что такое родовые грехи

Родовой грех

Все многообразие грехов, рассмотренных нами в предшествующих беседах, можно свести в одну группу под названием «личные грехи». Личные грехи – это те, которые совершены конкретным человеком, совершены сознательно. За них человек несет личную ответственность и терпит наказание, за них он должен принести личное покаяние и исправить допущенное зло противоположными добрыми делами. Однако борьба со злом не сводится к преодолению только личных грехов, человеку приходится сталкиваться с проявлением зла, получившим название «родовой грех», или, точнее, «родовое повреждение».

Начало родового греха

Родовой грех (родовое повреждение) – это болезнь нравственного порядка, с которой мы рождаемся и источником которой являемся не мы сами, а наши родители и наши предки. Если кто-нибудь из наших предков, не устояв против искушения, совершил тяжелый грех (убийство, грабеж, прелюбодеяние, колдовское или магическое действие), то в момент совершения греха душа и тело его подверглись особо глубокому разрушительному воздействию, которое сказалось на всем его существе и, затронув наследуемые свойства, передалось потомству.

Если, к примеру, мы нечаянно поранимся (поцарапаем лицо, вывихнем ногу или сломаем руку), то независимо от наших ран дети у нас родятся без каких-либо телесных повреждений. Даже если у родителей будут ампутированы руки, ноги, глаза, язык, все равно дети у родителей-инвалидов рождаются вполне нормальные – не глухонемые, не слепые, не инвалиды. Случайные, непреднамеренные увечья не являются сознательным грехом человека и не влияют на наследственность.

А вот если кто-нибудь из родителей в порыве отчаяния предпримет пусть даже неудачную попытку покончить жизнь самоубийством, то рожденные от него дети будут испытывать похожие приступы тоски и склонность к самоубийству. Также дети, рожденные от родителей, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики, столкнутся с сильной тягой к употреблению этих вредных веществ. У родителей, не сохранивших супружеской верности, их повзрослевшие дети в какой-то момент ощутят труднопреодолимое влечение к распутству. А у родителей, обагривших руки в чужой крови, дети будут отличаться от других повышенной нервозностью, страдать вспышками гнева и ярости.

Святитель Григорий Нисский пишет: «Как преемством принадлежащего каждому роду продолжается естество живых существ, так что по закону природы рожденное есть то же с родившим: так от человека рождается человек, от страстного страстный, от грешника грешный» (Творения святых отцев. 2. Москва, 1865. С. 446).

Не обязательно дети грешников будут повторять ошибки родителей, но сила искушения именно в этих грехах у них будет во много раз сильнее.

И если бы страдали только дети! Греховная поврежденность проявляется у внуков, правнуков и праправнуков. Вот что такое родовое повреждение. В Библии говорится, что Бог не оставляет грешника без наказания, что Он наказывает «вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:7).

Если у совершившего смертный грех человека ни его дети, ни внуки, ни правнуки не только не борются с проявлением родового повреждения, но еще и усиливают своими личными грехами, тогда формируются целые греховные династии (воровские, блудные, злодейские). Иногда о таких говорят, что их род проклят Богом, что на них лежит родовое проклятие.

Родовое повреждение – Божие проклятие?

Очень важно разобраться в этом вопросе. Православному христианину, знакомому с Евангелием, нужно раз и навсегда отказаться представлять Бога карающим и наказывающим. Господь никого не проклинает. Никого не карает. Никому не мстит. Он ищет, как помиловать и спасти Свое творение. Но как быть с теми выражениями Библии, где говорится о Божием гневе, о Божием возмездии за грех?

Дело в том, что Священное Писание предназначено для широкого круга читателей (детей и взрослых, простецов и мудрецов), для всех Писание должно быть понятным и полезным. Поэтому, говоря о Боге, Библия использует антропоморфизм (приписывание Богу человеческих свойств). Говорится, например, что «Бог разгневался», «Бог раскаялся», «Бог поклялся» и т.д.

Поскольку Библию читают люди, находящиеся на разных уровнях духовного развития (раб, наемник, сын, друг), то в описании взаимоотношений Бога и человека для каждого уровня имеются соответствующие выражения. На начальном уровне взаимоотношения Бога и человека строятся по образу господина и раба. Раб все делает «из-под палки», боясь наказания от своего господина. Так и верующий человек поначалу старается не грешить в основном из-за страха перед карой Божией. Такими были евреи во времена Моисея – «Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный» (Исх.33:5). Для таких людей Бог изображен в Библии как строгий Господин и праведный Судия: «Бойся Господа Бога твоего» (Лев. 19:14). «Хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество» (Лев. 24:16). «Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лев. 26:27-29).

Воздерживаясь от греха из страха наказания, человек постепенно восходит на уровень наемника и трудится для Бога ради получения награды. Соответственный образ Бога имеется в Библии: «Ибо Я, Господь, люблю правосудие … и воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними» (Ис.61:8); «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:12); «И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол.3:23-24).

Человека, живущего добродетельно и праведно, Бог возводит на уровень усыновления и делает его Своим другом: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое» (Мф. 6:9); «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15:14-15); «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Итак, Бог, в отличие от человека, всегда постоянен и неизменен: «Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6); «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8). Меняется не Бог, а человек, и по мере изменения от раба до сына Божия по благодати более возвышенным становится у него представление о Боге. Поэтому для православного христианина, усыновленного Богом, имеющего знание о Боге как о самом любящем Существе, думать, что Бог карает и наказывает, неправильно и равноценно клевете на Бога.

То, что в жизни детей случается повторение грехов их родителей, вовсе не означает вымещения гнева Божия на невинных детях за вину их предков. Библия однозначно говорит: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается» (Иез. 18:20). Просто Бог так устроил мир, что в нем «как аукнется, так и откликнется», «что посеешь, то и пожнешь»; «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18); «не собирают смокв с терновника и не снимают винограда с кустарника» (Лк.6:44).

Повышенное влечение детей к тем грехам, которыми грешили их отцы, деды и прадеды, является естественным результатом роковых ошибок, допущенных в свое время старшим поколением. И кто знает, сколько бы тянулось это родовое повреждение, если бы не ограничил его продолжительность Бог третьим или четвертым родом. Именно в этом заключается главный смысл известной цитаты: «Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода» (Исх. 34:6-7).

Здесь акцент ставится на то, что милость Божия длится на протяжении тысячи родов, а наказание – всего лишь до третьего или четвертого рода. Библия нас предупреждает: сильное и разрушительное действие греха будет с особой интенсивностью проявляться в этих ближайших трех-четырех поколениях, а дальше грех пойдет на убыль, лишь бы дети и внуки не умножили зла своими личными грехами.

Итак, дети не виновны в грехах родителей. Человек не несет ответственности за родовой грех. Однако повода для спокойствия у нас нет. Пусть родовой грех – это не наша вина. Но это наша беда, с которой мы рождаемся на свет и вынуждены всю жизнь более всех сами же от нее страдать.

Можно ли освободиться от родовой поврежденности?

Уврачевание родовой поврежденности

Родовой грех может изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, вплоть до полного исчезновения.

Увеличение родового греха происходит в том случае, когда человек под влиянием наследственных греховных влечений совершает соответственные им личные грехи и тем самым закрепляет и усиливает родовой грех в себе, а также в своем потомстве.

Кардинальным решением в прекращении родового греха во времена Ветхого Завета была смертная казнь. К смертным грехам, которые становились родовой поврежденностью, относились убийство, жестокость, блуд, ересь, богохульство, магия и оккультизм.

«Кто ударит человека, так что он умрет, да будет предан смерти» (Исх. 21:12). «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти. Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21:15,17).

Бескомпромиссно Ветхий Завет относился к идолопоклонству, язычеству, кощунству и магии: «Ворожеи не оставляй в живых… Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен» (Исх. 22:18, 20).

«Если найден будет кто лежащий с женою замужнею, то должно предать смерти обоих…» (Втор. 22:13-27). Смертью каралось изнасилование, скотоложство, мужеложство и кровосмешение. Совершитель смертных грехов побивался камнями в назидание всем, и чтобы его греховное состояние не передалось потомству.

Однако даже смертная казнь не гарантирует полного исчезновения родового повреждения. Попытка изолировать здоровое общество от преступников не прекращает зла. Как в свое время не удержала от греха изоляция чтущих Бога сифитов от каинитов (Быт. 6:2) и гибель грешников в водах всемирного потопа не очистила полностью людских сердец от богоборчества (Быт. 11:9).

Уменьшается родовой грех праведной жизнью детей, внуков, правнуков. Если среди них найдутся люди, которые, обнаружив его действие в себе, всеми силами противостанут ему, начнут бороться с собой, не будут допускать в себе его осуществления через личные грехи, то в них прекращается действие родового греха.

Полное и окончательное преодоление родового греха происходит в семье, но только в том случае, если она станет домашней Церковью. Когда родители смиренно осознают присутствие в своей душе греховных влечений, имевшее место в жизни предков и наблюдающееся в их собственных детях, когда они употребят личные усилия в борьбе с этим грехом и воодушевят детей продолжить искоренение данного греха, тогда от поколения к поколению родовой грех в их семье начнет слабеть вплоть до полного исчезновения.

Трудно в это поверить? Но о том, что это возможно, свидетельствует сама Библия.

Подтверждением является, например, зафиксированная в Евангелии родословная Иисуса Христа (Мф. 1, 1-17; Лк. 3, 23-38). В числе Его земных праотцев были очень разные люди, в том числе и грешные. Однако их покаянным трудом и молитвенным подвигом из поколения в поколение постепенно очищался непрерывный поток предков Спасителя. И мы видим, какой чистоты достигла эта струя в Его дедушке и бабушке – праведных Иоакиме и Анне, и особенно в Его Матери, Преблагословенной Деве Марии, Которая не имела никакого родового повреждения.

В своем выступлении, посвященном родовому греху, профессор Алексей Ильич Осипов обратился к своим взрослым слушателям: «Родители, бойтесь совершать грехи, если вы по-настоящему любите своих детей. Не думайте, что ваша личная жизнь их не касается: все ваши грехи и преступления найдут отражение в жизни ваших чад. Поэтому на вопрос «что делать с непослушными детьми?» есть только один ответ: подумайте сначала, что нужно сделать с собой, тогда вы будете точно знать, что делать с ребенком».

Итак, не будем забывать о воздействии родовых грехов на нашу жизнь, но ни в коем случае не станем впадать в уныние, давать волю чувству безысходности. Напротив, усилим молитву о самих себе и особенно о прощении грехов усопших предков. Участвуя в Таинстве Соборования (Елеосвящения), дадим возможность Божией благодати очистить от греховной поврежденности те глубокие пласты нашей духовно-телесной природы, которые мы не можем охватить нашим сознанием и исправить покаянием. Умножим добрые дела, укрепим стремление к христианскому образу жизни и к нашему Спасителю Христу. Это и приводит нас вместе с нашим потомством к освобождению от греха.

Протоиерей Олег Безруких, кандидат богословия

Источник: Протоиерей Олег Безруких. Беседы о греховных страстях. Родовой грех (Беседа 15) // Липецкие епархиальные ведомости. – 2012. – № 7. – С. 11-13.

Источник

Что такое родовые грехи

В последнее время все чаще слышу от знакомых православных и из разных источников о родовых грехах, которые надо каким-то образом изгладить. Когда я в первый раз услышал словосочетание родовой грех, меня оно сразу насторожило. Ни из курса догматического богословия, ни из курса нравственного богословия о таком явлении мне не известно. В одном из православных фильмов, посвящённом методике оздоровления, я услышал уже о способах преодоления родового греха. В нем предлагается помнить всех своих предков и молиться за них, отмаливать их грехи, в противном случае от родового греха избавиться будет сложно, а это уже напоминает язычество.

Данная статья пишется постепенно, по мере исследования новых источников. Многое включается в нее из обсуждения темы родового греха на форуме, по этому ветка форума содержит больше интересной информации чем эта статься, однако эта информация не систематизирована.

Возникает вопрос, должен ли человек каяться в грехах совершенных нашими предками? И вопрос этот не праздный. Мне уже неоднократно попадались молитвы, посвященные родовым грехам. В качестве одного из самых главных родовых грехов часто указывается клятвопреступление, совершенное нашими недалекими предками, относительно дома Романовых. Следовательно, если не покаяться в этом грехе то наша страна никогда не выберется из проблем, которые все мы переживаем. Если не раскаяться в других родовых грехах, то человек будет всегда болеть, а любое лечение не даст желаемого результата.

В дальнейшем для того, что обрести конкретный ответ на поставленный вопрос, нам придется часто обращаться к текстам Священного писания, по этому, несколько забегая в перед замечу, что Ветхий Завет сохранил для нас историю, как еврейский народ каялся в преступлениях отцов.

«В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему.» [Неемия 9:1-3]

Священное Писание о родовом грехе

Чтобы боле подробно разобраться в Данном вопросе нам придется рассмотреть несколько текстов из Ветхого и Нового Завета. Как дальше Вы увидите, на первый взгляд они могут показаться противоречивыми.

Свидетельства Книги Исход о родовом грехе

Одно из самых ярких мест Ветхого Завета, свидетельствующее о наказании детей за грехи родителей находится в двадцатой главе книги Исход. «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». [Исх.20:5-6]

Толковая Библия Лапухина дает на это место следующее толкование: «Иегова наказывает детей за вину отцов, не безвинных детей за преступления предков, что несогласно с Втор 24:16; Иер 31:30; Иез 18:1–32, а тех детей, собственная преступность которых («ненавидящих Меня») коренится в виновности их отцов.»

Обратим внимание на суть толкования, которая заключается в том, что Бог не наказывает безвинных детей, а тех, кто идет по стопам своих грешных родителей. Также здесь надо заметить, что под словом «дети» могут подразумеваться младенцы, подростки и взрослые дети, даже престарелые дети своих родителей. К сожалению Писание не уточняет возраст детей, а это очень важно. Ведь одно дель наказывать за родителей младенца, и совсем другое наказывать взрослого человека, который может осознать за что страдает. Однако из контекста можно заключить, что ребенок наказывается, когда начинает грешить, уже имея представления о добре и зле. Путь этот вывод останется пока как предположение, которое в дальнейшем мы постараемся или подтвердить, или опровергнуть.

Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие от Иоанна в Беседе 56, дает следующее толкование этого места. «Если же кто скажет: как же написано: «наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода]» (Исх. 20, 5)? то мы ответим на это, что это не всеобщее определение, а сказано применительно к исшедшим из Египта. Слова эти значат вот что: так как исшедшие из Египта, несмотря на знамения и чудеса, сделались хуже своих предков, которые ничего этого не видели, то их постигнет тоже самое, что постигло их предков, потому что они дерзнули на такие же преступления».

Из слов Златоуста так же следует, что дети страдают за грехи родителей в том случае, если повторяют их преступления.

Преподобный Ефрем Сирин предлагает сходное толкование этого места. «Бог, по долготерпению Своему, терпит человека лукавого, и сына и внука его; но если они не покаются, налагает наказание на главу четвертого, как скоро он в лукавстве своем подобен отцам своим.»

Опять здесь мы видим, что наказание получает тот, кто повторяет грехи отцов.

«Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода». [Числа 14, 18]

«Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление». [Втор.24:16]

«Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается. И беззаконник, если обратится от всех грехов своих, какие делал, и будет соблюдать все уставы Мои и поступать законно и праведно, жив будет, не умрет» [Иез.18:19-20]

«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет». [Иер.31:29-30].

Дан.9:16 Господи! по всей правде
Твоей да отвратится гнев Твой и
негодование Твое от града Твоего,
Иерусалима, от святой горы Твоей;
ибо за грехи наши и беззакония
отцов наших Иерусалим и народ
Твой в поругании у всех,
окружающих нас.

Известный православный миссионер протоиерей Олег Стеняев на вопрос о родовом грехе отвечает следующим образом. Суть родового греха люди поняли только в 20-м веке, когда появилась генетика. Через гены человек наследует не только особенности характера, внешнего вида своих предков или прародителей, но и какие-то их наклонности. Генетика не отвечает на вопрос зачем это делается. В Библии говориться о том, что грехи отцов или так называемые родовые грехи существуют до третьего и четвертого рода. Для чего это делается? Например, мой отец, предположим, выпивал, этот грех передается мне, но для чего? Чтобы я его в себе изжил. Я не смогу его изжить, может мой сын его изживет, его внук или его правнук. Если кто-то в роду изживет этот грех, то это будет общее дело этого рода. Почему общее дело? Какое самое главное дело моего отца? Это я. Он меня зачал, я родился, самое главное дело любого родителя — это его ребенок. Поэтому если я вдруг исправился, значит он в меня что-то вложил, может совет дал, может даже своим дурным примером заставил меня задуматься, что так нельзя поступать. В этом великая милость, возможность роду изживать те или иные грехи. Как правило бывает так, что когда накапливается эта греховная масса и в семье появляется праведник. Господь попускает такие обстоятельства, что этот родственник становится очень религиозным, он молится за предков, а они молятся за него, и появляется это единство общего дела. В том, что Господь попускает детям грехи родителей, заключается великая милость Божия, т. к. может быть в них будет изжито то, что не смогли изжить мы в себе. [Аудио запись толкования на Апокалипсис часть 2. беседа 7.].

Источник

Виды греха

А.М. Леонов, пре­по­да­ва­тель Дог­ма­ти­че­ского бого­сло­вия

Ви́ды греха́ — бого­слов­ское поня­тие, под­ра­зу­ме­ва­ю­щее клас­си­фи­ка­цию типов грехов по их форме, тяже­сти и направ­лен­но­сти (см.: Грех).

Раз­ли­чие грехов по базо­вым опре­де­ле­ниям: пер­во­род­ный, родо­вой, личный

Слово «грех», как экви­ва­лент гре­че­ского слова «ἁμαρτία», озна­чает, в бук­валь­ной интер­пре­та­ции, «непо­па­да­ние в цель», «промах». В этом отно­ше­нии объём поня­тия «грех» вклю­чает два прин­ци­пи­ально раз­лич­ных зна­че­ния.

В первом случае тер­ми­ном «грех» обни­ма­ется поня­тие помысла, мысли, жела­ния или поступка, совер­ша­е­мого чело­ве­ком (или злым духом) вопреки Боже­ствен­ному воле­изъ­яв­ле­нию. В этом отно­ше­нии рус­ское «грех» высту­пает ана­ло­гом гре­че­ского: «ἀνομία» — «без­за­ко­ние», «неспра­вед­ли­вость».

Во втором вари­анте грехом име­ну­ется не кон­крет­ное (про­ти­во­за­кон­ное) дей­ствие, а послед­ствия без­за­ко­ния, нега­тивно отоб­ра­жа­ю­щи­еся на при­роде и лич­но­сти чело­века. Под эту кате­го­рию «греха» под­па­дают пер­во­род­ный и родо­вой грех.

Пер­во­род­ным грехом назы­ва­ется порча чело­ве­че­ской сущ­но­сти, пере­да­ва­е­мая потом­кам Адама и Евы наслед­ствен­ным путём, и выра­жа­ю­ща­яся в том, что все люди (исклю­че­ние состав­ляет лишь один Чело­век — Гос­подь Иисус Хри­стос, зача­тый и рож­дён­ный особым, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом) рож­да­ются с повре­жде­нием по душе и по телу, удо­бо­пре­клон­ными ко злу.

Пер­во­род­ный грех не делает чело­века лично винов­ным перед Богом. Он лишь спо­соб­ствует фор­ми­ро­ва­нию в нём гре­хов­ного рас­по­ло­же­ния воли. В свою оче­редь гре­хов­ные дей­ствия, совер­ша­е­мые под вли­я­нием пер­во­род­ного греха, навле­кают на чело­века Боже­ствен­ный гнев, делают его лично ответ­ствен­ным перед Твор­цом.

Родо­вой грех, как и пер­во­род­ный, пере­да­ется наслед­ствен­ным путем, от роди­те­лей к детям, от пред­ков к потом­кам. Как и пер­во­род­ный грех, по форме он пред­став­ляет собой порчу, своего рода нрав­ствен­ную болезнь.

Раз­ница в том, что пер­во­род­ный грех ска­зы­ва­ется на чело­ве­че­ском есте­стве и каса­ется каж­дого чело­века (за исклю­че­нием Христа). Родо­вой же грех отра­жа­ется не на сущ­но­сти (при­роде, есте­стве чело­века, кото­рое, напом­ним, у всех людей одно), а на инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стях пред­ста­ви­те­лей той или иной потом­ствен­ной линии. Можно ска­зать, что фактор родо­вого греха как бы накла­ды­ва­ется на фактор пер­во­род­ного, усу­губ­ляя его (под­черк­нем, что формы и сте­пени про­яв­ле­ния этого греха могут быть раз­лич­ными; поло­жим, не обя­за­тельно сын или внук пья­ницы будет иметь острую склон­ность к спирт­ному; биб­лей­ская исто­рия предо­став­ляет нам немало при­ме­ров того, сколь рельефно могут раз­ли­чаться между собой дети одних и тех же роди­те­лей).

Раз­ли­чие грехов по непо­сред­ствен­ной направ­лен­но­сти: против Бога, против ближ­него, против себя самого

Необ­хо­димо отме­тить, что хотя такая схема деле­ния личных грехов в аске­ти­че­ской лите­ра­туре встре­ча­ется доста­точно часто, — само по себе оно крайне условно. Дело в том, что любой личный грех есть нару­ше­ние Божьей воли, Божьего закона, а значит, и направ­лен против Бога. Опять же, любой личный грех, против кого бы он ни был направ­лен непо­сред­ственно, своими нега­тив­ными послед­стви­ями всегда бывает направ­лен на самого испол­ни­теля.

В узком зна­че­нии слова гре­хами против Бога обо­зна­ча­ются прежде всего те, кото­рые свя­заны с борь­бой с под­лин­ной верой, поро­чат Боже­ствен­ное имя и досто­ин­ство, испол­нены свя­то­тат­ства, иска­жают веро­уче­ние.

К таким пре­ступ­ле­ниям отно­сятся: атеизм, идо­ло­по­клон­ство, уча­стие в маги­че­ских риту­а­лах, оккульт­ных обря­дах, кол­дов­ских прак­ти­ках, упо­треб­ле­ние имени Гос­пода всуе, ложные выска­зы­ва­ния о Боге и Его Про­мысле, мало­ве­рие.

Пере­чень грехов против ближ­него состав­ляют те, что свя­заны со зло­умыш­ле­ни­ями против ближ­него, при­чи­не­нием ему мораль­ного или мате­ри­аль­ного вреда, нане­се­нием ущерба нрав­ствен­ному, душев­ному или физи­че­ского здо­ро­вью. К такого вида грехам при­над­ле­жат: кражи, разбои, гра­бежи, наси­лие, рас­тле­ние, раз­вра­ще­ние, над­ру­га­тель­ства, вовле­че­ние в гре­хов­ные сооб­ще­ства (в том числе рели­ги­оз­ные секты), кле­вета, побои, убий­ства.

Грехи против себя суть те, что имеют бли­жай­шим и непо­сред­ствен­ным след­ствием вред, при­чи­ня­е­мый самому себе, ини­ци­а­тору и испол­ни­телю греха, как то: гор­дость, зависть, чре­во­уго­дие, чле­но­вре­ди­тель­ство, уныние, отча­я­ние, само­убий­ство.

Раз­ли­чие грехов по сте­пе­ням тяже­сти вины и ответ­ствен­но­сти перед Богом: смерт­ные и иные

По боль­шому счёту смерт­ными гре­хами могут име­но­ваться все те те грехи, кото­рые не омыты пока­я­нием. Ведь любые грехи оттал­ки­вают чело­века от Бога, а вне Бога он не в состо­я­нии достичь веч­ного спа­се­ния, удо­сто­иться веч­ного бла­жен­ного покоя на Небе­сах.

Но суще­ствует и прак­тика более тес­ного упо­треб­ле­ния поня­тия «смерт­ный грех». В рамках такого упо­треб­ле­ния смерт­ными гре­хами тра­ди­ци­онно назы­ва­ются лишь наи­бо­лее тяжкие пре­ступ­ле­ния, те, что осо­бенно сильно влекут чело­века к духов­ной смерти, адовым без­днам и вечной поги­бели. К тако­вым отно­сится, напри­мер, чело­ве­ко­убий­ство, само­убий­ство, заиг­ры­ва­ние с поту­сто­рон­ними силами.

Помимо явно зло­дей­ских деяний пере­чень смерт­ных грехов допол­няют и такие, кото­рые в очах многих людей даже и не выгля­дят опас­ными. Тяжесть этих грехов про­яв­ля­ется не в одно­крат­ном совер­ше­нии, а в том, что при неод­но­крат­ном их повто­ре­нии они спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию и раз­ви­тию гре­хов­ных стра­стей: блуда, чре­во­уго­дия, пьян­ства, среб­ро­лю­бия, гнева, уныния, гор­до­сти, тще­сла­вия и других.

Страсть же сильна и опасна тем, что пле­няет и ско­вы­вает чело­ве­че­ское про­из­во­ле­ние. Пред­мет гре­хов­ной стра­сти нередко играет для чело­века роль свое­об­раз­ного идола. Рас­тра­чи­вая силы и время на удо­вле­тво­ре­ние страст­ных стрем­ле­ний, греш­ник ста­но­вится невни­ма­тель­ным к испол­не­нию рели­ги­оз­ного, духовно-нрав­ствен­ного долга.

Наи­бо­лее опас­ным родом греха счи­та­ется хула на Свя­того Духа. Как сле­дует из предо­сте­ре­же­ния Гос­пода Иисуса Христа, в случае пока­я­ния и обра­ще­ния к Богу чело­веку про­стятся любые грехи, в том числе смерт­ные, за исклю­че­нием одного: хулы на Духа ( Мф.12:31 ).

Но даже и этот вид зло­де­я­ния не лишает без­за­кон­ника воз­мож­но­сти уна­сле­до­вать Цар­ство Славы. В про­тив­ном пони­ма­нии полу­ча­лось бы, что любому, пусть даже и быв­шему ате­и­сту, одна дорога — в ад; но это не так.

Другое дело, что воз­водя брань против Свя­того Духа, нече­сти­вец сам воз­во­дит стену, пре­пят­ству­ю­щую осу­ществ­ле­нию лич­ного спа­се­ния. Ведь очи­ще­ние и осво­бож­де­ние от греха воз­можно не иначе как при содей­ствии бла­го­дати Свя­того Духа. Поскольку же Бог никого не спа­сает насильно, а греш­ник, хуля Духа Свя­того, тем самым отка­зы­ва­ется от Его бла­го­дати, постольку он и не может очи­ститься, сде­латься пра­вед­ным и святым.

Раз­ли­чие грехов в зави­си­мо­сти от сте­пени про­из­во­ле­ния греш­ника при их совер­ше­нии: воль­ные и неволь­ные

Воль­ным име­ну­ется такой грех, кото­рый совер­ша­ется созна­тельно, доб­ро­вольно. По разу­ме­нию святых Божьих подвиж­ни­ков, кто грешит про­из­вольно, охотно и с насла­жде­нием, тот вве­ряет свою сво­боду силам зла, отдаёт себя в послу­ша­ние насла­жде­нию, пре­бы­вает в дру­же­стве с пад­шими духами и имеет мир с сата­ной.

Нака­за­ние за подоб­ные пре­ступ­ле­ния и за само отно­ше­ние к ним со сто­роны испол­ни­теля бывает куда более страш­ным, чем нака­за­ние за грехи, совер­ша­е­мые непро­из­вольно, раде­ю­щими о доб­ро­де­тели людьми.

Неволь­ный грех — тот, кото­рый осу­ществ­ля­ется либо без пред­ва­ри­тель­ного умысла, либо по при­нуж­де­нию. Впро­чем, неко­то­рые воз­ра­жают против такой формы клас­си­фи­ка­ции, утвер­ждая, что коль скоро чело­век осо­знает грех как грех и при этом его совер­шает, то грех сей явля­ется не неволь­ным, а воль­ным, так как не имея жела­ния совер­шить тот или иной грех, чело­век его и не совер­шит. Между тем, даже апо­стол, будучи святым, сви­де­тель­ствал о себе, что иногда, всё же, дей­ствует против своей воли: «Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю» ( Рим.7:19 ). В ряде слу­чаев к такого рода грехам могут быть при­чис­лены и те, что совер­ша­ются под дав­ле­нием обсто­я­тельств (пример: чело­век, рабо­тая на краю крыши высот­ного здания, неча­янно задел шатав­шийся кирпич, в резуль­тате чего тот упал вниз на слу­чай­ного про­хо­жего, про­хо­жий погиб). Кроме того, иногда к непро­из­воль­ным грехам при­чис­ляют гре­хов­ные помыслы (навя­зы­ва­е­мые тём­ными духами), кото­рые хотя и обра­ща­ются в созна­нии греш­ника, однако вос­при­ни­ма­ются им с сопро­тив­ле­нием и борь­бой, не ложатся на сердце и не имеют даль­ней­шей реа­ли­за­ции в соот­вет­ству­ю­щих им гре­хов­ных поступ­ках.

Грехи, совер­ша­е­мые в веде­нии или неве­де­нии

Грехи, совер­ша­е­мые по неве­де­нию, суть те, совер­шая кото­рые, чело­век не знает или даже не дога­ды­ваться, что он нару­шает Божий закон.

Соб­ственно, по боль­шей части о гре­хов­но­сти своих помыш­ле­ний, жела­ний известно даже и тем, кто совер­шенно далёк от рели­гии. Есте­ствен­ный нрав­ствен­ный закон вписан в самое есте­ство чело­века и обна­ру­жи­ва­ется в голосе сове­сти. Если чело­век живет непра­вед­ной жизнью, голос сове­сти в нём при­туп­ля­ется, хотя и не исче­зает совсем. В неко­то­рых слу­чаях чело­веку с про­жжен­ной сове­стью бывает трудно отли­чить гре­хов­ное деяние от не гре­хов­ного.

Между тем суще­ствуют и такие виды грехов, выявить без­за­кон­ность кото­рых на осно­ва­нии сви­де­тель­ства сове­сти или крайне трудно, или невоз­можно. К таким грехам отно­сится, поло­жим, про­по­ве­до­ва­ние иска­жен­ного учения о Боге. С одной сто­роны, про­по­вед­ни­ками лож­ного веро­уче­ния могут быть злост­ные ере­тики, и с таких людей — спрос особый. Но с другой сто­роны, ложно испо­ве­до­вать веру может и запу­тав­шийся (в том числе под вли­я­нием настав­ни­ков-ере­ти­ков) хри­сти­а­нин. Этот грех, как и другие, вра­чу­ется пока­я­нием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *