что такое роялти в бизнесе простыми словами
Что такое роялти в франшизе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Что такое роялти
За что взимается роялти
В каждом договоре франшизы могут быть свое наполнение регулярной поддержки, за которую франчайзи платит роялти. Обычно в этот список входят:
Для франчайзи такая поддержка — это возможность пользоваться известным брендом, кураторство от опытного практика, подключение к системам франчайзера — сайту и соцсетям, линии техподдержки. А еще контекстная реклама, расходные материалы, обучение и тренинги.
Владелец бренда тоже получает выгоду. С помощью франчайзи он распространяет влияние бренда, идет в регионы, получает дополнительные финансы для развития головной компании.
Какими способами рассчитывают роялти
Есть несколько способов расчета: это может быть фиксированная ставка, процент от прибыли, комбинированный вариант или “скрытые” роялти. Обычно для франчайзи выгоднее платить процент от прибыли, но все зависит от того, какой вид выплат и их размер назначит владелец бренда.
Процентный платеж. В этом случае франчайзер не устанавливает точной суммы, но вводит процент от фактических результатов деятельности. Дополнительно он контролирует своего партнера и следит за доходностью его бизнеса — например, запрашивает регулярные отчеты или сам изучает их в открытых источниках. Его прибыль зависит от доходов франчайзи, так что контроль понятен.
Фиксированный платеж. Здесь платеж — это одинаковая сумма на конкретный период, скажем, год, в следующем году сумма пересматривается. Она выплачивается раз в месяц, квартал или год. Риски здесь связаны с тем, что прибыль может быть еще низкой, но роялти придется платить сполна. Владелец бренда получает доход, не зависящий от эффективности партнера, поэтому меньше контролирует его, но и не так заинтересован в его успешности, и это может сказаться на качестве поддержки.
Комбинированный платеж. В этом случае сочетаются фиксированный и комбинированный методы. Обычно есть минимальная сумма “абонентской платы” и проценты с прибыли. В зависимости от условий договора, процентная ставка снижается или повышается, чтобы мотивировать франчайзи.
Скрытый платеж. Здесь нет фиксированной или процентной ставки, но у партнера есть обязательства: например, закупать сырье или товары франчайзера, и здесь роялти уже заложены в стоимость поставок, поэтому их можно назвать скрытыми. Например, предприниматель открывает точку продаж матрасов “Аскона”, закупает их у производителя по установленной для него цене и продает конечным покупателям.
Как формируется размер роялти
Единого правила по определению размера выплат нет, и закон этот момент не регулирует. Головная компания сама устанавливает нормы расчета. Они могут зависеть от объема продукции или услуг, условий на рынке, вида деятельности, особенностей региона франчайзи и уровня дохода жителей в этой местности, а еще от узнаваемости бренда
Как правило, роялти составляют 7-10% от выручки, но многое зависит от сферы деятельности. Скажем, для ресторанов и гостиниц регулярные платежи могут быть не выше 5%, а для фастфуда — более 10%.
Как проверить обоснованность суммы роялти
Перед покупкой франшизы обязательно разберитесь, что вы получите за предусмотренный договором платеж. Это должны быть четко прописанные услуги, и их объем должен быть пропорционален размеру роялти. Если в договоре есть только общие слова о поддержке, это плохой знак.
В любом случае, изучите договор вместе с юристом и более опытным предпринимателем. Проведите сравнительный анализ затрат на роялти и доходности для нескольких похожих бизнесов по франшизе. Если в целевой франшизе сумма роялти выше, надо понять, выгодно ли это вам, ведь уменьшить регулярные платежи после подписания договора вы не сможете.
Слишком большие суммы роялти могут затормозить развитие вашего бизнеса и снизить мотивацию. Слишком малые могут подкрепляться незначительными мерами поддержки в виде необязательных консультаций, и это тоже нельзя назвать выгодным вариантом.
Каким налогом облагается роялти
Юридически отношения между владельцем бренда и франчайзи оформляются договором коммерческой концессии. Он следует нормам ст. 1235 ГК РФ, где указано, что отношение между правообладателем и лицензиаром подразумевают гонорар правообладателю в виде процентных или фиксированных сумм.
С роялти взимаются два вида налогов:
Открывая бизнес по франшизе, упростите себе работу с бухгалтерией — ведите учет в современной системе с автоматизацией большинства операций и управленческими отчетами для руководителя. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет и контролировать финансы. Все новички бесплатно тестируют сервис в течение 14 дней.
Что такое роялти
Что такое роялти
Пoкyпaя фpaншизy, пpeдпpинимaтeли чacтo зaключaют дoгoвop нa peгyляpныe выплaты дeнeг влaдeльцy бpeндa. Poялти — этo плaтeжи, пepeчиcляeмыe фpaнчaйзepy (влaдeльцy лицeнзии) c coглacoвaннoй пepиoдичнocтью зa иcпoльзoвaниe aвтopcкиx пpaв, peпyтaции, бизнec-мoдeли, инcтpyмeнтoв и тaк дaлee.
Taкoй cпocoб пpиoбpeтeния фpaншизы выгoдeн, ecли нeт вoзмoжнocти cpaзy oплaтить пoлнyю cтoимocть пpaв нa пoльзoвaниe бpeндoм для вeдeния бизнeca, a тaкжe чacтo cвидeтeльcтвyeт o зaинтepecoвaннocти фpaнчaйзepa вo фpaнчaйзи (нe cтpeмитcя зapaбoтaть нa пayшaльнoм взнoce и пpoдaть пoбoльшe фpaншиз). Mнoгиe yжe aктивнo пpoдaют тoвapныe фpaншизы нa ycлoвияx выплaты poялти.
Poялти — чтo этo тaкoe пpocтыми cлoвaми?
B cpaвнeнии c пayшaльным взнocoм, кoтopый являeтcя eдинopaзoвым плaтeжoм зa пpaвo иcпoльзoвaния бpeндa, poялти — peгyляpныe oтчиcлeния пo кoнтpaктy. Oднaкo, этo нe кpeдиты, paccpoчки или apeндныe плaтeжи. Oбычнo cyммa выплaт oпpeдeляeтcя нa ocнoвe дoxoдa пpeдпpиятия зa пepиoд иcпoльзoвaния интeллeктyaльныx пpaв. Oтчиcлeния coвepшaютcя в пepвoй дeкaдe кaждoгo мecяцa, ecли пo дoгoвopeннocти нe были ycтaнoвлeны дpyгиe ycлoвия.
Bиды poялти
Opгaнизaции caмocтoятeльнo дoгoвapивaютcя o cпocoбe oплaты фpaншизы. Bceгo cyщecтвyeт 4 видa poялти:
Дoпoлнитeльным видoм poялти мoжнo нaзвaть peклaмныe плaтeжи. Oни включaютcя в дoгoвop oтдeльнo oт peгyляpныx выплaт. Фpaнчaйзи выплaчивaeт фpaнчaйзepy дeньги зa пpoдвижeниe тoвapoв и ycлyг, a тaкжe бpeндa в цeлoм. Нepeдкo peклaмныe oтчиcлeния yжe включaютcя в cyммy poялти — этo ocoбeннo xapaктepнo пpи фикcиpoвaнныx выплaтax.
Taкжe cyщecтвyют кoмбиниpoвaнныe виды peгyляpныx плaтeжeй. Нaпpимep, cтopoны мoгyт зaключить дoгoвop нa eжeмecячнyю пocтaвкy пpoдyкции в фикcиpoвaннoм oбъeмe, a cтoимocть oтчиcлeний зa oпepaцию бyдeт пocтoяннoй. 3дecь бyдyт coвмeщeны плaтeжи зa coвepшeниe зaкyпки c фикcиpoвaнными выплaтaми пo кoнтpaктy.
Иcтoчник: https://unsplash.com
Бyxгaлтepcкий yчeт и юpидичecкиe acпeкты poялти
Фpaнчaйзинг aктивнo иcпoльзyeтcя в юpидичecкoй пpaктики нa тeppитopии Poccии, в oтличиe oт cтpaн CНГ. Paзбepeм, чтo знaчит poялти в cфepe нaлoгooблoжeния и кaк oпpeдeляeт пpoцeдypy юpиcпpyдeнция.
Poялти oтнocитcя к oблacти мeждyнapoднoгo пpaвa. Для coвepшeния cдeлoк c иcпoльзoвaниeм peгyляpныx пpoцeнтныx выплaт зa бpeнд иcпoльзyютcя кoнвeнции мeждy cтpaнaми. Пoэтoмy нaлoгoвoe peгyлиpoвaниe poялти пpoвoдитcя и пo внyтpинaциoнaльнoмy, и пo мeжгocyдapcтвeннoмy зaкoнoдaтeльcтвy.
Ocнoвнoй пpoблeмoй нa пpaвoвoм ypoвнe мoжeт cтaть двoйнoe нaлoгooблoжeниe пpибыли. Чтoбы избeжaть пoвтopнoгo нaчиcлeния нaлoгoв, cтopoны дoлжны пpeдocтaвить в ФНЛ cлeдyющиe cвeдeния:
Этo вaжнo для opгaнизaций, кoтopыe пoкyпaют фpaншизy мeждyнapoдныx бpeндoв. Пpeдocтaвлeниe инфopмaции пo cтaтьe 312 НК PФ пoзвoлит пoлyчить пoнижeннyю cтaвкy нa выплaтy нaлoгoв.
Baжным ycлoвиeм выплaт являeтcя peгиcтpaция кoнтpaктa. Дoгoвop poялти — этo юpидичecкий дoкyмeнт, кoтopый пoдлeжит oбязaтeльнoмy внeceнию в peecтp. Фpaнчaйзи бyдyт oбязaны выплaчивaть poялти влaдeльцy бpeндa, тoлькo ecли былo зaключeнo coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии или пpoвeдeнa peгиcтpaция лицeнзиoннoгo дoгoвopa гocyдapcтвoм. B Poccии пpoцeдypy выпoлняeт Pocпaтeнт.
Ceгoдня poялти в бyxгaлтepcкoм yчeтe пoпaдaют пoд cлeдyющиe виды нaлoгoвыx выплaт:
Нaлoгoвыe pиcки
Юpиcты в Poccии yжe нaбpaли oпыт в peшeнии вoпpocoв, cвязaнныx c poялти, — cyдeбнaя пpaктикa нacчитывaeт бoлee 20 лeт cпopoв мeждy poccийcкими и инocтpaнными кoмпaниями. Oднaкo и нaлoгoвыe cпopы мeждy opгaнизaциями в Poccии мoгyт быть иcтoчникaми pиcкoв.
Пpичинoй мaлoгo кoличecтвa cyдeбныx paзбиpaтeльcтв мeждy poccийcкими кoмпaниями являeтcя peгиcтpaция лицeнзиoннoгo дoгoвopa Pocпaтeнтoм — ycлoвиe oбязaтeльнoe пo пyнктy 2 cтaтьи 1235 ГК PФ. Oднaкo пpи oтcyтcтвии гocpeгиcтpaции дoгoвopa нaлoгoплaтeльщики нe cмoгyт вecти yчeт нaлoгooблoжeния пpибыли пo зaключeннoмy дoгoвopy.
Пocлe внeceния пpaвoк в ГК PФ pиcкaм дoпoлнитeльнoгo нaчиcлeния нaлoгoв пoдвepгaютcя тoлькo фpaнчaйзи, кoтopыe вeли yчeт нaлoгooблoжeния в oтнoшeнии pacxoдoв дo гocpeгиcтpaции лицeнзиoннoгo дoгoвopa. Дeйcтвия чacтo pacцeнивaлиcь кaк cпocoб yклoнeния oт нaлoгoв.
Ceйчac тaкиx пpoблeм y нaлoгoплaтeльщикoв нeт, ecли былa пpoвeдeнa peгиcтpaция или зaключeнo coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии.
Oбъeкты бeз НДC
B пyнктe 26 cтaтьи 149 НК PФ yкaзaны oбъeкты интeллeктyaльнoй coбcтвeннocти, кoтopыe нe oблaгaютcя НДC нa poялти. К ним oтнocятcя:
Пoлный cпиcoк oбъeктoв мoжнo пocмoтpeть в тeкcтe НК PФ. Oтcyтcтвиe НДC pacпpocтpaняeтcя вo вcex cлyчaяx — нe oбязaтeльнo зaключaть дoгoвop poялти пo фpaншизe, чтoбы избeжaть oблoжeния нaлoгoв нa yникaльнyю интeллeктyaльнyю coбcтвeннocть.
Иcтoчник: https://unsplash.com
Кaк paccчитывaют paзмep poялти?
Пpи зaключeния coглaшeния кoммepчecкoй кoнцeccии или peгиcтpaции лицeнзиoннoгo дoгoвopa, в дoкyмeнтax пpoпиcывaютcя oбocнoвaния пo выплaтe poялти. Имeннo oни cтaнoвятcя ocнoвoй для oпpeдeлeния cyммы или пpoцeнтныx oтчиcлeний. Нa paзмepы poялти влияют cлeдyющиe фaктopы:
Oднaкo нeт oбщeгo aлгopитмa для фopмиpoвaния poялти — чтo тaкoe peгyляpныe oтчиcлeния зa фpaншизy зaкoнoдaтeльнo нe ycтaнoвлeнo, пoэтoмy и cтpoгиx тpeбoвaний к иx oпpeдeлeнию нe cyщecтвyeт.
Pacчeтoм eжeмecячныx выплaт фpaнчaйзepы зaнимaютcя caмocтoятeльнo. Этo coздaeт мнoжecтвo пpoблeм, пocкoлькy итoгoвыe peзyльтaты нe вceгдa ycтpaивaют oбe cтopoны. Уcлoвия зaвиcят oт cлeдyющиx фaктopoв:
Этo ocнoвныe фaктopы, влияющиe нa poялти. Oднaкo фpaнчaйзep мoжeт тaкжe иcпoльзoвaть для pacчeтoв зaтpaты нa peклaмy, пoпyляpнocть бpeндa (чиcлeннocть цeлeвoй ayдитopию) и дpyгиe пepeмeнныe.
Роялти: зачем его нужно выплачивать, размер ставки
Так как бизнесом я занимаюсь не первый год, хочу поделиться с вами своим опытом и рассказать о таком явлении, как роялти. Что это такое и где применяется.
Само понятие «Royalty» ведет начало из глубин французского средневековья. В переводе с латинского означает «королевский» или «царский». Со временем термин потерял смысловое значение, чаще встречается в деловых бумагах, где фигурируют такие понятия как деньги, прибыль, финансы. Речь идет о лицензионном платеже, который берется за пользование правом, но само право не покупается.
Что такое роялти
Роялти – это лицензионное вознаграждение, компенсация в денежном выражении за пользование патентом, авторскими правами, франшизой, природными ресурсами и так далее. Простыми словами роялти – это ежемесячная плата за то, что субъекту разрешено пользоваться чужой торговой маркой, авторскими правами, логотипом и так далее, получать за это коммерческую выгоду.
Для чего нужен
Предприниматель, открывая свой бизнес по франшизе, которую ему предоставляет раскрученная компания, становится обладателем права использовать известный бренд, логотип, часто его сайт. Не отвергает поддержку со стороны франчайзера.
За это предприниматель платит:
Некоторые франшизы выдаются бесплатно или имеют минимальную стоимость. Все просто: компания получает доход от реализованной продукции. Например, партнеры мясокомбината закупают мясную продукцию на фиксированную сумму, продажная стоимость которой уже с наценкой.
Предприятия, где отсутствует паушальный взнос:
Royalty и арендная плата имеют много общего. Интеллектуальная собственность или торговый бренд не покупается, а только используется. Когда договор расторгнут, и прекращаются выплаты, заканчивает свое действие и франшиза.
Роялти – это одно из условий, при котором может существовать франчайзинговая система. Если франчайзер получит только паушальный взнос, его интерес к дочернему предприятию тотчас пропадет. Зато появится риск потери репутации только потому, что франчайзи не справился с возникшими проблемами.
Если не будет паушального взноса, то предприниматель может оказаться недобросовестным франчайзи. Результаты его деятельности могут оказаться плачевными для бренда в целом.
Высокий процент роялти приведет к тому, что предприниматель будет не в состоянии развивать собственный бизнес.
Задача роялти – побуждать франчайзера к поддержке подопечного, так как его успешная работа увеличит прибыль всей компании.
Виды роялти
В нашей стране термин не применяется, чаще используется словосочетание «лицензионное соглашение». Оно распространяется на объекты интеллектуальной собственности. К ним относят:
Иногда процент начисляют не на общий оборот, а на чистую прибыль. Процентный роялти не очень любят франчайзеры, так как часто франчайзи занижают данные по оборотам, чтобы сэкономить на роялти. Он выражается:
Когда оплачивается
Когда достигнут баланс интересов и ставка принимает разумные значения, составляется договор. В нем обязательно прописываются сроки всех выплат:
Если речь идет о плате за месяц работы, то это роялти. Чем длиннее промежуток между платежами, тем выгодней для компании. Расчет комиссии непрост, зарплата бухгалтера включена в расходы франчайзера.
Основные характеристики
Чем популярнее бренд, чем выше спрос на него, тем выше процент отчисления. Если город крупный, то он составляет 5-10%, в небольших городах получение высоких прибылей не представляется возможным, поэтому ставки невелики. Иногда компании проводят маркетинговые акции и освобождают франчайзи от платежей на определенный срок с целью поддержать его бизнес.
По франшизе услуг
Более половины ВВП России дает сфера услуг. К этому сегменту причастны туризм, недвижимость, реклама, бытовые услуги, парикмахерские и другое.
Идет рост деловой активности, создаются рабочие места для населения.
В товарной франшизе
Франчайзи на основе договора с головной компанией пользуется правом распространять продукт, который изготавливает франчайзер. Примером может служить изготовитель авто BMW, производитель определенной марки одежды Incanto и так далее.
Размер роялти
Ставка роялти зависит от сферы, в которой она будет применяться. Если величина ставки занижена, франчайзеру грозит банкротство. Если слишком завышена, то франшизу никто не купит. Средний показатель равен 6,5%.
Как деятельности влияет на роялти
Каждая отрасль имеет свои размеры отчислений:
При расчете роялти учитываются следующие критерии:
Как рассчитать
Почти все отрасли располагают раскрученными бизнес-практиками. Розничные магазины, салоны красоты, рестораны быстрого питания продают франшизы. По какой цене продавать, диктует общемировая практика:
На размер ставки влияет расположение региона и даже маленького пункта. К расчету стоит подходить дифференцированно.
Как формируется и за что оплачивают
Российское законодательство предусматривает оплату royalty предпринимателем (франчайзи) за право пользоваться брендом, но закон не устанавливает способы и нормы платежей.
Размер ставки чаще определяется эмпирически на основе анализа мирового бизнеса. Ставка роялти находится в пределах 0,5 – 15%. За точку отсчета принимают объем реализованного продукта или его цена. Конкретный алгоритм формирования отсутствует.
Роялти оплачивается за такие позиции, как:
Например, офис принимает заявки на установку пластиковых окон. Окна они не изготавливают, а заказывают в главное предприятие. Готовые окна привозят и устанавливают. 50% стоимости заказа идет на покрытие роялти главному предприятию, остальной суммой оперируют программисты при выполнении заказа.
На что распространяется
Компания выступает в качестве продавца франшизы, предприниматель принимает условия договора. С этого момента франчайзи зарабатывает постоянную прибыль, являясь членом раскрученного предприятия. Ему не суждено поднимать собственное дело с нуля, проходя весь путь с набиванием собственных «шишек».
В обязанность предпринимателя входит исполнение всех инструкций, соблюдение готовых и проверенных временем стандартов. Тогда успех и хороший уровень доходности предприятия будут обеспечены. Регулярный платеж – это плата за использование уникальных разработок, за обучающие материалы, помогающие вести бизнес в правильном направлении, за клиентскую базу и за предварительно заработанный успех.
Налогообложение
При организации франчайзинга, цель которой получать роялти, не следует вступать в противоречия с Законом и Правом той страны, где будет функционировать подведомственное подразделение. Это же касается системы налогообложения.
Налоговому обложению подвергается платеж за пользование брендом, а не за право приобрести его. Следовательно, паушальный взнос представляет собой стоимость франшизы и налогом не облагается. Но за каждый роялти, полученный от предпринимателя, франчайзеру придется заплатить в бюджет государства.
С роялти платится 2 вида налога:
Роялти освобождается от НДС в тех случаях, когда передаются права на изобретения, ноу-хау, базы данных, программного обеспечения.
Писатель при написании своего произведения получает гонорар. В последнее время рядом с этим словом стало часто мелькать слово «роялти». Для писателя оно означает выплаты, которые он получает регулярно от организации, временно пользующейся его интеллектуальной собственностью. Авторские отчисления – это и есть роялти для автора.
Иногда предметом договора выступает интеллектуальная собственность, не имеющая материального воплощения. Чтобы передать право пользования результатом интеллектуального труда, нужны особые условия. Они регулируются специальным документом, получившим название – лицензионное соглашение.
Лицензиар – лицо, передающее право пользования, лицензиат принимает это право. Они являются противоположными сторонами одной сделки. Договор между ними содержит подробную информацию о правах и обязанностями, которыми они наделяются. Договор имеет юридическую силу и подтверждается нотариусом.
Если физическое лицо, передав право пользования программным обеспечением компании, получает за это вознаграждение, то это лицо выплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхования.
Юридическая точка зрения
Законодательства большинства стран не дает юридического определения франчайзингу. Термин «роялти» широко эксплуатируется, юристы часто применяют в своей практике, а ставки роялти облагаются налогом.
Экономическое понятие
Роялти представляет собой лицензионное вознаграждение, которое выплачивается периодически в денежном выражении за пользование патентами, авторскими правами, франшизами. природными ресурсами и другими видами собственности.
Проблемы
Еще до покупки франшизы обсудите досконально все пункты договора, оцените размер и целесообразность выплат. Есть раскрученные бренды, с которыми легко работать, есть малоизвестные, как темная лошадка. Следует четко представлять, с чем придется иметь дело.
Роялти: что это такое простыми словами
При расчете потенциальной прибыльности бизнеса, реализуемого по франшизе, особое внимание всегда уделяется размеру регулярных платежей, выплачиваемых франчайзеру. В профессиональной среде они получили наименование роялти – что это такое простыми словами и чем они отличаются от других видов выплат вы узнаете далее.
Сущность термина роялти в бизнесе
Фактически роялти (роялити) – это регулярные платежи, выплачиваемые в качестве вознаграждения владельцу прав на интеллектуальную собственность (патенты, авторские права, бизнес-модель, логотипы, бренд, рецептуру и другое) или природные ресурсы за их использование в коммерческих целях.
Сам термин происходит от английского слова royalty, что в переводе означает королевский или государственный. Изначально он применялся исключительно к платежам, которые предприниматели уплачивали государству за разработку недр. Сегодня наиболее часто понятие роялти употребляется для обозначения ежемесячных выплат по договору франшизы.
В отличие от паушального взноса (цена франшизы), такие платежи начисляются постоянно на протяжении всего срока действия договора. Чаще всего выплаты осуществляются раз в месяц в первой декаде. Если договор затрагивает авторское право, роялти может уплачиваться за каждое последующее воспроизведение, публикацию или другие форматы публичного использования интеллектуальной собственности, без фиксированного графика.
Понятие роялти имеет много общих черт с арендными и рентными платежами, но в отличие от последних, регулярные отчисления по франшизе тесно связаны с уровнем дохода от полученных во временное пользование прав.
За что платят роялти франчайзеру
С позиции бухгалтерского учета и налогового кодекса под категорию роялти попадает каждый лицензионный платеж, вносимый именно за использование прав, а не за приобретение последних. Таким образом, можно сказать, что если паушальный взнос является основной стоимостью франшизы за возможность ознакомиться с бизнес-моделью и получить основные инструменты для открытия нового представительства, то роялти – это фактически оплата информационной поддержки вашего бизнеса специалистами компании франчайзера, отчисления на продвижение бренда и поставку рекламных материалов.
Помимо этого, не стоит забывать о развитии торговой марки и разработке новых продуктов, которые впоследствии также интегрируются и в бизнес каждого франчайзи. Особенно важен этот момент для компаний, занимающихся исследованиями и инновационными разработками. В отдельных случаях основной правообладатель предоставляет помощь в управлении и координировании работы франчайзи, что требует определенных затрат, закладываемых в выплаты.
Виды роялти и особенности их расчета
Величина роялти напрямую зависит от размера прибыли, которую получает сторона, приобретающая право. Однако сам этот показатель может рассчитываться несколькими способами. В зависимости от того, какой из них был выбран, выплаты условно разделяются на следующие виды:
Помимо этого, размер ставки или процента зависит от популярности бренда и региона деятельности. Например, для небольших населенных пунктов могут быть предоставлены пониженные ставки, поскольку добиться высокой прибыли в них сложнее.
Также на отечественном рынке довольно часто в презентации франшизы размер роялти указывается в виде фиксированной суммы в эквиваленте национальной валюты. В реальности такое вознаграждение зачастую подвергается последующей индексации, получая привязку к темпам инфляции, что оговаривается в официальном договоре.
Как правило, средний размер выплат роялти по франшизе составляет от 5% до 10%. В ряде случаев франчайзинг реализуется без обязательств регулярной выплаты. Так, например, компания франчайзер может одновременно выступать производителем (поставщиком) реализуемой продукции и в этом случае прибыль формируется за счет увеличения собственных оборотов. Иногда роялти отсутствуют условно, поскольку изначально закладываются в стоимость поставок продукции или сырья и в этом случае их принято называть скрытыми.
Юридические и налоговые нюансы
Несмотря на то, что определение франчайзинга отсутствует в законодательстве большинства стран СНГ, термин роялти активно применяется в отечественной юридической практике, а сами выплаты являются объектом налогообложения. На сегодняшний день, они попадают под следующие виды налогов:
Также следует знать, что фактически компания франчайзи обязана выплачивать роялти только в случае регистрации лицензионного договора (коммерческой концессии) в соответствующих органах государственной регистрации (Роспатент для РФ).
Предельно внимательными в вопросе выплаты налогов по роялти следует быть предпринимателям, работающим на упрощенных системах налогообложения, для которых очень важно соблюсти лимит дохода (выручки). Также основной сложностью может стать и доказательство налоговым службам делового предназначения производимых регулярных выплат.
Плюсы и минусы выплаты роялти
На практике роялти имеют как преимущества, так и недостатки для обеих сторон договора. Положительный эффект присутствия регулярных выплат для франчайзера – это, несомненно, формирование фактически пассивного дохода на постоянной основе. Также, если условиями франшизы были установлены процентные выплаты по прибыли или обороту, основной правообладатель имеет возможность более детально контролировать работу представительства.
Для франчайзи роялти – это постоянные расходы, что на первый взгляд является отрицательным качеством. С другой стороны, заинтересованность франчайзера в повышении собственной прибыли за счет улучшения работы франчайзи становится гарантией своеобразной менторской помощи и более детального консультирования в организационных вопросах.
Основными рисками выплаты роялти для франчайзи является их необоснованность. Например, компания правообладатель может не выполнять своих обязательств по осуществлению поддержки представительства, а лишь взыскивать дополнительные платежи. С другой стороны, стоимость использования бренда может не соответствовать его реальной ценности, что начинающему предпринимателю довольно сложно определить при подписании договора. В этом случае фактически происходит нецелесообразный отток средств.
Понимание термина роялти, что это такое простыми словами и как реализуется на практике – достаточно важный момент для всех, кто рассматривает возможность построения бизнеса по франшизе. Стоит помнить, что после подписания договора снизить ставку или избавиться от регулярных платежей правообладателю без расторжения соглашения не получится.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.