что такое система научного знания

Уровни в структуре научного познания

Что такое научное знание

Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.

К областям научного знания относятся: математика, естествознание, логика, технические, социальные и гуманитарные науки. Также включает в себя знание о законах природы, общества и мышления.
Представляет собой динамичную когнитивную систему, элементы которой постоянно подвергаются пересмотру и трансформациям. Непрекращающийся процесс уточнения идет на фоне борьбы альтернативных теорий, школ и направлений. Из этого следует, что научное знание открыто для новаций, оригинальных идей и концепций, способных улучшить имеющиеся гипотезы или развенчать устаревшие теории. Плюрализм мнений позволяет на одну и ту же проблему посмотреть с разных сторон, поэтому современной наукой приветствуется многообразие теорий с условием, что они отвечают требованиям научности.
Если знание не соответствует этим критериям, оно считается ненаучным.

Требования к научному знанию

Основные критерии, которым должно соответствовать научное знание:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура научного знания

В структуре научного знания выделяют три основных уровня: теоретический, эмпирический и метатеоретический.
Теоретический уровень представляет явления и процессы в форме их внутренних связей, закономерностей, отраженных в научных принципах и теориях. Сущность состоит в том, чтобы рационально-эмпирическим путем описать, объяснить и структурировать процессы, умозаключения, понятия, закономерности и достичь объективной истины во всей ее целостности и определенности.
К приемам теоретического знания относится: абстрагирование, идеализация, синтез, дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному.
Структурные элементы теоретического знания:

Методы теоретического знания:

Эмпирическое знание формируется в процессе непосредственного взаимодействия исследователя с объектом. Систематизированное собрание таких фактов образуют эмпирическую основу науки. Научное знание формируется при контакте с изучаемым предметом, когда исследователь собирает и обобщает собранные факты, обрабатывает полученную информацию, систематизирует данные и формулирует выводы.
Для этого уровня познания характерны частичность, фрагментарность, вероятностный характер, а цель исследования — поиск законов, закономерностей и правил, которые управляют природными процессами. Методологическую структуру составляют два подуровня: наблюдения и эксперименты, через которые происходит переход от данных к эмпирическим фактам.

Наблюдение — целенаправленный организационный процесс систематического восприятия объекта для его изучения, получения данных о нем и выявления его свойств. Фиксирование данных происходит на уровне чувственных факторов — ощущение, восприятие и представления.

Эксперимент — набор действий и наблюдений, осуществляемых для обнаружения существенных признаков предмета и проверки ложности или истинности гипотезы. От наблюдения отличается тем, что происходит в ходе непосредственного взаимодействия с объектом исследования. Одним из основных требований эксперимента является его воспроизводимость.

Метатеоретический или парадигмальный уровень заключает в себе методологию и философию науки. Термин «парадигма» впервые применил американский историк науки Т. Кун. Под этим понятием подразумевалась совокупность общепринятых идеалов и норм научного знания в определенный момент времени. При этом в различные исторические периоды функционируют различные картины мира, в соответствии с текущими представлениями, установленными закономерностями и взаимодействием.
По сравнению с теоретическим и эмпирическим уровнями имеет более общий характер. Базовыми компонентами выступают философские идеи и онтологические постулаты науки, которые отражают идеалы, нормы и цель научного исследования. Важный элемент — научная картина мира, которая складывается из совокупности представлений о действительности, полученной в процессе эмпирического и теоретического изучения различных областей реальности. Она формируется на основе созданных теорий, вырабатываемых на текущих стадиях исторического развития общества. А также оказывает активное воздействие на научный поиск, структуру и содержание будущих научных теорий.
Мататеоретический уровень выполняет функцию обоснования научного исследования, представляя область конкретно-научного знания, на которой возможен союз с философией.
При этом любая новая идея становится постулатом картины мира только когда проходит через процедуру философского обоснования.

Виды научного знания

Одной из важнейших классификаций в общей структуре научного знания является выделение его основных видов:

Этапы развития научного знания

Наука возникла из потребности человечества в производстве и получении знания об окружающем мире и самом себе. Как одна из основных движущих сил социально-исторического прогресса, наука также выступает показателем уровня развитости цивилизации.
В историческом становлении и развитии научного знания можно выделить основные этапы:

Источник

Научное знание как система. Особенности и структура научного знания

Основные стороны бытия науки – это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; Во-вторых, результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся, органическую систему (а не простое их суммирование); в-третьих, социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.

Основные особенности научного познания, или критерии науки: 1.

Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, т нет и науки, т.к. само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки. 2.

На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания. Научное предвидение в своей сущности сводится к тому, чтобы мысленно, в самом общем виде, в соответствии с выявленными законами, сконструировать «модель» будущего по тем его единичным фрагментам, которые существуют сегодня. Любое научное предвидение, каким бы точным оно ни было, всегда неизбежно ограничено, имеет свои пределы, за которыми превращается в утопию, в беспочвенную фантазию. В науке важно знать также и то, чего принципиально быть не может. По мере развития практики и самого познания предвидение становится все более точным и достоверным, одни его элементы не подтверждаются и отбрасываются, другие – находят свою реализацию, предвидение в целом развивается, конкретизируется, наполняется новым, более глубоким содержанием. 3.

Системность – совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Собрание разрозненных знаний еще не образует систему. 4.

Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. В ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождаются осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. 5.

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда основная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Надо иметь в виду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания. Оно неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, апологетику, догматизм, субъективизм. Постоянная ориентацию на истину, признание ее самоценности, непрерывные ее поиски в трудных и сложных условиях – существенная характеристика научного познания, отличающая его от форм познавательной деятельности. По словам Вернадского, научная истина – более важная часть науки, чем гипотезы и теории, поскольку научная теория «переживает века и тысячелетия». 6.

Научное познание – сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т.д. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала – важный критерий научности. 7.

В процессе научного познания применяются специфические материальные средства. Приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование». Для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы. 8.

Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы9.

Научное познание – сложная, целостная система, имеющая свою структуру. Она проявляется в единстве устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. С точки зрения взаимодействия объекта и субъекта научного познания, оно включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве:

А). Субъект науки – ключевой ее элемент: отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и т.п., в конечном счете – общество в целом. Они и исследуют свойства, стороны и отношения объектов и их классов в данных условиях в определенное время.

Б). Объект (предмет, предметная деятельность) – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Иначе говоря, это все то, на что направлена мысль исследователя, все, что может быть описано, воспринято, названо, выражено в мышлении и т.п. В широком смысле понятие «предмет», во-первых, обозначает некоторую ограниченную целостность, выделенную из микрообъектов в процессе человеческой деятельности и познания; во-вторых, объект в совокупности своих сторон, свойств и отношений, противостоящий субъекту познания.

В). Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных своеобразием их предметов.

При ином «срезе» научного познания в нем следует различать следующие элементы его структуры: а). Фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; б). Результаты первоначального концептуального его обобщения в понятных и других абстракциях; в). Основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); г). «Вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; д). Философские установки (основания); е). Социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; ж). Методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны и императивы; з). Стиль мышления и некоторые другие элементы (например, внерациональные).

Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути, способы и формы достижения истинных результатов. При переходе на новый этап научного исследования (например, от классической к неклассической науке) кардинально меняются его идеалы и нормы. Их характер определяется в первую очередь предметом познания, спецификой изучаемых объектов. А их содержание всегда формируется в конкретном социокультурном контексте10.

Стиль мышления выполняет в научном познании выполняет регулятивную функцию, носит многослойный, вариативный и ценностный характер11. Выражая общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности, присущие данному этапу, стиль мышления всегда воплощается в определенной конкретно-исторической форме. Чаще всего различают классический, неклассический и постнеклассический (современный) стили научного мышления.

Научная картина мира – ценностная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

Каждая картина мира строится на основе определенных фундаментальных научных теорий, и по мере развития практики и познания одни научные картины мира сменяются другими. Так, естественнонаучная картина строилась с XVII века на базе классической механики, затем электродинамики, потом – квантовой механики и теории относительности (с начала ХХ века), а сегодня – на основе синергетики. Научные картины мира тесно связаны с мировоззрением, являясь одним из важных питательных источников его формирования.

Наука в единстве всех своих аспектов изучается целым рядом особых дисциплин: историей науки, логикой науки, социологией науки, психологией научного творчества, науковедением. С середины ХХ века активно начала формироваться особая область философских изысканий, стремящаяся объединить все эти дисциплины в комплексное, системное, всестороннее исследование – философия науки.

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития.

Сторонники кумулятивизма (от латинского «увеличение», «скопление») считают, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, измерения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности и развития науки, научные революции.

Сторонники этого подхода представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов.

Сторонники антикумулятивизма полагают, что в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции наук к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов. История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных изменений научного знания.

Источник

Научное знание: основы

что такое система научного знания. %D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. что такое система научного знания фото. что такое система научного знания-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. картинка что такое система научного знания. картинка %D0%BD%D0%B0%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5. Научное знание — это объективный вид знания, сформированный в результате научной деятельности и отвечающий определенным критериям: однозначность, доказанность, системность, определенность, проверяемость, полезность, открытость к критике, способность к изменению, пересмотру и совершенствованию.

Современное научное знание представляет собой огромную по информационной емкости и своим размерам сверхсложную структуру. Она состоит из различных научных дисциплин, областей знания, уровней, видов и форм научного знания. Несмотря на такое разнообразие, она, едина.

Для начала дадим определение и рассмотрим само понятие. Научное знание – это объектный вид знания, удовлетворяющий следующим критериям: доказанность, определенность, проверяемость, системность, рефлексивность, полезность, открытость к критике, методологичность, способность к изменению и улучшению. Научным знанием также является система знаний о законах природы, общества и мышления.

Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, социальные науки, гуманитарные науки.

Структура системы научного знания

Структура научного знания состоит из уровней (видов), методов и форм. Рассмотрим каждый элемент отдельно.

Уровни научного знания

Научное знание рассматривается на двух уровнях – теоретическом и эмпирическом. Оба из них находятся в тесной взаимосвязи, но при этом каждый имеет свою методологию исследования и значимость для науки в целом.

Теоретическое знание

Несмотря на то, что теоретическое знание само по себе редко может полностью объяснить явление, его значение в науке огромно. Существует большое количество теорий (например, теория относительности), которые сделали огромный вклад в развитие этой дисциплины и продвинули ее вперед.

Теоретический уровень знания необходим, потому что на нем эмпирические данные вписываются в определенную систему. Также без определенных теоретических принципов невозможно начать ни один эмпирический эксперимент или исследование.

Суть теоретического знания состоит в том, чтобы описать, объяснить и систематизировать процессы и закономерности, которые выявлены эмпирическим путем, а также попытаться охватить действительность целостно.

Существует три основных метода теоретического знания:

Эмпирическое знание

Эмпирическое знание формируется в результате экспериментов, наблюдений и непосредственного контакта с реальностью. Когда наука опирается на установленные факты, говорят, что эти знания получены эмпирическим (опытным) путем.

При помощи эмпирического знания формулируются эмпирические законы, закономерности и правила, что статистически выводятся из наблюдаемых явлений.

Существует пять основных методов эмпирического знания:

Все эти методы могут использоваться одновременно или последовательно при проверке гипотезы или теории. Информация, полученная при их помощи, подвергается статистической обработке, после которой ученые делают обобщения.

К общелогическим методам относят

Дедукция и индукция широко используются во всех областях научного познания (математика, логика) и играют важную роль при переходе от эмпирического знания к теоретическому.

Выделяют следующие формы (компоненты) эмпирического и теоретического знания:

Проблема развития научного знания

Проблема развития научного знания имеет три главных аспекта:

Считается, что ответы на данные вопросы получить нельзя, если исходить лишь из философского анализа структуры научного сознания. Важным условием является привлечение материала реальной истории науки. Однако, очевидно, что история науки не может говорить сама за себя и что она (впрочем, как и всякий внешний опыт) может быть интерпретирована по-разному.

Источник

Наука как система знаний кратко

Наука как система знаний

Наука система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;

в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними. Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука — это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений. Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука — сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.

Наука выполняет в обществе такие функции

социальной памяти как «накопления — сохранениятрансляции» опыта предыдущих эпох;

гносеологическую(познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;

нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;

коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;

аксиологичную(ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;

креативную(творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;

воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.

Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.

Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев. Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.

Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.

Изучать, исследовать, вести научный поиск — это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт. Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.

От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.

Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений. Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.

По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований

фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;

прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых — использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.

Научное исследование условно разделяют на этапы

эмпирический;

теоретический.

Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.

Именно во время такой работы исследователь должен:

описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;

отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;

классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.

Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.

Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:

определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;

формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;

выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.

Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории — к практике, которая ее проверяет.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.

Теория определение

Теория (греческое theoria — рассмотрение, исследования) — форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе. Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.

Научная теория как система характеризуется:

— адекватностью объективной действительности;

— истинностью и достоверностью.

Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции. Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.

Структуру научной теории составляют:

факты— знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;

категории общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;

аксиомы(грец. ахіота) — истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;

постулаты(лат. postulatum) — утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;

принципы(лат. principium) — исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;

понятия— мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);

суждения(высказывания) — высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;

умозаключение процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;

законы— существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.

Таким образом, научная теория это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.

Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.

Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.

Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний

Наука система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях и имеет довольно сложную структуру.

В основу понятия «система» положена мысль о том, что все предметы, процессы, явления в мире взаимосвязаны и взаимодействуют, поэтому наука как система представлена:

в форме общественного сознания, которое отображает смысл человеческого бытия, куда входят науки о природе, обществе и человеке;

в форме общественной практики, которая включает методологию, теории, информацию и научные структуры.

Науку как систему отличает целостное единство количественного и качественного накопления научных знаний, процесс формирования связей между ними.

Системность науки реализуется становлением и развитием ее как отдельного социального института, который объединяет интеллектуальный потенциал общества.

Наука есть результат деятельности всего человечества, которая подчинена целям развития общественной практики. Наука — это не просто сумма знаний об окружающем мире, а точно сформулированные положения о явлениях и их взаимосвязях, законах природы и общества, которые выражены с помощью конкретных научных понятий и суждений.

Понятия и суждения являются научными, если они получены с помощью научных методов (как эмпирических, так и теоретических) и подтвержденные в процессе их практической проверки. Таким образом, наука — сфера исследовательской деятельности, которая направленная на получение новых знаний о природе, обществе и человеке.

Наука выполняет в обществе такие функции:

социальной памяти как «накопления — сохранениятрансляции» опыта предыдущих эпох;

гносеологическую(познавательную), что обеспечивает обществу необходимые знания для правильного решения поставленных проблем;

нормативную, что устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики;

коммуникативную, что реализуется с помощью научного языка как понятного и важного средства общения;

аксиологичную(ценностную), что формирует в обществе ценностные ориентации, которые направляют результаты научных открытий на благо человечества;

креативную(творческую), что реализуется с помощью создания мощного, интеллектуального потенциала человечества;

воспитательную, что разрешает повысить уровень образованности в обществе.
Процесс накопления таких знаний называется научным познанием.

Процесс научного познания предусматривает накопления фактов, которые подлежат систематизации и обобщению с помощью понятий, категорий, критериев.

Понятия являются высшей формой проявления мысли и отображают предметы и явления мира в их конкретных и общих признаках, с помощью которых и создается система научного знания. Научные знания представляют собой систему взаимозависимых понятий, которые отражают закономерный процесс развития природы и общества.

Развитие системы научных знаний, его усовершенствование, систематизация и апробация проводятся с помощью научного исследования.

Изучать, исследовать, вести научный поиск — это открытия, где не последнюю роль сыграют интуиция, индивидуальность исследователя, опыт.

Поиск, который опирается как на эмпирический факт, так и научный факт, предусматривает применение разных методов научного исследования и приводит к обобщениям на типологическом уровне называется научным.

От идеи к ее воплощению научный поиск проходит несколько этапов и является целенаправленным процессом познания, результаты которого представленные в виде научного исследования в разнообразии его проявлений: научная статья, диссертация (магистерская, на получение научного степени), монография, эссе и др.

Любой научный поиск имеет отличительные особенности, к которым следует отнести целенаправленный процесс познания, логику научного поиска с присущей ей последовательностью и обоснованием выдвинутых положений, выводов и обобщений.

Научный поиск всегда направлен на повышение уровня научных знаний, на открытие новых законов природы, связанный с новыми оригинальными идеями.

По целевому назначению выделяют такие виды научных исследований:

фундаментальные, которые имеют высочайшую степень неопределенности, результатом которых есть открытия новых явлений и законов природы, расширение научных знаний общества и их применение в практической деятельности;

прикладные, которые предусматривают поиск новых, или усовершенствование уже известных явлений и законов природы, цель которых — использование полученных результатов в практической деятельности человека и общества.

Научное исследование условно разделяют на этапы:

эмпирический;

теоретический.

Эмпирический этап научного исследования связанный с получением и первоначальной обработкой материала, процессом накопления фактов, описанием языком науки, классификацией по разным критериям и выявлением основной зависимости между ними.

Именно во время такой работы исследователь должен:

описать каждый факт терминами науки, в границах которой ведется исследование;

отобрать из всех фактов типичные, наиболее употребительные;

классифицировать факты по их сущности, выяснив имеющиеся связи между отобранными фактами.

Теоретический этап исследования связан с глубоким анализом научного фактажу, проверенного, осознанного и зафиксированного языком науки, проникновением в суть явлений, формулированием его в качественной и количественной форме, избранием принципа действия и рекомендаций относительно практического влияния на эти явления.

Между двумя этапами исследования есть постановка проблемы, которая означает:

определение того, что есть неизвестным и требует доказательства;

формулирования вопроса, который отображает основное содержание проблемы, и обоснования его правильности и важности для науки;

выделение конкретных задач, последовательность их решения и методы, которые при этом применяются.

Научное исследование в каждом из своих циклов двигается от эмпирики к теории, а от теории — к практике, которая ее проверяет.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание, в частности получение, описание фактов и постановка научных проблем, выдвижения гипотезы, новой идеи, положения, формулирования теории и органическое включение у нее доказательных положений.

Теория(греческое theoria — рассмотрение, исследования) — форма достоверного научного знания о действительности, которая представляет собой систему понятий, утверждений, доказательств, дает целостное представление о закономерностях и связях в обществе.

Теория возникает в результате познавательной деятельности и практики и представляет собой мыслительные процессы отображения действительности.

Научная теория как система характеризуется:

— адекватностью объективной действительности;

— истинностью и достоверностью.

Научная теория должна быть логичной, объяснять факты и научные конструкции.

Новые теории возникают тогда, когда существующие знания не удовлетворяют объяснение экспериментальных фактов.

Структуру научной теории составляют:

факты— знания об объектах или явлениях, верность которых доказана;

категории общие и фундаментальные понятия, которые отображают наиболее существенные, общие качества явлений действительности;

аксиомы(грец.

ахіота) — истинные положения, которые принимаются без логического доказательства, в силу их непосредственной убежденности;

постулаты(лат. postulatum) — утверждения (суждения), которые принимаются научной теорией как истинные, хотя верность их не доказана;

принципы(лат.

principium) — исходные положения любой теории, учения, науки или мировоззрения; абстрактные определения идеи, которые возникли в результате субъективного постижения опыта человечества;

понятия— мысль, которая обобщает и выделяет предметы, явления по определенным признакам, отображает существенные их качества (общие, единичные, конкретные, абстрактные, относительные, абсолютные и т.д.);

суждения(высказывания) — высказанная мысль (утверждающая, общая, конкретная, условная и т.п.), в которой отображено отношение к ее содержанию, истинности или ошибочности;

умозаключение процесс мышления, который объединяет последовательность двух и больше суждений, в результате чего появляется новое суждение;

законы— существенные и необходимые отношения между явлениями, которые отображают общие связи и имеют объективный характер.

Таким образом, научная теория это система существенных идей, подходов и логических принципов, с помощью которых обобщается опыт, получаются достоверные знания, отображается закономерное развитие природы, общества, мышления на основе связей между ее понятиями.

Содержание научной подготовки будущего специалиста в высшей школе следует рассматривать как комплексное новообразование, как единство научно-познавательной и научно-практической работы, в основе которой находится программно-целевой метод планирования и управления процессом обучения, которое обеспечивает интеграцию дисциплин и вместе с тем отображает современный уровень развития науки, ее специфику.

Некоторые виды творческих работ, в частности рефераты, курсовые и дипломные проекты, магистерские диссертации можно отнести к так называемым научно-исследовательским работам, в которых не решаются вопрос кардинально новых путей исследования в любой области науки, а лишь ставится задача критического обзора уже известного или обобщения на уровне эксперимента (приобретенного практического опыта) как результата, который подтверждает уже известный факт.

Определение: Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового, объективно-истинного знания, осуществляемая научным сообществом в конкретных социокультурных условиях.

Поэтому характерной чертой научного познания является объективность, то есть отображение закономерностей мира такими, какими они существуют вне и независимо от воли, мнений, желаний познающего субъекта. Все это направлено на исключение не присущих предмету исследования субъективистских моментов (идолы Бэкона).

Результатом научной деятельности является систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Сущность науки состоит в следующем:

Достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность.

Выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования.

Предвидение тенденций развития и функционирования объекта.

Контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки – знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

Наука возникает и функционирует на основе обыденного знания, но отлична от него.

Обыденное знание – жизненно-практическое, 1) не получившее системно-логического оформления знания, 2) не требующее для своего усвоения и передачи специального обучения и подготовки и 3) являющееся общим достоянием любого из членов общества.

Основная характеристика обыденного познания (знания):

Познание осуществляется людьми, непосредственно вплетенными в практику.

Нет специальной подготовки для получения, переработки, сохранения знания.

Здесь нет каких-либо специальных средств познания; орудия труда – являются орудиями познания.

Средством познания является естественный язык, которому присуща полисемия, т.е. неоднозначность понимания.

Объектами и предметами обыденного познания являются орудия и предметы труда, сама трудовая деятельность.

Знание существует в виде рецептов, суждений, пословиц.

Обыденное знание работает на уровне явлений.

Наука выходит за рамки обыденного познания, за рамки его объектов. К примеру, никто в обыденной практике не имеет дело с электромагнитными волнами или с ядерной энергией атомов.

Кроме того, наука фиксирует свойства, связи, отношения, присущие предметам и явлениям, в виде особых образов – идеальных объектов, с которыми оперирует как со специфическими предметами, замещающими объекты реального мира (число, точка, прямая, сила, масса и т.д.).

Наука нарабатывает такие знания, которые могут использоваться лишь в будущем.

Таким образом, научная деятельность носит опережающий характер.

Наука может быть проанализирована с различных сторон:

Как система знаний

Как социальный институт

Как специфическую деятельность.

Наука как система знаний характеризуется 1) взаимосвязью всех ее составных элементов (понятий, гипотез, законов, теорий и т.д.), 2) строгой доказательностью, 3) принципиальной опытной проверяемостью, 4) воспроизводимостью, 5) обоснованностью выводов, а также общезначимостью.

Система обыденных знаний формируется стихийно, под непосредственным воздействием повседневного опыта людей и может не отличаться системностью и обоснованностью, может включать в себя как истинные знания, так и предрассудки, иллюзорные представления о явлениях мира.

Возникновение науки как социального института связано с появлением системы учреждений, научных сообществ, организации научных исследований, а также с воспроизводством субъекта научной деятельности.

Как социальный институт наука появляется только в 17 веке в эпоху Нового времени, что связано с 1) процессами секуляризации (отхода философии, науки и искусства от власти церкви и религии), 2) выделением из философии и развитием математического естествознания в Западной Европе, 3) формированием и укреплением капиталистических отношений.

Как социальный институт наука в своем развитии прошла несколько этапов.

В 17 веке появляются первые научные сообщества, формируются собственно научные цели и требования к научной исследовательской деятельности. Наука приобретает самостоятельный статус.

С конца 19 – начала 20 века общество все больше осознает экономическую эффективность научного знания.

Наука становится одной из производительных сил общества, а внедрение научных знаний в производство начинает рассматриваться как один из критериев прогресса общества (марксизм, позитивизм). В это время оформляется профессия научного работника. Усложнение научной информации, дисциплинарная организация науки требуют специальной подготовки научных кадров.

С середины 20 века усиливаются междисциплинарные научные взаимодействия, что обусловлено изучением объектов комплексного характера, начинают создаваться научно-произодственные комплексы, происходит государственное финансирование научных проектов и т.д.

Научная деятельность все чаще начинает соотноситься с социальными ценностями и целями. Все отчетливее начинает звучать тема социальной ответственности ученого, а также поднимаются проблемы социальных последствий внедрения научных результатов. Общество начинает сознавать, что прежде чем тот или иной результат научного поиска будет внедрен, ему необходимо пройти социальную экспертизу.

Наука как форма общественного сознания – это отражение реальности в рационально упорядоченных и систематизированных формах знания такой, какой она существует независимо от познающего и действующего человека.

Как вид деятельности наука характеризуется:

В отличие от обыденного познания ориентируется на поиск сущности, т.е. того, что не дано непосредственно чувствам.

Работа с идеальными объектами, т.е. объектами, которые конструируются мыслью и приспособлены для своей деятельности (мыслительной).

Определенной системой ценностей: ценности объективной истины, ценность Разума, ценность нового знания, ценность независимости суждений и готовность признать ошибки.

Определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств используемых в научной деятельности

Совокупностью специальных методов, используемых для получения нового знания

Способом организации научной деятельности.

Наличие специального языка (система, включающая как естественные, так и искусственные языки).

Для научной деятельности необходим особый, специфический язык (арго, сленг), в котором преодолеваются такие недостатки разговорного, обыденного языка как многозначность, нечеткость, метафоричность и т.д. Хотя язык науки вырабатывается на основе обыденного языка, но посредством уточнения, ввода новых языковых выражений, формализации вырабатывается научная терминология, т.е. система слов и словосочетаний с точным, единственным значением терминов (категорий)в рамках той или иной научной дисциплины.

Однако полностью отказаться от обыденного языка в науке невозможно, так как он обеспечивает коммуникацию между учеными, а также является средством популяризации научного знания.

Наличие профессионально подготовленных кадров.

По предмету исследования науки делятся на: естественные, общественные и технические.

По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные и прикладные.

По методу исследования выделяют: теоретические и эмпирические науки.

Научное познание – есть процесс, который включает в себя два основных уровня: эмпирический и теоретический, а также метатеоретический уровень (идеалы и нормы науки, общая научная картина мира и т.д.).

1) Эмпирический уровень научного познания

Эмпирический уровень – непосредственно соприкасается с объективной действительностью, отражает явления и отношения между ними.

Главная цель эмпирического уровня – получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис и развивается система теоретических построений.

Далее начинается теоретическое исследование.

2) Теоретический уровень научного познания

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, путем рациональной обработки эмпирического знания, с помощью абстракций высшего порядка (понятия, умозаключения, законы, категории, принципы).

1) наука как система знаний (как специфический тип знания).

2) наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

3) наука как социальный институт

4) наука как особая область и сторона культуры.

Наука как СИСТЕМА ЗНАНИЙ – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент).

Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физические, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это специфический вид когнитивной активности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *