что такое седален в канонах
У православных молитв есть разные названия — что они означают?
Зачем верующим столько разных молитв?
Многие молитвы используются во время богослужений, которые строятся по определенным правилам. Люди могут благодарить Бога или святых за их помощь, каяться в грехах или чего-то просить. Для каждого из этих случаев нужны особые тексты или песнопения. Кроме того, молитвы писали люди, которые использовали разные литературные формы для передачи своих мыслей, поэтому молитвенный корпус текстов очень разнообразен.
Что такое акафист?
Акафист (в переводе с греческого «молитва, которую читают стоя»). Подробно рассказывает о жизни святого или событиях праздника. Состоит из 13 коротких текстов (кондаков), которые заканчиваются возгласом «Аллилуйя», и 12 длинных (икосов), в каждом из которых содержится 12 хвалебных обращений к святому, начинающихся словом «Радуйся».
Что такое канон?
Канон (в переводе с греческого «правило, образец») — это большая молитва, посвященная Христу, Богородице или святому. Обычно она состоит из 9 частей (песен), каждая из которых начинается коротким песнопением, связанным с определенным событием из Ветхого Завета (ирмос). Потом читается несколько (от 2 до 4) коротких текстов, посвященных святому или празднику.
Что такое ирмос?
Ирмос (в переводе с греческого «связь, соединение») — молитва, которая поется в начале каждой песни канона. Ирмос показывает, на какого персонажа из Ветхого Завета похож святой или к какому ветхозаветному событию отсылает церковный праздник. Задача этой молитвы — связать более поздние исторические события с «образцами» из Библии.
Что такое тропарь?
Тропарь (в переводе с греческого «обращение») — самая главная короткая молитва праздника. Он рассказывает о событиях из жизни Христа, Богородицы или святых. В тропаре прямо говорится о том, какие поступки сделали человека святым или какие события (Рождение Христа, явление иконы Богородицы и т. п.) стали поводом для церковного торжества.
Что такое кондак?
Кондак (в переводе с греческого «палочка, на которую наматывался свиток с текстом») — вторая важная молитва праздника. Она рассказывает о том же человеке или событии, что и тропарь, но несколько подробнее. В кондаке раскрываются исторические или богословские причины поступков святых. Тропарь рассказывает о том, что случилось, а кондак — о том, почему это произошло.
Что такое икос?
Икос (в переводе с греческого «дом») — благодарственная молитва, которая прославляет, хвалит Христа, Богородицу или святых, рассказывая о событиях из их жизни. 12 икосов входят в состав акафиста и состоят из вступления, 12 прошений, начинающихся словом «Радуйся», и завершающего обращения к святому («Радуйся, Николае, великий чудотворче»).
Что такое стихира?
Стихира (в переводе с греческого «стихотворение») — песнопение, которое поется после коротких отрывков из псалмов. Число стихир на Всенощном бдении может быть разным. Чем важнее праздник, тем больше этих молитв поется. Стихиры обычно различают по названию псалмов, с которыми они связаны (стихиры на «Господи возвах», стихиры на «Хвалитех»), или по месту их чтения на службе (на литии, на стиховне).
Что такое кафизма?
Кафизма (в переводе с греческого «сидение») — название частей Псалтири, объединяющих несколько псалмов. Название происходит от обычая сидеть во время чтения кафизм в храме. Всего существует 20 кафизм, и они последовательно за несколько дней или недель прочитываются в храме во время богослужения или в составе домашних молитв.
Краткий словарь богослужебных терминов
Антифоны – песнопения, предназначенные для антифонного, т.е. попеременного, двумя хорами, пения. Существуют: антифоны Псалтири первая кафизма, которая вся или первая ее «слава» в некоторые дни поется антифонно; антифоны изобразительные, или вседневные – стихи из псалмов 103 и 145, которые поются в начале литургии; степенные антифоны поются на полиелейной утрене и называются так потому, что темой для них послужили «песни степеней», т.е. псалмы 119–133; праздничные антифоны поются в дни праздников в начале литургии, составлены из стихов разных псалмов соответственно содержанию праздника.
Богородичен – песнопение в честь Божией Матери. На практике Богородичнами преимущественно именуются тропари, стихиры, каноны.
Вечерня – первое из богослужений суточного богослужебного круга в воспоминание того, что с вечера начались дни мира ( Быт. 1 ). Обыкновенно совершается вечером. В своих молитвах, чтениях, песнях представляет творение мира, райское блаженство прародителей, историю спасения падшего человека.
Догматик – стихира, последняя в ряду стихир на «Господи, воззвах», содержащая похвалу Божией Матери и учение о воплощении Господа Иисуса Христа.
Ектения – протяженное, пространное моление, содержащее в себе разные прошения, произносимые диаконом или священником. Каждое прошение заканчивается пением «Господи, помилуй», «Подай, Господи» или «Тебе, Господи».
Заамвонная молитва читается иереем в конце литургии среди народа (за амвоном). Ее содержание – благословение народа, сохранение иереев непорочными в их служении, соблюдение царей в мире, дарование изобильных плодов земли и т.д.
Ипакои – название этого песнопения происходит от греческого слова – «прислушиваться, откликаться, быть послушным», что указывает на призыв к особенному вниманию к содержанию текста. Поется эта песнь на воскресных повечерии и полунощнице после канона, на воскресной утрене после полиелея и после 3-й песни канона в некоторые двунадесятые и великие праздники.
Ирмос – начальный стих каждой песни канона. Темы для ирмосов задают ветхозаветные гимны. Для тропарей, следующих за ним в каноне, ирмос является связкой и образцом стихотворного размера, мелодии и – в идеале – содержания, которое должно представить новозаветное осуществление ветхозаветных прообразов.
Канон – обширное песнопение в составе утрени, посвященное празднику или святому, состоящее из ирмосов и тропарей, которые соединяются по определенному правилу и образуют песни.
Кондак – краткое песнопение в честь святого или праздника. За кондаком во многих последованиях следует икос, в котором более подробно раскрывается мысль кондака. Кондак и икос поются на один глас и оканчиваются (кроме тех, что в акафистах) одними и теми же словами.
Крестобогородичен – тропарь, в котором воспоминается плач Божией Матери при Кресте Господнем.
Литургия – богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии, причащение Тела и Крови Христовых. Занимает главное место в дневном круге богослужений. Остальные ежедневные службы лишь предшествуют литургии и приготовляют к ней.
Минея месячная – богослужебная книга, содержащая в себе изменяемые молитвословия церковных служб на каждый день года, посвященные воспоминаемым в этот день праздникам или святым.
Октоих – букв. «осмогласник». В православном богослужении используются восемь главных напевов – гласов. На каждый глас имеется недельная служба, в которой стихиры, каноны и проч. поются именно на этот глас, а не на другой. Книга, содержащая недельные службы восьми гласов, и называется Октоихом.
Повечерие – буквально – богослужение, совершаемое после ужина, по вечери. Повечерие бывает малое и великое. Первое совершается ежедневно, последнее только по определенному указанию Устава. Характер повечерия – покаянный, в нем ярко выражено сознание немощи человеческой, тягости, несовершенства человеческой жизни.
Полунощница – богослужение, именуемое так по времени, в которое должно совершаться, чему соответствуют и песни его, напр.: «Се, Жених грядет в полуночи. ». Это богослужение по своей тематике обращено к памятованию смерти, воскресению мертвых и второму пришествию Христову.
Прокимен – стих псалма, на богослужении предшествующий чтению из Свящ. Писания Ветхого или Нового Завета и имеющий соответствующее чтению содержание.
Светилен, или ексапостиларий песнопение особой назидательности, заключающее собою канон. Название «светилен» говорит или о свете, воссиявшем от Господня гроба (воскресные светильны), или о свете, просвещающем тварь (постные, триодные светильны), что как бы иллюстрируется расположением этой песни в конце утрени, т.е. перед рассветом. Название ексапостиларий, от – «высылаю», может означать или послание апостолов на проповедь, что составляет содержание воскресных ексапостилариев. или то, что канонарх для исполнения этого песнопения высылает из хора на середину храма певца.
Стихира – песнопение, написанное стихотворным размером на определенный напев. Исполняется вслед за стихами псалмов, например, после стиха «Господи, воззвах. ».
Тропарь – краткое песнопение, в котором выражена сущность праздника, похвала Богоматери или святому. Тропарем в широком смысле называется всякое церковное песнопение, хотя бы имеющее другое название (стихиры, седален и т.д.). Но в современном уставе тропарями называются песнопения, имеющие в каждом гласе свой особый напев и занимающие определенное место в последовании службы, а также те строфы, которые составляют песни канона и следуют за ирмосом.
Утреня – богослужение, именуемое так по времени, в которое предпочтительно должно совершаться. Значительное место в утрени занимают славословия и хваления Бога и Его святых угодников.
Ходатайственная молитва – часть евхаристического канона, читается иереем на литургии в алтаре после преложения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы и содержит моление, ходатайство за всю Церковь, за весь мир.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й – краткие богослужения, на которых вспоминаются страдания Спасителя, а также звучит похвала празднику и/или дневному святому.
Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8
Седален
Седален
Наименование, противоположное первому (ипакои) и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3?й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.
Читайте также
Посем седален, гл. 5
Посем седален, гл. 5 Покой, Спасе наш с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.Слава, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою
Седален, глас 5
Седален, глас 5 Яко странница во граде святаго Петра явилася еси, благоволением Божиим укрепляема, мати премудрая. Божественных даров и чудес удостоившаяся. Темже, имущи дерзновение ко Христу Богу, мир испроси душам нашим и велию милость.Слава, И ныне, БогородиченМати
Седален, глас 2
Седален, глас 2 Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре
СЕДАЛЕН ПО 3-й ПЕСНИ КАНОНА НА ПАНИХИДЕ
СЕДАЛЕН ПО 3-й ПЕСНИ КАНОНА НА ПАНИХИДЕ Седален по 3-й песни канона опускается. Между тем, он такая же неотделимая часть канона, как и кондак с икосом по 6-й песни. Седальны на панихиде назначаются с богородичным, чем панихида сближается с утреней. Когда служба святого
Седален и чтение по 3 песни
Седален и чтение по 3 песни Так как канон, основу которого составляют ветхозаветные песни, рассматривается как нечто аналогичное кафизмам, то на междопесниях его за малой ектенией следует по 3-й песни седален и чтение, а по 6-й песни кондак с икосом, и также чтение. От этого
Седальны
С кафизмами неразрывно связаны, как увидим ниже, чтения (святоотеческие). Подготовлением к этим чтениям, переходом к ним от кафизмы и ектении, служат песни, на которых, как и на чтениях, можно сидеть, называемые посему седальнами (. ), и которые своими художественными напевами вносят оживление в эту очень монотонную часть утрени. Ими вводится в бдение новый род песнопений, употребляемых только на утрене (и на повечериях, на которых положен канон), службе, отличающейся особою продолжительностью и требующей для молящихся неоднократного отдыха, сидения.
По напеву, содержанию и построению своему седальны близки к тропарям (почему ранее, как увидим, названия эти употреблялись безразлично). Иногда они и поются (как увидим) вполне по напеву тропарей. Часто одна и та же песнь служит и седальном, и тропарем. Таким образом, с Бог Господь на протяжении значительной части утрени, именно до канона, и отчасти в течение его, господствует один напев — тропарный, как на вечерне господствует стихирный, а с канона — канонный. Но обычный напев седальнов различается несколько от напева тропарей. Он, прежде всего, протяжнее тропарного напева; это потому, что седальны большей частью поются однажды, наиболее дважды, тогда как тропарь исполняется в течение суточных служб до 7, 12 и даже 16 раз. Кроме того, седален легче слушать, так как он слушается сидя, и протяжное пение его не так утомительно для молящихся, как такое же пение тропаря. Кроме протяжности, напев воскресных седальнов отличается от тропарного большею ровностью, спокойствием; от них веет, кроме того, некоторою грустью о погребении Спасителя; хотя они прославляют воскресение Спасителя, как и тропари, но это прославление проходит в них чрез воспоминание о погребении и смерти Спасителя («Живот во гробе возлежаше и печать на камени належаше; яко царя спяща, воини стрежаху Христа» — сед. 6 гл. по 2 каф.; ср. «Благообразный Иосиф» — сед. 2 гл.); посему напевы седальнов по характеру приближаются к напевам Страстной седмицы. Такой полугрустный напев воскресных седальнов идет к их месту на бдении — после кафизм и пред чтениями, которые составляют самую неторжественную и монотонную часть бдения. О достоинстве воскресных седальнов по их напеву говорит и то, что эти напевы самостоятельны и не имеют подобнов, исключая седальны по 2-й кафизме: 1 гл. подобен «Камени запечатану», 3 гл. подобен «Красоте девства» (Богородичен к седальну), 4 гл. подобен «Скоро предвари» (Богородичен 6 часа в великопостные среду и пяток, взят как грустный в противоположность радостному тропарному напеву 4 гл.).
Что касается сравнительного достоинства седальнов по их содержанию с другими песнопениями, то в этом отношении они стоят наравне с тропарями и превосходят поэтической высотой стихиры и каноны. По местам они поражают силою выражений («смерть люто пленяшеся», «гробу отверсту, аду плачущуся», «не ктому смерте обладаеши» — 3 гл. по 1 каф.), картинностью описания (ад говорит: «трепещу плоти нетленныя ипостаси, вижду Невидимаго, тайно борюща мя, темже и ихже держу зовут: слава, Христе, востанию Твоему» — 3 гл. по 2 каф.), глубиной психологического анализа причастных к событию воскресения лиц (мироносицы у гроба мысленно говорят: «еда ли воста, Иже и прежде страсти проповедавый воскресение»; по воскресении «Петр вопияше Ти: жены дерзновение прияша, аз же убояхся; разбойник богословяше, аз же отвергохся; убо призовеши ли мя прочее ученика быти? Или паки покажеши ловца глубиннаго?» — 5 гл. по 2 каф.; Мария Магдалина говорит иудеям: «или Господа моего дадите, или со мною возопийте — Господи, слава Тебе» — 6 гл. по 1 каф.). О высоком достоинстве воскресных седальнов говорит и то, что некоторые из них служат тропарями или седальнами величайших праздников: Великой субботы — «Благообразный Иосиф», «Мироносицам женам» (с добавлениями), Недели Фоминой — «Запечатану гробу».
Ввиду таких достоинств воскресных седальнов по напевам и содержанию они никогда не отменяются на воскресной службе, даже при совпадении с воскресеньем Сретения и двунадесятых Богородичных праздников; они тогда поются все даже со своими Богородичными, тогда как по крайней мере последние естественно было бы заменить седальнами праздника.
Воскресных седальнов после каждой кафизмы положено два, как и в большие праздники после каждой кафизмы седальнов бывает два или же, если один, то он поется дважды, очевидно с целью дать пение каждому из двух ликов. При этом они связываются припевом, так что первый поется «просто», а второй с припевом. Таким припевом служит для седальнов по 1 кафизме стих Пс. 9, 33, как бы приглашающий или вызывающий Спасителя на воскресение: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца», а по второй — начальный стих того же псалма — обет верующих за исполнение этой их возвышенной молитвы: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя» (эти же стихи — прокимен и его стих 7 гл.). Из ряда псалмических стихов, которые могут быть приложены к воскресению Спасителя, выбраны для настоящего места именно эти, так как прямое прославление воскресения еще не началось на утрене (оно — только с Евангелия и «Воскресение Христово видевше») и так как сюда нужен несколько скорбный и покаянный тон («не забуди убогих Твоих»). К двум седальнам после каждой кафизмы присоединяется, чрез Слава и ныне, Богородичен, обычно заключающий каждый ряд воскресных песнопений, как и песнопений в честь святых.
Богородичны седальнов, как и Богородичны тропарей, посвящены тайне воплощения и так же редко, как и те, останавливаются на воскресении <с. 638>Спасителя, на отношении к этому событию Богоматери; последнее имеет место в Богородичных 2 гл. по 1 и 2 каф., 6 гл. по 2 к., 7 гл. по 1 и 2 к., отчасти 1 гл. по 2 к., 5 гл. по 1 к. Некоторые из настоящих Богородичнов поражают силою выражений, глубиною и оригинальностью мыслей; таковы, например, Богородичны 3 и 4 гл. по 1 кафизме. 1-й «Красоте девства», проводящий мысль, что душевной красоте Пресв. Девы удивился сам Гавриил и затруднялся, что сказать Ей, как назвать Ее. 2-й «Удивися Иосиф» рисует чувства и размышления Иосифа при рождестве Христовом, как он должен был вспомнить прообразы бессеменного рождества (руно и купину) и, убежденный, стал доказывать иерусалимским священникам (подразумевается, предъявившим к нему обвинение за неисполнение взятого обязательства), что бессеменное рождение возможно. По знаменательному совпадению, и напевы этих двух Богородичнов наиболее красивые и любимые церковным уставом: они сплошь и рядом назначаются в качестве подобных к седальнам, даже на величайшие праздники: например, седальны на Рождество Христово по 2 каф., Крещение по 1, Благовещение по 3 имеют подобны «Красоте девства»; на Крещение по 2 каф., тогда же на Рождество Христово и Благовещение по полиелее — «Удивися Иосиф». О высоком достоинстве седальных Богородичнов свидетельствует и то, что некоторые из них взяты и в другие службы, даже величайших праздников; так, Богородичен 3 гл. по 2 к. «Непостижимаго и неописаннаго» служит седальном утрени Рождества Христова по 2 каф.; седальный Богородичен 2 гл. по 2 к. «Преблагословена еси» служит постоянно Богородичным для хвалитных стихир воскресной утрени. А Богородичен 8 гл. по 2 кафизме, кафизме заключительной ко всем, «О Тебе радуется», служит задостойником литургии Василия Великого, ради чего его «не седяще поем, но стояще и со страхом и благоговением». Из-за высокого достоинства Богородичнов они почти никогда не отменяются на воскресной службе, даже при совпадении с двунадесятым Богородичным праздником, хотя они, как мы видели, почти не говорят о воскресении, а — общего содержания.
Седальны Богородичны заменяются только тропарными Богородичными, — именно, как сказано об этом в 52 гл. Типикона, если тропари на Бог Господь поются с Богородичным не текущего гласа, то этот Богородичен поется по 1 каф., а рядовой оставляется (так как Богородичны по 1 каф. выше («Удивися Иосиф», «Красоте девства», «Преднаписует Гедеон»), то лучше переносить их на 2 каф., а тамошние оставлять, исключая, конечно, Богородичен «О Тебе радуется») [602].
Читайте также
Кафизмы, Малые ектении, Седальны.
Воскресные седальны по древним уставам
СЕДАЛЕН
Смотреть что такое «СЕДАЛЕН» в других словарях:
седален — сущ., кол во синонимов: 3 • песнопение (11) • песнопения (42) • тропарь (3) … Словарь синонимов
Седален — тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть. Седален берется из Октоиха или Триодей Постной и Цветной, а в предпразднства и попразднства – и из Минеи … Православие. Словарь-справочник
Седален — (κάυισμα) наименование, противоположное акафисту (см.); обозначает песнопение, во время которого верующим позволялось садиться и слушать сидя то или другое чтение. С. положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3 й песни канона пред… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Седален — тропарь, который можно петь сидя … Краткий церковнославянский словарь
Седален — краткое молитвословие, тропарь, во время пения или чтения которого разрешается сидеть … Православная энциклопедия
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия
ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК — [греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG … Православная энциклопедия
ВЕЛИКАЯ СУББОТА — [Церковнослав. ; греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия