что такое система автоматизации
Автоматизация бизнеса: начинаем разбираться
Помните старый мультфильм про Нехочуху? Ленивый мальчишка попал в страну великого Нехочухи, где большинство действий выполняли роботы. Надо сказать, мультипликаторы изобразили безрадостную картину автоматизации: человек внутри роботизированных процессов распадается как личность и теряет навыки социальной адаптации. Это идёт явно вразрез с любимым нами «Электроником», который как раз проповедует ценность соединения автоматизации и человеческого начала. Что-то нас в философию занесло.
А вот современный бизнес об автоматизации думает то как о вынужденности, то как о неоправданной трате, то как о единственной волшебной таблетке от всех проблем, и в целом относится к ней с подозрением. А зря. Раз так — начинаем ликбез по этой теме.
Определения автоматизации не существует?
Если вы попробуете найти определение автоматизации бизнеса в интернете, то встретите разные варианты, связанные с контролем, с роботизацией, с искусственным интеллектом и т.д. Ни одно из них не будет исчерпывающим и точным. Давайте попробуем дать определение здесь, на Хабре.
Пусть для начала будет так. Автоматизация бизнеса — это совокупность работающих средств (программ и устройств), обеспечивающих минимизацию рутины, оптимизацию трудовых и производственных ресурсов с целью наращивания продуктивности и эффективности всех бизнес-процессов. Звучит неплохо. Однако как автоматизация может быть совокупностью средств? Это процесс. Ага, например, автоматизация — это внедрение программ и установка устройств… Стоп. А есть ли жизнь после внедрения? Конечно, эксплуатация. Ок, подходим к новому определению: Автоматизация бизнеса — это процесс внедрения и эксплуатации совокупности работающих средств (программ и устройств), обеспечивающих минимизацию рутины, оптимизацию трудовых и производственных ресурсов с целью наращивания продуктивности и эффективности всех бизнес-процессов. Куда ни шло, можно принять за рабочее, но всё равно остаются вопросы: а если нет оформленных бизнес-процессов, а если нет производственного ресурса и т.д.
Зато, если обратиться к источникам, все статьи про автоматизацию бизнеса сразу сводятся к автоматизации бизнес-процессов. Их точно и ёмко определяет википедия: «Бизнес-процесс — это совокупность взаимосвязанных мероприятий или работ, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей. Управленческая концепция BPM рассматривает бизнес-процессы как важные ресурсы предприятия, и предполагает управление ими как одну из ключевых организационных систем.» Ну а автоматизация — это как раз процесс внедрения и эксплуатации программных средств для оптимизации и ускорения протекания бизнес-процессов. Всё просто.
В теории, в идеальном мире автоматизация бизнеса и автоматизация бизнес-процессов — равнозначные понятия, потому что в бизнесе всё есть процесс, который можно дискретизировать, разложить на подпроцессы и этапы и описать. Но в реальном мире в компаниях есть масса активностей, не попадающих под определение бизнес-процесса, сами процессы неоптимизированы или отсутствуют вовсе, а вся работа ведётся стихийно. Поэтому в задачи автоматизации неожиданно попадает огромный подготовительный этап, в коде которого нужно проанализировать, описать и подготовить бизнес-процессы.
Мы приняли решение: для всех, кто пришёл с Хабра и оставил заявку в форме, бесплатный анализ бизнес-процессов компании будет доступен всегда. Это работа наших экспертов, связанная с анализом вашего бизнеса с последующей выработкой рекомендаций и обычно она стоит от 15 000 рублей, но нам для
науки хвоста не жалкоХабра ничего не жалко. Записывайтесь, мы с вами свяжемся, назначим время (это займёт далеко не 15 минут) и обсудим бизнес-процессы вашей компании или проблемы с бизнес-процессами. Общение с экспертом не накладывает на вас никаких обязательств.
Какой бизнес нужно автоматизировать?
А если немного распространиться, то грамотная и своевременная автоматизация улучшает положение дел в любой компании: от Газпрома до цветочного магазина. У компаний разные метрики, бизнес-процессы, но есть группа целей автоматизации, которая универсальна для большинства организаций.
Что можно автоматизировать в бизнесе?
Однозначно нельзя автоматизировать всё, поскольку есть такие вещи как коммуникация, человеческое мышление, общение с клиентами и т.д. Есть ряд активностей, который исключены из процессов и могут лишь использовать какие-то программы, но при этом не быть автоматизированными до конца, например, корпоративная культура, подбор персонала, управление персоналом, управление компанией в целом. Эти активности отличаются от бизнес-процессов высоким уровнем социальности, вовлечением человека не только как работника, но и как личности.
А вот остальные процессы можно вполне автоматизировать. Как мы уже упомянули, есть три основных группы бизнес-процессов.
Группа процессов
Вид и особенности автоматизации
Что даёт автоматизация бизнесу?
В любом бизнесе сейчас собирается много данных и они открывают интересные перспективы для работы с клиентами: можно совершать допродажи, сегментировать, планировать акции, менять ассортимент и проч. Более того, любое решение, принятое по наитию, без анализа качественных и количественных показателей, скорее всего обернётся провалом. Собирать данные вручную, в Excel или Access — тяжёлый и неблагодарный труд, поскольку такую информацию легко потерять или повредить, а организована она как правило из рук вон плохо. Автоматизация помогает собирать данные в базах данных, а СУБД надёжно хранит данные и позволяет интерпретировать их и строить сложные срезы. Кроме того, хранение информации в БД несравнимо безопаснее: права доступа, резервное копирование, аппаратная защита позволяют всей коммерческой и производственной информации храниться максимально надёжно.
Это вообще про весь российский бизнес. Только большинство пока на стадии отрицания
Автоматизация упорядочивает, налаживает оперативную работу и управление задачами. Все сотрудники (причём совершенно не важно, удалённые или офисные) работают в едином информационном пространстве АСУ (PM, ERP, CRM…), координируют свои действия, получают и делегируют задачи, видят свои задания внутри проектов и бизнес-процессов, распределяют свою нагрузку во времени. Руководителю больше не нужно вызывать каждого к себе и разжёвывать задачи — достаточно поставить их в системе и проконтролировать выполнение. Вся оперативная работа ведётся в единой системе и любой сотрудник может получить доступ к данным в рамках своих компетенций, а также запросить доступ или выгрузку данных, если в этом есть необходимость. Вне автоматизации всё это представляет собой сплошную стихийную коммуникацию, в которой несложно забыть, ошибиться или просто «незаметно» не выполнить задачу.
Человеческий фактор — это, пожалуй, самое первое, с чем борется автоматизация в компании. Вот примерный минимум корпоративных проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес: упущенные возможности контакта с клиентами, забытые и нигде не зафиксированные данные, растянутые во времени элементарные задачи, офисная и удалённая прокрастинация, работа «налево» по профилю компании, «свои» приватные клиенты менеджеров, хищение коммерческой информации и проч. Когда в руках, а точнее на серверах бизнеса появляется программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов всех уровней (управляющие, операционные, поддерживающие), большинство этих проблем легко и относительно безболезненно решаются.
Безопасность — важная функция автоматизации бизнеса. Благодаря своей архитектуре и программным функциям АСУ защищают ваши данные от несанкционированного доступа, позволяют контролировать финансовое состояние ваших клиентов, логировать действия в системе. Увы, не бывает абсолютной защиты — однако наличие автоматизации значительно сокращает риски, связанные с информационной безопасностью, — в некоторых компаниях практически до нуля (особенно в малом бизнесе).
Несмотря на то, что автоматизация бизнеса и особенно бизнес-процессов — хороший такой «пунктик» команды РегионСофт (мы даже запилили мощный модуль автоматизации процессов в своей CRM с мастером настройки и визуальным конструктором, а ещё бесплатно проводим базовый аудит бизнес-процессов по заявкам с этой ссылки), мы не берёмся утверждать, что автоматизация — лекарство от всех болезней бизнеса и та самая волшебная кнопка «Сделать зашибись».
Прежде всего нужно выбрать правильные процессы для автоматизации:
Как измерить эффективность автоматизации?
Измерять ROI автоматизации бизнеса сложно и у каждой компании могут быть свои качественные показатели и количественные метрики. Лучше запланировать целевые показатели заранее, чтобы понять скорость происходящих изменений.
Если говорить чисто экспертно, то для компаний без риска банкротства и прочих финансовых проблем принято считать срок окупаемости систем автоматизации так: оптимистичный сценарий — 1 года, реалистичный сценарий — 2 года, пессимистичный — от 3 лет. Однако это весьма усреднённый показатель, поскольку у компаний разный оборот, разные цели автоматизации, разная стоимость самого ПО. Поэтому лучше подумать о показателях и результатах внедрения системы автоматизации заранее.
Что может стать показателем эффективности внедрения системы автоматизации в малом и среднем бизнесе:
Один из рабочих методов — оценивать по стоимости бизнес-процесса или трудозатратам каждого сотрудника. Рассмотрим на примере.
Давайте возьмём упрощённый, абстрактный бизнес-процесс — продажа флешек корпоративному клиенту в рекламном агентстве. Схема такая: клиент обратился с просьбой изготовить флешки с нанесением — менеджер берёт в работу — первый звонок — встреча и обсуждение дизайна и объёма — согласование — подготовка КП — согласование от клиента — подготовка договора — (параллельный процесс проверки наличия нужного объёма изделий на складе и дозаказ или пересогласование дизайна изделия) — предоплата — запуск в производство — отгрузка образца — согласование — производство партии — отгрузка и закрывающие документы — конец сделки — отправка предложения клиенту по сувенирке к новому году (…) Процесс закрывается. Это довольно простой, линейный бизнес-процесс.
Менеджер Вася тратит на всю эту цепочку примерно 8 рабочих дней, но не целиком, а в среднем по 2 часа в день (встреча длиннее, звонок короче и т.д.). Итого Вася потратил 16 часов на этого клиента. Из них самые длинные этапы: встреча (ничего не поделаешь, её не учитываем), подсчёт товара на складе и общение с логистом (2 часа), подготовка КП (1 час), подготовка договора (2 часа), подготовка закрывающих документов (1 час). Итого 6 часов оперативной работы с документами и складом. Час работы Васи обходится работодателю в 400 рублей (чистые васины + налоги и соцстрах), то есть эта вот работа — 2400 рублей. Не очень много, если учесть, что заказ будет большим. Пусть наш Вася больше ничего в компании не делает, только флешки с нанесением продаёт корпам, значит, за месяц он может обслужить 10 клиентов. То есть оперативная работа Васи обойдётся в 24 000, в год — 264 000 (1 месяц он в отпуске).
А теперь представим, что в компании есть CRM, в которой отображаются остатки на складе в режиме реального времени, включены шаблоны КП и договоров, есть печатные формы всей закрывающей документации. Васе не нужно перепечатывать и копипастить наименования, считать цены и стоимость, искать скидки, вбивать реквизиты, искать логиста и перебирать виды флешек по коробочкам — он всё это видит в CRM и заполняет документы в 10-20 кликов, выбирая точные наименования, условия скидок, услуги и т.д., отсылая всё это из почты в CRM клиенту. При самой низкой сноровке он потратит 1 час, то есть в 6 раз меньше. И компании в год его оперативная возня обойдётся в 44 000? Нет, больше — потому что Вася сможет обслужить гораздо больше клиентов. То есть накладные расходы на сделку сократятся, а количество сделок вырастет. В масштабах даже небольшого рекламного агентства это прямо норм.
Смоделируем: рынок конкурентный, не безграничный и Вася смог обслужить в среднем в месяц по 15 клиентов. По старой схеме компания бы за его рутину заплатила 396 000 рублей (11 месяцев * 15 клиентов * 2400 рублей). По новой схеме с CRM — 66 000 рублей. При этом 1 лицензия CRM на Васю стоила примерно 16 000 рублей навсегда, без аренды (представим, что компания купила единоразово 10 лицензий RegionSoft CRM Professional Plus). То есть чисто экономия на части процесса (на малой части!) уже окупает лицензию сотрудника. А ведь ещё и автоматизирован «дорогой» логист, склад и проч. То есть стоимость бизнес-процесса благодаря автоматизации становится ниже. А мы с вами ещё не посчитали увеличение дохода за счёт прибывших клиентов, на которых у Васи стало хватать времени.
А теперь вернёмся к вопросу экономического эффекта от внедрения системы автоматизации. Можно провести расчёт для каждого этапа всех процессов в компании и каждого задействованного сотрудника — в конечном итоге получится примерный эффект. Только не забывайте, что для оценки стоимости владения системой вам понадобится рассчитать интегральный показатель совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership, TCO), который включает затраты, связанные с приобретением, внедрением и эксплуатацией АСУ; а «стоимость» сотрудника и часа его работы следует рассчитывать не по чистой заработной плате, а по ФОТу, социальным затратам, косвенным затратам (оргтехника, содержание офиса, интернет и т.д.)
Не забывайте, что ТСО для облачных систем нужно умножать на количество используемых месяцев и он будет постоянно расти за счёт периодических платежей, а для десктопных систем ТСО чаще состоит из единовременного платежа за лицензии (ну или рассрочки), стоимости доработки, поддержки и обновлений. Иногда компании выгоднее иметь ТСО хоть и больше, но распределённым во времени — для таких компаний мы, например, и для десктопной RegionSoft CRM предлагаем аренду с возможностью выкупа ПО после 7 месяцев аренды и кучей других бонусов.
Средства автоматизации бизнеса
Система автоматизации — это всё то, что превращает часть ручного труда в машинный, автоматический, переводит в сферу инженерных и информационных технологий. В принципе, к средствам автоматизации бизнеса (который включает в себя всё, от тендеров до производственного процесса) можно отнести все средства: станки, оборудование, робототехнику, программное обеспечение, каналы связи, сети и проч. Это огромный пласт знаний, который относится к каждой конкретной организации. Но в разрезе автоматизации бизнес-процессов, как правило, рассматривается программное обеспечение + сопутствующее аппаратное обеспечение (сервера, VDS, штрихкодеры, кассы, электронные ценники, терминалы, карты, СКУД и т.д.)
Мы в рамках Хабра и своих компетенций тоже будем говорить о программах, которые позволяют бизнесу автоматизировать по большей части оперативную работу.
Как выбрать средство автоматизации?
Есть два основных пути выбрать систему автоматизации бизнеса.
CRM как частный случай автоматизации бизнеса
CRM-система — один из самых популярных инструментов автоматизации малого и среднего бизнеса. И если раньше CRM-система автоматизировала только отдел продаж и немножечко маркетинг, то сейчас большинство современных решений на рынке представляют собой универсальные бизнес-комбайны. Например, наша редакция RegionSoft CRM Enterprise Plus уже фактически полноценная ERP и может в одной программе: автоматизировать продажи, управление проектами, задачами, KPI, работу с первичными документами, включает в себя почту, телефонию, мультивалютный учёт, логистику, складской учёт, кассовый учёт, многопередельное производство, механизм расчётов, имеет более 100 типовых отчётов, различные конструкторы и, конечно, механизм автоматизации бизнес-процессов. А кроме этого, раз в 2-3 года выходят мажорные релизы, которые добавляют самые востребованные функции к уже существующим. Вся эта история называется сквозной автоматизацией — самым безопасным и удобным способом автоматизации, когда практически вся компания может работать в одной информационной среде.
CRM-система на сегодняшний день это базовый элемент автоматизации, понятный и остро необходимый, особенно в кризис, особенно для распределённой команды. Да что там говорить — необходимый всегда!
Однако, выбирая CRM, как и любое другое средство автоматизации, нужно помнить о трёх главных правилах:
У нас действует акция «Осень вступает в свои права» — вы можете купить RegionSoft CRM на очень хороших условиях:
Мультик про Нехочуху, если вы вдруг не олд и не бумер:
АСУ: от печали до радости. История российской автоматизации
Современные разработчики систем автоматизации имеют богатые возможности: это многочисленные языки программирования, библиотеки, огромные репозитории открытого кода, наконец, относительно доступное практически любое оборудование, необходимое для разработки и тестирования. В 50-е годы, когда в СССР зарождалась идея создания АСУ и начала активно развиваться кибернетика, всех этих ресурсов не хватало. Учёные того времени были не только сухими прагматиками, но и мечтателями — им хотелось позитивных изменений социо-экономических отношений, которые была призвана обеспечить АСУ. Однако вся дальнейшая история создания автоматизированной системы управления в рамках командной экономики и бесконечной бюрократии не столь оптимистична. Но обо всём по порядку.
Вкалывают роботы — счастлив человек?
1930 — 1940 гг.
Арифмометр «Феликс» — самый распространённый в СССР арифмометр. Выпускался, с учётом многочисленных модификаций, с 1929 по 1978 год на заводах счётных машин в Курске (Счётмаш), в Пензе (Пензенский завод вычислительной техники) и в Москве
1950-е гг.
… были созданы многочисленные специализированные ЭВМ, вычислительные комплексы и автоматизированные системы для противоракетной и противокосмической обороны, а также АСУ Верховного командования, Генштаба, РВСН, управления силами ВМФ, авиации, в том числе и система раннего предупреждения о ракетном нападении.
Начиная с 1960-го г.
Применение электронных машин для автоматического управления производственными процессами приведет к значительному повышению производительности труда, улучшению качества продукции и экономии материалов и энергии. В отличие от капиталистического общества, где внедрение электронных автоматических устройств влечет за собой увольнение трудящихся и ухудшение условий их жизни, в социалистическом обществе электронная автоматика и, в том числе, электронные вычислительные машины облегчают условия труда людей, освобождают их от наиболее трудоемкой, утомительной и однообразной умственной работы и способствуют, в конечном счёте, повышению материального благосостояния трудящихся. В нашей стране электронные машины находят применение для автоматизированного управления производственными процессами, представляющими опасность для здоровья и жизни людей, как например, в некоторых видах химической промышленности. Важной областью будущего применения электронных цифровых машин является механизация и автоматизация процессов административно-хозяйственного управления, вплоть до государственного планирования, учета и контроля.
В начале 1959 года Китов направляет Хрущёву письмо. В нём он рассказывает об огромных финансовых потерях, которые страна несёт из-за недостатков аппарата управления. Тут же, в письме, он предлагает решение: переход от ручных и личных форм управления к автоматизированным, основанным на использовании ЭВМ. По замыслу учёного должна быть создана единая сеть вычислительных машин, которая будет собирать и обрабатывать статистические и учётные данные как по стране в целом, так и по каждому предприятию. Это позволит анализировать показатели, оценивать потребности в рабочей силе, материалах, наличие денежных средств. Он предлагал установить отдельные ЭВМ в органах власти и на предприятиях, а затем объединить их, тем самым получив кластер, который поможет сократить управленческий и административный персонал (человеческий фактор) и ликвидировать часть правительственных учреждений.
Удивительно, но письмо было принято благосклонно и были созданы комиссии по работе над предложением. Такова уж она, советская, а может, и исконно российская, бюрократия. И вот уже осенью 1959-го года А. И. Китов посылает на имя Н. С. Хрущёва второе письмо с грифом «Совершенно секретно», содержащее проект автоматизации управления вооружёнными силами и народным хозяйством СССР с помощью национальной сети вычислительных центров двойного назначения. Разумеется, военное ведомство отвергло идею двойного назначения – вычислительные центры Министерства обороны должны были стать независимыми.
Уже к 1965 году назрела острая необходимость в АСУ, возникшая на волне первой информационной революции. Объём информации возрастал и необходимо было увеличить скорость её обработки. По подсчётам учёных, внешний документооборот среднего промышленного предприятия в 1965 году составлял примерно 100 тысяч документов и 1 млн. показателей.
Однако далее следует лишь множество продуктивных и серьёзных докладов, проектов, монографий и публикаций. В 1966-м году Министерством радиопромышленности СССР и ЦСУ СССР был утверждён «Аванпроект государственной сети вычислительных центров (ГСВЦ)». Научными руководителями этого аванпроекта были А.И. Китов и А.Я. Боярский. В 1967-м году А. И. Китов был утверждён Главным конструктором «Типовой отраслевой автоматизированной системы управления – ОАСУ», а научным руководителем этой ОАСУ утвердили В. М. Глушкова. В 1967-м году А. И. Китов по заданию ЦК компартии подготовил доклад, в котором он открыто показал сильное отставание в области ЭВМ СССР от США. Были названы и основные причины этого отставания: отсутствие координации работ в области создания ЭВМ и программного обеспечения, разобщённость разработчиков.
Примерная схема организации информационных потоков и информационных массивов в ЭВМ для обеспечения управления основным производством, а также трудовыми и материальными ресурсами одной из АСУ («Сигма»)
1971-1975 гг. — пятилетка с переменным успехом
АСУ должна была стать одним из символов сформировавшегося постиндустриального общества. В 1971 году директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971–1975 гг. предусматривалось увеличение выпуска ЭВМ в 2,6 раза. Предполагалось «обеспечить широкое применение экономико-математических методов, использование электронно-вычислительной и организационной техники» в целях совершенствования планирования и управления отраслями, предприятиями, объединениями. Ставилась задача ввести в эксплуатацию 1600 АСУ предприятиями и около 700 технологическими процессами. В первую очередь планировалось внедрять АСУ на предприятиях промышленности, которые давали 40% товарной продукции в стране.
Но план не задался. 22 августа 1975 года Совет Министров СССР сообщает о несоответствии темпов развития автоматизации потребностям экономики государства. Был поставлен план на пятилетку 75-80 — в три раза по сравнению с предыдущим периодом увеличить объемы работ по разработке и внедрению в промышленности АСУ технологическими процессами, агрегатами и производствами. АСУП требовало совершенствования всей производственной структуры предприятия: по расчетам ученых именно организационные меры обеспечивали 60–80% общего эффекта от внедрения АСУП. Однако интерес большинства предприятий к АСУ оставался бесконечно низким.
Реализованные проекты
Однако именно в 60-е годы появляется первая АСУ, пошедшая дальше бумаги – АСУ «Львов», разработка которой продлилась с 1965 по 1967 гг. В 1967 г. успешно было проведено внедрение первой очереди системы, а в 1969 г. сдана вторая очередь. Внедрением первой очереди решались задачи оперативного планирования и диспетчеризации производства, а также его материально-технического обеспечения. С введением второй очереди в эксплуатацию решалась задача автоматизирования учета и отчетности на предприятии, технико-экономического планирования и прогнозирования. Технической базой для работы АСУ «Львов» послужили две модифицированные универсальные ЭВМ «Минск-22», дополнительно доукомплектованные различными блоками, что позволило решать задачи управления в реальном масштабе времени. АСУ «Львов» решила множество проблем завода: управление производством, планированием, графиком работ; планирование материально-технического обеспечения и складских запасов; работа с финансовой, управленческой и снабженческой отчётностью.
ЭВМ Минск-22: ПО на борту: автокод для решения инженерных задач, система символьного кодирования с макросредствами, система автоматической обработки данных на базе COBOL. ТТХ: ОЗУ — ферритовый сердечник 8192 слова, НМЛ (накопитель на магнитной ленте) — 1,6 млн. слов, быстродействие — 56 тыс. операций в секунду.
Вслед за АСУ «Львов» начинаются работы над АСУ «Кунцево» для Кунцевского радиозавода. Эта система проектировалась для решения как можно большего количества задач в группе приборо- и машиностроительных отраслей промышленности. Задачи, поставленные перед разработчиками, требовали выполнения работ огромного, буквально колоссального, объёма. По сравнению с АСУ для Львовского телевизионного завода, проект «Кунцево» требовал большего количества ресурсов как человеческих, так и промышленных и считался более объёмным по количеству операций, подлежащих автоматизации в рамках предприятия. К тому же, в ходе проектирования понадобилась разработка под ЭВМ «Минск-32», что дополнительно затянуло работу.
ЭВМ Минск-32: ПО на борту: COBOL, Фортран со средствами отладки, автокод для решения инженерных задач, система символьного кодирования с макросредствами, впервые реализован многопрограммный режим в операционных системах ЭВМ малого класса, создана первая программно-аппаратная система совместимости. ТТХ: ОЗУ — ферритовый сердечник 16384 — 65536 слов, НМЛ (накопитель на магнитной ленте) — 80 млн. слов, быстродействие — 65 тыс. операций в секунду.
Это была беспрецедентная по масштабам АСУ, разработку которой навязали самым директивным образом Ю.М. Репьеву, который создал к тому времени несколько АСУ для оборонных и космических нужд. Ему изначально не удалось собрать команду и заинтересовать руководство завода, которому просто нужна была АСУ, без особого понимания, как же её увязывать с производственным и управленческим процессом. Однако, несмотря на множество проблем, в 1969 году был сдан проект АСУ «Кунцево» в 150 томах. Внедрить удалось лишь отдельные части системы – она опередила своё время на 20 лет и большинство предложений проекта (и то не все!) удалось внедрить только на первых компьютерах IBM. АСУ «Кунцево», гениальный с технической точки зрения проект, выявила проблемы, с которыми вендоры и компании сталкиваются и поныне: формальность внедрения и разработки, несоответствие системы производственным процессам, несоответствие АСУ и вычислительных мощностей и проч.
В то же время холодная война и гонка вооружений бросает свои вызовы: активно проектируются и внедряются АСУ военного назначения для пуска космических и стратегических ракет, морского флота, учёта в сфере военно-промышленного комплекса. Все эти проекты успешны. Напрашивается мысль: что не так с народным хозяйством? И тут же возникает ответ: формальная заинтересованность ставит преграды на пути развития систем управления. К тому же, в верхах той власти ходили опасения, что создание единой АСУ, состоящей из сети ЭВМ, покажет истинное положение дел в отдельных субъектах и экономике в целом. А к середине 70-х там не было ничего хорошего.
Несмотря на это новый этап в развитии АСУП пришёлся именно на вторую половину 70-х годов и 80-е годы. Это были комплексные АСУП, в которых интегрировались задачи автоматизированного проектирования новых изделий (САПР), технологической подготовки производства (АСПП), автоматизации испытаний готовых изделий и автоматизации организационного управления предприятием (АСУП). Эти системы использовали более мощное железо, в том числе импортное оборудование и являются ближайшими родственниками современных ERP-систем, наводнивших российский рынок в 90-е и 2000-е.
Большой успех автогиганта ВАЗ
Этим блоком мы особенно гордимся, поскольку теперь уже АвтоВАЗ располагается в одном городе с офисом разработки Ruli24, в Тольятти. Связан он с ними и другим образом, но об этом чуть позже.
Одно из первых полноценных и успешных внедрений АСУ прошло на Волжском автомобильном заводе имени 50-летия СССР (ВАЗ, ныне АвтоВАЗ). Оно и неудивительно – гигант такого масштаба просто не мог обойтись без автоматизации рабочих процессов.
АСУ на автозаводе решала несколько ключевых оперативных и производственных задач: оперативно-календарное планирование и контроль хода основного производства, управление сборочными конвейерами в реальном масштабе времени, технико-экономическое планирование и бухгалтерский учет, снабжение основными и вспомогательными материалами и комплектующими изделиями, учет движения персонала и расчет заработной платы, организация ремонта технологического оборудования, организация, планирование и учет производства и распределения запчастей, планирование и учет продвижения заказов вспомогательного производства, конструкторско- технологическая подготовка производства и проч. Техническое обеспечение АСУ-ВАЗ имело иерархическую структуру построения и обеспечивала технологически взаимосвязанный цикл регистрации, сбора, обработки и выдачи информации в суточном режиме.
«Железный» парк составляли 9 ЭВМ General Electric, комплекс традиционного оборудования (перфораторы – 8 единиц, контрольники – 4, расшифровки перфокарт и репродукторы – 2 единицы) и свыше 400 единиц периферийных устройств. Среднесуточное полезное время работы ЭВМ без учета времени профилактического обслуживания составляло 21,5 часов, ежедневное количество регистраций на единицу периферийного оборудования достигало 1000–1500. В системе обеспечивалась достоверность передачи информации, количество ошибочных регистраций по техническим причинам не превышало 0,1% от их общего числа. Высокая надежность функционирования комплекса АСУ-ВАЗ обеспечивалась возможностью гибкого резервирования внешних устройств и процессоров ЭВМ, что позволяло оперативно изменять конфигурации вычислительных систем с помощью периферийных и канальных переключателей.
Конечно, успех внедрения был обусловлен не только заинтересованностью руководства завода-передовика, но и рядом факторов, среди которых отдельно нужно упомянуть исключительное внимание к подготовке персонала (2680 работников завода). Были созданы проектные группы, между которыми были рационально распределены подсистемы АСУ, работа шла в соответствие с зонно-централизованным принципом технического обслуживания и ремонта средств вычислительной и периферийной техники. Обучение управленческого персонала шло в непрерывном режиме, а функциональные работники принимали активное участи в разработке АСУ.
В результате внедрения были полностью исключены операции ручного учета. Такой же успех, только несколько в меньших масштабах, был повторён на нескольких пищевых и промышленных производствах, где автоматизировалась работа поточных линий, нормативных калькуляций, плановой себестоимости и прочих расчётоёмких задач. Были и ошибочные истории, когда управление и функциональную структуру подчиняли АСУ. Впрочем, это и сегодня не редкость. Но сотрудники всех организаций, где произошло успешное внедрение, отмечали, что главным фактором всё же была заинтересованность подразделений и их помощь в проектировании и внедрении.
Рассказывает Александр Нефёдов, генеральный директор ООО “ИЛАДА” и автор xRM-системы Ruli24:
Я работал в управлении организации производства УОП АвтоВАЗа с 1977 по 1990 г. и участвовал в создании АСУ и АСУТП. В частности была создана подсистема АСУ «Качество», в которой не только учитывались дефекты и брак, но рассчитывался прогноз и план качества для всех производств и цехов завода. Кроме того, именно ВАЗ подвигнул меня на разработку единой информационной системы с единым репозиторием, т.к. в то время каждый отдел УОП занимался автоматизацией своего направления деятельности. Кто-то снабжентем, кто-то производством, кто-то сбытом и т.д. Приходилось делать очень много «мостиков» между этими подсистемами. Кроме того был большой парк ЭВМ: СМ2, СМ4, PDP 11/70, EC 1055 и пр. Наш отдел занимался и автоматизацией работ главного сборочного конвеййра и созданием систем управления участками станков с ЧПУ. В период 1998 по 2003 г. мы уже в компании ИнфоЛада делали для АвтоВАЗа АСУ «Бухгалтерия», которая эксплуатируется до сих пор. Модифицируют её уже специалисты АвтоВАЗа.
Честно говоря, я мало знаю примеров внедрения в нашей стране стандартов MRP! На ВАЗе, ОАО «ТЗТО» — работает. А где ещё? Всё, что говорят о внедрении ERP — это в лучшем случае финансовый блок, управление персоналом и логистика. Но никак не MRP и CRP.
CRP (Capacity Requirements Planning) — планирование производственных мощностей на основе прогноза спроса на продукцию и календарного плана производства. На основе имеющихся производственных мощностей, технологии производства конечной продукции рассчитывается план оптимального распределения производственных мощностей. Формируются отчеты о возможностях и слабых местах в технологическом процессе производства.
MRP (Material Requirements Planning) — планирование потребности в материалах на основе объемно-календарного плана, конструкторских спецификаций изделий. Рассчитывается потребность в материалах и комплектующих изделиях; с учётом данных о складских запасах рассчитывается план закупок сырья — материалов и комплектующих изделий.
ОГАС — ещё одна задушенная мечта
Отдельного внимания в обзоре заслуживает ОГАС (общегосударственная автоматизированная система учёта и обработки информации), задуманная А.И. Китовым, а спроектированная В.М. Глушковым. Это был грандиозный проект, работа над которым заняла более двух десятилетий и на финансирование которого было выделено больше, чем на освоение космоса и атомную энергетику вместе взятые. Стоит ли говорить о масштабах этой попытки информатизации всей советской экономики. Однако, кроме общей истории, у ОГАС была изначальная предпосылка к провалу: экстенсивное развитие (сырьевая ориентация, не в меру развитая оборонка) подводили советскую экономику, гонка вооружений её просто истощила. ОГАС могла бы дать макроэкономические показатели учёным, что пролило бы свет на кризис сложившейся хозяйственной системы.
Проект ОГАС полностью не был реализован, а в 1991 году потерял смысл – переход к рыночной экономике указал свои правила игры. Однако некоторые функциональные звенья всё же сдавались в эксплуатацию. За период с 1966 г. по июнь 1984 г. было создано 6900 АСУ различного назначения, из них более 3300 АСУ на предприятиях и около 3200 ведомственных АСУ. Строительство сети вычислительных центров стартовало в конце 1970-х гг, был построен 21 опорный ВЦ для обслуживания 2000 предприятий. Средний эффект от работы одного опорного ВЦ составил примерно 2 млн. руб. В декабре 1978 года впервые в СССР был осуществлен межмашинный обмен данными между ВЦ, расположенными в Москве, Риге, Киеве, Ташкенте и Томске.
Последняя попытка «достучаться до небес» была предпринята отчаявшимся учёным Китовым в 1985 году, в письме Горбачёву. После 1991 года всем стало не до этого и автоматизация начала обретать те формы, очевидцами которых мы с вами сегодня являемся.
Бесполезно надеяться, что всё утрясётся само собой и вычислительная техника сама постепенно перестроит структуру управления экономикой… Более чем десятилетний опыт работ в нашей стране показывает, что кроме разговоров, обещаний и отдельных, в основном, показательных задач, ничего не получается, хотя тратятся большие деньги, работает масса весьма квалифицированных специалистов. В тоже время капиталистические страны практически широко используют автоматизацию и вычислительную технику в сфере управления и все дальше уходят вперёд по сравнению с СССР.
Рыночная экономика: новые реалии автоматизации
Рыночная экономика принесла разнообразие не только на прилавки магазинов, но и в сферу разработки программного обеспечения. Бывшие разработчики военных и промышленных АСУ активно перенимали опыт зарубежных коллег и создавали свои коммерческие компании, построенные на разработке и внедрения российских систем учёта. Попробуем разобраться в основных типах корпоративных информационных систем и комплексных систем управления.
ERP Enterprise Requirements Planning (планирование потребностей предприятия) – метод для эффективного планирования всех потребностей предприятия, включая кадры и финансы. Четкого определения границ ERP нет. Часто говорят, что ERP это MRP II плюс управление финансами, управление кадрами. Иногда добавляют управление проектами и прогнозирование.
MPS master planning scheduling — объёмно — календарный план производства на основе маркетинговых данных, укрупненного плана продаж рассчитывается план производства по календарным периодам.
ERP-системы позволяют организовать замкнутый круг планирования и пытаться разрешить конфликт интересов трёх директоров: финансового директора (снижать уровень запасов), директора по производству (держать мощности загруженными), директора по продажам (снижать объём невыполненных заказов).
На рынке информационных технологий России одними из первых появились системные интеграторы предлагающие решения мировых поставщиков ERP-систем (SAP R/3, Baan, Scala, Axapta, Salesforce).
Среди разработчиков ERP систем предлагающих собственные разработки можно выделить компании «Галактика», «Парус», «1С», «Илада», «Цефей». И сегодня, в 2015 году, «Галактика», «Парус», «Цефей» предлагают сложные решения комплексной автоматизации компаний перерабатывающей и энергетической отраслей. Они нацелены на сочетание управления производством, холдинговой кооперацией, ресурсами (материальными, кадровыми) в единой интегрированной системе. О судьбе 1С читателям Хабра и так всё известно — эта система покорила российский бизнес, вооружив его адаптированной к отечественным реалиям системой учёта, множеством сопутствующих систем.
За рамками ERP систем остаются такие подсистемы, как конструкторская и технологическая подготовка производства (конструкторские спецификации изделий, маршрутные и операционные технологии), управление качеством продукцией, управление складами, управление взаимоотношениями с клиентами и поставщиками, управление бизнес процессами, электронный документооборот, регламентированная отчетность и многое другое). Поэтому, часто говорят об интегрированных информационных системах, об автоматизированных системах управления предприятием АСУП или XRM системах управления всеми взаимоотношениями.
Работая над системой Ruli24, мы собрали сводную таблицу соответствия западной и российской терминологии систем управления взаимоотношениями на предприятии. Она даёт наглядное понимание того, что у XRM находится «под капотом».
Функция | В западном варианте | В российском варианте | Модуль в «Рули24» |
---|---|---|---|
Продажи, маркетинг | CRM — customer relationship management | АСУ маркетингом и продажами (но чаще CRM) | Рули24 CRM |
Управление кадрами | HRM — human resource management | АСУ кадрами | Рули24 Персонал |
Управление складами | WMS — warehouse management system | АСУ складскими операциями | Рули24 склад |
Бюджетирование | FIM — Finans management | АСУ финансами | Рули24 Бюджет |
Приём и обработка документов | ECM — Enterprise content management | АСУ делопроизводством | Рули24 СЭД |
Логистика | SCM — supply chain management | АСУ поставками | — |
Проектирование | PM — project management | АСУ проектами | Рули24 Проект |
Производство продукции | ERP — enterprise resource рlanning | АСУ планированием и контролем хода производства | Рули24 Предприятие |
Соблюдение технологичности | MES — manufacturing execution system | АСУ техническим контролем, АСУ ТП | Рули24 Качество |
Отслеживание выполнения поставленных производственных задач | BPM — business process management | АСУ бизнес-процессами | Рули24 Процесс |
Учёт рабочего времени и заработной платы | HRM — human resource management | АСУ организацией труда и зарплатой | Рули24 Зарплата |
Бухгалтерский учёт | FIM — Finans management, также Accounting, Accountancy | АСУ бухгалтерия | Рули24 Бухгалтерия |
CRM (Customer Relationship Management), иногда почти не отделяется от SFA (SalesForce Automation). Это наиболее известный класс систем, интерес к которому не ослабевает даже в кризисное время, поскольку автоматизация малого и среднего бизнеса приносит ощутимый эффект, возникающий ввиду экономии ресурсов и сил сотрудников. Реальный спрос на CRM возник в 1998-2000 гг., когда кризис сломал все возможности ценовой конкуренции и нужно было искать методы интенсивного развития. Формально первой российской CRM является Sales Expert, однако если обратиться к истории других компаний, то все они появились на рынке одновременно и развивались синхронно — от планировщиков к полноценным CRM.
PM (Project Management). Пожалуй, один из самых востребованных типов. Системы разного уровня сложности и стоимости, нацеленные на проектное управление: проект — задача — веха. Сильно делятся по отраслям и сферам бизнеса. В отечественной практике, как правило, являются частью крупных систем остальных типов.
BPMS (Business Process Management Systems) — универсальные системы управления компанией, ориентированные на построение бизнес-процесса как автоматизированной цепочки действий. Среди отечественных и постсоветских систем можно выделить ELMA, Terrasoft, а также нашу Ruli24, в которых построение бизнес-процессов осуществляется в нотации BPMN 2.0.
И снова BPM (но уже Business Performance Management), она же Enterprise Performance Management (EPM), Strategic Enterprise Management (SEM) и Corporate Performance Management (CPM). Это системы управления эффективностью предприятия. Комплекс, объединяющий все процессы, методологии и метрики, необходимые для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями. По сути, это инструмент для финансистов и топ-менеджеров корпораций и банков: разработка стратегии на основе KPI, планирование и бюджетирование, мониторинг и контроль исполнения бюджета, анализ и регулирование в соответствие с полученными показателями.
СЭД (Система автоматизации документооборота, система электронного документооборота). Это такая же, как и предыдущие, система управления деятельностью компании, но процесс управления опирается на человеко-читаемые документы, содержащие инструкции для сотрудников организации, необходимые к исполнению. Фактически все процессы завязаны на согласованиях разного рода документов. Система может являться основой автоматизации или быть одним из инструментов. Лидером среди отечественных разработчиков (чуть меньше половины рынка) является компания «Электронные офисные системы» (ЭОС), поставляющая комплекс систем электронного документооборота разного назначения. Как правило, такие системы внедряются в компаниях с колоссальными объёмами документооборота и впечатляющим, до нескольких десятков тысяч, количеством сотрудников: банках, заводах, сотовых операторах.
История российской автоматизации бизнеса развивается гораздо менее драматично, чем АСУ в советский период. Вендоры сами решают, что, как и в какие сроки выводить на рынок — и каждая система находит своего покупателя. Работая над эти постом, мы задумались, а есть ли преемственность в этой сфере, ведь сложно отследить путь от ОГАС к любой российской КИС или АСУП, многое взято из зарубежной практики. Но преемственность всё же есть: это многочисленные научные труды, это развитая наука кибернетика, это оборонные инженеры, давшие старт отрасли в конце девяностых, это ещё сохранившееся техническое образование, выросшее из научных школ героев нашего обзора.
Говорят, что русские люди долго запрягают, но быстро ездят. В сфере АСУ Россия запрягала слишком долго. Отрасль разогналась, теперь главное — наращивать темп. И кто знает, что ещё откроет учёным и практикам изучение проекта ОГАС и 150 томов АСУ «Кунцево».