что такое синонимичные суффиксы
Морфемы синонимичные и омонимичные
Морфемы исконные и заимствованные
При диахроническом изучении словообразования с точки зрения происхождения различают морфемы исконные и заимствованные, пришедшие в русский язык в составе тех или иных слов. Это противопоставление относится и к корневым, и к аффиксальным морфемам, из последних в первую очередь к деривационным. В русском языке среди словоизменительных морфем заимствования встречаются крайне редко.
Учитывая происхождение морфем, можно в обобщенном виде так представить строение русского производного слова: 1) Рк + Ра; 2) Рк + Иа; 3) Ик + Иа; 4) Ик + Ра; где Р — русская морфема, И — иноязычная, к — корневая, а — аффиксальная.
Примеры: 1) нож-ик, бел-изн-а, вы-черн-и-ть, пере-бел-и-ть, гряз- н-ый; 2) архи-глуп-ый, анти военн ый, ультра-лев-ый. ультра-звук, контр-удар, значк-ист, звуко-фикацщ-а, хвост-ист, лист-аж; 3) жур- нал-ист, диплом-ант, анти-либераль-н-ый; 4) газет чик, пальт-ец-о.
Существуют аналогичные виды морфов как конкретных представителей морфем, т. е. имеются морфы корневые и аффиксальные, префиксальные и постфиксальные, словоизменительные и словообразовательные, приставочные и суффиксальные, исконные и заимствованные.
Особенности суффиксов и приставок
Основные виды словообразовательных морфем в русском языке, как уже говорилось, суффиксы и префиксы (приставки). Различие между ними не сводится только к различию их места в составе слова. Внешние структурные особенности лежат в основе целого ряда специфических черт суффиксов и приставок.
(бел-и-ть, син-и-ть, стар-и-ть, молод-и-ть). Ср.: На горизонте синеет лес и Это белье синить не требуется; Семенов заметно стареет и Эта шляпа его старит.
Приставки более автономны, свободны: они независимы от влияния флексий и не несут информации о грамматических свойствах слова.
2. Присоединение приставки не изменяет принадлежности слова к части речи, а присоединение суффикса может и оставить слово в пределах той же самой части речи (луна — лун-ник, артист — артист-к-а, дом — дом-ик, колхоз — колхоз-ник, переплет — переплетчик), и перевести производное слово в иную часть речи (жёлтый — желт-ок, желт-ить, бегать — бег-ун, трясти — тряс-к-ий).
Для приставок не обязательна тесная связь со словами какой-либо одной части речи. Существуют приставки, которые могут присоединяться к словам различных частей речи, сохраняя одно и то же «универсальное» значение:
раз-: раз-ухабистый, раз-веселый; рас-красавица, рас-красавчик;
пре-: пре-весёлый, пре-милый; пре-комедия;
со-: со-автор, со-гражданин, со-редактор; со-пере- живать, со-существовать; новообразования: со-стыко- ваться, со-стыковка.
4. Суффиксы и приставки по характеру выражаемых ими значений различны. Присоединение к слову приставки обычно не меняет значения слова коренным образом, а лишь добавляет к нему некоторый оттенок значения. Так, глаголы с приставками улететь, прилететь, отлететь, вылететь, подлететь обозначают те же действия, что и глагол лететь. Приставка только добавляет к их значению указание на направление движения. Глаголы отгреметь, отцвести обозначают то же действие, что и глаголы греметь, цвести, приставка от- лишь добавляет к их значению указание на прекращение действия. Наречие презабавно, прилагательные премилый, разлюбезный, сверхскоростной обозначают тот же признак, что и слова без приставок, но с оттенком большой степени его проявления.
Большая часть приставок в русском языке имеет значения, подобные тем, о которых говорилось. Поэтому приставки присоединяются преимущественно к словам, обозначающим действия (глаголы) и признаки (прилагательные и наречия). Для этих частей речи важно определение направления действия, времени его протекания, меры или степени признака.
Для имен существительных соединение с приставками менее характерно: частица — античастица, раздел — подраздел, экспресс — суперэкспресс, демократ — ультрадемократ. Однако число таких слов (сравнительно с существительными, не включающими приставок) не столь велико. В существительные, так же как в прилагательные, наречия и глаголы, приставки чаще вносят дополнительные указания на меру, степень (плут — архиплут, кубок — суперкубок) или указания временного характера (язык — праязык, родина — прародина, история — предистория, человек — дочеловек).
Суффиксы имен существительных в русском языке — самые многочисленные и разнообразные. Они классифицируют предметы действительности, как бы делят весь мир на классы: названия людей по профессии, по признаку, по действию, по месту жительства; названия невзрослых существ и т. д.
5. Суффиксы нередко вызывают изменения в строении конца основы (чередование фонем), так как на границе морфов происходит взаимоприспособление основы и суффикса, ср.: горох — горош-ек, горош-ин-а; бумага — бумаж-н-ый (см. подробнее в гл. 3) Приставки обычно не влияют на строение начала слова Таким образом, приставки ведут себя в слове как элементы формально более отъединенные, самостоятельные, чем суффиксы.
6. Обособленность приставок в составе слова поддерживается еще одной их особенностью. Они могут иметь побочное ударение в составе слова (анти-демократйч- ный, прдтиво-воздушный, прдтиво-пожарный, сд-нани- матели, внутрй-клёточный, анти-нейтралитет). Суффиксам это не свойственно. Наличие особого ударения и структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что позиционные изменения гласных, распространяющиеся на все морфемы слова, могут не затрагивать приставок. Например, приставка со- со значением совместности в безударных слогах слова может сохранять [о], не подвергаясь редукции и не изменяясь в [ъ] или [а] ‘: сонаниматель, соопекун, сдру- ководйтели.
Позиционные изменения согласных (например, ассимилятивное смягчение согласных) на стыке приставки и корня иные, чем на стыке корня и суффикса.
7. Универсальность значения приставок, близость их семантики к семантике частиц и наречий, их структурная самостоятельность в составе слова приводят к тому, что приставки в своей массе являются более продуктивными морфемами, чем суффиксы. Их употребление менее регламентируется ограничениями, связанными с семантикой основы (о понятии продуктивности см. гл. 6).
Дата добавления: 2019-01-14 ; просмотров: 3923 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Синонимия и омонимия морфов
Морфы нередко вступают в отношения синонимии и омонимии.
Синонимичные морфы – это морфы, которые имеют одно и то же значение, но различны по своему звуковому составу. Например, синонимичными являются окончания множественного числа существительных: крестьян-е, учител-я, стол-ы, сосед-и. Но в отличие от синонимов в лексике морфы-синонимы не являются взаимозаменяемыми. Синонимичными являются и суффиксы, обозначающие лицо по месту жительства: москв-ич, париж-анин, екатеринград-ец.
Омонимичные морфы – это морфы, которые имеют идентичный состав фонем, но не имеют общих семантических признаков. Так, суффикс со звуковым составом [ик] имеет три значения: лицо по признаку (стар-ик), наименование предмета по признаку (пухов-ик), оценочное уменьшительно-ласкательное значение (дом-ик) и так далее.
Выделяются и омонимичные приставки. Так, приставка за- может иметь значение завершенности действия: за-двинуть – или значение начала действия: за-петь.
Омонимия корневых морфем рассматривается в лексикологии.
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Вы также можете бесплатно пригласить специалиста по партнерским отношениям к Вам в офис
или приехать к нам в офис по адресу:
РФ, г. Москва, ул. 1-я Фрезерная, д. 2/1, стр. 1, этаж 3
помещение № IV
Переводчикам и редакторам предлагаем заполнить анкету
Для обсуждения условий сотрудничества, пожалуйста, обратитесь к нам
Многозначность, омонимия, синонимия
Многозначность, омонимия, синонимия в словообразовании
многозначность, например, многозначна приставка при- в значениях:
1) пространственной близости, смежности приморский, пришкольный
2) приближения, присоединения пригибать, приделать
3) совершения действия не в полном объеме или на ограниченный срок приоткрыть, приостановиться
4) доведения действия до конца приготовить, приискать
5) совершения действия в чьих-либо интересах приберечь, приманить
6) действия, сопутствующего другому действию пританцовывать
омонимия, например, словообразующих суффиксов
в словах, которые относятся к различным ЧР: —ин в притяжательных прилагательных
и —ин в сущ. со значением единичности; дяд-ин, мам-ин; горош-ин-а, бус-ин-а
омонимичные суффиксы существительных —к(а)
со значением женскости: румынка, москвичка
отвлеченного действия: разборка, перепечатка
уменьшительности: головка, ножка
синонимия
например, приставки сверх- и супер-, обозначающие высокую степень сверхмодный, супермодный
суффиксы -их(а) и -иц(а), обозначающие самок животных волчица и слониха
Фактически все приставки многозначны, например приставка от-имеет значения:
— удаление на небольшое расстояние (отъехать);
— отделение части от целого (отрезать);
— отделение одного предмета от другого (отсоединить);
— ответное действие (откликнуться),
— конец действия (отработать)…
Омонимичными могут быть все виды морфем. Нагляднее проявляется омонимия корней, которая непосредственно связана с лексической омонимией, например, в слове водопровод два омонимичных корня: вод- (вода), вод- (проводить); омонимичными являются корни в словах нос-ик, у-нос-ить; мед-ок, мед-ик, мед-ицина; гор-а, гор- е; кос-ить, кос-ой (в значении кривой); пар-а, пар-овой и мн. др.
Омонимия словообразующих суффиксов в словах, которые относятся к различным частям речи, например: —ин в притяжательных прилагательных (дядин, мамин) и —ин в именах существительных со значением единичности (горош-ин-а, бус-ин-а).
Примерами синонимических морфем могут быть приставки сверх- и супер-, обозначающие высокую степень (сверхмодный, супермодный), суффиксы -их(а) и -иц(а), обозначающие самок животных (волчица и слониха).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тесты на тему Омонимы и многозначные слова
Тест на тему Синонимы и антонимы
Тест на тему Синонимы
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Суффикс.
Суффикс (от лат. suffixus – приколоченный, прибитый) – значимая часть слова, которая находится в слове после корня и играет словообразующую или формообразующую роль:
Звезда – звезд-ный, столб – столб-няк;
Добрый – добрейший, читать – читал.
Как и префикс, суффикс не является обязательной частью слова.
Одно слово может иметь один или более суффиксов:
Добр-о; саб-ель-ник; образ-ова-нн-ость.
Классификация суффиксов.
Суффиксы классифицируются по значению, по функции и по форме.
По значению суффиксы могут быть:
— омонимичными – имеют разное значении при одинаковом произношении и написании:
Артист-к-а, пиантист-к-а – кроват-к-а, голов-к-а.
— синонимичными – имеют схожее значение, и различаются только сферой употребления:
— антонимичными – придают слову оттенок субъективного оценивания:
Таз-ик – таз-ище-е; руч-к-а – руч-ищ-а.
По форме суффиксы делятся на:
Нулевой суффикс – это суффикс, который не выражается звуками или буквами, но придает словам определенное грамматическое значение.
К нулевым суффиксам относятся:
По функции суффиксы бывают:
Формообразующие суффиксы – это суффиксы, с помощью которых происходит образование форм одного и того же слова:
Веселый – веселее (сравн. степень);
Смотреть – смотрел (прош. время);
Почитать – почитывать (несов. вид).
Словообразующие суффиксы – это суффиксы, которые служат для образования однокоренных слов и других частей речи:
Читать – чита-тель, техника – технич-еск-ий.
Презентация с комментариями. Урок русского языка в 4 классе «Суффиксы- омонимы и суффиксы-синонимы
Описание презентации по отдельным слайдам:
Суффиксы синонимы Суффиксы омонимы
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1227758
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В России утвердили квоты приема на целевое обучение в вузах на 2022 год
Время чтения: 3 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В России зарегистрировали вакцину от коронавируса для подростков
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России создадут единый центр по работе с трудными подростками
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.