что такое рольня в рассказе бежин луг

«Бежин луг»: краткое содержание и анализ произведения

что такое рольня в рассказе бежин луг. 6d0d2db6e487d0a3. что такое рольня в рассказе бежин луг фото. что такое рольня в рассказе бежин луг-6d0d2db6e487d0a3. картинка что такое рольня в рассказе бежин луг. картинка 6d0d2db6e487d0a3. У костра: YouTube / MyBook

У костра: YouTube / MyBook

На страницах журнала «Современник» в 1851 году появился рассказ «Бежин луг». Краткое содержание произведения в общих чертах раскроет его сюжетную линию и поможет понять основной смысл, который вложил в него Тургенев. «Бежин луг» изящно сочетает реализм и романтизм, в нем, создавая неповторимый литературный узор, сплетаются природа и легенды.

«Бежин луг»: краткое содержание

С крестьянской жизнью, тяжелой и поэтической одновременно, знакомит нас «Бежин луг». Краткий пересказ раскрывает богатство примет, поверий и сказок народа, знакомит с легендами и небылицами, которые гармонично дополняют картины живописной природы. Из всего этого Тургеневу удалось сплести таинственную мистическую историю.

Ищете краткое содержание? «Бежин луг» познакомит с такими событиями и персонажами:

что такое рольня в рассказе бежин луг. 315451952d0471a1. что такое рольня в рассказе бежин луг фото. что такое рольня в рассказе бежин луг-315451952d0471a1. картинка что такое рольня в рассказе бежин луг. картинка 315451952d0471a1. У костра: YouTube / MyBook

«Бежин луг»: YouTube / MyBook

Здесь читатель встречается с пятеркой главных героев: Федором, Павлушей, Илюшей, Костей и Ваней. Все они очень разные, каждый интересен по-своему, а их беседа напоминает игру в страшилки. Мальчики думают, что непрошеный гость уснул, и начинают рассказывать свои истории:

что такое рольня в рассказе бежин луг. e91059c43baf4a0c. что такое рольня в рассказе бежин луг фото. что такое рольня в рассказе бежин луг-e91059c43baf4a0c. картинка что такое рольня в рассказе бежин луг. картинка e91059c43baf4a0c. У костра: YouTube / MyBook

Случай с барашком: YouTube / MyBook

В таких разговорах и прошла ночь. Под утро рассказчик уснул, встал он еще до рассвета, попрощался с Павлушей и отправился восвояси. Заканчивается рассказ трагически — упоминанием о том, что в том же году Павлуша умер. Но не водяной забрал его: он упал с лошади и разбился насмерть.

«Бежин луг»: анализ произведения

Знаменитый цикл «Записки охотника» Иван Сергеевич Тургенев создал под влиянием литературного критика Виссариона Белинского. Отметим, что писатель любил охотиться, общаться с крестьянами, а потому воссоздать реалистичную картину задуманных рассказов не составляло для него труда.

Вошел в сборник «Записки охотника» «Бежин луг», в котором автор с любовью и теплотой описал обычных крестьян, сделав их главными героями произведения. Вот его краткий анализ:

«Бежин луг»: автор и название

Когда создан «Бежин луг»? Тургенев начал писать рассказ осенью 1850 года и к началу следующего года представил его для печати в популярный журнал «Современник».

Интересно, что особый смысл в название Иван Сергеевич не вкладывал. Он стремился найти нечто звучное, чтобы акцентировать внимание читателя на красоте описанной природы. Более того, ни на одну топографическую карту луг не нанесен. Оказалось, что реальным его прототипом было совсем не поэтичное Рудинское болото.

Рассказ «Бежин луг»: тема

что такое рольня в рассказе бежин луг. fd8e4a59ad07125f. что такое рольня в рассказе бежин луг фото. что такое рольня в рассказе бежин луг-fd8e4a59ad07125f. картинка что такое рольня в рассказе бежин луг. картинка fd8e4a59ad07125f. У костра: YouTube / MyBook

Страшные истории: YouTube / MyBook

Тургенев известен как непревзойденный мастер описания красот русской природы. В рассказе на великолепном пейзажном фоне он раскрыл взаимосвязь человека с природой, их гармонию. Также в произведении присутствуют такие темы:

Весь этот широкий круг вопросов автору удалось изложить на удивление кратко и емко, но после прочтения, согласитесь, есть о чем задуматься.

«Бежин луг»: кратко о композиции

Композиционно «Бежин луг» построен сложно и многослойно. Выделим такие основные части:

Автор мастерски использовал и включил в рассказ множество художественных средств. Так, он дает развернутые портреты ярких и самобытных мальчиков, каждому выделяет монолог. Истории уникальны, и повторить их вряд ли кому-то под силу. Между монологами показаны суждения и оценки охотника, который слушает их, притворяясь спящим. Особенностью композиции стали зарисовки пейзажей, точные, емкие и прекрасные по своей сути.

«Бежин луг»: жанр

Произведение написано в жанре рассказа, о чем свидетельствуют такие характерные черты:

Литературное направление произведение — синтез реализма и романтизма. К последнему относятся поэтические описания природы, легенды и поверья, которые влились в жизнь главных героев.

Рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого вызывает интерес и желание познакомиться с произведением детальнее, необычный по форме и содержанию. За видимой простотой и незамысловатостью сюжета скрываются глубокие мысли и поистине поэтическая душа автора, которая заслуживает высокой оценки.

что такое рольня в рассказе бежин луг. placeholder. что такое рольня в рассказе бежин луг фото. что такое рольня в рассказе бежин луг-placeholder. картинка что такое рольня в рассказе бежин луг. картинка placeholder. У костра: YouTube / MyBook

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Бежин луг краткое содержание

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).

Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.

Главные герои
Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои
Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
Костя – мальчик 10-ти лет.
Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

Краткое содержание
В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.
Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной», называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.

Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.
Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица». Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, — не было слов». Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.
Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает». Мальчики сильно испугались.

Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.
Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук». Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!».
После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте», где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…».
Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались». Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.
Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.

Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.
Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит».
Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил», а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.
К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки». «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Вывод
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.

Чтобы оценить красоту слога Тургенева, рекомендуем не останавливаться на кратком пересказе «Бежина луга», а прочесть рассказ полностью.

Источник

Диалектизмы в произведении И.С.Тургенева Бежин луг

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

Крымский инженерно-педагогический университет

Факультет истории, искусств и крымскотатарского языка и литературы

Кафедра русской филологии

«Диалектизмы в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг»»

Яльчи Эльзара Ренатовна

Симферополь, 2020 г.

2.Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»…………..4

2.1.Классификация по частям речи………………………………. 6

что такое рольня в рассказе бежин луг. 12551 001. что такое рольня в рассказе бежин луг фото. что такое рольня в рассказе бежин луг-12551 001. картинка что такое рольня в рассказе бежин луг. картинка 12551 001. У костра: YouTube / MyBook

Рис.1- Карта диалектов

Интерес к «местному» слову в России возник еще в 18-м веке. С тех пор ведущие языковеды и лингвисты, среди которых В. Дaль, А. Потебня, А. Шахматов, С. Выготский и др., провели большую работу в этом направлении.

При чтении рaсскaза И.С. Тургенева «Бежин луг» можно зaметить, что в тексте очень много диaлектных слов и просторечий.

2.Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Автор использует большое количество диалектных слов и просторечных слов, чтобы передать атмосферу крестьянской жизни и раскрыть внутренний мир деревенских ребятишек. Но больше всего таких слов в речи мальчиков.

Диалектные слова в речи мальчиков

· Пошел тот опять к двери наверху, да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится;

· но а за́ставки у дворца-то спущены.

· Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась,

· Всполохнулись мы, смотрим – ничего…

· да вдруг как закашляет, как заперхает,

· Уж как же мы напужались о ту пору!

· Это ихнее дело, этих русалок-то.

· – А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

· Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюли[8] водятся.

· «Ступай, мол, Ермил, на пошту». Ермил у нас завсегда на пошту ездит;

· однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит.

· ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь?

· Захотят его, например, взять хрестьяне:

· будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский

· Едва-те к свету домой добился.

· «Сем возьму его, — что ему так пропадать»,

· не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели;

· Покойников во всяк час видеть можно,

· Тришка — эвто будет такой человек удивительный,

· послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

· пошел он раз, тятенька говорил, пошел он, братцы мои, в лес по орехи.

· зашел, бог знает, куды зашел.

· Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые,

· а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней»

· а потом лужком пошел – знаешь, там, где он сугибелью выходит, там ведь есть бучило; знаешь, оно еще все камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо, жалостливо: у-у… у-у… у-у!

· Страх такой меня взял, братцы мои: время-то позднее, да и голос такой болезный. Так вот, кажется, сам бы и заплакал… Что бы это такое было? ась?

· Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.

· она так вся и встрепещется.

· плачет, горько богу жалится…

· Гавриле тотчас и понятственно стало

· Бывало, пойдет-от Вася с нами

· Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки,

· Говорили старики, что вот, мол, как только предвиденье небесное зачнется, так Тришка и придет. Вот и зачалось предвиденье.

· «Ой, Тришка идет! ой, Тришка идет!» – да кто куды!

· свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой,

· А человек-то это шел наш бочар,

· так, может быть, его душа жалобится.

· – А то, говорят, есть такие лягушки махонькие,

· плачет, горько богу жалится

· Посмотрите-ка, картошки сварились.

· «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление»

· – Эка! – проговорил Федя после недолгого молчанья, – да как же это может этакая лесная нечисть хрестиянскую душу спортить, он же ее не послушался?

· И Гаврила баил, что голосок, мол, у ней такой тоненький, жалобный, как у жабы.

· А что, — спросил Федя, — картошки сварились…

Диалектные слова в речи автора

· В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей;

· Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов,

· Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника

· Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки».

· Сперва они покалякали о том и сем,

· Он опять прикорнул перед огнем.

2.1.Классификация по частям речи

Диалектные и просторечные слова

Завозиться, тревожно зашевелиться

Диалектные слова и просторечные слова

грубого домотканного холста.

Диалектные и просторечные слова

«Рольней» или «черпальной» на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу. Оно находится у самой плотины, под колесом. (Прим. авт.)

Бучило – глубокая яма с весенней водой,

оставшейся после половодья, которая не

пересыхает даже летом. (Прим. авт.)

Сугибель – крутой поворот в овраге. (Прим. авт.)

по-орловскому: змеи. (Прим. авт.)

бочар – ремесленник, изготавливающий бочки.

«лисовщики» гладят, скоблят бумагу.

Так мужики называют у нас солнечное затмение

«Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо (Прим. авт).

Диалектные и просторечные слова

Диалектные и просторечные слова

2.2.Группы диалектных слов

В зависимости от соотношения со словами литературного языка в лексике героев рассказа можно выделить несколько групп диалектных слов:

Бучило, сугибель, казюли, буераки и др.

Лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом. Это слова, однокоренные со словами литературного языка, имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но различающиеся аффиксами:

Спущаться –спускаться, встрепещется- затрепещет, зачнется-начнется, спортить- испортить, болезный- болезненный, дворную- дворовую, понятственно-понятно и др.

Лексико-фонетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются фонетическим обликом. Это объясняется существующими в говорах фонетическими особенностями:

Шти-щи, пошта-почта, эвто-это

Лексико-семантические диалектизмы совпадают по звуковой форме с соответствующими словами литературного языка, но отлича-

ются лексическим значением:

Предвиденье (Так мужики называют у нас солнечное затмение. (Прим. авт.)

Дворец («Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.

Морфологические диалектизмы. Категория числа. В говорах форма множественного числа имен существительных отличается особыми окончаниями.

Этнографические диалектизмы – это особая группа диалектной лексики, отражающая особенности хозяйственной жизни и быта населения той или иной местности:

Мальчики живут в деревне. Тургенев в мельчайших подробностях передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Они говорят так, как принято в деревне. В их речи есть территориальные диалектные слова, просторечия.

Диалектизмы употреблены писателем лишь для создания местного речевого колорита и речевой характеристики персонажей. В авторском повествовании они появляются очень редко. И.С. Тургенев очень ограниченно использует диалектные слова в речи действующих лиц, т.к. чрезмерное их количество затруднило бы понимание текста. Кроме того, для облегчения чтения он дает авторские примечания к тексту.

Исходя из проделанной работы можно сделать вывод, что в произведении И.С.Тургенева «Бежин луг» преобладают лексические диалектизмы, а именно лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом.

2.Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», электронный доступ: http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc2p/

3.Ю.В.Лебедев. «Иван Сергеевич Тургенев» // «Литература в школе».1992. №1.

4.Диалектический атлас русского языка – М.: Аспект-Пресс, 1994.

5.Русский язык конца XX столетия. М., 1996.

Источник

Статья на тему «Роль диалектных слов в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг»

ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА И ИХ РОЛЬ

В РАССКАЗЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

При чтении рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» можно заметить, что в тексте очень много диалектных слов и просторечий (эту тему мы изучаем на уроках русского языка). Современному читателю, особенно живущему в городе, сложно понять некоторые слова. Да и во времена Тургенева, вероятно, тоже: не зря же автор снабдил некоторые слова собственными примечаниями. Интересно, с какой целью включил их И.С. Тургенев в свой рассказ? Что это за художественный прием? В чем особенность диалектных слов?

Интерес к «местному» слову в России возник еще в 18-м веке. С тех пор ведущие языковеды и лингвисты, среди которых В. Даль, А. Потебня, А. Шахматов, С. Выготский и др., провели большую работу в этом направлении.

Мы знакомимся уже в 5 классе с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля, куда он собрал около 200 тыс. слов, в том числе и областные (обл.) слова.

К диалектным источникам обращались лучшие русские писатели: И. А. Крылов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Н. А, Некрасов, И. С. Тургенев, Л. Н, Толстой и многие другие.

Диалекты противопоставлены всем другим разновидностям национального языка. Диалекты имеют ряд отличий от литературного языка:

язык является нормированным, нормы отражены

диалекты отличаются меньшей стилистической дифференцированностью.

Литературный язык характеризуется богатством стилей

Не являются диалектизмами слова, известные литературному языку, например, устаревшие слова, называющие реалии старой крестьянской жизни (амбар, сени, полати и пр.), разговорно-просторечные слова

Грань между просторечиями и диалектными словами очень тонкая. Сближает их наличие устной формы общения и отступления от литературной нормы.

В зависимости от своего происхождения выделяются севернорусские и южнорусские наречия с переходными между ними среднерусскими говорами. Южная, или Орловская, группа охватывает говоры юго-западной части Тульской области, Орловской, восточной половины Брянской, Белгородской, Курской, запада Воронежской областей, а также говоры по нижнему течению Дона и на Северном Кавказе.

Герой-рассказчик в «Бежином луге» охотится в Чернском уезде, Тульской губернии. «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде, Тульской губернии»,- читаем мы у Тургенева. Чернский район находится на юго-западе Тульской области (см. приложение №1) Следовательно, наши герои говорят на южнорусском наречии (см. приложение №2). В рассказе «Бежин луг» Тургеневым описаны пятеро героев: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня (Ваня, правда, почти не говорит, а только слушает).

Исследуем речь мальчиков, героев рассказа.

Глава 2. Диалектные слова в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

2.1. Диалектные слова и просторечия в речи мальчиков

в лисовщиках состоим.

Пошел тот опять к двери наверху, да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится;

но а за́ставки у дворца-то спущены.

Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась,

Всполохнулись мы, смотрим – ничего…

да вдруг как закашляет, как заперхает,

Уж как же мы напужались о ту пору!

Это ихнее дело, этих русалок-то.

– А слыхали вы, ребятки, – начал Ильюша, – что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

Кругом все такие буераки, овраги, а в оврагах все казюл и[8] водятся.

«Ступай, мол, Ермил, на пошту ». Ермил у нас завсегда на пошту ездит;

однако он ее отпрукал, сел на нее с барашком и поехал опять, барашка перед собой держит.

ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь?

Захотят его, например, взять хрестьяне :

будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский

Едва-те к свету домой добился.

«Сем возьму его, — что ему так пропадать»,

не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели;

Покойников во всяк час видеть можно,

Тришка — эвто будет такой человек удивительный,

послушайте-ка, намеднись что тятя при мне рассказывал.

пошел он раз, тятенька говорил, пошел он, братцы мои, в лес по орехи.

зашел, бог знает, куды зашел.

Плачет она, братцы мои, глаза волосами утирает, а волоса у нее зеленые,

а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней»

Я и не знал, что Акима в том бучиле утопили: я бы еще не так напужался.

плачет, горько богу жалится…

Гавриле тотчас и понятственно стало

Бывало, пойдет-от Вася с нами

Барин-то наш , хоша и толковал нам напредки,

свою же дворную собаку так запужала, что та с цепи долой,

так, может быть, его душа жалобится.

плачет, горько богу жалится

Посмотрите-ка, картошки сварились.

«Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление»

А что, — спросил Федя, — картошки сварились

2.2.Классификация по частям речи

грубого домотканного холста.

«Рольней» или «черпальной» на бумажных фабриках называется то строение, где в чанах вычерпывают бумагу. Оно находится у самой плотины, под колесом. (Прим.авт.)

Бучило – глубокая яма с весенней водой,

оставшейся после половодья, которая не

пересыхает даже летом. (Прим. авт.)

Сугибель – крутой поворот в овраге. (Прим. авт.)

по-орловскому: змеи. (Прим. авт.)

бочар – ремесленник, изготавливающий бочки.

«лисовщики» гладят, скоблят бумагу.

Так мужики называют у нас солнечное затмение.

«Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.(Прим.авт)

2.3. Группы диалектных слов

В зависимости от соотношения со словами литературного языка в лексике героев рассказа можно выделить несколько групп диалектных слов:

Бучило, сугибель, казюли, буераки и др.

Лексико-словообразовательные диалектизмы отличающиеся от слов литературного языка морфемным составом. Это слова, однокоренные со словами литературного языка, имеющие то же лексическое значение, что и в литературном языке, но различающиеся аффиксами:

Спущаться –спускаться, встрепещется- затрепещет, зачнется-начнется, спортить- испортить, болезный- болезненный, дворную- дворовую, понятственно-понятно и др.

Лексико-фонетические диалектизмы совпадают по значению со словами литературного языка, но отличаются фонетическим обликом. Это объясняется существующими в говорах фонетическими особенностями:

Шти-щи, пошта-почта, эвто-это

Лексико-семантические диалектизмы совпадают по звуковой форме с соответствующими словами литературного языка, но отлича-

ются лексическим значением:

Предвиденье (Так мужики называют у нас солнечное затмение. (Прим. авт.)

Дворец («Дворцом» называется у нас место, по которому вода бежит на колесо.

Морфологические диалектизмы. Категория числа. В говорах форма множественного числа имен существительных отличается особыми окончаниями.

Этнографические диалектизмы. особая Группа диалектной лексики, отражающая особенности хозяйственной жизни и быта населения той или иной местности:

Мальчики живут в деревне. Тургенев с мельчайшими подробностями передает манеру разговора крестьянских детей, характерные обороты их речи. Они говорят так, как принято в деревне. Мы увидели, что в их речи есть территориальные диалектные слова, просторечия.

2.4. Диалектные слова в речи автора

В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей;

Быстрыми шагами прошел я длинную «площадь» кустов,

Я поскорей выкарабкался на другую сторону и пошел, забирая влево, вдоль осинника

Небольшой котельчик висел над одним из огней; в нем варились «картошки» .

Сперва они покалякали о том и сем,

Он опять прикорнул перед огнем.

Слова «выкарабкался» (выбрался), «прикорнул» (прилег, ненадолго заснул) скорее разговорно-просторечные, чем диалектные, т.к. они не ограничены определенной территорией и известны литературному языку.

Для чего автор использует в тексте диалектные слова?

Мы заметили, что диалектизмы чаще используются в языке действующих лиц произведения, чем в авторской речи. И.С. Тургенев очень ограниченно использует диалектные слова в речи действующих лиц, т.к. неумеренное их количество затруднило бы понимание текста. Кроме того, для облегчения чтения он дает авторские примечания к тексту.

Диалектизмы употреблены писателем лишь для создания местного речевого колорита и речевой характеристики персонажей. В собственном авторском повествовании они появляются очень редко.

Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *