что такое санпросвет работа в медицине

Роль санитарно-просветительской работы с населением в снижении распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний

Рис. 1. Пациент И., 13 лет КПУ=21.

Рис. 2. Пациент И., 13 лет КПУ=21.

Рис. 3. Пациент Н., 6 лет КПУ=15.

На фото 1-3 изображены клинические ситуации, при которых состояние твердых тканей полости рта существенно нарушено, что неизбежно причиняет пациентам боль, нарушает эстетику, снижает их продуктивность и социоадаптацию.

Уровень санитарно-гигиенической культуры населения и мотивация на сохранение и укрепление здоровья имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Основным механизмом начальных изменений при кариесе является деминерализация. Доказано, что даже внешне неизмененная эмаль практически всегда частично деминерализована, хотя клинически это не проявляется. Основной целью повышения уровня санитарно-гигиенической культуры населения является своевременное предохранение эмали от прогрессирующей деминерализации и восстановление её первоначального состояния.

В настоящее время достоверно установлено, что ведущим звеном в патогенезе кариеса зубов является нарушение динамического равновесия между процессами реминерализации и деминерализации в полости рта, на котором замыкаются происходящие на всех уровнях обменные явления и системы их регуляции. Основным направлением в разработке вопросов этиотропной и патогенетической терапии и профилактики кариеса является воздействие на процессы, обеспечивающие гомеостаз зубов (В.К.Леонтьев, Г.Н.Пахомов, Е.В.Боровский, П.А.Леус, А.А.Прохончуков, В.Г.Сунцов, Б.Н.Зырянов). Данные фундаментальные работы доказали, что профилактика и консервативное лечение кариеса зубов возможно лишь на ранних стадиях деминерализации эмали при обязательном сохранении белковой матрицы.

Рис. 4. Пациент Р., 7 лет. Неудовлетворительная гигиена полости рта.

Повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения и есть та возможность, благодаря которой возможно существенно снизить распространенность и интенсивность кариеса зубов.

Несмотря на разработанные системы профилактики, широкий выбор средств и предметов гигиены полости рта, состояние здоровья полости рта у населения остаётся на низком уровне (по данным мониторинга по г.Омску среди школьников в возрасте 12-15 лет в 1987 году КПУ-3,9, в 1997 году КПУ- более 4,5, согласно проведённым нами исследованиям, в 2018 году КПУ – 4,7): то есть отмечается рост интенсивности кариеса зубов. При этом и уровень санитарно-гигиенической культуры также остается на низком уровне, что во многом объясняет рост интенсивности кариеса зубов. Ведь уровень санитарно-гигиенической культуры населения и мотивация на сохранение и укрепление здоровья является одним из наиболее важных «факторов риска» в формировании высокой распространённости кариеса у населения. Как ещё одно из следствий слабой мотивации и недостаточной информированности в вопросах гигиены полости рта, является неудовлетворительная гигиена полости рта. Выявлена взаимосвязь удовлетворительного гигиенического ухода за полостью рта с низким индексом КПУ (в 2,2 раза ниже, чем при неудовлетворительном состоянии гигиены и в 2,8 раза ниже, чем при плохой гигиене полости рта). При улучшении состояния гигиены полости рта редукция прироста распространенности кариеса зубов (по отношению к контрольной группе) наблюдалась в 57% (Аврамова О.Г., 1998).

Кроме воздействия в качестве местного фактора, уровень санитарно-гигиенической культуры влияет на качественный состав пищи (дефицит или несбалансированность поступления питательных веществ), а также «привычки питания» (жевательная ленность), что, в свою очередь, снижает резистентность организма и защитных механизмов полости рта, нарушает построения белковой матрицы эмали, формирует низкую кариесрезистентность эмали в результате нарушения процессов минерализации.

Еще одним следствием низкого уровня санитарно-гигиенической культуры является то, что при большом числе пораженных зубов имеет место большая активность кислотообразующей флоры полости рта. По мнению ряда исследователей, колебания рН за пределы физиологической нормы, вызывают уменьшение устойчивости коллойдных мицелл и их осаждение. При этом теряется способность ротовой жидкости поддерживать ионы кальция и гидрофосфата в ионизированном состоянии, что ведёт к её структурным изменениям и снижению минерализующего потенциала. Таким образом, при множественном поражении зубов кариесом слюна более подвержена воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Хотя общее снижение рН может быть незначительным, локальное её снижение имеет важное значение в патогенезе кариеса зубов. При этом — самые низкие значения рН (ниже 4,0) – наблюдались в мягком налёте и кариозных полостях. Между рН слюны и зубного налёта выявлена определённая зависимость: наиболее сильным влиянием на рН слюны обладает кислотопродуцирующая активность микрофлоры спинки языка и контактных поверхностей зубов. Этот факт является ещё одним доказательством и обоснованием необходимости повышать санитарно-гигиеническую культуру населения.

Исследования отечественных социологов в разных регионах Российской Федерации показали, что в ряду жизненных ценностей здоровье находится лишь на 7-10 месте. Низкая мотивация населения на сохранение и укрепление здоровья в целом и полости рта в частности, слабая информированность в вопросах гигиены полости рта ведут к тому, что основной причиной посещения стоматолога является именно появление жалоб.

Мотивация человека на ведение здорового образа жизни, информированность в вопросах гигиены полости рта во многом определяют состояние стоматологического здоровья и организма в целом, что в свою очередь, во многом зависит от родителей. Именно поэтому очень важно создать правильный настрой у взрослого населения, чтобы дети получили правильное воспитание относительно здоровья полости рта в частности и организма в целом.

Состояние полости рта является одним из важнейших критериев качества жизни. К сожалению, в сознании большинства пациентов идея о здоровье, в полном смысле этого слова, слабо ассоциируется с состоянием полости рта и со стоматологом. А ведь без мотивации малоэффективны любые лечебные и профилактические мероприятия. Мотивация в значительной степени зависит от возраста, пола, социального положения семьи, воспитания. В формировании здорового образа жизни большая роль принадлежит именно семье, где ребёнок приобретает основные гигиенические навыки. Базовым моментом является выяснение уровня знаний школьников по вопросам гигиены.

Таким образом, выяснение уровня информированности в вопросах гигиены полости рта, а также мотивации детей и их родителей на сохранение и укрепление здоровья считаем одним из важнейших аспектов лечебно-профилактических мероприятий.

Нами проведено изучение уровня информированности школьников г. Омска и их родителей: результаты удивили. При изучении уровня информированности учащихся общеобразовательных школ г. Омска относительно вопросов гигиены полости рта, как одного из патогенетических факторов кариеса зубов, мнения школьников о правильном уходе за полостью рта выразились в следующем: абсолютное большинство опрошенных (62%) считают оптимальным режим чистки зубов – однократный. Причём большая часть (74%) производит уход за ротовой полостью утром. То есть о регулярности чистки зубов школьники осведомлены недостаточно: всего 4% выбрали ответ «после каждого приёма пищи». Причём необходимо отметить, что большинство (71%) обучающихся чистят зубы два раза в день, а основная часть школьников с окраины (53%) – лишь один раз в день, большинство – утром. Интересно, что мальчики чистят зубы реже, чем девочки.

При любом анкетировании, учитывая человеческую психологию, надо помнить, респонденты склонны несколько приукрашивать мнение о себе, желая показать себя в наилучшем свете, то есть число тех, кто действительно осуществляет активный уход за полостью рта, ниже, чем показал опрос.

Ответы респондентов значительно отличаются у лиц разного возраста, пола и социального статуса семьи. Среди опрошенных родителей учащихся школы преимущественно лица с высшим образованием: тем удивительнее и прискорбнее было получить те ответы, какие они дали. Согласно нашим исследованиям, установлена недостаточная осведомлённость родителей о стоматологическом здоровье их детей. Так, менее 70% родителей предполагают, что у их детей имеются зубы, поражённые кариесом. Недостаточная информированность родителей о наличии у их детей патологических изменений в полости рта является причиной их низкой медицинской активности: лишь 23,3% родителей сами регулярно посещают врача-стоматолога с целью профилактики стоматологических заболеваний.

62% детей считают, что родители должны учить и до 8-9-летнего возраста помогать чистить зубы. Однако, на вопрос, помогали или нет опрошенным школьникам чистить зубы их родители 57% ответили отрицательно. Таким образом, можно сделать вывод, что большая часть родителей не принимает участия в приобретении детьми гигиенических навыков по уходу за полостью рта.

Большинство опрошенных (79%) твёрдо уверены, что уход за полостью рта должен осуществляться примерно с трёх лет (таков средний возраст, указанный при опросе). Лишь 21% выбрали ответ «с момента появления первого зуба». Как возможные последствия этого – лишь у 27% обследованных школьников не нуждаются в санации полости рта.

По результатам опроса школьников в качестве положительного момента можно констатировать, что 92% считают, что кариес можно предотвратить регулярной чисткой зубов и своевременным посещением стоматолога. Несмотря на это, большая часть опрошенных 97% обращаются к стоматологу лишь при появлении жалоб. О необходимости проведения профилактических мероприятий знают 83% школьников. Но ни один из них не имеет представления, в чём они должны заключаться.

В результате изучения анкет матерей школьников выявлен недостаточный уровень санитарно-гигиенической культуры. Только 76% опрошенных регулярно чистят зубы. Крайне низок процент матерей, осуществляющих уход за полостью рта на ночь: 8,7%. Небольшое число опрошенных женщин осведомлены о кариес-профилактических пастах (29,4%). О недостаточном уровне санитарно-гигиенических знаний свидетельствует и тот факт, что при выборе зубной пасты для себя и членов своей семьи лишь 34,1% руководствуется рекомендациями стоматолога или гигиениста. На вопрос об использовании при ежедневном уходе за полостью рта дополнительных предметов гигиены (зубные нити, флоссы).

Стоматологу важно помнить о том, что лишь 8,3% опрошенных родителей контролируют потребление детьми легко усвояемых углеводов и ограничивают при необходимости. Это необходимо учитывать при составлении плана лечения: многие родители не сообщают доктору информацию о том, что ребенок неконтролируемо употребляет сладкое – а данный фактор является очень важным в снижении кариесогенной ситуации полости рта. Снижение кариесогенной ситуации полости рта – цель лечебно-профилактических мероприятиятий.

Таким образом, в результате проведённого нами исследования можно констатировать низкую осведомлённость в вопросах гигиены полости рта, низкую культуру питания, слабую мотивацию на сохранение здоровья. Во многом это объясняется тем, что значительная часть учащихся и их родителей не считают заболевания полости рта важными, несерьёзно относятся к лечебно-профилактическим мероприятиям ротовой полости.

В результате обследования выявлена высокая распространённость кариеса зубов среди школьников и закономерная связь этого показателя с уровнем информированности учащихся относительно вопросов гигиены полости рта. Поэтому необходимо выработать убеждённость в необходимости соблюдения здорового образа жизни их детей путём предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии. Большое внимание врачу-стоматологу надо уделять разъяснению пациентам (взрослым и детям) роли, значимости и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни в целом и здоровья полости рта в частности. Формирование у взрослых и у детей мотивации на сохранение и укрепление здоровья станет важным шагом к повышению качества жизни и уровня здоровья.

Также, согласно полученным нами данным, выяснено, что высокая стоматологическая заболеваемость детей с декомпенсированным течением кариозного процесса имеет тесную взаимосвязь с уровнем информированности в вопросах гигиены полости рта школьников, а также мотивации детей и их родителей на сохранение и укрепление здоровья.

Многочисленными исследованиями доказано, что эффективность лечения стоматологических заболеваний во многом зависит от мотивации пациента (комплаентности). Поэтому до начала лечебно-профилактических мероприятий с целью повышения их эффективности, да и в принципе их результативности. Как вариант, для этого возможно проведение поэтапной программы гигиенического обучения и воспитания по методике Сунцова В.Г. Цель консультации врача-стоматолога или любого сеанса лечения или профилактики стоматологических заболеваний – не только непосредственно запланированные действия, но и повышение уровня информированности и мотивации пациента в вопросах сохранения и укрепления здоровья полости рта, подбор предметов и средств гигиены полости рта, обучение правильному проведению гигиены ротовой полости. При повторном обследовании должна наблюдаться положительная динамика уровня гигиены полости рта. Базовым моментом является желание пациентов улучшить неудовлетворительное состояние ротовой полости, готовность ответственно выполнять все рекомендации врача, иначе эффективность лечения значительно снижается.

Сведения об авторе

Волошина Ирина Михайловна, к.м.н., доцент кафедры терапевтической стоматологии ФГБОУ ВО ОмГМУ Минздрава России, Россия, Омск

Voloshina I. M., Candidate of Medical Sciences, Associate Professor, Department of Therapeutic Dentistry, FSBEI HE OmGMU of the Ministry of Health of Russia, Omsk

Айрапетян Гарик Гарникович, врач-стоматолог, Россия, Омск

Ayrapetyan G. G., dentist, Russia, Omsk

The role of public health education in reducing the prevalence and intensity of dental diseases

Аннотация. Несмотря на серьёзные успехи в медицине, доступность информации о причине и факторах риска развития стоматологических заболеваний, кариеса зубов по-прежнему остается актуальной проблемой современности. Уровень санитарно-гигиенической культуры населения и мотивация на сохранение и укрепление здоровья является одним из наиболее важных «факторов риска» в формировании высокой распространённости кариеса у населения.

Annotation. Despite significant advances in medicine, the availability of information about the cause and risk factors for the development of dental diseases, dental caries is still an urgent problem of our time. The level of sanitary-hygienic culture of the population and the motivation for maintaining and improving health is one of the most important «risk factors» in the formation of a high prevalence of caries in the population.

Ключевые слова: кариес зубов; мотивация; санпросветработа; гигиена полости рта; кариесрезистентность; кариесподверженность.

Keywords: dental caries; motivation; Sanitary education; oral hygiene; caries resistance; caries

Литература

Источник

Санитарное просвещение в стационаре

Санитарное просвещение служит для вторичной профилактики болезней, при этом важно учитывать потребность человека получить максимум информации о своей болезни в связи с тем, что у него отмечается повышенный интерес к медицинским вопросам, а в стационаре имеются все условия и время для получения необходимой информации.

В соответствии с информативными задачами санитарно-просветительская работа осуществляется на всех этапах пребывания больного в стационаре:

В программу формирования здорового образа жизни больных с хроническими заболеваниями (в стационаре и поликлинике) обязательно должны включаться вопросы оказания доврачебной самопомощи при обострении заболевания. Больной должен быть ориентирован в отношении начальных признаков рецидива болезни с тем, чтобы он мог вовремя прибегнуть к самопомощи и своевременно обратиться к врачу. Это прежде всего относится к больным, страдающим гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой и некоторыми другими болезнями.

Согласно литературным источникам, 50% случаев необоснованных обращений за скорой медицинской помощью составляют вызовы к больным хроническими заболеваниями, которые переоценивают тяжесть своего состояния, не умеют обеспечить самопомощь и нарушают предписанное врачом лечение (Брехман И.И., 1987).

Целенаправленная санитарно-просветительская работа больных хроническими заболеваниями способствует снижению числа необоснованных обращений за скорой медицинской помощью.

Санитарное просвещение родственников и близких больного включает:

Санитарно-просветительское оформление поликлиники и стационара является дополнительным, но важным источником информации.

В санитарно-просветительском оформлении поликлиники целесообразно учитывать типовое размещение отделений и кабинетов поликлиники, которое содержит:

В стационаре должно предусматриваться санитарно-просветительное оформление приемного отделения, лечебных отделений и холлов для посетителей.

В приемном отделении и холлах для посетителей должен экспонироваться информационно-справочный материал, касающийся правил внутреннего распорядка для больных и посетителей. Кроме этого, в холлах необходимо иметь материалы, освещающие роль членов семьи больного в создании его адекватной психологической установки на стационарное лечение и последующее выполнение врачебных назначений в условиях дома.

При отборе форм и средств санитарно-просветительского оформления лечебных отделений важно учитывать то обстоятельство, что больные в них находятся длительный срок. Поэтому настенные экспозиции здесь практически неприемлемы, они могут даже вызывать отрицательный эффект. Целесообразно использовать настольное оформление: альбомы, картотеки, которые представляют собой тематическую подборку иллюстраций с текстом.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Образец памятки, разработанной Республиканским центром медицинской профилактики (Бурятия)

Источник

Санитарное просвещение в работе амбулаторно-поликлинических учреждений

что такое санпросвет работа в медицине. poliklinika. что такое санпросвет работа в медицине фото. что такое санпросвет работа в медицине-poliklinika. картинка что такое санпросвет работа в медицине. картинка poliklinika. Рис. 1. Пациент И., 13 лет КПУ=21.Усиление профилактической деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений, работа по формированию здорового образа жизни наблюдаемого контингента, постепенный переход к диспансеризации всего населения оказывают влияние на организацию и формы проведения санитарно-просветительской работы.

Существует 2 основных направления санитарно-просветительской работы в амбулаторно-поликлинических учреждениях:

Успех профилактических осмотров во многом зависит от отношения к ним населения и готовности в них участвовать. Для привлечения населения на медицинские профилактические осмотры применяют аккордное санитарно-просветительное воздействие, т. е. ударную, кратковременную, массированную информацию о целях, задачах и практической значимости диспансеризации. Это обеспечивается:

По результатам исследований, применение методики аккордного санитарно-просветительского воздействия в ряде поликлиник с целью привлечения населения на профилактические осмотры повысило на 40% участие в них населения (Вайнер, 2007).

Дальнейшая санитарно-просветительская работа с населением проводится дифференцированно: а) среди здоровых, лиц с повышенным риском возникновения заболевания, б) больных (острыми и хроническими заболеваниями) и предусматривает пропаганду здорового образа жизни: рекомендации относительно труда, отдыха, питания, занятий фитнесом и спортом, борьбы с вредными привычками и т. д.

Методика работы включает проведение врачом индивидуальной беседы и выдачу тематических «памяток» или брошюр, содержащих практические советы, направленные на формирование здорового образа жизни.*

Особую важность приобретает санитарно-просветительская работа среди групп людей, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Из преморбидных состояний к наиболее прогностически опасным относятся: «склонность» к избыточному весу, повышенному артериальному давлению, гиперхолестеринемия, гипергликемия и т. д. В основе многих из них лежат нарушения здорового образа жизни: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, нерациональной питание, неправильный режим.

Методика санитарно-просветительской работы с указанными контингентами включает индивидуальную беседу врача, подкрепленную вручением памятки (буклета), содержащей конкретные советы, направленные на устранение имеющихся неблагоприятных для здоровья факторов, а также проведение групповой беседы-дискуссии (группы подбирают из лиц, имеющих одни и те же факторы риска или начальные признаки развития болезней). К проведению групповых занятий привлекают терапевтов, узких специалистов: диетолога, врача (инструктора) лечебной физической культуры, психотерапевта. Участие психотерапевта имеет особое значение в связи с необходимостью создания психологической установки на необходимость коррекции образа жизни и мобилизации их волевых усилий.

Методика санитарно просвещения больных дифференцируется по 2-м направлениям: санитарное просвещение больных с острыми и хроническими заболеваниями.

1. Методика санитарного просвещения больных с острыми заболеваниями

Программа-минимум должна включать обязательные сведения по лечению и рациональному режиму жизни в период болезни и реконвалесценции.

На выполнение больными лечебно-профилактических мероприятий важное влияние оказывают члены семьи. Санитарно-просветительная работа с родственниками больных и лицами, непосредственно ухаживающими за больными в домашней обстановке, имеет целью создать благоприятный психологический климат в семье, способствовать строгому выполнению назначений и предписаний врача и обеспечивать грамотный уход за больным. Методика работы с членами семьи предусматривает индивидуальную беседу врача (при необходимости) и выдачу тематической памятки с рекомендациями по уходу за больным. Кроме того, они знакомятся с предписаниями, сделанными для больного.

2. Методика санитарного просвещения больных с хроническими болезнями

Многие хронические болезни являются следствием недостаточно эффективно пролеченных острых, поэтому адекватный образ жизни больного с острым заболеванием является важным условием предупреждения развития хронических процессов. Санитарное просвещение людей, страдающих хроническими заболеваниями, осуществляется по методике курса очно-заочного обучения. Этот курс включает:

В условиях диспансеризации эта форма санитарно-просветительской работы может применяться также при коррекции лиц, имеющих повышенный риск возникновения заболеваний.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Источник

Санитарно-просветительная работа в женской консультации

что такое санпросвет работа в медицине. genskaya konsultaciya. что такое санпросвет работа в медицине фото. что такое санпросвет работа в медицине-genskaya konsultaciya. картинка что такое санпросвет работа в медицине. картинка genskaya konsultaciya. Рис. 1. Пациент И., 13 лет КПУ=21.Система санитарно-просветительской работы среди населения в направлении охраны здоровья матери и ребенка (акушерско-гинекологических и детских лечебно-профилактических учреждениях) строится с учетом специфики работы этих учреждений.

Санитарное просвещение направлено на формирование у населения знаний и навыков, необходимых для создания оптимальных условий развития ребенка и охраны его здоровья (при этом особое внимание должно обращаться на оздоровление организма девочки); для охраны генеративной функции мужчины и женщины, оздоровления их организмов еще до наступления беременности и охраны здоровья беременных и матерей. Санитарное просвещение должно способствовать принятию супругами грамотных с медицинской точки зрения решений в отношении деторождения.

Санитарно-просветительская работа среди женщин проводится дифференцированно среди лиц репродуктивного возраста и старшей возрастной группы, подразделяясь в каждой из них на работу с тремя подгруппами: здоровые лица, составляющие «группы риска», больные гинекологическими заболеваниями.

В группе женщин репродуктивного возраста программа включает пропаганду здорового образа жизни и материнства; планирование семьи и медико-генетическую информацию в целях предупреждения врожденных и наследственных заболеваний; профилактику гинекологических заболеваний и предупреждение не планируемой беременности; разъяснение вреда аборта для организма женщины, важности регулярного посещения гинеколога и необходимости ранней явки к врачу при наступлении беременности.

Санитарно-просветительская работа осуществляется в виде индивидуальных и групповых бесед с использованием наглядных средств пропаганды. В целях закрепления полученной информации выдается печатная продукция (листовки, памятки, буклеты), с которой женщина может ознакомить членов семьи, в первую очередь мужа.

Дифференцированно должна вестись работа с женщинами, обратившимися к акушеру-гинекологу с целью прерывания беременности. При отсутствии показаний для прерывания беременности необходимо проводить активную работу не только с женщиной, но и с мужем по предупреждению аборта, используя при этом всевозможные формы работы и средства пропаганды.

В программу санитарного просвещения больных гинекологическими заболеваниями дополнительно вводят рекомендации, направленные на формирование навыков, способствующих скорейшему выздоровлению и препятствующих возникновению рецидивов заболевания. Кроме того, освещаются вопросы планирования семьи с учетом специфики экстрагенитального заболевания женщины и объясняется важность оздоровления организма женщины до наступления беременности.

К работе по пропаганде материнства и отцовства, кроме акушеров-гинекологов, привлекаются юристы.

Программа санитарного просвещения женщин старших возрастных групп должна содержать анатомо-физиологические особенности женщины в периоды климакса и менопаузы; вопросы гигиены женщины в эти периоды жизни; гигиенические рекомендации по профилактике гинекологических и онкологических заболеваний.

Санитарно-просветительская работа с беременными и родильницами направлена на формирование у них адекватного гигиенического поведения и навыков, необходимых для благоприятного течения и исхода беременности и родов, послеродового периода, создания оптимальных условий вскармливания и ухода за новорожденным. Оно проводится в течение всей беременности (с момента взятия на учет) и послеродового периода в форме индивидуальных бесед и занятий в школе материнства. Занятия организуются дифференцированно в зависимости от сроков беременности (I, II, III триместры беременности и послеродовой период) и включают вопросы, касающиеся анатомо-физиологических особенностей организма женщины и плода в различные сроки и гигиены женщины в этот период (включая правила личной гигиены, половой жизни, двигательного режима, диеты и т. д.); значения регулярного посещения врача для благополучного течения и исхода беременности; физиологии родов и психопрофилактической подготовки к ним (с 32-34 недели беременности); подготовки организма женщины к лактации и грудному вскармливанию; правильной организации условий жизни новорожденного ребенка дома.

В целях закрепления полученных знаний женщина должна получить в личное пользование печатный и/или видеоматериал, содержащий гигиенические рекомендации, который лучше представлять в виде буклета или DVD (соответственно триместрам беременности и послеродовому периоду).

Cанитарно-просветительская работа среди женщин, имеющих повышенный риск неблагоприятного течения и исхода беременности и родов («группы риска»), осуществляется дифференцированно в зависимости от фактора риска, специфики экстрагенитального заболевания. Женщина должна получить специальные гигиенические рекомендации по вопросам режима жизни, гигиены, диеты, двигательного режима, необходимости выполнения всех врачебных назначений в целях охраны своего здоровья и здоровья будущего ребенка.

В задачи акушерско-гинекологических учреждений входит санитарно-просветительская работа и с членами семьи женщины, в первую очередь с мужем, от поведения которого в значительной степени зависит здоровье женщины и новорожденного. Муж должен быть ознакомлен с такими важными вопросами, как вред аборта для организма женщины и влияние его на последующее деторождение; гигиена половой жизни; охрана здоровья беременной и женщины-матери; создание условий жизни женщины для оптимальной лактации; ухода за новорожденным.

Материал подготовлен: О.В. Гончарова, доктор медицинских наук,
главный научный сотрудник ФГУ «ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ»

Образцы памяток, разработанные Республиканским центром медицинской профилактики (Бурятия)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *