что такое саван в турции
Что такое саван в турции
Саван – это неотъемлемый атрибут похоронного ритуала, которым укрывают или укутывают тело покойного. У разных народов существуют свои обычаи по оформлению савана, и атрибут может отличаться длиной, типом ткани, цветом, методом использования. Купить ритуальное покрывало для покойника для организации православного похоронного обряда, можно в ритуальном агентстве «Эдем» в городе Днепр. У нас Вы найдете большой выбор погребальных покрывал в различной ценовой категории и вариантах исполнения.
История савана
Название «саван» произошло от арабского города Сабана (Савана), в котором изготавливали материю кипенно-белого цвета. Ткань применялась для различных целей, но наибольшую востребованность она получила при изготовлении савана для покойного. Погребальное покрывало – это по сути, отрез ткани, предназначенный для завертывания покойника.
Тела в саваны завертывались с давних времен, и о чем и свидетельствуют раскопки античных могил в разных странах мира. Простейшие посмертные одеяния не имели никакого декоративного украшения, и имели сугубо практическое значение, а именно, укрыть тело покойного.
Материалом для изготовления савана всегда выступала ткань, производимая в данном регионе. К примеру, в Европе для савана чаще использовали лен, в Азии – шелк и хлопок. В Австрии и Дании существовала традиция изготавливать саван из крапивы. Материал считался одним из дорогих, и был доступен только богатым и влиятельным людям.
В средневековой Англии, во время активного развития торговли, в страну стали завозить дешевый хлопок, что существенно ударило по овцеводам. Чтобы поддержать экономику страны, правительство издало указ, изготавливать саваны только из шерсти.
Саван в различных религиях
Формат и размер савана определяется конфессиональной принадлежностью. В разных религиях используются различные типы саванов, но все они имеют одинаковое значение, и присутствуют в обязательном порядке.
Старообрядчество
В староверческих погребальных обрядах присутствуют отголоски язычества, которые не меняются веками. Для покойника используют отрез ткани длиной в два человеческих роста. Ткань перегибают пополам и сшивают по одной стороне, чтобы получилось подобие ладьи, которая и является транспортом в загробный мир.
Головой покойного укладывают со стороны перегиба ткани, а ноги в свободной стороне. В изголовье на саване делаются крупные стежки, которые стягиваются вокруг лица по типу капюшона. Края савана могут украшаться кружевом или вышитыми крестами. Под шеей покойного продевается узкая лента, которая трижды оборачивает тело: по груди, бедрам и икрам.
Ислам
Правоверного заворачивают в не менее, чем два куска ткани. Один отрез используется только в экстренном случае, например, при укутывании мертворожденного малыша. Малолетних детей также укутывают в два, а то и три лоскута ткани. Мужской погребальный саван состоит из таких частей:
Дополнительно добавляется лоскут для оборачивания головы покойного. К женскому погребальному савану добавляется еще два лоскута ткани:
Для нательного савана используют ситец, для наружного оборачивания применяют бязь. Традиционно, саван мусульманина имеет белый цвет, но допускаются и другие светлые, пастельные оттенки тканей. Хоронить мусульманина в обычной одежде запрещено шариатом. Исключение составляют только шахиды, которых принято хоронить в одежде, в которой они погибли.
Иудаизм
Иудейский саван представляет собой отрез ткани длиной до 12 метров. Вне зависимости от положения и благополучия иудея, всех покойников оборачивают в одинаковые саваны. Такая аскетичность символизирует равенство всех верующих перед Богом. В современном мире иудеев могут хоронить в скромных одеяниях, которые покойный носил при жизни.
Что такое саван, и почему его принято использовать для погребения
Саван присутствует во всех религиях, в практически у всех народов погребальный наряд имеет белый или светлый цвет. Белый цвет в ритуальном понятии символизирует праведность души, которая предстанет вскоре перед создателем.
Во всех религиях мира саваном покрывают тело умершего только после ритуального омовения. Согласно священным писаниям, саван частично очищает от грехов, и потому одевать его нужно только на очищенное физическое тело.
Также белое ритуальное покрывало служит защитой от негативной энергии во время путешествия по загробному миру. Верующих принято закрывать тканью до уровня сердца. Накрывать покойника с головой разрешено только при наличии выраженных телесных повреждений. При этом руки покойника всегда должны быть открыты.
Купить погребальное покрывало для традиционного погребения или кремации можно недорого в похоронном бюро «Эдем». У нас Вы можете заказать полный пакет ритуальных услуг, избавив себя от тягостных забот по подготовке к похоронам. Опытные менеджеры помогут в выборе всех необходимых ритуальных товаров, и обеспечат полный контроль правильности проведения христианских, иудейских и исламских обрядов.
Оставьте заявку для заказа товара
Оставьте свои данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Саван (кафан)
Минимальный саван — это когда ткань покрывает все тело покойного одним слоем. Наилучшим же в соответствии с Сунной пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) является: три полотнища для мужчин и пять — для женщин[1]. Лучше, если они будут белого цвета и пропитаны благовонием.
Саван мужчин
Первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа)[2]. Затем поверх него стелют еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки головы до ступней ног. Затем покойного одевают в рубаху[3] из белого полотна, которая покрывает его от плеч до ступней[4], и кладут тело на расстеленные ткани (лифафа и изар)[5]. Сначала укрывают его верхней тканью (изар) так, чтобы та часть ткани, что слева от него, оказалась под той, что справа от него. После чего заворачивают в просторную нижнюю ткань (лифафа). Канонически допустимо ограничиться только двумя тканями — лифафа и изар. Передаются слова Абу Бакра: «Вымойте вот эти две мои одежды, и пусть они будут для меня саваном»[6]. Ограничиваться одним полотнищем (лифафа) допустимо только в вынужденных ситуациях.
Саван (кафан) женщин
Первым делом расстилают самое широкое полотнище (лифафа). Затем поверх него стелют еще одно (изар), которым можно полностью обернуть тело от макушки до ступней. Затем покойную одевают в рубаху[7] из белого полотна, которая может закрыть ее от плеч до ступней ног. Волосы покойной заплетают в две косы и кладут по обе стороны на грудь поверх рубахи. После этого завязывают платок (химар), закрывающий волосяной покров головы и шею. Затем поверх рубахи обвязывают тело еще одним куском ткани[8] в области груди и кладут на расстеленные полотнища (лифафа и изар)[9]. Сначала, как и у мужчин, укрывают тело верхней тканью (изар) так, чтобы та часть ткани, что слева от покойной, оказалась под той, что справа. После чего заворачивают в просторную нижнюю ткань (лифафа). Канонически допускается ограничиться двумя полотнищами (лифафа и изар) и платком (химар).
Саван (кафан) ребенка
Если ребенок старше семи лет, то его саван подобен савану взрослых. Если младше семи, его заворачивают в два основных полотнища.
Саван и мужчин, и женщин перевязывается так, чтобы тело не оголялось. Конец савана у ног можно завязать, направляя в сторону головы, а у головы — направляя в сторону ног. Когда покойного уже положили в могилу, узлы нужно распустить.
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Допускается хоронить человека в его одежде, предварительно постирав ее и почистив. См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 473.
[2] По размеру оно должно быть таким, чтобы тело покойного можно было полностью завернуть и закутать в него с головы до ног включительно.
[3] Это может быть халат, накидка или просто большой кусок ткани, покрывающий тело от плеч до ступней. См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92; аш-Шурунбулялий Х. Маракы аль-фалях би имдади аль-фаттах [Ступени успеха с помощи Открывающего все Господа]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. С. 212; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. Т. 2. С. 17.
[4] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 92.
[5] Когда тело покойного уже накрыто, из-под ткани вынимают полотенце, что закрывало ‘аурат.
[6] См.: Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар. Т. 1. Ч. 1. С. 93.
[7] Это может быть халат, накидка или что-либо другое, укрывающее тело от плеч до ног.
[8] Этот кусок ткани называется «хырка» и является для женщин пятым, последним.
[9] Когда тело покойной уже накрыто, из-под ткани вынимают полотенце, что закрывало ‘аурат.
Саван в мировой погребальной культуре
Саваном называют как облачение покойного, так и покрывало или просто отрез ткани. Этот ритуальный атрибут используется в погребальных практиках практически всех мировых конфессий.
Слово «саван» этимологически связано с названием города Сабан. Он располагался в окрестностях Багдада еще в те времена, когда столица современного Ирака была центром Аббасидского халифата. Город славился ткацким искусством, в особенности — кипенно-белой миткалью, которую умели делать только здесь. Именно она послужила материалом для первого в мире савана.
Белый цвет символизировал чистоту души умершего, его невинность перед Господом и набожность. И очень быстро традиция заворачивать тела в саван распространилась по всей земле.
Не только миткаль: из чего шили саваны в разных странах мира?
Белоснежную арабскую миткаль можно было достать только на Востоке. Поэтому материалы, из которых шили саваны, разнились, в зависимости от региона.
Так, в Европе ткани были, преимущественно, льняными или конопляными, в Азии — хлопковыми и шелковыми. На зеленых холмах Туманного Альбиона во множестве паслись овцы, и саваны делали из шерсти.
Уникальная традиция существовала в Дании и Австрии. Только в этих странах умели делать ткани из крапивы. Они были очень дорогими, поскольку такое производство было сложным и трудоемким. Об этом писал Г.Х. Андерсен в сказке «Дикие лебеди». Его героиня, Элиза, должна сплести рубашки из крапивы для своих братьев, чтобы развеять колдовство, и это стоит девушке огромных усилий.
В XVIII веке в Европе также начали выращивать хлопок и экспортировать его в Великобританию. Саваны из хлопка были дешевле, но их появление на рынке угрожало традиционному промыслу. Под давлением фермеров британский парламент принял билль о том, что при изготовление саванов производители обязательно должны использовать шерсть.
На Руси же ткани делали из льна. Однако повсеместно традиция заворачивать покойников в саван распространилась вместе с христианством. Славяне почти не использовали ткани в погребальных практиках. В отрез материи заворачивали только бедняков, которых хоронили в земле, а не в домовине.
Саван в мировой религиозной культуре
Христианство
Хотя изначально савану в христианстве отводилась очень большая роль, сейчас этот ритуальный атрибут считается обязательным исключительно в православии. Обычно это покрывало до 2 м в длину и 60-90 см в ширину. Оно может быть как белым, так и цветным, но почти всегда — с религиозной символикой. В прошлые века христианские символы и молитвы вышивали на ткани, сейчас ручная вышивка — редкость, в основном используются машинная или принты.
На время отпевания покойного закрывают до пояса. После прощания тело накрывают с головой.
Особую роль играет саван в старообрядчестве. Оно стоит особняком от православия, в нем живы те традиции, от которых современный мир уже давно отказался. О том, как готовятся к похоронам старообрядцы, мы писали ранее.
Мусульманство
В мусульманстве до недавнего времени саван был единственным облачением покойного. Тело заворачивали в два или даже три отреза материи с головой и так хоронили в землю.
В России похороны без гроба запрещены, поэтому мусульман хоронят в особых ящиках.
Если семья была бедной, и денег на ткань (а ткани в прошлом ценились очень дорого) не хватало, дозволялось завернуть покойного в один отрез ткани. Обязательно следовало закрыть голову, ноги могли быть видны.
Иудаизм
В большинстве стран погребальная атрибутика свидетельствует о статусе покойного. Например, в России покрывало может быть выполнено из синтетического шелка, а может — из натурального. Но в Израиле такие различия не допускаются. Всех покойных, вне зависимости от статуса, следует хоронить одинаково. Саван здесь служит в качестве облачения. Это отрез ткани длиной до 12 м, тело в него заворачивают с головой. Прощание у иудеев проходит при закрытой крышке гроба.
Индуизм
В Индии используют два типа саванов:
Индия — бедная страна, так что ткани здесь по-прежнему стоят очень дорого. Поэтому праздничное покрывало может передаваться в семье из поколения в поколение. После того, как тело, уложенное на носилки, дважды опускают в реку Ганг, праздничный саван снимают, стирают, сушат и убирают до следующих похорон. Останки кремируют в нательном покрывале.
Кто и зачем хоронит людей в саване
Во все времена люди уделяли ритуальным одеяниям особое место в похоронной церемонии. Сейчас эта традиция немного видоизменилась, но ее символизм остался прежним. Причем заворачивание в саван есть как в христианских религиях, так и в других.
Что знаменует саван
Ритуальное покрывало призвано энергетически защищать душу усопшего от нападения злых духов, Дьявола, пока она направляется в пункт назначения – в последнюю обитель, Рай или Ад.
Саван также помогает родным и близким выказывать уважение к умершему, и рассказывает о его социальном статусе, даже учитывая то, что в исламе не рекомендуется использовать дорогие ткани. Ведь количество обрезов может быть разное для бедняка и для состоятельного гражданина.
Откуда пошла традиция – заворачивать тела в саван
Язычники заворачивали тело в белую ткань и называли это венчальным платьем – оно скрывало душу от демонов. Шить саван должны были родственники. Они и произносили защитную молитву. Эта традиция перешла к христианам и мусульманам с той же целью.
Требования к изготовлению савана
Предпочтение следует отдавать натуральным материалам. По цвету в христианстве – это обязательно белый. А в исламе можно использовать и другие цвета, кроме черного и желтого. Также для женщин делается исключение при выборе ткани: можно использовать и шелк.
В исламе изготовлением савана должны заниматься родственники. Если их нет, то пошив савана ложится на плечи соседей. Добрососедские отношения поощряются Пророком в священной книге.
Также у мусульман разрешается использовать купленную при жизни ткань. Она могла применяться для других целей, но для подготовки похоронного наряда следует постирать и погладить отрезы. Как и христиане, последователи пророка Мухамеда готовят одежду и деньги на похороны заранее.
Если мусульманин был беден, то его должны завернуть в один отрез. Этого могут потребовать кредиторы умершего. Если такого требования нет, то родственники могут купить саван из своих средств – это не запрещено.
Правила заворачивания тела в саван
Для женщин: разложить одно большое полотно на полу или большом столе. Сверху положить второй отрез. На женщине должна быть белая рубаха, а волосы заплетены в косы и разложены по плечам. На голове надет платок, длинною до шеи. Оборачивают первый отрез так, чтобы все тело было укутано и не выглядывали голова и конечности. Начинают с головы.
Для мужчин: взять два полотна (у мусульман можно использовать 1 отрез для тех, у кого остались долги или он был беден). Предварительно одеть тело в ритуальную рубашку длиной до ступней. Положить усопшего на саван. Со стороны головы взять ткань и укрыть тело, потом взять ткань снизу.
Для детей: берут не отрезы ткани, а большие полотенца. Детьми считаются люди до 7 лет, для остальных берут обычный саван по размеру тела. Рубаха также используется, как и для взрослых.
Потом тела перевязываются специальными веревками, конец которых должен быть направлении в сторону ног. Саван завязывают, чтобы при транспортировке тело не оголилось. А когда гроб опускают – веревки развязывают.
Последователи двух самых популярных религий сходятся во мнении, что ритуальные одеяния нужно готовить тщательно. Защитную функцию савану дают родственники, которые читают молитву. Представителям любой религии важно знать, что душе при переходе в загробный мир будет комфортно и спокойно. Хоть никто и не знает наверняка, что там после смерти, но родственникам тоже хочется быть спокойным за то, что они сделали все для проявления уважения к умершему.
Почему хоронят в саване: особенности традиции
Традиция заворачивания тела в саван
Белый погребальный наряд или так-называемое «венчальное платье» использовали язычники. Они закрывали усопшего от негативных энергетических сущностей. Шили саван родственники покойника. Они наделяли материал защитной энергетикой. Со временем традицию переняли христиане и мусульмане. Несмотря на разность определений, смысл остался неизменным. Светлая ткань защищает душу во время ее путешествия по загробному миру.
У христиан
Христиане не наделяют погребальное одеяние мистической силой. Православного и старообрядца накрывают саваном для защиты души от дьявола. Любая церемониальная ткань приобретет защитную силу после совершения молитвы. Единственное ограничение – материал, из которого пошит мужской или женский похоронный наряд, не используют для других целей.
У мусульман
Мусульмане называют саван кяфаном. Вместо него разрешено использовать светскую одежду. Покрывают тело после завершения омовения. При выборе ткани учитывают социальный статус умершего. Цвет траурного одеяния не регламентирован.
Мусульманина после смерти покрывают полностью.
Каким должен быть саван
Выбирают погребальный саван с учетом религиозных требований. В них прописан размер изделия, его цвет и тип ткани. Ширину похоронного костюма рассчитывают с учетом габаритов покойного. Расстояние между левым и правым плечом умножают на 3.
Для определения длины савана:
Порядок проведения вычислений включает в себя расчет ткани на комплект повязок. Их ширина совпадает с шириной материала. Используют нечетное количество повязок. Цвет савана у мусульман, в отличие от христиан, не регламентирован. Единственная оговорка – использовать черный цвет не стоит.
Представители христианства и ислама едины во мнении. Материал для погребального наряда используют натуральный. Если под рукой нет хлопка, то разрешено взять хлопчато-бумажную. У христиан саван украшен золотой вышивкой на религиозные темы (купола церквей или кресты). Погребальное одеяние мусульман лишено внешнего изыска.
Как заворачивать тело в саван
После того как покойник уложен в гроб, его покрывают белой тканью. Православные и католики не видят разницы между погребальным одеянием для мужчин и женщин. Саван закрывает усопшего от линии сердца до пят. В мусульманской культуре тело заворачивают в белое покрывало различным образом.
Тип | Процедура |
Женский | На ровной поверхности раскладывают широкое полотнище. Поверх него размещают второе. Его размер должен быть таким, чтобы мумия была обернута саваном с головы до пят. На усопшую надевают белую рубашку. Покойнице заплетают 2 косы. Их укладывают на груди. Голову покрывают платком, длина которого доходит до шеи. Завертывают тело вначале в верхний слой. |
Мужской | Правило предписывает расстелить 2 покрывала. Ритуальная одежда для покойного – рубаха, закрывает умершего от плеч до ступней. Усопшего кладут на расстеленный саван. Вначале его укрывают верхней, а потом – нижней частью. В Исламе запрещено использовать только 1 полотнище. Исключение сделано для бедняков. |
Детский | Детей до 7 лет заворачивают в 2 чистых полотенца. Их размер должен быть достаточным для того чтобы покрыть малыша с головы до пят. Погребальная одежда для детей старше 7 лет не отличается от той, которую применяют во время похорон взрослых. |
У мусульман разработан строгий порядок заворачивания в саван. Размер ткани берут с запасом. После завершения перевязки тело не должно оголиться. Нижнюю его часть связывают в районе ног. Кончик направляют в сторону нижних конечностей.
Как только покойник опущен в могилу, узлы покрывала развязывают.
Как самостоятельно сшить саван
Желание сшить саван для покойника своими руками толкуют в христианстве и исламе как проявление уважения. Выкройку делают самостоятельно. Измеряют ширину и длину тела. Следующий шаг – поиск белого полотна из Х/Б ткани, льна или другого натурального материала. Дальнейший порядок действий:
После завершения манипуляций «свадебный» или «венчальный наряд» прикладывают к телу. Одеяние покрывает всю длину покойника с незначительным запасом. Второе правило – ткань погребальной постели и савана не совпадает. Рекомендация зафиксирована в христианстве, иудаизме и мусульманстве. Ортодоксальные мусульмане верят, что покойник оживет и покарает тех, кто неподобающим образом отнесся к вопросу создания его погребального одеяния.
Важна длина рукавов рубахи, которую надевают под саван. Специфической символики здесь нет. Длину подбирают так, чтобы она доходила до запястья. Слишком длинная или короткая одежда означает небрежное отношение родственников к похоронам, выражает отсутствие любви к усопшему.
Размер одеяния многократно проверяют. Точность – залог соблюдения традиций.
Погребальный наряд – одеяние, в котором покойника придают земле. В исламе и христианстве используют различные подходы к выбору савана. Образ православного или католика предстает перед Богом исключительно в белом, а мусульманин отправляется к Аллаху в накидке любого цвета.