что такое самолюбование определение
Что такое самолюбование и как от него избавиться
А вы занимаетесь самолюбованием? Часто любуетесь собой? Наверное, это необычный вопрос, ведь каждый человек в той или иной мере гордится достижениями, внешностью и т.д. И это нормально, если такое самолюбование не выходит из-под контроля. В ином случае оно действует против вас. Почему? Чем опасна такая увлеченность собой?
Определение
По определению самолюбование означает такую черту личности человека, которая побуждает его постоянно любоваться собой. И речь идет не только о разглядывании в зеркале внешности. Человек любуется личностными качествами, достоинствами, достижениями, способностями и тем, что способствует его проявлению в окружающем мире.
Самолюбование присуще всем людям без исключения. Разница в том, в какой степени оно проявляется. Кто-то заслуженно гордится достоинствами и успехами. А у кого-то развивается нарциссизм — состояние, при котором человек считает себя на порядок лучше окружающих людей.
Стоит отметить, что самолюбование не имеет ничего общего с самолюбием. Это не синонимы. Самолюбование проявляется в разные периоды жизни и в отношении разных качеств, достижений и т.д. Самолюбие же — постоянная черта характера, одна из граней чувства собственного достоинства.
Склонность к самолюбованию появляется в определенные периоды жизни, когда индивид способен анализировать себя и свою жизнь, выделять себя на фоне окружающих людей и мира в целом.
Преимущества и недостатки самолюбования
Сложно сказать однозначно, плохо или хорошо заниматься самолюбованием. На первый взгляд кажется, что в нем нет ничего хорошего. Но это не так. В некоторых случаях оно помогает развить способности, раскрыть внутренний потенциал. Так бывает, если человек оценивает себя адекватно, подкрепляя оценку объективными фактами. Здесь нет ничего общего с самовлюбленностью. Для примера, представьте школьника, который гордится и хвалит себя за то, что он справился со сложным заданием. Или, например, девушку, которая провела перед зеркалом много времени, создавая определенный образ. Она выйдет из дома не только с хорошим настроением, но и с уверенностью в себе, своей привлекательности и силах.
Получается, что самолюбование помогает сначала увидеть что-то хорошее в себе, а после ненавязчиво рассказать об этом обществу.
А что можно сказать о недостатках?
Примечательно, что к развитию самолюбования приводит активное пользование социальными сетями. Люди бесконечно выкладывают туда селфи, рассказы о своих успехах и достижениях, фото отдыха, еды, покупок и т.д. Они откровенно любуются собой и побуждают к этому окружающих. При этом критика здесь не подразумевается. Отзывы автоматически должны быть положительными.
Причины самолюбования
Если говорить о позитивном самолюбовании, то это — результат того, что человек действительно чего-то достиг, например, продвинулся по карьерной лестнице, поработал над внешним обликом и т.д.
С патологическим самолюбованием ситуация обстоит сложнее. Чаще всего, по мнению психологов, это попытка спрятаться от себя самого, уйти от реальности. Вопрос только в том, зачем человек это делает. В большинстве случаев для того, чтобы защитить себя от боли, спровоцированной какими-либо психологическими травмами.
Вторая причина — неадекватное восприятие личности. Индивиду настолько нравится любоваться собой, мнимыми достижениями и успехами, что он теряет связь с реальностью. У него развивается искренняя вера в то, что он сам себе нафантазировал. И чем дальше, тем сложнее его убедить в том, что на самом деле ничего такого нет. Иллюзии в этом случае можно сравнить с болотом, которое затягивает все сильнее и сильнее. В какой-то момент человек понимает, что видеть себя настоящим ему уже и не хочется. А это значит, что его личностный и профессиональный рост либо замедляется, либо останавливается вовсе.
Что делать
Итак, самолюбование — это качество, которое побуждает создавать внутренний мир на основании сравнения себя с окружающими людьми. И сравнение обычно в его пользу. Как сказано выше, часто это играет с человеком злую шутку, уводя в мир иллюзий, лишая возможности выстроить полноценные отношения с обществом, испытывать неподдельную радость от настоящих побед и достижений. Можно сказать, что он становится рабом своего эго.
Как избежать чрезмерной увлеченности собой? Есть 5 советов:
Психологи рекомендуют чаще думать о том, что вы даете окружающим, вместо того, чем они полезны вам. Попробуйте одаривать других вниманием, благодарите за помощь и комплименты, проявляйте заботу. Помните, что количество радости, удовлетворения и других положительных эмоций прямо пропорциональны тому, сколько хорошего вы отдаете тем, кто вас окружает.
Заключение
Не всегда самолюбование — это плохо. Согласитесь, есть масса ситуаций, когда человеку действительно есть чем гордиться. Но бывает и так, что это качество мешает жизни, уводя человека от реальности, заставляя его страдать, если кто-то выскажет негативный отзыв или критику. Избежать всего этого поможет правильная самооценка, тщательный анализ всего того, что происходит в вашей жизни. Только так вы увидите сильные и слабые стороны личности, а также выберете направление для дальнейшего развития.
Самолюбование
Мне надоело самолюбоваться,
Мне надоело пить и балагурить,
Мне хочется куда-нибудь забраться
И искренность тихонько караулить.
Если у вас есть только молоток, то все представляется вам гвоздем.
Самолюбование как качество личности – склонность любоваться собой, своими действительными или мнимыми достоинствами, способностями, внешностью.
Любование – это бриллиант ограненный любовью. В нем нет вожделения, лишь эстетический восторг ублаженья, созерцание и восхищение. В Японии до сих пор существуют дни празднования любования первым снегом, цветением сакуры. Толпы народа отправляются «ханамить», то есть любоваться сакурой. Традиция любования сакурой возникла при императорском дворе. Это произошло ещё в третьем веке нашей эры, придворные проводили часы под цветущими деревьями, наслаждаясь лёгкими напитками, салонными играми и складыванием стихов. Ханами — очень кратковременное удовольствие, длится около 7-10 дней, а затем лепестки опадают. А какое уважение вызывают супруги, прожившие вместе большую жизнь и способные любоваться друг другом?
Если к любованию нет никаких вопросов с подковыркой, то к самолюбованию, представляющему собой способность взглянуть на себя со стороны, их возникает великое множество. Самолюбование вечно держит перед собой зеркало. Однажды собрались демоны, чтобы обсудить, как лучше всего можно наказать женщину. И тогда один предложил: — Нужно поместить женщину в роскошный дворец, дать ей любые украшения и любые одежды, которые только она не попросит, но убрать из этого дворца все зеркала.
Самолюбование как качество личности может быть в двух ипостасях – или достоинством или пороком. Когда человек упорно и настойчиво шел к цели, преодолевал трудности, смело принимал вызовы жизни, нет ничего зазорного, если он перед зеркалом скажет себе: «Я благодарен судьбе, людям и обстоятельствам за помощь в реализации цели». В таком монологе отсутствует избыточная значимость, которая опасна идеализациями. Именно на нее воздействуют равновесные силы мироздания, преподнося человеку урок – прививку от гордыни. Чтобы вообще сделать процесс самоодобрения чистым от избыточной значимости нужно благодарить своего Ангела – Хранителя за помощь, оказанную в достижении цели. При таком раскладе не создается избыточный потенциал, служащий сигналом тревоги для равновесных сил, они «спят спокойно», не делая попыток «тушить пожар» зазнайства, хвастовства и негативного самолюбования. Иными словами, самолюбование в меру, как трезвая и непредвзятая оценка результатов своей работы – это «плюс», позволяющий личности повысить самооценку, укрепить веру в собственные силы, сделать конкретный шаг в воспитании своих волевых качеств.
Избыточное, чрезмерное самолюбование становится непреодолимой баррикадой на пути личностного и профессионального роста, воспринимается другими людьми как необоснованная претензия на оригинальность и самобытность. Известный русский режиссер Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве». В контексте самолюбования эта фраза выглядит так: «Умейте любить искусство в себе, а не искусно любоваться собой в искусстве».
Самолюбование в связке с завышенной самооценкой могут помешать реализации поставленных целей. Оно делает акцент на внешний эффект, становясь саморекламой. Человек думает не о качестве преподносимого людям продукта, а о преподнесении себя в выгодном свете. Так, лектор или оратор могут так увлечься самолюбованием, что заметно пострадает качество их лекции или произносимой речи.
Самолюбование со знаком «минус» предполагает полную колонизацию ложным эго ума, чувств и разума человека. Оно произрастает из желания эгоиста видеть себя единственным, неповторимым и всеми любимым. Самолюбование – это удобрение для тщеславия, гордыни и честолюбия. Сравнивая себя с окружающими, их способностями, достоинствами или достижениями, самолюбование «подсуживает» своему эго, погружаясь в иллюзорный мир и отдаляясь от реального трезвого видения себя во взаимосвязях и взаимодействиях окружающей среды.
Самолюбование – это вознесенное до небес ложное эго. Чувства, пропитанные эго, видят и слышат только то, что подтверждает величие ложного эго, доказывает его уникальность и неповторимость. Эго, создав мираж, не имеющий ничего общего с действительностью, делает человека самодовольным, удовлетворенным и ленивым. Он уже не развивается, ничего не делает для самосовершенствования. Ложное эго надежно ограждает его разум от настоящего знания о себе, все внимание человека концентрируется на самолюбовании, отбивая всякое желание стремиться к высоким целям. В зависимости от формы оно порождает такие качества как ханжество, чопорность, спесивость, надменность и кокетство.
Самолюбование – что это такое и в чём его опасность?
Куда бы ни пришлось направиться по дороге жизни, никогда не получится уйти от себя. Однако эта мысль не для всех отрадна. Подчас заманчивой может показаться идея убежать от своей истинной сущности. Но поскольку это невозможно в реальности, подобное начинает осуществляться на мысленном уровне. Человек выдумывает сам себя. И буквально упивается этим несуществующим образом.
Коварное сопоставление
Начинается ревнивое сравнивание себя с другими. Это могут быть не только реальные люди, но и герои книг или фильмов. Когда подобное сопоставление играет в чужую пользу, то человек ощущает, мягко говоря, дискомфорт. Однако быть первым по всем параметрам невозможно. Осознание данного факта может доставить отнюдь не радостные эмоции. В результате иной индивид уходит в выдуманный мир, где видит себя супергероем во всех отношениях.
Более того: он начинает думать о себе в третьем лице. Такое состояние довольно опасно. Это совсем не то же самое, что попытка посмотреть на себя со стороны. Когда человек находится в плену самолюбования, он не видит и не хочет замечать свою настоящую личность — вместо этого созерцает выдуманный образ. Порой это приводит к потере контакта с собой.
Досадный синдром
Маленький успех или незначительная помощь кому-то — и человека «заносит». Он приходит в восторг от самого себя — такого хорошего, умного и вообще замечательного во всех отношениях. Но подобный настрой может сыграть злую шутку. Если увлечься самолюбованием, то в работе, например, нетрудно допустить оплошность, порой буквально на ровном месте. Промах в этом случае отрезвляет — как ведро холодной воды, опрокинутое на голову.
Занимаясь чем-то, иной деятель думает не о выполняемой им работе — он любуется собой, заранее восхищается результатом. Например, не слишком выдающийся актёр во время игры в спектакле занят мыслями о собственной гениальности. Создание образа героя отходит на второй план. Зрители это чувствуют, их раздражает подобная манера. Упоение собой может присутствовать в любой деятельности, а результат всегда страдает.
Человек подчас обижается на других, если они не считают его чем-то из ряда вон выходящим. Не исключено, что постоянное самолюбование может трансформироваться в весьма неприятный «синдром непризнанного гения». При этом иного индивида не волнует, что реальных достижений почти нет. Мол, он мог бы многое, «если бы». Обязательно виноватыми в его несостоятельности оказываются другие люди. Признать свою причастность к проблеме — это уже выше сил.
Бегство от боли
Самолюбование — это уход и от реальности, и от себя. Почему человек избегает и даже боится увидеть свою личность в истинном свете — вопрос не из праздных. Всегда есть причины подобного поведения. Возможно, имели место какие-то психотравмы. В уходе от реальности видится избавление от боли. Однако проблемы от этого не решаются. В каждом конкретном случае необходимо разобраться с первопричиной.
Подчас любование собой и своими мнимыми заслугами настолько захватывает, что человек перестаёт адекватно воспринимать собственную личность. Что особенно печально, он начинает искренне верить в подобные фантазии. Чем дальше, тем труднее они поддаются разубеждению. Иллюзии о самом себе затягивают, как топкое болото. И уже не очень-то хочется видеть себя в истинном свете. Личностный и профессиональный рост в этом случае основательно забываются.
Осознанность против иллюзий
Профилактика самолюбования — это умение быть собой. Научиться этому возможно, хотя и не всегда просто. Восстановление контакта со своим внутренним миром требует немалых усилий и даже мужества. Это занятие может кому-то показаться слишком скучным. Иногда попросту страшно увидеть себя настоящего — ведь разочарование бывает достаточно болезненным.
Похвально стремиться к большим достижениям, но при этом нельзя забывать о своём нынешнем уровне. У каждого есть способности, которые требуют развития и совершенствования. Другое дело, что усилия необходимо направлять в правильное русло. Нет смысла футболисту сокрушаться, что он не музыкант, а художнику — что не родился космонавтом.
Трудно сохранять осознанность и отдавать себе отчёт в собственных мыслях и чувствах. Утратить же контроль над ними легко. Ведь частенько находятся «доброжелатели», которые не прочь указать, что следует чувствовать и о чём думать. Умение остаться собой в подобной ситуации — признак определённой зрелости личности. Осознанность не взращивается за один день, потребуются время и усилия. Но тем ценнее результат.
Гордость, тщеславие и самолюбие
Из наследия Оптинских старцев
В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. |
«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».
Бог гордым противится
Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».
«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».
Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».
Преподобный Никон предостерегал:
«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».
Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:
«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.
Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные
«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».
А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:
«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.
Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.
Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.
Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»
Чем же ты гордишься?
Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:
«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».
«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».
Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:
«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».
Как определить у себя признаки смирения или гордости
Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:
«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:
«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».
Печаль наказания Божия гордым
Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:
«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».
Избавиться от гордости очень трудно
Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:
«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.
Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».
Брейгель. Гордость |
Гордость неразрывно связана с другими страстями
Преподобный Амвросий говорил:
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».
«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».
А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:
«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».
Одна гордость может заменить все прочие страсти
Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:
«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».
Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:
«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».
Как бороться с этими страстями
Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:
«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».
Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:
«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».
Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:
«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».
И старец Амвросий давал такой совет:
«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».
«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».
«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».
«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».
«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».
Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:
«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».
Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:
«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».
Преподобный писал духовному чаду:
«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».
«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».
Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:
«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».
В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость
Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:
«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»
Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».
«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!