что такое самостоятельная работа в педагогике
Сущность понятия «самостоятельная работа», ее роль в образовательном процессе
В связи с введением в профессиональную школу новых федеральных образовательных стандартов (ФОС) совершенно изменился подход к обучению студентов. В связи с этим, усвоение студентами определенной системы знаний и профессиональных умений является недостаточным, появляется потребность осуществить поворот к обучению, учитывающему индивидуально-психологические возможности каждого. В этом плане следует признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, а должна стать его основой.
Рассмотрим сущность понятия «самостоятельная работа».
Известно, что в педагогической литературе содержится большое множество определений самостоятельной работы. Р.М.Микельсон подразумевает под самостоятельной работой выполнение студентами заданий без всякой помощи, но под наблюдением преподавателя. Е.Я.Голант подчеркивает, что самостоятельная работа – это выполнение работы без непосредственного руководства преподавателя, немедленной проверки им каждого действия, наличие учебного задания, состоящего из нескольких действий.[Голант Е.Я, 2007.с.36]. П.П.Пидкастый отмечает, что основным признаком самостоятельной работы является наличие в каждом виде самостоятельного учебного труда студентов конкретной познавательной задачи, предусматривающей последовательное увеличение количества знаний и качественное усложнение, овладение рациональными методиками и приемами умственного труда, умение систематически работать, соблюдать режим занятий, открывать для себя новые способы учебной деятельности.[Пидкастый П.И, 2000. с.18]
В свою очередь, Р.Б.Срода самостоятельной работой называет такую деятельность, которая характеризуется проявлением студентами максимума активности, инициативы, творчества и самостоятельного суждения.[Срода, 2005. с.7]
Н.Г.Дайри, рассматривая понятие самостоятельная работа, выделяет несколько ее признаков:
1. Отсутствия посторонней прямой помощи.
2. Опора на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по – своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы и творческого начала.
3. Образовательное, воспитательное, логическое содержание работы, которое обогащает студента, вызывает напряжение мышления и его развития.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что до сих пор нет однозначного, единого и согласованного определения сущности понятия «самостоятельная работа», так как оно рассматривается либо как «метод обучения», либо как «как система приемов обучения», либо как «форма организации учебной деятельности».
Исследователь А.В.Щербаков в своей монографии «Организация внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в учреждении профессионального образования: методические рекомендации» (Челябинск, ЧИРПО, 2007) дает следующее определение, которое мы будем считать наиболее удачным:
«Самостоятельная работа является разновидностью учебной деятельности обучающегося (студента) при опосредованном руководстве учителя (преподавателя), в результате которой закрепляются, углубляются, расширяются или осваиваются знания, умения и навыки (компетенции), формируются потребности к саморазвитию и самосовершенствованию с использованием различных средств обучения и источников информации».
Итак, суммируя все вышесказанное, мы делаем вывод о том, что системообразующим ядром самостоятельной работы является деятельность студентов как активных ее субъектов, представляющая собой многостороннее, полифункциональное явление, специфика и важность которой определяется тем, что она имеет не только учебное, но и личностное и общественное значения. Поэтому эффективность и результативность самостоятельной работы определяется тем, насколько глубоко и точно в ней отражена специфика вида деятельности самих учеников. Это, несомненно, требует от учителя высокого уровня методической компетенции и большого мастерства.
Самостоятельная работа учащихся
Полезное
Смотреть что такое «Самостоятельная работа учащихся» в других словарях:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА учащихся — индивидуальная или коллективная уч. деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства учителя. С точки зрения организации С. р. может быть фронтальной (общеклассной) учащиеся выполняют одно и то же задание, напр. пишут сочинение на… … Российская педагогическая энциклопедия
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредованно через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА — 1) упражнения, характерные для периода производственного обучения, когда деятельность учащихся носит в значительной степени самостоятельный, независимый от мастера характер. Основной целью при этом является формирование профессиональной… … Профессиональное образование. Словарь
Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обучения, способствующая формированию у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. (Педагогика. Учеб. под ред. Л.П. Крившенко. М., 2005. С. 415)… … Педагогический терминологический словарь
Самостоятельная учебная работа — такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности ученика вовсех ее структурных компонентах от постановки проблемы до осуществленияконтроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от простейших видов … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА — такой вид учебной деятельности, при к ром предполагается определенный уровень самостоятельности ученика во всех ее структурных компонентах от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции, с переходом от выполнения… … Педагогический словарь
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ — УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. Вид деятельности, имеющий своей целью овладение языком в процессе обучения, общения учащихся друг с другом, учителем, носителями языка, а также в процессе самостоятельной работы. Эффективность У. д. у. во многом… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Индивидуализированного обучения системы — системы обучения, организующие индивидуальное продвижение по общей для данного контингента учащихся программе; как правило, характеризуются определённой обособленностью в работе отдельных учащихся. Созданию И.о.с. (начало 20 в.)… … Педагогический терминологический словарь
Организационные формы обучения — варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно воспитательном процессе. Непосредственное общение чаще всего происходит в парной форме организации занятий (учитель ученик, ученик… … Педагогический терминологический словарь
Тенишевское училище — основано в 1896 князем В. Н. Тенишевым как общеобразовательная школа. В 1900 17 коммерческое училище; размещено в специально для него построенном здании (Моховая улица, 33). Срок обучения 7 лет. Высокая плата за обучение определяла… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества
МБОУ Михайлово-Александровская СОШ
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке как действенное средство повышения его качества
Замечено, что при выполнении самостоятельной работы, особенно много затруднений возникает у ребят среднего звена, поэтому начинать эту работу надо с первого класса. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
Я хочу осветить вопросы правильной организации самостоятельной работы на уроках, т. к. считаю, что она служит эффективным средством формирования личности школьников, дисциплинирует, рождает веру в себя, в свои силы и возможности.
Самостоятельные работы занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Школьник на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке
Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь:
1. Конкретную цель и ученик должен знать пути ее достижения.
2. Соответствовать учебным возможностям ученика, постепенно переходить от одного уровня сложности к другому.
Учебные задания для самостоятельной работы можно разделить:
1. По методу самостоятельной работы учащихся:
• работа с текстом учебника.
2.По звеньям учебного процесса:
• задания на восприятие с целью изучения нового материала;
• задания на применение знаний и формирование умений;
• задания на закрепление и повторение учебного материала;
• задания на обобщение учебного материала.
3.По характеру познавательной деятельности:
• воспроизводящий по образцу;
• реконструктивно – вариативный создаёт условия для развития мыслительной активности школьников;
• эвристический формирует поиск новых решений, переносит их в нестандартные ситуации;
• творческий позволяет получать принципиально новые для учащихся знания. Один из самых эффективных средств формирования творческой личности.
4.По характеру руководства:
5. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
• групповые;
Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия, которые должны содержать задания разной трудности.
В практике можно выделить следующие виды самостоятельной работы:
1. Работа с книгой (рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, составление плана, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками).
2. Упражнения (ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения).
3. Решение задач и выполнение практических работ.
4. Различные проверочные самостоятельные работы (сочинения, диктанты, изложения, контрольные работы).
5. Доклады и рефераты.
6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях.
7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
8. Техническое моделирование и конструирование.
При составлении календарно-тематического планирования, учителю необходимо продумывать, какой запас жизненных наблюдений и знаний потребуется использовать при прохождении каждой темы. Предварительно нужно познакомиться с требованиями программы и содержанием материала по учебнику; изучить дополнительную литературу, объекты для проведения экскурсии, сроки проведения опытов, темы наблюдений для учащихся. Готовясь к урокам, необходимо заранее продумывать все средства, при помощи которых можно пробудить пытливость ума, заставить сильнее проявить любознательность учеников.
Планируя самостоятельную работу необходимо:
1. Предусматривать ее место в структуре урока.
2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала.
3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы.
4. Определить форму заданий.
5. Установить оптимальную длительность работы.
6. Подбирать соответствующий дидактический материал.
7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.
И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.
«Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке» (из опыта работы) Выступление из опыта работы по теме «Повышение качества обучения младших школьников посредством использования активных форм работы на уроке».
Организация методической работы в школе по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута, самообразования человека.
Организация подвижных игр как средство повышения двигательной активности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №59 «Ягодка» Доклад на педсовет: «Организация подвижных.
Главные качества, роль и статус педагога, как залог повышения качества начального общего образования в современной школе Главные качества, роль и статус педагога как залог повышения качества начального общего образования в современной школе. Образование –.
Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования Слайд 1. Интерактивные технологии, используемые для развития речи детей, как средство повышения качества образования. В настоящее время.
Организация физкультурно-игровой среды как средство повышения двигательной активности детей Организация физкультурно-игровой среды, как средство повышения двигательной активности детей. Введение. Предлагаемый проект представляет.
Организация информационного пространства в ДОУ как средство повышения педагогической компетенции родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 города Ставрополя Доклад на тему: «Организация информационного.
Педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в ДОУ Новые приоритеты в образовании побуждают меня к поиску новых современных технологий. Большие возможности для этого предоставляет метод.
Применение современных педагогических технологий как средство повышения учебной мотивации учащихся коррекционных классов Думать хорошо, а отгадывать – и того лучше. При обучении учащихся коррекционных начальных классов часто использую загадки, которые представляют.
Статья на тему «Самостоятельная работа обучающихся как вид учебной деятельности»
Самостоятельная работа обучающихся
как вид учебной деятельности
Концепцией модернизации российского образования определены основные задачи профессионального образования – «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентноспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования». Решение этих задач невозможно без повышения роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, усиления ответственности преподавателей за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста обучающихся, воспитание их творческой активности и инициативы.
Об огромном значении самостоятельной работы обучающихся знает каждый преподаватель. Самостоятельность – одна из черт характера человеческой личности, выражающаяся в направленности мышления и деятельности человека в малой зависимости от руководителя и других членов группы.
Самостоятельная работа обучающихся – это деятельность их в процессе обучения и во внеаудиторное время, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством, но без его непосредственного участия.
Основными признаками самостоятельной работы обучающихся
наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и особого времени на их выполнение, решение;
проявление умственного напряжения мысли обучающихся для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;
проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленных задач;
владение навыками самостоятельной работы ;
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную и специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
развитие исследовательских умений;
выработка навыков эффективной самостоятельной профессиональной (практической и научно-теоретической) деятельности.
Организация и формы самостоятельной работы.
В учебном процессе начального профессионального учебного заведения выделяют два вида самостоятельной работы:
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Главным в организации самостоятельной работы обучающихся является оптимизац ия ее о тдельных видов и создание условий высокой активности, самостоятельности и ответственности обучающегося в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности.
В стандартах начального профессионального образования на внеаудиторную работу отводится не менее трети бюджета времени обучающегося по каждой изучаемой дисциплине. Это время полностью должно быть использовано на самостоятельную работу. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, так же включает самостоятельную работу. Таким образом, времени на самостоятельную работу в учебном процессе вполне достаточно, вопрос в том, как эффективно использовать это время.
Значен ие ау диторной самостоятельной работы:
При проведении семинаров и практических занятий обучающиеся могут выполнять самостоятельную работу как индивидуально, так и малыми группами (творческими бригадами). Решение проблемной задачи затем рецензируется другой бригадой по круговой системе. Публичное обсуждение и защита своего варианта повышают роль самостоятельной работы и усиливают стремление к ее качественному выполнению. Выполнение самостоятельной работы на занятиях с проверкой результатов преподавателем приучает обучающихся грамотно пользоваться имеющимися теоретическими знаниями, справочной литературой. Изучаемый материал усваивается более глубоко, у обучающихся меняется отношение к занятиям, так как без понимания теории предмета, без хорошего конспекта трудно рассчитывать на успех в решении задачи. Это улучшает посещаемость как практических, так и теоретических занятий.
Организующая роль в самостоятельной учебной работе обучающихся принадлежит преподавателям. Для повышения роли самостоятельной работы обучающихся при проведении различных видов учебных занятий преподаватели должны:
провести переработку учебных программ курсов и дисциплин в рамках существующих ФГОСов с целью установления доли (объема часов) самостоятельной работы обучающегося над изучаемым материалом, выделить темы, выносимые для самостоятельного изучения;
оптимизировать методы обучения, внедрять в учебный процесс новые технологии обучения;
активно использовать информационные технологии, позволяющие обучающимуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
совершенствовать методику проведения практик и научно-исследовательской работы обучающихся как основных видов учебной работы, которые готовят обучающиеся к самостоятельному выполнению профессиональных задач;
модернизировать систему дипломного проектирования, которая учит обучающихся подбору материала и поиску путей решения задач.
Самостоятельная работа с книгой
Одним из важных условий развивающего обучения, обучения, направленного на привитие обучающимся навыков самообразования, является правильно организованная самостоятельная работа с книгой.
В систему приемов самостоятельной работы обучающихся с книгой относится следующее:
Составление тезисов. Тезис – положение, кратко излагающее одну из основных мыслей, позиций автора в статье, разделе, теме. В основе тезисов лежит план, каждый вопрос которого кратко развернут обучающимся с помощь двух-трех фраз, отражающих главную мысль определенной, логически завершенной части прочитанного. Задача – научиться составлять тезисы сегодня практически необходима. Обучающиеся учатся мыслить нешаблонно, нестандартно, не по бумажке. Помочь им самостоятельно мыслить призваны и правильно составленный план, и тезисы.
Аннотация. Аннотация – это краткое изложение содержания книги, статьи и т.п. часто с критической оценкой ее. Аннотация дается в том случае, когда необходимо отразить лишь общее представление о книге, брошюре, статье. Можно дать следующие советы по составлению аннотации:
— внимательно прочитать работу;
— осмыслить ее содержание;
— сформулировать вывод о том, чему посвящена работа, в чем ее новизна и практическая значимость;
— для обоснования аннотации можно использовать выписки-цитаты из прочитанной работы. Аннотацию можно использовать в ходе доклада, при дополнении к выступлению товарищей, в ходе беседы. Аннотация играет важную роль при обосновании проблемы исследования и анализе литературы по теме реферата.
Рецензия. Рецензия – более или менее подробное изложение прочитанного с личной оценкой содержания по частям или в целом. По сравнению с аннотацией, рецензия более объемна по содержанию. С цель вовлечения максимального количества обучающихся в самостоятельный творческий процесс целесообразно на каждый доклад или сообщение готовить выступление официального рецензента и кого-то спросить с ходу, без подготовки. Но при этом важно, чтобы до обучающихся были доведены критерии анализа и оценка доклада или сообщения: т.е. научная обоснованность, глубина раскрытия, полнота, профессиональная направленность, наличие собственной позиции, выводов, а также культура оформления доклада, культура общения со слушателями (речь, жесты, мимика). Таким образом, планируя на семинарское занятие 3-4 доклада, можно опросить 9-12 человек (на один доклад два рецензента).
Справка по прочитанному. Справки бывают статистические, терминологические, биографические и т.д. со ссылкой на источник. Целесообразно давать обучающимся задания по подготовке разнообразных справок с опережающей целью: преподаватель, например, готовит лекцию, 1-2 обучающихся выполняют задание по подготовке иллюстративного материала к выступлению преподавателя.
Сорбоннки. В качестве сорбоннок выступают маленькие карточки, составленные обучающимися и заполненные новыми понятиями в процессе самостоятельной проработки какой-то темы, раздела, параграфа. Причем, на одной стороне карточки расположено само понятие, его грамотное написание с ударением, а на другой – смысл, значение этого понятия. Таким образом, у каждого обучающегося идет накопление банка подобных сорбоннок. Ими можно разрешать пользоваться при ответах и на зачетах
Значение и виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Она заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Эффективность внеаудиторной работы определяется не числом решённых задач (об этом часто забывают преподаватели) или объёмом текста реферата, а объёмом и качеством приобретённых знаний и сформированностью навыков познавательной деятельности.
Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий:
закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым материалом;
формирование общетрудовых и профессиональных умений;
формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
развитие самостоятельности мышления;
формирование волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии со следующими рекомендуемыми ее видами;
Для овладения знаниями : чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, ресурсов Интернет); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; составление электронной презентации; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
Для закрепления и систематизации знаний : работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов; составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
Для формирования умений : решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка выпускных квалификационных работ; опытно-экспериментальная работа; упражнения спортивно-оздоровительного характера.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, данной дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Требования к организации внеаудиторной самостоятельной работы.
Технология организации самостоятельной работы обучающихся включает использование информационных и материально-технических ресурсов училища. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение самостоятельной работы обучающихся включает в себя:
Библиотеку с читальным залом, укомплектованную в соответствии с существующими нормами;
Учебно-методическую базу учебных кабинетов, лабораторий, мастерских;
Компьютерные классы с возможностью работы в Интернет;
Базы практики в соответствии с заключёнными договорами;
Учебную и учебно-методическую литературу, разработанную с учётом увеличения доли самостоятельной работы обучающихся и иные методические материалы
Контроль СРС предусматривает:
соотнесение содержания контроля с целями обучения;
дифференциацию контрольно-измерительных материалов.
Формы контроля самостоятельной работы выбираются преподавателем из следующих вариантов:
текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);
решение ситуационных задач по практикоориентированным дисциплинам;
конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
представленный текст контрольной работы;
тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
рейтинговая система оценки знаний обучающихся по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
статья, тезисы выступления и др. публикации;
представление изделия или продукта творческой деятельности студента.
В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся могут быть использованы средства Интернет, семинарские занятия, зачеты, тестирование, контрольные работы, защита творческих работ и электронных презентаций и др.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине или в специально отведенное время (зачет, экзамен).
Критериями оценок результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся являются:
уровень освоения обучающимися учебного материала;
умения обучающихся использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
сформированность общеучебных умений;
умения обучающихся активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
обоснованность и четкость изложения ответа;
оформление материала в соответствии с требованиями;
умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Самостоятельная работа обучающихся под непосредственным руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, лабораторных и практических занятиях.
Использование самостоятельной работы позволяет сделать лекции, семинары, практические работы проблемными, более интересными, поднять их теоретический уровень, стимулировать поисковую деятельность, формировать устойчивую положительную мотивацию учения.
Приложение
Рекомендации к подготовке мультимедиа-презентаций и докладов.
1.Доклад-это сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы
с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
2.Тема доклада должна быть согласованна с преподавателем и соответствовать теме занятия.
3.Материалы при его подготовке, должны соответствовать научно-методическим требованиям училища и быть указанны в докладе.
4.Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания.
5.Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными.
6. Работа обучающегося над докладом-презентацией включает отработку навыков ораторства и умения организовать и проводить диспут.
7.Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение ориентироваться в материале и отвечать на дополнительные вопросы слушателей.
8. Обучающийся в ходе работы по презентации доклада, отрабатывает умение самостоятельно обобщить материал и сделать выводы в заключении.
9.Докладом также может стать презентация реферата обучающегося, соответствующая теме занятия.
10. Обучающийся обязан подготовить и выступить с докладом в строго отведенное время преподавателем, и в срок.
2. Инструкция докладчикам и содокладчикам
сообщать новую информацию
использовать технические средства
знать и хорошо ориентироваться в теме всей презентации (семинара)
уметь дискутировать и быстро отвечать на вопросы
иметь представление о композиционной структуре доклада.
Необходимо помнить, что выступление состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение.
Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике. Вступление должно содержать:
— название презентации (доклада)
— сообщение основной идеи
— современную оценку предмета изложения
— краткое перечисление рассматриваемых вопросов
— живую интересную форму изложения
— акцентирование оригинальности подхода
Порядок сдачи и защиты рефератов.
1. Реферат сдается на проверку преподавателю за 1-2 недели до зачетного занятия
2. При оценке реферата преподаватель учитывает
степень самостоятельности студента и проявленную инициативу
связность, логичность и грамотность составления
оформление в соответствии с требованиями.
3. Защита тематического реферата может проводиться на выделенном одном занятии в рамках часов учебной дисциплины или конференции или по одному реферату при изучении соответствующей темы, либо по договоренности с преподавателем.
4. Защита реферата обуающимся предусматривает
доклад по реферату не более 5-7 минут
ответы на вопросы оппонента.
На защите запрещено чтение текста реферата.
5. Общая оценка за реферат выставляется с учетом оценок за работу, доклад, умение вести дискуссию и ответы на вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ РАЗДЕЛОВ РЕФЕРАТА
Титульный лист. Является первой страницей реферата и заполняется по строго определенным правилам.
В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения.
В среднем поле дается заглавие реферата, которое проводится без слова » тема » и в кавычки не заключается.
В нижнем поле указывается год написания реферата.
Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием / …………… / с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.
Библиографический список использованной литературы составляет одну из частей работы, отражающей самостоятельную творческую работу автора, позволяет судить о степени фундаментальности данного реферата.