что такое система кро в инклюзивном образовании

Специалистам инклюзивного образования (КРО)

Выявление, диагностика и ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра

Дата начала занятий: 30.11.2021

Преподаватели: Самарина Лариса Витальевна, Сорокин Александр Борисович, Ермолаева Евгения Евгеньевна, Антохина Ксения Юрьевна, Комиссарчук Евгения Дмитриевна

Объем в часах: 36

Стоимость обучения за программу: 10 000 р.

Психосоциальная реабилитация лиц с тяжелыми психическими расстройствами и инвалидностью (базовый модуль)

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 03.12.2021

Преподаватели: Холмогорова Алла Борисовна, Рычкова Ольга Валентиновна

Объем в часах: 100

Стоимость обучения за программу: 26 000 р.

Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС

Дата начала занятий: 06.12.2021

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Психологические основы профилактики и коррекции аутодеструктивного (суицидального) поведения у подростков

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 24.01.2022

Преподаватель: Банников Геннадий Сергеевич

Объем в часах: 24

Стоимость обучения за программу: 8 000 р.

Психологическая реабилитация лиц с хроническими соматическими заболеваниями

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 01.02.2022

Преподаватель: Куртанова Юлия Евгеньевна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Воспитание и обучение дошкольников по системе М.Монтессори (1-я ступень)

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 05.02.2022

Преподаватели: Сороков Дмитрий Георгиевич, Сорокова Марина Геннадьевна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 14 500 р.

Детское и семейное консультирование

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 07.02.2022

Преподаватель: Авдеева Наталья Николаевна

Объем в часах: 300

Стоимость обучения за программу: 55 000 р.

Логопедические технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 10.02.2022

Объем в часах: 1476

Стоимость обучения за программу: 140 000 р.

Арт-педагогика и арт-терапия в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 02.03.2022

Преподаватель: Щербакова Анна Михайловна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 20 000 р.

Практика включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 03.03.2022

Преподаватель: Слободяник Надежда Павловна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Основы общей нейропсихологии. Нейропсихология детского возраста. Метод замещающего онтогенеза

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 12.04.2022

Преподаватель: Семенович Анна Владимировна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 25 000 р.

Современные коррекционно-педагогические технологии в работе с детьми с трудностями в обучении

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: 13.10.2022

Объем в часах: 1476

Стоимость обучения за программу: 120 000 р.

Академическое письмо в научной коммуникации психолога

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Преподаватели: Шведовская Анна Александровна, Мешкова Наталья Владимировна, Арчакова Татьяна Олеговна, Пономарева Виктория Викторовна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Арт-педагогика и арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Преподаватель: Щербакова Анна Михайловна

Объем в часах: 16

Стоимость обучения за программу: 5 000 р.

Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии в современном образовании

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Преподаватель: Алёхина Светлана Владимировна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Деятельность специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обеспечению работы с обучающимися, имеющими поведенческие нарушения

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Преподаватели: Семаго Наталья Яковлевна, Чиркина Римма Вячеславовна

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Индивидуализация способов коррекционно-развивающей работы с детьми с трудностями в общении, взаимодействии и адаптации

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Объем в часах: 72

Стоимость обучения за программу: 13 500 р.

Интермодальная терапия экспрессивными искусствами

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Объем в часах: 500

Стоимость обучения за программу: 163 400 р.

Консультирование семей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Преподаватель: Денисенкова Наталья Сергеевна

Объем в часах: 48

Стоимость обучения за программу: 8 000 р.

Нейропсихологический подход к коррекции нарушения развития у детей

что такое система кро в инклюзивном образовании. no program image. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-no program image. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка no program image. Дата начала занятий: 30.11.2021

Дата начала занятий: уточняется

Преподаватель: Покровская Светлана Викторовна

Объем в часах: 36

Стоимость обучения за программу: 10 000 р.

Источник

Всё включено: что такое инклюзивное образование

что такое система кро в инклюзивном образовании. TASS 2693380. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-TASS 2693380. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка TASS 2693380. Дата начала занятий: 30.11.2021

Закон гарантирует одинаковые права на образование всем детям без исключения. Но в случае с инвалидами, особенно ментальными, на практике реализация этого права не всегда складывается просто. Нередко в интернатах и школах к таким детям лепят ярлык «необучаемых» и не делают попыток объяснить им хотя бы основы арифметики, чтения и письма. В итоге во взрослую жизнь выходят люди не только без предметных знаний, но и часто без элементарных навыков самообслуживания. Как же устроена система образования для детей с нарушениями умственного развития, разбирались «Известия».

Не всё включено

что такое система кро в инклюзивном образовании. RIAN 2978107.HR .ru. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-RIAN 2978107.HR .ru. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка RIAN 2978107.HR .ru. Дата начала занятий: 30.11.2021

Под определением «ментальная инвалидность» обычно понимают самые разные отклонения: аутизм, дефекты речи, шизофрению, эпилепсию, умственную отсталость. Людей с подобными заболеваниями сложно объединить в одну группу, что в свою очередь затрудняет и разработку единых подходов к их образованию. Кто-то в состоянии освоить программу 5–6-х классов общеобразовательной школы, а у кого-то могут возникнуть сложности даже с чтением и письмом.

Долгое время основными образовательными учреждениями для детей с особенностями развития были коррекционные школы и интернаты. Они должны были обеспечивать и обучение, и воспитание, и лечение, способствуя дальнейшей интеграции в общество. В отличие от обычных школ, в таких учреждениях к работе подключается целый штат специалистов — дефектологи, тифло- и сурдопедагоги, логопеды, олигофренопедагоги. Они могли оказывать помощь детям по разным направлениям.

Главным минусом такого формата обучения эксперты называют изолированность, которая не позволяет ребенку оценивать свои возможности, сравнивать себя со здоровыми сверстниками. В качестве решения проблемы предлагается инклюзивное обучение, которое подразумевает создание безбарьерной образовательной среды и активное вовлечение инвалидов в жизнь общества.

что такое система кро в инклюзивном образовании. RIAN 2978111.HR .ru. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-RIAN 2978111.HR .ru. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка RIAN 2978111.HR .ru. Дата начала занятий: 30.11.2021

В последние годы такую модель стали развивать и в России.

— Первые инклюзивные классы появились усилиями родителей. Сейчас в Москве уже более 300 школ, которые работают по этой системе, — рассказывает «Известиям» эксперт фонда «Обнаженные сердца», клинический психолог Татьяна Морозова. — Важно понимать, что инклюзивные классы — это не те места, где «все равны» и особенности ребенка игнорируют. Это класс, где детям с этими особенностям помогают участвовать в обучении, общении, социальной жизни.

что такое система кро в инклюзивном образовании. BED 3659. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-BED 3659. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка BED 3659. Дата начала занятий: 30.11.2021

По закону родители могут прийти в общеобразовательную школу с заключением медико-педагогической комиссии и их ребенку должны создать все необходимые условия для обучения, начиная с технического оснащения, заканчивая сопровождающим его специалистом-тьютором.

Правда, на деле всё складывается не так легко. Специалистов, которые знают, как работать с такими детьми, в обычных школах нет.

— Ребенку с ментальной инвалидностью показаны особое обучение, специально разработанные способы подачи учебного материала. Притом для каждого типа нарушения методы свои. Это и подобранная визуализация, и частая повторяемость, и постепенность нагрузки.

Большая разница у детей и в темпе усвоения нового материала. Например, знакомство с буквой «А» в обычном классе проходит за один урок. Ребенку с умственной отсталостью на это нужна неделя. Кроме того, такие дети быстро устают и начинают скучать, сидеть под партой, ходить по классу, кричать, хулиганить, — рассказывает Марина Сторина, педагог вспомогательной школы, работающая в своей сфере более 20 лет.

Справляться с такими ситуациями учителям приходится своими силами. Даже тьюторов, которые должны сопровождать детей и помогать в образовательном процессе, в России пока не хватает. Так, на деле инклюзивность чаще всего оборачивается тем, что руководство школы просит родителей забрать ребенка на домашнее обучение, тем самым уничтожая сам принцип включения в социум.

что такое система кро в инклюзивном образовании. RIAN 2978072.HR .ru. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-RIAN 2978072.HR .ru. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка RIAN 2978072.HR .ru. Дата начала занятий: 30.11.2021

Занятия в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья

что такое система кро в инклюзивном образовании. TASS 23412475. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-TASS 23412475. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка TASS 23412475. Дата начала занятий: 30.11.2021

Ситуацию пытаются исправить энтузиасты. С 2016 года компания Ingka Centres вместе с региональной общественной организацией инвалидов «Перспектива» запустила федеральный проект «На урок — вместе», который призван повысить уровень инклюзивной культуры в России. В его рамках оборудуют ресурсные комнаты для занятий, проводятся обучающие семинары и тренинги для учителей, ведется работа с самими школьниками. Последнее, уверены эксперты, особенно важно.

— На «Уроках доброты» детей учат пониманию и толерантному отношению к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, и уже сейчас мы видим, что ситуация начинает постепенно меняться. В охваченных проектом регионах уровень толерантности к особенным детям и готовность к развитию инклюзивного образовательного формата ощутимо повышается, — уверяет София Трофимова, генеральный директор Ingka Centres в России.

Сменить приоритеты

что такое система кро в инклюзивном образовании. TASS 1945924 1. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-TASS 1945924 1. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка TASS 1945924 1. Дата начала занятий: 30.11.2021

Помимо организации сопровождения и создания дружелюбной атмосферы, для нормального обучения ребенка с ментальными нарушениями нужно менять и сам подход к образованию. Он не должен сводиться к попытке «для галочки» освоить стандартные школьные предметы, уверены специалисты.

— Если до 4–5-го класса дети могут учиться как все, то дальше им становится сложно. Появляются такие дисциплины, как физика, химия, которые с ментальными нарушениями не освоить. Здесь нужно бы разработать индивидуальный маршрут, чтобы у ребенка была возможность уйти на другие предметы, — объясняет Елена Ворошилова, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт управления образованием РАО.

Оптимальной заменой «сложных» предметов специалисты считают уроки по развитию трудовых навыков.

Мы не говорим о том, что эти дети пойдут на высшее образование, но очень важно, чтоб они могли жить сами, обслуживать себя, создать семью, трудиться. Абстрактные предметы и понятия им даются сложно, но зато предметно-практическая деятельность усваивается прекрасно. К сожалению, в школах с инклюзивной системой, которые я знаю, такой возможности нет, — делится Ворошилова.

что такое система кро в инклюзивном образовании. RIAN 3183150.HR .ru. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-RIAN 3183150.HR .ru. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка RIAN 3183150.HR .ru. Дата начала занятий: 30.11.2021

что такое система кро в инклюзивном образовании. RIAN 2316087.HR .ru. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-RIAN 2316087.HR .ru. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка RIAN 2316087.HR .ru. Дата начала занятий: 30.11.2021

Такого же мнения придерживается и Ирина Буфетова, дефектолог клиники неврологии и эпилептологии «EpiJay».

— На мой взгляд, оптимальная задача для родителей и учителей ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — «Известия») — сделать его полезным членом общества, то есть дать ему возможность овладения хотя бы минимальными профессиональными навыками. Как правило, это возможно. Главное — грамотно выстроить образовательный маршрут: развивать мотивацию, желание работать, умение контролировать себя и свои порывы.

Не менее важно, по мнению эксперта, помнить и о бытовых моментах: учить детей распоряжаться деньгами, платить за коммунальные услуги, готовить пищу, избегать мошенников.

Пока ребенку с ментальными нарушениями не будут давать такие базовые знания, говорить о дальнейшем образовании для них не приходится. Оно может быть лишь номинальным.

— Многие московские колледжи открыли группы для детей с инвалидностью. Туда берут всех более-менее вменяемых выпускников спецшкол, а потом выясняется, что программу они не тянут. Но поскольку деньги нужны всем, их как-то доучивают до конца и проводят через экзамены, понимая, что работать они всё равно не будут, — рассказывает Екатерина Зотова, журналист и педагог спецшколы.

что такое система кро в инклюзивном образовании. 01 TASS 780245. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-01 TASS 780245. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка 01 TASS 780245. Дата начала занятий: 30.11.2021

Организовать подобные занятия в рамках стандартной школьной программы, по мнению специалистов, затруднительно, поэтому для детей со сложными расстройствами предлагается создать спецклассы внутри общеобразовательных школ. Так у них будет возможность и заниматься по собственной программе, и одновременно участвовать в жизни школы, общаться со сверстниками.

Не всё потеряно

Особенно остро в России стоит проблема школ-интернатов и психоневрологических диспансеров, куда обычно попадают дети со сложными нарушениями.

— По закону они также имеют право на образование. Многие из них не могут самостоятельно посещать школу. К ним должны приходить педагоги, но практика, к сожалению, печальная. В интернатах содержится по 400 человек, на них — две нянечки, которые успевают памперсы поменять да бутылочку дать. Ни о каком обучении и воспитании речи вообще не идет. И это самая страшная судьба, — уверена Елена Ворошилова.

что такое система кро в инклюзивном образовании. Krug. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-Krug. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка Krug. Дата начала занятий: 30.11.2021

Занятия с детьми в Центре лечебной педагогики

что такое система кро в инклюзивном образовании. RIAN 1426287.HR .ru. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-RIAN 1426287.HR .ru. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка RIAN 1426287.HR .ru. Дата начала занятий: 30.11.2021

С клеймом «необучаем», которое обычно ставят на подопечных интернатов, эксперты не согласны. Определенными навыками самообслуживания большинство из них все-таки может овладеть. Более того, нередко в эти учреждения попадают и те, чье состояние при других обстоятельствах могло бы существенно улучшиться. Например, если бы родителям таких детей своевременно оказали поддержку и объяснили, как следует поступить.

Эту работу в Москве взял на себя благотворительный фонд компании КПМГ совместно с ЦЛП, «Пространством общения» и Елизаветинским садом. Они запустили в Москве программу раннего вмешательства «Уверенное начало», которая предназначена для детей от 0 до 3 лет с различными двигательными нарушениями или нарушениями сразу в нескольких областях развития. В рамках проекта к семьям, проживающим в Москве (в пределах МКАД), дважды в неделю приезжает консультант по раннему вмешательству и бесплатно проводит часовые занятия с ребенком и одним из его родителей. Специалисты оказывают семье информационную и эмоциональную поддержку, помогают наладить контакты с другими организациями, учат правильному взаимодействию с ребенком.

что такое система кро в инклюзивном образовании. npqZ3lFwbVw. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-npqZ3lFwbVw. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка npqZ3lFwbVw. Дата начала занятий: 30.11.2021

Занятие с ребенком по программе «Уверенное начало»

Однако пока всё это лишь локальные инициативы, которые, как надеются эксперты, смогут в будущем получить широкое распространение.

Внеурочная деятельность

что такое система кро в инклюзивном образовании. 06 INVALIDI GettyImages Westend61. что такое система кро в инклюзивном образовании фото. что такое система кро в инклюзивном образовании-06 INVALIDI GettyImages Westend61. картинка что такое система кро в инклюзивном образовании. картинка 06 INVALIDI GettyImages Westend61. Дата начала занятий: 30.11.2021

Не менее важно развивать детей и вне образовательных учреждений. Сейчас в крупных городах этим активно занимаются музеи и театры, придумывая специальные программы для посетителей с разными видами инвалидности. По-своему реализовали идею инклюзии и в Ботаническом саду МГУ.

— В августе 2017 года при содействии фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» у нас был открыт сенсорный сад. На деревянной площадке — шесть столиков-грядок, в них посажены ароматические растения — мята, лаванда, шалфей и другие. Здесь я занимаюсь с людьми, имеющими нарушения зрения и слуха, — рассказывает Анна Демидова, геоботаник, научный сотрудник и экскурсовод Ботанического сада МГУ «Аптекарский огород», волонтер фонда «Со-единение». — Я замечаю, что и здоровым детям бывает интересно понаблюдать за нашими экскурсиями. Мне кажется, замечательную традицию «Уроков доброты», где здоровым детям рассказывают, например, о детях слепоглухих, о пальцевой азбуке (дактилологии), можно продолжить и в ботаническом саду. Дети любят игры, так почему бы не поиграть в школу и не познакомить друг друга с растениями?

Источник

Инклюзивное образование. Справка

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

Мировая практика инклюзивного образования

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

В 1990-х гг. в США и странах Европы вышел ряд публикаций, посвященных проблеме самоорганизации родителей детей-инвалидов, общественной активности взрослых инвалидов и защитников их прав, способствовавшие популяризации идей инклюзивного образования.

Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 – 1990-х гг. и демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.

На сегодняшний день в большинстве западных стран сложился определенный консенсус относительно важности интеграции детей-инвалидов. Государственные, муниципальные и школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями, и, соответственно, заинтересованы в увеличении числа учащихся, официально зарегистрированных как инвалиды.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года.

Ситуация с инклюзивным образованием в России

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321).

С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ 16 апреля 2001 года. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья». Сразу же появились рекомендации учреждениям дополнительного профобразования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

В Москве работают более полутора тысяч общеобразовательных школ, из них по программе инклюзивного образования – лишь 47.

Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Ратификацию конвенции «О правах инвалидов» планируется провести до конца 2009 года.

Мосгордума планирует до конца 2009 года принять законопроект «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в Москве», несмотря на отсутствие аналогичного федерального закона.

Другие варианты обучения детей-инвалидов

Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты – образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт.

Коррекционные классы общеобразовательных школ – форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение – вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование – в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *