что такое семья простыми словами для ребенка дошкольного возраста
Конспект занятия «Семья» для детей 5–7 лет
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Конспект занятия
по теме: «Моя семья» 5-7 лет
Гапоненко Екатерина Васильевна
Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей, своего рода и родословной.
— активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье;
— совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
— продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и ребёнком;
— закреплять знания о родственных связях слов;
— вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
— воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
— формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Предварительная работа: рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи; разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений деревьев и фотографий членов семей; совместная работа с родителями по составлению семейного древа; чтение художественной литературы.
План занятия
I. Организационный момент. (2мин).
II. Основная часть. (10 мин).
2. Физминутка «Семейная зарядка».
III. Практическая часть. (15мин).
1. Дидактическая игра «Подбери признаки».
2. Игра «Сравни кто старше и кто младше».
3. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
IV. Итог занятия. (3мин).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Папа с мамой листочки мои,
Бабуля с дедулей мои корешки.
Цветок наш красуется в зелени луга,
Все мы в семье своей любим друг друга».
— Ребята, вы догадались о чём сегодня мы будем говорить и какая тема нашего занятия? (Дети объясняют)
— Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
Вот и вся у нас семья:
— Ну а как же бабушка?
— Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
Вот и вся у нас семья.
— Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
— Как думаете вы, ребята, что такое семья?
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
«Маму я свою люблю, я всегда ей помогу.
Я стираю, полоскаю, воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету и дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать, маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу, ни словечка не скажу».
2. Практическая часть.
1. Дидактическая игра «Подбери признаки».
— А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
3. Игра с мячом «Кто как трудится в вашей семье?»
IV. Итог занятия.
— Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье?
-А что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать)
Наше занятие закончено, до свидания.
Пришла пора возвращаться в свою группу.
Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Конспект игрового занятия «Я и моя семья» (старшая группа) Воспитатель: Кузовникова В. А. МДОАУ «Детский сад №18» Актуальность:.
Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.
Конспект занятия в старшей группе по теме «Моя семья» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.
Конспект занятия в подготовительной группе «Моя семья» Конспект занятие в подготовительной группе по теме «Моя семья» Цель: Формирование представления детей о семье, как о людях, которые живут.
Конспект занятия по теме «Моя семья» (для дошкольников) Конспект занятия по теме «Моя семья» Тема : » МОЯ СЕМЬЯ» Цель занятия: формировать представление о семье, как о людях, которые живут.
Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Моя семья» Конспект занятия с использованием ИКТ в средней группе для детей с ОВЗ «Моя семья» Цель: Формирование представлений о семье и ее членах.
«Моя семья». Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшей группы Задачи: Формировать у детей представление о семье и людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Закреплять умения.
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста детей от 5 до 7 лет «Семья. Семейные традиции»
Ольга Лагуткина
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста детей от 5 до 7 лет «Семья. Семейные традиции»
Формировать представление о значении семьи и семейных традициях в жизни ребёнка.
воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, систематизировать знания детей о понятии «родственники»;
формировать элементарные представления о традициях в семье, развивать познавательный интерес;
развивать связную речь, мышление.
Оборудование: семейные фото, картинки, кукла Маша, ромашка с пословицами.
Ход образовательной деятельности:
Дорогие ребята, сегодня мы поговорим о семье и семейных радициях,
Об уважении и любви к маме, папе, бабушке, дедушке, братику или сестричке,
Об уважении ко всем взрослым и, конечно, друг к другу.
Ребята, вы сегодня пришли в детский сад кто вас привел?
Ответы детей: мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.
Воспитатель: ребята, а как всех этих людей назвать одним словом?
Дети: семья.
Воспитатель: Что такое семья?
Ответы детей:
семья: это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя.
Слово «семья» произошло от слова «семя». Семена – ростки нашей родины!
образованно такое количество родственных слов. А сейчас отгадайте загадку?
Кто на кухне жарит, парит?
Кормит всех нас каждый день?
Убирать, стирать, готовить
Ей, ни чуточки не лень!
Её любит вся семья. Это….
(добрая, любящая, нежная, справедливая)
Кого всегда с работы ждем?
А он несется под дождем.
Всем очень нужный и родной,
Картошки купит в выходной.
Починит чайник и утюг
Мне и братишке – лучший друг.
Он ростом чуть пониже шкафа.
Давно всем ясно – это …
(сильный, мужественный, добрый, умный)
Кто нам свяжет всем носочки?
Нас погладит ласково?
И в любой беде утешит?
И расскажет сказку нам?
Поиграет в ладушки?
Вопрос: Бабушка какая?
(добрая, ласковая, заботливая, мудрая)
Кто на машине нас прокатит,
И на рыбалку позовёт?
Любому делу нас научит.
И за грибами в лес возьмёт?
Рядом с ним и скуки нет.
Вопрос: Дедушка какой?
(добрый, отважный, смелый, умелый)
Кто по утрам идет учиться?
Он получать оценки рад.
Конечно это старший ….
У неё заколки, бантики,
Куклы, бусинки и фантики.
Смешные милые косички
Динамическая пауза. Игра «Моя семья»
Большая сила скрыта и секрет.
Открыть его попробуем все вместе.
Коль поднимаю руку вверх,
А если две руки вверху –
«моя семья»
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, что такое семейные традиции?
Ответы детей: Семейные традиции – это обычаи, принятые в семье, которые передаются из поколения в поколение.
Воспитатель:. Каждая отдельная семья – это как маленькая страна, в каждой семье есть свои большие и маленькие традиции, объединяющие всех домочадцев не в обязательном порядке, а исключительно — по желанию души. Для одной семьи такой традицией является совместный просмотр комедийных новинок по выходным под хруст попкорна, для другой – изготовление новогодних игрушек перед праздником, для третьей – путешествия на каникулах в новые, неизведанные места. Какие традиции способны сблизить всех членов семьи и создать в доме ту самую атмосферу счастья и семейного единения?
Воспитатель: какие традиции в вашей семье?
Дети показывают фотографии и рассказывают о традициях в своей семье.
Воспитатель: а сейчас предлагаю провести небольшую разминку.
Динамическая пауза: «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Воспитатель: В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению
О семьеродились в народе пословицы:
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
А вы знаете пословицы?
«Дружная семья не знает печали»
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
«При солнышке тепло, при матери добро»
Воспитатель: ребята, как вы понимаете значение этих пословиц.
(пословицы обсуждаются по очереди)
Помните ребята, какой бы век не стоял на Земле, есть не рушимые ценности,
которые мы должны беречь.
Это наша семья! Берегите своих родных, будьте внимательны, заботливы.
Весь наш мир проходит в семье, пусть он будет красочным, интересным и светлым.
Дети поют песню «Солнечный круг»
Ребята, что такое семья?
Зачем люди создают семью?
Как вы думаете, для чего нужна семья?
Хочешь ли ты свою семью?
Кто будет главой в твоей семье?
Какие семейные традиции будут в твоей семье?
Фотоотчет «Семья и семейные традиции» Цель: Формировать у детей понятие «Семья», показать её ценность для каждого человека, воспитывая любовь к своим близким родственникам и.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Семейные традиции в казачьей семье» Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье. Задачи: Закреплять.
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Лисовая Светлана Юрьевна
Беседы с детьми дошкольного возраста «Что такое семья»
Семья
В беседах по этой теме воспитатель помогает детям осознать, что семья, родители – самые близкие для них люди. Семья всегда остается для человека самым надежным пристанищем. Где бы человек ни был, он всегда знает, что дома его ждут отец и мать, бабушка и дедушка, братья и сестры. Любовь родителей – самая бескорыстная, самая преданная. Любовь родителей к своим детям безгранична. Ребенок может наблюдать это на примере своих бабушек и дедушек. Для них его мама и папа остаются теми, о ком нужно заботиться, хотя они уже не требуют прежних забот и сами помогают своим родителям.
Педагог знает, что не во всех семьях идеальные отношения. Есть и трудные семьи, в которых ребенок не получает должного внимания и заботы. Тем не менее, положительный образ семьи, семейных отношений поможет ребенку не принимать как норму, как эталон те отрицательные проявления, с которыми он вынужден сталкиваться в жизни.
Важно, чтобы ребенок понял, что в семье у каждого, в том числе и у него, есть свои права и обязанности, что он тоже должен заботиться о близких по мере своих сил.
В ходе беседы воспитатель дает детям представление о семье, об особой роли мамы в семье.
Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика (по рассказу М. Зощенко «Показательный ребенок»):
Жил-был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался с бабушкой. Когда он подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит ее ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике, и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждет, что ему тоже что-нибудь дадут.
Ориентируясь на этот рассказ, дети (с помощью воспитателя) рассказывают о своих семьях.
В процессе беседывоспитатель может задать детям следующие вопросы:
– Куда каждый из вас приходит с прогулки (из гостей, из детского сада? (Домой.)
– Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад?
– Кто ухаживает за вами, когда вы болеете?
– Кто поздравляет вас с днем рождения, дарит подарки?
– Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? (Еда, одежда, игрушки)
Воспитатель подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц.Он предлагает послушать некоторые из этих произведений:
Мама, так тебя люблю,
Я большому кораблю
Маму крепко поцелую,
Мама – солнышко мое.
С помощью педагога дети объясняют пословицу «При солнышке тепло, при матери добро».
– А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? (Мамочка, мамуля)
Воспитатель просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам.
– За то, что она покупает игрушки? (Не только.)
– За то, что она вкусно кормит? (Не только.)
– А за что же? (Когда мне больно, мама меня жалеет, лечит меня, и мне становится легче. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, а когда мне грустно, мама меня жалеет. А я люблю маму за то, что мы с ней вместе играем, гуляем.)
Далее воспитатель читает рассказ одного ребенка о своей маме (записано Д. Габе):
Самое лучшее слово на свете – «мама». Самая хорошая на свете мама – моя. Я не могу обойтись без мамы, а она не может обойтись без меня… Поэтому она не отпускает меня далеко, а когда мы идем в детский сад, держит за руку.
После чтения педагог предлагает детям рассказать о своих мамах.
В конце занятия воспитатель просит детей нарисовать маму, пароход под названием «Мама»; подарки, которые они получили от родителей на день рождения; свою семью (по выбору).
Семьи большие и маленькие (5–6 лет)
Важно, чтобы в ходе беседы дети поняли, что независимо от числа родных семья является для ребенка родным домом, где его любят, заботятся о нем.
Воспитатель просит детей назвать членов своей семьи. Обобщая ответы детей, педагог обращается к литературным произведениям, знакомым дошкольникам.
– В одних семьях есть мама, папа и ребенок, как в сказке «Три медведя». У папы-медведя были большая кровать, большой стул, большая миска, а у мамы-медведицы – поменьше, а у мишутки все было совсем маленьким. Они жили дружно.
– А вот Буратино жил вдвоем с папой Карло. Их семья была небольшая, дружная. Папа Карло купил на последние деньги для Буратино «Букварь», чтобы он смог научиться читать.
– А у Красной Шапочки были мама и бабушка. Бабушка жила отдельно в лесном домике. Внучка часто гостила у нее. Когда мама пекла пироги, Красная Шапочка относила их бабушке. Так они заботились друг о друге.
– Снегурочка (сказка «Снегурочка») жила с дедушкой и бабушкой. Старики очень любили свою внучку, заботились о ней, а она всегда помогала им по хозяйству.
– А вот у Чиполлино, лукового мальчика, был отец Чиполлоне, мама и семь братьев. В этой большой семье все заботились друг о друге. Когда злой Лимон обидел старого отца Чиполлоне, его сын Чиполлино вместе с братьями и друзьями защитили его.
– А эта семья большая или маленькая? (Стихотворение 3. Александровой.)
И в нашей квартире
На толстеньких ножках
То с куклой, то с кошкой,
– Сколько детей в этой семье?
– Как вы думаете, Наташа заботится о маленькой Танечке? Расскажите, как она это делает.
– Есть ли еще дети в этой семье? (Есть. Еще двое.) Давайте дадим им имена. Пусть это будут мальчики. (Дети придумывают имена.)
– А теперь давайте поиграем в игру «Наша семья«. Наташа будет заботиться о Тане (готовить обед, купать Таню, играть с ней, а мальчики (называет имена) будут ей помогать.
После игры воспитатель возвращается к беседе:
– У кого дома есть братья или сестры?
– Люди всегда ценили любовь братьев и сестер. Когда хотят сказать о крепкой дружбе,говорят: «Они как родные братья».
Воспитатель предлагает детям нарисовать сестру или брата.
– Вместе с вами могут жить дедушка и бабушка. Но даже если они живут отдельно – они тоже ваша семья.
Воспитатель стремится показать детям, как бабушки и дедушки заботятся о своей семье. Важно, чтобы дети поняли, что пожилым людям надо помогать, что нужно заботиться о них. Педагог предлагает поднять руки тем ребятам, у которых есть бабушки и дедушки, просит рассказать, как дети о них заботятся.
– Дедушки и бабушки – это папы и мамы ваших пап и мам. С годами они стали старенькими. Вот как это случается. (Г. Сапгир «Семья«; стихотворение читается по желанию воспитателя.)
Когда они выросли и поженились,
Они нисколько не изменились:
Шли годы: осень на смену весне.
Не юноша и девушка,
И рассказывают сказки,
В креслах сидя рядом,
– Как в вашей семье отмечают день рождения бабушки или дедушки? Что приятного вы можете сделать им? (Нарисовать открытку, спеть песню, прочитать стихотворение) Послушайте, какое стихотворение приготовил внук своей бабушке на день рождения. (С. Капутикян «Моя бабушка».)
От ходьбы она устает.
Посажу ее в самолет.
Отдохнет она наконец.
– Про бабушку люди складывают песни.Вот одна из них:
Скажем бабушке: «Спасибо».
– А вы с бабушкой вежливы? Как вы заботитесь о ней? (Ответы детей.)
В конце занятия воспитатель предлагает детям сделать подарок бабушке (дедушке).
Как дети могут заботиться о взрослых (6–7 лет)
В ходе беседы воспитатель показывает детям, что они могут быть полезными в семье, по мере своих сил заботиться о взрослых
– Помните в сказке, – начинает беседу воспитатель, – дед никак не мог вытащить репку, и тогда ему на помощь пришла вся семья, даже маленькая мышка.
…Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку,дедка за репку: тянут-потянут – вытянули репку!
– Только все вместе герои сказки смогли вытащить репку.
– А как вы думаете, что было потом, когда репку вытянули? (Герои все вместе чистили репку, варили кашу, а потом ее ели.) (Можно сделать инсценировку.)
– А как еще дети могут заботиться о взрослых?
Воспитатель предлагает послушать стихотворение Е.Благининой:
Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я бы многого хотела,
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать.
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, а я молчу.
– А вот как хотела помочь маме другая девочка (рассказ К. Ушин-ского):
Захворала мать Тани, и доктор прописал больной горькое лекарство. Видит дочка, что мать пьет его с трудом,и говорит ей: «Милая мама! Дай, я выпью лекарство за тебя».
– За что мама была благодарна дочери?
– Почему мы улыбаемся, когда слышим предложение девочки?
– А теперь послушайте, что обещал один мальчик своему папе. (Автор Е. Рау.)
– Папа, подари мне барабан.
– Я бы подарил, сынок, да боюсь, ты мне будешь мешать работать.
– Что ты, папа, я только тогда буду барабанить, когда ты будешь спать.
– В этих рассказах дети готовы оказать помощь взрослым, но не знают, как это сделать.
– А в стихотворении (Л. Николаенко «Все сделалось грустным»; воспитатель не говорит, как называется стихотворение, которое вы сейчас услышите, герою все кажется необычным.
Что такое семья для ребенка?
Семья обеспечивает эмоциональные связи и привязанности. Это те отношения, которые ребенок получает в первые три года жизни, когда он уже может различать то, кто и как к нему относится, кто и что для него делает, в каких условиях он живет. Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте ребенок столкнется с большими трудностями.
Семья это основа чувства защищенности. Это чувство развивается на основе привязанностей, — в результате у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, поскольку семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Если нет чувства защищенности, ребенок после трех лет цепляется за мать, не может ее отпустить, нуждается постоянно в ее физическом присутствии.
Семья это модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых, и это происходит как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем, что в итоге является одним из необходимых элементов личности — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. Родители же в реальности часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
Семья как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который в свою очередь зависит от родителей. Родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в нем желание учиться. На это влияют беседы с детьми, общие занятия, интересы, времяпрепровождение, увлечения. Беседы в виде диалогов способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка.
Ребенок обучается у родителей всему, путем наблюдения, поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже играет большую роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье. Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие родителями ребенка). Типология Аллы Баркан:
Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его, проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безынициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в асоциальной компании). Могут объявлять бойкоты родителям.
Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает себя ненужным, нелюбимым, вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у них не хватает игрушек, книг и т.д. Крайняя форма – беспризорность. Это основной источник пополнения преступных группировок, где существуют негласные законы – кто сильнее, тот и прав.
Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются, выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не отдавать ничего взамен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь, не могут вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Также возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают в них определенные навыки.
Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, он не знает заботы, ласки, его все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке. Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи. Здесь могут быть два варианта:
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
Трон принца. Чаще в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация – задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта: противоречивость между разными родителями, например, мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое. Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать, все это способствует развитию невроза.