что такое секретарь референт
Секретарь-референт
Секретарь-референт — офисный работник с широким кругом обязанностей от приема телефонных звонков (ресепшионист) до помощника руководителя (личный секретарь). От современного секретаря-референта обычно требуется навык работы с персональным компьютером, знание иностранных языков, коммуникабельность, культура общения, пунктуальность и аккуратность.
Содержание
Список обязанностей
История
Начиная с 1880-х (с изобретением печатной машинки) профессия секретаря начала приобретать женское лицо и к концу Первой мировой войны практически не осталось мужчин секретарей-референтов.
Образ секретаря в коллективном сознании
Должностные обязанности секретаря часто ассоциируются с умением варить кофе и печатать на печатной машинке (персональном компьютере) [3] или отвечать на телефонные звонки.
Примечания
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Секретарь-референт» в других словарях:
секретарь-референт — сущ., кол во синонимов: 2 • профессия (336) • секретарь (21) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
секретарь-референт — секретарь референт, секретари референта … Орфографический словарь-справочник
секретарь-референт — секрет арь рефер ент, секретар я рефер ента … Русский орфографический словарь
секретарь-референт — (2 м 2 м), Р. секретаря/ рефере/нта … Орфографический словарь русского языка
СЕКРЕТАРЬ-РЕФЕРЕНТ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ — один из работников вспомогательного персонала психологической консультации, в задачи которого входит прием клиентов и получение от них первичной информации, необходимой для начала психологической консультации, а также информирование клиентов об… … Словарь терминов по психологическому консультированию
Журнал «Секретарь-референт» — Секретарь референт Специализация: секретарское дело, делопроизводство Периодичность: 1 раз в месяц Язык: русский Адрес редакции: Москва, ул. Новослободская, д.18, 2 й подъезд Главный редактор: Иванов … Википедия
секретарь — помощник, референт; делопроизводитель, госсек, секретаришка, соколообразный, птица, мирза, генсек, секретутка. Ant. руководитель, начальник, шеф Словарь русских синонимов. секретарь сущ., кол во синонимов: 21 • автосекретарь … Словарь синонимов
Секретарь — может означать: Птица секретарь Должности Секретарь референт вспомогательная офисная должность. Генеральный секретарь глава организации. Государственный секретарь (статс секретарь) должность высокопоставленного госслужащего.… … Википедия
Секретарь (значения) — Секретарь может означать: Птица секретарь Секретарь (должность) в том числе Секретарь референт Генеральный секретарь Государственный секретарь (статс секретарь) один из чинов Российской империи Коллежский секретарь, Корабельный секретарь,… … Википедия
Секретарь-референт: должностная инструкция, обязанности и ответственность
Кто такой секретарь-референт?
Зародилась она во времена активной реформаторской деятельности Петра I, который и ввел такое понятие, как «секретарский чин». Поначалу это были именно чиновники, которые занимались учетом и нумерацией приходящих писем. В начале XX века профессия секретаря получила широкое распространение, и к 1875 году во многих крупных городах Европы и Америки можно было устроиться на специальные курсы для машинисток. С изобретением пишущей машинки в 1880 году профессия постепенно приобрела женское лицо. К концу Первой мировой войны найти мужчину-секретаря было практически нереально. В то время это была одна из немногих доступных профессий для женщин. Наиболее амбициозные из них оканчивали курсы и устраивались на работу в фирмы и конторы по всему свету. Их уважали, а труд хорошо оплачивали. Должность секретаря-референта стала одним из первых шагов на пути к женской эмансипации.
В наши дни профессия уже потеряла былую престижность, но спрос на специалистов по делопроизводству по-прежнему высок. Новейшим течением стали удаленные секретари, чье присутствие даже не обязательно в офисе. Услугами онлайн-ассистентов пользуются многие интернет-платформы, которым нужно поддерживать общение с клиентами.
Обязанности секретаря-референта
Среди народа ходит немало шуток и поговорок про секретарей. Но, несмотря на их плохую репутацию, должностных обязанностей у секретаря-референта очень много. Если вы хотите работать по этой специальности, то вам будет не обойтись без дисциплинированности, ответственности и определенных знаний. Что же входит в обязанности такого сотрудника?
Как можно заметить, ответственность у секретаря-референта довольно высокая. И список требований тоже внушает трепет. Какими качествами должен обладать секретарь для того, чтобы его взяли на работу?
Требования к этой вакансии
Права сотрудника
Работа секретарем подразумевает много ответственности, но есть у сотрудников и права, которые они могут защищать в случае нарушений со стороны начальства.
Профессия делопроизводителя, по статистике, одна из самых «долгих» на рынке: работников зачастую оставляют внеурочно. Зная свои права и обязанности, сотрудник может действовать в своих интересах на благо компании.
Какое образование нужно, чтобы получить эту работу?
В должностной инструкции секретаря-референта указано, что претендент на вакансию должен обладать высшим или средним специальным образованием и опытом работы не менее года. Если пока у вас нет опыта, вы не знакомы с офисными программами и не очень уверенно печатаете, то можете окончить специальные курсы секретаря-референта, на которых вас научат вести деловую переписку и обращаться с компьютером на уровне уверенного пользователя. Получить все эти знания можно и самостоятельно, найдя информацию в книгах или интернете. Немного практики – и вас точно примут в фирму, нуждающуюся в подобном специалисте.
Где найти работу?
Должность секретаря-референта есть практически в каждой компании. Рынок вакансий изобилует различными предложениями, среди которых можно найти вариант с подходящей доступностью и заработной платой. Но имейте в виду, что и конкуренция в этой сфере тоже высока. Чтобы получить место, нужно выделиться среди десятков остальных соискателей. Кроме того, в маленьких фирмах должностные обязанности секретаря-референта зачастую не регламентированы четко, и сотруднику приходится выполнять множество разнообразной работы. Чтобы избежать этого, выбирайте большие компании, в них обычно четко прописаны рамки ваших обязанностей. Если такой возможности у вас нет, то просто детально обговорите все обязанности, которые вам предстоит выполнять на новом месте работы.
Сколько получают специалисты-делопроизводители?
Средняя заработная плата специалистов–секретарей колеблется в пределах 25-45 тысяч рублей. Помощники руководителей получают обычно немного больше, чем делопроизводители. Кроме того, секретари-референты могут во время своей работы перенимать уникальный опыт работы у своего начальства. Начинающий сотрудник вряд ли будет получать заработную плату выше 25000 рублей даже в таких крупных городах, как Санкт-Петербург и Москва. Но с ростом опыта и знаний будет расти и зарплатная ставка.
Советы специалистов
Устроиться на работу секретарем гораздо проще, если знать, о чем спрашивают на собеседованиях. Умение работать с программами Word и Excel являются определяющими при приеме на работу. Потребуется и высокая скорость печати. В интернете можно найти специальные программы для обучения слепому методу печати, который значительно сокращает время на набор текста. Для более быстрого приема на работу нелишним будет обновить резюме на сайтах по поиску работы, а для собеседований подготовить небольшое портфолио с описанием ваших навыков и умений.
Одеваться на встречу с потенциальным работодателем нужно в строгий офисный костюм темных оттенков. Он сразу задаст тон встрече и покажет вас как ответственного и профессионального сотрудника. Если вы претендуете на должность помощника руководителя, то помните, что в этом случае вести себя стоит очень продуманно. Перед собеседованием изучите историю компании. Работодатель увидит, что вы основательно подготовились к встрече, а вы избежите ряда досадных промахов.
Итоги
Несмотря на большой список обязанностей и требований к секретарям-референтам, с этой работой может справиться каждый. При грамотной подготовке пройти собеседование также не составит труда. И даже если у вас нет стажа, не отчаивайтесь, попробуйте для начала устроиться в некрупную компанию. Следуя нехитрым правилам, вы сможете сделать карьеру в области делопроизводства.
Секретарь-референт: обязанности, что нужно уметь, какая зп
Особенности профессии
Референт директора – это его главный помощник, фактически правая рука. Вся масса задач, которая стоит перед современным руководителем, практически невыполнима без надежного ассистента. Референту поручается большой объем важной работы, который руководитель в силу недостатка времени сам выполнять не может: прием телефонных звонков, ведение и систематизация документации, взаимодействие с посетителями, организация деловых переговоров, командировок и многое другое. От профессионализма референта напрямую зависят организованность и качество рабочего процесса. Еще говорят, что референт – это лицо организации, потому что это человек, который первым встречает всех заинтересованных в ее деятельности.
Что должен знать и уметь специалист
Справляться с обязанностями референта руководителя будет сложно, если вы не соответствуете перечисленным ниже требованиям или не обладаете указанными навыками и знаниями:
— владение иностранным языком (а лучше – несколькими, на продвинутом уровне);
— знание делопроизводства и архивного дела, включая особенности электронного документооборота;
— знание действующего законодательства;
— грамотность, владение письменной и устной речью;
— владение компьютером и оргтехникой;
— умение быстро и качественно обрабатывать информацию, вести переписку, планировать рабочее время.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества
Профессия референта, как и любая другая, имеет как преимущества, так и недостатки. Рассмотрим их.
Основное преимущество, которое отличает должность референта, – востребованность на рынке труда. В условиях рыночной экономики, когда развивается малый и средний бизнес, потребность в секретарях-референтах велика. Начинающему руководителю эффективно развивать свой бизнес без хорошего помощника будет непросто, поэтому даже отсутствие опыта в данной сфере не помещает трудоустроиться.
Если вы достигли высокого профессионализма в должности референта, имеете большой опыт работы и положительные рекомендации от предыдущего руководства, то в дальнейшей карьере вы смело можете рассчитывать на достойную оплату труда.
К еще одному преимуществу помощников руководителя можно отнести те знания и навыки, которые человек обретает, работая личным секретарем-референтом: референты в совершенстве владеют искусством налаживания контактов и ведения переговоров, у них в запасе множество полезных знакомств, у своего руководителя референт может поучиться выстраиванию отношения с подчиненными и т.д. Этот опыт, в самом деле, бесценен. Референт хорошо разбирается в менеджменте, юриспруденции, экономики, поэтому в случае необходимости он сможет легко реализовать себя в других смежных областях.
Недостатки
Главным недостатком профессии референта руководителя является ненормированность рабочего дня, что, безусловно, негативно отражается на личной жизни. Референт должен быть на связи в любое время суток, всегда быть готовы принять звонок или ответить на письмо. Кроме того, для работы в таком режиме необходимо держать в память большой объем информации, помнить все запланированные мероприятия и т.д.
Референты нередко сопровождают своих руководителей в командировках, поэтому такую работу сложно совмещать с семейными обязанностями. Нужно также быть эмоционально готовым к частым поездкам. Если вы «легки на подъем» и любите путешествовать, то эта особенность работы станет для вас положительным фактором.
Референт, почти так же, как руководитель, очень занят, перед ним стоит масса задач, которые требуют эффективного решения в максимально короткие сроки. Поэтому такая работа зачастую протекает в стрессовых условиях, при хронической нехватке времени.
Обязанности секретаря референта
Каждому работнику накануне трудоустройства необходимо тщательно изучить свои обязанности. К обязанностям референта относятся следующие:
Место работы
Наверняка, мало у кого возникнет вопрос о том, где работать по этой профессии. И, тем не менее, уточним, что местом работы референта директора является офис индивидуального предпринимателя, фирма, предприятие, большая корпорация и любое другое учреждение, у которого есть руководитель, нуждающийся в толковом помощнике. Референт директора выполняет свою работу в отдельном кабинете, его рабочее место оснащено компьютером, средствами связи и оргтехникой. Часто кабинет референта – приемная руководителя.
Курсы обучения на референта
Отвечая на вопрос, как стать референтом, уточним, что для этого необязательно оканчивать высшее учебное заведение по данному профилю. Овладеть навыками референта руководителя можно, пройдя специальные курсы. Сегодня многие образовательные учреждения и платформы предлагают пройти курсы референта руководителя дистанционно, без необходимости ехать в другой город или посещать очные занятия, достаточно будет иметь ноутбук и выход в Интернет, для удобства онлайн-обучение проводится в вечерние часы, что позволит совмещать его с основной работой. На многих курсах референта сегодня не только учат планированию деятельности руководителя организации, наряду с рекомендациями по решению привычных задач, обучающимся рассказывают об особенностях работы с электронной документацией и электронной подписью.
Требования к этой вакансии
Неверно полагать, что должность референта руководителя – это начальная ступень в карьерной лестнице. Сложность стоящих перед референтом задач, сжатые сроки их исполнения, а также ответственность, при которой от его малейшей ошибки или неловкости может пострадать репутация руководителя и всей компании, говорят о том, что без определенного опыта не обойтись.
К среднестатистическим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность референта директора, относится владение деловым этикетом и иностранным языком (чаще всего – английским). Необходимо хотя бы в общих чертах быть знакомым с основами делопроизводства и архивного дела, ориентироваться в современном законодательстве. Невозможно будет получить эту работу, если отсутствуют грамотная письменная и устная речь и навыки продвинутого пользователя компьютером и оргтехникой.
Требованиями к личностным качествам секретаря-референта являются коммуникабельность, доброжелательность и вежливость в общении с людьми, умение находить с ними общий язык, дипломатичность, оперативность и быстрота принятия решений, стрессоустойчивость, исполнительность.
Карьера
На первый взгляд, кажется, какие могут быть карьерные перспективы у помощника руководителя? Карьера референта зависит от того, в насколько крупной организации он работает. Очевидно, что сделать карьеру в офисе простого предпринимателя будет практически невозможно. А вот в больших фирмах или корпорациях референты могут рассчитывать на перевод в другие отделы. В том случае если руководителю помогает целая группа ассистентов, есть возможность стать руководителей группы помощников и координировать их деятельность. В любом случае, опыт, полученный при работе референтом, можно применить в других областях, он поможет, например, начать свой собственный бизнес и успешно развивать его.
Сколько зарабатывает референт
Нередко определяющим фактором в выборе профессии становится оплата труда. Разберемся, сколько получает референт директора.
В крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, заработная плата начинающих референтов колеблется от 20 000 до 30 000 рублей, при наличии опыта работы можно рассчитывать на ежемесячную выплату в 40 000 – 50 000 рублей. В крупных областных центрах зарплаты референтов редко превышают отметку в 20 000 рублей. Как правило, зарплата референта руководителя равна зарплате среднестатистического офисного работника, если не учитывать специальные премиальные вознаграждения, устанавливаемые работодателями в индивидуальном порядке.
10 видов секретарей и помощников, или кто именно вам нужен?
Существуют различные виды административных позиций. Важно понимать, какой именно административный персонал вам нужен.
Бизнес-ассистент
Кому необходим – руководителям компаний с большим документооборотом
Кому подчиняется – только своему непосредственному руководителю
Бизнес-ассистент – «правая рука» владельца компании, генерального директора. В его задачи входит планирование рабочего графика руководителя, организация поездок, самостоятельное составление некоторых документов, ведение проектов и решение организационных вопросов, подготовка материалов для переговоров, совещаний, собраний акционеров, советов директоров.
Работа бизнес-ассистента предполагает не просто исполнение технических функций, но и самостоятельное решение отдельных задач. Бизнес-ассистент выполняет часть работы за и для руководителя, а руководитель пользуется результатами. Поэтому ассистент должен иметь специальные знания и образование в предметной области деятельности руководителя.
Очень часто на позицию бизнес-ассистента приглашают мужчин. Желательно подбирать специалиста с опытом работы личным помощником или бизнес-ассистентом от 3 до 5 лет, с представительным внешним видом и знанием иностранных языков (при необходимости). Требования к личным качествам – хорошие организаторские способности, навыки организации переговоров, умение самостоятельно принимать решения.
Кандидаты на данную позицию – это, как правило, уже состоявшиеся люди в возрасте от 30 до 40 лет, с высшим образованием в области управления, юриспруденции. Очень важно для этого сотрудника отсутствие излишних амбиций, так как руководитель будет пользоваться плодами его работы и присваивать все лавры себе.
Личный помощник
Кому необходим – руководителям крупных компаний
Кому подчиняется – только своему непосредственному руководителю
Личный помощник востребован руководителями крупных компаний, в которых уже есть развитый штат административного персонала (ресепшн, секретариат). В его функции входит административное обеспечение руководителя, начиная от переговоров и заканчивая бронированием путевок, авиабилетов для начальника и его семьи.
Личный помощник не отвечает на звонки, не выполняет поручения других сотрудников (руководителей) компании. Основная задача личного помощника – освободить своего руководителя от решения административных и организационных проблем и сделать его работу максимальной комфортной.
Основные требования к личному помощнику – опыт работы секретарем-референтом или личным помощником не менее 3 лет, высшее образование, знание иностранных языков (при необходимости), возраст от 25 до 35 лет.
Персональный ассистент
Кому необходим – руководителям крупных западных компаний
Кому подчиняется – только своему непосредственному руководителю
Персональный ассистент выполняет в основном личные поручения руководителя, касающиеся его семьи и личной жизни. В его задачи может входить организация отдыха, семейного праздника, подбор меню для детей руководителя и т.п.
Такой тип помощника востребован в основном руководителями крупных западных компаний, у которых уже есть личный помощник и бизнес-ассистент. Это распространенная практика в таких компаниях из-за большого объема работ у руководителя и его административного персонала.
Требования к персональному ассистенту – высшее образование, опыт работы на административной позиции, возраст от 26 до 35 лет, личные качества – стрессоустойчивость, ответственность, организационные навыки, оперативность.
Секретарь
Кому необходим – компаниям малого, среднего и крупного бизнеса
Кому подчиняется – руководящему составу
Секретарь необходим практически всем компаниям. Функционал специалиста достаточно простой – встреча гостей, чай/ кофе, жизнеобеспечение офиса, ведение документооборота, организация телефонных переговоров руководителя, обработка и распределение корреспонденции
Требования к секретарю – возраст 22-30 лет, средне-специальное или высшее образование (в зависимости от уровня компании), уверенное владение ПК, умение пользоваться оргтехникой, мини-АТС, высокая скорость печати, знание этикета; приятные внешние данные и голос, знание языка (при необходимости). А также наличие определенных личных качеств – доброжелательности, ответственности, исполнительности, склонность к выполнению однообразной и монотонной работы, строгое соблюдение субординации.
Секретарь-помощник
Кому необходим – руководителям компаний со штатом персонала до 25 человек
Кому подчиняется – руководителю
Этот специалист совмещает функции секретаря руководителя с функциями секретаря компании и отвечает за жизнеобеспечение работы офиса. Для руководителя выполняет лишь отдельные простые задачи – встречает посетителей, предлагает им напитки, печатает письма, обрабатывает корреспонденцию.
Требования – высшее или незаконченное высшее образование, высокая скорость печати, умение пользоваться оргтехникой, желателен аналогичный опыт работы от года. личные качества – дисциплинированность, исполнительность, склонность к выполнению монотонной работы.
Секретарь на ресепшен
Кому необходим – компаниям со штатом не менее 60 человек, с большим потоком посетителей
Кому подчиняется – административному директору, офис-менеджеру, помощнику руководителя, руководителю
Секретарь на ресепшене выполняет в основном технические задачи – встречает гостей, подает чай/ кофе, принимает и распределяет звонки, взаимодействует с курьерами. Поскольку именно секретари на ресепшене первыми встречают и провожают клиентов и посетителей офиса компании, ключевыми критериями отбора кандидатов являются внешние данные и наличие определенных личных качеств – клиентоориентированности, доброжелательности.
Секретарь-референт
Кому необходим – компаниям среднего бизнеса
Кому подчиняется – руководителю
Это промежуточная позиция между секретарем и личным помощником. Секретарь-референт отвечает за документационное обеспечение, сопровождает руководителя на переговорах, ведет протоколирование встреч и совещаний, выполняет отдельные поручения руководителя.
Сейчас секретари-референты постепенно уходят с рынка – их функции выполняет помощник руководителя.
Администратор
Кому необходим – компаниям, работающим в сфере услуг
Кому подчиняется – управляющему, руководителю, административному директору
Администратор необходим компаниям, работающим в сфере услуг (. Администратор встречает гостей, проводит анкетирование, следит за порядком в переговорной, контролирует график приема/ посещений, принимает звонки. Его ключевая задача – обеспечить комфортное нахождение клиента в офисе.
Основные требования к кандидатам на данную позицию – приятный внешний вид, стрессоустойчивость, клиентоориентированность.
Офис-менеджер
Кому необходим – средние компании со штатом персонала от 25 человек
Кому подчиняется – руководителю, административному директору
Офис-менеджер отвечает за материально-техническое обеспечение работы офиса, ведет первичную документацию.
В российских компаниях офис-менеджер, как правило, выполняет и функции секретаря, в отличие от западных компаний, где обязанности четко подразделяются.
Основные требования к кандидатам на данную позицию – высшее образование, знание ПК, возраст от 23 до 35 лет, личные качества – коммуникабельность, доброжелательность, организационные навыки.
Делопроизводитель
Кому необходим – государственные компании, компании с четко выстроенным документооборотом (по ГОСТ)
Кому подчиняется – заведующему канцелярией, административному директору, руководителю.
Данная позиция сегодня встречается редко, в основном в полугосударственных компаниях, которые имеют штатное расписание, в соответствии с которым набирают административный персонал на данную позицию.
Делопроизводитель отвечает за документооборот, составляет письма, распоряжения и прочую деловую документацию, ведет архивы компании.
К данному специалисту предъявляются требования – высшее образование по специальности «документоведение», личные качества – внимательность, собранность, оперативность, грамотность.
Профессия делопроизводителя сегодня перерождается в модную позицию «заведующий канцелярией».