что такое сдержки и противовесы

Сдержки и противовесы

Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Содержание

История

Идеи, положенные в основу современного принципа разделения властей, высказывались еще Аристотелем. В четвертой книге своего трактата «Политика» он формулирует идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган.

Дальнейшее развитие теории разделения властей связано с именами Джона Локка и французских просветителей, особенно Шарля Луи Монтескьё, который осуществил наиболее основательную разработку этого принципа. Именно, начиная с этого времени (то есть с конца XVIII — начала XIX вв.), принцип разделения властей получает признание во многих государствах.

Наиболее последовательно принцип разделения властей был проведён в Конституции США 1787 года. При этом «отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances ).

Дальнейшее развитие принципа разделения властей связано с попытками расширить список ветвей власти, отразив современные тенденции. Так, наряду с законодательной властью выделяется учредительная власть. Нередко самостоятельный статус придается контрольной и избирательной власти.

В Советском государстве господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть понималось как власть Советов, то есть власть представительных по сути органов.

Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашён Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, а также закреплён в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР.

Содержание и значение принципа разделения властей

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено формально.

Принцип разделения властей в законодательстве разных стран

Российская Федерация

Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ — Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти — федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы, другие федеральные ведомства, а также их территориальные органы.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

Разделение властей в субъектах Российской Федерации

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют федеральные суды, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

СМИ как «четвёртая ветвь власти»

Часто используется метафора «четвертая, так называемая, информационная, власть». Однако, средства массовой информации, которые по идее должны быть субъектами этой власти на самом деле не институционализированы, то есть не имеют конституционно-правового статуса. СМИ являются частью политической системы общества и оказывают влияние на политические процессы, но в правовом смысле властными полномочиями они не наделены.

Ссылки

Литература

Диссертационные исследования

Книги

Полезное

Смотреть что такое «Сдержки и противовесы» в других словарях:

США. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — Управление государством в США основано на Конституции. Однако практика государственного управления и его влияние на жизнь граждан коренным образом изменились со времени принятия Конституции США в 1789. Включенные в нее официальные поправки были… … Энциклопедия Кольера

ПРЕЗИДЕНТ РФ — глава государства. Пост Президента РФ был учрежден путем проведения референдума РФ 17 марта 1991 г. По введенной тогда модели Президент являлся высшим должностным лицом РСФСР и главой исполнительной власти в РСФСР. Президентом мог быть избран не… … Энциклопедия юриста

Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… … Географическая энциклопедия

СУДЕБНЫЙ НАДЗОР — (judicial review) Право осуществлять проверку законодательных и исполнительных актов и аннулировать те из них, которые противоречат Конституции. Применяется в ряде стран, в т.ч. в Австралии, Пакистане, Японии, Индии, Германии, Италии и… … Политология. Словарь.

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — политико правовая доктрина и конституционный принцип, лежащий в основе организации власти демократического государства. Согласно ему государственная власть должна быть разделена внутри себя для осуществления системы «сдержек и противовесов». Идея … Большая актуальная политическая энциклопедия

Источник

Что такое система сдержек и противовесов?

что такое сдержки и противовесы. . что такое сдержки и противовесы фото. что такое сдержки и противовесы-. картинка что такое сдержки и противовесы. картинка . Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.

Система сдержек и противовесов — это определенные законодательно закрепленные меры, которые не допускают присвоение власти одной ветвью власти всей полноты власти в государстве, то есть власть в государстве должна быть разделена между независимыми друг от друга ветвями:

Впервые теория о разделении власти была предложена английским педагогом и философом Джоном Локком. А после термин был введен французским писателем Шарлем- Луи де Монтескьё.
В случае выхода одной из властей за пределы своих полномочий, органы других ветвей власти могут применить соответствующие меры, восстанавливать законность и равновесие властей в государстве. Например, исполнительная власть сдерживает законодательную путем представления проектов законов, которые законодательная власть обязательно должна рассмотреть.
Глава исполнительной власти — президент обладает правом вето, согласно которому он как глава исполнительной власти может не подписать закон и возвратить его на повторное рассмотрение. Также президент может распустить парламент.

Исполнительная власть

Исполнительная власть может оспорить в Конституционном суде государства принятый законодательной властью закон, если он противоречит Конституции страны.

Законодательная власть

Законодательная власть может преодолеть вето повторным голосованием. При этом за закон должны проголосовать две трети депутатов законодательного органа. В этом случае глава исполнительной власти обязан подписать закон. Также законодательная власть может оспорить в Конституционном суде неконституционную и незаконную деятельность исполнительной власти. Она может объявить импичмент, то есть отстранить главу исполнительной власти — президента от должности, либо выразить недоверие правительству, которое после этого уходит в отставку.
Исполнительная власть может оспорить в Конституционном суде государства принятый законодательной властью закон, если он противоречит Конституции страны.

Источник

Cистема сдержек и противовесов — описание, суть

что такое сдержки и противовесы. Opisanie sistemy sderzhek i protivovesov. что такое сдержки и противовесы фото. что такое сдержки и противовесы-Opisanie sistemy sderzhek i protivovesov. картинка что такое сдержки и противовесы. картинка Opisanie sistemy sderzhek i protivovesov. Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.Исследователи государства и власти занимаются изучением системы сдержек и противовесов, которые должны способствовать защите страны и граждан от главенства одной из веток. Государственная власть способна эффективно решать свои задачи только в том случае, когда все ветви власти (судебная, законодательная и исполнительная) независимы друг от друга.

Принцип равновесия нарушается, если одна из них будет занимать главенствующее положение. Все государства с демократическим устройством придерживаются такой системы, хотя в Конституции это может быть не написано.

Прочитав эту статью, вы узнаете, что такое система сдержек и противовесов — описание, суть и многое другое.

Главные принципы разделения властей сдержек и противовесов

Для защиты и обеспечения интересов населения три ветви власти должны одновременно зависеть друг от друга и контролировать свою работу. Это и является принципом сдержек и противовесов. Разделение властей должно быть основой любого государства с демократической системой, причём не только на бумаге, но и на практике. Этот постулат обеспечивается с помощью описываемой системы.

что такое сдержки и противовесы. sistemy sderzhek i protivovesov v ssha. что такое сдержки и противовесы фото. что такое сдержки и противовесы-sistemy sderzhek i protivovesov v ssha. картинка что такое сдержки и противовесы. картинка sistemy sderzhek i protivovesov v ssha. Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.Государство должно обеспечивать общественную безопасность, решать имеющиеся задачи и вопросы общества, обеспечивать духовное и материальное развитие населения. Чтобы это делать, власти должны быть высокоэффективными, чего быть не может при предоставлении властям неограниченных полномочий.

В Конституции страны прописывается сбалансированная система сдержек и противовесов. Кроме того, это прописано в законах и актах, регламентирующих права и обязанности всех ветвей власти.

ВАЖНО! Значительную роль здесь играет Президент и Конституционный суд, потому что они имеют право вето на неэффективные и противозаконные акты.

Подробности

Откуда взялось

Происхождение

Впервые описываемая система была обоснована в теории философом Джоном Локком в конце 17 века. Благодаря его современнику данный термин вошел в обиход, но уже в начале 18 века. Но некоторые из признаков разделения властей были ещё гораздо ранее, в эпоху до нашей эры.

Некоторые принципы сдержек применялись в конце существования римского государства.

Мысли о разделении исполнительной и законодательной властей сформировалась в средние века мыслителем Падуанским. Он писал о необходимости деления ветвей власти для формирования невозможных условий узурпации власти в государстве одной из них.

Понятие системы сдержек и противовесов

Основной чертой, характерной для описываемой системы, является полное распределение государственных функций. Каждая из них должна быть определена для отдельных ветвей власти. Органы законодательства выступают с инициативами и принимают законы, органы исполнительной власти претворяют эти законы в жизнь, органы суда контролируют исполнение законов и выдвигают наказания за их нарушения. Все это предполагается системой сдержек и противовесов.

Если говорить кратко, то можно сказать, что основным принципом разделения властей является недопущение ситуации, при которой какая-то из властей смогла удержать монополию. Этот вопрос должен быть решён при помощи системы, описываемой в этой статье.

Современное представление о системе

На сегодняшний день практически все демократические государства являются образцами эффективного применения системы сдержек и противовесов в ходе организации работы разных ветвей власти.

Соперничество и конкуренция разных политических партий придает принципу разделения властей дополнительную устойчивость. Никакая партия не может гарантировать для себя постоянное большинство в парламенте, потому что они всегда соперничают за голоса избирателей, а делать это нужно постоянно.

что такое сдержки и противовесы. Opisanie sistemy sderzhek i protivovesov v ssha. что такое сдержки и противовесы фото. что такое сдержки и противовесы-Opisanie sistemy sderzhek i protivovesov v ssha. картинка что такое сдержки и противовесы. картинка Opisanie sistemy sderzhek i protivovesov v ssha. Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют дополнительно контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви государственной власти.В ходе развития строение государств становилось все более сложным и многогранным. Потихоньку четкая грань между разными ветвями власти начала размываться.

СПРАВКА! На сегодняшний день политологи придерживаются мнения о том, что влиятельные общественные организации, политические институты, партии и СМИ являются частью сдержек и противовесов. Эти органы способствуют контролю полномочий любой конкретной ветви власти.

Минусы

Система считалась создателями этой теории некой универсальной формулой, способствующей предотвращению узурпации власти одной из её ветвей. Это было актуально до 20 века, когда в силу вступили межправительственные и международные организации, которых ранее не существовало, и были наделены властью по отношению к государствам.

На современном этапе классическая система полноценно уже не отражает все политические реалии. Нужны изменения, над которыми сегодня работают философы и политологи для приведения теории и практики во взаимодействие.

Система сдержек и противовесов в России и США

Американская система сдержек и противовесов развита очень хорошо. Для ещё большего отличия их друг друга даже принципы их формирования кардинально различаются. Период деятельности членов разных ветвей власти тоже различается, они сменяются не в один год, а постепенно. Разные периоды деятельности и принципиально различные схемы создания ветвей власти не способствуют узурпации. Совместно они осуществляют контроль действий и полномочий президента, которого можно лишить должности с помощью процедуры импичмента.

Сказать, что в России существует система можно, но с некоторыми поправками. Создание принципов разделения властей в РФ началось не так давно, после распада СССР. Новые органы власти были сформированы в короткие сроки с учетом описываемой системы.

СПРАВКА! Ветвь законодательства представлена Верхней и Нижней палатами Совета Федерации, ветвь исполнительной власти — Правительством, ветвь судебной власти — Конституционным, Верховным и Высшим Арбитражным судами.

Перспективы

В ходе рождения демократий система стала одной из главных, что изменило политическую карту и мир. Однако, вечным не остается ничего и абсолютно все изменяется, бывает, что и незаметно. По мнению политологов, принцип разделения, который был задуман древними философами, уже претерпел значительные изменения, хотя и остается главенствующим.

Конечно, сам принцип никуда не исчезнет, но по ходу совершенствования политических систем будут происходить изменения. В истории имеется уже немало примеров создания государства с монополией одной ветви или одной личности, но почти все они не положительные. Вариантов лучше системы на сегодняшний день не имеется, даже с учетом имеющихся недостатков.

Источник

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ

Смотреть что такое «СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» в других словарях:

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — Система взаимоотношения органов власти, в соответствие с которой каждая ветвь власти не только уравновешивает, но и ограничивает другую (другие) Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… … Юридический словарь

СИСТЕМА «СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ» — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Энциклопедия юриста

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Юридическая энциклопедия

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Энциклопедический словарь экономики и права

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с этой моделью законодательная.исполнительная и судебная власти не только разделены организационно,но формально и полностью независимы друг от друга, каждая из властей… … Энциклопедия юриста

система сдержек и противовесов — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… … Большой юридический словарь

СИСТЕМА “СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ” — существующая в США особая модель системы разделения властей. В соответствии с ней законодательная, исполнительная и судебная власти не только разделены организационно, но формально и полностью независимы друг от друга; каждая из властей обладает… … Большой юридический словарь

СИСТЕМА СДЕРЖЕК И ПРОТИВОВЕСОВ — разделение компетенции между органами государственной власти, обеспечивающее их взаимный контроль. В соответствии с Конституцией РФ механизм государственной власти на высшем уровне представлен Федеральным Собранием парламентом, Президентом и… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Источник

Разделение властей и система сдержек и противовесов

Разделение властей и система сдержек и противовесов

Или как устроено взаимное урегулирование институтов власти?

Идея разделения властей начинается с мысли, что власть не может быть концентрирована в одних руках, поскольку существует риск её злоупотребления. Впервые высказали такое опасение еще в античные времена Платон и Аристотель, после которых проблема концентрации власти существовала лишь в контексте соотношения полномочий между духовной и светской властью в Средневековье. Первым мыслителем, который наметил какое-то решение этой проблемы, был Джон Локк — английский философ XVII века. Локк известен как автор многих фундаментальных трудов, но в связи с нашей проблематикой мы поговорим о двух его работах.

Джон Локк (1632-1704)

Первая работа называется «Два трактата о правлении», в ней Локк проявляет себя сугубо как политический мыслитель. Вторая же работа, «Опыты о человеческом разумении», отождествляется скорее с гносеологией, с теорией познания. Тем не менее, эти два направления его мысли связаны друг с другом, и мы попробуем показать, как происходит переход от теории познании к философии политики. В «Опытах о человеческом разумении» Локк размышляет о том, что у человека нет врожденных идей, что опыт – единственный источник получения знания. Отсюда он формулирует свою знаменитую идею – Tabula rasa, которую переводят как «чистая доска». Метафору чистой доски Локк использует для того, чтобы показать, что человеческий разум, изначально как чистая доска, на которой ничего не записано, и только с приобретением человеком опыта на ней появляется какая-то информация. Отсюда логику рассуждения можно перенести из теории познания в политическую философию: если нет такого человека и принципиально быть не может, кто вобрал бы в себя весь возможный опыт и все накопленные человечеством знания, то из этого следует, что также и не может быть такого человека, которого возможно было наделить абсолютной полнотой власти.

Обложка первого издания книги

Об этом Локк размышляет в своей работе «Два трактата о правлении», где и приходит к идее разделения властей, которая в строгом смысле слова, была сформулирована впервые в истории человеческой мысли. Сейчас, она может казаться самоочевидной, понятной, она закреплена констуционно во многих государствах мира, в том числе и в России. Но на тот момент, это было настоящей инновацией, большим шагом на пути к реальным позитивным политическим преобразованиям того времени. Локк предлагает разделить власть на три ветви, каждой из которых надлежит выполнять собственную функцию и предостерегать другую ветвь власти от злоупотребления своими политическими возможносятми. У Локка эти три ветви власти называются – законодательная, исполнительная, и федеративная. Необходимо заметить, что третья власть еще не судебная, а федеративная, судебная власть появится позже у Монтескье. Поговорим о федеративной власти у Локка. Федеративная власть Локком понимается как такая власть, в чьи полномочия входит ведение международных отношений, заключение договоров с другими государствами, объединение в межгосударственные союзы, решает вопросы войны и мира. Но более всего риску злоупотребления властью, по Локку, подвержена законодательная власть, которая после того, как граждане, которые делегируют ей право принимать законы, имеет возможность принять такие законы, которые будут обслуживать интересы законодателей, а не собственных граждан. Для этого Локк вводит исполнительную власть, которая вправе не выполнять такие законы, которые противоречат идее об общем благосостоянии общества.

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755)

Другой французский философ, появившийся на арене политической мысли спустя столетия после Локка, Шарль Луи Монтескье, придал идее разделения властей ту форму, в которой она существует по сей день. Федеративная власть у него сменяется судебной. Функцию судебной власти Монтескье разъясняет так: «В силу третьей власти он (государь) карает преступления и разрешает столкновения частных лиц»

Сама идея разделения властей становится гарантом верховенства права и человеческой свободы в обществе. Если власть полностью заключена только в одной инстанции, то значит и человек с ней остается один на один, что уничижает человеческое достоинство и свободу. Власть должна иметь такое устройство, в котором различные её инстанции обоюдно сдерживают друг друга.

«Декларация Независимости», Джон Трамбулл

1826 год, Капитолий

Интересным примером фактической реализации идеи о разделении властей может служить американская революция 1776 года, когда 4 июля была принята Декларация независимости США. По сути, люди тогда объединились для того, чтобы идею о разделении властей, правовом государстве и обществе свободных граждан применить на практике. Сущностью их выбора как как выбора свободных граждан было жить в государстве, которое описали и теоретизировали Локк и Монтескье. Отцы-основатели Америки развили идею разделения властей вертикальным разделением, с которого родилась идея федерации. Власть уже делится не только на ветви, но и на уровни. Эту идею переняли впоследствии множество современных государств и именно от этой идеи вытекает система сдержек и противовесов.

Реализация принципа разделения властей может носить различный характер, однако общее для всех моделей то, что в условиях разделения властей одна ветвь власти ограничивает другую через систему сдержек и противовесов.

Как сейчас у нас в стране юридически оформлено разделение властей?

Статья конституции РФ 10:

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 11 п.1 говорит, что:

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Формально в России президент не относится ни к одной ветви власти

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Отметим также что по форме правления Россия — это президентско-парламентская республика

То есть правительство РФ имеет двойную подотчетность

Президент формирует правительство через предложение на пост главы правительства (ст.111 Конституции РФ)

Лишь после подтверждения кандидатуры парламентом формируется остальной кабинет правительства.

Законодательная, избранная народом власть, в механизме сдержек и противовесов, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть, назначаемая представительным органом власти и вытекающая из законодательной, занимается непосредственной реализацией законов и контролем за их исполнением. Судебная же власть выступает как гарант восстановления нарушенных прав и справедливого наказания виновных. В странах Западной Европы судебная власть показала себя как центр формирования всей правовой системы государств. В России процесс разделения властей начался с проведения Александром II судебной реформы 1864 года.

Джеймс Медисон (1751 – 1836)

Одним из важнейших мыслителей, развивших идею системы сдержек и противовесов, является Джеймс Мэдисон. Дважды президент Соединенных штатов, разработал такую систему сдержек и противовесов, которая обеспечивает баланс в распределении полномочий и возможностей между всеми тремя ветвями власти. Для Мэдисона, система сдержек и противовесов является частичным совпадением полномочий различных ветвей власти.

Судебный прецедент из истории

Мэрбэри против Мэдисона — судебный прецедент, распространивший компетенцию Верховного суда США на судебный надзор решений других ветвей власти. В решении по данному делу суд впервые в истории США признал парламентский закон несоответствующим Конституции, создав таким образом прецедент для будущих подобных решений. Следствием этого решения явилась реализация на практике принципа сдержек и противовесов между тремя ветвями власти, в рамках которого Верховный Суд мог рассматривать законодательные акты Конгресса на предмет соответствия Конституции и даже аннулировать эти законы, если они противоречили основному закону. С данного решения началось становление судебного контроля в США.

Разделение властей не означает, что одна ветвь власти противостоит другой. Наоборот, такая возможность должна исключаться на уровне конституции. Исходя из теории разделения властей, каждая из имеет свою определенную функцию и область компетенций. Каждая ветвь власти реализует свои задачи автономно, при этом имея возможность сдерживать и уравнивать в своих решениях другие ветви власти. Никакая власть не вправе принять на себя функции другой, но и не учитывать деятельность других ветвей власти тоже не в состоянии. Поэтому три ветви власти должны гармонично друг друга дополнять, поддерживая необходимую согласованность, словно единый политический организм, цель которого – благо народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *