что такое саккос в православии
Значение слова саккос
Словарь Ушакова
с а ккос, саккоса, муж. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении.
Католическая Энциклопедия
верхняя архиерейская богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою представляет собой туникообразное одеяние (обычно не сшитое по бокам) с короткими широкими рукавами и с вырезом для головы.
Православие. Словарь-справочник
(евр. «рубище», «вретище»)
верхнее богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из дорогой ткани. Передняя и задняя половины саккоса соединены петлями и звонцами. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. Первоначально саккос – предмет царского облачения. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв., когда был пожалован Константинопольским патриархам как знак их особого отличия.
Из великого почтения к этой одежде патриархи сначала облачались в нее только три раза в год: на Пасху, в День Пятидесятницы и на Рождество Христово. Затем саккос перешел к другим восточным патриархам и митрополиту Московскому, а с XVI в. на православном Востоке и с начала XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.
Православный энциклопедический словарь
верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.
Словарь церковных терминов
богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь.
Православная энциклопедия
одна из частей богослужебного облачения архиерея. Представляет собой длинную просторную одежду из богато украшенной ткани с широкими рукавами. Поверх саккоса архиерей носит панагию, крест и омофор. В богослужебной практике его используют с XI–XII веков. В это время он служит облачением константинопольских патриархов. В последующем саккос начинают использовать главы других церквей, в том числе и Московской церкви. А с XVIII века в России он становится облачением архиереев и полностью заменяет собою фелонь.
Энциклопедический словарь
Словарь Ефремовой
м.
Архиерейское облачение при богослужении.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I); архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).
Саккос
Саккос — это часть архиерейского облачения, аналог иерейской фелони или диаконского стихаря. Саккос надевается поверх подрясника и епископского подризника — подсаккосника. Он короче подризника, имеет рукава, в отличие от фелони. Саккос, по аналогии со стихарем, по бокам не сшит, а застегивается на ряд небольших пуговиц (фибул). Причем саккос сшит лишь по плечевым швам, в то время как боковые разрезы стихаря не доходят до подола.
Для пошива саккоса используют дорогие ткани — парчу, шелк, — желтого, красного или багряного, зеленого, синего, черного или фиолетового цветов. Перед и рукава украшают вышивкой канителью или шелком, по краям нашивают звонцы.
Символическое значение
Саккос символизирует собой червленую ризу, которую надели на Христа, насмехаясь над Ним, он призван напомнить епископу смирение и унижение Иисуса Христа.
Саккос имеет что-то наподобие кокетки — на плечах и груди облачения нашита полоса из иной ткани, которая напоминает о ранах на теле Господа.
Звонцы на саккосе обозначают благую весть, исходящую из уст епископа.
Число пуговиц на саккосе также символично — их всего 33, по числу лет Спасителя — по 15 фибул по бокам, и одна — у горловины.
Передняя и задняя часть саккоса символизируют двойственность епископского служения — Богу и людям, и, кроме того, обозначают нераздельную преемственность священства Нового и Ветхого Заветов.
История облачения
Саккос митрополита Фотия
В воспоминание об этом благочестивые византийские императоры стали надевать в дни поста не торжественные далматики, а смиренные саккосы. Постепенно образ смирения и покаянии перенесся на парадные далматики.
Византийские императоры в знак особой царской милости жаловали саккосы патриархам, которые изначально надевали их трижды в год — на Пасху, Рождество Христово и Троицу.
Частью архиерейского облачения саккосы стали в XI-XII веках. На Руси известен с XV века благодаря киевскому митрополиту Фотию, в это время саккос становится частью митрополичьей богослужебной одежды. В начале XVIII века стал частью облачения не только митрополитов и патриархов, но и всех епископов.
САККОС
саккос м. Архиерейское облачение при богослужении.
Саккос — верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I); архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).
САККОС
Смотреть что такое САККОС в других словарях:
САККОС
верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой. смотреть
САККОС
саккос м. Архиерейское облачение при богослужении.
САККОС
САККОС
Саккос — верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I); архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).
САККОС
САККОС(греч.). Верхнее архиерейское облачение.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.САККОС(по греч. мешок) при. смотреть
САККОС
• Saccus, называется вообще полотняный мешок для хлеба или муки, а в частности обозначает большой денежный котел, и этим словом обозначают ч. смотреть
САККОС
САККОС
— богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь. смотреть
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
верхняя архиерейская богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою представляет собой. смотреть
САККОС
(евр. рубище, вретище) нижнее облачение епископов; близок стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смиренья (Иер XLVIII, Лк X, 13). Звонцы саккоса означают благословление слова Божия, исходящее из уст епископа. смотреть
САККОС
САККОС
— См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»Синонимы: облачение, одежда
САККОС
— по-гречески «мешок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.Синонимы: облачение, одежда
САККОС
Ударение в слове: с`аккосУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: с`аккос
САККОС
САККОС
САККОС
са’ккос, са’ккосы, са’ккоса, са’ккосов, са’ккосу, са’ккосам, са’ккос, са’ккосы, са’ккосом, са’ккосами, са’ккосе, са’ккосах
САККОС
Сок Скок Скак Ска Сакс Саккос Каско Како Асс Аск Соска Кок Кокс Кос Косс Ока Окк Оса Сак Скос
САККОС
САККОС саккоса, м. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении.
САККОС
САККОС
по-гречески «мешок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.
САККОС
САККОС м. Архиерейское облачение при богослужении.
САККОС
Смотреть что такое САККОС в других словарях:
САККОС
верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой. смотреть
САККОС
саккос м. Архиерейское облачение при богослужении.
САККОС
САККОС
Саккос — верхняя архиерейская одежда, заменяющая собою фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По мнению одних, С. в древности был царской одеждой, которая христианскими государями пожалована была константинопольским патриархам и сделалась их отличием. Эта одежда пользовалась таким уважением, что сами патриархи облачались в нее, по свидетельству Димитрия Хоматинского (XIII в.), только три раза в год: в Пасху, Рожд. Христово и Пятидесятницу. Не находится в противоречии с этим мнением другое, по которому наименование С. обозначает одежду грубую, рубище, вретище (еврейск. saccus — вретище, мешок). В христианской древности эта одежда была одеждой покаяния и кающихся: в нее же облачались и христианские государи, чтобы выразить свое смирение перед Царем царей. По тому же побуждению она была внесена и в число священных одежд. О существовании С. до времен Вальсамона мало известно. Со времен Вальсамона С. служит принадлежностью только одного патpиapxa. При Симеоне Солунском (XIV в.) С. был обыкновенным отличием высших иерархов от архиепископов и епископов. В русской церкви С. становится известным, как отличие митрополитов, с начала XV в., когда митрополит Киевский Фотий (1409—31) привез его с собою из Греции. В период патриаршества С. принадлежал не одним патриархам, но и митрополитам и в знак особенной чести — некоторым архиепископам. Патриарший С. отличался от митрополичьего нашивной епитрахилью (приперсником), усыпанной жемчугом по примеру Ааронова нарамника. С 1702 г. Петр Великий жалует С. некоторых архиепископов и епископов, а с 1705 г. он делается общей одеждой всех епископов. В духовном смысле С. означает вретище и напоминает о той червленой ризе или хламиде, в которую облечен был Спаситель (Иоан. XIX, 2, 5); архиерей, облачаясь в С., обязан припоминать унижение и смирение Спасителя и не превозноситься высотой своего служения. Звонцы, привешиваемые к С. по подобию звонцов на одежде ветхозаветных первосвященников, означают благовестие слова Божия, исходящее из уст епископа. См. В. И. Долоцкий, «О священных одеждах» («Христ. чтение», 1848, ч. I); архим. Гавриил, «Руководство по литургике или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); Еп. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужении православной церкви» (Курск, 1895).
САККОС
САККОС(греч.). Верхнее архиерейское облачение.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,1910.САККОС(по греч. мешок) при. смотреть
САККОС
• Saccus, называется вообще полотняный мешок для хлеба или муки, а в частности обозначает большой денежный котел, и этим словом обозначают ч. смотреть
САККОС
САККОС
— богослужебное облачение архиерея, длинная до пят, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани. Поверх саккоса надевается омофор и панагия с крестом. В богослужебную практику саккос стал входить в ХI-ХII вв. как облачение константинопольского патриарха, затем перешел к другим восточным патриархам и московскому митрополиту, а с XVI в. на востоке и с нач. XVIII в. в России стал облачением всех архиереев, заменив фелонь. смотреть
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
САККОС
верхняя архиерейская богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою представляет собой. смотреть
САККОС
(евр. рубище, вретище) нижнее облачение епископов; близок стихарю, но короче его и украшен звонцами. Означает одежду печали и смиренья (Иер XLVIII, Лк X, 13). Звонцы саккоса означают благословление слова Божия, исходящее из уст епископа. смотреть
САККОС
САККОС
— См.: СВЯЩЕННЫЕ ОДЕЖДЫ.Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»Синонимы: облачение, одежда
САККОС
— по-гречески «мешок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.Синонимы: облачение, одежда
САККОС
верхнее богослужебное облачение архиерея, заменяющее фелонь.Синонимы: облачение, одежда
САККОС
Ударение в слове: с`аккосУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: с`аккос
САККОС
САККОС
САККОС
са’ккос, са’ккосы, са’ккоса, са’ккосов, са’ккосу, са’ккосам, са’ккос, са’ккосы, са’ккосом, са’ккосами, са’ккосе, са’ккосах
САККОС
Сок Скок Скак Ска Сакс Саккос Каско Како Асс Аск Соска Кок Кокс Кос Косс Ока Окк Оса Сак Скос
САККОС
САККОС саккоса, м. (греч. sakkos) (церк.). Архиерейская одежда при богослужении.
САККОС
САККОС
по-гречески «мешок»; парчовое архиерейское облачение с рукавами.
САККОС
САККОС м. Архиерейское облачение при богослужении.