что такое сензитивные отношения
Сензитивность: понятие, виды, уровни
Эмоциональная сфера человека богата и разнообразна. Мы способны не только чувствовать, но и сочувствовать, не только переживать, но и сопереживать другим людям. Все это доступно каждому человеку, но есть среди нас такие личности, эмоциональная сфера которых необычайно чувствительна. Психологи их называют сензитивами. Впрочем, сензитивность в той или иной мере может присутствовать у многих, поэтому давайте разберемся, что это такое.
Сензитивность как качество личности
Это понятие происходит от латинского слова sensus – «чувство» и переводится как чувствительность. В психологии термин «сензитивность» имеет отношение к нескольким близким по сути явлениям. Их объединяет связь с повышенной восприимчивостью к внешним воздействиям.
Чувствительность эмоциональной сферы
При определении и оценке сензитивности часто возникает недопонимание из-за двойственного смысла этого термина, точнее, из-за того, что понятие «чувства» в психологии имеет два значения. Во-первых, чувства – это вид эмоциональных состояний, довольно устойчивые эмоциональные реакции человека на различные жизненные ситуации, объекты, других людей и самого себя. В этом плане сензитивность понимается как повышенная чувственность или сильные и часто неадекватные эмоциональные переживания. Они связаны с целым комплексом личностных особенностей, таких как:
Эти качества в совокупности создают образ этакого классического меланхолика Пьеро — вечно страдающего и переживающего человека. Но сензитив не только все время расстраивается из-за любой ерунды, он способен чутко реагировать и на смену настроения окружающих людей и сопереживать им. Такие люди из-за проблем своих близких нередко страдают больше, чем они сами. Сензитивы, принимая груз переживаний окружающих, становятся для друзей незаменимой «жилеткой», в которую всегда можно поплакаться.
Подобные эмоциональные нагрузки и склонность винить себя во всех бедах не проходят для сензитивов бесследно. Они чаще других страдают от неврозов, фрустраций, депрессий, у них очень ярко проявляется эффект психического выгорания.
Чувствительность сенсорной сферы
Во-вторых, понятие «чувства» в психологии употребляется для обозначения каналов восприятия сенсорной (чувственной) информации. Таких каналов пять: зрение, вкус, слух, обоняние и осязание или тактильные ощущения – те самые пять чувств. В этом плане сензитивность рассматривается как повышенная чувствительность сенсоров – органов чувств. Они включают в себя как периферический отдел, например, чувствительные нервные клетки в сетчатке глаза, так и центральный отдел – соответствующий участок головного мозга.
В психологии есть понятие «порог чувствительности». Это самая малая сила раздражителя, которая вызывает ощущение, например, едва слышный звук или почти неразличимый оттенок цвета. У всех людей порог чувствительности разный. Низкий порог – это показатель сензитивности, чувствительности к данному раздражителю. Например, хороший музыкант может уловить отличие в высоте звука, незаметное людям с обычным слухом. Среднестатистический человек может видеть до 150 оттенков цвета, а сензитивы-художники 15 тысяч. Такую сензитивность еще называют субсенсорной или подпороговой чувствительностью.
Но оба эти вида сензитивности (эмоциональная и сенсорная) очень близки, часто вызываются одними и теми же причинами и проявляются нередко вместе. Поэтому талантливые художники, музыканты, поэты часто так эмоционально чувствительны и склонны к глубоким и травмирующим переживаниям.
Сензитивность как свойство темперамента
Под темпераментом понимается комплекс устойчивых индивидуальных качеств личности, которые определены особенностями высшей нервной деятельности и накладывают отпечаток на все поведение человека. К этим особенностям в первую очередь относится сила и скорость нервных процессов, а также соотношение возбуждения и торможения. Сензитивность – одно из проявлений темперамента, связанное, с одной стороны, с чувствительностью нервной системы, а с другой – с неустойчивостью и слабостью нервных процессов. Поэтому достаточно незначительного раздражения, чтобы возникла реакция.
Четыре основных типа темперамента общеизвестны, хоть и редко встречаются в чистом виде. Так вот сензитивность, особенно высокого уровня, присуща в большей степени меланхоликам. Это самый чувствительный и одновременно самый ранимый тип.
Есть и противоположное сензитивности качество темперамента, которое называется резистентностью – это сопротивляемость, повышенная устойчивость к воздействиям, в том числе и эмоциональным. Резистентные люди встречаются чаще всего среди флегматиков и сангвиников, они не только спокойны и уравновешены, но и отличаются пробивными способностями, упрямым характером, и готовностью идти к своей цели даже по головам своих друзей. Их переживаний они просто не замечают.
Поэтому те и другие находятся слегка за пределами нормы, те и другие нуждаются в коррекции, но тяжелее жить, несомненно, сензитивам.
Виды сензитивности
Бывают крайние случаи, когда сензитивность проявляется во всех сферах жизни человека, но они встречаются нечасто. Обычно повышенная чувствительность связана с какой-то определенной областью или направлением психической деятельности. Выделяют 4 основных вида сензитивности:
Последний вид стал изучаться сравнительно недавно, когда выяснили, насколько важна сензитивность в межличностных отношениях и как она проявляется. Отсутствие хотя бы элементарной чувствительности сильно затрудняет установление контактов между людьми и служит источником конфликтов. В настоящее время выделяют 4 типа социальной сензитивности:
Из всех видов сензитивности наиболее заметное влияние на поведение и психическое состояние людей оказывают эмоциональная и социальная. Причем влияние это часто бывает прямо противоположное. Социальная чувствительность, несомненно, нужна, полезна и является хорошим инструментом для организации социального взаимодействия. Тогда как эмоциональная часто является источником проблем, в том числе психических.
Что такое сензитивные периоды
Понятие «сензитивность» связано с еще одним важным психическим явлением, на этот раз в возрастной психологии. Развитие человека – это прогрессивный процесс, он связан не только с физическим ростом и взрослением, но и с формированием новых психических функций, с овладением новыми видами и приемами деятельности. Наиболее ярко это проявляется в детстве.
Но, как заметили ученые, занимающиеся проблемами детской психологии, развитие хоть и поступательное, но неравномерное. Есть в нем периоды, когда психика ребенка наиболее чувствительна к воздействию окружающего мира и формированию тех или иных функций. Эти периоды в развитии и называются сензитивными или сенситивными.
Сензитивные периоды важны не только потому, что в это время формирование и развитие психических функций идет легче, но и потому, что отсутствие условий для развития в этот период может привести к серьезным психическим проблемам. Например, если у малыша в возрасте 1-4 лет отсутствует возможность овладения речью или с ним просто очень мало общаются, то у него, вероятнее всего, сформируется умственная отсталость. Если подросток лишен общества сверстников, у него будут серьезные проблемы в сфере коммуникации.
Сензитивность: лечить или развивать?
Подводя итоги, отмечу, что сензитивность – явление неоднозначное, как и многое в нашей психике. Чувствительность к внешним воздействиям, в том числе и эмоциональная, необходима человеку для полноценной жизни.
А если речь идет о социальной чувствительности, то от нее зависит и качество нашей личной жизни (разве возможна любовь без ощущения партнера?), и успех профессиональной деятельности, и просто общение с друзьями и близкими. Поэтому в тренинги коммуникативных навыков обязательно включают упражнения по развитию сензитивности.
Но, с другой стороны, высокая эмоциональная чувствительность разрушительна для нашей психики, она грозит депрессиями, неврозами и паническими атаками. Поэтому отнестись к такому явлению нужно серьезно. И если у вас возникают проблемы с чрезмерными эмоциональными реакциями и повышенным чувством тревожности, то лучше обратиться к хорошему психотерапевту.
Сензитивность
Сензитивность является индивидуальным качеством личности и представляет собой повышение его чувствительности. В жизни каждого человека бывают такие периоды, когда его сензитивность повышается под воздействием тех или иных факторов. Важно научиться использовать эту личностную особенность во благо.
Что такое сензитивность
В психологии сензитивностью называют повышенную впечатлительность индивида при восприятии тех или иных жизненных событий и ситуаций. Данное определение синонимично таким понятиям, как «эмоциональная чувствительность», «восприимчивость».
Сензитивная девушка
Противоположной характеристикой для сензитивности является равнодушное отношение человека к происходящему вокруг него — резистентность. В этом случае человека мало интересуют окружающие люди и события. Ему сложно выражать свои чувства. Даже в общении с близкими он проявляет эмоциональную холодность, бестактность, эгоистичность.
Резистентность
Сензитивный уровень человека определяется таким факторами, как:
Такое качество характера как сенситивность в большей степени свойственно холерикам и меланхоликам. На флегматиков и сангвиников внешние воздействия, как правило, не производят сильного впечатления.
Гиперсензитивность (слишком высокая чувствительность) приводит к повышению ситуативной и личностной тревожности.
С возрастом человек может научиться управлять этим личностным свойством, тогда уровень тревожности будет в норме. Накапливая жизненный опыт, человек развивает у себя навыки самоконтроля, учится проще относиться к тем или иным эмоциональным потрясениям.
Что такое сензитивные периоды
Сенситивные периоды – это отрезки онтогенеза, на которых личностная восприимчивость к явлениям и событиям жизни резко повышается. Это означает, что на протяжении жизни отношение человека к людям и событиям может изменяться. Этот процесс не зависит от религиозной, культурной или расовой принадлежности человека. Наступление сенситивно-значимого периода обусловлено индивидуальными особенностями личности. На основе этого утверждения в науке сформировались такие подходу к обучению и воспитанию, как индивидуально-ориентированный и личностно-центрированный.
Вопросами изучения динамики впечатлительности на разных этапах онтогенеза занимаются возрастная психология, психофизиология и педагогика. Ученые установили, что признаки выраженности у ребенка такой черты характера как сенситивность, заметны уже в возрасте 1,5 – 2 лет. Маленькие сенситивы ведут себя нерешительно, когда в дом приходят гости, закрывают лицо ладошками. В группу сверстников идут неохотно, предпочитая оставаться рядом с мамой.
Малышка-сензитив
По мнению психологов, пик сенситивности как черты характера наблюдается у юношей и девушек в период подросткового возраста. Отчасти это связано с наступлением кризиса взросления.
Результаты психолого-педагогических и психофизиологических исследований помогают специалистам помогающих профессий определить приоритетные направления в развитии личности на том или ином периоде развития.
Возраст от 0 до 5 лет считается наиболее благоприятным для становлении речевой функции у ребенка. В период от рождения до 1 года у крохи формируются предпосылки к овладению родным языком. В возрасте 2 – 3 лет дети демонстрируют высокую чувствительность к звучащей речи. Это проявляется в том, что они быстро запоминают слова, стремятся многократно повторять их, соотносить с конкретным предметом. Именно поэтому психологи говорят о том, что с такими малышами будут эффективны занятия по изучению иностранного языка.
К моменту поступления в школу дети свободно общаются на родном языке, употребляют в речи слова в правильной форме, демонстрируют базовые знания грамматики и фонетики.
Период с 6 до 10 лет – это самый благоприятный период для формирования универсальных общеучебных навыков. В этом возрасте структуры мозга пластичны, благодаря чему дети быстро усваивают новые знания, учатся с интересом. Познавательный интерес и высокая учебная мотивация создают благоприятные условия для формирования письма, счетных навыков, становления абстрактно-логического мышления младших школьников.
В 10 – 15 лет наступает оптимальное время развития самопознания личности. Именно в этот период подростки активно пробуют себя в разных видах творческой деятельности, стремясь самореализоваться и заявить о себе. Благодаря подростковой романтичности, в этот период многие дети быстро осваивают базовые принципы игры на гитаре.
Впечатлительный подросток
Юность – это сензитивный период для профессионального и личностного самоопределения человека. В это время у молодых людей и девушек завершается формирование системы жизненных ценностей и нравственных ориентиров.
Те или другие способности, умения и навыки быстрее формируются у ребенка, когда он наиболее восприимчив к специально организованным обучающим воздействиям. Если же развивающие условия в тот иди иной сензитивный период не будут созданы, велика вероятность того, что социально и личностно значимые качества индивида не смогут сформироваться в полной мере. Так, если ребенка в возрасте 1 – 3 лет лишить возможности слушать родную речь, его навыки говорения не разовьются сами собой.
Каким-либо образом повлиять на наступление сензитивного периода человек не может. Но он может научиться внимательно относиться к себе и своим потребностям. Такой подход поможет своевременно начать осваивать новые виды деятельности.
Признаки сенситивности
Признаками сенситивного человека являются:
Гиперчувствительность как черту характера не стоит путать с перевозбуждением. Сензитивный человек всегда остро реагирует на явления и события, а перевозбуждение как кратковременное состояние может наблюдаться у каждого человека в тот или иной момент жизни.
Виды сенситивности
Традиционным подходом к классификации сенситивности является теория Г. Смита, который выделял следующие виды данной индивидуальной особенности:
Причины появления
Повышение уровня чувствительности может быть обусловлено разными причинами:
Плюсы и минусы
Специалисты в области психологии и педагогики полагают, что рассматривать сензитивность как положительную или как отрицательную черту характера индивида нельзя. У этого качества есть свои плюсы и минусы.
Чтобы нейтрализовать отрицательные последствия сензитивности, человеку необходима психологическая помощь.
Как использовать сенситивность себе во благо
Гиперчувствительность не должна восприниматься человеком как отрицательная черта характера. Чтобы использовать ее себе во благо, сензитив должен помнить о своих преимуществах:
Подходящие профессии
Люди с повышенной сенситивностью испытывают трудности при работе в команде. Их эффективность в той или иной сфере труда гораздо выше, если они работают одни. Им не свойственно часто менять место работы, стремиться к быстрому продвижению по карьерной лестнице. В профессиональной сфере для них главное – это стабильность и комфортные условия труда.
Сезитивность обеспечивает успех индивиду в таких профессиях, как:
Важно! При выборе профессии сенситиву нужно исходить из условий труда. Необходимость активного взаимодействия с людьми, работа в большом коллективе, работа в экстремальных условиях быстро приведут к эмоциональному выгоранию.
Развитие сензитивности
Развитие сензитивности наиболее успешно происходит в групповой динамической форме. Для тренировки данного навыка психологами были созданы так называемые группы встреч (Т-группы). В задачи таких тренинговых групп входят:
Основными методами работы Т-группы, направленной на развитие сенситивности, являются:
Эффективными упражнениями развития сенситивности являются:
Таким образом, сензитивность – это черта характера. Конечно, в некоторых ситуациях она мешает человеку получать удовольствие от жизни, но однозначно говорить о том, что ее нужно искоренять, нельзя. Сензитивность помогает развивать такие социально значимые способности, как эмпатия, чуткость, социальное прогнозирование, интуиция.
Что такое гнев: 5 стадий гнева человека с точки зрения психологии
Сензитивность
Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями. Сензитивность выражается в таких индивидуальных чертах, как застенчивость, робость, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, резкая самокритика, склонность к продолжительным переживаниям, комплекс неполноценности.
С возрастом высокая сензитивность способна уменьшаться, поскольку человек в процессе самовоспитания может побороть в себе тревожность перед предстоящими событиями.
Уровень сензитивности обуславливается врожденными характеристиками человека (наследственностью, органическими поражениями главного мозга) или особенностями (условиями) воспитания ребенка.
В психологии понятие сензитивности используется вместе с синонимами «сенситивность» и «чувствительность». Вместе с этим бывает ещё явление «нечувствительности», оно выражается в отсутствии реакции на события, эмоции и поступки людей, оценки. Нечувствительность проявляется в полном равнодушии, отсутствии физических ощущений, бестактности и невнимании к другим.
Сензитивность в психологии
Понятие сензитивности в психологии – это переживание человеком повышенной чувствительности, ранимости и неуверенности в себе. Сензитивные люди часто жалуются, что их никто не воспринимает и не понимает. При обращении к психологу сензитивные клиенты говорят о недружелюбности окружающих в отношении к ним, отчего им трудно устанавливать коммуникативную связь. Они часто считают себя недостойными, плохими, думают, что они хуже, чем другие индивиды. Им трудно самостоятельно справляться с проблемами, поскольку они слишком скованные и застенчивые.
Понятие сензитивности касается личных особенностей и качеств индивида, оно выражается в чрезмерной чувствительности и легкой ранимости, совестливости, склонности к сомнению в поступках и сосредоточении на переживаниях. Данная чувствительность может быть постоянной характеристикой человека или проявляться время от времени.
Сензитивность, что это такое в психологии? Высокая сензитивность препятствует социальной адаптации, поскольку такой человек считает, что весь мир противостоит ему одному. Социальная сензитивность являет собой страх перед разнообразными социальными ситуациями. Люди, у которых слишком высокая социальная сензитивность, часто считают себя ущербными, поэтому боятся знакомств с новыми людьми, не решаются выступать на публике и стараются избежать любой социальной активности.
С проявлениями подобной симптоматики необходимо обращаться на консультацию к психологу. Опытный психолог проведет индивидуальную психологическую беседу, определит правильную стратегию лечения для облегчения состояния клиента с выраженной сензитивностью.
Сензитивность может быть результатом различных психических расстройств (неврозов, стрессовых состояний, органических заболеваний мозга, депрессии, тревожных расстройств, эндогенных психических расстройств).
Сензитивность может быть различной в зависимости от темперамента.
Уровень сензитивности выражается силой внешних влияний, необходимой для возникновения определенной психологической реакции. Например, определенные обстоятельства могут совсем никаких реакций не вызывать у одного человека, тем временем, как у другого они вызывают сильное возбуждение. Так, меланхолики и холерики являются более чувствительными и впечатлительными, поэтому им больше свойственна сензитивность, нежели сангвинику и флегматику, не придающим большого значения ситуациям, которые могли бы их затронуть.
Возрастная сензитивность
Возрастная сензитивность – это явление, возникающее на определенном этапе индивидуального развития и выражающее чувствительность человека к различным влияниям из внешней среды.
Возрастной сензитивностью занимается педагогика и возрастная психология. Знание сензитивных возрастных периодов помогает в развитии необходимых способностей. Так, например, в возрасте 2-3 лет ребенок способен быстро овладеть языком, значит, данный возраст является сензитивным для развития лингвистической функции. Если упустить очень важный сензитивный этап, ребенок к нему не вернется, и в дальнейшем могут возникать трудности с формированием соответствующих способностей.
Сензитивные возрастные периоды служат возможностью для ребенка приобрести желательные и необходимые умения и способности, способы поведения и знания. Только в сензитивный период можно лучшим способом легко научиться что-либо делать, по истечению этого периода, сделать это будет не так просто.
Сензитивные возрастные периоды длятся некоторое время, независимо от того успел ли индивид овладеть необходимым действием, и если его упустить, возможность уйдет и человеку будет труднее справиться с потребностью овладеть нужным действием.
Человек не способен хоть как-либо повлиять на возникновение сензитивных периодов. Главное, что родители должны знать, что они могут сделать для того, чтобы сензитивный период ребенка прошел, как можно успешнее.
Поэтому родители обязаны знать о сензитивных периодах в жизни ребенка, узнавать характерные особенности, работать над их развитием; наблюдать все проявления интенсивных стадий протекания сензитивного периода, что желательно делать для нормальной оценки развития крохи; спрогнозировать следующий сензитивный период и создать благоприятную среду для развития ребенка.
Возрастные сензитивные периоды универсальны, это значит, что независимо от религии, национальности, культурных различий – они все равно возникают в необходимое время.
Эти периоды индивидуальны, то есть точное время возникновения и продолжительность определяются биологически у каждого по-своему. Поэтому идея фронтального подхода в обучении, особенно до шести лет, является не корректной. Также разнообразные образовательные программы, кроме индивидуальных, могут не соответствовать реальному возрасту ребенка. Так, например, если ребенку пять лет, то это совсем не означает, что он по психологическим параметрам полностью соответствует данному биологическому возрасту.
Еще имеет важность такой фактор, как динамика протекания сензитивного периода, что вместе со среднестатистическими сроками не гарантируют того, что абсолютно каждый ребенок будет проходить возрастную сензитивность в таком режиме.
Как результат возникает принципиальная необходимость функциональной диагностики индивидуального развития детей (определение личных особенностей для того, чтобы в дальнейшем поработать над их развитием).
Каждый возрастной сензитивный период характеризуется пологим, медленным началом, которое иногда очень трудно обнаружить, если не знать о его приближении, не предполагать вероятность его наступления и не заниматься с ребенком, делая упор на зону его ближайшего развития; точкой максимума (этапом самой высокой интенсивности), которую легче всего наблюдать. Также для сензитивного периода характерен пологий спад интенсивности.
Возрастные сензитивные периоды совершаются примерно в одно время, но могут иметь высокую интенсивность в разные этапы.
Тренинг сензитивности
Тренинг сензитивности или как его ещё называют тренинг межличностной чувствительности возник на основании практики Т-групп. Психолог Карл Роджерс выделил два основных типа групповой работы – это «группы для организационного развития» и «тренинг сензитивности».
Тренинг сензитивности называют «группами встреч».
Тренинг сензитивности являет собой групповой динамический тренинг. Понятие сензитивности включает качество способности прогнозировать эмоции, мысли и действия другого человека, умения воспринимать, осознавать и запоминать социально-психологические особенности других индивидов или целых групп, на этом основании предсказывать поведение и деятельность.
В этом контексте психолог Г. Смит выделяет несколько видов сензитивности:
— наблюдательская (способность наблюдать и запоминать, как выглядел человек и что он говорил);
— теоретическая (применение разных теорий для интерпретации поведения, мыслей и чувств людей);
— номотетическая (понимание типичного индивида, как представителя определенной группы и использование этого знания в прогнозировании поведения людей, которые являются частью этой группы);
— идеографическая сензитивность (понимание и восприятие своеобразия поведения любого человека).
Основным заданием тренинга сензитивности является совершенствование способностей человека к восприятию и пониманию других людей. Еще выделяют два вида целей: непосредственные цели и высокоорганизованные.
— повышение самосознания участников в связи с приобретением знаний о том, как остальные воспринимают поведения других;
— рост восприимчивости к групповому процессу, к действиям других, которые связанны с восприятием коммуникативных стимулов, воспринимающихся от других;
— восприятие условий, осложняющих или облегчающих функционирование группы;
— формирование диагностических умений в сфере межличностного общения;
— развитие умений успешного включения в межгрупповые и внутригрупповые ситуации.
— вырабатывание у человека умения исследовать свою роль и экспериментировать с ней;
— развитие аутентичности межличностных отношений;
— расширение знаний о других людях;
— формирование способности сотрудничества с окружающими.
Задачи тренинга сензитивности:
— развитие различных поведенческих навыков;
— повышение понимания между участниками группы и самопонимания;
— чувственное осознание групповых процессов;
— обучение и тренинг возможностей, увеличивающих социальную компетентность.
В общем, главные цели тренинга сензитивности определяются, как повышение восприимчивости к групповым явлениям, усиление восприятия групповых процессов; понимание собственной жизни и внутренней жизнедеятельности других личностей; формирование восприимчивости к своим социальным ролям и чужим, к их позициям и установкам; вырабатывание искренности, открытости и спонтанности реакций.
Вышеперечисленные цели тренинга сензитивности осуществляются через межличностное взаимодействие и взаимоотношения, с помощью анализа группового процесса, таких его составляющих, как групповые цели, нормы, роли, структуры группы, проблему лидерства, конфликты, напряжение и другие. В таком отношении тренинг сензитивности является похожим на методы групповой психотерапии, но в отличие от неё ориентируется на событие «здесь и сейчас», исследование групповых процессов, поведения человека в коллективе, его влияния на других.
Тренинг сензитивности очень часто применяется при подготовке в обучении специалистов психотерапии: в частности групповых психотерапевтов. Благодаря этим тренингам у будущих психотерапевтов вырабатывается чувствительность к групповым явлениям, вырабатывается умение адекватно оценивать установки, отношения, психологические проблемы и конфликты индивидов, основываясь на межличностном взаимодействии, улучшается понимание собственной личности, установок, потребностей и мотиваций.
Тренинг сензитивности будущих психотерапевтов направлен на решение определенных заданий с целью лучшей чувствительности к групповым явлениям или установления более глубокого самопонимания и на реализацию в занятиях широких возможностей, предоставленных в форме тренинга.
В тренинге сензитивности используются психотехнические упражнения и различные ролевые игры, они разделяются на три вида. Первый составляют упражнения, которые воздействуют на целую группу и на каждого её участника, они ориентированы на организацию работоспособности в начале занятий и её поддержания на протяжении всего дня.
Второй вид – это упражнения и игры направлены на установление контакта между участниками, осознание и восприятие эмоциональных состояний участников группы, на развитие наблюдательности, способности понимания свойств, качеств, состояний и отношений между людьми и группами.
И третий вид составляют упражнения и игры на приобретение обратной связи. Именно здесь вырабатывается прочная связь между участниками. Независимо от типа тренинга работа начинается с создания работоспособности, целью которой является организация групповой атмосферы.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»