что такое ситар и как он выглядит
Ситар
Ситар(а) — многострунный музыкальный инструмент, используемый для исполнения индийской классической музыки, обладающий богатейшим оркестровым звуком и относящийся к группе струнных щипковых музыкальных инструментов.
Основных струн у ситара — 7 (пять мелодических и 2 бурдонных). Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец.
Название, вероятно, происходит от персидского «сетар» — прародителя многих струнных инструментов Востока. Появился ситар в Индии в XIII веке в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако, трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.
До появления ситара народы Индии играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры (см. Вина).
Впервые в рок-музыке ситар использовался в песне The Beatles «Norwegian Wood (This Bird Has Flown)».
Ситар — душа Индии
Ситар — индийский струнный щипковый музыкальный инструмент с богатейшим, оркестровым звуком.
Название «ситар» произошло от тюрских слов «се» — семь и «тар» — струна. Основных струн у ситара семь (пять мелодических и 2 бурдонных), отсюда и название. Помимо того на ситаре ещё 9-13 резонирующих струн, которые называются тараф (оркестр). Резонирующие струны, отзываясь на звуки основных, и создают то уникальное звучание, которое отличает ситар от других инструментов. Звуки извлекают специальным медиатором, называемым «мизраб», надеваемым на указательный палец.
Ситар относится к семейству лютневых, в Азии очень много аналогов данного инструмента по внешнему виду и звучанию, например таджикский «сетор», с тремя струнами.
Ситар был изобретен в XIII веке музыкантом Амиром Хусро в период усиления мусульманского влияния и выглядел первоначально примерно так, как его близкий родственник — таджикский сетор, который, однако трёхструнный (се означает три). Однако в Индии инструмент преобразился: средних размеров деревянный резонатор заменили на огромный тыквенный, но на этом не остановились и добавили ещё один тыквенный резонатор, прикрепив его к верхушке пустотелого грифа, деку богато украсили розовым деревом и слоновой костью, а навязанные жильные лады заменили металлическими дугообразными.
До появления ситара индусы играли на древнем струнном щипковом инструменте, изображения которого сохранились на древних барельефах 2-3 века нашей эры.
Звуки извлекаются специальным проволочным плектором, называемым «мизраб», имеющим вид металлического когтя, который надевается на указательный палец правой руки. При извлечении звука используются три движения пальца: вниз, вверх и комбинированное движение вниз-вверх. Для того чтобы подчеркнуть ритм, ситарист использует «чикари», а для украшения иногда проводит мизинцем по бурдонным струнам сверху вниз. Одновременно извлекая звук правой рукой, ситарист пальцем левой руки (используются только указательный, средний и безымянный) оттягивает струну вниз плавно повышая высоту звука.
Самые известные ситаристы
Самый известный ситарист — это, конечно же, мастер игры Рави Шанкар (родился 17 апреля 1920 года). Многим он стал заочно учителем. Историческая заслуга Рави Шанкара состоит в том, что он первым донес до западных слушателей индийскую музыку. Он, можно сказать, занимался ее популяризацией во всем мире. Шанкар — лауреат огромного числа премий и музыкальных наград многих стран мира, среди которых самая престижная награда Индии «Padma Vibhushan» (приз за музыку к фильму «Кабулиец»), на МКФ в Западном Берлине, премии Polar Music Prize и премии ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ, нескольких премий «Гремми» четырнадцати докторских степеней. Рави Шанкар почетный член Американской Академии Искусств, французское правительство присвоило ему звание Командира Французского Почетного Легиона.
В 1986 он был избран в члены высшей палаты в индийском парламенте, в 2004 году выдвинут на соискание Нобелевской премии Мира.
В 1969 году Рави принял участие в легендарном рок-фестивале «Вудсток».
Так же он был знаменитым учителем легендарного участника The Beatles, Джоржа Харриссона
Не менее известная ситаристка — дочь Равви Анушка Шанкар, очень талантливая и красивая девушка.
кроме природной красоты — она виртуоз.
практически во всех треках этой группы солирующим инструментом является ситар, стиль музыки коллектива можно охарактеризовать как этно-джаз.
Очень хорошая ситаристка Шима Мухерджи
играет в команде Transglobal Underground
Шима родом из Индии, сейчас живет в Англии и является самой востребованной ситаристкой Туманного Альбиона.
Ситар
Европейская музыкальная культура неохотно принимает азиатскую, но индийский музыкальный инструмент ситар, покинув границы родины, стал очень популярным в Англии, Германии, Швеции и других странах. Его название произошло от сочетания тюркских слов «се» и «тар», которое означает «три струны». Звучание этого представителя струнных загадочное и завораживающее. А прославил индийский инструмент Равви Шанкар – ситарист-виртуоз и гуру национальной музыки, которому сегодня могло бы исполниться сто лет.
Что такое ситар
Инструмент относится к группе струнных щипковых, своим устройством напоминает лютню и имеет отдаленное сходство с гитарой. Изначально использовался для воспроизведения индийской классической музыки, но сегодня сфера его применения обширна. Ситар можно услышать в рок-произведениях, его используют в этно- и фолк-коллективах.
В Индии к нему относятся с большим уважением и благоговением. Считается, что для полного освоения инструментом нужно прожить четыре жизни. Благодаря большому количеству струн и уникальному тыквенному резонаторы, звучание ситара сравнивают с оркестровым. Звук гипнотический, своеобразный с раскатами полюбили рок-музыканты, играющие в жанре «психоделический рок».
Устройство инструмента
Конструкция ситара очень простая на первый взгляд. Он состоит из двух тыквенных резонаторов – большого и малого, которые соединены между собой пустотелым длинным грифом. Имеет семь основных бурдонных струн из них две – чикари. Они отвечают за воспроизведение ритмических пассажей, а остальные являются мелодическими.
Дополнительно под порожками натягиваются еще 11 или 13 струн. Верхний небольшой резонатор усиливает звук басовых струн. Для изготовления грифа используется дерево породы «тун». Порожки натягиваются на гриф при помощи веревочек, множество колков отвечают за строй инструмента.
История
Ситар внешне выглядит похожим на лютню, которая стала популярной в XI столетии. Но еще во II веке до нашей эры возник другой инструмент – рудра-вина, которая и считается далеким предком ситара. На протяжении веков она претерпевала конструктивные изменения, а в конце XIII столетия индийский музыкант Амир Хусро изобрел инструмент, схожий с таджикским сетором, но большими размерами. Резонатор он создал из тыквы, обнаружив, что именно такое «тело» позволяет извлекать чистый и глубокий звук. Увеличил Хусро и количество струн. У сетора их было всего три.
Техника игры
Играют на инструменте сидя, расположив резонатор на колене. Левой рукой удерживается гриф, пальцами зажимаются струны на грифе. Пальцы правой руки производят щипковые движение. При этом на указательный палец надевается «мизраб» – специальный медиатор для извлечения звука.
Для создания особых интонаций в игру на ситаре включается мизинец, им проводят по бурдонным струнам. Некоторые ситаристы специально отращивают ноготь на этом пальце, чтобы звучание было более сочным. Гриф располагает несколькими струнами, которые вообще не задействованы во время игры. Они создают эффект эха, делают мелодию выразительнее, подчеркивая основной звук.
Известные исполнители
Непревзойденным ситаристом в истории индийской музыки на века останется Рави Шанкар. Он не только стал популяризатором инструмента среди западной аудитории, но и передал свое мастерство талантливым ученикам. Долгое время он дружил с гитаристом легендарных «The Beatles» Джорджем Харрисоном. В альбоме «Revolver» четко слышны характерные звуки этого индийского инструмента.
Рави Шанкар передал умение виртуозно владеть ситаром и своей дочери Аннушке. С 9 лет она овладела техникой игры на инструменте, исполняла традиционные индийские раги, а в 17 лет уже выпустила собственный сборник сочинений. Девушка постоянно экспериментирует с разными жанрами. Так результатом соединения индийской музыки и фламенко стал ее альбом «Trelveller».
Одна из известнейших ситаристок Европы – Шима Мухерджи. Она живет и работает в Англии, регулярно дает совместные концерты с саксофонистом Кортни Пайном. Из музыкальных коллективов, использующих ситар, выгодно выделяется этно-джазовый коллектив «Mukta». Во всех записях группы индийский струнный инструмент звучит соло.
Свой вклад в развитие и повышение популярности индийской музыки внесли и другие музыканты из разных стран. Особенности звучания ситара используются в произведениях японских, канадских, британских коллективов.
Ситар и метал: как индийская этника ворвалась в рок-музыку
Сегодня ровно сто лет могло бы исполниться Рави Шанкару — гуру индийской музыки, ситаристу-виртуозу, который прославил этот инструмент на весь мир. И не только прославил, но и закрепил его в рок-музыке, разогрев интерес к этнике вообще. Это отличный повод немного поговорить о том, что такое ситар и как Шанкар его популяризировал. Но главное — послушать современную рок-музыку с ситаром.
Ситар — национальный индийский инструмент, устройством напоминающий лютню, по которой прошелся безумный инженер.
Главная особенность ситара в том, что кроме мелодических струн на нем присутствуют дополнительные — резонирующие. Благодаря этому и получается своеобразный, узнаваемый звук. Всего же струн у инструмента может быть от восемнадцати до двадцати одной. Гриф у ситара пустотелый, а резонаторов, в отличие от гитары, два — второй расположен на верхушке грифа, что тоже влияет на звучание. Инструмент вообще довольно заморочистый.
В Индии ситар появился где-то в позднем Средневековье — с усилением исламского влияния. Однако он быстро стал национальным достоянием, а исполнение музыки на нем вписалось в индуистские духовные практики. Грубо говоря, ситар — священный инструмент, к которому принято относиться с большим уважением. В индийских традициях его полное освоение — цель недостижимая. Гуру ситара Алауддин Хан, у которого обучался и Рави Шанкар, говорил, что на освоение этого инструмента нужно потратить четыре человеческих жизни.
Рави Шанкар родился в древнем индийском городе Варанаси.
Начинал он как танцор, гастролируя по Европе в труппе своего брата. С танцами он завязал на фоне Второй мировой войны, которая гастроли сделала невозможными. В 1939 Шанкар решил изучать индийскую музыку и стал учеником прославленного ситариста и духовного гуру Алауддина Хана. Он жил вместе с семьей Хана и тренировался пять лет — по слухам, по десять часов в день.
После обучения у Хана Шанкар не только выступал на сцене, но занялся сочинением музыки. Он писал балеты, музыку для кино и локальных певцов. К началу пятидесятых на родине он уже был известным и уважаемым музыкантом и композитором. В пятидесятых он начал гастролировать по миру, поначалу, конечно же, выступая перед маленькими залами. В это же время он начал записывать и выпускать альбомы.
Рави Шанкар на фестивале Woodstock в 1969 году.
Поворотный момент наступил в 1965 году, когда судьба свела Шанкара с самими The Beatles.
На съемках фильма «На помощь!», в которых снимались все «битлы», кто-то декорировал одну из площадок ситаром. Инструментом заинтересовался Джордж Харрисон. Он буквально запутался в струнах и не понял, как на этом играть, что его интерес только разогрело. К этой истории можно относиться как к байке, но в любом случае — Харрисон действительно решил научиться играть на ситаре и принялся искать учителя. Говорят, что Рави Шанкара ему представили участники группы The Byrds. Они записывались на одной студии с Шанкаром, знали его музыку и были ей впечатлены.
Харрисон обратился к Шанкару и тот согласился его учить. В процессе Джордж изучал не только саму игру, но и основы раги — индийской музыкальной формы. Поначалу Шанкару было тяжело учить «битла»: Харрисон не знал элементарных правил обращения с инструментом. Например, однажды, поспешив ответить на звонок, он вскочил и перешагнул через ситар, что считается тем еще святотатством. В целом же процесс обучения проходил довольно успешно и Шанкар был рад, что у него появился столь знаменитый ученик. К тому же они с Харрисоном по-настоящему подружились. Вот что Джордж говорил о своем обучении:
С 1965 по 1968 год я занимался каждый день по два или три раза, каждый раз по часу. За эти три или четыре года я добился немалых успехов, самое интересное было, что до занятий ситаром я в жизни не брал уроков музыки. Я вставал рано, как принято в Индии, принимал ванну, делал упражнения йоги, занимался медитацией, играл на ситаре, после этого завтракал — вместо того, чтобы вскакивать из постели и тут же выпивать чашку кофе. Эта дисциплина была для меня жизненно необходима, через нее я хоть немного приобщился к культуре.
В 1965 году вышла первая песня The Beatles с использованием ситара — Norwegian Wood (This Bird Has Flown).
Песню часто называют стартовой точкой для рага-рока (только не путайте с раггой). Учитывая статус группы в то время, это привлекло внимание и к инструменту, и к индийской музыке в целом, и к самому Рави Шанкару. С этого момента его карьера разогналась до сверхсветовой и спустя годы он справедливо известен как «король этнической музыки».
Идеи The Beatles вскоре продолжили The Rolling Stones, включившие ситар в интро к песне Paint in Black, The Byrds также начали использовать инструмент. Cами «Битлы» в 1967 году выпустили альбом Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, на котором также использовался ситар.
Наибольшее влияние индийская музыка и ситар оказали на психоделический рок.
И это не удивительно, учитывая очень своеобразный, гипнотический звук инструмента, который буквально просится в жанр. К тому же и до Харрисона в психоделике нередко использовали гитарные эффекты, делавшие звук инструмента похожим на ситар. В конце шестидесятых даже был разработан электроситар. И это новый инструмент, а не обычный ситар со звучками. Он особенно популярен в джазовой музыке.
Сегодня вкрапления восточной этники в популярной музыке хоть и продолжают отдавать экзотикой, но не удивляют. И след тянется именно от Рави Шанкара и Джорджа Харрисона, хотя популяризаторов этники все же было много. В рок-музыку ситар вписался шикарно. Его звук хорошо гармонирует и со спокойным инди-роком, и с хардкорным металом. Правда, если отдельных песен с этим инструментом полно, то вот групп, использующих его постоянно не так много.
Вот пятерка моих любимых современных банд, активно использующих ситар в своей музыке.
The HAARP Machine
Британская прогрессив-металкор-банда, которая сейчас скорее мертва, чем жива. Тем не менее, они выпустили отличный альбом Disclosure в 2012 году. Тяжелый, эпичный, с использованием ситара и японского щипкового инструмента кото. При этом этника на альбоме больше арабская, нежели индийская. И это нормально, ведь ситар близок к сетару — иранскому аналогу лютни. Сейчас группа фактически состоит из одного человека — Мухаммада Аль Мумина, который за всю этнику на дебютнике и отвечал.
Sitar Metal
Банда выдающегося ситариста Ришаба Сина — с говорящим названием. В прошлом году группа выпустила одноименный дебютник. По звуку это максимально задротский инструментальный прогрессив-метал в духе Animals as Leaders. Но еще и с заметным влиянием индийский традиций в самой структуре песен и мелодиях. Достойный проект, представляющий настоящую этнику в доступной для нас, западных металхэдов, форме.
Elephant Stone
Канадская инди-рок-группа из Монреаля, с 2009 года мешающая индийскую этнику с роком в духе 60-х. Основана банда вокалистом и ситаристом Риши Дхиром. Поэтому ситар в музыке группы занимает важное место. И в сравнении с предыдущими бандами, у Elephant Stone он звучит иначе — гораздо спокойнее и романтичнее. В их музыке инструмент создает звуковой ландшафт, но пока еще не совсем расплывается, как в «чистой» психоделике. Еще одно приятное отличие — группа жива, чувствует себя отлично и буквально в феврале выпустила новый альбом.
Kikagaku Moyo
Японская группа, с 2012 года играющая мягкий психоделический построк. Как утверждают сами музыканты, изначально они собрались по фану как уличная банда. Однако участники группы так увлеклись собственными экспериментами по смешиванию краут-рока с этникой, что образовалась, собственно, полноценная группа. Душа банды, конечно же, ситарист Рю Куросава. Он играет на кастомном электроситаре. В его случае это как раз обычный ситар со звучками и набором примочек. Так что в творчестве Kikagaku Moyo ситар через что только не проходит — тут и перегрузы, и фуззы, и дилеи. Само собой, от этого инструмент звучит только лучше и экзотичнее. Игре на ситаре Куросава, кстати, обучался в Калькутте у известного индийского ситариста-виртуоза Манилала Нага. Так что музыка группы в этническом смысле — точно тру.
King Gizzard & The Lizard Wizard — Float Along — Fill Your Lungs
Очень экспериментальная группа из Австралии. В одной песне эти люди могут перемешать гаражный панк-рок с трэш-металом, кантри и кислотной психоделикой. У группы есть особенно психоделичный альбом — Float Along — Fill Your Lungs. Звучит он так, будто записан пятьдесят лет назад в подвале ночного клуба. На раздолбанные микрофоны. А воспроизводится прямо сейчас — на затертой кассете, которую магнитофон еще и понемногу зажевывает. Сложно объяснить, почему это круто, но это круто. Конкретно на этом диске ситара много и он играет важную роль в создании разъедающей сознание кислотности. Жаль, настоящий ситар King Gizzard на живых выступлениях не используют.
История ситара
Музыкальный щипковый инструмент, имеющий семь основных струн — ситар, берет свое начало в Индии. Основой названия являются тюркские слова «се» и «тар», что в дословном переводе означает семь струн. Существует несколько аналогов данного инструмента, один из которых имеет название «сетор», однако количество струн у него — три.
Кто и когда изобрел ситар
Прямое отношение к происхождению этого уникального инструмента имеет музыкант тринадцатого века — Амир Хусро. Первый ситар был сравнительно небольших размеров и очень схож с таджикским сетором. Но со временем, индийский инструмент увеличен в размерах, благодаря добавленному тыквенному резонатору, который давал глубокий и чистый звук. Дека при этом украшалась розовым деревом, прибавлялась слоновая кость. Гриф и тело ситара усеивали ручной росписью и различными узорами, которые имели свой дух и обозначение. До ситара, главным инструментом в Индии было древнейшее щипковое устройство, изображение которого сохранилось на барельефах датируемых 3 веком нашей эры.
Как устроен ситар
Оркестровое звучание достигается при помощи специальных струн, которые имеют специфическое название «бурдонные струны». В некоторых экземплярах инструмент имеет до 13 дополнительных струн, в то время как основа ситара состоит из семи. Так же, ситар обустроен двумя рядами струн, две струны из числа основных предназначены для ритмического аккомпанемента. Пять струн предназначены для проигрывания мелодий.
В ситаре есть несколько струн, на которых музыкант не играет совсем. Они имеют название тараб, или резонирующие. Эти струны, при игре на основных, издают звуки сами по себе, образуя особенное звучание, за которое ситар и получил название уникальный инструмент.
Даже для изготовления грифа используется особый сорт дерева «тун», а оформление и резьба делаются вручную. Так же, стоит заметить, что струны ложатся на две плоские подставки, выполненные из оленьих костей. Особенность такой конструкции предполагает постоянное подтачивание этих плоских основ, чтобы струна выдавала особый, вибрирующий звук.
Небольшие дугообразные ладки выполняются из таких материалов как латунь, серебро, чтобы было легче придать ту форму, с которой звук будет приятнее на слух.
Основы игры на ситаре
У музыканта есть специальное приспособление, для игры на оригинальном индийском инструменте. Его название — мизраб, внешне он очень напоминает коготь. Мизраб одевается на указательный палец, производится движение «вверх-вниз», таким образом извлекается непривычное звучание ситара. Иногда используется техника комбинирования движения мизраба. Задевая во время игры струны «чикари» — ситарист делает музыкальное направление более ритмичным и определенным.
Ситаристы — история
Бесспорный виртуоз игры на ситаре — Рави Шанкар. Он стал продвигать индийскую инструментальную музыку в массы, а именно на запад. Последователем стала дочь Рави — Анушка Шанкар. Абсолютный музыкальный слух и умение обращаться с таким сложным инструментом, как ситар — заслуга не только отца, но и самой девушки — такая любовь к национальному инструменту не может пропасть бесследно. Даже сейчас великая ситаристка Анушка собирает огромное количество ценителей настоящей живой музыки и ставит прекрасные концерты.