что такое семейные отношения определение

Семейные отношения это

Описание материала: данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в школе или классе
Взаимоотношения в семье
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко

Семья – это самое важное, что есть у ребёнка!
Трудно растить детей в сложном современном мире. Проблемы нагрузки на работе сказываются на родителях, а это, в свою очередь отражается на детях.
Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит взрослого в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.
По тому как, семья влияет на ребенка, можно сделать вывод, в какой обстановке он растет: благоприятной, противоречивой, неблагополучной. Нормы поведения, характер взаимоотношений между людьми, ценностные ориентации ребенок усваивает, прежде всего, в семье.
Если его любят, считаются, с ним, разговаривают, играют, то он открыт для общения, энергичен, любознателен, здоров, счастлив, активно происходит развитие интеллекта, чувств, воли. Но, к сожалению, далеко не всегда так, а чаще совсем не так формируется личность ребенка.
В семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила.
Семейные отношения – это особый вид взаимодействия людей. Люди взаимодействуют по разным основаниям. Это могут быть бытовые, деловые, профессиональные, личные, интимные, сексуальные и другие взаимодействия. В семье же все они фокусируются на «маленьком пространстве» семейных отношений. В силу близости и каждодневного взаимодействия эти отношения являются специфическими и очень отличаются от таких же по характеру, но присущих чужим людям отношений, которые пронизывают всю нашу жизнь.
Характеризуя отношения между членами семьи, обратимся к психологии. В современной социальной психологии можно найти разные виды отношений между людьми. Это – сотрудничество, соревновательность, паритет, антагонизм, конкуренция. Сами названия отношений определяют их суть.
Сотрудничество – самый продуктивный вид семейных отношений. В этом случае все члены семьи связаны нравственными и духовными узами. Взаимопонимание, взаимоподдержка, взаимоуважение – вот основные элементы взаимодействия между её членами. Как правило, все поколения связаны между собой, независимо от того, живут они вместе или раздельно. Причем связь эта прежде всего духовная. Именно такая связь предполагает помощь в воспитании маленьких членов семьи и нравственную и материальную поддержку престарелых членов семьи.
Соревнование в семье при нравственных условиях – прекрасный тип отношений, поскольку он активизирует, прежде всего, молодое поколение на овладение необходимыми для жизни знаниями и умениями. Ожидание результатов деятельности, их сравнение, сделанное в доброжелательной манере, развивает потенциал всех членов семьи, овладевающих новыми видами деятельности.
Конкуренция может тоже иметь положительный оттенок, если главной её целью является доброжелательное соперничество. Человек, обладающий амбициями, воспитанный в нравственно-духовном мире семьи, не может превратить конкуренцию в «выживание сильнейшего». Но если члены семьи хотят главенствовать, независимо от того, обладают ли они для этого главенства необходимым потенциалом, такая конкуренция ведет в подавление одного члена семьи другим.
Антагонизм рассматривается как резкое противоречие между членами семьи. Как правило, он ведет к непониманию и конфликтам. Конечно, члены семьи, вынужденные жить вместе, «смиряются» с предложенными обстоятельствами. Но это только на время. При любом удобном случае противоречие обостряется, и семья переходит на новый виток внутрисемейных конфликтов.
Характерно то, что есть семьи, в которых совершенно ясно и отчетливо проявляется тот или иной тип отношений. В других семьях эти типы могут быть на переходной грани. К примеру, сотрудничество может включать элементы здоровой соревновательности и конкуренции. А паритет легко переходит в антагонизм. Конечно, самым благоприятным для развития семьи является тип «сотрудничество», но еще Л.Н. Толстой в своем знаменитом романе «Анна Каренина» сказал, что «все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые – несчастны по-своему». Не берясь спорить с классиком, однако же, хочется заметить, что обстоятельства, формирующие как счастье, так и несчастья, бывают разными. А значит, мы можем с полной долей уверенности говорить о том, что похожих семей не бывает. В каждой семье есть свой скелет в шкафу, но разница заключается в том, что одни умеют преодолевать невзгоды, противостоять разрушительным силам, а другим это не удается. Родители могут дать миру счастливого, успешного и здорового человека, способного познавать, созидать, действовать. А могут загубить, ограничить и не дать даже малого шанса как-то попробовать, проявить себя. Воспитание малыша, пожалуй, может считаться своеобразной философией отдельно взятой семьи. Методы и принципы воспитания оказывают самое значительное влияние на формирование личности маленького человека, а значит, на его здоровье и социальную успешность в настоящем и особенно — в будущем.
У А.Я. Варга, В.В. Столина родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Их классификация состоит из пяти шкал.
Принятие-отвержение. Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание этого полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизируют ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачным. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, умственной ограниченности, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
Кооперация. Социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем ему помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Симбиоз. Шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
Авторитарная гиперсоциализация. Отражает форму и направление контроля поведения ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
Маленький неудачник. Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителями. При высоких значениях по этой школе в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется ему неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролирует его действия.
Между родителями и детьми возникают особые отношения буквально с первого дня. И они никогда не будут похожи ни на какие другие отношения. Ребенок всегда эмоционально зависим от родителей, особенно от мамы, а значит, он всегда находится «под», тогда как родители — «над». Подобная ситуация подчинения естественна. Пожалуй, это самая естественная и логичная из всех возможных иерархий. Но от качества этих отношений, от того, насколько комфортно малышу и родителям быть вместе, зависит формирование личности ребенка и его физическое и психологическое здоровье.

Приложение №1.
Советы родителям
1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
2. Главная цель воспитания – счастливый человек.
3. Воспитание без уважения – подавление.
4. Принимайте своего ребенка таким, каким он есть, со всеми его достоинствами и недостатками.
5. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
6. Стремитесь понять своего ребенка, ставьте себя на его место.
7. Создайте условия для успеха ребенка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
8. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
9. Не ищите волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
10. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример.
12.Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
13. Дорожите доверием своего ребенка, берегите его тайны, никогда не предавайте ребенка.
14. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.
15. Помните, что ответственность за воспитание своего ребенка несете именно ВЫ.
*****
Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так, в первую очередь, по отношению к вам самим.
Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.
Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.
Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
*****
Родительская власть в сочетании с любовью задаёт определённые границы, которые помогают ребёнку принимать правильное решение, делать самостоятельный выбор.
Любовь. Нежность и ласки дают детям уверенность в том, что их любят.
Внимание. Уделяя детям время, вы показываете им, что они нужны вам.
Ответственность. Своим примером вы учите детей быть ответственными, дисциплиниро-ванными, держать себя в руках.
Восхищение девочками и гордость за мальчиков развивают чувство собственной значимости.
Безусловная любовь развивает уверенность в себе и даёт чувство безопасности.
*****
Каждый ребёнок с первых дней жизни проходит свою первую, а поэтому самую главную школу: школу семьи. И вы первые, самые важные и судьбоносные учителя. Не упускайте время, когда ваши дети верят, что родители знают и могут всё. Не обманывайте их доверия!
Помогите ребёнку, кто он, чей он, откуда, каким родился, каким должен быть как существо разумное.
Внушайте своему ребёнку словом, покажите своим примером: не сотворить зло, не совершить дурной поступок довольно просто, если жить по принципу: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой.
Словом и примером помогите убедиться: каждый в состоянии совершить чудо —сделать жизнь кому – то в своём окружении чуть — чуть светлее, теплее, комфортнее.
Упражняйте своего ребёнка в сочувствии, в соучастии, побуждайте своим примером к добрым делам. Помогите понять и полюбить свой дом, уклад его жизни, его порядки и традиции.
Помогите своему ребёнку полюбить землю, на которой стоит его дом, по которой ходили его предки и оставили её нам в наследство.
Уважаемые родители! Трудно переоценить роль семейной и особенно материнской школы в воспитании человека. Помните: кто слеп дома, тот и за его стенами ничего не увидит.

Источник

Семья и семейные отношения

теория по обществознанию 👨‍👩‍👧‍👦 человек и общество

Семья и семейные отношения

что такое семейные отношения определение. helping family members work out conlfict when caring aging parents. что такое семейные отношения определение фото. что такое семейные отношения определение-helping family members work out conlfict when caring aging parents. картинка что такое семейные отношения определение. картинка helping family members work out conlfict when caring aging parents. Описание материала: данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в школе или классе Взаимоотношения в семье «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко

Семья, в которой присутствуют сразу три поколения. Дети, их родители и дедушка с бабушкой.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа ( 10 класс)

Жизненный цикл семьи ( 10 класс)

Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья ( 10 класс)

что такое семейные отношения определение. ju krijoni familjen 0. что такое семейные отношения определение фото. что такое семейные отношения определение-ju krijoni familjen 0. картинка что такое семейные отношения определение. картинка ju krijoni familjen 0. Описание материала: данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в школе или классе Взаимоотношения в семье «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко

Многопоколенная семья — семья, состоящая из 3 и более поколений родственников.

С точки зрения социологии, нуклеарная семья делится на два вида: элементарную и составную.

Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком ( 10 класс)

Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль ( 10 класс)

Семья под защитой государства

Семья – это небольшая группа людей, которые связаны браком или кровным родством. Члены семьи так же связаны бытом, общими интересами, взаимной помощью и ответственностью.

Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Государство заинтересовано в сохранении и укреплении семейных отношений.

Что делает государство?

Семейное право

Отношения супругов в РФ регулируются особой отраслью российского права — семейным правом.

Семейное право — это система правовых норм, регу­лирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие из брака, кровного родства, при­нятия детей в семью на воспитание.

Приемная семья – это одна из форм воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

что такое семейные отношения определение. img19. что такое семейные отношения определение фото. что такое семейные отношения определение-img19. картинка что такое семейные отношения определение. картинка img19. Описание материала: данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в школе или классе Взаимоотношения в семье «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко

Защита семьи государством осуществляется семейным кодексом и конституцией.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. Приемными родителями в этом случае считаются супруги или отдельные граждане, которые хотят взять детей на воспитание в семью, а ребенок, который передается на воспитание в приемную семью, называется приемным ребенком.

Семья является основой любого общества и одновременно является местом, где происходит воспитание детей и формирования их личности. Семья играет важную роль в жизни общества. Государство считает заботу о семье очень важной задачей и подчеркивает ее первостепенное значение.

Государство и общество проявляют особую заботу о семье, оказывают ей поддержку и защиту. Причем такая помощь оказывается семьям в разных сферах жизнедеятельности.

Виды семей. Отношения между поколениями

Стили семейных взаимоотношений

Нравственные требования к членам семьи

Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи. Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития. Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях. Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.

Поколение

Поколение – это интервал времени между средним возрастом родителей и из детей; это группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».

Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в.

Смена поколений:

Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.

Типы семей по количеству членов:

По количеству детей:

что такое семейные отношения определение. dsplfoo6fk00k0wwss44scg0884g0s. что такое семейные отношения определение фото. что такое семейные отношения определение-dsplfoo6fk00k0wwss44scg0884g0s. картинка что такое семейные отношения определение. картинка dsplfoo6fk00k0wwss44scg0884g0s. Описание материала: данный материал может быть использован для проведения родительского собрания в школе или классе Взаимоотношения в семье «Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко

Многодетная семья, где родители воспитывают пятерых детей

Виды приемных семей

Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.

Семейные ценности и нормы

Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым она становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.

Классификация и виды понятия семейных ценностей

Принято выделять две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.

Ценности современной ячейки общества

В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.

Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.

Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки. Примеров семейных ценностей можно привести много – это довольно обширная тема для социологических исследований. Но мы остановимся только на основных.

Источник

Понятия, особенности и виды семейных отношений

Семейные правоотношения – это волевые личные (неимущественные) или имущественные отношения, определенные семейным законодательством и урегулированные нормами семейного права, участники которых юридически связаны правами и обязанностями. Семейные правоотношения характеризуются специфическими качествами: их субъективный состав определен законом; они, как правило, носят длящийся характер; строятся на безвозмездной основе; возникают на основе специфических юридических фактов.

К элементам семейного правоотношения относятся субъекты, объекты, содержание. Субъектами семейных правоотношений могут быть: супруги, бывшие супруги, родители, усыновители, родные и приемные дети, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки, воспитанники и фактические воспитатели, пасынки и падчерицы, отчим и мачеха, опекуны и попечители. Каждый из субъектов семейных правоотношений наделен семейной правоспособностью и в установленных законом условиях обладает семейной дееспособностью. Объектами семейных правоотношений являются действия и имущество. Наиболее распространенным объектом является действие как результат сознательной деятельности (например, выбор супругами фамилии). Под имуществом, например, можно понимать совокупность имущественных прав супругов по владению, пользованию и распоряжению совместным имуществом. Содержание семейных правоотношений – это субъективные права и обязанности их участников (например, вступление в брак).

Представляется, что большинство семейных правоотношений следует расценивать как сложные, собирательные, содержащие внутри себя отдельные локальные правоотношения. Классификацию семейных отношений производят по следующим основаниям: содержанию, субъективному составу, характеру защиты субъективных прав. По содержанию семейные правоотношения подразделяются на: личные (неимущественные) и имущественные. По субъективному составу можно выделить правоотношения: между супругами, между бывшими супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи, между опекунами (попечителями) и подопечными несовершеннолетними детьми, между приемными родителями и приемными детьми и т. д. По характеру защиты субъективных прав можно выделить три группы семейных правоотношений: относительные семейные правоотношения с абсолютным характером защиты, когда реализация прав обеспечивается государственной защитой (например, право ребенка на воспитание порождает обязанность родителей по воспитанию); абсолютные правоотношения с некоторыми признаками относительных (например: супруги являются собственниками имущества, находящегося в общей совместной собственности); относительные семейные правоотношения, не обладающие абсолютным характером защиты (алиментные обязательства).

Таким образом, семейные отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами семейного права, возникающие из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник

Основы семейного законодательства

Брачно-семейные отношения

Одним из важнейших социальных институтов является семья. В семье человек получает воспитание, формируется как личность, вхо­дит в сложный круг общественных отношений, становится граждани­ном.

Рассмотрим понятие семейного права, его принципы и источ­ники.

Понятие, источники и основные принципы семейного права

Место семейного права в системе права предопределяется осо­бенностями его предмета правового регулирования и субъектами от­ношений.

Во-первых, брачно-семейные отношения возникают из осо­бых юридических фактов:

Во-вторых, субъекты этих отношений выступают в специ­фических ролях:

В-третьих, семейные отношения носят лично­доверительный характер.

В-четвертых, равенство сторон носит декларативный ха­рактер, так как одна сторона фактически неравна другой стороне, например, в целом ряде правоотношений участвуют недееспособные, малолетние и другие субъекты.

Рассматривая источники семейного права, необходимо обратить внимание на то, что, как и иные отрасли права, оно регулируется не только законодательством РФ, но и теми международными договора­ми, которые ратифицированы Россией.

Источниками семейного права в РФ являются:

Конституцией РФ провозглашена государственная защита се­мьи.

Наибольшее значение в системе российского законодательства имеет Семейный кодекс РФ.

Наряду с СК РФ в систему семейного законодательства входят принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, со­держащие нормы семейного права.

Субъекты РФ вправе принимать законы, относящиеся к семей­ному законодательству, но только по вопросам, которые отнесены к их ведению или не урегулированы законодательством РФ.

К числу подзаконных нормативно-правовых актов семейного законодательства относятся, прежде всего, указы Президента РФ, ко­торые должны соответствовать законодательным актам. Нормы се­мейного права могут содержаться в постановлениях Правительства РФ.

Некоторые семейные отношения затрагиваются Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ.

Рассмотрим основные принципы регулирования семейных правоотношений:

Что же представляют собой семейные правоотношения, каким образом они возникают и прекращаются?

Семейные правоотношения: субъекты, основания возникновения и прекращения

Семейные правоотношения возникают из таких юридических фактов, как события, и в особенности такой их разновидности, как состояния. Поскольку правовые события порождают правовые по­следствия помимо воли человека, содержание семейных правоотно­шений (то есть взаимные права и обязанности их участников) также формируется не по воле его участников, а в силу указаний закона. Субъекты семейных правоотношений, порожденных событиями, как правило, не могут по своей воле изменить их содержание. Так, напри­мер, возникают отношения между родителями и детьми.

Часть семейных отношений (например, брачно-семейные) воз­никает по воле их участников.

Семейные правоотношения являются длящимися, что предопре­деляется целями и задачами, которые обусловлены созданием семьи, воспитанием детей, обеспечением нетрудоспособных членов семьи.

Круг лиц, которые могут быть участниками семейных пра­воотношений, четко определен законом. Ими могут быть только граждане в особых качествах:

Семейные отношения являются личными.

Объекты семейных правоотношений разделяются на две группы: личные неимущественные и личные имущественные отноше­ния.

Личные неимущественные отношения имеют объектом не­материальные блага:

Объектами имущественных семейных правоотношений вы­ступают материальные блага:

Рассмотрим порядок заключения и прекращения брака.

Порядок заключения и прекращения брака

Российское законодательство признает только моногамный брак, т.е. единобрачный союз мужчины и женщины. Действует прин­цип свободы брака. Это означает, что вступление в брак, его растор­жение должны быть основаны на свободном волеизъявлении сторон. Брак, совершенный под физическим или психическим принуждением либо основанный на пережитках местных обычаев может быть при­знан недействительным.

Одним из основных признаков брака является его совершение в порядке и форме, установленных законом. Российское законодатель­ство признает только брак, зарегистрированный в органах записи ак­тов гражданского состояния. Многие лица, вступая в брак, наряду с государственной регистрацией оформляют свои отношения и по рели­гиозному обряду. Однако религиозная процедура не оказывает влия­ния на судьбу брака, не заменяет государственной регистрации.

Законодательством установлены условия заключения брака:

Недействительность брака признается судом, если при за­ключении брака были нарушены условия вступления в брак или суще­ствовали препятствия для его заключения.

Брак заключается в органах записи актов гражданского состоя­ния, как правило, в течение месяца после подачи совместного заявле­ния лиц, желающих заключить брак.

Фактическим браком называются отношения между лицами, удовлетворяющие всем требованиям и условиям вступления в брак, но не зарегистрированные в законном порядке. Фактический брак не мо­жет породить тех правовых последствий, которые возникают из заре­гистрированного брака.

Законодательство устанавливает следующие основания прекращения брака:

В случае развода брак считается прекращенным:

Необходимо заметить, что алименты, взыскиваемые с родите­лей на детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в воспитательных учреждениях (при лишении родительских прав), в целях обеспечения законных прав и интересов детей зачисляются на счета этих учреждений.

Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются су­дом с их родителей ежемесячно в долевом отношении к заработку (доходу) плательщика в следующем размере:

Правом на расторжение брака закон наделяет каждого из супругов, за исключением случая, предусмотренного ст. 17 СК РФ, в которой содержится правовая норма о недопустимости предъявления мужем требования о расторжении брака без согласия жены во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка. Данное огра­ничение действует как при подаче мужем искового заявления о рас­торжении брака в суд, так и при его обращении для расторжения брака в органы ЗАГСа. Оно направлено на ограждение женщины в период беременности и в течение года после рождения ребенка от ненужных волнений и переживаний, связанных с разводом, а значит, на охрану здоровья матери и ребенка.

Это ограничение относится и к тем случаям, когда ребенок ро­дился мертвым или не дожил до года.

Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей

Права и обязанности супругов возникают с момента государст­венной регистрации брака. Напомним, что они разделяются на две группы: имущественные и неимущественные. Рассмотрим более под­робно каждую группу прав и обязанностей.

Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов

Первую группу составляют личные неимущественные права и обязанности супругов. К ним относятся:

Вторую группу составляют личные имущественные права и обязанности супругов, которые могут иметь как законодательный, так и договорной режим. Выделим некоторые положения семейного зако­нодательства в этой сфере отношений.

Все то, что принадлежало каждому из супругов до вступления в брак, остается его личной собственностью, и он вправе самостоятель­но распоряжаться этим имуществом.

Имущество, нажитое в браке, признается совместной собствен­ностью супругов, которые пользуются равными правами в отношении этого имущества.

Совместной собственностью не является имущество, получен­ное супругами во время брака в дар или по наследству, а также вещи личного пользования, за исключением предметов роскоши.

Установленный законом режим совместной собственности имущества супругов может быть изменен брачным договором.

Брачный договор представляет собой письменное соглашение, в котором супруги определяют свои имущественные права и обязан­ности в браке и в случае его расторжения.

Брачный договор подлежит нотариальному удостоверению, и если он заключен до брака, то приобретает силу с момента регистра­ции брака в органах ЗАГСа. Супруги вправе определить в брачном договоре также свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов и другие вопросы, касающиеся имуществен­ных отношений.

Брачный договор не может ограничивать равноправие в браке, регулировать личные права и обязанности между супругами, права и обязанности в отношении детей и содержать условия, которые ставят одного из супругов в крайне невыгодное положение или противоречат семейному законодательству.

Рассмотрим возникающие как последствие семейных правоот­ношений права и обязанности родителей и детей.

Права и обязанности родителей и детей

Права и обязанности родителей, при удостоверении происхож­дения ребенка от данных лиц, возникают с момента рождения ребенка и прекращаются по достижении им 18 лет, а также при вступлении несовершеннолетнего в брак или его эмансипации.

Для эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний ра­ботал по трудовому договору или контракту или с согласия своих ро­дителей, усыновителей или попечителя занимался предприниматель­ской деятельностью.

Отношения между родителями и детьми обычно складываются на почве кровнородственных связей как результат происхождения де­тей от родителей. Однако современный уровень развития медицины способен обеспечить появление ребенка на свет не только в результате биологического происхождения (кровного родства), но и путем пере­садки эмбриона, зачатого в организме другой женщины, искусствен­ного оплодотворения и даже выращивания эмбриона в специальной камере. В связи с этим к родительским приравниваются отношения, основанные на фактах, которым закон придает юридическое значение.

Содержание родительского правоотношения образуют права и обязанности родителя и его ребенка в отношении друг друга.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Они имеют право личного воспитания своих детей.

Родители несут обязанности по воспитанию детей психически, нравственно и духовно здоровыми. Они должны прививать детям чув­ство преданности Родине, добросовестного отношения к труду, ответ­ственности перед семьей. Родители должны проявлять заботу о физи­ческом развитии детей, об их образовании и подготовке к обществен­но полезной деятельности. Они должны осуществлять подготовку де­тей к активному участию в делах государства и предоставлять несо­вершеннолетним детям материальное содержание.

Родители обязаны обеспечить получение детьми общего обра­зования, т.е. образования в объеме 11 классов общеобразовательной школы. Родители являются законными представителями своих несо­вершеннолетних детей, то есть лицами, совершающими в силу имею­щихся по закону полномочий сделки и иные юридические действия от имени представляемого.

Обязанностью родителей является защита прав и интересов своих детей. Родители выступают в защиту права и интересов детей в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий.

Дети имеют право на физическое и духовное развитие, в ре­зультате которого они смогут стать полноценными членами общества, плодотворно участвовать во всех областях жизни, наиболее полно удовлетворять свои материальные, духовные и культурные потребно­сти. Также ребенок имеет ряд прав:

Ребенок имеет право знать своих родителей, выражать свое мнение по всем вопросам, касающимся его жизни, на получение со­держания и права собственности на принадлежащее ему имущество.

Характеристике прав несовершеннолетних детей посвящена от­дельная глава СК РФ. Ее содержание соответствует Конвенции о за­щите прав ребенка, ратифицированной СССР 13 июня 1990 года.

На детей возлагаются законодательством обязанности по содержанию родителей и заботе о них. Если трудоспособные совер­шеннолетние дети забывают о своем долге перед родителями, алимен­ты в пользу родителей могут быть взысканы с них по суду. Размер алиментов определяется в зависимости от семейного и материального положения родителей и детей.

Алиментарные обязательства совершеннолетних детей возникают лишь в отношении родителей, нетрудоспособных и нуж­дающихся в помощи. Нетрудоспособность родителей может быть связана с их пенсионным возрастом либо с инвалидностью. Нуждае­мость выражается в недостатке средств, позволяющих обеспечить родителю прожиточный минимум.

При определении размеров алиментов суд вправе учесть всех совершеннолетних детей данного родителя, независимо от того, предъявлен ли иск ко всем детям, нескольким из них или одному из них.

Если родители были лишены родительских прав, они не мо­гут требовать от детей средств на свое содержание. Суд может освободить детей от обязанности содержать своих родителей и в тех случаях, когда убедится, что родители, хотя и не были лишены роди­тельских прав, но в свое время уклонялись от воспитания и содержа­ния своих детей.

Рассмотрим алиментарные обязательства других членов семьи.

Алиментарные обязательства супругов и других членов семьи

Не только родители и дети, но и другие члены семьи также должны помогать нуждающимся в этом членам своей семьи. Если у детей нет родителей или у родителей нет достаточных средств, то обя­занность по содержанию детей возлагается на деда, бабушку, братьев и сестер. Эти лица обязаны также содержать совершеннолетних, но нетрудоспособных и нуждающихся в посторонней помощи внуков, братьев, сестер, если те не могут получать содержание от своих роди­телей или супругов. В свою очередь, внуки обязаны содержать деда и бабушку, если их не могут содержать их дети или супруги. Закон обя­зывает также пасынков и падчериц содержать своих отчима и мачеху.

Алименты должны платить бывшие воспитанники на содержа­ние своих фактических воспитателей, если последние содержали и воспитывали их не менее пяти лет и надлежащим образом, хотя и не оформляли это воспитание усыновлением.

В большинстве перечисленных обязательств плательщик али­ментов является, как правило, трудоспособным лицом, обладающим всеми необходимыми средствами. Получатель алиментов, наоборот, нетрудоспособен либо не достиг возраста совершеннолетия.

Ответственность по семейному праву

Законодательством РФ предусмотрена юридическая ответст­венность за неосуществление семейных прав и неисполнение обязан­ностей.

Осуществление и неосуществление семейных прав. Нарушение обязанностей субъектами семейных правоотношений

Осуществление семейных прав в точном соответствии с их назначением предполагает такую реализацию предоставленных граж­данам возможностей, которая всемерно содействовала бы укреплению семьи, обеспечивала надлежащее воспитание детей, создавала благо­приятные условия для всестороннего развития всех членов семьи.

Неосуществление семейных прав является основанием для ответственности.

Нарушение обязанностей субъектами семейных правоотноше­ний также является основанием для реализации соответствующих санкций.

Ответственность за неосуществление семейных прав и не­исполнение семейных обязанностей бывает нескольких видов:

Рассмотрим для примера такую форму ответственности, как лишение родительских прав. Она представляет собой санкцию за не­правильное поведение родителей в отношении детей, направленную на защиту интересов детей и перевоспитание родителей.

Законодательством устанавливается исчерпывающий пере­чень оснований для применения этой санкции:

Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Оно предполагает обязательное отобрание ребенка, в отношении ко­торого родители допускали неправомерное поведение, и помещение его в более благоприятную среду: к опекуну, в детское воспитательное учреждение и т.п. меры.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *