что такое ровер подозрение на спам
«Не звоните мне больше»: как избавиться от телефонных спамеров
Каждый вызов с неизвестного номера — повод для сомнений: брать или не брать трубку. С одной стороны, жалко пропустить важный звонок, например от коллеги или курьера. С другой, не хочется тратить время на разговоры со спамерами. Звонков со спамом действительно много — по нашим данным, люди считают ненужными примерно половину вызовов с номеров, которых нет в адресной книге.
Чтобы избавить наших пользователей от необходимости выслушивать приглашения на «бесплатные обследования» или предупреждения от «службы безопасности банка», мы несколько лет назад добавили в приложение Яндекс бесплатный определитель номера — АОН. Он распознаёт, с какой целью вам звонят, и показывает вердикт на экране телефона — а вы решаете, стоит ли отвечать.
Сегодня — следующий шаг: мы научили наш АОН блокировать нежелательные вызовы. Теперь вам не придётся отвлекаться на звонки, которые заведомо не стоят вашего внимания. Чтобы поставить блокировку, откройте настройки определителя в приложении Яндекс (Главный экран → Сервисы → Определитель номера) или просто скажите Алисе: «Включи блокировку звонков».
АОН блокирует звонки с рекламой финансовых услуг и от коллекторов, «немые» звонки и звонки от злоумышленников — например, когда под тем или иным предлогом пытаются выманить данные банковской карты. За счёт блокировки можно сильно сократить поток входящих звонков. Мы подсчитали, что сейчас АОН избавляет в среднем от семидесяти процентов ненужных вызовов.
Как работает определитель номера в приложении Яндекс
У нашего АОНа есть постоянно пополняемая база номеров. Данные для неё поступают из разных источников. В их числе Яндекс.Справочник и отзывы пользователей на звонки — их можно оставлять прямо в приложении Яндекс. Если звонят из организации, номер которой есть в Справочнике, АОН покажет её название. Если номера нет в Справочнике, алгоритм на основе машинного обучения построит предположение о цели звонка. Он учитывает отзывы и дополнительные данные: частоту и продолжительность звонков и т. д.
Определитель номера доступен в приложении Яндекс для iOS и Android. Владельцы устройств на Android, кроме того, могут выбрать, как поступать с нежелательными звонками: блокировать или глушить. Если выбран второй вариант, информация о вызове появится на экране телефона, но звука или вибрации не будет.
Надоели телефонные спамеры
Мне очень часто на мобильный телефон звонят какие-то люди и предлагают, например, научиться зарабатывать баснословные деньги. На вопрос, откуда взяли номер телефона, с детской непосредственностью отвечают, что купили базу номеров.
Номера, с которых они звонят, бывают и мобильные, и от специальных провайдеров телефонии. Пытался связаться с такими провайдерами, чтобы пожаловаться на звонки, — не отвечают.
Могу ли я как-то привлечь спамеров к ответственности? Они ведь даже не скрываются.
С уважением, Святослав.
Святослав, для начала нужно разобраться, что такое спам. Этим словом принято называть непрошеные рекламные сообщения, которые носят массовый характер.
В законе даже есть определение спама, но оно касается только электронных сообщений. А еще там есть нюансы, которые точно не подходят к звонкам и даже большинству рассылок от компаний и интернет-магазинов.
Нельзя сказать, что любая реклама является спамом, а тот, кто ее распространяет, — нарушитель закона и ваших прав. Реклама может быть вполне законной, даже по телефону. Если она вам неприятна или вы не хотели получать конкретное сообщение, это еще не значит, что позвонившего человека или компанию можно привлечь к ответственности. Но если вы точно не давали свой телефон или не соглашались на звонки с рекламными сообщениями, можно вести речь о нарушениях.
В любом случае у вас есть право отказаться от звонков и любой рекламы, даже если она законная.
Ответственность за спам по телефону
Так называемые спамеры могут нарушать сразу три закона: о связи, о рекламе и о персональных данных. За эти нарушения предусмотрена административная ответственность, то есть штраф. Эти деньги пойдут государству, а не вам.
Штраф зависит от того, что именно было нарушено и какое ведомство это контролирует. К вашей ситуации можно применить закон о рекламе и персональных данных. Со связью там все сложнее: в случае со звонками оператор вряд ли что-то нарушил.
Компенсацию в свою пользу можно отсудить, только если вам причинили ущерб. Например, из-за звонков вы попали в больницу или сильно переживали.
Как не попасться на удочку хакеров
Как можно рекламировать по телефону
Реклама по телефону допускается только с вашего согласия. Доказывать его наличие должны те, кто звонит или присылает смс. Вам может казаться, что вы никогда не соглашались на рекламу, но есть много способов получить это согласие незаметно. Так получается не потому, что от вас хотят что-то скрыть, а потому, что вы сами могли подписать согласие, не обратив на него внимания.
Например, согласие часто дают при оформлении дисконтной карты или при подписке на рассылку интернет-магазина. Обычно это предустановленная галочка в анкете или на сайте, которую легко не заметить. Вообще-то, это не очень правильно, потому что согласие должно быть осознанным и выраженным, но если в компании грамотный юрист, он все сделает правильно.
Согласие на предоставление справочной и рекламной информации может быть зафиксировано в договоре, который вы тоже могли сами подписать. В этом случае звонки будут законными.
Если вы уверены, что не давали согласия на рекламу, можно вести речь об ответственности для нарушителей.
Соблюдение закона о рекламе контролирует антимонопольная служба. Для этого ей нужно найти нарушителя, а вам — доказать, что факт рекламы был.
Кто говорит. Если вам звонит незнакомый человек, нужно узнать, кто он. Обычно спамеры произносят наименование компании в первые секунды звонка, когда внимание на разговоре еще не сосредоточено. Уточните, если плохо расслышали: «Повторите, пожалуйста, как называется компания, которую вы представляете?» Иногда жулики могут скрывать точное название и представляться просто как «брокерская компания». Вам нужно узнать точное наименование организации, не стесняйтесь переспросить.
Иногда звонит человек как физлицо и предлагает услуги от себя лично. В этом случае спросите его полное имя и откуда он узнал ваш номер. Но так как имя можно сказать любое, шансы привлечь к ответственности такого человека небольшие. Установите на телефон приложение для записи звонков — так вы будете уверены, что ничего не забудете. Кроме того, запись пригодится для подготовки жалобы на спамеров.
Как доказывать. Перед тем как заявлять о незаконной рекламе, запишите на диктофон телефонный разговор и получите у вашего оператора связи детализацию звонков. Это нужно, чтобы подтвердить факт звонка именно на ваш номер и наличие в нем рекламного сообщения. В этой записи нет нарушения, так как вы записываете свой же разговор. Это считается надлежащим доказательством.
Куда жаловаться. ФАС опубликовала порядок жалобы на незаконную рекламу. Следуйте этой инструкции, чтобы избавиться от навязчивых звонков и наказать нарушителей. Не спешите сразу писать жалобу. Это вы сделать всегда успеете. Возможно, все решит обращение к оператору связи или вам удастся узнать, что за компания заказала или распространяет рекламные сообщения.
ФАС проведет расследование и ответит на ваше обращение в течение 30 дней. Если незаконное распространение рекламы подтвердится, нарушителя оштрафуют.
Что с персональными данными
Любую относящуюся к вам информацию, например имя, номер телефона, адрес, можно собирать, использовать, хранить только с вашего разрешения. Обрабатывать эти сведения без согласия незаконно.
Но если вам звонят, это еще не значит, что нарушен закон о персональных данных. Как и с рекламными сообщениями, вы могли дать такое согласие во время оформления заказа, подписки на рассылку или регистрации на сайте или форуме.
Соблюдение закона о персональных данных контролирует Роскомнадзор. Отправить заявление о незаконной обработке персональных данных также можно на сайте Роскомнадзора. К нему тоже надо приложить детализацию звонков и запись разговора. Если выяснится, что нарушение все-таки было, за него могут оштрафовать.
До жалобы стоит обратиться в компанию, которая заказала звонки. Попросите исключить вас из базы и отзовите согласие на обработку персональных данных. Иногда этого вполне достаточно.
Есть ли смысл жаловаться
Есть смысл бороться за свои права и комфорт. Это можно делать разными способами. Иногда проще сменить телефон или заблокировать нежелательный номер. Кому-то хватает звонка рекламодателю или письма автору рассылки.
Но можно и написать жалобу — сейчас для этого даже не нужно никуда ходить. У каждого ведомства есть сайт и сервис для обращений.
Не думайте, что это бесполезно. В судебной практике есть пример, когда компанию оштрафовали за рекламу ее услуг по телефону на 100 тысяч рублей. Если вас действительно беспокоят звонки и вы не можете найти заказчика рекламы, действуйте. Это вполне может принести результат.
Как защитить себя от телефонного спама
Если вам надоели звонки и сообщения, но для жалоб нет времени и желания, установите приложение для блокировки рекламных номеров, например Who Calls. Оно не дает стопроцентной гарантии, но поможет уменьшить количество спама.
Заведите отдельный номер для регистрации на сайтах, а личный можно доверить только надежным компаниям, например своему банку, любимому фитнес-клубу и интернет-магазину, в котором постоянно делаете покупки. Никто не застрахован от покупки телефонных баз, но чем меньше мест, где вы оставляете личный номер, тем безопаснее.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Что такое спам звонок на мобильный телефон
Мировая статистика неумолимо свидетельствует о постоянном росте спам звонков на мобильные телефоны. Количество таких звонков в развитых странах мира исчисляет десятками миллиардов в год, и их число продолжает неумолимо возрастать. Их вредность вы можете ощутить лично, когда вам звонят от незнакомого номера с рекламой ненужных товаров или услуг. При этом многие не различают простые рекламные обзвоны, что вносит путаницу в интерпретацию терминов. Что такое входящий спам звонок на ваш мобильном телефоне? И как обезопасить себя от телефонной рекламы? Расскажем в нашем материале.
Что же такое спам звонок?
Прежде всего важно уяснить разницу между обычным рекламным звонком и спам звонком. Ведущие законную деятельность рыночные компании, с которыми вы ранее имели дело, могут включать вас в свой маркетинговый список. Такой список может изредка обзваниваться менеджерами с предложением каких-либо товаров или услуг через мобильные телефоны. Если вы захотите быть вычеркнуты из данного списка, компания пойдёт вам навстречу.
Спам звонок осуществляется незаконными компаниями (или просто злоумышленниками), использующими мошеннические приёмы для выуживания у вас личной информации или материальных средств. Обычно спамеры игнорируют требования вычеркнуть абонента из своего списка. Через какое-то время они побеспокоят вас вновь.
Таким образом, это значит, что такой спам звонок выполняется на ваш мобильный телефон сомнительным субъектом (злоумышленником) с целью получения им каких-либо незаконных (сомнительных) выгод.
Учтите, что реклама в звонках допускается только с вашего согласия. Доказать, что вы его дали, должен сам звонящий. Если вы ранее подписывали какие-либо договора с банком, то могли дать согласие на такие звонки. Со спамерами обычно ничего такого не происходит, потому такие звонки обычно незаконны. Если вы идентифицировали звонящего спамера, вы можете написать жалобу в ФАС или Роскомнадзор.
Какие виды рекламных обзвонов существуют
Исследователи выделяют несколько видов таких спам звонков:
Виды спам-звонков: | Пояснение: |
---|---|
Незаконные звонки, осуществляемые роботами. | Обычно это спам звонки, содержащие предварительно записанное звуковое сообщение. |
Незаконные мошеннические звонки. | Обычно от реальных людей, желающих украсть ваших деньги, данные и так далее. |
Телемаркетинг и холодные звонки. | Спам звонки, в ходе которых вам предлагают приобрести какой-либо товар или услугу. |
Исследования рынка и юридические услуги. | Предназначены для сбора информации, предложения юридических услуг и так далее. |
Законодательство требует, чтобы мобильные абоненты из этих организаций идентифицировали себя в начале звонка. Но довольно часто этого не происходит, и абонент вынужден терять своё время на выслушивание надоедливых рекламных предложений.
Как избежать спам звонков на мобильный телефон
Как известно, ряд телефонов на базе ОС Андроид имеют такую функцию чёрного списка, блокирующей работу ненужных абоненту номеров. Тем не менее, мы рекомендуем обратить внимание на функционал сторонних приложений. Такие приложения позволяют не только создавать чёрные списки номеров, но и формировать свои собственные базы спамеров. Кроме того, возможности данных приложений позволяют создавать свои собственные белые списки в виде разрешённых номеров. Последние несколько шире, нежели просто список ваших контактов.
Опасность спам-звонков и как предотвратить утечку личных данных
Не секрет, что в последнее время активизировались спаммеры, что особенно заметно в связи с последними утечками баз с личными данными (Сбербанк, альфабанк). Спаммеры начинают с малого — это «холодные» прозвоны абонентов, когда роботы массово обзванивают телефонные номера из базы и сбрасывают звонок, определяя валидность данных. А именно: включен или не включен абонент в конкретное время, активен ли телефонный номер из базы. Затем, согласно статистике из личных данных, а это могут быть данные финансового характера (ваши предыдущие заемы, размеры выплат), определяется размер «предложения» микрозайма и «специального предложения» для вас, и начинается шквал назойливых звонков. Названивают вечером после работы или учебы, ночью, рано утром, в обед, рассылают сообщения везде, где только это возможно. Телефон разрывается от нежелательных предложений и попыток выудить из вас информацию или согласие на навязанные услуги.
Я бы хотел определить, что бывают несколько типов спаммеров:
1. Нежелательные и навязчивые звонки. К сожалению, очень часто менеджеры/руководители по рекламе принимают неверное решение, которое в итоге приводит к массовым навязчивым обзвонам клиентов с различными предложениями. Если клиенты заносят номер в черный список (или отказываются от звонков), то начинают сыпаться предложения в социальные сети и мессенджеры, на электронную почту и так далее. И, как правило, это приводит к негативному эффекту.
Если вы не в курсе про подобное, можете погуглить историю с Еленой Хорошиловой и «Триумфальной аркой». Более навязчивой рекламы я не слышал.
2. Навязывание услуг. Это различные обучения, семинары и курсы непонятного характера (например, «Форекс»), предложения медицинских обследований «за просто так» и так далее. Естественно, бесплатный только сыр в мышеловке. И хорошо, что в итоге вы заплатите за это только своим временем. В минусе могут быть взносы и доплаты за навязанные «допы», утечка личных данных и прочие проблемы.
3. Займы и микрокредиты. И даже обычные кредиты. Финансовые организации имеют доступ к кредитной истории, в том числе и клиентов других банков. А не чистые на руку организации передают эти данные третьим лицам («коллекторам», «коллцентрам»), которые выполняют обзвоны потенциальных клиентов с предложениями кредитных карт и займов. Нужно быть очень аккуратным в такой ситуации, так как практически всегда для получения подобной услуги требуют полный набор личных данных (ФИО, прописка, номер и серия паспорта, телефонный номер, номер предыдущей карты). Если вам вдруг пришла идея заполучить кредитную карту — не делайте этого по телефону. Не поленитесь дойти до ближайшего офиса банка.
4. Фишинг. Да, старый-добрый фишинг личных данных. Вам поступают различные звонки под видом «уточнить» перевод, «исправить ошибку», в процессе выуживаются личные данные (ФИО, прописка, номер и серия паспорта, телефонный номер, номер кредитной или дебетовой карты, СНИЛС). Не всегда можно понять и вовремя разобраться, так как мошенники представляются сотрудниками банка, таможни, пенсионных фондов и так далее.
5. Мошенничество. В этом случае в открытую вас пытаются развести на подтверждение переводов с вашей карты или аккаунта, на регистрацию вашего интернет-банкинга на чужой номер телефона и так далее. Под видом переводов для вас, под видом сотрудников банка заставляют вас продиктовать необходимую информацию (ФИО, номер кредитной или дебетовой карты, ее данные, подтверждающая sms с кодом из банка). Это совсем не ново — главное вовремя понять и остановиться.
Очень тяжело определить цель подобного звонка, особенно, если телефон рабочий и вы постоянно принимаете звонки с номеров, отсутствующих в записной книжке. А в последнее время появился и новый вид фишинга, целью которого является получение вашего голосового отпечатка, а также запись положительных и односложных голосовых ответов. Содержание звонка может быть произвольное, от типового опроса («Вы пользуетесь ли услугами. », «вы знаете ли. ») и предложения рандомных услуг («хотели бы вы получить миллион. »), до «ошибочных» звонков («Алло, это Сергей?»). А с другой стороны записывают ответы «Да», «Нет», «Конечно», «Я согласен», «Подключайте», «Оформляйте», произнесенные вашим голосом. Односложные ответы, вырванные из контекста, могут быть использованы для оформления какой-либо услуги через официальные сервисы, позволяющие вас идентифицировать по голосовому слепку (тот же Сбербанк).
Так что будьте внимательны, избавляйтесь от привычки говорить «Да», когда поднимаете трубку, а также не отвечайте односложно и утвердительно при разговоре с незнакомыми номерами.
На скрине примен «ошибочно» выданного займа, который в итоге так и повис на конкретном человеке.
Что касается личного опыта — то скажу, что микрозаймы просто оборзели. Я не уверен, что они получают базы личных данных законным путем, но вот отвадить их законно не получаются. В день сыпятся десятки предложений на различную сумму, как от вполне приличных «ИП» и «ООО», так и от откровенно «левых».
Что делать в такой ситуации, сказать сложно. Черный список тут не поможет — спаммеры постоянно изменяют номера исходящих телефонов. А обнаглевшие спаммеры начинают свой обзвон с 5-6 утра. Часто ошибаются, набирая один и тот же номер несколько раз. Порочная практика — обзванивает робот, и вам приходится подождать, пока спаммер освободится, для того, чтобы налить на ваши уши очередную порцию лапши. Или вам придется выслушать назойливого робота, которые не слушает и не приемлет ваши ответы.
Особо настойчивые начинают сыпать sms-сообщениями, рассылкой в мессенджерах и социальных сетях. Одно за одним прилетают сообщения с рандомными предложениями, лишь бы пользователь перешел по ссылке, перезвонил бы или отправил ответное сообщение.
Примеры подобных сообщений.
Самое неприятное, что засветиться в этой истории могут и вполне приличные банки и финансовые организации.
К сожалению, тормозов у этой истории нет. Сообщения могут приходить десятками каждый день. Спаммеры не утруждают себя оформлением текста или подборов фраз. Скрины за один день (29 октября). Практически каждый день ситуация повторяется.
Один из выходов — это блокировка нежелательных звонков специальными приложениями. В этом случае можно настроить фильтры «под себя», создать собственную базу или воспользоваться онлайн-базой спам-номеров. В этом случае есть возможность отсортировать телефонные номера.
Ну и естественно, можно сменить номер телефона, фамилию, место жительства, перестать отвечать на незнакомые номера, переехать в отдаленные уголки страны без покрытия сетей GSM и использовать прочие эффективные средства.
Так что, будьте осторожны. И берегите себя… и свои личные данные.
Спам звонки. Можно ли с ними бороться?
Доброго времени суток, Хабр.
Есть несколько способов бороться со спамными звонками на мобильный телефон, но бывают такие ситуации, когда это практически невозможно. Я расскажу свой случай о систематических звонках со скрытого номера.
Все мы привыкли раз в какое-то время получать спамные СМС/звонки и чаще всего перестаем на них реагировать. Одни используются в целях рекламы (законной или не законной), другие ведут к разводу (типа «Я встрял, кинь денег на номер +Х(ХХХ)ХХХ-ХХ-ХХ»), и тут все просто, лично я добавляю абонента в спам, ставлю фильтр или блокирую его – это не важно. Мой оператор МегаФон и у него даже есть функция, что-то типа «сообщить о спаме», точно не помню, и ей я тоже неоднократно пользовался. В среднем, мне приходит 5-10 сообщений и 1-2 звонка в неделю и это вроде как не критично. Мне это особо не мешает жить, при условии, что на ночь я все время включаю режим полета.
Теперь суть. Данная ситуация случилось с моей женой, но так как проблему решал я, писать буду от своего имени.
Часть первая. Вступление. Утром 05.12.2018 мне поступил звонок (по выписке — Московский). На другом конце «провода» некий М назвал несколько фамилий и пытался узнать туда ли он попал. Попал он, естественно, не туда. Не знаю нужно ли это связывать с дальнейшими событиями. Звонок был в 9:10. Через 11 минут поступил первый звонок с другого номера (по выписке — Питерский). И тут такое началось (с)…
Рис.1. Детализация.
Звонки стали повторяться каждые 8 минут. Первое, на что я обратил внимание – это отсутствие «7» в номере, но просмотрев всю выписку я увидел, что проскакивают не спамные номера из других регионов вида 921XXX-XX-XX. Ну что? Звоним в техподдержку МегаФон и рассказываем все как есть, вон звонок в 12:10. Но что говорят в техподдержке? Вы можете подключить функцию «Черный список» и наслаждаться (за 4р в сутки, конечно), но, если номер абонента у Вас не высвечивается на телефоне, заблокировать таким образом Вы его не сможете (…. ). Как мне показалось, был намек на еще одну функцию «Определитель номера». Но вот странно, я же вижу номер в выписке…
Что не так в этих звонках? Первое – это периодичность. Сумасшедший, который сидит с таймером у меня в голове не укладывался, поэтому это либо автодозвон на телефоне / девайсе с модемом либо попросту SIP-звонки (что значительно хуже). Второе – скрытый номер абонента, то есть скрыт он был намерено. Что еще странно – это то, что один раз в 20 звонков номер все-такие появлялся в списке.
Часть вторая, написав на сайте МегаФон гневный отзыв, я стал писать в техподдержку Теле2, погуглив стало ясно что это именно они. Попутно я нашел несколько сайтов, на которых можно добавить информацию о потенциально спамных номерах, ну и конечно, на каждом оставлял инфу. Также было обнаружено, что я не первый, кому приходят регулярные звонки раз в 8 минут …
Рис.2. Скрины экрана.
В Теле2 меня послали почти также технично, как и в МегаФон, но при этом сказали «… да, я вижу, что это наш абонент, но заблокировать мы его не можем …». Думаю, блокировка невозможна не в техническом плане, а в связи с договором на обслуживание или что-то в этом роде. Я даже нагуглил статью 213 УК РФ о телефонном хулиганстве, но вот незадача:
Согласно ст. 213 УК РФ телефонное хулиганство приравнивается к уголовно наказуемому только в определенных случаях:
Рис.3. Ответ Теле2 (все писал от имени жены). К сожалению, осталось только фото с телефона.
Пришлось принять экстренную меру. Были заблокированы все абоненты, которых нет в телефонной книге. Дышать стало чуть легче, но это несет в себе сразу несколько негативов. Первое — теперь я не могу заказать пиццу (курьер будет долго курить под дверью). Второе – так как телефон продолжает принимать звонки и отклонять их, аккумулятор высаживается, а количество звонков на иконке растет, что меня бесит.
На утро второго дня я обнаружил еще одну странность. Я думал, что все звонки МегаФон фиксирует и в выписке они будут видны в любом случае, но что-то пошло не так. Как только был поставлен блок на неизвестные входящие, звонки перестали попадать в выписку.
Техподдержка МегаФон и Теле2 отпали. Что делать дальше? Первое, что пришло в голову – это написать заявление в полицию, второе (от моего коллеги) сделать переадресацию на техподдержку МегаФон (Теле2) – пусть разбираются (но как мне кажется – это уже все та же статья 213, только уже по отношению ко мне). Гуглим аналогичные обращения в полицию (тем временем телефон начинает подглючивать и продолжает высаживаться). Бегло проанализировав похожие ситуации, я понял, что это бесполезно. Факта угроз, терроризма и мошенничества нет. Ну звонят Вам чаще обычного и ночью – никого это не волнует … Хотя это был последний вариант.
И что дальше? А ничего … Звонки прекратились примерно через двое суток сами собой. Была идея, что хотели отжать номер, или сделать так, чтобы был пропущен важный звонок, но как-то это нелепо, номер не золотой, а скорее медный, хоть и красивый, а не дать мне съесть пиццу – это наглость). Кредитов у нас нет, так что и коллекторы отпадают.