что такое самообразование в школе
Что такое самообразование в школе
В широком смысле слова самообразование — приобретение знаний самостоятельно. Когда мы учимся чему-то новому своими силами, мы занимаемся самообразованием.
Юридически самообразование — отдельная форма обучения. В России получать образование можно:
В школах дети учатся очно, очно-заочно или заочно.
Вне школ обучение может проходить в форме семейного образования или самообразования. Фактически это одно и то же, потому что процесс в обоих случаях одинаковый и ответственность лежит на родителях школьника и нём самом. Термин «самообразование» применяется в отношении учеников 10–11 классов.
Самообразование — это форма обучения вне традиционной массовой школы. Перейти на эту форму могут подростки, которым уже исполнилось 15 лет, или те, кто уже получил основное общее образование, то есть окончил девять классов.
Самообразование отличается от обучения в школе тем, что подросток сам несёт ответственность за процесс и результаты. Считается, что к 10–11 классу школьник уже достаточно взрослый, чтобы самостоятельно заниматься учёбой и осознанно выбирать форму обучения. Хотя разрешение родителей всё равно потребуется.
Как перейти на самообразование
Процедура перехода на форму самообразования такая же, как и на семейное обучение:
Пошаговое руководство по переходу на семейное образование и самообразование
Скачивайте себе на компьютер или читайте онлайн!
Как учатся на форме самообразования
Существуют разные способы организации обучения на форме самообразования. Школьник вместе с родителями может выбрать любую программу и построить учебный процесс так, как ему нравится. Можно заниматься самостоятельно по учебникам, посещать репетиторов или смотреть онлайн-курсы.
Форма самообразования позволяет как пройти за год программу сразу нескольких классов, так и двигаться вперёд не торопясь, последовательно.
В выбранной школе прикрепления вам сообщат, какие предметы обязательны для аттестации. Их так или иначе придётся проходить. Остальную программу можно составить по желанию подростка и родителей.
Кому подходит самообразование
Эту форму чаще всего выбирают старшеклассники, которые:
Плюсы и минусы самообразования
Старшеклассники, которые учатся дома, обычно говорят о таких преимуществах:
✅ Не нужно так много времени уделять непрофильным предметам. Вместо этого можно сконцентрироваться на подготовке к ЕГЭ и поступлению в вуз.
✅ Можно заниматься с лучшими преподавателями Москвы и Санкт-Петербурга, даже если живёшь далеко от столиц.
✅ Есть возможность пройти старшие классы ускоренно. Экстернат экономит время и даёт фору.
✅ Учёбу можно совмещать с увлечениями без потери качества знаний.
Минусы
❌ Требует дисциплины и ответственности. Без внутреннего желания и мотивации результата не будет.
В нашем экстернате вам помогут с организацией обучения в форме самообразования.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
В каком классе ученик может перейти на самообразование?
Главная > Консультации > Омбудсмен > В каком классе ученик может перейти на самообразование?
Самообразование для многих родителей и детей является хорошей возможностью получить среднее общее образование за пределами школы, не посещая ее и не сдавая промежуточную аттестацию. Почему многие выбирают именно такое обучение?
Причин, по которым ученики и родители выбирают самообразование как форму обучения много:
Обсудим следующие вопросы:
С какого возраста можно перейти на самообразование?
Нужно ли проходить промежуточную аттестацию, если получаешь образование по форме самообразования?
Как школа должна организовать прохождение промежуточной аттестации учащихся в форме самообразования?
Чем самообразование отличается от семейного и домашнего обучения?
Основным документом, который регламентирует получение самообразования обучающимися, является Федеральный Закон от 29.12.20012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( далее — Закон).
Право на самообразование закреплено в ст.17 Закона. Закон закрепляет за обучающимися право на получение образования вне образовательной организации, без помощи педагогов. Самообразованием может считаться и неформальная, индивидуальная форма учебной деятельности, получаемая вне стен школы. Таким образом, ученик, который решил перейти на такую форму обучения, самостоятельно будет определять программу обучения, план обучения, распределять время на освоение того или иного предмета сам.
Особенности самообразования как формы получения образования
1. Обучающиеся не относятся к контингенту образовательной организации.
2. Обучающиеся могут в любой момент перейти на очную форму получения образования в школе.
В каком классе обучающийся может перейти на самообразование?
Самообразование подходит только для тех учащихся, которые получили основное общее образование и хотят получить среднее общее образование вне школы. Это учащиеся 10-х и 11-х классов. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования (п.2 ст.63 Закона). Таким образом, ученик, закончивший 9 классов, успешно сдавший итоговую аттестацию, не имеющий академических задолженностей может принять решение о переходе на самостоятельное обучение.
Кто принимает решение о переходе ребенка на самообразование?
Такое решение может принять учащийся самостоятельно. Дело в том, что родители несовершеннолетних обучающихся выбирают форму получения образования до завершения ребенком получения основного общего образования или при достижении обучающимся возраста 18 лет (п.3 ст.44 Закона, Семейный кодекс РФ). Согласие родителей при переходе на самообразование в 10-м или 11-м классе не требуется. А вот получение основного общего образования родители должны обеспечить.
Какие документы необходимы для перехода на самообразование?
При семейном обучении родители должны проинформировать местный орган управления образования о том, что ребенок будет обучаться в семье. При самообразовании информирование управления образования не требуется. Поэтому достаточно заявления родителей или ребенка.
Как проходит промежуточная аттестация обучающегося, если он находится на самообразовании?
Прохождение промежуточной аттестации обучающегося в форме самообразования — это право обучающегося, а не его обязанность (п.3 ст.34 Закона). Обучающийся, который перешел на самообразование, может пройти промежуточную аттестацию в школе в качестве экстерна. При прохождении промежуточной аттестации в качестве экстерна, обучающийся пользуется всеми правами, которые закреплены за учеником (пользование библиотечным фондом школы, посещение занятий, получение психологической помощи и т. д.).
Если учащийся хочет получить аттестат о среднем общем образований, то прохождение промежуточной аттестации становится обязательным. Это связано с тем, что к государственной итоговой аттестации допускаются только лица, не имеющие академической задолженности за каждый год обучения (Приказ Минобразования от 26.12.2013 г. № 1400 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»). Поэтому учащийся должен обратиться в выбранную им образовательную организацию с заявлением о зачислении его в качестве экстерна для прохождения промежуточной аттестации. Аттестат о получении среднего общего образования выдается в той организации, в которой обучающийся проходил промежуточную аттестацию.
Процедура прохождения промежуточной аттестации в школе обучающегося в форме самообразования
Каждая образовательная организация принимает локальный акт и закрепляет в нем форму, порядок, сроки проведения промежуточной аттестации обучающихся вне школы.
Когда обучающегося зачисляют в образовательную организацию, его обязательно должны познакомить с Уставом школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности и образовательной программой, по которой обучающийся будет проходить промежуточную аттестацию. После того, как обучающийся прошел промежуточную аттестацию, его отчисляют из образовательной организации и выдают справку о прохождении промежуточной аттестации экстерном в 3-х дневный срок (ст.60–61 Закона).
Самообразование достаточно новая форма получения образования. Успешность освоения образовательной программы зависит от причин перехода на такую форму обучения. Учащийся должен лично осознавать необходимость приобретения знаний, обладать определенными интеллектуальными способностями для того, чтобы самостоятельно планировать свое обучение и развиваться.
Самообразование как форма обучения
Самообразование как форма обучения: возможности организации.
Если образование выступало прежде всего как средство подготовки детей к выполнению общественных обязанностей, своего социального долга, то в 90-е годы возможность получить образование начинает рассматриваться как право личности, которое гарантируется государством.(Лебедев,НО №9,с 30)
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. (Закон)
Российское общество перестраивается, переосмысливает свои ценности и цели, эти перемены влекут за собой демократизацию и в образовательной сфере. Гуманизация, индивидуализация, новые концепции образования нашли свое место в практике работы школ. Ведется преподавание деполитизированных гуманитарных дисциплин, сформированы новые структуры для развития и разработки содержания образования, изменилось и содержание учебных предметов. От школы общество ожидает, что она отразит новый, демократический стиль жизни в своей деятельности, и в содержании учебных программ, в стиле преподавания и общения с детьми. Цель этих преобразований – сделать преподавание более индивидуализированным, ставящим в центре внимания ребенка. ( Давыдов В. Российская образовательная политика. НО №6, 2001, с.93)
Один из аспектов реализации права человека на образование – возможность выбора формы получения образования. С учетом потребностей и возможностей личности согласно Федеральному закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» Российской Федерации, вступившему в силу с 1 сентября 2013 года, образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме. Можно обучаться и вне таких организаций в форме семейного образования и самообразования.
Формы обучения в организациях характеризуются тем, что в ходе образования постоянно существует связь между обучающимся и педагогом, который несет ответственность за уровень и качество получаемого обучающимся образования.
Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей, имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся.
При формах обучения вне организаций обучающийся только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы, при этом преподаватели не следят за процессом его подготовки и не несут за это ответственности, вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом.
Эти формы принципиально различны, но законом разрешено их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один-два года и более. Для этого необходимо только желание родителей и оформление соответствующих документов.
Однако самообразование и семейное образование – это формы обучения вне организаций. И в настоящее время отсутствуют подзаконные нормативные акты по форме самообразования в Российской Федерации. Мы согласны с мнением, что самообразование – очень сложная для многих обучающихся форма получения образования. Более оптимальной является заочная форма обучения, законодательно закреплённая пунктом 2 статьи 17 для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Такая форма уже сама по себе предполагает самообразование и семейное образование, только под контролем государства относительно содержания обучения в соответствии с обязательными федеральными государственными образовательными стандартами.
Поэтому в рамках данной статьи рассмотрим самообразование как форму получения образования в рамках заочного обучения для получения среднего образования, т.к. на основании ст.63. п.2 в форме самообразования может быть получено только среднее общее образование. Общее же образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования.
Самообразование основано «на самостоятельном изучении основ наук без посещения занятий, с последующей сдачей экзаменов за этот курс». (Влад.) Поэтому мы считаем, что исключительно важное значение для успешной самообразовательной деятельности имеет правильная организация учебной работы обучающихся, поскольку индивидуальный поиск знаний – самая характерная черта работы обучающегося самостоятельно. ( Бокуть, с 30)
Самообразование как форма получения образования – это и иной учитель: не только предметник, но и социопедагог, ориентированный на работу в гуще жизни, с разными слоями населения, в различных обстоятельствах. Это, наконец, организатор, по чьей инициативе вводятся новые формы обучения.
Эти обстоятельства поставили учителей перед необходимостью самостоятельно осваивать новые технологии обучения, овладеть навыками логико-дидактического анализа учебного материала, структурировать содержание учебного предмета, формировать систему заданий, организующих самостоятельную деятельность обучающихся. Результатом овладения перечисленными навыками является разработка учебно-методического комплекса (УМК) по предмету на весь курс обучения, который позволяет системно и на высоком уровне осуществлять научно-методическое обеспечение учебного процесса и способствует повышению качества самообразовательной деятельности обучающихся. Учебно-методический комплекс представляет собой методическое сопровождение всех элементов образовательной системы: целей образования, содержания образования, дидактических процессов, организационных форм. (Шакирова, Д.У. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Линейная алгебра и аналитическая геометрия как фактор развития познавательной самостоятельности студента университета» // Вестник ОГУ, №9, 2010, С. 209). Так, УМК по предмету «Математика» для учащихся 10-11 классов содержит:
тематический план изучения предмета, включающий:
– выделенные главные узловые темы – макромодули;
– выделенный минимально обязательный уровень знаний и умений обучающихся. Прежде всего, определено конкретно, что надо знать: основные понятия, определения, теоремы; что надо уметь: применение обязательного теоретического материала в решении опорных задач, которые способствуют формированию обязательных навыков, таких, как стандартные рассуждения, построения, вычисления;
– «сквозные» темы, для возможности рациональной организации повторения ранее изученного материала;
– список задач обязательного уровня усвоения содержания по данному разделу;
– список более сложных задач.
2) Разработанные инструктивные карты по теме, информационные схемы, подготовлены тренажеры.
3)Формы проведения контрольных мероприятий и критерии оценки.
4)Дидактические материалы, включающие набор тестов (входных, промежуточных, контрольных).
5)Рабочую тетрадь по геометрии, позволяющую создавать свой рабочий документ при освоении различных понятий.
6)Рекомендации по организации самообразовательной деятельности, план-график изучения различных разделов и тем, расписание лекционных, практических занятий, индивидуальных консультаций, зачетов и контрольных работ.
Хотим отметить, что особенность алгебры такова, что она перенасыщена многими формальными компонентами деятельности. Это создает определенные сложности в усвоении содержания, а также в приложениях к другим предметам школьного курса и практике. Такая особенность является ее спецификой, полностью исключить ее невозможно, однако возможно нейтрализовать негативные стороны этого явления. В этой связи в учебной программе выделяются главные узловые темы – макромодули. Деление может выглядеть следующим образом.
Макромодули по курсу «Алгебра и начала анализа, 10-11».
Рациональные уравнения и неравенства и их системы.
Систематизация и обобщение сведений о рациональных уравнениях и их системах. Решение рациональных неравенств, метод интервалов решения неравенств. Решение систем рациональных неравенств.
Корни, степени и логарифмы.
Понятие корня степени n четной и нечетной степеней. Степень с рациональным показателем. Понятие логарифма и его основные свойства.
Синус и косинус угла. Тангенс и котангенс угла. Формулы сложения. Понятие тригонометрических функций числового аргумента.
Простейшие тригонометрические уравнения. Решение различных видов тригонометрических уравнений.
Элементы теории вероятностей
Элементы комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения. Понятие вероятности события.
Корни, степени и логарифмы.
Понятие корня степени n четной и нечетной степеней. Степень с рациональным показателем. Понятие логарифма и его основные свойства. Показательная и логарифмическая функции.
Функции и их графики.
Обобщение понятия функции. Область определения функции. График функции. Четность и нечетность функции. Промежутки монотонности функции и знакопостоянства.
Показательные и логарифмические уравнения.
Решение различных видов показательных и логарифмических уравнений и неравенств.
Производная и ее применение.
Производная. Механический и геометрический смысл производной. Производные суммы, произведения и частного. Исследование функций с помощью производной. Приложения производной.
Первообразная, интеграл и его применение.
Первообразная. Правила нахождения и таблица первообразных. Формула Ньютона- Лейбница. Приложения интеграла.
Равносильность уравнений и неравенств. Метод промежутков для уравнений и неравенств. Использование свойств функций при решении уравнений и неравенств.
Уравнения-следствия. Равносильность уравнений на множествах. Равносильность неравенств на множествах.
Для возможности организации повторения изученного ранее материала и показа взаимосвязи между отдельными курсами весь курс математики с 7 по 11 классы разбит на так называемые «сквозные» темы, которые также приведены в УМК.
Остановимся более подробно на некоторых этапах создания УМК по отдельным разделам, например на разделе «Логарифмы. Свойства логарифмов. Логарифмическая функция, ее свойства и график».
На первом этапе тщательно проанализируем содержание учебного материала, определим круг вопросов для повторения с целью подготовки обучающихся к восприятию нового материала, рассмотрим рекомендованные методическим пособием задачи и примеры. Таким образом, первый этап заканчивается формулировкой задачи изучения материала: привести в систему и обобщить имеющиеся у обучающихся сведения о степенях, повторить свойства ранее изученных функций – линейной и степенной, можно сравнить рост и скорость изменения роста этих функций.
На втором этапе планирования процесса самостоятельного изучения учебного материала отбираем и конкретизируем содержание обучения. Именно здесь необходимо определить и выделить обязательные базовые результаты обучения, которых необходимо достичь всем обучающимся. Достижение этих результатов будет обеспечивать возможность понимания и дальнейшего изучения курса математики, применения полученных знаний в смежных предметах и дисциплинах и практической деятельности. Для нашего исследования принципиально важной является форма задания обязательных результатов обучения. Мы согласны с мнением, что она должна быть настолько конкретной, чтобы допускать возможность ориентации на них в процессе обучения, а также проверки их достижения. Для математики наиболее естественным в большинстве случаев является описание обязательных результатов в виде системы задач. Именно решение задач всегда было и остается важнейшим результатом обучения математике, который традиционно подвергается проверке и оцениванию. Это происходит потому, что умение решать задачи включает в себя целый спектр других важных результатов, таких, как владение математическими понятиями и фактами, умение анализировать, применять изученные приемы, умение рассуждать и обосновывать свои выводы и др. С этой целью выделим главные, существенные элементы раздела: сформировать понятие логарифма числа, изучить его свойства, выделить десятичные и натуральные логарифмы. Овладеть свойствами логарифмической функции, уметь изображать ее график, находить производную. Научиться решать логарифмические уравнения и неравенства. Уметь проводить тождественные преобразования показательных и логарифмических выражений.
С учетом задач обучения и содержания учебного материала на третьем этапе выбираем оптимальные для данных условий формы учебных занятий. Помимо основной формы занятий при обучении экстерном – самостоятельной познавательной деятельности – по некоторым особенно сложным и объемным темам предусматриваются лекционные занятия, лабораторные и практические работы. Для рассматриваемой темы предусмотрено одно лекционное занятие (необязательное для посещения экстернами), разработаны инструктивные карты по теме, информационные схемы, подготовлен тренажер.
Лекционные занятия предусматриваются в основном для изучения теоретической части учебного материала.
Изучение теории – один из наиболее трудных с методической точки зрения вопросов преподавания математики. Как отмечает В.В. Цукерман, любое усвоение знаний начинается с понимания основных идей и логики материала. В этом отношении живое слово учителя, помноженное на возможность обратной связи с аудиторией, обладает огромной эффективностью. Поэтому даже «один час хорошей лекции трудно заменить и пятью часами самостоятельной работы». (Цукерман, В.В. Нужны ли лекционные математические курсы в вузе? // Математика в школе, 1, 1990, с.42-43).
Лекция представляет собой фронтальную форму работы. Она предполагает организацию совместных усилий всех обучающихся для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому обучающемуся, показывается учителем сразу для всех.
Чтобы лекция не сводилась, как это происходит в большинстве случаев, к слушанию учителя и переписыванию с доски, мы считаем целесообразным проводить ее непосредственно используя учебник. При этом одновременно разбирается учебный материал и обучающиеся привлекаются к самостоятельной организованной работе с учебником.
Тренажер – это комплект упражнений, посвященных отработке определенного конкретного навыка. Задания тренажера по степени сложности практически не отличаются друг от друга. Мы считаем, что тренажеры способствуют развитию и воспитанию вычислительных навыков и умений. Отметим, что именно систематическое развитие вычислительных навыков было одним из требований А.Н. Колмогорова. По его инициативе в первых объяснительных записках к вариантам программ явно выделялись те вычислительные умения, которыми должны овладеть обучающиеся при изучении того или иного материала. Уже позже, в 80-х годах прошлого века, эта идея была реализована применительно к отдельным классам и темам в перечне обязательных знаний и умений.
Логическим следствием проделанной работы для нашего исследования является четвертый этап – выбор наиболее рациональной и объективной системы контроля и обоснованных критериев оценки. Основой этого этапа стать проверка уровня обязательной базовой подготовки каждого обучающегося по данной теме. Положительная оценка в данном случае характеризует совершенно определенный уровень подготовки обучающегося и является символом того, что обучающийся может продолжить обучение. (Кузнецова, Л.В., Решетников, Н.Н., Фирсов, В.В. Планирование обязательных результатов бучения // Математика в школе, №2, 1985, с. 14-17).
Форма проведения контрольных мероприятий может быть различной: традиционная устная и письменная формы, в форме собеседования, в форме тестирования, в том числе и компьютерного.
Основной целью проведения контроля является проверка у обучающихся математических знаний и умений общекультурного уровня.
Приведем фрагмент УМК для раздела «Логарифмы» по учебнику.
Тематический план изучения раздела.