что такое рынок в экономике концепция

Рынок

Что такое рынок

Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Признаки рынка

Каждый вид рынка нацелен на разные продукты. Рынки эксплуатируют материальные объекты, умственные затраты и интеллектуальные труды. Они обладает неизменными признаками, по которым функционируют:

Нерегулируемый спрос. Потребитель решает, сколько ему нужно товаров и услуг.

Нерегулируемое предложение. Производитель решает, сколько производить.

Функции рынка

Рынок должен найти ответы на вопросы: что, как и для кого производить, поэтому он выполняет следующие функции:

Ценообразование. Цена устанавливается на основе законов рынка: спроса, предложения и возникающей конкуренции. Она отражает, насколько полезен данный продукт.

Посредничество. Рынок соединяет потребителей и производителей, и у каждого есть свобода выбора.

Регулирование спроса и предложений. Это устанавливает баланс товаров и услуг.

Информирование. Информация о товарах, продавце, размерах спроса на конкретные товары, состоянии экономики в целом.

Стимулирование. Постоянно отвечая на спрос предложением, участники рынка повышают качество товаров, создают новые технологии и поддерживают эффективность экономики.

Очищение. Экономика освобождается от ненужной деятельности, слабых единиц и поощряет развитие перспективных.

Формы организации

Для нормального функционирования рынку нужны самостоятельные организации, оснащенные средствами связи, на основе которых можно осуществить обмен товарами. Формы организации рынка — это то, каким образом, в каком месте и виде реализуется его работа, например, магазин, ярмарка, аукцион, терминал.

Популярные формы организации рынка:

Биржи — союз юридических и физических лиц, которые проводят оптовые торговые операции, цены на продукцию устанавливаются конкуренцией.

Аукцион — публичные торги, здесь продавец увеличивает цену, благодаря конкуренции покупателей.

Выставки — тематические выставки новейших технологий, автомобилей, разного рода товаров и услуг. На их базе организуют небольшие курсы, семинары, встречи с целью обмена опытом и консультации.

Ярмарки — мероприятия, которые организуются для покупок, продажи во всех отраслях производства. Бывают международные, всероссийские, региональные ярмарки.

Субъекты рынка — те, кто участвуют в обмене товаров (продавцы и покупатели). Объекты рынка — это то, на что обменивают (деньги, товары, услуги).

Виды рынков

Рынок принимает много форм и зависит от большого количества характеристик, поэтому он делится на виды по следующим признакам:

по территориальному признаку — местный, региональный, национальный, мировой;

по субъектам — покупатели, продавцы, госучреждения;

по объектам — рынки товаров и услуг, финансовый;

по формам — рынки кооперативов, государственный, арендный, совместных предприятий;

с учетом производства — замкнутый, насыщенный, смешанный;

по легальности — легальный, нелегальный;

по степени насыщенности товарами — равновесный, дефицитный, избыточный;

по степени экономической свободы — свободный, регулируемый.

Преимущества и недостатки рынка

Преимущества рынка в том, что участников рыночных отношений не ограничивают по численности, между ними свободная конкуренция и свободный доступ ко всем видам хозяйственной деятельности. На рынке не ограничены движения капитала и рабочая сила, информация в свободном доступе у всех участников.

Несмотря на то, что рынок — удобная и достаточно гармоничная система, в ней есть недостатки:

все зависит от случая;

невозможно сделать долгосрочный прогноз;

проблемы с экологией;

Законы рынка

что такое рынок в экономике концепция. dc632fb8e31e2b8878f0c2c10f2bbc4e. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-dc632fb8e31e2b8878f0c2c10f2bbc4e. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка dc632fb8e31e2b8878f0c2c10f2bbc4e. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Закон стоимости

Согласно этому закону обменивают товары, которые равны по стоимости. Производство становится более эффективным, ресурсы распределяются по отраслям, происходит дифференциация производителей.

Закон спроса и предложения

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на товар и его ценой. А закон предложения устанавливает прямую зависимость от объема предложения товара и его цены. То есть, чем выше цена, тем выше предложение, чем ниже цена, тем ниже предложение. Так законы спроса и предложения формируют цену на товар.

Закон конкуренции

Рынок не может существовать без конкуренции, из-за того, что товары создают разные производители, на нем происходит постоянная борьба. Все субъекты рынка пытаются получить максимальную выгоду, и этот закон иллюстрирует, что конкуренция — хозяйственная сила, объективно необходимая на рынке.

Конкуренция — важный фактор существования рынка, она выполняет ценообразующую, регулирующую, стимулирующую, контролирующую, разделяющую функции.

Существует несколько типов конкуренции: чистая конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Каждый из них описывает, сколько, как и каким образом участники рынка влияют на цену.

Способы регулирования рынка государством

Государство регламентирует правила экономических взаимодействий и регулирует рынок разными способами:

фиксированные цены на жизненно необходимые товары и услуги;

акцизный сбор, плата за высокорентабельные товары, его включают в стоимость продукта, поэтому его оплачивают покупатели, например, при покупке алкоголя и табака;

дотация — отрицательный налог, обычно получают производители, но иногда и покупатели;

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, обогащал экономику и создавал условия для реализации бизнеса, должны быть условия:

свободная конкуренция, в которой есть свободное ценообразование, отсутствие монополии, законы, охраняющие права частной собственности;

наличие финансовых резервов для роста экономики: трудовые и природные ресурсы, свободный капитал.

Заключение

Современное общество трудно представить без рынка, он регулирует многие важные не только финансовые, но и социальные институты. Рынок — не идеальная система, но она позволяет разделять группы товаров между людьми, организовать бизнес и отслеживать зависимость цен от спроса и предложения.

Источник

что такое рынок в экономике концепция. 117082543. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-117082543. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 117082543. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Что такое рынок. Признаки рынка

Рынки могут принимать различные формы. Например, по типам товаров и услуг они делятся на рынок потребительских товаров, рынок труда, рынок иностранной валюты, рынок ценных бумаг, рынок информации, рынок инвестиций и т.п.

Нерегулируемое предложение. Производитель сам решает, что, как и сколько производить

Нерегулируемый спрос. Потребитель сам решает, что, где, как и сколько покупать

Нерегулируемая цена. Цены зависят от спроса и предложения

Виды рынков по типу конкуренции

По типу конкуренции рынки делятся на:

Рынок чистой (свободной, совершенной) конкуренции. Множество производителей предлагает идентичную продукцию, никто из продавцов не может контролировать цены.

Рынок несовершенной конкуренции:

Рынок чистой монополии. Всю отрасль контролирует единственный производитель, конкурентов у него нет.

Рынок монополистической конкуренции. Множество производителей конкурируют, предлагая неоднородную продукцию.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся:

Несовершенство рынка. Позитивные и негативные черты рыночной системы

Позитивные черты рынка

Помогает эффективно распределять ресурсы, направляя их в отрасли, где они нужнее всего.

Направляет экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества.

Стимулирует научно-технический прогресс и сбережение ресурсов.

Обеспечивает саморегуляцию действий людей в процессе экономической деятельности.

Негативные черты рынка

Распределяя продукты по результатам конкуренции, ведет к социальному неравенству.

Порождает тенденцию к монополизации за счет концентрации и накоплению капитала.

Условия развития рыночного хозяйства

Чтобы рынок развивался, необходимы следующие предпосылки.

Конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации, действие законов, охраняющих частную собственность.

Наличие резервов роста экономики: свободный капитал, запас трудовых и природных ресурсов.

Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков, обеспечивающих участников рынка необходимой информацией.

Источник

Рыночная экономика — что это, свойства и характеристики

В современном обществе укоренилось понятие «рыночной экономики». Давайте рассмотрим, что это такое, основные принципы и характеристики.

1. Что такое рыночная экономика простыми словами

Главными особенностями рыночной экономики является:

Координация действий участников осуществляется законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредованно, путём введения различных налогов, сборов, льгот и т.п.

С одной стороны, рыночная экономика это полная свобода, но с другой — наблюдается тенденция на увеличение разницы доходов между богатыми людьми и средним классом. Соотношение доходов богатых и бедных людей в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. уже 74:1, в 2010 83:1. Эта разница продолжает расти.

что такое рынок в экономике концепция. . что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка . Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

1. Американская модель рынка подразумевает минимальное вмешательством правительства в дела компаний, маленькая доля государственного сектора. Имеет сильную ориентацию на свободу слова, свободную конкуренцию.

2. Шведская модель подразумевает социальную защищённость населения, а именно социальные расходы государства. Перераспределение доходов с помощью механизма бюджета (высокие налоги для богатых). Также поддерживает частную собственность.

2. Что такое современный рынок

Понятия «рынок» и «рыночная экономика» не являются тождественными.

Какие плюсы и минусы даёт обществу современный рынок.

3. Функции рынка

Рассмотрим, какие полезные функции может выполнять рыночная экономика:

4. Идеальные макроэкономические показатели

Эти лишь метрика состояния дел. Не всегда с такими показателями в экономике будет всё хорошо.

5. Классификация рынков по разным критериям

По степени конкретности:

По экономическому назначению рынки бывают:

По степени конкуренции

По характеру продаж

6. Плюсы и минусы рыночной экономики

Смотрите также видео «Как работает рыночная экономика»:

Источник

Что такое рынок? Функции, суть рынка

Мы живем в век главенства рыночной экономики – практически весь прогрессивный мир к ней уже перешел, остальные страны стремятся к этому. Сам рынок по сути – ничто, но, по утверждению многих ученых экономистов и даже биологов, он является одним из основных двигателей прогресса, так как в целях наживы человек способен на многое, в том числе и на изобретение новых технологий и модернизацию существующих. Все это ведет к общему прогрессу человеческой цивилизации.

что такое рынок в экономике концепция. 23791. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23791. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23791. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Определение термина «рынок»

Функции рынка напрямую влияют на смысл термина. Толкований его в словарях можно найти множество. Самое же простое и в то же время наболее совершенное определение звучит так: рынок – место, в котором собираются покупатели и продавцы с целью либо приобретения товара или услуги, либо их сбыта.

Другие источники дают информацию, что рынок – это процесс обмена, третьи характеризуют его механизмом взаимодействия поставщиков и покупателей. Все предложенные определения верны – они друг друга дополняют. В итоге получается, что рынок, функции которого раскрывают все экономическое развитие человечества, влияет на жизнь как целых государств, так и отдельных его жителей.

что такое рынок в экономике концепция. 23792. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23792. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23792. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Сущность рынка

Под этими двумя словами лежит сложнейший процесс, включающий в себя 4 основных этапа:

1. Производство. На этом этапе происходит создание товаров или услуг, необходимых обществу для удовлетворения потребностей и в не меньшей мере нужных производителю, который выступает в роли источника прибыли. Этот этап является основой рынка. Без производства не будет остальных этапов, его даже можно назвать «фундаментом» всей экономической системы.

что такое рынок в экономике концепция. 23793. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23793. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23793. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

3. Обмен. Суть и функции рынка завязаны на этом этапе. Некоторые словари определяют рынок этим словом. И это вполне справедливо: рынок – это место в котором происходит обмен одних товаров на другие. В качестве товара могут выступать услуги. В процессе обмена производители получают то, ради чего они так пекутся над качеством выпускаемой продукции, – прибыль, а покупатели – то, что им необходимо для удовлетворения потребностей.

4. Потребление. Это конечный этап в цепи рынка. После него все цикл повторяется.

Основные функции рынка

Функции рынка оказывают влияние на все стороны хозяйственной деятельности отдельных граждан, государств и даже целых географических регионов с населением в несколько миллиардов человек. На сегодняшний момент ученые-экономисты выделили основные функции рынка, всего их 5.

что такое рынок в экономике концепция. 23794. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23794. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23794. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Цена и стоимость

Многие жители современного мира часто путают эти два понятия, но они очень важны для понимания существующего рынка. Стоимость – это общие затраты на производство единицы товара. А цена – это сумма, за которую продается эта единица товара на рынке. Как правило, стоимость и цена отличаются.

что такое рынок в экономике концепция. 23796. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23796. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23796. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Спрос и предложение

Поняв, что такое спрос и предложение, можно глубже осознать сущность и функции рынка.

Предложение – это количество товара, находящегося на рынке. Спрос – это количество товара, необходимое потребителю. Цена на рынке напрямую зависит от спроса и предложения. Чем меньше какого-либо товара на рынке, тем выше на него спрос, цена при этом тоже растет. Если же намечается увеличение предложения, и количество товара на рынке превышает спрос, цены стремительно падают. Пару лет назад гречку можно было купить за копейки, затем на рынке с/х товаров наметилась ситуация неудовлетворения спроса. Результатом этого последовало резкое повышение цен на этот продукт. То же самое происходит на рынке нефти в настоящее время: цены на «черное золото» бьют все антирекорды, опустившись к отметке меньше 30 долларов.

что такое рынок в экономике концепция. 23797. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23797. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23797. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

Недостатки рынка

У каждого явления в мире есть две стороны: положительная и отрицательная. Основные функции рынка содержат как минимум 3 недостатка:

что такое рынок в экономике концепция. 23798. что такое рынок в экономике концепция фото. что такое рынок в экономике концепция-23798. картинка что такое рынок в экономике концепция. картинка 23798. Рынок — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать обмен необходимыми ресурсами. Понятие рынка неразрывно связано с товарами, так как продукт — это главная его единица. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с другом, ведь рынок — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает рынок.

При всех существующих недостатках и порождению социального напряжения на сегодняшний день рыночная система является наиболее совершенной. Какая функция рынка является самой необходимой для общества, сказать сложно, но все они вместе дают общую положительную динамику экономического развития современных государств.

Источник

Рынок. Рыночная экономика. Провалы рынка

Функции рынка и хозяйственный механизм рыночной системы

Рынок представляет собой целостную систему экономических отношений между покупателями и продавцами товаров и услуг, формирующихся на основе спроса и предложения под влиянием цены.

Основной на рынке является операция купли-продажи. Предназначение рынка – обслуживание производства, совершение обменных операций, регулирование отношений распределения и потребления.

Рынок поставляет ресурсы товаропроизводителям и обеспечивает доведение готовой продукции до потребителя. Он является механизмом, который определяет размеры доходов продавцов факторов производства.

Для осуществления операций купли-продажи должны выполняться следующие условия:

С учетом числа покупателей и продавцов, а также особенностей и характера конкуренции выделяют основные типы рыночных структур: совершенные и несовершенные (монополизированные).

Совершенный рынок характеризуется свободой входа и выхода из него, однородностью товаров, формированием цены в зависимости от спроса и предложения, множеством продавцов и покупателей, информационной открытостью.

Монопольный рынок отличается наличием одного продавца, уникальными свойствами товаров, назначением цены, ограничениями входа и свободой выхода. В данном случае это рынок чистой монополии. Если на рынке действуют несколько продавцов, реализующих товары с похожими свойствами, то он относится к монополистическому.

Монопольный рынок характерен для естественных монополий.

Рынок с монополистической конкуренцией имеет отношение к определенному сегменту покупателей, где применяется неценовая форма конкуренции, например, «команда Пепси», «клуб любителей пива «Толстяк».

Существуют рынки с двойной монополией, когда одному продавцу товара противопоставлен один покупатель, который также является производителем. Олигополия характеризуется наличием на рынке нескольких продавцов и покупателей. Она может быть чистой и дифференцированной в зависимости от наличия товаров-заменителей. Рынок с двойной олигополией отличается противостоянием нескольких продавцов и покупателей товара. Существует монопсония – рынок одного покупателя, который может быть одним крупным производителем, скупающим продукцию более мелких производителей.

Рынки могут быть организованными и неорганизованными.

К первым относятся рынки, осуществляющие функционирование в соответствии с нормативно-правовой базой. Неорганизованные – теневые, действующие нелегально «серые рынки», когда продавцы не прошли регистрацию и не имеют лицензии, например, уличная торговля, частный извоз, ремонт на дому.

1. Ценообразующая. В результате взаимодействия продавцов и покупателей на основе спроса и предложения формируется рыночная цена, отражающая полезность товара и издержки, связанные с его производством.

2. Информационная. Постоянные колебания цен не только свидетельствуют о состоянии и перспективах развития рынка, но и регулируют производственную активность. При возрастании цены производство необходимо наращивать, при снижении – сокращать.

3. Посредническая. Рынок выступает посредником между производителями, позволяя им найти выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика.

4. Санирующая (оздоровительная). Слабые и неконкурентоспособные производства вынуждены покинуть рынок по причине высоких затрат, низкого спроса на производимую продукцию.

5. Адаптационная. Производители выпускают товар, пользующийся спросом потребителей, улучшают потребительские свойства товара и подстраиваются под запросы покупателей.

Рынок базируется на следующих основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Виды и модели рынка

Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Существуют четыре модели рынка – это:

1. Чистая конкуренция – характеризуется большим числом независимых фирм, производящих стандартизированный продукт. При чистой конкуренции фирмы и ресурсы в своем движении могут перемещаться из одной отрасли в другую, т. е. могут переходить от производства одной продукции к производству другой продукции.

2. Чистая монополия. Тот, кто является единственным изготовителем товара, у которого нет близких заменителей – это монополист. Он стремится получить максимум совокупной прибыли, а не прибыли в совокупном размере на единицу продукции. Занимая особое положение на рынке, чистый монополист имеет возможность устанавливать более высокие цены.

3. Свободная конкуренция дает возможность товаропроизводителю прибегать к самому действенному способу выживания – применению более совершенной техники, технологии, организации и управления производственной деятельности. Эта сторона в рыночной конкурентной борьбе приобретает всеобщее значение, поскольку все производители товара понимают роль производительности труда, стремятся прибегать к этой мере повсеместно.

4. Монополия как особое состояние поставщика товаров или услуг характеризуется тем, что продавец обладает возможностью диктовать свои условия продажи товаров. Овладевая законами спроса и предложения, монополии устанавливают два вида цен – высокие и низкие. Такая дифференциация призвана получать сверхприбыль для монополии, не проводя никаких улучшений в производстве товаров.

Совершенная, свободная, или чистая, конкуренция – экономическая модель, идеализированное состояние рынка, когда отдельные покупатели и продавцы не могут влиять на цену, но формируют ее своим вкладом спроса и предложения. Другими словами, это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Признаки совершенной конкуренции:

Несовершенная конкуренция – это такая ситуация, согласно экономической теории, в которой структура рынка не соответствует условиям для существования совершенной конкуренции. Распространенной является следующая классификация форм несовершенной конкуренции:

Рынки совершенной и несовершенной конкуренции

В соответствии с элементами рыночной структуры рассматривают четыре типа рынка: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия (таблица 3).

Возникающие условия конкуренции образуют рыночную структуру, которая состоит из следующих элементов:

Классификация рыночных структур

Тип рынкаЭлементы рыночной структуры
Количество и размеры фирмХарактер продукцииУсловия входа и выходаДоступность информации
Совершенная конкуренцияМножество мелких фирмОднородная продукцияНикаких затрудненийРавный доступ
Монополистическая конкуренцияМножество мелких фирмРазнородная продукцияНикаких затрудненийНекоторые затруднения
ОлигополияЧисло фирм невелико, есть крупныеРазнородная или однородная продукцияВозможны отдельные предприятияНекоторые ограничения
МонополияОдна фирмаУникальная продукцияВхода нетНекоторые ограничения

Рынок свободной конкуренции представлен множеством конкурирующих между собой продавцов. Каждый из них предлагает однородный товар многим покупателям. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, при котором не выполняется хотя бы одно из условий свободной конкуренции. Принято выделять три основных типа несовершенной конкуренции: монополистическую, олигополистическую и собственно монополию.

Для организации торговых операций необходимо учитывать действие экономического закона ограниченности: для общества в целом большинство благ ограничено, поэтому всегда можно найти нишу для организации торговой деятельности.

Рыночная власть и антимонопольное регулирование

Конкуренция – ключевое понятие, выражающее сущность рыночных отношений и объединяющее систему рыночного хозяйства, определяющее тип взаимоотношений производителей по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это динамично развивающийся процесс, направленный на обеспечение рынка товарами, он является элементом рыночного механизма, обеспечивающим взаимодействие субъектов в процессе производства и сбыта продукции, а также в сфере приложения торгового капитала.

Рыночная (монопольная) власть фирмы проявляется как способность удерживать высокую цену и получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде. Наличие монопольной власти во многом, хотя и не всегда однозначно, определяется структурой рынка.

Среди факторов, способствующих развитию монопольной власти, главными являются высокая степень концентрации производства и существование барьеров для проникновения на рынок. Характеризующиеся легкодоступностью для входа рынки с высокой степенью концентрации получили название состязательных, или квазиконкурентных. Участникам таких рынков невыгодно устанавливать высокие цены, так как это может послужить стимулом притока новых конкурентов. В этих условиях долгосрочная прибыль не отличается от прибыли, полученной на рынке совершенной конкуренции, и близка к нулю.

В экономической теории степень монополизированности экономики характеризует индекс Лернера. Предполагается, что с его ростом увеличивается разрыв между ценой товара и предельными издержками на его производство. В условиях совершенной конкуренции индекс Лернера равен 0.

Поскольку в долгосрочном периоде конкурентная цена равна предельным или приблизительно средним переменным издержкам, индекс Лернера определяется как разница между ценой конкретного рынка (фирмы) и ее средними переменными издержками по отношению к цене:

где L – индекс Лернера; Р – цена данной фирмы; MC – предельные издержки фирмы.

Законы, запрещавшие монопольные соглашения, впервые были приняты в Канаде (1889) и США (1890). Закон Шермана получил всеобщую популярность как «хартия экономической свободы». Любые договоры или объединения, созданные с целью ограничения свободы промысла, монополизации какой-либо отрасли хозяйства, признавались незаконными. Законом Клейтона (1914), регулирующим деятельность трестов, запрещались заключать соглашения об ограничении круга контрагентов, о покупке или поглощении фирм, если это могло уничтожить конкуренцию, создание холдинговых компаний и другие соглашения. Акт Келлера – Кефаувера (1950) был дополнен актом Клейтона о запрете на слияние компаний путем приобретения активов. В Римском международном договоре, подписанном в 1957 г. и положившем начало общему рынку, в статьях 85 и 86 также был установлен запрет монопольных соглашений.

Возможные пути совершенствования антимонопольного законодательства: ограничение монополий на рынке; запрет на слияние конкурирующих фирм и на установление монопольных цен, поддержка конкуренции.

Частная выгода за счет общества (внешние эффекты)

Внешние эффекты (экстерналии) – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах товаров. Они представляют собой воздействия на все третьи лица, не участвующие в сделке купли-продажи товара, и могут быть результатом как его производства, так и потребления. Различают отрицательные и положительные внешние эффекты.

Отрицательный внешний эффект (негативная экстерналия) это внешние издержки, т. е. стоимость использования ресурса, не отраженная в цене товара, что означает его использование без соответствующей оплаты. Классическим примером отрицательных экстерналий является загрязнение окружающей среды (воды, воздуха).

В случае существования отрицательных внешних эффектов различают следующие виды предельных издержек:

– предельные частные (внутренние) издержки (МРС) – дополнительные издержки, связанные с увеличением выпуска товара на одну единицу и включающие только стоимость тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют;

– предельные внешние издержки (МEС) – дополнительные издержки, связанные с выпуском дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьи лица;

– предельные общественные (социальные) издержки единицы продукции (МSС) – сумма предельных частных издержек и предельных внешних издержек, представляющая совокупные предельные затраты как производителей, так и всех третьих лиц, связанные с увеличением производства и потребления данного продукта на одну единицу:

Положительный внешний эффект (позитивная экстерналия) представляет выгоду (полезность), не отраженную в цене товара.

Фактически это означает не выявленное в рыночной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты, что и приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении указанного блага. Классическим примером внешней выгоды является высшее образование. Индивид, приобретая его, получает полезность для себя. Однако и третьи лица (общество) получают выгоду: ускорение развития науки, техники, уменьшение уровня преступности.

В случае производства товаров с положительными внешними эффектами необходимо различать следующие виды предельных выгод:

– предельная частная выгода (МРВ) – дополнительная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу блага;

– предельная внешняя выгода (МЕВ) – предельная выгода, получаемая третьими лицами, не являющимися ни продавцами, ни покупателями этого блага;

– предельная общественная выгода (МSВ) – сумма предельной частной выгоды и предельной внешней выгоды, характеризующая совокупную предельную выгоду как непосредственных потребителей, так и всех третьих лиц, вызванную увеличением производства и потребления данного блага на одну единицу:

Расхождение предельных частных и общественных издержек либо предельных частных и общественных выгод при производстве и потреблении благ с внешними эффектами приводит к неэффективности в экономике.

Общее условие достижения эффективности в случае существования отрицательного внешнего эффекта выглядит следующим образом:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *