что такое рнр в торговле
Что такое РРЦ и риски ее несоблюдения для розничных продавцов
Содержание
РРЦ, что это такое
Рекомендованная розничная цена (РРЦ, RRP — Recommended Retail Price ) – это цена, которую производитель товара рекомендует устанавливать при продаже конечному потребителю с полок офлайн магазинов и со страниц интернет-магазинов и маркетплейсов. Контроль за соблюдением РРЦ клиентами и партнерами это обязательный процесс для каждого поставщика заботящегося об имидже своего бренда.
Розничная цена – цена товара для продажи в небольших количествах населению для личных, семейных и домашних нужд и формируется путем сложения акциза, налога на добавленную стоимость и торговых наценок.
Рекомендованная производителем розничная цена может обозначаться еще аббревиатурой MSRP (Manufacturer’s Suggested Retail Price).
От показателя MSRP зависит такая отрасль, как автомобильная промышленность. Производители рекомендуют дилерам устанавливать эту цену для продажи автомобилей и указывать ее на наклейке на окне. На формирование MSRP влияют затраты на производство, марка и модель автомобиля, регион продажи, материал отделки салона. В разных регионах страны рекомендованная производителем цена может отличаться.
В любом случае MSRP – это только установка производителя для дилера для начальной запрашиваемой цены на транспортное средство. Но, согласно законодательству, на всех новых автомобилях должна быть наклейка на стекле с рекомендуемой производителем ценой.
Розничные товары, к примеру, электроника, бытовая техника, имеют MSRP. Устанавливая MSRP, производитель ожидает, эта цена товара будет одинаковой для всех каналов продаж и позволит всем участникам рынка получать ожидаемую прибыль.
Для формирования РРЦ производители анализируют свой бизнес и бизнесы своих партнеров, оценивая их затраты. Введение РРЦ дает возможность производителю проводить такую ассортиментную и ценовую политику, которая гарантировала бы оптимальные показатели оборота товаров и прибыли всем участникам рынка сбыта. Тем розничным продавцам, которые стремятся установить цену на товар выше РРЦ, прежде необходимо досконально изучить рынок и понимать динамику спроса. Иначе они столкнутся с проблемой падения объемов продаж, что не принесет выгоды ни продавцу, ни производителю.
Напротив, побуждение опустить цену ниже РРЦ приводит к увеличению продаж одного игрока и наносит урон сбыту других. В итоге наступает хаос, в результате которого рынок может «рухнуть». При обрушении цен страдает и репутация торговой марки производителя. В обоих случаях велика вероятность, что валовый доход продавца окажется ниже, чем при реализации товара по РРЦ.
МРЦ и РРЦ – в чем разница
Кроме понятия РРЦ (РРЦ, Manufacturer Suggested Retail Price), в розничной торговле может использоваться показатель МРЦ (МРЦ, Minimum Advertised Price).
Минимальная розничная цена (МРЦ) на товар – это цена, ниже которой не может торговать ни один розничный продавец на рынке. Чаще всего эти цены назначаются и контролируются государственными органами РФ, реже, производителями или импортерами данной продукции. Пример – введение с 1 апреля 2021 года единой минимальной цены на сигареты в РФ. МРЦ контролируется поставщиками строже, хотя иногда эти два показателя, РРЦ и МРЦ, могут пересекаться.
При заключении договоров с клиентами некоторые поставщики настаивают на подписании так называемого «антидемпингового соглашения», в котором обозначены штрафные санкции за продажу товара по ценам ниже РРЦ. Примером этого может служить книгоиздательство. Раньше цена указывалась на каждой книге, которая и была рекомендованной производителем стоимостью. Продавцы не имели права продавать по ценам ниже РРЦ.
Тем не менее, закупая товар по оптовым ценам, ритейлеры умудряются продавать товар по ценам даже ниже МРЦ. С появлением интернет-торговли появилось такое понятие, как ИМРЦ.
Internet Minimum Advertised Price (IMAP, ИМРЦ) — минимальная розничная цена для продажи товара в онлайн. Политика ИМРЦ — это соглашение между производителем и продавцом, по которому устанавливается самая низкая цена для рекламы товара на веб-сайтах.
Например, если производитель на своем сайте продает товар за 10 000 рублей, то продавец не может установить на этот товар на своем веб-сайте цену ниже.
Что значит в розницу: понятие, определение, особенности торговли и количество купленного товара
Для начала необходимо разобраться в понятиях. Розница – это товарообменный процесс. Он направлен на удовлетворение потребности приобретать товары у отдельно взятых потребителей. Проще говоря, продажа штучных товаров, вот что значит в розницу.
К определению
Согласно официальным данным розничная торговля — это реализация товаров на основе договоров розничной купли-продажи. Именно последнее является официальным отличительным признаком опта и розницы для налоговой. Понятие «розничная торговля» дано в части 2 гражданского кодекса Российской Федерации.
Там также указывается, что по договору розничной торговли продавец может передавать товар только конечному покупателю. Таким образом, все, что приобретается в розницу, может быть использовано исключительно для личного и домашнего пользования. Также важно отметить, что в основе розничной торговли лежит теория индивидуального выбора, поэтому данный процесс всегда должен исходить от потребностей покупателя.
Главные задачи розничной торговли
Одних определений недостаточно для того, чтобы до конца понять процесс торговли в розницу. Значение также имеют и задачи, которые решаются с помощью ритейлинга. К ним относятся:
Согласно описанным задачам, принято выделять несколько функций розничной торговли:
Современные тенденции развития розничной торговли
Для полного понимания того, что значит в розницу и всех сопутствующих процессов, также важно иметь представление об актуальной ситуации на рынке. В настоящее время в торговой отрасли России действуют свыше 900 тысяч хозяйств. Также, согласно официальным данным, около 15 миллионов человек сегодня занимаются торговлей, что составляет 15 % от общего количества работающего населения, задействованного в экономике. Таким образом, рыночная экономика в данный момент находится в условиях постоянного роста, что приводит розничную торговлю к чрезмерной конкуренции.
Одной из главных тенденций развития российского рынка в последние годы является развитие сетевых форматов. Это значит, что потребители в настоящий момент доверяют крупным сетям куда больше, чем частным продавцам.
Распространенные виды розничной торговли
Ошибочно полагать, что торговля в розницу, значит распространение товаров в небольших универмагах. На сегодняшний день можно выделить три вида, или, иначе, три формата ритейлинга. Главным отличительным критерием при этом выступает масштаб товарооборота. Также традиционным основанием классификации видов розничной торговли в актах торгового законодательства является место торгового обслуживания покупателя. Поэтому принято выделять:
Классификация розничных предприятий
Для подробного ответа на вопрос, что такое торговля в розницу, необходимо рассмотреть классификацию розничных предприятий. К таковым относятся:
Особенности торговли в розницу
Понятно, что розница не значит только поштучно. Однако даже данные классификации не способны стопроцентно конкретизировать этот процесс. Для полного понимания, что значит в розницу, необходимо уточнить, какие сложности таит в себе ритейлинг. Есть несколько моментов, которые надо учитывать при организации розничной торговли.
Так как последняя направлена прежде всего на удовлетворение запросов покупателей, всегда необходимо изучать рынок. Важно также осознанно подойти к выбору торговой точки, формату торговли и вопросам ценообразования. В противном случае ожидать удачных показателей продаж не стоит.
Предполагается, что расчет между продавцом и покупателем может осуществляться как в наличном, так и безналичном формате. Документом, подтверждающим действительность сделки, является чек.
Главной особенностью розничной торговли является тот факт, что в этом случае реализуемый товар продается конечному потребителю, что исключает факт перепродажи. Однако известны случаи, когда данным правилом пренебрегают. Эффективность и прибыльность такой реализации по-прежнему вызывает у экспертов рынка большие вопросы.
Какой розничная торговля может стать завтра
Масштабные перемены рынка послужат причиной изменения розничной торговли. Что значит, появление новых форм реализации товара, увеличение сбыта каждого отдельного продукта и продуманное размещение товара в магазине. Последнее уже активно внедряется в практику продаж крупных розничных сетей.
Также стоит ожидать расширения фирменной торговли. Это одна из трех тенденций, которая наиболее активно развивается сегодня в международных продажах. Есть все основания полагать, что и российский рынок встанет на этот путь. По оценке аналитиков, в следующие 5-10 лет следует ожидать появления образцовых магазинов, организованных производителями. При этом акцент в подобных местах сбыта товара будет сделан на обилие ассортимента, а не на сниженную цену. Что значит, в розницу будет выгоднее продавать тем, кто готов подумать над авторским предложением.
Что такое рнр в торговле
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 318-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 8 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 273-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 10 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ)
(п. 11 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 12 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 13 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 14 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 15 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 16 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 17 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 18 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ; в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(п. 19 введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 488-ФЗ)
(п. 20 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 354-ФЗ)
Что такое e-commerce и как устроена онлайн-торговля
Содержание
В действительности, e-commerce — это не только финансовые или торговые транзакции, осуществляемые с помощью сетей, но и цепочки глобальных бизнес-процессов, связанных с проведением транзакций.
Сегодня к электронной коммерции относят электронную покупку или продажу товаров через онлайн-сервисы или через интернет, мобильную коммерцию, электронные переводы средств, управление цепочками поставок, интернет-маркетинг, онлайн-обработку транзакций, электронный обмен данными (EDI), системы управления запасами и автоматизированные системы сбора данных.
Виды e-commerce
Электронную торговлю можно классифицировать по двум признакам:
Что продают:
Кому продают:
Два самых распространенных типа — b2c и b2b.
Как развивается e-commerce в России и мире?
С ростом цифровизации и массовым переходом в онлайн e-commerce стала драйвером ключевых изменений в мировой экономике. Доступ к электронной коммерции сегодня возможен с любого смарт-устройства: на конец 2020 года в мире насчитывалось почти 10 млрд смартфонов, компьютеров и планшетов, подключенных к интернету. Это уже превышает население Земли (почти 8 млрд человек).
Вот главные цифры на сегодня:
По данным INFOLine, объем рынка электронной коммерции в России за 2020 год составил 2,7 трлн руб. Это на 34% больше, чем годом ранее.
Поддержка электронной коммерции в России на период до 2024 года регулируется нацпроектом «Цифровая экономика». Основными целями документа являются повышение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в валовом внутреннем продукте страны) минимум в три раза по сравнению с 2017 годом, и создание устойчивой, безопасной и общедоступной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных.
Самые успешные кейсы е-commerce
Alibaba
Модель Alibaba аналогична eBay: она выступает в качестве агрегатора для продавцов — физлиц, магазинов или производителей — которые сами отправляют товар покупателям.
JD.com
Главный конкурент Alibaba в Китае. В отличие от Alibaba, JD.com работает по модели Amazon: отгружает товары сторонних продавцов с собственного склада и отправляет через свою службу доставки. На конец 2020 года у компании было более 900 складов общей площадью 21 млн кв. м. В составе холдинга есть своя социальная платформа — Jingxi, а также сети магазинов у дома Xintonglu и JD New Markets и даже собственное направление коммерческой недвижимости. В ближайшем будущем JD планирует запустить свою цифровую валюту — e-CNY.
Amazon
Amazon — самый крупный розничный продавец в сфере e-commerce в США и один из крупнейших в мире. Компания располагает огромной сетью складов и сортировочных центров, а также собственной службой доставки, которая использует дронов и роботов, а в 2020 году приобрела еще и самолеты Boeing 767. Помимо основной b2c-платформы, есть также Amazon Business для клиентов-юрлиц.
Сейчас 60% дохода Amazon приносят ИТ-решения Amazon Web Services — облачные хранилища и сервисы. Компания регулярно запускает различные продукты и сервисы под своим брендом: электронные читалки Kindle, элементы «умного» дома, голосовой помощник Alexa, онлайн-кинотеатр Amazon Prime. У Amazon есть и офлайн-магазины Amazon Go. Они работают при помощи нейросетей с распознаванием лиц и компьютерным зрением: здесь нет касс и продавцов, а покупки оплачиваются автоматически через приложение.
eBay был создан в 1995 году как сервис онлайн-аукционов c2c: продавцы выставляли на аукцион вещи (часто подержанные), а покупатели делали ставки. Доставка товаров при этом лежит на продавце, а сам сервис берет комиссию за размещение лотов и занимается урегулированием споров. Позже на платформе появились коммерческие аккаунты частных предпринимателей и магазинов, а покупать стало можно и по фиксированной цене.
Wildberries
Wildberries продает одежду, обувь, аксессуары, бытовую технику и электронику, товары для дома. Все это компания доставляет с собственных складов через пункты выдачи (в 2020-м доля таких заказов составила 93%) или курьеров. В 2020 году оборот компании вырос на 96% по сравнению с 2019-м — до 437,2 млрд рублей, а число заказов — до 323,8 млн, достигнув 1,5 млн в сутки, что вдвое больше прошлогоднего показателя. Помимо России компания также работает в странах СНГ, Польше, Словакии, Израиле и планирует выйти на рынок Германии.
Компанию основали в 1991 году. Как и Amazon, первый интернет-гипермаркет в России начинал с торговли книгами. Сегодня 24% продаж Ozon приходится на электронику, остальное распределено между книгами, бытовой техникой, одеждой, косметикой, продуктами и прочими товарами. Как и Wildberries, маркетплейс сделал ставку на расширение пунктов самовывоза, причем с 2020 года делает это только под собственным брендом, а не через партнеров. Ozon доставляет товары в собственные постаматы и курьерами. Компания также запустила сервис по продаже авиабилетов Ozon.Travel.
«Яндекс.Маркет»
«Яндекс.Маркет» пришел на рынок 20 лет назад. До 2018 года развивался как агрегатор для интернет-магазинов, с 2018 года параллельно строил маркетплейс «Беру», который в 2020 году стал частью «Яндекс.Маркета». Сегодня это — маркетплейс, где магазины могут продавать свои товары, а пользователи — совершать покупки, выбирая из ассортимента в 4 млн товарных наименования.
Продавцам «Яндекс.Маркет» предлагает четыре модели сотрудничества с маркетплейсом:
Маркетплейс «Маркета» также предлагает другие сервисы для продавцов и покупателей: поиск по десяткам фильтров, сравнение цен на один и тот же товар, отзывы покупателей, рейтинги магазинов и платное продвижение.
На конец 2020 года на «Яндекс.Маркете» продавали свои товары более 8 тыс. продавцов, по рекламной модели размещалось 25 тыс. магазинов-партнеров, ежедневная аудитория достигла 6 млн уникальных посетителей. Оборот компании в 2020 году вырос в 1,5 раза — до 28,8 млрд руб.
Будущее электронной торговли
Среди глобальных трендов в развитии электронной торговли стоит выделить:
Другими словами, магазины стремятся сделать процесс покупки не только максимально быстрым и комфортным, но еще и увлекательным.
Электронная торговля берет курс на персонализацию: за счет «умного» поиска и подбора товаров, персональных рекомендаций, онлайн-стилистов и прочих инструментов. ИИ сможет анализировать все ваши покупки и предпочтения, составляя личные рекомендации с учетом ваших особенностей. Продуктовые сети уже реализуют подбор товаров на основе генетического теста и базовых медицинских показателей.
Подробнее о том, как будет развиваться онлайн-торговля продуктами и готовой едой — в материале РБК Трендов.
Еще один заметный тренд — гибридные форматы: когда офлайн-супермаркеты и розничные сети переходят в онлайн и открывают целые зоны для самовывоза или оформления покупок через интернет. Другой пример сочетания офлайн- и онлайн-формата — магазины Amazon Go: клиент может купить любой товар без касс и продавцов с помощью приложения и камер с распознаванием лиц.
Среди других трендов:
Форматы розничной торговли
Retail.ru в сотрудничестве с Кирой и Рубеном Канаян, группа компаний «Kanayan Retail & Development Consulting» начинает цикл публикаций, посвященных развитию форматов в розничной торговле.
В нем мы будем рассматривать:
Развитие форматов в розничной торговле
Вопрос концепции и формата магазинов и торговых центров продолжает оставаться одним из самых актуальных. На розничном рынке происходят значительные изменения, и надо работать на перспективу, не ограничиваясь опытом и реалиями сегодняшнего дня.
Ситуация сейчас кардинально отличается от той, которая была двадцать и даже еще десять лет назад: многие форматы уже работали за рубежом, по ним было достаточно материалов и методик. Примеры можно было посмотреть, учиться на них, адаптировать успешный опыт к российским реалиям и открывать новый формат в своем городе. Сейчас по многим новым направлениям в ритейле и коммерческой недвижимости такого не наблюдается. Можно сказать, что все стартовали одновременно.
Приходится анализировать, изобретать, пробовать, и многие вопросы находятся в стадии решения — не только у нас в России, но и мире. В этой статье мы рассмотрим факторы розничной торговли, влияющие на развитие форматов, а также типичные проблемы и ошибки ритейла, которые совершают при запуске новых проектов.
Многие торговцы и владельцы коммерческой недвижимости осознают, что работать стало на порядок сложнее.
Во-первых, дает о себе знать высокая насыщенность площадями, и конкуренция становится более острой.
Во-вторых, многие традиционные приемы продаж ослабели — они либо перестали действовать совсем, либо покупатели стали к ним менее чувствительными
И в-третьих, инвесторы, которые хотят вложить деньги в развитие, стали более осторожными.
Поэтому приходится задавать себе вопросы: «Какими будут магазины и торговые центры будущего?» и «Какие направления и форматы розницы будут наиболее актуальными, востребованными не только сегодня, но и в среднесрочной перспективе и будут обеспечивать высокие коммерческие показатели».
Ежегодно на рынке торговли и развлечений появляется что-то новое. Перспективные направления на текущий момент (начало 2018 года):
Над всем этим параллельно работают: сетевые розничные компании, IT-компании, оптовые и логистические фирмы, сети АЗС, консультанты-разработчики (в том числе, и мы). А завтрашний день принесет новые тренды.
Есть примеры, когда новое оказывается «хорошо забытым старым» в новом исполнении. Например, торговля вразнос, которая почти исчезла в XX веке, вернулась в виде интернет-магазинов и служб доставки, и вместо румяных парней-коробейников («эх, полна, полна моя коробочка, есть в ней ситец и парча») к покупателям спешат сотрудники в форменной одежде с такими же полными коробочками, и мы ежедневно видим их в метро и в собственных дворах.
Современная «кастомизация» на рынке модных товаров — потомок модисток XIX века и «индпошива» XX века.
Модное слово «шеринг» — современный аналог проката, распространенного в советские времена, а «коливинг» — по сути, та же «общага».
«Pop-up» магазины (точки временной торговли) открывались купцами в XIX веке по временному внесению в одну из купеческих гильдий. И фактически по этой технологии работают многие точки в курортных городках — Геленджике, Анапе и др. В большинстве торговых центров и рынков есть зона временной аренды. Хотя многие торговцы этого термина не знают…
Торговля по каталогам, образцам или с использованием магазинов-демозалов известна несколько веков: многие представители российской аристократии и зажиточного купечества обставляли свои особняки именно с использованием данной формы торговли.
Точки выдачи — тоже известны уже четвертое столетие. Так, сеть «Утконос» в свое время опиралась на опыт советских столов заказов, а те в свою очередь — на западный и дореволюционный отечественный опыт.
И «фреш-маркеты», «гастро» и «дели-маркеты» — явление, принципиально не новое, только сейчас эти форматы стали более массовыми и доступными рядовому покупателю, а не только узкой прослойке состоятельного населения.
При создании новых розничных сетей интересно вложиться в самые многообещающие направления. Рисковать, конечно, приходится, как и всем новаторам, но степень риска сильно зависит от подхода. Если подход — «сделать прикольную, модную фишку», то больше вероятность, что деньги рухнут в бездну, и «фишка» оставит о себе крайне неприятные воспоминания в виде каменных лиц работников банка или продажи нового «Ламборджини».
Любой эксперимент должен быть очень тщательно просчитан и подготовлен, и об этом мы скажем далее.
Действующим сетям грамотное «форматирование» тоже приносит выгоду:
Факторы, влияющие на развитие форматов в розничной торговле:
Есть области, максимально претерпевшие изменения форматов в связи с изменением вида товаров и условий их потребления.
Самым показательным примером является книжная торговля. В ней почти не осталось прежних магазинов с длинными рядами книжных стеллажей и несколько «пыльной» атмосферой (их можно найти в единичном количестве в некоторых городах, и почти все они принадлежат издательствам). Зато появились «хобби-маркеты», учебные маркеты, канц-маркеты, ретро-маркеты для консерваторов и коллекционеров, магазины-клубы, магазины-кафе с упоительными запахами кофе и пирожных и сценой для выступления известных лиц и непризнанных гениев. А основную массу книг потребители сегодня, конечно же, покупают в виде файла или доступа к нему и читают с экрана.
Аналогичные изменения постепенно происходят в торговле игрушками: обычные игрушки становятся менее интересными для малышей, как только у них появляется первый гаджет. Прежний уровень продаж пока более-менее поддерживается за счет родителей, покупающих игрушки в подарок или поддавшись ностальгическим воспоминаниям своего детства. Но график продаж обычных игрушек потихоньку начинает заваливаться и от стагнации идет вниз.
В других областях не сильно изменились сами товары, а методы торговли стали другими. Например, сфера торговли бытовой техникой — в ней затормозилось развитие супермаркетов и гипермаркетов, и за последние 5-7 лет очень многие сети, в том числе, федеральные, пробовали разные форматы. Сейчас в России практически исчез такой формат, как «розничный гипермаркет электроники», но зато появилось несколько новых (некоторые уже исчезли, просуществовав несколько лет).
Даже в торговле продуктами питания видны изменения, сейчас они заключаются в ежегодном росте спроса на готовую продукцию и общественное питание в точках продаж.
Поколение, которое привыкло покупать и потреблять по-новому, подросло, и его доля увеличилась. Это молодые семьи, не имеющие телевизора (зачем он нужен, когда все новости можно узнать в интернете, а фильмы посмотреть в кино или на мобильном устройстве), девушки, равнодушные к мехам и золотым украшениям и не имеющие в сумке карманного зеркала (вместо него используется опять же смартфон).
В целом, в среде покупателей наметилась тенденция рассматривать магазины и торговые центры не как банальное место добычи необходимых вещей, а как место получения эмоций и новых впечатлений, знакомства, приятного времяпрепровождения, обучения и развития. Соответственно, у традиционных магазинов остается такое преимущество как использование эмоционального фактора в процессе продажи.
В перспективе люди будут все больше ценить в магазинах то, чего нельзя найти в интернет:
При открытии новых магазинов и розничных сетей важно провести анализ предложения помещений на рынке торговой недвижимости и выделить возможности и ограничения.
В нашей практике было несколько случаев, когда наши клиенты-розничные сети вначале самостоятельно разрабатывали новый формат ритейла и только потом начинали анализировать рынок площадей — уже на стадии поиска площадок в аренду. В результате оказывалось, что достаточного количества подходящих площадок в городе не наблюдается!
Например, был запланирован магазин «у дома» с типичной торговой площадью в 450 кв.м, а помещений такой площади предлагалось крайне мало, и далеко не все места подходили по месторасположению и окружению. Но зато рынок изобиловал предложением площадей 100–150 кв. м, и здесь уже была возможность выбирать действительно хорошие места.
Другой пример — местная или региональная сеть разрабатывает формат « супермаркет непродовольственных товаров» с площадью 700–1000 кв. м и тоже не может найти для него площадок. Все лучшие места в концептуальных торговых центрах отдаются федеральным или международным операторам, и остается узкий выбор в менее значимых центрах и в стрит-ритейле.
Для малых форматов в крупных городах в качестве опасности можно отметить высокие арендные ставки, особенно на проходных и заметных местах. Одна из региональных сетей, прекрасно работающая в своем регионе, вынуждена была свернуть свой проект в столице из-за того, что «арендная нагрузка» (показатель доли арендной платы от товарооборота) оказалась на порядок выше.
Поэтому правильный подход — убедиться в наличии площадок и учесть это при разработке параметров формата. Отметим, что многоформатная сеть имеет гораздо больше шансов увеличить свою представленность и занять площадь практически во всех стратегических местах — в торговых центрах, в стрит-ритейле. А также разработать стратегию территориального охвата и выбрать оптимальные места для открытия первых точек.
Ошибки розничной торговли
Почему возникают неудачные форматы? Приведем несколько типичных ошибок ритейла, которые совершают торговцы и владельцы магазинов:
Как избежать ошибок?
Комплекс исследований при разработке нового формата должен включать: