что такое сказка для дошкольников

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

что такое сказка для дошкольников. 489de525ec03e4a9ef8366b69fd6113f. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-489de525ec03e4a9ef8366b69fd6113f. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка 489de525ec03e4a9ef8366b69fd6113f. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка» Татьяна Ломтева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

Что такое сказка.

Веками русские дети слушали народные сказки. Их рассказывали мамы, бабушки, а в дворянских семьях – няни. А зачем детям сказки?

Народные сказки имеют особый поэтический язык. Недаром их веками устно передавали из поколения в поколение. Они были нужны народу и прежде всего детям, чтобы сформировать национальное самосознание, чтобы сохранить свою самобытность в тяжелейших условиях борьбы с многочисленными врагами Руси. Сказки рассказывались на ночь, поэтому они закладывались в подсознание ребёнка, запоминались на всю жизнь и формировали его личность примерами богатырских подвигов, победы Добра над Злом. В сказках присутствует мудрость, которая так необходима представителям сильного народа уже с детства. Создавая народные сказки, люди вычеркнули из своей исторической памяти этот факт истории. И это очень мудро. Детей нужно учить не воевать друг с другом, а приводить добрые, нужные примеры.

Ребёнок, который с детства слушает сказки, вырастает со здоровой душой. В наше время, когда на психику малыша большое давление оказывает телевидение, только старая добрая сказка своим неспешным ритмом, сюжетом, нравственным содержанием может успокоить ребёнка.

Сказкиненавязчиво закладывают в голове ребенка главную мысль: надо любить свою землю, трудиться на ней и защищать её. Наш народ, воспитанный сказками и былинами, становился сильным, и неизменно возрождался даже после поражений.

Сейчас некоторые интеллигентные родители считают, что русские сказки вредные и кровожадные. С какого возраста детям нужно начинать читать сказки? Можно прямо с младенческого. Читать нужно медленно и не пересказы, сказки обязательно должны быть народные. Нельзя читать каждый раз новую сказку. Наши предки сказку рассказывали столько раз, чтобы ребенок успевал её выучить наизусть. Только так можно было усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке.

Каждая сказка несет в себе массу полезного и интересного.

Каждый из нас в детстве наверняка с открытым ртом слушал сказки. Это бесценный клад информации о культуре любого народа. И все же, что такое сказка?

Сказки бывают разные:

сказки о животных – в них животные являются главными персонажами (иногда им противостоит человек);

В сказкахгерои бывают двух типов:

добрые, благородные,сильные и находчивые герои: Иван-дурак, Иван-царевич, Елена Прекрасная, Елена Премудрая, Снегурочка

и злые,коварные герои: Баба-Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Леший и т. д.

Добрые и злые герои есть во всех сказках. Но всегда положительные герои преодолевают все трудности и преграды, идут к своей цели и получают за это вознаграждение.

Русская пословица гласит: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

Истинность этого рассмотрим на примере сказки режиссера Александра Роу «Варвара-краса, длинная коса».

Сказки – это бесценный дар, оставленный нам нашими предками.

Они передаются от одного человека другому,из поколения в поколение:

способствуют развитию у школьников речи, мышления и памяти,

воспитывают интерес к чтению, к устному народному творчеству,

создают атмосферу сказочности, развивают дух соревнования,

способствуют эстетическому воспитанию детей.

И сколько бы ни появлялось новых и современных рассказов и сказок, ничего не сможет заменить эту истинную старинную классику.

Конспект группового занятия педагога-психолога с детьми старшей группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект группового занития педагога-психолога с детьми старшей группы Образовательная область: «Коммуникация». Раздел: Психологическая.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект интегрированного занятия по развитию речи + ОЗОМ +математика во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» по стихам.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.

Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» с использованием технологии «Истории карапушек» Цель: формирование положительного отношения к людям. Задачи: 1. Конкретизировать первоначальные представления о хороших и плохих поступках.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Чрезвычайные ситуации — что это такое?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера. Задачи: 1. Научить предвидеть, распознавать и правильно.

Конспект занятия в средней группе по развитию речи «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки. Задачи: Формировать умение детей решать проблемные ситуации. Учить аргументировать.

Источник

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы. «Что такое сказка?»

что такое сказка для дошкольников. 1d59a817a9bedd97c7d6ff778bafb7ef. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-1d59a817a9bedd97c7d6ff778bafb7ef. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка 1d59a817a9bedd97c7d6ff778bafb7ef. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка» Фанура Аскарова
Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы. «Что такое сказка?»

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы. Тема: Что такое сказка?

Программное содержание: Формировать понятие о жанре «сказка». учить определять вид сказки (волшебные, бытовые,о животных); закрепить понятие «народная сказка»; знакомить детей с героями русских народных сказок; развивать мышление, воображение; воспитывать интерес к русскому фольклору.

Методы и приемы: сюрпризный момент; беседа о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: посиделки

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети заходят в зал, оформленный под русскую избу. Воспитатель, одетый сказочницей, встречает детей с поклоном.

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие ребята, в нашу избу. Я вас пригласила сегодня на посиделки. Что такое посиделки, кто знает? (ответы детей). Правильно, люди в старые времена коротали время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка?

Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки? Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве….

А какие бывают сказки?

• Бытовые сказки (закрепление)

Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая –самая…. Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке- какая она? (ответы детей) Правильно, дети. Вот сказки и спорили. Спорили долго. Хотите послушать, как они спорили?

(Заходит девочка – в сказочном костюме волшебной сказки)

В. С. Я- самая прекрасная сказка! Меня любят больше всех! Меня читают больше всех!

Воспитатель. В. С., скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше всех?

В. С. Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!

Воспитатель. Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может вы знаете сказочных злодеев? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В. С. Во всех моих сказках есть волшебные предметы.

Воспитатель. А ребята мои знают какие – нибудь волшебные предметы из волшебных сказок? (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода).

В. С. Вот вы сами увидели, что я – лучше всех! (Кланяется, дети хлопают).

Воспитатель. Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, (Приглашает еще одну девочку в костюме сказки)

Воспитатель. Здравствуй, моя помощница!

С. Ж. Здравствуйте! Узнали вы меня? Да, правильно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся,переживают…

В. С. А у тебя есть волшебные помощники?

С. Ж. Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами. Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!

Воспитатель. К нам пожаловала еще одна гостья!

Воспитатель. Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?

Дети. Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Воспитатель. А почему они так называются?

Дети. В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали. Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Воспитатель, при необходимости, помогает, подсказывает)

Воспитатель. Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех? (Ответы детей.)

Воспитатель (подводя итог). Конечно, ребята, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по своему. Но все таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!

Воспитатель. Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок. (Берется любая сказка, предпочтительнее, сказка о животных, проводится игра «Инсценируем «)

Воспитатель. Следующая игра, в которую я предлагаю нам всем поиграть, называется «Измени конец сказки». Есть сказки с печальным концом. (Дети вспоминают такие сказки). Мне всегда жаль Снегурочку, которая растаяла. Я предлагаю вам изменить конец этой печальной сказки. (Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит итог игры в зависимости от предложенных вариантов).

Воспитатель. Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки. Давайте еще раз вспомним виды сказок. Почему сказки называются народными? Вот и подошли к концу наши посиделки. Предлагаю всем разойтись по домам, дружно взявшись за руки! До новых встреч в сказке! (Уходят, махая руками).

что такое сказка для дошкольников. 0f1a92ef187f9320f5b8c4f72ca38c7a.jpg. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-0f1a92ef187f9320f5b8c4f72ca38c7a.jpg. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка 0f1a92ef187f9320f5b8c4f72ca38c7a.jpg. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»«Красная Шапочка» С раннего детства мы начинаем нашим деткам читать сказки. Любая сказка,особенно народная,несет в себе глубокий смысл. Вспомните как вы сами.

Вечер развлечений в старшей группе. «В мире много сказок…» Цель: знать и называть знакомые сказки, узнавать героев, характеризовать их; раскрыть удивительный мир сказок. Оборудование: костюмы: сказочницы.

Источник

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Что такое сказка?»

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы.

Тема: Что такое сказка?

Программное содержание: Формировать понятие о жанре «сказка». учить определять вид сказок (волшебные, бытовые, о животных); закрепить понятие «народная сказка»; знакомить детей с героями русских народных сказок; развивать мышление, воображение; воспитывать интерес к русскому фольклору.

Методы и приемы: Сюрпризный момент; беседа о фольклоре, о русских народных сказках, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: посиделки

Ход занятия:

Сюрпризный момент: дети заходят в зал, оформленный под русскую избу. Воспитатель, одетый сказочницей, встречает детей с поклоном.

Воспитатель. Добро пожаловать, дорогие ребята, в нашу избу. Я вас пригласила сегодня на посиделки. Что такое посиделки, кто знает? (ответы детей). Правильно, люди в старые времена коротали время таким образом: собирались вместе, веселились, шутили, пели песни и сочиняли сказки. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка?

Сказка, ребята, занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки? Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве….

А какие бывают сказки?

Бытовые сказки (закрепление)

Вот как-то раз собрались все сказки и начали спорить: кто из них самая –самая…. Как вы думаете, ребята, какими они себя считали? Как можно сказать о сказке- какая она? (ответы детей) Правильно, дети. Вот сказки и спорили. Спорили долго. Хотите послушать, как они спорили?

(Заходит девочка – в сказочном костюме волшебной сказки)

В. С. Я- самая прекрасная сказка! Меня любят больше всех! Меня читают больше всех!

Воспитатель. В. С., скажи, пожалуйста, почему ты считаешь, что ты лучше всех?

В. С. Потому что только в моих сказках живут отважные герои, которые побеждают всех злодеев!

Воспитатель. Подожди, о каких злодеях ты говоришь? Ребята, может вы знаете сказочных злодеев? (Баба Яга, Кощей Бессмертный)

В. С. Во всех моих сказках есть волшебные предметы.

Воспитатель. А ребята мои знают какие – нибудь волшебные предметы из волшебных сказок? (волшебная палочка, ковер – самолет, живая и мертвая вода).

В. С. Вот вы сами увидели, что я – лучше всех! (Кланяется, дети хлопают).

Воспитатель. Подожди, пожалуйста. У нас есть еще одна гостья, (Приглашает еще одну девочку в костюме сказки)

Воспитатель. Здравствуй, моя помощница!

С. Ж. Здравствуйте! Узнали вы меня? Да, правильно, я сказка о животных. Мои сказки – самые интересные! Ведь в моих сказках животные ведут себя, как люди: общаются, веселятся,переживают…

В. С. А у тебя есть волшебные помощники?

С. Ж. Нет, они мне просто не нужны. Мои герои, как все люди, побеждают зло без волшебства, своими силами. Ведь в моих сказках говорится только о животных, а на самом деле люди рассказывают о себе, о своей жизни!

Воспитатель. К нам пожаловала еще одна гостья!

Воспитатель. Давайте мы с вами еще раз повторим, какие бывают сказки?

Дети. Волшебные, сказки о животных и бытовые.

Воспитатель. А почему они так называются?

Дети. В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа.

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы все правильно поняли. А чтобы еще лучше все запомнить, предлагаю поиграть! Наши гостьи пришли к нам не с пустыми руками, а принесли вот такую папку с картинками. Но пока спорили, кто из них самая – самая…. все картинки перепутали. Может, поможем им, где чья картинка? (Дети рассматривают картинки из сказок, определяют, к какой сказке принадлежит, отдают одной из сказок. Воспитатель, при необходимости, помогает, подсказывает)

Воспитатель. Вот какие молодцы вы, ребята! Только я так и не поняла, какая сказка – лучше всех? (Ответы детей.)

Воспитатель (подводя итог). Конечно, ребята, все сказки хороши! Из бытовых сказок мы узнаем, как раньше жили люди, какие вопросы их волновали, как они боролись со злом… Сказки о животных нам рассказывают о том, какие бывают взаимоотношения между людьми, как поступить в трудную минуту, как победить зло. А волшебные сказки нас учат не отчаиваться, бороться до конца, до победы. А бороться учат они нас со злом. Вот видите, ребята, все сказки интересны по своему. Но все таки у них есть одно общее – они борются со злом и побеждают его! Так что, милые мои помощницы, никогда больше не спорьте, идите по жизни вот так, дружно, взявшись за руки! Мы вас всех очень любим и каждый день слушаем с удовольствием!

Воспитатель. Дорогие наши сказки! Мы с детьми подготовили для вас сюрприз! Вы сейчас увидите, как мы любим сказки и хорошо их знаем. Ребята, перед вами лежат атрибуты из сказок. Вы должны догадаться, что это за сказка и инсценировать небольшой отрывок. (Берется любая сказка, предпочтительнее, сказка о животных, проводится игра «Инсценируем «)

Воспитатель. Следующая игра, в которую я предлагаю нам всем поиграть, называется «Измени конец сказки». Есть сказки с печальным концом. (Дети вспоминают такие сказки). Мне всегда жаль Снегурочку, которая растаяла. Я предлагаю вам изменить конец этой печальной сказки. (Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит итог игры в зависимости от предложенных вариантов).

Воспитатель. Мы сегодня познакомились с вами с русскими народными сказками; с тем, какие бывают сказки. Давайте еще раз вспомним виды сказок. Почему сказки называются народными? Вот и подошли к концу наши посиделки. Предлагаю всем разойтись по домам, дружно взявшись за руки! До новых встреч в сказке! (Уходят, махая руками).

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохих и хороших поступках, совершенствовать их диалогическую речь. Задачи занятия: создать условия для.

Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Конспект НОД (речевая деятельность) «Что такое хорошо и что такое плохо» во второй младшей группе Цель: Совершенствовать диалогическую речь.

Конспект занятия в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Программное содержание: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать развитию духовных качеств: проявление.

что такое сказка для дошкольников. detsad 160678 1496663738. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-detsad 160678 1496663738. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка detsad 160678 1496663738. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»Непосредственно образовательная деятельность по аппликации в старшей группе «Бегемот» [ Цель: формировать у детей умение создавать образ животного из овалов и прямоугольников. Задачи: 1. Закрепить знания детей об образе.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе НОД «Растения вокруг нас» старшая группа ЦЕЛЬ: Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях. Учить детей описывать комнатные.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Что такое героизм?» «Что такое героизм?» Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Программное содержание: •формировать представление о.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пожарная безопасность» Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Пожарная безопасность» Образовательные области: познавательное, социально.

Организованно-образовательная деятельность по основам православной веры «Что такое пост? Великий пост» Организованная образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию «Что такое пост? Великий пост» Воспитатель: На предыдущих.

Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Сценарий мероприятия по противопожарной безопасности в подготовительной к школе группе: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Действующие.

Источник

Беседа для детей дошкольного возраста «Что такое сказка?»

Беседа «Что такое сказка?»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о сказке как жанре литературы.

Дидактические задачи: расширить представления детей жанре сказки; учить детей сочинять сказочный сюжет самостоятельно; закреплять знания о сказочных героях, и волшебных предметах.

Развивающие задачи: развивать мышление и речь детей; стимулировать развитие словесно-логического мышления; развивать внимание детей.

В некотором царстве, в некотором государстве… Ребята, что начинается с таких слов? (Сказка) Правильно, сказка. А как еще может начинаться сказка? (Жили-были, За тридевять земель, в тридевятом царстве). Но разве мы только по такому началу узнаем сказку? Послушайте, что я скажу. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был кот. Он очень любил есть сметану и спать. Конец. Это сказка? (Нет) А почему? (Ответы детей) Молодцы, вы навали много признаков сказки, давайте повторим их еще раз.

1. Самый главный признак – в сказках происходит то, чего не может быть на самом деле. Например, в сказках могут разговаривать животные. А еще что?

Игра «Бывает – не бывает» (педагог озвучивает вещь или явление, а дети хлопают, либо топают, если такое бывает или не бывает в реальности соответственно).

2. У сказки есть начало, середина и конец.

Что происходит в начале? Правильно, в начале нас знакомят с героями сказки и тем, где они живут.

В середине сказки происходят основные события: герой пытается достичь цели, не смотря на все трудности.

В конце сказки герой получает желаемое и награду за свою смелость, ум и доброту.

А вы помните, кто часто помогает героям в достижении цели?

3. В сказках есть специальные герои, которые встречаются из сказки в сказку. Какие?

Физкультминутка «Баба Яга»

4. В сказках герой двигается к цели, а ему мешают злодеи или просто на пути встает препятствие. Давайте вспомним, как и кому мешали злодеи в разных сказках.

5. В сказках есть волшебство и специальные волшебные предметы. Например, вот такой клубочек (показывает клубок шерстяных ниток). Чей он? Поиграем с ним?

Д/и «Волшебный клубочек» (Дети передают клубок друг другу, называя какой-либо сказочный предмет).

6. И самое главное правило сказки: добро всегда побеждает зло. А почему так, а не наоборот?

Молодцы, ребята, смогли вспомнить обо всех особенностях сказки. А сейчас давайте попробуем придумать свою сказку. Итак, Далеко-далеко, за синими морями, за высокими горами жил-был…

Источник

Что такое сказка: особенности жанра

что такое сказка для дошкольников. 438c57a17a4dc97b. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-438c57a17a4dc97b. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка 438c57a17a4dc97b. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

Сказка — первый литературный жанр, с которым знакомится каждый ребенок. Простые сюжеты заставляют играть воображение. Тем удивительнее тот факт, что жанру сказки более тысячи лет. Расскажем подробнее, как он появился, чем отличается и какие виды сказок существуют.

Сказка как литературный жанр

Определить точно, когда люди начали сочинять сказки, невозможно. Вероятно, этот обычай зародился у наших предков еще тогда, когда появилась речь, хоть и не в современном представлении. Чтобы углубиться в историю сказки, разберемся, что это и какие ее особенности.

Что такое сказка?

Авторитетный российский педагог Светлана Белокурова пишет, что сказка — это эпический жанр народного творчества, прозаический устный рассказ о вымышленных событиях. Особенность сказки в том, что ее сюжет опирается на вымысел, в отличие от таких жанров фольклора, как былины, мифы, предания и пр.

Под сказкой чаще всего понимают фольклорное (народное) произведение, которое создавали и передавали в устной форме. Позже появился жанр литературной сказки. У такого произведения есть один автор, она закреплена в письменной форме, а ее сюжет зачастую связан с фольклорной сказкой.

что такое сказка для дошкольников. 646ca88779fe0cc6. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-646ca88779fe0cc6. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка 646ca88779fe0cc6. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

«Спящая царевна»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам:

Как отмечает филолог Елизавета Намычкина, сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности.

что такое сказка для дошкольников. a4fd440806c1ba61. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-a4fd440806c1ba61. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка a4fd440806c1ba61. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

«Кащей Бессмертный»: Wikipedia/В. М. Васнецов

Как появился жанр сказка?

Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ кодировал свою мудрость.

что такое сказка для дошкольников. b64db15cf5aa2f59. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-b64db15cf5aa2f59. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка b64db15cf5aa2f59. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

Сказка как литературный жанр: Unsplash

Какие есть виды сказок в литературе?

Классификация народных сказок — задача непростая. Ей посвящено множество исследований. Все истории не похожи друг на друга, в каждой — своя мораль и способ решения конфликта.

Чаще всего в литературе встречается разделение жанра на три группы:

В чем их отличительные особенности? Рассмотрим на примерах.

Что такое волшебная сказка?

Волшебная сказка повествует о необычных событиях, в которых участвуют фантастические персонажи — Морозко, Снегурочка, Водяной, Солнце, Месяц, Ветер, Кощей Бессмертный, Баба Яга и пр.

Как отмечает литературовед Елена Ковтун, в основе сюжета — противоборство добра и зла, хороших героев и плохих. Главный герой волшебной сказки — персонаж положительный. Он сталкивается с проблемой — тяжелой утратой, угрозой какой-либо беды. Поиски утраченного или недостающего становятся основным двигателем сюжета.

В пути герою приходят на помощь волшебные помощники:

что такое сказка для дошкольников. f461e941f9135e50. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-f461e941f9135e50. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка f461e941f9135e50. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

«Царевна-лягушка»: Wikipedia/В. М. Васнецов

У такой сказки есть и стилистические особенности:

В русском фольклоре волшебными считаются сказки «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк». В казахском сказочном эпосе — «Савраска», «Заговоренная девушка», «Три брата и прекрасная Айлу», «Каражай» и пр.

Что такое сказка о животных?

В этих сказках главные персонажи — звери, птицы, рыбы, иногда растения, предметы и явления природы. Человек в сюжете играет второстепенную или вовсе незначительную роль.

В сказках у животных характеры людей. Каждое животное зачастую воплощает одно или несколько человеческих качеств: жадность, хитрость, жестокость, трусость и пр. То, что люди соотносили себя с определенными животными, отобразилось в некоторых именах сказочных персонажей: Михаил Потапович, Лиса Патрикеевна и т. д.

В русском эпосе сказки о животных представлены такими примерами:

Есть и казахские сказки:

что такое сказка для дошкольников. bce0b8b0ea3ad456. что такое сказка для дошкольников фото. что такое сказка для дошкольников-bce0b8b0ea3ad456. картинка что такое сказка для дошкольников. картинка bce0b8b0ea3ad456. Татьяна Ломтева Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОО «Что такое сказка»

Сказка о животных: Unsplash

Что такое бытовая сказка?

Бытовая сказка — это история, которая происходит с обычными людьми в повседневной жизни. Здесь нет волшебства и чудес, фантастических локаций и героев. В основе бытовой сказки история человека, который попадает в нетипичную ситуацию, выходит из нее и получает за свой поступок вознаграждение или наказание.

В бытовых сказках присутствует ирония и даже сатира. Их сюжет строится на противопоставлении хороших людей плохим: чаще всего бедных, находчивых и добрых сравнивают с богатыми, скупыми и заносчивыми. Иногда врагами главных героев становятся персонифицированные образы Судьбы, Горя, Хвори и т. д.

Например, в казахской сказке «Щедрый и Скупой» человек, который поделился пищей и водой со спутником, вознаграждается богатством и новыми умениями, а скупой человек наказывается. В сказке «Раб конюх» награждается честный конюх и карается коварный и завистливый визирь.

В русском народном творчестве бытовыми считаются сказки:

На практике одно произведение может объединять в себе элементы каждого вида, особенно если говорить о литературной (авторской) сказке.

Сказка — это не просто удивительный вымышленный мир. Здесь ребенок знакомится с мирозданием, формирует первое представление о людях, своем народе и самих себе.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *