что такое селективный аромат в парфюмерии
Что такое селективная парфюмерия, кому она подходит, каким брендам отдать предпочтение?
Разбираться в парфюмерном многообразии сегодня приходится каждой девушке:
Правильно подобранный запах помогает подчеркнуть индивидуальность, хороший вкус и положение в обществе – подходите к выбору ответственно!
Что означает «селективная парфюмерия»?
Ниша или селектив – это премиальные духи, которые не нуждаются в рекламе. До недавнего времени на отечественном рынке было невозможно найти подобную продукцию и знали о ней лишь заядлые ценители и настоящие модницы. Сейчас приобрести нишевые разливные духи стало проще, а выбор брендов не уступает мировому.
Особенности нишевой парфюмерии:
Одна из первых селективных марок в истории – Dorin. Пик ее популярности был во времена королевы Франции Марии-Антуанетты. Хотя о серьезном разделении парфюмерии на классы в те годы говорить не приходится. Первый нишевый парфюм увидел свет в 1965 году – марка Creed выпустила духи эксклюзивно для знаменитостей. Бум селектива настал лишь во второй половине 20 века.
Чем нишевая парфюмерия отличается от элитной?
В парфюмерной иерархии есть признанный лидер – элитная или люкс продукция. Селективные духи в этом мире словно серый кардинал – без шума и рекламы, однако основные тенденции и прорывы происходят именно в этой категории. Композиции для обеих категорий создают знаменитые парфюмеры, а для создания экстракта используют только самые лучшие компоненты и натуральные эфирные масла. Как же тогда отличить «нишу» от «люкса»?
Популярность бренда
Бренды элитной парфюмерии у всех на слуху: Chanel, Versace, Kenzo.
Производителей селективной парфюмерии знают единицы. Во-первых, из-за отсутствия громких пиар-акций, во-вторых, появились нишевые водички на отечественном рынке не так давно.
Узнаваемость аромата
Выпуск очередного элитного парфюма пропустить очень сложно, и даже если у вас это получилось, все равно услышите популярный аромат на модницах или модниках. Люксовые духи выходят, чтобы стать бестселлером!
В случае с нишей все иначе. Во-первых, об их выходе можно узнать, только специально отслеживая новинки селекционной парфюмерии. Во-вторых, встретив двух-трех и даже больше людей с одним нишевым ароматом (что само по себе маловероятно), догадаться об этом совпадении не получится – одни и те же духи пахнут на каждом носителе по-разному!
Оригинальность композиции
Выход элитных духов – запланированное событие, каждый аромат разрабатывается командой мастеров по заказу парфюмерного дома. Этому заказу предшествуют серьезные исследования на рынке, чтобы каждая композиция попала прямо в точку. Даже стоимость готового продукта строго регламентирована еще до его создания.
Элитные парфюмы популярны, они рассчитаны на среднестатистического покупателя, а нишевые подходят только ценителям и оригиналам.
Тип аромата
Из предыдущего пункта ясно, что выпуская элитный парфюм, например, весной, бренд сделает ставку на свежие и цветочные ноты – это традиционный выбор клиентов.
Нишевый парфюм может выйти с анималистичным, кожаным, металлическим запахом.
Точки продажи
Купить нишевую парфюмерию можно только через авторизированные точки продажи или концепт-сторы, их количество в мире ограничено (не более 500). Продукцию категории «люкс» можно купить в специализированных парфюмерных магазинах, он-лайн, в крупных ТЦ.
Кому подходят selective-ароматы?
Сразу стоит отметить: покупать селективную парфюмерию можно и нужно не всем. Такие духи отличаются использованием нестандартных сочетаний, специальных синтетических компонентов и особой технологией изготовления. Для некоторых ниша – слишком густые и объемные ароматы, которые не подходят ни по возрасту, ни по социальному положению. Носитель селективного аромата – успешный, сформированный, модный молодой человек или девушка не моложе 25 лет.
Хотя ряд нишевых духов выпускается в категории унисекс, покупать кота в мешке и надеяться, что запах точно подойдет, не стоит. Кстати, насчет кота: найти анималистичный аромат в нише тоже можно!
Эти ароматы «звучат» на каждом человеке по-своему, что с одной стороны отлично, ведь у вас может появиться индивидуальное средство, с другой стороны – букет может оказаться слишком тяжелым или несочетаемым с природными запахами тела. Бывает, на подружке аромат благоухал ванилью, а вас окутал ладаном. Лучший вариант – перед основной покупкой приобрести демонстрационный вариант аромата и поносить его на коже в разное время суток, при разной погоде.
Бренды нишевой парфюмерии
Из уст в уста, от ценителя к ценителю передаются имена и названия селективных парфюмов. Мы поделимся с вами самыми лучшими.
Мужские нишевые бренды
Несколько особняком стоит нашумевший и вполне доступный в плане цены бренд – Escentric Molecules. Эти унисекс-ароматы вызвали целую революцию в парфюмерном мире: вместо сложной композиции из натуральных компонентов в каждом флаконе Гезы Шоена – особая молекула, синтезированная в лаборатории. Духи не имеют собственного запаха, а раскрывают природный аромат владельца.
Стоимость селективной парфюмерии
Может создаться впечатление, что нишевые духи стоят больших денег и доступны только избранным. Это верно лишь отчасти. Действительно, есть марки селективной парфюмерии, стоимость флакона которых доходит до нескольких тысяч долларов.
Например, духи Amouage производят исключительно вручную из редчайших компонентов, добываемых в Омане и запрещенных к вывозу за границу. Стоимость одного флакона стартует от 150 у.е. За парфюм арабских шейхов родом из ОАЭ – Aj Arabia придется заплатить минимум 250 у.е.
Но не стоит огорчаться! Существует и доступная селективная парфюмерия.
Духи другого нишевого бренда – Montale – уже достаточно популярны среди отечественных и мировых ценителей, хотя изначально тоже считались королевскими и недоступными. В их составе только натуральные эфирные масла и экстракты, а стоит флакон в разы меньше – от 30 у.е.
Найти уникальные ароматы можно в линейке женской и унисекс парфюмерии Serge Lutens. Например, духи Cedre состоят из 120 натуральных компонентов и меняют свой запах до 60 раз в сутки! Стоимость флакона этой марки чуть выше 40 у.е.
Тем не менее искать селективную парфюмерию дешевле элитной не стоит. А если и увидите такой образец – бегите, не оглядываясь, – перед вами подделка!
Селективная парфюмерия
Селективные марки продают не просто запах, а сложный продукт, состоящий из идей, эмоций, воспоминаний. И чем необычней аромат, тем лучше! Ведь человек склонен запоминать именно запахи. Лица людей и места мы можем забыть, но запахи нет. Всё дело в ольфакторной памяти: определённые запахи запоминаются на всю жизнь.
Такие ароматы славятся неповторимыми нотами, сплетёнными в загадочный орнамент. Селективные ароматы практически не делятся на женские и мужские, чаще всего это ароматы унисекс. Многие из таких ароматов окончательно открываются намного позже нанесения, они могут раскрываться в течение всего дня волной различных оттенков и настроений, одна нота постепенно сменяется другой.
Главная цель парфюма данной категории – подчеркнуть индивидуальность обладателя, раскрыть его характер. Идеально подстраивающийся под настроение, он всегда звучит органично, вписывается в любые образы.
Авторы изящных селектив-композиций абсолютно уверены: ни что не должно отвлекать покупателя от уникального звучания их творений. Именно поэтому в упаковках вы не встретите каких-то сложносочиненных дизайнов. Все очень просто и лаконично. Для создания лаконичных флаконов нередко используют совершенно восхитительные и натуральные материалы: камень, ценные породы дерева, дорогостоящий хрусталь, стекло всевозможных форм и цветов, мрамор и другие. При этом парфюмеры стараются сохранить чистоту аромата и вплести его в современный ритм, такие духи своего рода – искусство. Они удивляют, шокируют, завораживают, но не оставляют вас равнодушными. Создание такой парфюмерии можно сравнить с виноделием.
Селектив отличается высоким качеством сырья — для него вырабатываются специальные синтетические компоненты и выбирают натуральные продукты. Этим и объясняется дороговизна селективных ароматов.
Наиболее известные селективные марки: Diptyque, Juliette Has a Gun, Serge Lutens, Byredo, Kurkdjian, Atelier Cologne, Montale, L’Artisan Parfumeur, Acqua di Parma, Jo Malone, Comptoir Sud Pacifique, Tom Ford, Penhaligon’s. Необычная изысканность, простота, и при этом харизматичность, запоминающаяся своей оригинальностью. Это всё о нишевой парфюмерии.
Приведем несколько примеров:
L`Artisan Parfumeur Passage d`Enfer
Селективная парфюмерия: что это такое и где это купить
Косметические марки без передышки штампуют цветочные ароматы, в то время как нишевые парфюмеры экспериментируют с запахами кладбищ, виски и сигарет. При помощи эксперта «Город» составил короткий путеводитель по нишевой парфюмерии и выбрал 10 удивительных ароматов, которые можно купить в Москве.
Как отличить нишевую марку
Алексей Дубинский — владелец «Ароматеки». По образованию инженер-электрик, ни дня не работавший по специальности. С парфюмерией был связан бизнес его жены, позже и он увлекся и примкнул к ней. Теперь Дубинский дружит с доброй половиной важнейших независимых парфюмеров, чьи ароматы один из немногих и представляет в России
Фотография: Михаил Смоленцев В масс-маркете можно найти любой растительный аромат, но на большее рассчитывать не стоит. Уд, ветивер, фимиам, кожа, не говоря уже о более сложносочиненных ингредиентах, — все эти ароматы гораздо затратнее произвести, а запахи получаются специфическими. Если упрощать, то для синтезированных молекул, сложных для восприятия сочетаний или смешанных не по канонам масел и придумано определение «нишевая парфюмерия». Ее еще называют селективной — это одно и то же.
Определяют нишевую парфюмерию три основные черты. Первая — персонализация: у парфюмерного дома обязательно есть лицо. Это парфюмер, креативный директор или даже владелец. Мы не знаем, кто создает ароматы, например, для Versace, а в нишевой парфюмерии всегда есть автор. Второй момент — количество точек продаж. По всему миру их может быть не больше условных 250. А третий — отсутствие рекламных бюджетов.
Еще одно необязательное условие — единообразие упаковки у одной марки. Все парфюмы разливаются в одинаковые флаконы. Сами парфюмеры говорят, что экономят на форме, но не на содержании. Но есть и прослойка парфюмеров, помешанных на упаковке, — у них стоимость флакона в разы превышает расходы на все остальное.
У нишевой парфюмерии есть своя притянутая за уши, но довольно достоверная история создания. Был такой замечательный человек — Жан Лапорт, создатель французского дома L’Artisan Parfumeur. Он пошел наперекор всем правилам и традиции и создал аромат Mure et Musc, скрестив ежевику с мускусом. Получился парфюм, впервые имитирующий не запах отдельно взятого растения, а сложную ассоциацию — нагретые солнцем ягоды в летнем саду. Этот парфюм 1978 года в индустрии сообща считают первым селективом.
Где живут нишевые парфюмеры
Исторически почти вся нишевая парфюмерия базируется во Франции и Италии. Италия вообще невероятно важна для глобального рынка, потому что такое количество независимых магазинчиков есть только там. Именно в Италии проходят две главные международные выставки — весенняя и осенняя, в Милане и во Флоренции. Первая — «Esxence», где свою продукцию выставляют сами производители, а на второй — «Pitti Fragranze» — дистрибьюторы. Деление на весеннюю и осеннюю никакого отношения к сезонности не имеет. Просто это два конкурента, и совпадать по времени им не стоит.
В Америке базируется Demeter, есть частные мало кому известные парфюмеры, но серьезной индустрии нигде, кроме Европы, нет.
Зачем ювелиры и дома моды создают свои ароматы
Хит продаж — Chanel №5 и перевыпуск исторического аромата 1925 года —Chanel Gardenia, который стоит совершенно других денег Каждый уважающий себя крупный дом моды или украшений, выпускающий под своим именем еще и парфюм, с распространением нишевой парфюмерии оброс собственными селективными линейками. Скажем, аромат Chanel №5 входит в основную линию парфюма и стоит вполне реальных денег (120 долларов на сайте марки), в то время как Gardenia из селективной линейки Chanel Les Exclusifs — 3800 долларов (цена за 900 мл). Между тем и у независимого парфюмера из нишевой марки, и у именитого коммерческого парфюмера из большого дома одни и те же материалы и возможности. Многие независимые мастера имеют доступ к маслам и эссенциям, которые закупают для того же Coco Mademoiselle глобальные производители. Даже производством и у тех и у других в большинстве случаев занимается одна из двух лучших швейцарских компаний — Firmenich или Givaudan.
Иногда весь процесс держится на одном человеке: он самостоятельно закупает ингредиенты у нескольких производителей, сам все смешивает и разливает — конечно, не на коленке, а очень профессионально. Так работает француз Пьер Гийом, создатель Parfumerie Generale, образцовой французской марки с крошечными тиражами, простейшей упаковкой и названиями ароматов по номерам (всего 25 парфюмов, не считая промежуточных вроде 6.1).
Фотография: Саша Карелина
Почему в нишевой парфюмерии нет гендерных ароматов
Селективы не делятся на мужские и женские — это такая же уловка маркетологов, как понятие «унисекс-аромат». Исторически парфюм был продуктом, не привязанным к гендеру. Например, те самые древесные нотки, которые принято добавлять в то, что любой нос определяет как мужской аромат, отвечают скорее за элегантность, чем за маскулинность.
Фотография: Саша Карелина
Сколько может стоить селективный парфюм
Давным-давно одна талантливая семейная пара под именем Bobo создала аромат Pepsi Cola, который получил множество наград за упаковку. Продукт был сопоставим по цене с любым ароматом из масс-маркета, и это при том, что над ним работало несколько именитых парфюмеров. Известные всем Demeter тоже пошли по тропинке юмористической, даже скандальной, и тоже продаются по очень демократичным ценам. Аромат свеклы, пыли, кладбища, похоронного бюро — да они просто издеваются над индустрией!
Demeter — это, пожалуй, одна из самых известных марок в селективной парфюмерии, но рубеж в 250 точек продаж все равно не перешагнули. Но стереотип «селективы дорогие» взялся не на пустом месте. Да, малотиражные ароматы дороже в производстве, составлены из стойких натуральных масел, зачастую вручную упакованы — то есть просто не могут стоить 1500 рублей. Если в составе есть алмазная пыль или масло единственного на континенте представителя какого-то растительного вида, цена может достигать фантастических размеров.
Можно ли смешивать ароматы
Если для кого-то с ролью идеального запаха справляется Lacoste, то это абсолютно нормально, и нужно только радоваться, что кто-то так легко нашел свой аромат. Но бывает, что человек долго слушает ароматы, выбирает-выбирает, но даже сложнейшие запахи для него кажутся простыми. В этих случаях консультант смешивает для него разные парфюмы — у некоторых марок есть схемы наиболее удачных сочетаний, другие приходится выбирать по наитию.
Почему парфюмерам нельзя верить
Есть люди, которые предпочитают моноароматы. Точнее, думают, что предпочитают, потому что монопарфюм — это самый большой обман в мире: это все равно, как ни крути, композиция. В каждом аромате есть один очень яркий ингредиент, который красиво обрамляется огромным количеством других масел. Человек просто-напросто может не знать, как пахнет первоисточник. Вот приходишь в магазин, берешь продукт, на нем написано Fleur D’Orange. Слушаешь и веришь, что именно так пахнут цветы апельсина, потому что откуда русскому человеку знать, как пахнут цветы апельсина? Или у L’Artisan Parfumeur был аромат Mimosa Pour Moi. Но у мимозы нет ароматического масла, а Mimosa Pour Moi — это композиция различных ингредиентов, которые вместе напоминают запах мимозы. Или, к примеру, то же самое с туберозой (растение семейства агавовых. — Прим. ред.): мы приняли за единицу туберозы аромат Fracas марки Robert Piguet. А это не тубероза, это классическое трио туберозы, жасмина и цветов апельсина.
Ну и о классификации: как и в масс-маркете, все деление зависит от доли спирта, ароматических веществ и воды. Самая слабая коцентрация – это Eau de Cologne, затем Eau de Toilette, Eau de Parfum (или, как у нас называют, дневные духи) и наконец Parfum. Но и в нишевой парфюмерии бывают случаи, когда парфюмер якобы работает в формате Eau de Parfum, а концентрация масел у него не дотягивает даже до Eau de Toilette.
Есть ли нишевая парфюмерия в России
В Москве тоже проходит выставка, «Intercharm», но туда большие парфюмеры почти не приезжают. Вообще, если говорить о русском следе, то недавно у нас появился первый нишевый парфюмер, Мария Борисова. Ароматы ее марки Selection Excellence производятся в Бельгии, деревянные крышки для флаконов делает тверской мастер, а сами флаконы — на заводе в Австрии. А в США две девушки с русскими корнями завели прорусскую марку Sulékó, у них, к примеру, есть древесно-мускусный аромат Baba Yaga во флаконе в форме ступы. Другой русский след — это Fragrantica, онлайн-энциклопедия парфюмерии, где можно прочитать все про абсолютно любой аромат на планете. Владелица проекта, Елена Кнежевич, основала дом под названием The Vagabond Prince. У них флаконы расписаны под хохлому, русские-прерусские, даже излишне.
В России и потребитель очень специфический. Например, если в названии аромата есть слово «роза», его никто никогда не купит. Людям почему-то не нравится знать, что в составе его духов есть болгарская или турецкая роза, а ведь на деле практически ни один аромат не обходится без нее.
10 ароматов с необычным запахом: выбор «Города»
Figue Fruitee by Au Pays de la Fleur d’Oranger
Figue Fruitee by Au Pays de la Fleur d’Oranger, 7800р. в Articoli в ГУМе
Фотография: Саша Карелина
Одна из лучших вольных интерпретаций фиги фруктовой, которая не является масличным растением — то есть не дает масла, и в парфюме может быть разве что синтезирована. Парфюмерная вода выпущена в коллекции «Ароматы Прованса», которую ведет Au Pays de la Fleur d’Oranger — компания, которая помимо продажи всяких сувениров из Прованса поставляет масла парфюмерным домам.
Laboratorio Olfattivo Alkemi
Laboratorio Olfattivo Alkemi, 6800 р. в «Ароматеке»
Фотография: Саша Карелина
Трое независимых парфюмеров объединились для создания линии из девяти ароматов под названием Laboratorio Olfattivo. Этот парфюм — тягучую, тяжелую «Алхимию» — придумала Мари Дюшен, построив его не на традиционной пирамиде (хотя формально она все-таки присутствует) из базовой, средней и верхней нот, а на одном-единственном запахе старых дубовых бочек с виски, который держала все это время в голове.
Jade Olivier Durbano
Jade Olivier Durbano, 8800 р. в «Ароматеке»
Фотография: Саша Карелина
Оливье Дюрбано, чье имя носит этот парфюм, на самом деле не является парфюмером — всю жизнь он трудится в ювелирном доме имени себя и питает страсть к полудрагоценным камням и минералам. Серия разноцветных ароматов, которую под его руководством создают пять приглашенных парфюмеров, — признание в любви яшме, хрусталю, лунному камню и еще пяти породам. Внутри флакона с зеленым Jade — три нефритовых шарика, которые якобы и отдают парфюму свой аромат.
Parfumerie Generale, Hyperessence Matale
Parfumerie Generale, Hyperessence Matale №12, 7900 р. в «Ароматеке»
Фотография: Саша Карелина
Нота зеленого чая в парфюмерии не редкость, но про остальные чайные сорта до появления Hyperessence Matale №12 незаслуженно забывали. Великий Пьер Гийом из Parfumerie Generale посвятил напитку целую серию Hyperessence Matale. Крайне удачным получился аромат №6 с зеленым чаем, после чего Гийом решил сделать парфюм покрепче, поэтому базовой нотой стал не классический зеленый, а черный чай. Так как получить из него масло невозможно, чай подвергается фото-аффинажу — ультрафиолетовому облучению, во время которого и выделяет запах, который можно фиксировать.
Leather by Franck Boclet
Leather by Franck Boclet, 8800 р. в Articoli в ГУМе
Фотография: Саша Карелина
Отчетливо мужской парфюм французского дизайнера одежды Франка Бокле. В 2012 году он открыл парфюмерный дом и начал дело выпуском серии из моноароматов, построенных вокруг его самых любимых запахов в мире — кожи, уда, пачули и ладана. Каждый флакон упакован в мешочек из органзы, который сам Бокле сравнивает с женской ножкой в чулке.
Monsieur by Huitieme Art Parfums
Monsieur by Huitieme Art Parfums, 6800 р. в «Ароматеке»
Фотография: Саша Карелина
Еще одна работа Пьера Гийома уже под другим именем в серии «Восьмое искусство». С самого начала флаконы в этой серии были белыми и хранили ароматы разных съедобных продуктов. Monsieur — первый однозначно мужской и потому черный. Здесь опять-таки нет традиционной пирамиды, держится запах на двух столпах — дыме и ладане.
Jasmin et Cigarette Etat Libre d’Orange
Jasmin et Cigarette Etat Libre d’Orange, 5900 р. в «Ароматеке»
Фотография: Саша Карелина
В проекте Etat Libre d’Orange — десятки ароматов с провокационными названиями, но довольно безобидным звучанием. Среди самых запоминающихся — «Жасмин и сигареты» с апельсином, жасмином и табаком. Привет Грете Гарбо и Марлен Дитрих, пускающим дым с черно-белого экрана в темный кинозал.
Korloff In White by Korloff Paris
Korloff In White by Korloff Paris, 4400 р. в Articoli в ГУМе
Фотография: Саша Карелина
Ювелирный дом Korloff, символом которого является черный 88-каратный бриллиант Korloff Noir, по старой памяти делает в форме драгоценности крышку для всех своих ароматов. Один из самых нетривиальных — 88-миллилитровый флакон матового стекла с хрустящей острой свежестью снега внутри.
Liquid Money
Liquid Money, 2500 р.
Фотография: Саша Карелина
Экс-вице-президент Microsoft Патрик МакКарти однажды прочитал в интернете исследование японских ученых, которые выяснили, что деньги пахнут — более того, этот запах мотивирует на успех. Недолго думая, МакКарти нашел парфюмера и создал два аромата — мужской и женский — с запахом хлопка и металлической стружки, которые в сумме дают аромат только что напечатанной купюры. Интересно, что флакон упакован в нарезанную на длинные полоски настоящую 20-долларовую бумажку.
Sucre d’Ebene Huitieme Art Parfums
Sucre d’Ebene Huitieme Art Parfums, 6800 р. в «Ароматеке»
Фотография: Саша Карелина
Достоверный жидкий коричневый сахар в ретрофутуристическом флаконе того же Пьера Гийома, который придумал, как упаковать в стекло дым и ладан, — нос профессионала с первого раза поймет, что сахар облучен ультрафиолетом и настоян на мускусе. Остальным остается довольствоваться ловкой имитацией запаха, от которого мгновенно просыпается аппетит.
Дорогие читатели, просим прощения за ошибки, допущенные в материале. Мы поправили: названия итальянских выставок духов «Esxence» и «Pitti Fragranze», уточнили объем флакона с духами Gardenia, добавили недостающую букву в название Mimosa Pour Moi и убрали лишнюю в имени компании Firmenich. Если вы заметите еще какие-то неточности, пожалуйста, не стесняйтесь и сообщайте об этом.
5 мест, где покупать селективные ароматы в Москве
Один из первых в городе магазинов селективов. Находится на Знаменке с 2000 года и очень гордится дружескими отношениями с авторами всех представленных у них ароматов
Лавочка на «Автозаводской», которая сама себя называет «гостиная-бутик» и представляет интересы преимущественно семейных итальянских парфюмерных домов с отменной родословной
Главный универмаг, который не был бы главным без собственного корнера селективов, где перемешаны и любимцы публики Le Labo, и позолоченные флаконы с бриллиантами по цене отечественного автомобиля
Два корнера на 1-м и 4-м этажах универмага, первый — принадлежит «Рив Гош» и продает со скидкой по золотой карте мейнстрим нишевой парфюмерии вроде Serge Lutens и Byredo; на 4-м ароматы дороже, во многом благодаря наценке «Цветного».
Член семейства Bosco с тремя магазинами косметики и парфюмерии. Конкретно за нишевой идти лучше в ГУМ, где есть и Jo Malone, и Diptyque, и селективные линейки марок уровня Chanel и Guerlain