что такое сенсорные воздействия

Что такое сенсорные воздействия

Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Все сенсорные системы состоят из периферических рецепторов, проводящих путей и переключательных ядер, первичных проекционных областей коры и вторичной сенсорной коры. Сенсорные системы организованы иерархически, т. е. включают несколько уровней последовательной переработки информации. Низший уровень такой переработки обеспечивают первичные сенсорные нейроны, которые расположены в специализированных органах чувств или в чувствительных ганглиях и предназначены для проведения возбуждения от периферических рецепторов в центральную нервную систему. Периферические рецепторы — это чувствительные высокоспециализированные образования, способные воспринять, трансформировать и передать энергию внешнего стимула первичным сенсорным нейронам.

Центральные отростки первичных сенсорных нейронов оканчиваются в головном или спинном мозге на нейронах второго порядка, тела которых расположены в переключательном ядре. В нем имеются не только возбуждающие, но и тормозные нейроны, участвующие в переработке передаваемой информации. Представляя более высокий иерархический уровень, нейроны переключательного ядра могут регулировать передачу информации путем усиления одних и торможения или подавления других сигналов. Аксоны нейронов второго порядка образуют проводящие пути к следующему переключательному ядру, общее число которых обусловлено специфическими особенностями разных сенсорных систем. Окончательная переработка информации о действующем стимуле происходит в сенсорных областях коры.

Сенсорные системы человека обеспечивают:
1) формирование ощущений и восприятие действующих стимулов;
2) контроль произвольных движений;
3) контроль деятельности внутренних органов;
4) необходимый для бодрствования человека уровень активности мозга.

что такое сенсорные воздействия. 626. что такое сенсорные воздействия фото. что такое сенсорные воздействия-626. картинка что такое сенсорные воздействия. картинка 626. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Ощущение представляет собой субъективную чувственную реакцию на действующий сенсорный стимул (например, ощущение света, тепла или холода, прикосновения и т. п.). Однородные сенсорные стимулы активируют одну из сенсорных систем и вызывают субъективно одинаковые ощущения, совокупность которых обозначается термином модальность. Самостоятельными модальностями являются осязание, зрение, слух, обоняние, вкус, чувство холода или тепла, боли, вибрации, ощущение положения конечностей и мышечной нагрузки. Внутри модальностей могут существовать разные качества, или субмодальности; например, во вкусовой модальности различают сладкий, соленый, кислый и горький вкус. На основе совокупности ощущений формируется чувственное восприятие, т. е. осмысление ощущений и готовность их описать. Восприятие не является простым отражением действующего стимула, оно зависит от распределения внимания в момент его действия, памяти о прошлом сенсорном опыте и субъективного отношения к происходящему, выражающегося в эмоциональных переживаниях.

Сенсорное восприятие включает следующие этапы:
1) действие раздражителя на периферические рецепторы;
2) преобразование энергии стимула в электрические сигналы — потенциалы действия, возникающие в первичном сенсорном нейроне;
3) последующую переработку передаваемых сигналов на всех иерархических уровнях сенсорной системы;
4) возникновение субъективной реакции на раздражитель, представляющей собой восприятие или внутреннее представительство действующего стимула в виде образов или словесных символов.

Указанная последовательность соблюдается во всех сенсорных системах, отражая иерархический принцип их организации.

Источник

Родителям о сенсорной интеграции

Консультация составлена учителем-дефектологом Щербининой О.В.

что такое сенсорные воздействия. roditelyam o sensornoj integratsii 01. что такое сенсорные воздействия фото. что такое сенсорные воздействия-roditelyam o sensornoj integratsii 01. картинка что такое сенсорные воздействия. картинка roditelyam o sensornoj integratsii 01. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Сенсорная интеграция

что такое сенсорные воздействия. roditelyam o sensornoj integratsii 02. что такое сенсорные воздействия фото. что такое сенсорные воздействия-roditelyam o sensornoj integratsii 02. картинка что такое сенсорные воздействия. картинка roditelyam o sensornoj integratsii 02. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Нарушение сенсорной интеграции — так называется нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления на капризы ребенка. Закрывает уши руками в шумном месте? Не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики? Боится ходить по ступенькам, убегает от запаха сырой рыбы, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Да это вы избаловали ребенка, строже надо воспитывать! Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию», на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.

Сенсорные системы нашего тела, их развитие и нарушения работы

Нервная система как электрическая цепь: для полноценной работы необходимо, чтобы все датчики и проводники работали с одинаковой эффективностью. Если какой-то провод не выдерживает положенного напряжения или, наоборот, отличается повышенной сопротивляемостью, цепь работает в неоптимальном режиме и может «замыкать». То же происходит и с нервной системой нашего организма. Сенсорные импульсы передаются от внешних и внутренних органов к мозгу ежесекундно еще до момента появления на свет, а после рождения их количество возрастает на порядки.

Если малыш рождается здоровым, растет в условиях богатой сенсорной среды — его часто берут на руки, разговаривают, предлагают потрогать и потянуть в рот различные на ощупь предметы, помогают двигаться — то, как правило, проблем в развитии моторных навыков, речи и поведении не возникает.

У детей с дисфункцией сенсорной интеграции обрабатывается ненадлежащим образом. Одни перевозбуждается от сенсорных стимулов, другие постоянно находятся в их поиске или избегают их. Очень важно как можно раньше выявить симптомы дисфункции сенсорной интеграции, что является залогом успеха проведения вмешательства и предупреждения вторичных, сопутствующих проблем развития: такие, как проблемы поведения, внимания, проблемы эмоционального плана, социального взаимодействия, проблемы с самоконтролем — плохое настроение или вспышки агрессии, неуверенность в себе, низкая самооценка.

Легко ли концентрировать внимание на словах учителя, если птицы за окном щебечут, кажется, прямо в ухо, одежда раздражает, или хочется спрятаться под парту от света люминесцентных ламп? Взрослые люди, осознающие свои предпочтения, могут корректировать ситуацию. У детей же все моментально сказывается на поведении. Однако ни для одного взрослого не секрет, что дети могут также и не хотеть есть конкретно этот суп, а шерстяной свитер не любить, потому что он не розовый. Как же отличить нарушения от сиюминутных капризов и предпочтений? При не ярко выраженных нарушениях это довольно тонкий вопрос, который лучше доверить специалистам. Весь организм, и нервная система развиваются в процессе взросления. Нелюбимые супы становятся вполне съедобными, когда тело требует больше пищи, и механизмы передачи сенсорной информации также постепенно начинают работать лучше, иногда полностью, чаще не вполне эффективно, но «терпимо».

Признаки нарушения сенсорной интеграции.

По данным исследователей, каждый 6-ой ребенок не капризничает, а имеет значительное нарушение, мешающее полноценно развиваться. Как они это выясняют?

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь родители и могут преувеличивать либо, наоборот, недооценивать проблему. Многие дети имеют симптомы не одного, а нескольких подтипов сенсорных нарушений. В одной системе, например, тактильной, ребенок может быть гиперчувствительным, в проприоцептивной –малочувствительным, а в вестибулярной иметь сенсорный поиск, так называемое комбинаторное расстройство. Но паттерны, подтипы и степень сенсорных нарушений может выявить только специалист (эрготерапевт, психолог, специальный психолог, логопед, логопед-дефектолог, нейропсихолог, клинический психолог, физиотерапевт, специалист АФК, ЛФК), прошедший специальный обучающий курс по сенсорной интеграции. Для выявления симптомов дисфункции требуется проведение тщательного обследования, тестирования и профессиональной подготовки специалиста, проводящего диагностику.

Занятия сенсорной интеграцией

В зависимости от результатов диагностики подбирается комплекс сенсорных секвенций — упражнений, помогающих улучшить восприятие, передачу и обработку информации. Несмотря на необычное название — секвенции — сами упражнения таковы, что дети воспринимают все в виде игры. Привычные бассейны с шариками, гамаки и качалки дополняются необычными приспособлениями, и ко всему есть свои цели движения. В бассейне нужно найти и собрать предметы, качаясь в гамачке, необходимо умудриться переложить игрушку из одной коробки в другую, стоя на балансире — выучить стихотворение… Все это призвано восполнить отсутствие тех навыков, которые дети в силу особенностей развития недополучили в сенситивный период. Снижение чувствительности к раздражителям или, наоборот, насыщение сенсорного голода помогают восстановить равновесие и не тратить силы и энергию на защиту от воздействия окружающей среды. А значит — развиваться быстрее, активнее и гармоничнее.

что такое сенсорные воздействия. roditelyam o sensornoj integratsii 03. что такое сенсорные воздействия фото. что такое сенсорные воздействия-roditelyam o sensornoj integratsii 03. картинка что такое сенсорные воздействия. картинка roditelyam o sensornoj integratsii 03. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

что такое сенсорные воздействия. roditelyam o sensornoj integratsii 04. что такое сенсорные воздействия фото. что такое сенсорные воздействия-roditelyam o sensornoj integratsii 04. картинка что такое сенсорные воздействия. картинка roditelyam o sensornoj integratsii 04. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

что такое сенсорные воздействия. roditelyam o sensornoj integratsii 05. что такое сенсорные воздействия фото. что такое сенсорные воздействия-roditelyam o sensornoj integratsii 05. картинка что такое сенсорные воздействия. картинка roditelyam o sensornoj integratsii 05. Сенсорные системы человека являются частью его нервной системы, способной воспринимать внешнюю для мозга информацию, передавать ее в мозг и анализировать. Получение информации от окружающей среды и собственного тела является обязательным и необходимым условием существования человека. Термин «сенсорные (лат. sensus — чувство) системы» сменил название «органы чувств», сохранившееся только для обозначения анатомически обособленных периферических отделов некоторых сенсорных систем (как, например, глаз или ухо). В отечественной литературе в качестве синонима сенсорной системы применяется предложенное И. П. Павловым понятие «анализатор», указывающее на функцию сенсорной системы.

Терапевтическое вмешательство, основанное на принципах сенсорной интеграции, предоставляет взаимодействие с ребенком и побуждение его к деятельности и активности, которые носят естественный характер. Удовольствие от движения во время терапевтического занятия помогает мотивировать ребенка и способствует обработке сенсорной информации. Задача вмешательства не только стимулировать адекватную реакцию на ощущения, но и на взаимоотношение с людьми, как взрослыми, так и детьми. Терапевтическое вмешательство должно включать в себя усиленные вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения, которые имеют практическое значение для улучшения обработки ощущений ЦНС. На занятии специалист может предложить ребенку бинтование эластичным бинтом конечностей и тела для улучшения проприоцептивных ощущений, утяжелители и прижимание («Сэндвич»), работу с вибромассажерами и совершение «тяжелой работы»(преодоление препятствий) для этой же цели.

Развитию вестибулярного аппарата способствуют упражнения на качелях, батуте, гимнастическом мяче и балансирах. Тактильную чувствительность балансируют с помощью упражнений с различными сенсорными материалами (крупы, краски, пластилин, тесто, пена для бритья и мыльная и т.п.)

Сенсорная интеграционная терапия дома

Идеи для вестибулярной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— поощряйте занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.

При высокой сенсорной чувствительности.

— разделяйте деятельность на маленькие шаги, используйте визуальные подсказки для обозначения финишной линии (напр. цветной скотч) или поощрения.

Идеи для проприоцептивной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— размещайте мебель у стены комнаты, чтобы сделать передвижение по комнате проще

— обозначайте границы передвижения с помощью яркого скотча на полу

— прививайте правило «вытянутой руки».

-Используйте вибромассажеры, вибрирующие игрушки, бинтование, утяжеленные одеяла.

При высокой сенсорной чувствительности.

Все виды занятий для развития мелкой моторики, любой вид рукоделия,бисероплетение,рисование и раскрашивание.

Идеи для развития органов восприятия внешних стимулов
Идеи для обонятельной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов

При высокой сенсорной чувствительности.

— использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей

Идеи для зрительной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

— увеличивайте применение визуальной стимуляции, использование ярких, мигающих игрушек.

— сопровождайте любые действия визуальными подсказками: предметами,карточками,игрушками.

При высокой сенсорной чувствительности.

— избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы

— создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам

— используйте непроницаемые шторы

Идеи для слуховой системы

При низкой сенсорной чувствительности.

Музыкальная терапия. Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.

При высокой сенсорной чувствительности.

— закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки

— готовьте ребёнка к тому, что придётся посетить шумное или людное место

— создание огороженного рабочего места

Идеи для тактильной системы

При низкой сенсорной чувствительности.

При высокой сенсорной чувствительности.

— всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди

— помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими

— постепенно знакомьте ребёнка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами

— учите ребёнка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье).

Некоторые виды сенсорных нарушений, их причины и примерные способы преодоления этих проблем.

— Слишком разборчивый едок – гиперчувствительность к вкусу или текстуре еды, возможно, неспособность чувствовать еду во рту – постепенное знакомство с ощущениями от разной текстуры во рту, например, фланель, зубная щетка, еда; используйте маленькие порции, меняйте текстуру еды. Поощряйте занятия, в которых участвует рот, например, свистки, мыльные пузыри, рисование соломинкой.

— Жуёт все подряд, включая одежду и предметы – возможно, находит это расслабляющим, получает удовольствие от тактильных ощущений – соломинки, жевательные кольца без латекса, твердые жевательные резинки (охлажденные в холодильнике).

— Отказывается носить определённую одежду – не нравится определенная структура или давление на кожу, выворачивает одежду наизнанку, чтобы избежать швов – удалите любые ярлыки или наклейки, позволяйте носить только ту одежду, в которой он чувствует себя комфортно.

— Трудности с засыпанием – возможно, трудно отгородится от ощущений, особенно зрительных и слуховых – используете непросвечивающие шторы, позвольте ребенку слушать музыку для блокировки внешних звуков, используйте тяжелые одеяла.

— Не может сосредоточиться в классе – возможно, слишком много сенсорных ощущений: слишком шумно (разговоры, звонок, скрип стульев о пол), много визуальных стимулов (люди, картины на стенах), может быть трудно держать карандаш или ручку (слишком твердое/холодное) – отсадите ребенка подальше от дверей и окон, используйте мебель для создания зоны, свободной от отвлекающих стимулов или, если возможно, индивидуальное рабочее место, попробуйте различные текстуры, чтобы сделать карандаш или ручку более комфортабельными.

Источник

Полисенсорное воздействие на организм в сенсорной комнате

Детская психоневрологическая больница №18, г. Москва

Д.м.н., Сологубов Е.Г., к.м.н. Кожевникова В.Т.

Мысль о создании немедикаментозных методов релаксации — сня­тия нервного и мышечного напряжения и восстановления работоспо­собности занимает многих исследователей. Важность этого направле­ния состоит втом, что мозг и центральная нервная система определяют развитие сердечно-сосудистых, неврологических, психических заболе­ваний.

Под влиянием на человека длительных или патологических раздра­жителей — стресс-факторов (травм, ожогов, эмоциональных воздейст­вий и других) возникает состояние, приводящее к напряжению адапта­ционных механизмов организма — адаптационный синдром, который проходит три стадии — мобилизации исходных сил организма, резистентности и стадию истощения. При функциональной слабости адап­тивных механизмов стадия истощения приводит к тому, что адаптаци­онный синдром приобретает патогенный характер с нарушением меха­низмов гомеостаза, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма. Исходом стресс-реакций может быть возврат к первона­чальному состоянию организма или возникновению болезни.

К примеру, общеизвестным является тот факт, что отрицательные эмоции характеризуются длительным последействием и суммацией, способностью переходить в форму так называемого застойного эмо­ционального возбуждения, которое может сохраняться в центральной нервной системе даже после устранения соответствующей ситуации. При наличии слабого звена в организме оно оказывает патогенное Сияние на функции головного мозга, способствует снижению сопро­тивляемости организма, нарушениям обмена веществ, возникнове­нию заболеваний сердца, сосудов, так называемых психосоматичес­ких болезней.

Повышение устойчивости к стрессогенным раздражениям может быть достигнуто мероприятиями «поведенческой медицины», согласно которой используются нелекарственные методы лечения. Учеными до­казано, что мощным антистрессорным фактором являются положи­тельные эмоции. В связи с этим специалисты считают, что профилакти­ка и лечение патологических последствий психо-эмоциональных стрес­сов должны проводиться с учетом так называемого «золотого правила нормы»: периоды эмоционального напряжения у человека даже в самых острых ситуациях не опасны для здоровья, если они завершаются периода­ми активного отдыха, расслабления, сопровождаются положительными эмоциональными ощущениями.

Именно этим требованиям отвечают сеансы в Сенсорной комнате — они сопровождаются релаксирующей музыкой и ароматерапией, рас­слаблением на водяной кровати и плаванием в «сухом бассейне». Одна­ко первые и наиболее эмоционально окрашенные впечатления произ­водят неподвижные или медленно передвигающиеся световые и цвето­вые эффекты, переливающиеся «фонтаны» и «водопады». Это тем более важно, поскольку среди различных органов чувств наиболее ответст­венная роль в процессе познания принадлежит органу зрения, через ко­торый мы воспринимаем до 90% информации из окружающего нас ми­ра. По образному выражению одного видного физиолога, глаз является частью головного мозга, вынесенной на периферию для контакта с внешней средой.

Несколько десятков лет назад создатель известного атласа цветов Б.Е.Рабкин предлагал с целью увеличения освещенности и снижения зрительного и общего утомления человека использовать хроматичес­кие цвета при оформлении рабочих мест на предприятиях и окраске зданий, особенно в северных городах. Он писал: «Важнейший принцип цветового оформления — во что бы то ни стало избегать монотонности в окраске». Исследования показали, что окраска рабочих мест в раци­ональные цвета (светло-голубой, голубой, оранжевый и желто-оранже­вый цвета) способствует уменьшению зрительного и нервного напря­жения рабочих и сокращению числа несчастных случаев и невыходов на работу.

В Сенсорной комнате (SNOESELEN) созданы условия для получе­ния положительных эмоций и приятных ощущений: мягкие, светлых тонов покрытия её стен и пола создают ощущение комфорта; пациент имеет возможность принять удобное положение на насыпных сидени­ях, теплом водяном матрасе с подогревом, повторяющем форму поверх­ности тела или в «сухом бассейне» — сыпучей среде, позволяющей принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мы­шечного тонуса туловища и конечностей данного пациента и способст­вует расслаблению.

Медленно передвигающиеся неяркие световые и цветовые эффекты и релаксирующая музыка, созданная композиторами разных стран ми­ра, ароматические масла, имеющие разное назначение, различные так­тильные и вестибулярные ощущения — вот далеко не полный перечень адекватных и необходимых каждому организму ощущений, которые по­лучает пациент в Сенсорной комнате.

На специальных панелях с разноцветными мерцающими огонька­ми, привлекающими внимание, размещены предметы различной фор­мы, изготовленные из разных по фактуре материалов — ткани, дерева, пластмассы и др. Ощупывая их, пациенты с нарушением функции верх­них конечностей учатся различать ощущения: теплый — холодный, мягкий — жесткий. Активно используя для изучения орган зрения, они тем самым развивают зрительно-моторную координацию, тактильную чувствительность кончиков пальцев, осваивают различные виды захва­тов кистью. Передвигаясь по мягким матам, являющимся неустойчивой поверхностью, развивают реакции равновесия, а повороты и вращения в «сухом бассейне», сопровождающиеся возникновением различного рода ускорений, способствуют тренировке вестибулярного аппарата — органа равновесия.

В освоении новых ощущений принимают участие пациенты со сни­женным зрением, слухом, ограничением функции верхних конечностей и даже те, у кого лишь в слабой степени сохранны движения рук, кисти или ног. Они используют специально созданные так называемые Пере­ключающие системы, реагирующие на прикосновение пальца, ладони, сотрясение или вибрацию. Переключающие системы, используемые в условиях Сенсорной комнаты, функционируют по принципу приборов с биологической обратной связью.

Как установлено английскими учеными «оккупация мозга» сенсор­ными стимулами, наступающая после 15-20 минут пребывания в Сен­сорной комнате, способствует достижению состояния релаксации (рас­слабления), на фоне которой нормализуются многие функции челове­ческого организма.

В связи с этим возможности, открываемые Сенсорной комнатой, привлекают внимание специалистов различного профиля — педагогов и воспитателей, логопедов и психологов, работающих как с детьми, так и с взрослыми пациентами и здоровыми людьми, работающими в слож­ных условиях и чрезвычайных ситуациях.

Состояние расслабления, достигаемое в Сенсорной комнате, явля­ется, с одной стороны, благоприятным фоном для психотерапевтичес­кой, логопедической и другой коррекционной работы с пациентом, а, с другой стороны, различного назначения панели и другие приспособле­ния и эффекты комнаты привлекают внимание пациента, возбуждают его интерес и стимулируют подвижность и исследовательский подход.

Как показывает опыт лечения патологических состояний у детей, объединяемых по доминирующему признаку — патологии в эмоцио­нально-волевой сфере и в области характера, на первом месте стоят ме­дико-педагогические мероприятия. Как правило, такие патологические проявления, как склонность к разрушительным действиям, резкие не­мотивированные колебания настроения, или, наоборот, застенчивость и робость, ранимость, часто двигательная неловкость и повышенная обидчивость ребенка являются следствием гипоопеки и безнадзорнос­ти, черствости и даже жестокости окружающих. Поэтому важное значе­ние имеет изъятие пациента из неблагоприятных микросоциальных ус­ловий, травмирующих психику и предрасполагающих к формированию и закреплению неправильных психопатических реакций ребенка или подростка.

Пребывание в новой, особой среде обитания — Сенсорной комнате с обилием положительных стимулов, эмоций, красочной и травмобезопасной, создающей условия для преобладания процессов торможения в центральной нервной системе, является благоприятным фоном для ра­боты с этими детьми многих специалистов — психологов, педагогов, логопедов и других.

Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие взрослых, в сочетании с мощным положительным эмоциональным влиянием эф­фектов Сенсорной комнаты способствует созданию у таких детей ощу­щения защищенности, спокойной уверенности в себе. С одной сторо­ны, создаются условия для тренировки процессов торможения, необхо­димых при повышенной возбудимости и агрессивности, а, с другой стороны, внимание ребенка привлекается различными вращающими­ся, изменяющими цвет панелями и приспособлениями для изучения. Ими активно осваиваются новые ощущения, что стимулирует познава­тельную деятельность детей и мотивацию.

Как показывает опыт работы нашей больницы, использующей Сен­сорную комнату более 5 лет, можно сделать предварительные выводы о том, что богатство положительных эмоций в условиях Сенсорной ком­наты способствует развитию внутренних резервов у детей с ограничен­ными возможностями и формированию у них новых ценностных понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общать­ся, делиться впечатлениями. Клинические данные и наблюдения за де­тьми, которым в комплексе реабилитационных мероприятий использо­валась Сенсорная комната, позволяют сделать предварительные выво­ды о её выраженном положительном воздействии, однако этот предмет требует углубленного изучения и научного подтверждения.

Очарование «живой сказки», создающей радостное настроение в со­четании с набором благоприятных воздействий на организм человека делают Сенсорную комнату незаменимой при множестве состояний как средства оздоровления и профилактики ухудшения состояния здо­ровья людей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *