что такое символ в интернете
Таблица символов Юникода
Популярные наборы символов
Юникод
Юникод (по-английски Unicode) — это стандарт кодирования символов. Проще говоря, это таблица соответствия текстовых знаков (цифр, букв, элементов пунктуации ) двоичным кодам. Компьютер понимает только последовательность нулей и единиц. Чтобы он знал, что именно должен отобразить на экране, необходимо присвоить каждому символу свой уникальный номер. В восьмидесятых, знаки кодировали одним байтом, то есть восемью битами (каждый бит это 0 или 1). Таким образом получалось, что одна таблица (она же кодировка или набор) может вместить только 256 знаков. Этого может не хватить даже для одного языка. Поэтому, появилось много разных кодировок, путаница с которыми часто приводила к тому, что на экране вместо читаемого текста появлялись какие-то странные кракозябры. Требовался единый стандарт, которым и стал Юникод. Самая используемая кодировка — UTF-8 (Unicode Transformation Format) для изображения символа задействует от 1 до 4 байт.
Символы
Символы в таблицах Юникода пронумерованы шестнадцатеричными числами. Например, кириллическая заглавная буква М обозначена U+041C. Это значит, что она стоит на пересечении строки 041 и столбца С. Её можно просто скопировать и потом вставить куда-либо. Чтобы не рыться в многокилометровом списке следует воспользоваться поиском. Зайдя на страницу символа, вы увидите его номер в Юникоде и способ начертания в разных шрифтах. В строку поиска можно вбить и сам знак, даже если вместо него отрисовывается квадратик, хотя бы для того, чтобы узнать, что это было. Ещё, на этом сайте есть специальные (и не специальные — случайные) наборы однотипных значков, собранные из разных разделов, для удобства их использования.
Стандарт Юникод — международный. Он включает знаки почти всех письменностей мира. В том числе и тех, которые уже не применяются. Египетские иероглифы, германские руны, письменность майя, клинопись и алфавиты древних государств. Представлены и обозначения мер и весов, нотных грамот, математических понятий.
Сам консорциум Юникода не изобретает новых символов. В таблицы добавляются те значки, которые находят своё применение в обществе. Например, знак рубля активно использовался в течении шести лет прежде чем был добавлен в Юникод. Пиктограммы эмодзи (смайлики) тоже сначала получили широкое применение в Япониии прежде чем были включены в кодировку. А вот товарные знаки, и логотипы компаний не добавляются принципиально. Даже такие распространённые как яблоко Apple или флаг Windows. На сегодняшний день, в версии 8.0 закодировано около 120 тысяч символов.
© Таблица символов Юникода, 2012–2021.
Юникод® — это зарегистрированная торговая марка консорциума Юникод в США и других странах. Этот сайт никак не связан с консорциумом Юникод. Официальный сайт Юникода располагается по адресу www.unicode.org.
Мы используем 🍪cookie, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас. Подробнее
Откуда появилась в интернете «собачка» (5 фото)
Некоторые деятели интернет-пространства называют этот символ «одним из главных поп-символов современности, сигнатом нашего общего коммуникационного пространства». Несколько высокопарно, на мой взгляд, но о всемирном признании этого символа, и как даже иногда отмечают, «канонизации» свидетельствует следующий факт.
В феврале 2004 года Международный союз электросвязи ввёл в азбуку Морзе код для символа @ (• — — • — •), для удобства передачи адресов электронной почты. Код совмещает латинские буквы А и С и отражает их совместное графическое написание.
Поиски истоков символа @ уводят нас по меньшей мере в XV век, а возможно, еще дальше, хотя лингвисты и палеографы до сих пор расходятся во мнениях по этому вопросу.
Профессор Джорджио Стабиле (Giorgio Stabile) выдвинул такую гипотезу. В документе XVI в., написанном флорентийским купцом, упоминалась «цена одной А вина» (возможно, амфоры). При этом буква А, по тогдашней традиции, была украшена завитком и выглядела как @.
Американский ученый Бертольд Уллман выдвинул предположение, что знак @ был изобретен средневековыми монахами для сокращения латинского слова «ad», которое часто употреблялось в качестве универсального слова, означающего «на», «в», «в отношении» и т.п. В том шрифте, которым пользовались монахи, буква «d» писалась с небольшим хвостиком, и это делало её немного похожей на цифру «6» в зеркальном отражении. Так предлог «ad» стал символом @.
Как бы то ни было, это новшество вскоре переняли торговцы: одним из первых, кто использовал символ вне стен монастыря, был флорентийский купец Франческо Лапи, в одном из своих писем обозначивший «собакой» амфору — стандартную в те времена меру объёма, примерно равную 26-ти л.
В испанском, португальском, французском языках название символа происходит от слова «арроба» – староиспанская мера веса, ок. 15 кг. (по другим данным 11,502 кг), которая сокращённо обозначалась на письме знаком @.
Распространением данного символа на сетевых просторах мы обязаны праотцу электронной почты Томлинсону. Именно он был тем самым человеком, который выбрал символ @.
Тут нужно немного отвлечься и просветить вас в том, чем занимался Томлинсон и почему именно его принято считать изобретателем электронной почты, а заодно и значка @, хотя на самом деле, он не делал ни того, ни другого. Компания, в которой Томлтнсон работал, примерно в конце 60-х стала участницей проекта ARPANet, компьютерной сети для министерства обороны США. Именно эта сеть и явилась предшественницей интернета. В те годы уже существовало несколько программ, которые были способны передать файл или послание от одного человека другому. Но отправителю и получателю нужно было пользоваться одним компьютером. Что касается модема, то даже самый быстрый в то время работал раз этак в 200 медленнее современного обычного, который позволяет качать информацию со скоростью 56,6 Кбит/сек.
Томлинсон как раз в то время занимался разработкой почтовой программы и созданием виртуального почтового ящика. На самом деле электронный ящик того времени был файлом, который различался от обычного только одной особенностью — пользователи не имели возможности исправить присланный текст, а только добавить что-то своё. В такой операции использовались только две программы — SNDMSG для того, чтобы отправить файл и READMAIL для того, чтобы его прочитать.
Томлинсон же написал новую программу, которая состояла из кода в 200 строк. Такая программа являла собой нечто среднее между двумя вышеупомянутыми программами и протоколом CPYNET, который был использован в ARPANet для того, чтобы отсылать файлы на удалённый компьютер. Первое экспериментальное послание Томлинсона было отправлено с одного компьютера в лаборатории на другой.
Для того, чтобы переправить файл Томлинсон затратил примерно полгода, пока не получилось от править послание на компьютер, который действительно можно было считать удалённым.
Конечно, об успехе Томлинсона знали не очень многие, только круг коллег, так как заслугу нигде не освещали.
Ну, а теперь можно вернуться к «собаке». Томлинсон использовал клавиатуру 33 Teletype. И однажды ему понадобился достаточно уникальный символ, который не использовался широко ранее. Такой символ не должен был встречаться ни в одном названии или имени и ещё он должен был разделять имя пользователя и компьютера. Должен был получиться алгоритм по типу имени – символа – места.
Кроме цифр и букв, на клавиатуре были знаки пунктуации, а также и @. Но после 1971 года модель клавиатуры претерпела изменения.
@ была наиболее простым решением такого алгоритма. Как утверждал сам Томлинсон, это был единственный вариант. Когда уже намного позднее его спросили, почему он выбрал этот конкретный значок, он ответил просто: «Я искал на клавиатуре знак, который не мог встретиться ни в одном имени и вызвать путаницу».
В 1963-м году появилась кодировка стандарта ASCII, в числе 95-ти печатных знаков которой присутствовала и «собака», а в 1973-м году члены организации «Internet Engineering Taskforce» закрепили использование знака при разделении имени и домена — эту идею в 1971-м году выдвинул программист Рэй Томлинсон.
Такой символ понадобился Томлинсону в тот период, когда он работал над созданием системы сообщений в сети Arpanet (прародительнице Internet). По сути он должен был придумать новую схему адресации, которая бы идентифицировала не только получателей, но и компьютеры, на которых находились их почтовые ящики. Для этого Томлинсону понадобился разделитель, и его, в общем-то, случайный выбор пал на знак @.
Первым сетевым адресом был tomlinson@bbn-tenexa. Массовой «собака» стала в 1996-м году, когда появился сервис «Hotmail».
Примерно год спустя после описанных выше событий Винтан Серф и Боб Кан изобрели протокол под названием TCP/IP. И об этом тоже долго упоминалось только в узких кругах.
Вообще, история Интернета довольно свежая, все исторически личности пока живы, поэтому будет справедливо упомянуть людей, которые приложили руку к созданию почты e-mail.
Один из создателей — Дуглас Энгельбарт, он сделал компьютерную мышь и создал первую систему обмена именно текстовыми сообщениями. После этого Томлинсон преподнёс её в виде конверта с полем получателя, отправителя и адреса и текстом письма. После этого программу обрабатывал Лоуренс Робертс, который придумал список писем, чтение письма выборочно и сохранение информации в отдельном файле и пересылку.
Томлинсона, надо отметить, весьма повеселила шумиха, которую развернули на 30-е электронной почты.
Несмотря на ту славу, что обрушилась на него, он производит впечатление обычного человека, хотя и посмеивается над тем, что e-mail по мнению всех остальных, появился за один день. Да и было это не 30 лет назад. История знака @ — это довольно забавная эпопея, которая связана и с первым посланием. Есть две легенды по этому поводу.
Первая версия о том, что содержалось в историческом первом письме гласила, что Томлинсон набрал QWERTYUIOP – то есть весь верхний ряд букв слева направо. По этому поводу журналисты подняли много шума. Их интересовало, что было написано, и явно ожидали чего-то многозначительного и символического. Так как Томлинсон был персоной отнюдь не публичной, он и не догадался, что мог сказать что угодно.
Он вполне честно ответил о теле письма, так как и не подозревал вовсе, что оно могло получиться историческим. Но ведь журналистам нужны изюминки, а не банальности. Поэтому не очень хотелось сообщать всем, что в письме и вовсе оказался беспорядочный набор букв. Поэтому появился QWERTYUIOP. А инженер и не думает опровергать эту версию.
И вторая версия – это то, что он написал цитату из геттисбергской речи Линкольна. Надо думать, учёный просто во всю подкалывает журналистов и ёрничает, как может. Было бы странно, если бы он на самом деле в каждом экспериментальном письме писал нечто возвышенное. Но эта версия достаточно понравилась журналистам, и они начали её повторять.
В России пользователи чаще всего называют символ «@» «собакой», из-за чего e-mail адреса, образованные от личных имен и фамилий, иногда приобретают непредвиденную окраску. Любопытно, что данный символ используют в своем творчестве как народные таланты (например, шутка: «Пропала собака, @ не предлагать»), так и официальные хохмачи – КВНщики (например, «chubajs@sveta.net»).
Но все же: почему именно «собака»? Существует несколько версий происхождения этого забавного названия.
Во-первых, значок действительно похож на свернувшуюся калачиком собачку.
Во-вторых – отрывистое звучание английского «at» немного напоминает собачий лай.
В-третьих, при изрядном воображении вы можете рассмотреть в начертаниях символа практически все буквы, входящие в слово «собака», ну разве что, за исключеним «к».
Но самой романтичной является следующая легенда: «Давным-давно, когда компьютеры были большими, а дисплеи – исключительно текстовыми, жила-была популярная игра с немудрящим названием «Adventure» («Приключение»). Смыслом ее было путешествие по созданному компьютером лабиринту в поисках сокровищ и сражения с вредоносными подземными тварями. При этом лабиринт на экране был нарисован символами «!», «+» и «-», а играющий, клады и враждебные монстры обозначались различными буквами и значками. Причем по сюжету у игрока был верный помощник – пес, которого можно было отправлять в катакомбы на разведку. И обозначался он, конечно же, значком @».
Это ли стало первопричиной общепринятого ныне названия, или, наоборот, значок был выбран потому, что уже так назывался, – об этом легенда умалчивает.
Справедливости ради надо отметить, что в России «собака» называется также собачкой, лягушкой, плюшкой, ухом, бараном и даже крякозяброй.
В других странах этот символ ассоциируется с разными предметами. Ниже приведен далеко не полный список того, как называют символ «@» в других странах.
Болгария – кльомба или маймунско а («обезьяна А»),
Нидерланды – apenstaartje («обезьяний хвостик»),
Испания – как и мера веса «arroba»,
Франция – та же мера веса «arrobase»,
Германия, Польша – обезьяний хвост, обезьянье ухо, скрепка, обезьяна,
Дания, Норвегия, Швеция – «snabel-a» – «рыло а» или слоновый хобот,
Америка, Финляндия – кошка,
Китай, Тайвань – мышонок,
в Сербии – «чокнутая A»,
во Вьетнаме – «скрюченная A»,
на Украине – «равлик» (улитка), «песик» или опять же «собака».
Как видите, у многих народов знак @ вызывает ассоциацию с уютно устроившимся зверьком, у некоторых с аппетитным штруделем или селедочным рулетом, поэтичные турки сравнили с цветком, а вот дисциплинированные японцы используют английское «attomark» без всяких поэтических сравнений.
Словарь символов: история и значение популярных графических знаков
Айдентика и реклама насыщены символами столетней, а то и тысячелетней давности. Можно ли назвать древних греков, римлян и кельтов классиками дизайна?
Сердечки, смайлы, стрелки, кресты и звёзды — это лаконичные изображения, которые ёмко передают идею, образ или действие. Но привычные нам значения символов утвердились в культуре не сразу.
Рассказываем, как появились популярные в дизайне знаки и какой смысл в них вкладывали раньше.
Сердце
Традиционно в культуре сердце было знаком любви. Благодаря простоте и исключительно позитивным ассоциациям оно прижилось в дизайне и приобрело более широкое значение заботы, одобрения и восторга. Рекламу или логотип с сердцем можно встретить в любой индустрии.
В реальности сердечная мышца человека имеет мало общего с закрепившимся символом. Форма, которую мы привыкли называть сердцем, существовала ещё до нашей эры — так обозначали листья плюща, фигового дерева, виноградной лозы и сильфия — растения, применявшегося как средство контрацепции. Нет точного ответа, почему потом этот знак стал означать любовь.
Первые примеры использования сердечка вместо рисунка реалистичного человеческого органа найдены в литературе XIII века. В дальнейшем этот символ перешёл в игральные карты и, вероятно, благодаря им приобрёл свою популярность.
Пишет о дизайне в Skillbox, а в перерывах и сама орудует графическим планшетом. Влюблена в советские шрифты, японскую рекламу и русский язык.
Смайл
Ещё один растиражированный в дизайне позитивный знак.
Смайл — сравнительно молодой символ, который придумали в середине прошлого века. Его автором считается американский дизайнер Харви Болл. Он нарисовал лаконичную жёлтую рожицу на заказ для страховой компании, в которой хотели поднять настроение сотрудникам.
Позднее появились компьютерные смайлы — эмодзи, которые вошли в культуру онлайн-общения и стали использоваться как элементы дизайна.
Стрелка
Указывает направление и ассоциируется с движением — в дизайне она может служить знаком динамичности, изменчивости, скорости.
По одной из версий, стрелки для указания направления стали использовать в Древней Греции. Изначально это были отпечатки ступней, которые размывались от дождя и ветра и начинали походить на ту форму, которая знакома нам сейчас. Но это лишь гипотеза.
А вот первые графические изображения стрелок встречаются в артефактах XVIII века: ими обозначали стороны света на компасе и течение рек на картах.
Галочка
Этим символом помечают правильные ответы или выполненные задачи. Он также прижился в айдентике и рекламе.
Галочка — очень старый символ, но о её происхождении учёные не спорят. Во времена Римской империи латинской буквой «V» сокращали слово «правда» («veritas»). Позднее при быстром письме начертание «V» становилось всё более небрежным и пришло к современной форме.
Трискелион
Число три имеет позитивные коннотации в большинстве мировых культур, а три элемента, направленные так, будто движутся по кругу, — одно из популярных графических решений в логотипах. Такие формы смотрятся гармонично и передают динамику. Они ассоциируются с развитием, движением, цикличностью и целостностью.
Подобный знак — интерпретация трискелиона, древнего символа в виде трёх лучей, выходящих из одной точки. Его в разных видах использовали многие народы: кельты, греки, этруски, японцы. Трискелион встречается в вышивках и геральдике, его наносили как орнамент на металл и камень.
Точные трактовки символа неизвестны. По разным гипотезам, это мог быть символ солнца, времени жизни (с тремя составляющими — рождение, жизненный путь и смерть), знак сочетания трёх стихий природы.
Астериск
Типографская звёздочка в тексте обычно обозначает сноску или пропущенную букву в нецензурном слове. В дизайне её тоже использовали, но не слишком активно — до последних лет. Сейчас астериск встречается во многих проектах и даже вошёл в число трендов 2021 года по версии Logolounge.
Считается, что символ впервые стали использовать во II веке в Александрии — так обозначали неясности или повторения в книгах.
Четырёхлистник
Четырёхлистный клевер — знак удачи в европейской культуре. Символически его изображают как четыре закруглённых листа, формирующих квадрат или ромб. Форму используют в украшениях, декоре, иллюстрации и дизайне.
Первые письменные упоминания о четырёхлистном клевере как символе удачи датируются XIX веком. Более ранние упоминания были только в легендах и мифах.
Считается, что у кельтов это растение символизировало четыре стороны света, его использовали в ритуалах. У индейцев четырёхлистник был предвестником удачной охоты и большого урожая, а древние египтяне дарили его новобрачным.
Крест
Это один из самых известных знаков с ярким эмоциональным прочтением. Крест можно ассоциировать с концом, запретом, зачёркнутой ошибкой. Так как часто реклама и айдентика направлены на то, чтобы зацепить зрителя и вызвать отклик, символ широко применяют в дизайне:
Крест — один из наиболее простых и древних символов. Самые ранние примеры его использования находят на артефактах неолита, но точные значения тех изображений остаются загадкой.
Позднее в Древнем Риме крест символизировал кару за преступление, в такой форме даже стали изготавливать орудия казни.
У кельтов были более позитивные значения: крест считался знаком плодородия и творческой силы, а индейцы ассоциировали с этим символом самого человека. С развитием христианства вытянутый вертикально крест приобрёл религиозный смысл. А крестиком с равными по длине диагоналями зачёркивали ошибки, и за ним закрепилось соответствующее значение.
Ещё один популярный математический символ и одна из версий креста — это знак плюс.
До XV века сложение в математике было принято обозначать буквой «р». Современный знак плюса, по всей видимости, произошёл от латинского союза «et» («и») — первую такую запись сделал астроном Николь д’Орем в XIV веке, а закрепили этот опыт немецкие алгебраисты. Они начали использовать знаки плюса и минуса в математических выражениях в XV веке. Со временем эти обозначения укоренились в науке.
Знак бесконечности
Математический символ ассоциируют с непрерывностью и стабильностью. Он встречается в логотипах и паттернах многих брендов.
Авторство приписывают английскому учёному-математику XVII века Джону Уоллису. Он написал теоретический труд о бесконечности и ввел в нём обозначение в виде перевёрнутой восьмерки. Почему он выбрал именно такое изображение, неизвестно, но символ прижился — причём не только в математике.
Косая черта благодаря дизайнерам стала не просто знаком препинания, а концептуальным символом. Она может служить для объединения или противопоставления понятий, по аналогии с использованием в тексте, или показывать принадлежность одного понятия к другому — как в ссылке веб-сайта.
Есть версия, что в ранней европейской письменности косая черта была одним из вариантов написания тире. Со времён Средневековья её использовали для тех же целей, что и запятую при перечислении равнозначных понятий, — такая функция в тексте у косой черты осталась до сих пор.
Название «слеш» не так старо, как сам символ, его стали использовать с семидесятых годов прошлого века.
Большой палец вверх
Самый распространённый жест, который используют в дизайне и иллюстрации. Он означает одобрение — например, «лайк» в соцсетях.
Также он часто встречается в рекламе.
Согласно одной из теорий, жест пришёл к нам из Древнего Рима: так зрители показывали, что хотят оставить в живых побеждённого гладиатора. По другим версиям, поднятый палец, напротив, означал смертный приговор — так что легенда не очень надёжная.
Сейчас в России и большинстве европейских государств знак трактуют позитивно. Но это не общемировое значение — в мусульманских странах и в Греции он считается оскорбительным.
Пальцы буквой V
Два поднятых расставленных пальца — ещё один жест, актуальный для индустрии рекламы.
По распространённому мнению, он произошёл от слова victoria («победа»), но эту версию оспаривают.
По альтернативной, более кровожадной, теории, впервые жест использовали во время Столетней войны в XV веке. Французы отрубали пленным два пальца, которыми натягивают тетиву лука. Когда англичане выигрывали сражение, солдаты показывали этот жест, демонстрируя, что их пальцы целы.
Жест «OK»
Очередной распространённый в маркетинговых коммуникациях жест — знак, эквивалентный выражению «ОК».
Само выражение — это аббревиатура от английского all correct: по одним версиям, безграмотная, по другим — в шутку намеренно неправильная. Сокращение вошло в моду в начале XIX века в США. Жест появился в это же время: его стали активно использовать в ходе предвыборной кампании 1836 года.
Звезда
С помощью звёздочек в массовой культуре, и в дизайне в частности, изображают сияние и блеск — их можно трактовать как знак качества, обновление или победу.
С происхождением символа всё просто: с древних времён люди рисовали звезды, которые видели на небе, в разных вариациях. С развитием культуры количество лучей приобретало символическое значение.
Например, пентаграмму использовали в Китае как знак единства пяти стихий, треугольная звезда символизирует вечность, а шестиконечная звезда Давида — еврейский религиозный символ, означающий борьбу духа и материи.
Лампа
Идея — это понятие, которое трудно изобразить. Чтобы справиться с этой задачей, придумали специальный знак — лампочку.
Мода на лампы в качестве символа озарения пошла в начале прошлого века с американского мультфильма про кота Феликса. Персонаж не говорил, поэтому его мыслительный процесс показывали предметно: над головой появлялись разные картинки, в том числе и лампа.
Этот прибор оказался удачной метафорой умной мысли — позднее решение эксплуатировали во многих мультфильмах и комиксах, а сейчас используют и в дизайне.
обложка: Абрикос Абрикосовый для Skillbox Media