что такое система hdc в автомобиле
Что такое система помощи при спуске: устройство и принцип работы
Автомобили, оборудованные системой помощи при спуске, не скатятся с горы, как сизифов камень – «специально обученный робот» позаботится о том, чтобы машина плавно съехала с холма без нежелательного ускорения.
Система помощи при спуске является одной из функций системы курсовой устойчивости и причисляется к активной безопасности автомобиля. Она нужна для того, чтобы контролировать скорость автомобиля, который едет «под горку». Чаще всего эта система устанавливается на автомобили повышенной проходимости – в основном, полноприводные внедорожники и кроссоверы. Она существенно облегчает езду по горной и пересеченной местности, а также повышает безопасность.
Для этой системы нет общепринятого трехбуквенного обозначения – все производители называют ее по-разному. Например, на автомобилях BMW и Volkswagen она именуется HDC – «Hill Descent Control», в «Тойоте» ее называют DAC – «Downhill Assist Control», а у «Ниссан» чуть иначе – DDS – «Downhill Drive Support».
Помимо помощи при спуске, имеется и система помощи при подъеме, со схожим принципом работы.
Устройство и принципы работы
Так как система помощи при спуске представляет из себя одну из функций системы курсовой устойчивости, то принцип работы у этих систем схожий. Более того, «помощь при спуске» использует все те же конструктивные элементы, которые применяются для курсовой устойчивости.
Итак, автомобиль, оборудованный данной системой, может поддерживать постоянную скорость при спуске автоматически – это происходит за счет подтормаживания колес. Активирует ее кнопка на приборной панели: однако, чтобы система «пришла на помощь», должны быть выполнены ряд условий. Во-первых, автомобиль, естественно, должен быть заведен. Во-вторых, водитель не должен нажимать ни на педаль тормоза, ни на педаль газа. В-третьих, спуск должен быть более 20 %, в скорость его преодоления – 20 км/ч.
Принцип работы, как уже говорилось выше, сход с принципом работы системы курсовой устойчивости. Автомобиль оборудован датчиками, которые передают сигнал в блок управления. Исходя из полученных данных, робот включает насос обратной подачи, а также открывает впускные клапаны и клапаны высокого давления. При этом переключающие и выпускные клапаны остаются закрытыми. Благодаря этому в тормозной системе образуется давление, за счет чего скорость снижается до необходимой отметки – она зависит от включенной передачи и изначальной скорости автомобиля.
Когда же скорость достигает определенного значения, тормозная система дезактивируется. Работа системы помощи при спуске циклична – если автомобиль еще не достиг основания горы, система вновь запускается – и так происходит до тех пор, пока ее не выключить повторным нажатием на соответствующую кнопку, или пока она не выключится автоматически. Это происходит, если водитель нажимает на педаль газа или тормоза или когда величина уклона становится меньше, чем 12 %.
Полезно? Лайкаем и делимся со своими подписчиками!
Система контроля спуска со склонов (HDC), что это такое?
Hill Descent Control (HDC), как она работает и помогает ли водителю?
Из всего перечня систем-помощников водителя нет более понятной по названию, чем система контроля спуска со склонов. Но понятное название не раскрывает технической сути оборудования, его важности для водителей.
Система разрабатывалась для класса внедорожников, но со временем ею стали комплектоваться паркетники и даже городские седаны, хэтчбеки, универсалы. Но нужно ли оборудование для контроля спуска со склонов, стоит ли за него платить деньги?
Как работает система
История системы контроля скорости при спуске со склонов гор началась давно. И с самого начала существования она неразлучна с технологией распределения тормозных усилий, более известной под аббревиатурой ABS. Она является ее клоном, так как использует ту же систему датчиков, управляющих модулей. Цель у систем одна – рациональное использование тормозных усилий. Единственное отличие – снижение нагрузки на водителя во время спуска. Также система контроля со спусков поддерживает постоянную скорость в активном состоянии.
На трассе, дороге общего пользования низкая тяговая нагрузка обеспечивает плавность хода автомобиля, что значительно увеличивает уровень безопасности водителя и пассажиров. Система контроля скорости на спусках дает такой же эффект при движении в сложных дорожных условиях. При помощи рационального распределения тормозных усилий обеспечивается плавность хода на склонах, поддерживается постоянная скорость. Для надежного сцепления с грунтом, дорожным покрытием тормозной потенциал каждого колеса используется индивидуально. Моментальное торможение позволяет избежать долговременной блокировки колес, что исключает возможность опасного скольжения.
У производителей автомобилей система контроля спуска со склона имеет разную аббревиатуру: DDS, HDS, DAC, но активируется она с помощью специальной кнопки или тумблера. На сыпучих грунтах, крутых склонах система полностью берет на себя функцию распределения тормозных усилий и дает возможность водителю сосредоточиться на маневрировании. Производителями предусматривается возможность ускорить или замедлить движение автомобиля во время спуска при активной системе контроля с помощью ручек или кнопок.
Система контроля скорости на склонах заменяет ручное управление тормозными механизмами. Она создает эффект тяговой силы пониженной передачи полноприводных систем. Именно он обеспечивает безопасное прохождение склонов, участков бездорожья, с его помощью водитель полностью контролирует автомобиль.
Нужна ли система, стоит ли за нее платить
Большинство производителей автомобилей комплектуют системой контроля скорости на склонах полноприводные модификации. Тут покупатель не платит за оборудование. В качестве примера такой экономичной рациональности можно привести Kia Sportage. Но есть модели, на которые система не устанавливается или предусмотрена только для продвинутых комплектаций.
Но как часто владельцы автомобилей пользуются контролем скорости на склонах? В большинстве случаев система просто простаивает. Исключением являются только фанаты путешествий и заездов в экстремальных дорожных условиях, когда без помощи автоматизированной системы не обойтись. Но простое наличие такой функции не несет вреда и станет надежным помощником при возникновении нештатной ситуации.
Контроль тяги при спуске HDC
Одной из систем активной безопасности является функция помощи водителю при спуске (HDC). Ее главная задача – предотвратить повышение скорости машины и обеспечить управляемость при движении под уклон.
Основная сфера применения HDC – транспортные средства повышенной проходимости, то есть кроссоверы и внедорожники. Система повышает качество управляемости автомобилем и увеличивает степень безопасности при спусках на высокогорных дорогах и на бездорожье.
Система HDC была разработана концерном Volkswagen и на сегодняшний день активно используется на многих моделях немецкого производителя. По своему функционалу система является логичным продолжением системы курсовой устойчивости (EBD). В наличии в ГК FAVORIT MOTORS имеются несколько разных моделей Volkswagen, что позволяет подобрать оптимальный вариант авто для каждого водителя.
Принцип работы
Действие HDC основывается на обеспечении стабильной скорости во время спуска за счет постоянного подтормаживания колес двигателем и тормозной системой. Для удобства водителя систему можно включить или выключить в любой момент. Если выключатель находится в активированном состоянии, то HDC включается в работу в автоматическом режиме при следующих показателях:
Информацию о скорости движения и начале крутого спуска считывают разнообразные датчики. Данные поступают в электроблок управления, который активирует функционал обратного гидронасоса, а также закрывает клапаны, работающие на впуск, и клапаны высокого давления. Благодаря этому в системе торможения обеспечивается тот уровень давления, которое может понизить скорость движения авто до нужного значения. При этом значение скорости будет определяться в зависимости от уже имеющейся скорости машины и включенной передачи.
Как только была достигнута определенная скорость вращения колес, принудительное торможение будет завершено. В случае, если автомобиль по инерции начинает снова ускоряться, система контроля тяги на спуске HDC снова включится в работу. Это позволяет поддерживать постоянное значение безопасной скорости движения и устойчивость автомобиля.
Необходимо отметить, что после преодоления спуска HDC отключится самостоятельно, как только величина уклона станет меньше, чем 12 процентов. При желании водитель может сам отключить систему — достаточно либо нажать на выключатель, либо выжать педаль газа или тормоза.
Преимущества использования
Автомобиль, оснащенный HDC, прекрасно себя чувствует не только на спусках. Эта система позволяет водителю сосредоточиться только на рулевом управлении при езде по бездорожью или местности со смешанным рельефом. В данном случае нет необходимости использовать педаль тормоза, так как HDC самостоятельно регулирует безопасное торможение. Система контроля тяги позволяет двигаться как в направлении «вперед», так и «назад», при этом в обоих случаях будут включены световые сигналы торможения.
HDC работает совместно с системой ABS и при активном взаимодействии с механизмами, регулирующими работу двигательного агрегата. Безопасность движения достигается за счет использования датчиков смежных систем и обеспечения комплексного торможения.
Специалисты компании FAVORIT MOTORS в случае необходимости корректировки в работе или замены одного из элементов системы HDC предлагают свои компетентные услуги. Процедуры любой сложности выполняются с применением профессионального диагностического оборудования и узкопрофильных инструментов, что гарантирует безупречное качество проводимых работ.
Электронные системы безопасности автомобиля
Научно-техническая революция начала свой забег в середине ХХ столетия, и до сих пор не может остановиться. Это особенно заметно, если заглянуть под капот современного автомобиля: транспортные средства сегодня превратились в настоящие крепости на колесах, которые могут защитить водителя от многих неприятностей. И не последнюю роль в этой всей истории с гарантией удачной поездки играют системы безопасности автомобиля.
Каждый день конструкторы автомобильных концернов усложняют чертежи автомобилей, делая их все заковыристее и непонятнее для рядового пользователя. Сегодня бал правят интеллектуальные системы безопасности, а также различные средства, обеспечивающие комфортное вождение. И если учесть, что обстановка на дорогах мира, мягко говоря, далека от идеала, то автомобилю, который не оснащен современными средствами пассивной и активной безопасности, все сложнее «пробиваться» к покупателю.
ABS – антиблокировочная система
Задача ABS (anti-lock braking system) заключается в том, чтобы предотвратить блокировку колес притормаживающего автомобиля, а также сохранить его управляемость и курсовую устойчивость.
Когда колеса блокируются, и машина, кажется, вот-вот сорвется в занос, электроника начинает методично «отпускать» и «прижимать» тормозные колодки, что дает возможность колесам проворачиваться. Эффективность системы ABS зависит в первую очередь от того, насколько хорошо она настроена. Если, например, она срабатывает слишком рано, то тормозной путь может существенно увеличиться.
Насколько же эффективна данная система? Следует сразу отметить, что с момента ее появления не умолкают споры по поводу того, больше от нее пользы или все же вреда. Но, как бы там ни было, даже противники ABS не могут игнорировать такие ее полезные качества, как значительное сокращение тормозного пути, а также сохранение контроля над многотонным авто во время экстренного торможения. Да, при срабатывании АБС очень сложно рассчитать длину тормозного пути, но лучше в полном неведении остановиться неизвестно за сколько метров до фонарного столба, чем «поцеловать» его, точно зная, сколько автомобиль протянет во время торможения. Два противоборствующих лагеря решили сойтись на том, что ABS придется как нельзя кстати неопытным водителям, а «шумахеры» всегда смогут переиграть систему. Но мы ведь говорим с вами о революционной научной мысли, потому сегодня уже смело можно утверждать, что в схватке «ABS – опытный водитель» безоговорочную победу одержит, конечно же, электроника.
Современные многоканальные ABS позволяют избавиться даже от вибрации тормозной педали при включенной системе. Когда-то причиной дорожно-транспортных происшествий становилось резкое срабатывание ABS: педаль начинала вибрировать, а машина – стонать, потому неопытные автомобилисты пугались и отпускали тормоз. Сегодня же нужно быть крайне чувствительным, чтобы почувствовать, как срабатывает ABS, входящая в стандартную комплектацию почти всех автомобилей. При этом она служит основой для других более сложных электронных систем безопасности.
ASR – антипробуксовочная система
Главное назначение ASR – обеспечение устойчивости авто при резком старте или же при движении в гору по сколькой дороге. «Прокрутка» колес нивелируется благодаря перераспределению крутящего момента силовой установки на те колеса, который в данный момент имеют лучшее сцепление с дорожным полотном. Для ASR действуют определенные ограничения. К примеру, она работает исключительно на скоростях, не превышающих 40 км/ч.
Или вот, к примеру, активные драйверы. Им ASR вставляет палки в колеса при управляемом заносе, контролируя этот занос тягой. Но это не идет ни в какое сравнение с той пользой, которую приносит система: она блокирует дифференциал, притормаживает колесо, загруженное в повороте, и уравнивает скорость вращения колес, позволяя максимально эффективно использовать крутящий момент «сердечка» автомобиля.
Многие автопроизводители сегодня забывают о стрит-рейсерах и делают ASR неотключаемой. Но разве наших изобретательных водителей может что-то остановить? Они просто извлекают предохранитель и потакают своим амбициям гонщика. Однако тут есть и свое «но»: если вы уверены в том, что ASR помешает вам посадить на поводок скорость, мы напоминаем, что данную систему используют в болидах Формулы 1.
EBD – распределяем тормозное усилие
EBD (electronic brake distribution), или EBV – это активная система безопасности авто, отвечающая за распределение тормозного усилия между всеми колесами. Снова-таки, EBD всегда работает параллельно с основополагающей ABS.
Благодаря EBD мы получаем оптимальное сцепление колес с дорогой, значительно повышенную курсовую устойчивость авто при экстренном торможении, а также гарантию того, что контроль над автомобилем не будет потерян даже в критической ситуации. Кроме того, система учитывает такие факторы, как положение автомобиля относительно дороги и загрузка транспортного средства.
Brake assistant – безопасное торможение
Brake Assist (BAS, DBS, PA, PABS) представляет собой активную систему безопасности автомобиля, которая работает в одной упряжке с ABS и EBD. Она включается в момент экстренного торможения, когда водитель недостаточно сильно, но довольно резко нажимает на педаль тормоза. Brake Assist самостоятельно измеряет усилие и скорость нажатия на педаль и, если необходимо, немедленно повышает уровень давления в тормозной магистрали. Это дает возможность торможению быть максимально эффективным и значительно сократить тормозной путь.
Система умеет различать панические действия водителей или же те моменты, когда они довольно продолжительный отрезок времени давят на тормозную педаль. BAS не будет вступать в работу при резких торможениях, которые входят в разряд «прогнозируемых». Многие считают, что эта система является помощником в основном для представительниц слабого пола, ведь у милых дам иногда попросту не хватает сил для осуществления экстренного торможения. Потому в критической ситуации им на помощь приходит система Brake Assist, которая и «дожимает» тормоз до максимального замедления.
EDL: блокируем дифференциал
EDL (electronic differential lock), которую еще называют EDS, – это система, отвечающая за блокировку дифференциала. Этот электронный помощник дает возможность повысить общую безопасность автомобиля, улучшить его характеристики тяги при неблагоприятных условиях, облегчить момент трогания, обеспечивает интенсивный разгон, а также движение на подъем.
Система блокировки дифференциала определяет угловую скорость каждого из ведущих колес и сопоставляет полученные результаты. Если угловые скорости не совпадают, например, при пробуксовке одного из колес, EDL подтормаживает буксующее колесо до тех пор, пока скорость его вращения не сравняется со скоростью другого ведущего. Если разность частот вращения достигает отметки в 110 оборотов в минуту, система включается автоматически и действует без каких-либо ограничений на скоростях до 80 км/ч.
HDC: контролируем тягу во время спуска
HDC (hill descent control), а также DAC и DDS – электронная система контроля тяги для спуска со скольких и крутых уклонов. Функционирование системы осуществляется через подтормаживание колес и «удушение» силового агрегата, однако при этом действует фиксированное ограничение скорости в пределах 7 км/ч (при заднем ходе скорость не превышает 6,5 км/ч). Это пассивная система, которая как включается, так и выключается самим водителем. Регулируемая скорость при спуске в полной мере зависит от первоначальной скорости автомобиля, а также от включенной передачи.
Система, контролирующая скорость, позволяет отвлечься от тормозной педали и сосредоточиться исключительно на управлении. Этой системой комплектуются все полноприводные транспортные средства. HDC, в автоматическом режиме включающая стоп-сигналы, отключается сразу после того, как скорость автомобиля переваливает за отметку 60 км/ч.
HHC – облегченный подъем
В отличие от системы HDC, помогающей водителям спускаться с крутых склонов, HHC (hill hold control) предотвращает откат машины при движении в гору. Альтернативными названиями данной системы безопасности являются USS и HAC.
В тот момент, когда водитель перестает взаимодействовать с педалью тормоза, HDC продолжает удерживать высокий уровень давления в тормозной системе. Лишь в тот момент, когда автомобилист достаточно сильно нажмет педаль газа, давление снижается, и автомобиль начинает движение с места.
ACC: в круиз на автомобиле
ACC (active cruise control) является адаптивным круиз-контролем, используемым для поддержания заданного скоростного режима автомобиля и контроля безопасной дистанции. PBA (predictive brake assist) является прогнозирующей системой торможения, которая работает совместно с адаптивным круиз-контролем.
Если расстояние до впереди идущего авто сокращается, система начинает притормаживать до тех пор, пока дистанция не восстановится до заданного уровня. Если же впереди идущий автомобиль начинает отдаляться, ACC начинает прибавлять скорость.
PDC – парковка под контролем
PDC (parking distance control), в простонародье Parktronik – система, использующая ультразвуковые сенсоры для определения расстояния до препятствия и позволяющая контролировать дистанцию при парковке.
О том, насколько велико расстояние до ближайшего препятствия, водителя информируют специальные сигналы, частота которых изменяется при сокращении дистанции – чем ближе автомобиль к опасному участку, тем короче паузы между отдельными сигналами. После того, как до препятствия остается 20 см, сигнал становится непрерывным.
ESP – гарантия курсовой устойчивости
У системы ESP (electronic stability program), наверное, больше всего альтернативных названий, в которых и черт шейку бедра сломит: ESC, VDC, DSTC, VSC, DSC, VSA, ATTS или Stabilitrac. Данная активная система безопасности отвечает за курсовую устойчивость автомобиля и работает вместе с ABS и EBD.
В тот момент, когда возникает опасность заноса, на сцену выходит ESP. Проанализировав скорость вращения колес, давление в тормозной магистрали, положение руля, угловую скорость и поперечное ускорение, ESP за каких-то 20 миллисекунд вычисляет, какие колеса необходимо притормозить и насколько нужно снизить обороты двигателя для того, дабы стабилизировать авто.
Электронные системы безопасности вовсе не превращают наши автомобили в высокоинтеллектуальных роботов, которые смогут проделать всю работу за водителя. Краеугольным камнем в этом случае пока остается водитель, который должен уметь трезво оценивать дорожную ситуацию, свои возможности и возможности своего автомобиля. А, как известно, опасней иллюзии, чем иллюзия собственной неуязвимости, не существует.
Система HDC, или еще одна ненужная кнопка в салоне
Когда писал про установку ACC зоркий глаз коллеги MistM приметил еще одну кнопочку которой в S80 и вовсе никогда быть не должно. Это кнопка включения системы HDC (Hill Descend Control) т.е. кнопка помощи при спуске. Но раз кнопочка мне попалась практически бесплатно вместе с блоком CCM который прикупил уже сам не помню для чего и когда, то надо было кнопку установить и протестировать.
Система помощи при спуске устанавливалась в стандарде на XC70, на V70 была как опция, а вот на S80 вообще не предлагалась. Ну кто будет свою яхту спускать на воду при помощи S80? Это только у владелцев XC70 есть яхты, а у нас нет…
Зачем оно нужно и как использовать — всё описано в мануале, так что прилагаю:
Но тут есть один нюанс о котором не написали. Если переведем селектор в полжение D, то появляется сообщение что система выключена, но в действительности она выключится только когда начать значительно разгонятся и коробка включит вторую передачу. При этом пока не включится вторая передача машина сильно тупит а движок разгоняется до 4000 оборотов. Пока 2-ая передача не включена можно вручную включить обратно скорость 1 и появится сообщение, что система снова работает.
Включение и выключение сопровождаются соответствующеми сообщениями.
То как система работает — протестировал на многоярусной парковке в торговом центре. Есть крутые спуски, словом то что нужно. Да, автомобиль ощутимо тормозит и во время притормаживания появляется желтый символ работы DSTC. По ощущениям и звукам — эта систем вообще не использует усиление тормозов вакуумником используeмyм системой ACC. Во время торможения прямо слышно насос ABS. Это значит что если надо, то систему можно установливать в автомобилях не оснащеных ACC. Но уверен я не на все 100. Если заглянет сюда кто-то из клуба XC70/V70 у кого есть HDC а нет ACC, то есть просьба — загляните какой у вас вакуумник и одпишитесь. Чем отличаются показывал здесь.
Еще пару слов насчет программирования. Как обычно делал всё при помощи VDASH. Для включения HDC нужно:
1. Поменять конфигурацию CEM. Подробности описывал здесь.
2. Актуализировать конфигурацию BCM. Об этом было здесь.
Нужно оно или нет в S80? Наверно не нужно. Лодки у меня нет, на воду спускать ее никогда не буду. Пока место есть то кнопка останется, а когда начну искать место под новые хотелки то эта кнопочка вылетит в первую очередь.