что такое сенсорная депривация в психологии
Необъятные страдания: как дефицит «обнимашек» ведет к одиночеству
Что такое сенсорная депривация
Вот краткое объяснение этого термина — ваши органы чувств ограждаются от физического контакта. Это может быть повязка на глаза, чтобы блокировать свет, или беруши, чтобы создавать тишину. Более продвинутые методы включают ограничение обоняния, вкуса и осязания.
Сенсорная депривация стала популярна в 1950-х годах благодаря неврологу Джону Лилли, который изобрел темный, звуконепроницаемый резервуар — ванну с соляным раствором высокой плотности. Погружаясь в такую ванну, человек «парит» на поверхности воды — создается ощущение, близкое к невесомости. Такие камеры используют для расслабления в полной сенсорной изоляции.
Хотя сенсорную депривацию используют для расслабления, например, при стрессе, ею также можно злоупотреблять. Известно использование таких методов для длительного воздействия на людей в тюрьмах — изоляция в полной темноте, содержание в небольшом замкнутом пространстве, лишение общения, надевание мешка на голову (hooding) и т.д.
ООН расценивает одиночное заключение на срок более 15 дней как психологическую пытку.
Голод прикосновений
Доктор Катерина Фотопулу, профессор психодинамической нейробиологии в Университетском колледже Лондона, считает, что потребность в прикосновении существует на уровне подсознания. До рождения, находясь в околоплодных водах в утробе, плод отличает собственное тело от тела матери через прикосновения. Вся наша концепция «Я» основана на прикосновении, считает Фотопулу. Человеческое тело подсознательно строит все свои модели на основе прикосновений, полученных от матери и тех, кто о нас заботится.
«Прикосновение — это модулятор, который может смягчить эффекты стресса и боли, физические и эмоциональные. В нашем исследовании мы убедились, что отсутствие прикосновения связано с большим беспокойством, — говорит доктор Фотопулу. — Во времена сильного стресса — например, потеря работы или тяжелая утрата — более тесное общение со стороны других помогает нам лучше справляться, особенно в смягчении воздействия [гормона стресса] кортизола». Даже если вы не привыкли, чтобы вас трогали, через некоторое время потребность в контактах может стать физической — иногда ее описывают как «кожный голод» или «голод прикосновения». В таких случаях рекомендуют канистерапию (терапия с помощью собак) или любой контакт с домашними животными, которых можно погладить.
Анна Кондратьева, ветеринарный врач эрмитажных котов, основатель кафе «Республика кошек и котов», Санкт-Петербург:
«Основной фактор успеха животных-терапевтов в работе с пациентами — способность установить эмоциональный контакт. В отличие от растения (и человека), животные не только отличные слушатели, но и дают возможность двустороннего общения и обратной связи, дарят безусловную любовь. Также не стоит недооценивать физиотерапевтический эффект. Температура тела животного, повышенная по сравнению с человеческой, вибрации мурлыкания, разнофактурность шерсти, наконец, звуки, движения, запахи — все это стимулирует органы чувств.
Как регулярные визиты животных-терапевтов, так и постоянное общение с домашним животным показали свою эффективность. На протяжении 12 лет волонтеры «Республики кошек» проводят сеансы в АНО «Детский хоспис» Ленинградской области и Санкт-Петербурга, ФГБУ «НМИЦ Детской травматологии и ортопедии» и др. Наши подопечные часто испытывают сенсорную депривацию: как комплексную, вызванную длительной изоляцией, так и местную, связанную с дефицитом тактильных ощущений. И в том и другом случае животные могут стать отличными помощниками врачам».
Последствия одиночества и самоизоляции
Согласно отчету Национальной академии наук, инженерии и медицины США (NASEM) за 2020 год, более одной трети взрослых в возрасте 45 лет и старше чувствуют себя одинокими, а почти четверть взрослых в возрасте 65+ считаются социально изолированными, т.е. не имеющими достаточно социальных связей.
Длительная социальная изоляция и одиночество связаны не только с бессонницей, повышенным уровнем тревожности и депрессией, но и с плохим влиянием на сердечно-сосудистую систему и когнитивные функции. В частности, выяснилось, что:
Наталья Ильина, клинический медицинский психолог, государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская Мариинская больница», Санкт-Петербург:
«Соматических расстройств за год пандемии стало больше, возраст пациентов тоже увеличился. Люди, живущие в одиночестве и лишенные привычного общения, чаще страдают депрессиями, тревожно-фобическими расстройствами, неврозами. Уровень этих болезней и астено-депрессивных расстройств стал намного выше, хотя статистика не ведется и точные цифры отсутствуют. Анализы, оценивающие уровень тревоги, агрессии, подавленности, не отслеживаются. Из-за этого в медицинском сообществе нет четкого и осознанного представления о масштабах проблемы. Парадоксально, но пациенты оказываются рады, попав в больницу, где есть общение с людьми и внимание медицинского персонала».
Что происходит с мозгом при касании
Объятия и другие формы несексуальных прикосновений стимулируют мозг выделять окситоцин, известный как гормон привязанности. Это стимулирует высвобождение других гормонов хорошего самочувствия (дофамин и серотонин) при одновременном снижении гормонов стресса (кортизола и норадреналина). Эти нейрохимические изменения делают человека более счастливым и расслабленным. Проще говоря, прикосновения улучшают ваше психическое и физическое благополучие.
Оказывается, даже простое пожатие руки при встрече заставляет нас больше доверять незнакомцу. От прикосновения вырабатывается окситоцин, который расслабляет и вызывает чувство доверия.
Как поднять уровень окситоцина, если вы одиноки
Что мешает поднятию уровня окситоцина
ДЕПРИВАЦИЯ: КАК РАЗРЫВ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВЛИЯЕТ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Лишение ребенка матери приводит к депривации – отсутствию эмоциональных и социальных навыков, а потом и к задержке развития. Почему возникает депривация и как можно помочь приемному ребенку восстановить свое психофизиологическое состояние?
Депривация – это неудовлетворенные потребности человека. В случае ребенка, живущего в детском доме, это лишение основных жизненных потребностей. В результате психической депривации у сирот формируются принципиально иные механизмы, чтобы приспособиться к жизни в детском доме. Но к жизни в обществе и правильному самоощущению, развитию личности ребенок неприспособлен.
«Психологическая депривация может приводить к личностным изменениям, серьезным поражениям интеллекта и характера», – отмечает психолог Наталия Мишанина, эксперт в сфере приемного родительства и социального сиротства.
В зависимости от испытываемых лишений психологи выделяют различные виды деприваций.
Материнская депривация. Малыш, оказавшийся в доме ребенка с самого рождения, лишается самого основного для полноценного психологического, социального и физиологического развития – материнской заботы и любви. Известно, что младенцы, переведенные в дом малютки, сначала, как и все дети, плачут и кричат – зовут маму. Но в какой-то момент этот плач прекращается. Психологи объясняют: ребенок осознает, что звать маму бесполезно, она не придет! Ребенок-сирота начинает вести себя совершенно иначе. Молчащий малыш – это ненормальная ситуация. Позже такие дети научаются и самостоятельно себя успокаивать и укачивать. В домах ребенка можно увидеть, как малыши в кроватках постоянно качаются – так они сами заменяют себе руки мамы, которые бы баюкали и успокаивали. Рядом нет взрослых, которые бы окружили ребенка теплом и любовью, ради которых бы он старался развиваться и расти. Развитие ребенка замирает.
Если ребенок более старшего возраста растет в атмосфере нелюбви, физического и эмоционального насилия – или в детском доме, или в семье – то он также может испытывать психологическую депривацию. Например, если ребенок живет с мамой, но недополучает заботу и любовь, также наблюдается задержка социально-псхиологического развития ребенка. Даже если ребенок живет в кризисных социальных условиях (например, семья бедна, в доме неубрано, часто не бывает достаточно еды), но при этом имеет постоянный физический телесный контакт с матерью, он не испытывает соматических расстройств. И наоборот, жизнь даже в самом лучшем детском доме, обеспечивающем полноценное питание и уход за детьми, приводит воспитанников к расстройствам и депривации.
Сенсорная депривация. «Такая депривация проявляется, когда ребёнку не хватает возможностей и стимулов для расширения представлений об окружающем мире, – поясняет психолог Наталия Мишанина. – Для развития ребенку необходимо создать определённые условия. Обедненная среда вредна. Для детей, переживающих сенсорную депривацию, характерно резкое отставание в развитии, неразвитость речи, умственного развития и двигательных навыков».
Кстати, напомним, что подводники, космонавты, участники длительных северных экспедиций, спелеологи после возвращения нуждаются в восстановлении психического состояния, поскольку испытывают во время своей профессиональной деятельности (из-за ограниченного пространства и ограниченных возможностей в общении) значительные изменения во взаимоотношениях и работе мозга. А дети в детских домах постоянно живут в таком по сути замкнутом пространстве и обществе.
Познавательная и двигательная депривация. «Ребенок должен развиваться в условиях, где возможно его обучение и приобретение новых навыков, иначе он не постигает окружающий мир», – поясняет Наталия Мишанина. Недаром для малышей разрабатываются самые различные развивающие игрушки: движение предметов и игра с ними стимулирует маленького ребенка к двигательной активности. Движение важно и для ребенка постарше. Если ребенок ограничен в пространстве, ему не дают двигаться, запрещают бегать и прыгать, кричать и всячески проявлять свою активность и реализовывать накопившуюся энергию, он постепенно впадает в апатию или, наоборот, проявляет агрессивное поведение. Вспомним, что дети в ДДИ – домах для детей-инвалидов – постоянно живут в своих кроватках и лишены возможности двигаться и изучать внешний мир, такое «растительное» существование приводит к резкому снижению умственного развития, физическим недугам и даже летальным исходам.
Эмоциональная депривация. «Это один из самых тяжелых видов депривации – лишение ребёнка эмоционального контакта. Недостаточные эмоциональные контакты со взрослыми, прежде всего с мамой, мешают формированию личности ребенка», – замечает психолог. Стоит помнить, что постоянное нахождение в коллективе детского дома как раз не способствует эмоциональному развитию, потому что бесконечное обилие контактов с разными людьми не учит эмоциональным связям. Часто дети, живущие в детском доме, жалуются на невозможность остаться наедине с собой и своими мыслями. Это похоже на существование человека в местах заключения, заключенные вынуждены ходить строем, постоянно жить в коллективе, все (есть, спать, гулять) только по команде и с разрешения. «Дети, лишенные эмоциональных привязанностей и обладающие скудным эмоциональным поведением, не умеют правильно реагировать на заботу, ласку и душевное тепло, обращенное к ним, не знают, как правильно радоваться, часто уже во взрослом возрасте они не умеют строить эмоциональные отношения с другими людьми, им сложно любить и строить семью», – рассказывает Наталия Мишанина.
В чем может выражаться депривация?
Сниженное интеллектуальное развитие ребенка влияет на неразвитость процессов познания, слабое внимание и память, слабо развитое мышление, отставание в учебе.
Во взаимоотношениях со сверстниками ребенок с депривацией может не уметь играть и общаться: не замечать просьб или обид других детей, не уметь играть в ролевые или командрые игры. Часто такие дети вообще стремятся играть отдельно.
В нравственной сфере ребенок с депривацией может быть склонен к асоциальным поступкам, часто имеет сниженную ответственность, агрессивное поведение, у него отсутствует эмпатия – способность сопереживать и сочувствовать, не принимает моральные нормы общества.
Депривация приводит к тому, что ребенок не осваивает социальные роли и не понимает, как складываются взаимоотношения в обществе и различных социальных группах, а также не воспринимает себя как личность и как члена общества.
Ребенок с депривацией проявляет нарушения взаимодействия с социумом, отстутствие мотивации и целеустремленности, несамостоятельность, сниженную самооценку, повышенную тревожность, эмоциональную напряженность, стресс и утомляемость.
В итоге воспитанники детских учреждений отличаются от своих ровесников, растущих в семье, специфическими психологическими чертами. В частности, они слабо ориентированы на будущее, имеют неразвитые эмоции, образ «Я» у таких детей плохо сформирован (им привычнее образ «МЫ»), ребенок не умеет общаться со сверстниками и взрослыми, несмотря на постоянную жизнь в коллективе – не умеет строить границы, понимать людей, часто подвергается управлению (поскольку не умеет отстаивать свои интересы и защищаться), часо инфантилен и впадает в зависимости.
При этом ребенок все равно нуждается в семье, однако без опыта семейной жизни ребенку с депривацией нужно время для освоения новой жизненной ситуации. Приемные родители и другие члены семьи для него – чужие люди, процесс адаптации может затянуться и на годы.
Можно ли преодолеть последствия депривации?
Когда приемный ребёнок появится у вас в семье, создайте ему безопасные условия и безусловное принятие. Не торопите события. Дайте ребенку время «оттаять», присмотреться к вам, привыкнуть к обилию незнакомых ситуаций, правил, принципов жизни.
Ребенок будет испытывать чувство страха и недоверия, несмотря на всю вашу заботу. Это нормально. Пройдет время, прежде чем приемный ребенок научится испытывать доверие, радость, покой, благодарность, сочувствие, признательность.
Нужно будет дать ребенку то, чего он был лишен в период сиротства. Обеспечьте сенсорно богатое окружение, обучите необходимым бытовым и социальным навыкам, постепенно, без спешки и навязывания, учите его самым разным социальным ситуациям. Помогите научиться быть в социуме, взаимодействовать с разными людьми и ситуациями.
Постепенно вы станете для ребенка значимым взрослым, которому можно доверять. Позже придет дружба и, возможно, любовь. Не требуйте от ребенка любви, ему еще нужно очень долго этому учиться. Дарите ребенку свое время и внимание.
ДЕПРИВАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ
Что такое депривация?
Депривация (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей.
Термин стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии следующих сфер: когнитивной, двигательной, речевой, а также в сферах эмоционального и личностного развития.
Виды депривации:
Психологи выделяют разные виды деприваций: двигательная, сенсорная, социальная, эмоциональная и другие, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая материнская депривация.
Сенсорная депривация — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.
Последствиями сенсорной депривации становятся повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость.
В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.
Когнитивная депривация – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.
В отсутствие развития навыка обработки информации, попадая в информационно-насыщенную среду (например, в школу) ребенок не может справиться с потоком информации, быстро истощается, демонстрирует протестное поведение или заболевает.
Социальная депривация — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.
Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.
Результатом социальной депривации в раннем и дошкольном возрасте становятся нарушение связи личности и своего имени, трудности развития идентичности (ребенок не может ответить на вопрос «Кто я?» «Какой я?», «Кто вокруг меня?»), повышенная социальная тревога и, как следствие, неадекватные способы социального взаимодействия (повышенная агрессия или, наоборот, ведомость, подчиняемость), склонность к социальной изоляции или социальной неразборчивости, отсутствие представлений о жизненной перспективе и позитивных социальных устремлений.
Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.
Эмоциональная депривация – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.
Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).
В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.
Признаки эмоциональной депривации:
– Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.
– Они всегда занимают оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.
– Ребенок страдает от стресса.
– Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.
Как эмоциональная депривация может выражаться в поведении:
У детей с эмоциональной депривацией часто возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, могут легко закатить истерику.
В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. В этом случае они почувствуют себя значимыми и обретут достаточную уверенность для того, чтобы рассказать вам о том, что их беспокоит.
3. Чувство незащищенности
Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, им приходится постоянно держать оборону.
Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое по мере взросления будет только усиливаться.
5. Плохая успеваемость
Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Сложное психоэмоциональное состояние часто приводит к тому, что дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания.
Эмоциональная депривация может также стать причиной проблем с речью. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.
6. Зависимость от гаджетов
Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения это удобно: дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.
Что такое материнская депривация?
Материнская депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, что влечет полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности ко взрослым, подрыв доверия к миру. Исследования показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем возрасте, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Вследствие материнской депривации у младенца даже может развиться анаклитическая депрессия.
Последствия материнской депривации:
– полная или частичная утрата возможности устанавливать полноценные близкие отношения с другими людьми и безопасную привязанность.
– чрезмерная зависимость от других людей.
– изменение отношения ребенка к самому себе (неприятие себя, аутоагрессия).
– ощущение стыда за себя, приводящее к неспособности говорить правду и уходу от ответственности.
– невротические проявления (аутостимуляция: раскачивания, стереотипные движения, сосание пальца, нарушение сна и пищевого поведения, энурез, целый спектр психосоматических заболеваний).
– высокий уровень тревожности, страхи.
– задержка психоречевого развития.
Лишение ребенка опыта заботы от постоянного взрослого ведет к тому, что ребенок становится неспособен принимать любовь и любить сам, его жизненные сценарии подчиняются принципу «добрать» любовь любой ценой (например, у разных взрослых, которые для него все «мамы»). Такой ребенок может смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды и агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования и обесценивания». Он может быть завистливым, чрезмерно критичным к другим, проявлять неблагодарность. Депривация также проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», негативизме, так как угол зрения ребенка смещен в сторону негативных оценок реальности. Желание только материальных удовольствий является «заместительным удовлетворением», как и вредные привычки, алкоголь и пр., все это попытки заполнить пустоту внутри себя. Импульсивность и непереносимость лишений детей-сирот связана с огромным багажом неудовлетворенных потребностей, так что банальный отказ в покупке шоколадки может стать последней каплей и вызвать сильнейший поток негодования.
Современные исследования детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, показывают, что хотя воспитателям удается не допустить глубоких задержек развития, и на первый взгляд дети производят хорошее впечатление, все же полностью компенсировать проявления материнской депривации в условиях учреждения оказывается невозможно. Воспитанники домов ребенка заметно отличаются от домашних детей отсутствием волевых проявлений и инициативы. Они выглядят как пассивные куклы в руках взрослого, действуют только по определенному указанию. Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы. Кроме того, они проявляют безличностное отношение к взрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в руку игрушку. Попадая на руки, ребенок не смотрит в глаза взрослому, он просто радуется, что попал в объятия, не важно к кому. И хотя на первый взгляд такой ребенок «удобен» и «послушен», в будущем отсутствие воли и пассивность приводят к неумению преодолевать трудности, решать любые, даже простые бытовые задачи, усваивать ценностные нормы и противостоять зависимостям.
Помимо явной материнской депривации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), или в ситуациях смерти матери, существует скрытая форма. По сути для детей младенческого и раннего возраста (0-3 года) любое продолжительное отсутствие матери (в том числе эмоциональное отсутствие, когда мать в депрессии или пьет) может оказать сильнейшее депривационное действие. Скрытая материнская депривация — это ситуации, в которых нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть очевидная недостаточность их отношений. Дэвид П. Селани в своей книге «Иллюзия любви» писал о том, что «подобно тому, как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке, ребенок, не имеющий опыта заботы и поддержки, вынужден держаться рядом со своими источниками питания — неполноценными родителями».
Дети, не получившие достаточной заботы в детстве, вынуждены тратить всю свою энергию на «добывание» материнской ласки от своих ли родителей или от других людей, которые для них символизируют родителей. Парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Дилемма, с которой приходится сталкиваться обделенному ребенку: чем меньше родительской любви он получает, тем больше в ней нуждается, и эта потребность с годами только возрастает. «Ни один ребенок не выдержит постоянного осознания того, что родитель, в котором он так сильно нуждается, ненавидит его и постоянно отвергает. Единственно возможным решением этой проблемы становится раздельное хранение этих пакетов воспоминаний в своем внутреннем мире». Ребенок расщепляет образ кровных родителей на хороший и плохой. То же он проделывает и с собой, и с окружающими, сознание становится категоричным, объект либо прекрасен, либо отвергается тотально. Так в ситуации ссоры может казаться, что все то хорошее, что было сделано для ребенка, он не принимает в расчет. Недополученный опыт принятия и удовлетворения потребностей ребенка оставляет его без ресурса интеграции хорошего и плохого в одном человеке. Это станет возможным только после накопления достаточного позитивного опыта, поэтому так важно вкладываться именно в отношения с ребенком.
Обиженный ребенок не может смириться с действительностью, в которой родитель может безо всякого повода выместить на нем свою злость. Чтобы обрести некое ощущение безопасности, ребенок обосновывает наказание своими моральными недостатками, например, неаккуратностью или ленью, которые и стали причиной родительской нелюбви или оскорбления. Зависимым и нуждающимся в любви детям невыносимо признавать, что они живут в непредсказуемом мире, где их никто не любит, где их бьют и унижают просто потому, что им не повезло с родителями. Попытка хоть как-то объяснить и сделать пугающую ситуацию более предсказуемой толкает детей на принятие на себя ответственности за реакции родителя. Ведь если он тому причиной, значит эта ситуация хаоса в его сознании поддается контролю: если он ее запускает, значит, он может и остановить. Трудное поведение приемных детей может быть попыткой создания для себя понятной, предсказуемой ситуации. Таким кривым способом они пытаются получить подтверждение своей ценности, значимости от взрослого, попросить о помощи и поддержке.
Что делать родителям при обнаружении у ребенка депривационного синдрома?
Использованы материалы книги Нильса П. Рюгаарда «Дети с нарушением привязанности».