Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.
Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.
Сказка формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. » — СПб. : «Златоуст», 1998. — 352 с.
3. Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. –М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.- 112с.
4. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. – 221с.
Методическая разработка авторских мастер-классов по изготовлению поделок из синельной проволоки для работы с дошкольниками Пояснительная записка Синельная проволока – интересный, привлекательный и безопасный материал для детского творчества. Пушистая проволока.
Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Инновационная деятельность по работе с родителями. Воспитатели МДОУ №9″Теремок» Иванова Д. В. Коротина С. В. В наше время, когда большинство.
Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с дошкольниками Методическая разработка из опыта работы по изготовлению новогодних поделок из разных материалов с детьми дошкольного возраста. Пояснительная.
Методическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.
Методическая разработка мастер-классов по изготовлению поделок из поролона в работе с детьми дошкольного возраста Авторская методическая разработка предназначена для родителей, воспитателей ДОУ и руководителей студий художественного творчества. Актуальность.
Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала в работе с детьми дошкольного возраста. Часть 2 Методическая разработка по изготовлению поделок из природного материала: желудей и каштанов с использованием материалов для творчества в.
Методическая разработка «Создание композиции из суккулентов с дошкольниками» Суккуленты – настоящая находка для композиций и творчества, их можно сажать не только в декоративное кашпо, коряги, скорлупки кокоса,.
Методическая разработка «Встречаем с детьми Пасху» для использования в работе с дошкольниками Актуальность. Пасха – один из самых великих христианских праздников. На Пасху принято дарить друг другу крашеные и декоративные яйца,.
Применение мультимедийных средств на музыкальных занятиях. Разработка видео-роликов для слушания музыки Исходя из требований современного дошкольного образования, педагог должен знать основы работы с персональным компьютером, мультимедийным.