что такое симфония действо

Урок музыки в 5 классе «Всю жизнь мою несу родину в душе. «

Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Цель урока: познакомить учащихся с фрагментами симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина.

Задачи урока: 1) раскрыть связь между сочинением В. Гаврилина «Перезвоны» и рассказом В.Шукшина «Слово о малой родине»;

2) помочь осознать ребятам значение колокольного звона в жизни человека;

3) развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки;

4) воспитывать музыкальную культуру учащихся, любовь к родному краю, к произведениям русских композиторов, писателей и художников.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Жанр урока: интегрированный

Вид урока: урок-размышление

Музыкально-художественный материал: 1) «Молитва» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;

2) «Вечерняя музыка» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны»;

3) звучание колокольного звона;

Организация начала урока.

Введение в тему урока.

Звучит колокольный звон.

— Какие звуки продолжили наш урок? Что вы услышали?

— Где мы можем услышать колокола? Какие жизненные ситуации связаны со звучанием колоколов? (ответы ребят)

Испокон веков повелось так, что колокольные звоны – это голос нашей Родины, символ России. Колокола звучат по-разному, рассказывая людям о тревогах и радостях, сообщая о бедствиях и праздниках. На Руси колокольным звоном встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании, пожаре, нашествии врагов, о празднике.

Представляете, какую огромную роль играли колокола для простого русского народа. Поэтому, люди всегда с большим уважением относились к колоколам.

А многие русские композиторы включали колокольные звоны в сои произведения или имитировали звон колокола.

— Давайте послушаем фрагмент музыкального произведения с имитацией колокольного звона.

Объяснение нового материала.

Слушание фрагмента «Молитвы» В.Гаврилина из симфонии-действа «Перезвоны» (начало до речитатива 2 минуты)

— Ваше впечатление об этой музыке. О чем она вам рассказала?

(Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. Может быть, к монастырю?)

— Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении? (музыка – сдержанная, сосредоточенная, уравновешенная, темп – медленный, динамика от p до f )

— Какие звуковые тембры мы слышим? (звучание колокола и хора без слов (вокализ) и а капелла)

Работа с презентацией

Учитель обращает внимание ребят на доску, где полностью написано название произведения:

В.Гаврилин. Симфония-действо «Перезвоны» («По прочтении Василия Шукшина»)

— Что в этой записи вам не понятно?

Симфония-действо – музыкальное произведение для хора, солистов и ударных инструментов с элементами театрализации.

(В этом произведении колокольный звон имитируют

инструменты симфонического оркестра, которые так и

Показ иллюстрации колоколов симфонического оркестра

Шукшин Василий Макарович – русский писатель, актер, режиссер.

— Давайте и мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя.

Чтение отрывка из рассказа В.Шукшина «Слово о малой родине»

— О чем говорит Шукшин? Что в этом рассказе могло подвигнуть Валерия Гаврилина написать свою симфонию-дейтво. Какие слова здесь самые главные? Как вы понимаете их смысл?

— А вот, что говорил сам композитор:

«Все, написанное В.Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле…»

— И Василий Шукшин, и Валерий Гаврилин в своих произведениях воссоздавали образ России, воспевали красоту русской природы.

— В симфонии «Перезвоны» есть часть, которая представляет собой музыкальную зарисовку русской природы. Давайте послушаем ее и посмотрим, какие картины природы нарисовала музыка.

Просмотр клипа на «Вечернюю музыку» Гаврилина.

— Что передает «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышна духовная сосредоточенность и светлое молитвенное состояние души?

Обобщение темы урока. Записи в тетрадях.

Домашнее задание: составить небольшой рассказ о своей малой родине.

Материал для учителя

О симфонии – действе Валерия Гаврилина «Перезвоны»

Состав исполнителей: сопрано, тенор, чтец (мужской голос), смешанный хор, гобой соло, группа ударных инструментов.

Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

На свете нет печальней повести,
Чем жить по совести.

В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе Василия Шукшина (1929—1974) «Степан Разин». Позднее он вспоминал: «. Шукшин — это явление, которое трудно переоценить. Для меня, как для работающего композитора, явление такой личности в искусстве было просто событием. Это было мне подспорьем, опорой, поддержкой в том, что можно и нужно так работать. Шукшин остается и долго будет могучей фигурой и движущей силой в нашем искусстве. »

В течение 1981—1982 годов, вдохновленный творчеством Шукшина, Гаврилин создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. «Это сочинение ближе всего по форме к мистерии. По-русски это называется действо. Такая хоровая симфония-действо. Есть элементы театрализации, элемент сюжетности. Это нечто среднее между оперой и ораторией. И вот к этому сочинению в подзаголовке я написал: «По прочтении Василия Шукшина»».

В одном из многочисленных интервью Гаврилин сказал о Шукшине: «Все написанное им предельно искренне, бескомпромиссно, полно любви к человеку и к родной земле. Об этом я приглашаю поразмышлять своих слушателей. Так и выстраивается «Действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда».

В другом интервью он сказал: ««Перезвоны» — это картина жизни человека. Есть такой эпизод в «Севастопольских рассказах Л. Толстого: солдат шел в атаку, вдруг его что-то толкнуло в плечо. Он упал, и вся его жизнь прошла перед ним. Дальше в рассказе идет описание этой жизни с подробностями и деталями. И в заключение Толстой пишет только одну фразу: «Он был убит пулей наповал». Вот этот эпизод подсказал мне идею конструкции «Перезвонов», идею калейдоскопа разных картин. Каждая часть — это отдельная картина. Обрамлено это все двумя частями, в которых музыка носит характер поступи, дороги. Это не просто циклическое произведение, здесь есть сюжет, который надо разыгрывать. «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении. этой театрализации нет».

Работа над «Перезвонами» проходила в тесном взаимодействии с постоянным соавтором Гаврилина киносценаристкой и поэтессой Альбиной Шульгиной (р. 1939). Композиция была определена с самого начала как воспоминание, музыка рождалась одновременно с текстом. Произведение сложилось из 16 частей, из которых семь — «Дудочка» — соло гобоя, имитирующего народный инструмент. «Дудочка» играет роль интермедий между сюжетно значимыми номерами. Из последних Шульгиной был написан текст №18, «Матка-река». Тексты первого раздела №2, «Смерть разбойника», и №6, «Посиделки», подлинно народные. Текст №17, «Молитвы», составлен из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Все остальные тексты написаны самим Гаврилиным с частичным использованием фрагментов русских народных, в частности, разбойничьих, песен.

Премьера «Перезвонов» состоялась 17 января 1984 года в Большом зале Ленинградской филармонии и стала крупным событием в музыкальной жизни не только города, но и страны. Появилась масса откликов. Писатель Сергей Залыгин в журнале «Смена» отмечал: «В музыке Гаврилина в одной песне, в одной пьесе, в одном действии я угадываю и Есенина, и протопопа Аввакума, и что-то еще более древнее, языческое. И современное. Но все в произведении естественно и оправдано — каждое слово, каждый жест, каждая нота. Ничего нельзя изъять и заменить. ».

В 1985 году за «Перезвоны» Гаврилин был удостоен Государственной премии СССР.

«Перезвоны» — вершина творчества Гаврилина. Это грандиозная фреска истории человека и его народа, их общей судьбы. Она складывается из самых разных номеров — массовых народных сцен, монологов героя, колоритных зарисовок народной жизни.

В симфонии – 20 номеров.

2 «Смерть разбойника» — монолог тенора соло в народном духе, с переменным метром, в свободной манере, временами переходящий в декламацию и сопровождаемый мужской группой хора.

6 «Посиделки» номер выдержан в духе лукавых лирических частушек-«страданий».

8 «Ти-ри-ри» — изящная звукопись.

14 «Скажи, скажи, голубчик»- беседа матери с сыном.

15 «Страшенная баба» — в музыке злой, агрессивный образ, поданный, однако, в сказочно-юмористическом плане, с отчетливыми отсылками к «Полету валькирий» Вагнера.

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

«Всю жизнь мою несу Родину в душе…»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведения В. А. Гаврилина «Перезвоны»;

— исследование музыкального языка В. А. Гаврилина, берущего истоки в русском национальном фольклоре;

— воплощение литературного первоисточника в вокально-хоровых произведениях Г. В. Свиридова.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

Действо – вид церковных служений, имевших театральный, сценический характер, в старину; драматическая пьеса или спектакль в русском театре XVII века.

Кантата (от лат. саntare – «петь») – вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра.

Смешанный хор – наиболее распространенный тип хора, состоящий из мужских и женских голосов. В составе смешанного хора четыре партии: сопрано и альты (женские) и тенора и басы (мужские).

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Писатель и кинорежиссёр Василий Макарович Шукшин писал: «Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько». Эти знаменитые строки можно отнести и к музыке русских композиторов. Народные мотивы вдохновили не одно поколение сочинителей.

Родственным Василию Макаровичу Шукшину по мироощущению был композитор Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.

В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля.

Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.

Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в скоморошьих потехах…

Жанр сочинения – симфония-действо – сочетает в себе очень разные черты, в нём сплетаются опера и оратория, симфония и мистерия.

Симфония (от древнегреческого – «созвучие, стройность») – музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава.

От симфонии в жанр «симфония-действо» перешла масштабность творческого замысла, глубина философского обобщения.

Оратория (лат. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Оно отличается от оперы отсутствием сценического действия, а от кантаты – большими размерами и разветвлённостью сюжета.

От оратории симфония-действо переняла номерную структуру, контраст сольных и хоровых эпизодов, от оперы – театральность и наличие сюжета, пусть и условного.

Действо – это древняя форма музыкально-поэтического театра. В русском фольклоре хорошо известна традиция «играть песню». По замыслу композитора, артисты хора должны двигаться по сцене, выражать содержание музыки жестами и мимикой.

Образ главного героя – собирательный. Показана жизнь человека, трудная дорога, а в середине – свет! «Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда», – так писал о своём сочинении сам Валерий Гаврилин.

Обратимся к музыке. Действо начинается со слов «весело на душе», но музыка отнюдь не радостная: барабанный бой, рваный ритм, многократные речитативные повторения одних и тех же слов вызывают скорее тревогу, напряжение. Так звучит фон, на котором разворачивается судьба героя, судьба народа и страны, полная невзгод.

Между частями симфонии звучит «Дудочка», соло гобоя, имитирующее рожок или жалейку. Инструмент, одушевлённый человеческим дыханием, выполняет роль рассказчика, объединяя части в единый замысел. Интонации «Дудочки» печальны и проникновенны, близки к народным плачам.

Монолог главного героя – начало части «Смерть разбойника». Голос звучит как в народных песнях – без всякого музыкального сопровождения, свободно изливающаяся мелодия исполнена грусти.

Многогранность жизни показана в контрасте трагических частей и бытовых зарисовок, где автор использует фольклорные жанры – частушки, страдания или народную кадриль. Звукоподражание, имитация инструментов, возгласы, выкрики, междометия раскрывают многогранность возможностей человеческого голоса и соответствуют народной традиции «пения под язык». Таковы части «Ерунда», «Посиделки» или «Ти-ри-ри». Мелодии их сразу же запоминаются, как будто слушал их всю жизнь.

«Вечерняя музыка» – это любование красотой мира, природы, уходящего дня, рождающее в душе светлое чувство. Здесь нет слов (это хоровой вокализ), но есть многослойная звучащая картина Руси: переклички птиц, звуки жизни, думы людские, песни, колокольный звон. Всё это сливается в единую звуковую палитру, дрожащую в воздухе.

На фоне колокольного звона и песнопения хора с закрытым ртом звучит голос чтеца, каждая фраза очень глубока и проникновенна. Церковные песнопения наводят на мысль о монастыре, но, возможно, речь идёт о «внутренней обители», о человеческой душе, которая будит совесть, стремление к красоте, доброте и правде жизни.

Георгий Свиридов стал первым в истории композитором, обратившимся к творчеству Бориса Пастернака. Поэзией этого писателя композитор восхищался с юношеских лет, но написать музыку к стихам он смог только в 1965 году, создав миниатюрный шедевр – кантату «Снег идёт» для хора и оркестра. В этом цикле композитор, будучи уже зрелым мастером, сумел минимальными средствами выразить суть поэтических строк.

Эту кантату называют «Маленький триптих», так как она состоит из трёх частей: «Снег идёт», «Душа», «Ночь». Их объединяет одна идея – отношение человека ко времени: люди совершенно не ценят время, а ведь оно так скоротечно! Один момент – это миг, и его дважды прожить нельзя.

Первая часть кантаты даёт название всему циклу, в ней композитор передаёт безостановочный ход времени. Повторяющийся многократно текст, монотонный ритм и мелодия, построенная всего на двух звуках, выражают мерное кружение падающего снега. В этот миг всё сливается: небо и земля, прошлое и будущее в едином движении, в завораживающем кружении снежинок.

Снег идёт, снег идёт.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплёт.

Снег идёт, и всё в смятеньи,

Bсё пускается в полёт, –

Черной лестницы ступени,

Снег идёт, снег идёт,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждёт.

Не оглянешься — и Святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идёт, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идёт,

Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,

Снёг идет, и всё в смятеньи:

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой инструмент исполняет интермедии «Дудочка» в хоровой симфонии-действе «Перезвоны» В. А. Гаврилина?

Варианты ответов: кларнет; фагот; гобой; флейта.

На уроке были изучены народные инструменты жалейка и рожок, которые имитируют наиболее близкий им по тембру инструмент симфонического оркестра – гобой.

Правильный ответ: гобой.

№ 2. Установите соответствия: творчество какого из авторов вдохновило композитора на написание музыкального произведения?

Варианты ответов: В. Шукшин; Владимир Мономах; Б. Пастернак; Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина; «Снег идёт» Г. Свиридова; «Перезвоны» В. Гаврилина.

На уроке был разобран материал о кантате Г. Свиридова «Снег идёт» на стихи Б. Пастернака, а также было озвучено, что симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» имеет подзаголовок «По прочтении В. Шукшина» и была написана композитором под впечатлением от рассказов писателя. Также упоминается о «Поучении Владимира Мономаха», текст которого лёг в основу эпизода «Молитва» симфонии-действа В. Гаврилина «Перезвоны».

В. Шукшин / «Перезвоны» В. Гаврилина;

Владимир Мономах / Эпизод «Молитва» из «Перезвонов» В. Гаврилина;

Источник

Что такое симфония действо

Колокольный звон. Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники

«Перезвоны» — так назвал свою симфонию-действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор Валерий Александрович Гаврилин (1939—1999). В основе этого сочинения — впечатления композитора от рассказов известного писателя, актёра и режиссёра Василия Макаровича Шукшина.

Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Семья Валерия Гаврилина жила в городе Кадников Вологодской области. Так что с ранних лет мальчик впитывал жизнь российской деревни, народный колорит.

Судьба будущего композитора складывалась трагически: во время Великой Отечественной войны, в 1942 году, погиб его отец, чуть позже он лишился матери и воспитывался в детском доме. В школьные годы мальчик пел в хоре, играл в оркестре народных инструментов и занимался на фортепиано. Потом был рекомендован к обучению в Ленинградской школе-десятилетке при консерватории. Учился будущий композитор увлечённо. Ленинградскую консерваторию он закончил по двум специальностям: сначала как музыковед-фольклорист, потом как композитор.

В студенческие годы Валерий Гаврилин неоднократно ездил в этнографические экспедиции по Русскому Северу, где изучал песенный фольклор. Благодаря этому голос стал главным и любимым инструментом композитора и раскрыл вокальную природу его дарования.

Голос – это уникальный инструмент, данный человеку самой природой, наиболее чутко и тонко выражающий мысли и чувства.

В творчестве композитора мелодия всегда первостепенна. Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля.

Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:

Когда буду умирать, в последний миг успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет. Всю жизнь мою несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько. Красота её, ясность её поднебесная, редкая на земле. Дело, наверное, в том, что даёт родина — каждому из нас — в дорогу.

А вот что говорил композитор о своём сочинении:

Всё, написанное В. Шукшиным, предельно искренне, полно любви к человеку и родной земле. Об этом я приглашаю поразмыслить своих слушателей. Так и выстраивается «действо»: начало и конец — трудная дорога. А в середине — свет. Он есть и будет в жизни всегда. И всегда будет любо выйти на простор, взглянуть, как велика и прекрасна Русская земля. И как бы ни менялся мир, есть в нём красота, совесть, надежда.

Источник

Что такое симфония действо

Влияние литературных произведений в прозе на создание

композиторской классической музыки.

1.Традиция «колокольности» в русской музыке

что такое симфония действо. 9.3%20%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-9.3%20%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0. картинка что такое симфония действо. картинка 9.3%20%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Колокольный звон. Им встречали воинов- победителей, оповещали о народном со­ брании (вече), пожаре, нашествии врагов, церковном празднике. Под звуки заливи­ стых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешествен­ ники.

Сегодня ты продолжишь знакомство с музыкальным произведением, которое сохраняет традицию колокольности в русской музыке.

что такое симфония действо. gavrilin. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-gavrilin. картинка что такое симфония действо. картинка gavrilin. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Это произведение ленинградского композитора Валерия Александровича Гаврилина (1939-1999)

симфония – действо «Перезвоны», которое написано для хора, солистов,

что такое симфония действо. 9.4.%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-9.4.%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9. картинка что такое симфония действо. картинка 9.4.%D0%B3%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B9. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

гобоя и группы ударных инструментов.

В основе этого сочинения впечатления композитора от рассказов из­ вестного писателя, актера и режиссера Ва­силия Макаровича Шукшина.

В рассказе В. Шукшина «Слово о малой родине» есть такие слова:

А вот что говорил композитор о своем со­чинении:

что такое симфония действо. %D1%85%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D1%8B. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-%D1%85%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D1%8B. картинка что такое симфония действо. картинка %D1%85%D0%BE%D1%80%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%BD%D1%8B. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Что передаёт «Вечерняя музыка»? Только ли это вечерняя тишина и покой? Или здесь ясно слышны и духовная сосредоточенность, и светлое, молитвенное состояние? Подумай и расскажи о своих впечатлениях (можно написать сочинение).

Ответь на вопрос: Как ты думаешь, можно ли это высказывание отнести к прозе Василия Шукшина?

Может ты заметишь что- то очень особенное в этой музыке?

Конечно, ты обратил внимание на то, что очень много раз повторяются одни и те же слова «Весело на душе». Какое внутренне напряжение передаётся в музыке, в её мелодии, звучащей на одной высоте.

Барабанный бой во вступлении, как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

Силы небесные, глазки твои прелестны, прекрасны.

Весело на душе, слезы соленые, кони дареные, Руки холеные, души палёные.

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе музыка?

А теперь послушай фрагмент ещё одной части симфонии- действа «Перезвоны», которая называется «Молитва». Слушать ЗДЕСЬ.

Ты обратил внимание, как тихий колоколь­ный звон в длительном вступлении звучит словно призыв, застав­ляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет. Вока­лиз низких мужских голосов как бы приводит нас к месту дей­ствия. (Может быть, в монастырь?) Искренне звучит текст мо­литвы. Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значи­ма.

• Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать?

Вслушайся в декламацию текста чтецом и вдумайся в смысл молитвы.

• Какие приемы ис­пользует композитор, создавая музыкальный образ?

что такое симфония действо. 9.%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-9.%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0. картинка что такое симфония действо. картинка 9.%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

(Голос со­листа — декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др.)

«Зачем печалишься, душа моя. »

Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне кото­рого поёт солистка, — слышен как будто плач: «Злоумышляет грешный против праведного. » На фоне скользящей вниз ме­лодии, усиливающей ощуще­ние безысходности, звучат слова: «В скорби будь утешителем, / Всемилостивец, не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня».

Ответь на вопрос: о чём рассказала тебе эта «Молитва»?

6. Контраст как основной приём развития произведения

Сопоставляя образное содержания каждой из частей симфонии-действа, можно выявить контраст как основной прием развития произведения в целом и определить сред­ства музыкальной выразительности, подчеркивающие харак­тер каждой части.

Вспомни, плавность, размеренность, распевность «Вечерней музыки» и декламационный характер «Молитвы» на фоне колокольного звона и как бы сочувствующего хорового сопровождения. А какой чёткий ритм мелодии хора «Весело на душе», казалось бы, плясового характера. Всё это создаёт впечатление, будто музыка вступает в проти­воречие с содержанием текста. А это и есть не только развитие музыки, но и развитие драматургии литературного произведения.

что такое симфония действо. %D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-%D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C. картинка что такое симфония действо. картинка %D0%A8%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%20%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

Глядя на картину И. Шишкина «Полдень» выражена любовь художника к Родине, к красо­те и богатству Русской земли. Картина также основана на контрасте. Пространство, уходящее ввысь, вширь и вглубь, захватывает своей бесконечностью. Небо, за­нимающее больше двух третей картины, рождает ощущение бескрайнего воздушного простора. Поле, лес на холме, доро­га, скорее всего ведущая к храму, который виден вдали, все говорит о единстве человека и природы, величии и цело­стности мироздания.

7. Задание 4 «Звучащие картины».

Выбери из репродукций («На Валааме» П.Джогина, «Над веч­ным покоем» И. Левитана, «Осенний сельский праздник» Б. Кустодиева),созвучные настро­ению и характеру фрагментов из симфонии-действа «Пере­звоны».

что такое симфония действо. 9.1%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B5. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-9.1%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B5. картинка что такое симфония действо. картинка 9.1%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B5. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

«На Валааме» П.Джогин

Обрати внимание на то, что каждая из картин впрямую не иллюстрирует ни один из музыкальных фрагментов. Но в тоже время можно выявить родствен­ные средства выразительности музыки и живописи.

что такое симфония действо. %D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BC. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BC. картинка что такое симфония действо. картинка %D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%20%D0%BD%D0%B0%D0%B4%20%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC%20%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B5%D0%BC. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

«Над веч­ным покоем» И. Левитан

что такое симфония действо. 9.2.%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA. что такое симфония действо фото. что такое симфония действо-9.2.%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA. картинка что такое симфония действо. картинка 9.2.%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B5%D0%B2%20%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA. Тема: «Всю жизнь мою несу родину в душе…»

«Осенний сельский праздник» Б. Кустодиев

Какие средства выразительности роднят музыку и живописные полотна: мелодия – рисунок, линия, лад – краска, тембр – колорит, форма –композиция?

Подбери литературные произведения, которые ты изучаешь на уроках литературы русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке этим картинам.

Прочитай сказку Джанни Родари (перевод с итальянского А.Коротковой).

Сто тысяч подъемных кранов поднимали эту пушку. Во­семьдесят семь железнодорожных составов везли ее на фронт. Наповал-полковник потирал от радости руки и говорил:

— Вот посмотрите: стоит моей пушке выстрелить — и все
враги от страха удерут на Луну!

Наконец великая минута наступила. Пушищу навели на врагов, а мы заткнули уши ватой. Ведь от ее адского грохо­та могли, чего доброго, лопнуть барабанные перепонки.

Наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдребезги-и-Бас­та приказал:

Покатился по всему фронту, загудел-зазвенел из конца в конец невиданный колокольный звон.

Мы тут вату долой, уши навострили, слушаем. Громыха­ет пушища, словно гром:

А в горах и долах вторит ей, гудит на все голоса сто ты­сяч и одно эхо:

— Динь-динь! Дан-дан! Дон-дон! Дон!

Закричал наповал-полковник Бомбасто Пальбасто Вдре-безги-и-Баста во второй раз:

— Огонь! Огонь, черт возьми!

Снова надавил бомбардир на стрелятель.

И опять полетел-поплыл из окопа в окоп праздничный перезвон. Будто не пушка гремит, а звенят-заливаются все колокольни нашей земли.

Тут наповал-полковник от злости принялся рвать на се­бе волосы. Рвал, рвал, пока не остался у него на голове один-единственный волосок.

Тем временем смолкло все и стало тихо. Но вот с дру­гой стороны, из-за окопов наших врагов, будто зов призыв­ный, грянул вдруг оглушительный и веселый звон:

Надо вам сказать, что вражеский главнокомандующий обербей-всех-мейстер фон Бомбах Пальбах Раздроби-вас-в-прах тоже придумал перелить все колокола своей страны в одну небывалую пушку.

— Динь! Дан! — гудела наша пушка.

Солдаты выскочили из окопов и побежали друг другу на­встречу. Бегут, а сами приплясывают.

— Мир! Мир! — кричат. — Колокола! Слышите? Колокола!
Праздник настал! Колокола звонят — знак подают! Мир!

1. Какой смысл вложил итальянский писатель Дж.Родари в звучание колокольного звона в этой сказке?

2. Какие разновидности колокольных звонов ты знаешь?

3. Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *