что такое рояль в кустах
Откуда пошло выражение «Рояль в кустах»
Рояль в кустах — русское идиоматическое выражение, означающее явно заранее подготовленный экспромт, либо ненатуральный, искусственный поворот сюжета художественного произведения, представляемый автором как случайность
Происхождение
Появился в 1966 году в миниатюре «Совершенно случайно» авторства Григория Горина и Аркадия Арканова.
Сама миниатюра по сути — стёб над совковыми типа-документальными передачами, в которых не допускалось каких-либо значительных отступлений от заранее заготовленного сюжета с записанными в нем случайностями, а о том, чтобы действительно допустить какое-либо случайное событие в передаче, советские журналюги даже подумать боялись.
Вырезать эти случайности они тоже не могли, поскольку видеозапись на телевидении только-только начинала внедряться.
Переизбыток таких «случайностей» на секунду эфирного времени и создавал чувство полнейшей предсказуемости происходящего у зрителей, при том что сюжет претендовал на непредсказуемый и захватывающий.
Комизм ситуации подчёркивался словосочетанием «совершенно случайно», которое ведущий употреблял постоянно
После выхода рассказа фраза «рояль в кустах» была подхвачена тележурналистами и через какое-то время стала общеизвестным крылатым выражением.
По мере распространения она вышла за пределы тележурналистики и стала обозначать «искусственную случайность» в сюжете любого произведения искусства,
приобрела достаточную известность и дошла до наших дней без смысловых изменений.
Рояль в кустах
TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Spanner in the Works, Contrived Coincedence. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Рояль в кустах — явно заранее подготовленный сюжетный поворот, который пытаются выдать за случайность. Момент, когда хочется сказать «ой как удобно». Либо ненатуральный, искусственный поворот сюжета, играющий на руку герою. Если играет на руку злодею или просто мешает герою, то это уже сюда.
« | Но здесь произошло неожиданное и удивительное событие, память о котором до сих пор жива в Бухаре и никогда не умрет, ибо велико было смятение и велики разрушения. | » |
— Повесть о Ходже Насреддине |
Содержание
Происхождение [ править ]
Название тропа происходит из советской пародии (авторства писателей-юмористов Аркадия Михайловича Арканова (1933—2015) и Григория Израилевича Горина (1940—2000)):
Серёгин. Да! Я случайно взял с собой скрипку! Я исполню вам на ней «Полонез» имени Огинского! (Достает скрипку, играет. Звучит полонез Огинского в исполнении симфонического оркестра) Ведущий. Превосходно! Браво! Вы, оказывается, талант! Серёгин. Да. А ещё я играю на пианино. Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть… Я исполню вам на ней «Полонез» Огинского. Ведущий. Благодарим вас, Степан Васильевич, к сожалению, мы ограничены временем… Скажите, пожалуйста, а как отдыхает ваша семья? Серёгин. Моя жена всё больше отдыхает по хозяйству. А сын работает на Дальнем Востоке… А! Вот и он приехал. (Поднимается навстречу сыну.) Ведущий. Какая приятная неожиданность…
Значение [ править ]
Рояль в кустах схож с богом из машины в том, что оба — суть авторский произвол. Однако бог из машины — способ разрешения ситуации, быстрый и алогичный метод закруглить зашедшую в тупик сцену или произведение в целом. «А потом пришёл лесник и всех выгнал». Рояль же в кустах — средство развития сюжета в случае, если автор не в состоянии выстроить его логическим образом. Кроме того, классический бог из машины подразумевает вмешательство неких высших сил, судьбы, кармы и т. д., а рояль — это якобы просто совпадение, которое получилось ну очень кстати.
Главный герой был жестоко оскорблён и унижен главным злодеем. Тот растоптал всё, что было ему дорого. Главный герой решает отомстить, но как? У него осталась только подушка, в которую он плачет ночами. Но тут он находит под подушкой супер-меч, с которым он теперь может идти побеждать главного злодея.
Рояли в кустах часто обильно плодятся в произведениях молодых талантливых авторов. Зачастую — непроизвольно.
Разновидности [ править ]
Собственно, рояль [ править ]
Не рояль, а пианино [ править ]
Рояль с прикрученным фитильком. Критики признают, что если метод с невероятным стечением обстоятельств или ненатуральный сюжетный поворот используется однократно — для завязки произведения, — это не совсем рояль, а умело использованный аккомпанемент (из кустов) на пианино.
Классический пример — в «Одиссее капитана Блада» Р. Сабатини. Испанский «Синко Льягас» входит в бухту в ту самую минуту, когда намерения каторжников сбежать с острова провалились, а доктору-рабу жестокий плантатор хочет располосовать в клочья спину. Впрочем, если бы не испанцы, будущий капитан Блад и его верный шкипер Питт просто умерли бы в колодках под палящим солнцем, — и писать роман стало бы не о чем. В начальных версиях рукописи у Сабатини герои покидают Барбадос на купленной за деньги местных эскулапов шлюпке, а рояль в виде севшего на мель испанского фрегата — ждёт на пути к Тортуге. Автор отказался от такого развития событий, понимая, что два десятка измождённых каторжников не захватят фрегат с полной командой, значит, придётся плодить рояли до бесконечности.
Рояль только на первый взгляд [ править ]
Субверсия обычного рояля. Вариант, когда сюжетный поворот кажется роялем только в момент знакомства с ним. После знакомства с сюжетом целиком выясняются новые подробности «рояля», и все становится вполне логично и правдоподобно.
Главный герой был жестоко оскорблён и унижен главным злодеем. Тот растоптал всё, что было ему дорого. Главный герой решает отомстить, но как? У него осталась только подушка, в которую он плачет ночами. Но тут он находит под подушкой супер-меч, с которым он теперь может идти побеждать главного злодея.
По ходу борьбы, он узнает, что меч оказался под подушкой совсем не случайно. Например, этот меч из разряда круто, но трудно, и герой, сам того не зная, один из немногих, кто может им воспользоваться. И так совпало, что предыдущий владелец меча, у которого были старые счеты со злодеем, но сам он меча недостойный и поэтому не способный тягаться с ним сам, давно искал, кому мог бы передать этот меч. Но, поскольку из-за давней обиды (но гораздо меньшей, чем по отношению к ГЗ), он не смог дать меч лично, и поэтому подкинул меч под подушку героя, дав тому возможность победить злодея.
Пример для пьесы-пародии кодификатора
В начале показана сцена, в которой грузчики носят инструменты концертного зала. Несли рояль, устали, оставили инструмент в кустах и пошли на перекур (кто его украдет, он же весит пол тонны!). И именно здесь неподалеку отдыхает пианист, который сразу заметил бесхозный инструмент (как вариант развития — самого отдыхающего попросили присмотреть). Натянуто? Так же как и любой другой обоснованный рояль. Главное ПОКАЗАТЬ появление рояля, а не разводить в конце руками, мол наверное его куда-то несли.
Рояль Чехова [ править ]
Другой вариант, когда автор вроде как заряжает всамделишное ружьё, вешает его на стену, но по той или иной причине к концу произведения оно не понадобилось, но забыть про него, или просто разрядить у автора не хватает смелости — и ружьё стреляет совершенно нелогичным и притянутым за уши образом исключительно, чтобы показать «да, оно выстрелило».
Роялепад [ править ]
Рояли следуют один за другим непрерывным потоком. В клиническом случае поток так силён, что старые рояли не успев на полную сыграть становятся погребёнными под новыми. Чаще всего разыгрывается шутки ради.
Badabook №6. Откуда взялся рояль в кустах.
Всем привет. Если вы любите книги так, как люблю их я, вам сюда. Нас уже 120!
У вас найдется минутка поговорить о Боге? Нет, не о Иегове, а о Deus ex Machina, Боге из машины, ставшем одним из первых и самых популярных советских мемов. Речь, конечно же, о рояле в кустах. Совершенно случайно.
Из ниоткуда посреди площади приземляется высокий трансвестит с голубыми волосами и из пулеметов, встроенных в подошвы ботинок, расстреливает нападавших.
Что я чувствовал в тот момент? А вот что:
Но и это еще не все. Совершенно случайно упав в колодец, вокруг которого стоят главные герои, трансрэмбо находит потайной лаз, который так необходим, чтобы двинуть сюжет вперед.
В тот день мое детство закончилось, а психика была необратимо искалечена. С тех пор каждый раз, когда я слышу выражение «Рояль в кустах», «Бог из машины», «Deus ex machina» и даже если вспоминаю серию игр с тем же названием, передо мной встает плотоядное лицо из того фильма:
Кажется, после двух-трех представлений любой идиот догадается, чем закончится та или иная пьеса. И дело тут совсем не в том, что древнегреческие драматурги якобы были настолько ленивы, что им было неохота придумать вменяемый хеппи-энд, и они такие «а потом появляется Зевс и убивает сто тысяч персов». Древнегреческих драматургов во-многом обязывал жанр:
1) Какой может быть эпос без богов?
3) Да и вообще, добро побеждает зло, а кто против, может получить под ребра античную заточку.
В этом плане осуждать их не стоит, благо некоторые использовали Бога из машины не так часто, но в целом тенденция была, и миру этот неоднозначный художественный прием подарили именно греки.
Прием появился в 1963 году в миниатюре «Совершенно случайно» авторства Григория Горина и Аркадия Арканова. Сама миниатюра по сути — стёб над совковыми типа-документальными передачами, в которых не допускалось каких-либо значительных отступлений от заранее заготовленного сюжета с записанными в нем случайностями, а о том, чтобы действительно допустить какое-либо случайное событие в передаче, советские журналюги даже подумать боялись. Вырезать эти случайности они тоже не могли, поскольку видеозапись на телевидении только-только начинала внедряться. Переизбыток таких «случайностей» на секунду эфирного времени и создавал чувство полнейшей предсказуемости происходящего у зрителей, при том что сюжет претендовал на непредсказуемый и захватывающий. (с) Уютненькое Луркоморье
Для желающих есть и видео, откуда советский мем пошел в массы:
С другой стороны, такие люди, как сэр Джон Рональд Руэл Толкиен, отстаивают идею Бога из машины, без которой немалая часть фантастики и фэнтези теряет смысл. Казалось бы, причем тут орлы?
И если подумать, они тоже правы. Представьте себе, насколько интересней читалась бы Сага о Форсайтах, если бы Голсуорси ввел любовную линию ВНЕЗАПНО, так, как она представилась по сути самим Форсайтам. И какой смысл был бы в окончании «Обитаемого острова» у Стругацких, если бы мы по ходу сюжета все узнали сами, а не узнали от прогрессора в самом конце.
Поэтому при чтении стоит обратить внимание на присутствие этого приема, можете сэкономить время и облегчить себе восприятие творящегося на страницах безобразия.
П.С. Хотя, иногда Гэндальфу действительно не хватает старого доброго автомата.
@MorGott для Пикабу. Спасибо за внимание, и читайте хорошую литературу!
И напоследок, цитата:
А еще я играю на пианино. Здесь как раз в кустах случайно стоит рояль, я могу сыграть… (с) Та самая миниатюра.
Книжная лига
12.6K постов 58.6K подписчик
Правила сообщества
Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.
При создании поста обязательно ставьте следующие теги:
«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;
«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;
«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».
Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.
Не знал про то что Deus ex machina синоним рояля в кустах. Думал это просто название поиспособления в древнегреческом театре. Спасибо, познавательный Пикабу!
Интересно было почитать. Про Бога из машины знал историю, а вот про «Рояль в кустах» нет, было познавательно. Спасибо.
Интересно, есть ли пример хотя бы парочки известных книг, которые бы по мнению ТСа не имели роялей.
А то терзает представление, что идеальная безрояльная книга это какое-нить трехсотстраничное нечто про аморфного унылого героя, в течение всего текста не делающего ничего кроме самокопания и рутины.
«стёб над совковыми типа-документальными передачами, в которых не допускалось каких-либо значительных отступлений от заранее заготовленного сюжета с записанными в нем случайностями, а о том, чтобы действительно допустить какое-либо случайное событие в передаче, советские журналюги даже подумать боялись»
Внезапно ничего не изменилось. Все так же и в «свободном от сталинского режима» мире журналисты (как и любые другие люди) стараются избежать случайностей в своей работе,записывая несколько дублей. Так может дело не в ужасном совке,как автор мне тут пытается навязать?
Напоминаю, даже сам автор не считает свое мнение истиной в последней инстанции, и мнение его может не совпадать с логикой, здравым смыслом и законами Вселенной.
Рыжая девушка в красной коже и латексе машет руками и ногами, но враги наседают, и героям приходится туго.
У Терри Гудкайнда вообще шикарная серия вышла, если честно, не пойму в чем там «бог из машины» проглядывается, вполне себе нормальные сюжетные повороты, персонажи не вводятся просто так, у большинства ключевых персонажей есть своя линия до ввода в основную сюжетную линию, а все метаморфозы главного героя вполне объяснимы его происхождением.
У Белянина есть целая дилогия, где главный герой обладает способностью призывать бога из машины и активно её использует. Не сказать, чтобы шедевр, но вполне себе читаема.
Кущевская ОПГ
Кущевская резня, Ростов, 11 лет прошло и все по кругу, просто нет комментариев, предлагаю поднять резонанс, что бы такой беспредел не замолчали.
Бесплатное кино
Буквально сегодня столкнулся с ситуацией, которую не хотел бы видеть. Еду в электричке на ночную смену. Фрязинское направление, первый вагон, время около 21:30. Все едут по своим делам, залипают в телефонах. Вот он появляется. Главный подмосковный жених.
Правда глаза режет
Если вдруг кто не в курсе то этот самый султан проталкивает закон о запрете называть национальность,мол у людей плохое мнение сразу складывается.
Видать правда глаза режет.
Почему не уведомляют о суде заранее через госуслуги?!
Что мешает сообщать через ГосУслуги?
Не нужной переписью населения они меня спамят, а как подумать о экономии и удобстве хрен вам.
Собакодевочка
И стало так хорошо.
Про «национальность, которой нет»
Всем привет. Пишу сюда первый раз. Но сейчас не об этом
Я журналист. И смею заметить, что СМИ не указывают национальность правонарушителя. СМИ пишут «уроженец Дагестана», «житель Оренбурга», «трудовой мигрант из Таджикистана» и т.д. Национальность не указывается. Так что все эти вопли по поводу «а давайте запретим указывать национальность» ни о чем.
Правильная штопка
Так происходит эвтаназия в Швейцарии, для человека с неизлечимым заболеванием
Фильм «Терри Пратчетт: Выбирая умереть»
Бывает
Скафандр
Осталось 10 дней
Вот работаешь, а тебя делают крайним
В Казани умер человек, в смерти обвиняют рентгенолога, который просто сделал описание КТ лёгких. А после этого КТ человек лечился ещё в нескольких больницах и делал ещё КТ, но умер.
Рентгенолог не лечил пациента, не решал вопросы маршрутизации.
Само открытое письмо.
Уважаемые коллеги-рентгенологи и врачи г. Казани и Республики Татарстан.
К Вам обращается Самигуллин Максим Александрович, 1983 года рождения, работающий врачом-рентгенологом отделения лучевой диагностики ГАУЗ «МКДЦ» МЗ РТ, что находится по адресу: г. Казань, ул. Карбышева 12а.
В настоящее время в СК по Приволжскому району г. Казани в отношении меня возбуждено уголовное дело №12002920007000494 от 11.11.2020 по признакам преступления предусмотренного ч.2 ст.109 УПК РФ – причинение смерти по неосторожности (до 4 лет лишения свободы).
Меня обвиняют в причинении смерти по неосторожности пациенту Аминову А.А., которого я лично не знал, решений касательно его здоровья, лечения и маршрутизации не принимал. Я только вынес заключение по данным рентгеновской компьютерной томографии от 15.07.2020, проведенной в ГАУЗ «МКДЦ» МЗ РТ, о вероятности того, что выявленные изменения в легких могли быть обусловлены вирусным поражением, в том числе и КОВИД-19. После чего, спустя 2 недели, пациент Аминов А.А., побывав в 4 больницах г. Казани, и пройдя еще 2 раза РКТ ОГК (не в МКДЦ), скончался.
СК по Приволжскому району г. Казани, следователи Хасаншин И.М. и Сулейманова В.Т., имея на руках все факты, касательно этого случая, безосновательно и предвзято предъявили мне тяжкие обвинения, попутно очернив мою репутацию в материалах дела.
Свои обвинения они основывают только на заключении судмедэксперта Хабибулиной С.Ш., которая заявила о моей неверной интерпретации данных рентгеновской компьютерной томографии пациента Аминова А.И. от 15.07.2021. Хотя все, более высококвалифицированные чем она, приглашенные независимые эксперты (Закиров Р.Х., Курочкин С.В., Анисимов В.И., Рафиков А.Ю – люди хорошо известные рентгенологическому сообществу г. Казани и Республики Татарстан) заявили свое несогласие с ее описанием и доводами о неверной интерпретации снимков Самигуллиным М.А. Показания данных экспертов приобщены у уголовному делу. К тому же они проводили оценку данных томограмм незамутненным взглядом, а эксперт Хабибулина С.Ш. сама указала на допросе, что она больше опиралась, вынося заключение, на данные посмертного гистологического исследования. (При этом надо отметить, что все эксперты оценивали патологические изменения в легких в динамике на основании данных 3 РКТ ОГК, в отличии от меня, когда я проводил пациенту Аминову 1 РКТ ОГК 15.07.2021).
На основании единственного заключения судмедэксперта Хабибуллиной следователи, невзирая на все остальные доводы и вопросы защиты к экспертизе, которые были отражены в отклоненном СК ходатайстве, делают все возможное для скорейшей передачи дела в суд.
Виновным в преступлении себя не признаю, считаю свои действия в данном конкретном случае верными поскольку всегда поступал по совести, руководствуясь своим долгом и клятвой врача. Отдельно хочу ответить, что подобная несправедливость происходит во время очередной волны коронавирусной инфекции, захлестнувшей нашу страну, когда все медработники и система здравоохранения работают на пределе своих возможностей.
Хочу, чтобы Вы – коллеги были в курсе данной ситуации и в полной мере осознали насколько в тяжелой нынешней ситуации Вы «ценны» для системы здравоохранения и правопорядка, когда с экранов телевизора и со страниц газет Вам вещают о героях врачах, в которых нуждается Родина, а с другой стороны на Вас пытаются «повесить» уголовное преступление, не имея оснований и бездоказательно. На моем месте в любой момент может оказаться любой из вас.