что такое секулярный гуманизм
Светский гуманизм
Содержание
Определение и статус светского гуманизма
Базовые принципы
Принципы гуманизма
Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.
Принципы светского гуманизма
В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.
Светский гуманизм и атеизм
Светская этика
Истоки светского гуманизма
Современный гуманизм
Размежевание с религиозным гуманизмом
Организационное оформление
Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).
В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.
Светский гуманизм в России
В России с 1995 года действует Российское гуманистическое общество (РГО) — общественная организация содействия развитию гуманизма. РГО издаёт журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму, проводит научные конференции по тематике гуманизма, организовывает летние курсы гуманистического образования.
Критика светского гуманизма
Известные светские гуманисты
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Критика светского гуманизма
Полезное
Смотреть что такое «Светский гуманизм» в других словарях:
Гуманизм — (от лат. humanitas человечность, humanus человечный, homo человек) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный… … Википедия
Гуманизм — (от лат. humanus человеческий, человечный) мировоззрение эпохи Возрождения, идейное содержание ренессансной культуры, выразившееся в научных, литературных, филос, педагогич. и др. взглядах, которые ставили в центр мира человека. Родина г. Италия … Средневековый мир в терминах, именах и названиях
Гуманизм — или Возрождение (см.). Так называется движение, освободившее на Западе Европы личность и культуру от порабощения католическою церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гуманизм, или Возрождение — (см.). Так называется движение, освободившее на Западе Европы личность и культуру от порабощения католическою церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству. Оно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Атеизм — Запрос «Бога нет» перенаправляется сюда; об альбоме группы «ДК» см. Бога нет (альбом). Один из символов атеизма, стилизованное изображение атома … Википедия
АТЕИЗМ — [от греч. ἄθεος отвергающий богов, лишенный Божества, безбожник], отрицание Бога, безбожие; с православно богословской т. зр. неверие в Бога Иисуса Христа и отрицание Его существования; связанная с этим отрицанием абсолютизация тварных сил мира… … Православная энциклопедия
АТЕИЗМ — (от греч. άθεος, безбожный) неверие в существование каких либо сверхъестественных сил или существ (например, бога, богов, дьявола, духов, ангелов и тому подобное) или отрицание их существования, а также связанное с этим отрицание… … Википедия
Куртц, Пол — Пол Куртц англ. Paul Kurtz … Википедия
Гуманист — Гуманизм (от лат. humanitas человечность, лат. humanus человечный, лат. homo человек) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм) … Википедия
Гуманизьм — Гуманизм (от лат. humanitas человечность, лат. humanus человечный, лат. homo человек) мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм) … Википедия
Секулярный гуманизм глазами христианина
Начну с цитаты из «Принципов гуманистического мировоззрения»: Гуманизм — это мировоззрение, сущностью которого является идея человека как абсолютной для него самого ценности и приоритетной реальности в ряду всех других ценностей и реальностей.
Если спросить секулярного гуманиста о том, что он считает высшей ценностью, он, скорее всего, ответит – человеческая личность; если спросить о том же самом христианина, он ответит – любовь. Конечно, секулярный гуманист не отрицает ценность любви; а для христианина любовь необходимо предполагает личностность, но они сделают упор на разных вещах.
Библейское отношение к себе, ближним и миру, на мой взгляд, лучше всего выражается в строчке из «Песни песней»: «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне» (6:3).
Эта женщина является возлюбленной потому, что принадлежит возлюбленному, мужчина является возлюбленным потому, что принадлежит возлюбленной: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные. О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песнь Песней 1:14–15)
За этими словами стоит нечто гораздо большее, чем просто эротический восторг. Невеста является абсолютной ценностью и приоритетной реальностью не для себя самой, а для жениха. Жених абсолютно ценен не для себя, а для невесты: «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами. Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами». (Песнь Песней 2:2–3)
Наша ценность и реальность определяется тем, что есть кто-то другой, для кого мы ценны и реальны; наша значимость и ценность утверждается не нашими притязаниями на нее, а тем, что другие личности, кроме нас, признают нас ценными. Человек проявляет и осознает свою личностную ценность и уникальность только в личных отношениях. В христианском понимании личность – это всегда лицо, обращенное к другому. Для христианина догмат Троицы содержится уже в том утверждении, что Бог личностей. Сущность тех личностных отношений, к которым человек призван, есть любовь. Любовь есть отношение, при котором центром, смыслом, содержанием и оправданием моей жизни являюсь не я, а другой – как это хорошо видно на примере влюбленных из «Песни песней». Для того чтобы войти в отношения, в которых наша человеческая сущность может раскрыться, мы должны довериться и отдать, посвятить себя кому-то другому. Это верно не только в браке, но мы еще несколько остановимся на этой аналогии.
Представим себе женщину, которая убеждена, что разговоры о вечной преданности – обман, который бессовестные мужчины используют, чтобы обманывать, подавлять и эксплуатировать несчастных женщин. Возможно, она пострадала от чужого предательства или сама его совершила, но теперь она уверена, что не позволит никому себя обмануть. Она может даже создать общество по разоблачению мифа о вечной преданности и публиковать рассказы женщин, которые имели глупость поверить в вечную преданность и пострадали из-за этого. Она научно докажет, что вечная преданность невозможна физиологически, и разоблачит гормональную подоплеку разговоров о верности. Она убедительно объяснит, что свидетельства людей, пребывающих в счастливом браке, нельзя воспринимать всерьез – многие тоже пребывали в «счастливом браке», а потом развелись. Вероятно, эта женщина никогда не станет жертвой какого-нибудь сладкоречивого соблазнителя, но счастливой возлюбленной, женой и матерью она тоже никогда не станет. Человек рискует проиграть, когда он доверяется, но если он не хочет доверяться, он проиграет наверняка.
Думаю, эта аналогия подходит, когда мы говорим о христианстве и секулярном гуманизме. Христиане говорят о том, что вечную радость, для которой человек создан, он может обрести только в общении с личностным Богом; что мы призваны покаяться, то есть довериться обещаниям Бога и покориться Его заповедям. Мы можем предаться Богу, потому, что Бог первым отдал Себя нам в Иисусе Христе: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих». ( Марк 10:45 ) Светские гуманисты отвечают на это примерно так: мы не собираемся кидаться в омут с закрытыми глазами. Представьте нам убедительные научные доказательства того, что Бог, которому вы предлагаете предаться, реален. Непонимание здесь возникает из-за того, что христиане не предлагают принять какую-то научную теорию. Они предлагают вступить в личные отношения с Богом. В области личных отношений методы науки – такие как наблюдение и эксперимент, просто не работают. Вы не можете ставить экспериментов над близкими людьми — иначе Вы просто их потеряете. Вы никогда не сможете научно доказать мне, что Ваш старый друг – честный и надежный человек. Вы можете только свидетельствовать об этом, а я могу принять или не принять Ваше свидетельство.
Вы не можете вполне осуществить себя, как личность, не устанавливая близких и доверительных отношений с другими личностями. Вы не можете устанавливать такие отношения, не идя на риск доверия.
Конечно, мне могут возразить, что, помимо Иисуса Христа, есть еще масса претендентов на наши души. Почему мы должны счесть их притязания – ложными, а Его – истинными? Ответ связан с нашими представлениями о нравственности. И христиане, и светские гуманисты согласятся с тем, что здоровая нравственность проявляется в любви к ближнему. В греческом тексте Нового Завета используются разные слова, которые переводятся как «любовь». Это «эрос» – романтическое влечение между мужчиной и женщиной, «филиа» – дружеская привязанность, «сторге» — родительская любовь, и, наконец, «агапе» – бескорыстная любовь к человеку, в котором мы признаем и его ценность и уникальность как личности, независимо от того, насколько нам этот человек интересен и полезен в качестве возлюбленной, друга или родственника. В качестве примера «агапе» я могу привести жизнь матери Марии – православной монахини, которая жили в эмиграции, в Париже. Она вела полную тяжелого труда и суровых ограничений жизнь, чтобы создать приют, где нищие, бездомные и опустившиеся русские эмигранты могли бы получить кров, пищу и человеческое участие; когда Франция была оккупирована нацистами, она стала укрывать евреев, в конце концов, нацисты ее схватили и она умерла в концлагере. Думаю, мы согласимся в том, что поведение, продиктованное «агапе» достойно одобрения, а, скажем, поведение нацистов-достойно осуждения. Однако, чтобы с уверенностью утверждать это, мы должны признать, что «агапе» — отражение некой объективной реальности, а не просто чье-то субъективное предпочтение. Рассмотрим это подробнее.
Если человек есть порождение неких безличных, внеразумных и вненравственных природных сил, то мы не можем найти в этих силах никакой опоры для наших нравственных предпочтений. Можем ли мы найти опору в самом человеке? Секулярные гуманисты скажут, что да. Я с этим не соглашусь, и вот почему. Люди придерживаются разных нравственных предпочтений. С точки зрения секулярных гуманистов (как и христиан), моральные убеждения нацистов – преступны и порочны. С точки зрения нацистов, преступны и порочны моральные убеждения гуманистов. Обе группы глубоко убеждены в абсолютной истинности и научной обоснованности своих взглядов. Еще пример. Русский секулярный гуманист Андрей Семенов признает, что «аборт действительно равноценен убийству, что негуманно» («Здравый смысл» №1(15), стр.20). Для американских гуманистов «право на аборт» – один из ключевых вопросов, по которым они противостоят христианам. Все что у нас есть – это мнение одной группы людей против мнения другой группы людей. Как об этом было заявлено,«гуманистам чуждо признание реальности сверхъестественного и трансцендентного, преклонение перед ними и подчинение им как сверхчеловеческим приоритетам». Это означает, что у Вас просто нет никакого авторитета, к которому Вы могли бы апеллировать, утверждая, что Вы правы, а нацисты – нет. И Вы, и они – люди, а никакого третейского судьи между вами нет. Для того чтобы утверждать, что одни люди правы, а другие – нет, мы должны для этого располагать неким объективным и общеобязательным критерием нравственной истины. Моральный пафос гуманистических публикаций неизбежно предполагает, что такой критерий существует. Надеюсь, я показал, почему это трудно совместить с решительным отрицанием реальности сверхъестественного и трансцендентного. В самом деле, если «агапе» это порождение человеческого развития, то почему мы должны предпочитать ее другим продуктам человеческого развития — скажем, той же расовой теории?
Если мы признаем, что «агапе» является сущностью человеческой нравственности и сущностью человечности как таковой, мы приходим к еще одному заключению – наша человечность глубоко повреждена. Мы совсем не являемся воплощением «агапе». Никто из нас не следует правилу «во всем, как вы хотите, чтобы с вами поступали люди, и вы поступайте с ними». В какой-то мере эту поврежденность признают и секулярные гуманисты: гуманисты признают реальность антигуманного в человеке и стремятся максимальным образом ограничить ее сферу и влияние. Эти слова предполагают, что существует критерий, по которому мы можем различать гуманное и антигуманное. С точки зрения этого критерия мы признаем реальность антигуманного в человеке. Что мы можем сказать об этом критерии? Он должен быть сверхчеловеческим, т.е. внешним по отношению к самому человеку. Ничто не может быть своим собственным мерилом. Чтобы говорить о том, что ваша кость искривлена. Вы должны приложить к ней внешнюю по отношению к ней прямую линейку. Как вы можете утверждать, что в вашем мериле есть искривленность (в человеке есть антигуманное) если это вообще единственное мерило, которое вы признаете?
Нравственность также предполагает реальность личной ответственности человека за свои деяния. Ответственность можно нести только перед личностью. Перед кем? Перед самим собой? Но никто не может быть своим собственным мерилом. Вы не можете определить, правильно ли нанесены деления на вашей линейке, пользуясь только самой этой линейкой. Перед другими людьми? Но ведь мы признаем реальность антигуманного в человеке, другие люди тоже искривлены, иногда чудовищно искривлены в моральном отношении. Таким образом, чтобы говорить о нравственности, необходим сверчеловеческий и личностный критерий. Его личностность также связана с тем, что любовь, которая есть основа нравственности, есть личностное отношение.
Итак, мне представляется крайне непоследовательным утверждать реальность нравственности, отрицая при этом реальность личностного, сверхъестественного и любящего Бога.
То, что мы можем предполагать, исходя из нашей моральной природы, удивительно совпадает с тем, что мы знаем из повествований Нового Завета. Вечная и надмирная любовь сошла к нам в лице Иисуса Христа, чтобы восстановить наши отношения с Богом и исцелить нашу поврежденную человечность. Если мы хотим сохранить наши представления о нравственности, нам трудно будет избежать веры в надмирную Любовь; если мы признаем реальность этой Любви, нам трудно будет уйти от признания того, что она явилась в личности и искупительном служении Иисуса Христа. Мы можем, подобно женщине из примера в начале статьи, наотрез отказаться верить из страха быть обманутыми; но я опасаюсь, что именно в этом случае мы обманемся самым трагическим образом.
Светский гуманизм, часто называемый просто гуманизм, это философия или жизненная позиция что обнимает человека причина, светская этика, и философский натурализм при этом отвергая религиозные догма, сверхъестественное, и суеверие как основа мораль и принятие решений. [1] [2] [3] [4]
Humanists International всемирный союз более ста гуманистов, рационалист, нерелигиозный, атеист, Яркий, светский, Этическая культура, и свободомыслие организации в более чем 40 странах мира. «Счастливый человек»признан официальным символом гуманизма на международном уровне, используется светскими гуманистическими организациями во всех частях мира. По оценкам, во всем мире насчитывается от четырех до пяти миллионов человек, называющих себя гуманистами.
Содержание
Терминология
История
Историческое использование термина гуманизм (отражено в некотором современном академическом использовании), связано с трудами досократические философы. Эти сочинения были потеряны для европейских обществ до тех пор, пока ученые эпохи Возрождения не открыли их заново через мусульманские источники и не перевели с арабского на европейские языки. [10] Таким образом, термин гуманист может означать ученого-гуманитария, а также относиться к Просвещение/ эпоха Возрождения интеллектуалов и тех, кто согласен с досократиками, в отличие от светских гуманистов.
Секуляризм
В 1851 г. Джордж Холиоук придумал термин «секуляризм» [11] описать «форму мнения, которая касается только вопросов, вопросы которых могут быть проверены опытом этой жизни». [12]
Современное светское движение объединилось вокруг Холиок, Чарльз Брэдло и их интеллектуальный круг. Первое светское общество, Лестерское светское общество, датируется 1851 годом. Подобные региональные общества объединились, чтобы сформировать Национальное светское общество в 1866 г.
Позитивизм и Церковь Человечества
Holyoake’s секуляризм находился под сильным влиянием Огюст Конт, основатель позитивизм и современных социология. Конт считал, что человеческая история будет развиваться в «трехступенчатый закон» из богословский фаза, к «метафизический», по направлению к полностью рациональному» позитивистскому «обществу. В более поздние годы Конт попытался ввести»религия человечества»в свете растущих антирелигиозных настроений и социального недовольства в революционная Франция. Эта религия обязательно выполнит функциональныйСвязующую роль, которую когда-то выполняла сверхъестественная религия.
Хотя религиозное движение Конта не имело успеха во Франции, позитивистская философия науки сама по себе сыграла важную роль в распространении светских организаций в XIX веке в Англии. Ричард Конгрив посетил Париж вскоре после Французская революция 1848 года где он встретился Огюст Конт и находился под сильным влиянием его позитивистской системы. Он основал Лондонское позитивистское общество в 1867 году, которое привлекло Фредерик Харрисон, Эдвард Спенсер Бизли, Вернон Лашингтон, и Джеймс Коттер Морисон среди других.
В 1878 году Общество учредило Церковь Человечества под руководством Конгрива. Там они представили таинства Религии Человечества и опубликовали совместный перевод Положительной Политики Конта. Когда Конгрив отверг своих парижских единоверцев в 1878 году, Бизли, Харрисон, Бриджес и другие сформировали собственное позитивистское общество с Бизли в качестве президента и открыли конкурирующий центр, Ньютон-холл, во дворе Флит-стрит.
Версия церкви в Нью-Йорке была основана английским иммигрантом. Генри Эдгер. Американская версия «Церкви человечества». был в значительной степени построен по образцу английской церкви. Как и английская версия, она не была атеистической и содержала проповеди и сакраментальные обряды. [13] Иногда службы включали чтение традиционных религиозных произведений, таких как Книга Исайи. [14] Он не был таким значительным, как церковь в Англии, но в нем было несколько образованных людей. [15]
Этическое движение
Еще одним важным предшественником был этическое движение 19 века. В Этическое общество Саут-Плейс была основана в 1793 году как Часовня Саут-Плейс на Finsbury Square, на краю Лондонский Сити, [16] а в начале девятнадцатого века был известен как «место сбора радикалов». [17] На тот момент это был Унитарный часовня, и это движение, как и квакеры, поддерживало равенство женщин. [18] Под руководством преподобного Уильям Джонсон Фокс, [19] он предоставил свою кафедру активистам, таким как Анна Уиллер, одна из первых женщин, выступавших за феминизм на публичных собраниях в Англии, которая в 1829 году говорила о «правах женщин». В последующие десятилетия часовня сменила название на Этическое общество Саут-Плейс, ныне Этическое общество Конвей-холла. Сегодня Конвей-холл явно идентифицирует себя как гуманистическая организация, хотя в первую очередь она сосредоточена на концертах, мероприятиях и поддержании своей гуманистической библиотеки и архивов. Он позиционирует себя как «достопримечательность независимой интеллектуальной, политической и культурной жизни Лондона».
В Америке этическое движение было продвинуто Феликс Адлер, который учредил Нью-Йоркское общество этической культуры в 1877 г. [20] К 1886 году подобные общества возникли в Филадельфии, Чикаго и Сент-Луисе. [21]
Все эти общества приняли одно и то же заявление о принципах:
Первое этическое общество в этом направлении в Великобритании было основано в 1886 году. К 1896 году четыре лондонских общества образовали Союз этических обществ, а между 1905 и 1910 годами в Великобритании было более пятидесяти обществ, семнадцать из которых были связаны с Союзом. Позднее в 1928 году Союз этических обществ будет преобразован в Этический союз, зарегистрированную благотворительную организацию. Гарольд Блэкхэм, она переименована в Британскую гуманистическую ассоциацию в 1967 году. Гуманисты Великобритании в 2017 году.
Светский гуманизм
В 1930-е годы «гуманизм» в основном использовался в религиозном смысле этическим движением в Соединенных Штатах и не пользовался особой популярностью среди нерелигиозных в Британии. Тем не менее, «именно от этического движения нерелигиозный философский смысл Гуманизм постепенно возникло в Британии, и именно в результате слияния этических и рационалистических движений это чувство Гуманизм в конечном итоге преобладали на протяжении Свободомыслие движение». [22]
Манифесты и декларации
Гуманисты собрали различные Гуманистические манифесты, в попытках объединить гуманистическую идентичность.
Первоначально подписавшие первый гуманистический манифест 1933 г. объявили себя религиозные гуманисты. Поскольку, по их мнению, традиционные религии не отвечали потребностям своего времени, подписавшие 1933 г. заявили о необходимости установления религии, которая была бы динамичной силой для удовлетворения потребностей дня. Однако эта «религия» не исповедовала веры в какого-либо бога. С того времени два дополнительных манифеста были написаны на замену первой. В Предисловии к Гуманистическому манифесту II в 1973 г. авторы Пол Курц и Эдвин Х. Уилсон утверждать, что вера и знания необходимы для обнадеживающего видения будущего. Манифест II ссылается на раздел о религии и заявляет, что традиционная религия оказывает медвежью услугу человечеству. В Манифесте II следующие группы признаются частью их натуралистической философии: «научный», «этический», «демократический», «религиозный» и «марксистский» гуманизм.
Международный гуманистический и этический союз
В 2002 году Генеральная ассамблея IHEU единогласно приняла Амстердамская декларация 2002 г. который представляет собой официальное определяющее заявление мирового гуманизма. [25]
Все членские организации Международный гуманистический и этический союз требуются постановлением 5.1 [26] принять Минимальное заявление о гуманизме:
Чтобы продвигать и объединять «гуманистическую» идентичность, видные члены IHEU поддержали следующие заявления о гуманистической идентичности: [4]
Совет светского гуманизма
Согласно Совету светского гуманизма в Соединенных Штатах, термин «светский гуманизм» описывает мировоззрение со следующими элементами и принципами: [8]
Светская гуманистическая декларация был выпущен в 1980 году предшественником Совета светского гуманизма, CODESH. В нем изложены десять идеалов: свободное исследование в противоположность цензуре и навязыванию веры; отделение церкви от государства; идеал свободы от религиозного контроля и от ура-патриотического государственного контроля; этика, основанная на критическом интеллекте, а не на выводе из религиозных убеждений; нравственное воспитание; религиозный скептицизм; причина; вера в науку и технологии как в лучший способ познания мира; эволюция; и образование как важнейший метод построения гуманного, свободного и демократического общества. [28]
Американская гуманистическая ассоциация
Этика и отношение к религиозным убеждениям
Светский гуманизм не предписывает определенной теории морали или этического кодекса. Как заявил Совет светского гуманизма,
Светский гуманизм утверждает, что при нынешнем состоянии научных знаний догматическая вера в абсолютистскую морально-этическую систему (например, кантианскую, исламскую, христианскую) неразумна. Однако он утверждает, что люди, участвующие в рациональных морально-этических дискуссиях, могут обнаружить некоторые универсальные «объективные стандарты».
Мы против абсолютистской морали, но при этом считаем, что объективные стандарты возникают, а этические ценности и принципы могут быть обнаружены в ходе этического обсуждения. [33]
Многие гуманисты принимают принципы Золотое правило. Некоторые считают, что для нормального функционирования общества необходимы универсальные моральные стандарты. Однако они верят, что такая необходимая универсальность может и должна быть достигнута путем развития более богатого представления о морали через разум, опыт и научные исследования, а не через веру в сверхъестественное царство или источник. [34]
Гуманизм совместим с атеизм [36] и агностицизм, [37] но атеист или агностик автоматически не делает человека гуманистом. Тем не менее гуманизм диаметрально противоположен государственный атеизм. [38] [39] В соответствии с Пол Курц, которого некоторые считают основателем американского светского гуманистического движения, [40] одно из различий между марксистско-ленинскими атеистами и гуманисты это приверженность последнего принципам «свободы человека и демократии», в то же время заявляя, что воинствующий атеизм Советского Союза последовательно нарушал основные права человека. [41] Курц также заявил, что «защита религиозная свобода для гуманиста столь же драгоценны, как и права верующих «. [41] Грег М. Эпштейн заявляет, что «современный организованный гуманизм зародился в умах его основателей как не что иное, как религия без Бога». [42]
Многие гуманисты обращаются к этике с точки зрения этический натурализм, а некоторые поддерживают актуальный наука морали. [43]
Современный контекст
Гуманистические праздники
Гуманизм, как термин, описывающий нерелигиозные взгляды человека, не связан с обязательством отмечать или почитать определенные дни в году, как это сделала бы религия. В результате отдельные гуманисты по собственному желанию выбирают, принимать ли участие в преобладающих национальных праздниках там, где они живут. Например, гуманисты в Европе и Северной Америке обычно отмечают праздники, такие как Рождество, но как светские праздники, а не христианские праздники. [60] Другие гуманисты предпочитают отмечать зима и лето солнцестояние и равноденствия. Европейские гуманисты могут часто подчеркивать тот факт, что люди нашли причины праздновать в это время в Северном полушарии за тысячи лет до прихода христианства. [61] Гуманисты могут также культурно отождествлять себя с религиозными традициями и праздниками, отмечаемыми в их семье в общине. Например, гуманисты с еврейской идентичностью часто отмечают большинство еврейских праздников в светской манере.
Humanists International поддерживает Всемирный день гуманизма (21 июня), День Дарвина (12 февраля), День прав человека (10 декабря) и HumanLight (23 декабря) как официальные дни гуманистического празднования, хотя ни один из них еще не является государственным праздником. Гуманистические организации обычно организуют мероприятия в эти даты, которые привлекают внимание к их программам деятельности.
Во многих странах, гуманисты (должностные лица) выполняют знаменитость услуги на свадьбу, похороны, детские имена, церемонии совершеннолетия, и другие ритуалы. В таких странах, как Шотландия и Норвегия, они чрезвычайно популярны. В Шотландии больше людей заключают гуманистическую свадьбу, чем заключают брак любой религиозной конфессии, включая крупнейшие церкви Шотландии. В Норвегии более 20% молодых людей ежегодно выбирают гуманистические церемонии достижения совершеннолетия.
Юридические упоминания в США
Вопрос о том, может ли светский гуманизм считаться религией и в каком смысле, и каковы будут последствия этого, стал предметом юридических маневров и политических дебатов в Соединенных Штатах. Первое упоминание «светского гуманизма» в юридическом контексте США было в 1961, хотя адвокат отделения церкви от государства Лео Пфеффер упомянул об этом в своей книге 1958 года, Кредо в соревновании.
Поправка на люк
В Закон об образовании для экономической безопасности 1984 года включал раздел, раздел 20 U.S.C.A. 4059, который изначально гласил: «Гранты в соответствии с этим подразделом [« Помощь школам с магнитами »] не могут использоваться консультантами, транспортными средствами или какой-либо деятельностью, не способствующей повышению успеваемости». Без публичного уведомления сенатор Оррин Хэтч к предлагаемому исключительному подразделу добавлены слова «или для любого курса обучения, по существу которого является секулярный гуманизм». Выполнение этого положения столкнулось с практическими проблемами, поскольку ни аппарат сенатора, ни его Комитет по труду и кадрам, ни Департамент правосудия мог бы предложить определение того, что составляло бы «курс обучения, суть которого составляет секулярный гуманизм». Таким образом, это решение было оставлено на усмотрение местных школьных советов. Это положение вызвало бурю споров, которые в течение года привели к тому, что сенатор Хэтч предложил, а Конгресс принял поправку, чтобы исключить из статута все ссылки на светский гуманизм. Хотя этот эпизод не отговорил фундаменталистов от продолжения возражений против того, что они считали «учением светского гуманизма», он указал на расплывчатость этого утверждения.
Прецедентное право
Торкасо против Уоткинса
Фраза «светский гуманизм» стала популярной после того, как она была использована в Верховный суд США дело Торкасо против Уоткинса. В решении 1961 г. Хьюго Блэк прокомментировал в сноске: «Среди религий в этой стране, которые не учат тому, что обычно считается верой в существование Бога находятся буддизм, Даосизм, Этическая культура, Секулярный гуманизм и другие ».
Братство человечества против графства Аламеда
Сноска в Торкасо против Уоткинса упомянутый Братство человечества против графства Аламеда, [62] случай 1957 года, когда организация гуманистов [63] добивались освобождения от налогов на том основании, что они использовали свою собственность «исключительно и исключительно для религиозных отправлений». Несмотря на то, что группа нетеистический убеждений, суд установил, что деятельность Братство человечества, которые включали еженедельные воскресные собрания, были аналогичны деятельности теистический церквей и, следовательно, имеют право на освобождение. В Братство человечества само дело упоминалось Гуманизм но не упомянул термин светский гуманизм. Тем не менее, этот случай был процитирован судьей Блэком, чтобы оправдать включение светского гуманизма в список религий в его заметке. Предположительно судья Блэк добавил слово светский чтобы подчеркнуть нетеистический характер Братство человечества и отличать их гуманизм от гуманизма, связанного, например, с Христианский гуманизм.
Вашингтонское этическое общество против округа Колумбия
Другой случай упоминается в Торкасо против Уоткинса сноска, которая, по мнению некоторых, установила секулярный гуманизм в качестве религии в соответствии с законом, представляет собой налоговое дело 1957 г. Вашингтонское этическое общество против округа Колумбия, 249 F.2d 127 (округ Колумбия, 1957 г.). В Вашингтонское этическое общество функционирует во многом как церковь, но считает себя нетеистическим религиозным институтом, уважающим важность этического образа жизни, не требуя веры в сверхъестественное происхождение для этики. Дело касалось отклонения заявления Общества об освобождении от уплаты налогов как религиозной организации. Апелляционный суд США отменил решение налогового суда, определил Общество как религиозную организацию и предоставил ей освобождение от налогов. Общество определяет свою практику Этическая культура. Хотя этическая культура основана на гуманистической философии, некоторые считают ее разновидностью религиозного гуманизма. Следовательно, было бы наиболее правильным сказать, что этот случай подтвердил, что религия не должна быть теистический считаться религией в соответствии с законом, а не утверждать, что он установил общий светский гуманизм как религию.
В случаях как Братство человечества и Вашингтонское этическое общество, судебные решения касались не столько конкретных убеждений практикующих, сколько функции и формы практики, сходной с функцией и формой практик в других религиозных учреждениях.
Пелоза против Школьного округа Капистрано
Смысл в сноске судьи Блэка о том, что секулярный гуманизм является религией, был воспринят религиозными противниками учения эволюция, которые утверждали, что обучение эволюции равносильно обучению религиозной идее. Утверждение, что светский гуманизм может считаться религией с юридической точки зрения, было рассмотрено Апелляционный суд США девятого округа в Пелоза против Школьного округа Капистрано, 37 F.3d 517 (9-й округ 1994 г.), сертификат отклонен, 515 U.S. 1173 (1995). В этом случае учитель естественных наук утверждал, что, требуя от него преподавания теории эволюции, его школьный округ вынуждает его преподавать «религию» светского гуманизма. Суд ответил: «Мы отклоняем это требование, потому что ни Верховный суд, ни этот округ никогда не считали эволюционизм или светский гуманизм« религиями »для Положение о создании целей ». Верховный суд отказался рассматривать дело.
Решение по последующему делу, Kalka v. Hawk et al., предложил этот комментарий: [63]
Заявление Суда в Торкасо не поддерживает утверждение, что гуманизм, независимо от того, в какой форме и как бы он ни практиковался, составляет религию согласно Первой поправке. Суд не предлагал критериев для определения того, какая система верований квалифицируется как «религия» согласно Первой поправке. Самое большее, что можно прочитать в Торкасо В сноске содержится идея о том, что определенная нетеистическая группа, называющая себя «Братством человечества», квалифицируется как религиозная организация в соответствии с законодательством Калифорнии.
Полемика
В случае 1987 г. Смит против Совета школьных комиссаров округа Мобил группа истцов возбудила дело, утверждая, что школьная система обучает принципам антирелигиозной религии, называемой «светским гуманизмом», в нарушение Положения об учреждении. Заявители просили исключить из учебной программы 44 различных учебника для начальной и средней школы (включая книги по экономике дома, обществознанию и литературе). Федеральный судья Уильям Бревард Хэнд вынес решение в пользу истцов, согласившихся с тем, что книги пропагандируют светский гуманизм, который он считал религией. В Одиннадцатый окружной суд единогласно отверг его, с судьей Фрэнком, заявившим, что Хэнд придерживается «неправильного представления об отношениях между церковью и государством в соответствии с положением об установлении истеблишмента», отметив также, что учебники не демонстрируют «отношения, антагонистичного теистическим убеждениям. нейтральность: учебники не одобряют теистическую религию как систему убеждений и не дискредитируют ее «. [65]
Известные гуманисты
Манифесты
Существует множество гуманистических манифестов и деклараций, в том числе следующие: