что такое рифмовать на глаголы
Аллергия на глагольные рифмы
— Глагольные рифмы? Ах, оставьте…
Встречала стихи, которые читаешь на одном дыхании, воспринимаешь, как неделимое целое. И лишь при повторных прочтениях обращаешь внимание на техничность написания стихотворения. А у Автора – ба! – глагольные имеются рифмочки-с!
Стихотворение, нарочито написанное без единой глагольной рифмы, ощущается пресным, каким-то не наполненным.
От кого, интересно, это пошлО: глагольные рифмы? – ффффууу.
Вообще, кто законодатель поэтической моды?
Ну, не понимаю я этих новаторских введений. Пока не понимаю. Но надежда есть. Может, кто объяснит. Хорошо бы сподобились объяснить те, кто сторонится глагольных рифм как моровой чумы: да не дай Бог!
Сама стала шарахаться: найду у себя глагольную рифму, и хочется окропить самоё себя святой водой.
Не понимаю, почему считаются хорошими, нормальными рифмы «существительное»-«существительное»?! Например: весна-блесна, ёжик-ножик, солнце-оконце и т.д.
В чём провинились, считающиеся бедными глагольные рифмы: едет-бредит, споёт-не даёт, получить-обручить и т. д.
Не бедны ли рифмы «прилагательное»-«прилагательное»?
Нет ли здесь какой-нибудь особенности энергетики Слова и всего стихотворения в целом, в зависимости от этого?
А, господа поэты-эстеты? Может, литературку подскажете, где об этом можно прочесть?
А может, это просто навязанная крайность всё-таки?!
Подумалось вдруг даже: а не спланированный ли это наезд на Светило Русской Поэзии, который, как известно, активно пользовался глагольной рифмой?! Ну, что-то вроде развенчания культа гениальности Нашего Великого Всего. Или что-то вроде: облей грязью то, что сверкает, и сам заблестишь на фоне этой грязи. Но даже, скорее всего, оно всё гораздо серьёзней со Светилом нашим: спланированная атака по Слову Русскому и миссии Поэта в целом. Заметьте, Поэта с большой буквы. А Поэт с большой буквы дружил с тривиальной глагольной рифмой. И жёг. Глаголом.
Дабы убедиться в правильном направлении своих мыслей и подбодрить себя, достала с полки несколько книжек со стихами всем известных классиков, русских Поэтов 20 века.
Вот выборка навскидку из стихотворных отрывочков пяти заслуженных корифеев. И все, хоть немного, грешат глагольной рифмой.
******
По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Всё на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зелёной волны,
Словно слёзы мои солоны…
… «Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви…
(«По неделе ни слова ни с кем»)
*******
Что стыдно оставаться
До мая в городах,
В театре задыхаться,
Скучать на островах.
(«Теперь прощай, столица»)
******
Господи! Ты видишь, я устала
Воскресать, и умирать, и жить.
Всё возьми, но этой розы алой
Дай мне свежесть снова ощутить.
*****
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
******
Что-то хочется крикнуть
В эту чёрную пасть,
Робким сердцем приникнуть,
Чутким ухом припасть.
(«Небо в тонких узорах»)
(«На дне преисподней»)
Заметно при прочтении, что совсем не любили и не баловали глагольную рифму Пастернак, Цветаева, Вознесенский. Но и у них при беглом просмотре обнаружила эту «проказу».
(«Не знаю, какая столица»)
*****
Так ясно сиявшие
До самой зари –
Кого провожаете,
Мои фонари?
Кого охраняете,
Кого одобряете,
Кого озаряете,
Мои фонари?
*****
И за это, быть может,
Как огонь горяча,
Дочка голову сложит
Под рукой палача…
…И опять мы в метели,
А она всё метёт,
И в церковном приделе
Свет, и служба идёт.
*****
Москвою кто-то бродит,
накрутит номер мой.
Послушает и бросит –
отбой…
*****
вы прошлой любви не гоните,
вы с ней поступите гуманно –
как лошадь её пристрелите.
Не выжить. Не надо обмана.
(стихотворение из двух строк)
Очень интересная и достойная, на мой взгляд, статеечка: «О глагольной рифме, и не только», Алексей Всегдар http://lito.ru/text/8198
ЗАМЕТКИ О СОВРЕМЕННОЙ И НЕСОВРЕМЕННОЙ РИФМЕ
http://www.poetograd.ru/nomer.php?id=2424
© Copyright: Наталья Губанова, 2011
Свидетельство о публикации №11104086569
Что такое рифмовать на глаголы
Сначала предварю выпады псевдорадетелей корректности, взывающих к ссылкам на авторов, фрагменты чьих работ использованы в статье. Поскольку эта статья – переработанная компиляция многих источников и моего литературного опыта, и не является научным или коммерческим трудом, никаких загромождающих ссылок делать не стану. Так что использовать её в качестве диссертационного материала трудно, поэтому и читать упомянутым – не обязательно.
Глагольная рифма – это плохо?
У многих инетных поэтов – словосочетание «глагольная рифма» вызывает чувство отторжения…
Примените глагольную рифму в строфе – и вы рискуете попасть в безнадёжные графоманы.
Сам Пушкин в своей литературной зрелости замечал, что глагольные рифмы ему порядком поднадоели. И что же?
Вот что пишет В.В.Онуфриев в «Словаре разновидностей рифмы»:
«Глагольная рифма – разновидность однородной рифмы; рифма, состоящая только из глаголов: плыву / зову, жить / говорить. По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда, такие рифмы называют ещё и бедными: петь / гореть / шуметь / лететь..». Прочтя строки с подобными рифмами, многие решили – рифмовать глаголы плохо.
Странно, но почему-то мало кто – из числа яростных критиков глагольной рифмы – замечает, что рифмовать прилагательные или, например, наречия – не менее просто: «прекрасный / страстный / опасный / напрасный», «прекрасно / страстно / опасно / напрасно». Да и, если уж совсем начистоту, большинство существительных рифмуются элементарно, а рифму к оставшимся – поэту с плохой фантазией всегда подскажет словарь рифм.
Времена меняются. Глагольную рифму вполне заслуженно обижали прежде, когда число поэтов (именно поэтов, а не людей пописывающих стишки) не исчислялось третьим порядком. Сейчас же, наравне с глагольной, практически любую рифму можно назвать «банальной», «затёртой до дыр». Если в творчестве современного поэта окажется с десяток рифм, которые до него никто не использовал – это уже удача.
И как же быть? Многие, окончательно запутавшись в современной русской поэзии, решили вопрос просто – вовсе отказавшись от рифмы в пользу белого стиха, верлибра и хокку. Спорное и опасное решение. Спорное, потому как тот же белый стих или верлибр совсем не так «свеж и оригинален», как то желают доказать многие нынешние поэты. Например, даже у Пушкина есть такие строки:
«Как весенней теплою порою
Из-под утренней белой зорюшки
Что из лесу из лесу из дремучего
Выходила медведиха
Со милыми детушками медвежатами
Погулять посмотреть себя показать. «
В поэзии же, начиная с периода символизма, белый стих и верлибр встречался в творчестве почти каждого поэта.
Увлечение восточной поэзией тоже не выход. Во-первых, она старше русской, во-вторых примитивней по форме, в-третьих не подходит русскому менталитету. Чтобы писать хокку, необходимо быть буддистом, а это уже – совсем иной тип мировоззрения.
Решение отказаться от рифм – опасно, потому как начинающему поэту кажется, что творить в данных формах легче, нежели в традиционных. В итоге сейчас в инете наблюдается засилье текстов, прячущихся под вывеской «стихи», и при том совершенно не являющихся поэзией. Безусловно, белый стих и верлибр являются одними из наиважнейших завоеваний прошлого, они должны и будут существовать, но творить в данных формах с правом называть написанное поэзией способен лишь поэт состоявшийся, имеющий в арсенале огромное количество наработок и технических приёмов.
Русская поэзия традиционно строилась на рифме. Ни один великий русский поэт рифмы не избежал. И будущее поэзии – за рифмой. В силу того, что рифмованный стих имеет целый ряд бесспорных преимуществ перед нерифмованным, но это – уже совсем другая история.
На мой взгляд, основная проблема нынешнего подхода к глагольной и к грамматической рифмовке – недостаточное понимание ситуации в современной русской поэзии. Вокруг постоянно сыплют словами, которые, безусловно, звучали уместно из уст символистов 19-го века или футуристов 20-го и которые звучат сейчас как нелепица: «данная форма устарела», «эта рифма банальна», «нынешняя поэзия должна экспериментировать с. «. Поэзия никому ничего не должна, любые эксперименты после Хлебникова – всего лишь повторение, все рифмы расфасованы по словарям. Экспериментальный вакуум давно заполнен.
Современный стих будет хорошим лишь при условии, что автор, владея всем разнообразием, всем многовековым поэтическим опытом, выберет приёмы и слова, наиболее подходящие для решения поставленных задач. Отказаться от чего-либо – означает попятиться.
Хороший поэт обязан быть всего лишь самобытным и самодостаточным.
Но – вернёмся к глагольным рифмам.
У многих презрение к ним основано на твёрдом убеждении, что рифмованный стих – это некий набор слов, вставленных в определенный размер, связанных общим смыслом, и с зарифмованными последними словами строк.
Ни один настоящий поэт не воспринимает поэзию столь узко. Прежде всего, все слова в стихе должны гармонично сочетаться. Внутренние рифмы, аллитерации, проверка каждой буквы на уместность использования в данном стихотворении и многое другое – без всего этого поэзия куца с технической точки зрения. Именно за счёт использования широкого поэтического арсенала в стихах глагольные рифмы классиков не режут слух – даже простейшие рифмы идеально вписываются в общую фонетику стихотворения.
Особенно нелепой сложившаяся ситуация выглядит, когда поэты, рьяно протестующие против «глагольных рифм» в описанном выше понимании, совершенно спокойно используют их же в качестве внутренних.
Глагол создаёт движение в стихе, глагол – динамика жизни. Лев Котюков, например, считает, что основная энергетика произведения сосредоточена именно в глаголах. Попробуйте написать стихи, о нежности, избегая глаголов? Это вполне возможно, но без глаголов, эта нежность будет созерцательна, одинока. И лишь глагол способен заставить читателя выйти из состояния созерцания, ощутить прикосновение. У Маяковского есть отличные строки:
«Глаза наслезнённые бочками выкачу. Дайте о ребра опереться.
Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскочу. «
Как Маяковскому, не используя глаголов, до последней извилины дать понять читателю перевозбуждение, всю нервозность своего героя? Герой Маяковского кричит, герой готов действовать. Но давайте переставим слова, дабы удовлетворить «критика», получим:
«Выкачу глаза наслезненные бочками» или «Глаза выкачу наслезненные бочками»
Многие бы одобрили, только вот кричать герой перестал, стал пассивен. Герой стал похож на плачущего от обиды мальчика.
Не спорю, рифмы вроде «был-любил» заезжены «до нельзя». Но разве это повод отказываться от гигантского и столь аппетитного куска русского языка, как глаголы?!
Иван Васильевич Рыжиков говорил, что во множестве случаев – глагольная рифмовка не может быть заменена никакой другой. И нетрудно догадаться, в каких. В тех, когда элемент движения, внутренняя динамика действия стихов – должны быть акцентированы, усилены. Но он предъявлял к глагольным рифмам требование созвучности корневых частей глаголов.
Можно ли использовать глагольные рифмы (ТМ)
Если с глагольными рифмами стихотворение звучит очень красиво, на него написаны песни, допустимы ли в нём с точки зрения высокой поэзии глагольные рифмы. Пробовал заменять на не глагольные и вся красота и логика стихотворения пропадала.
Обманите меня, ради бога,
Я от жизни серьёзной устал.
В ней сплошная тоска и тревога,
всюду вижу зловещий оскал.
Обманите меня хоть немного,
дайте лишь от тумана дохнуть,
не судите прошу только строго,
ведь былой не вернуть уже путь.
Обманите меня, умоляю,
куда деть я не знаю себя,
золотые года вспоминаю,
улететь в сказку бы навсегда.
Обманите меня, я поверю,
даже в жуткую невероять,
отворите в фантазию двери,
я душою смогу Вас понять.
Обманите меня, ради Бога,
Я от жизни серьёзной устал.
В ней сплошная тоска и тревога,
во всём вижу зловещий оскал.
С условиями ТМ ознакомлен и согласен.
Комментарии:
«Обманите меня, ради Бога,
Я от жизни серьёзной устал.
В ней сплошная тоска и тревога,
во всём вижу зловещий оскал».
Последняя строка, Лев, сбоит.
«Обманите МЕНЯ хоть немного,
дайте МНЕ от тумана дохнуть,
не судите МЕНЯ только строго,
ведь прошедшее уж не вернуть». И вот здесь бы ещё не мешало избавиться от УЖа.
А первый слог в рассчёт не берёте?
Я от жИзни серьЁзной устАл.
Во всЁм вИжу зловЕщий оскАл.
Как то так читается, Лев. Ударение здесь падает на 2 слог.
По первому катрену может как-то вот так?
Обманите меня, ради Бога,
Я от жизни серьёзной устал.
В ней сплошная тоска и тревога,
Всюду вижу зловещий оскал.
Обманите меня хоть немного,
От тумана хочу отдохнуть,
И не надо судить слишком строго,
ведь былого теперь не вернуть.
Лев, честное слово, мне легче поправить, как вижу, чем объяснить почему)))). Зацепился за «в фантазию двери», почему? Не знаю, просто я бы написал » отворите фантазии двери»
«Обманите меня хоть немного,
дайте лишь от тумана дохнуть»,
Если обман и есть туман, то что выходит в Вашем варианте?
Обманите меня и тут же дайте от тумана (обмана) дохнуть.
ЛГ говорит на протяжении всего стихотворения о себе и просит ради себя любимого.
Причём здесь «ради Бога».
Вы уверены, что необходимое ЛГ нужно Богу? (или кому-то ещё?)
Желание ЛГ подано очень убедительно. Я не об этом.
Можно рассмотреть, восприятие изложенного, буквально:
стихотворение сообщает мне о желании ЛГ быть обманутым;
спрашиваю: Зачем?
Получаю ответ: Стараюсь ради Бога.
Значение этого выражения не такое, о каком вы думаете, Бог здесь совершенно не причём. Смотрите:
Ради бога — РАДИ БОГА. 1. Устар. Как следует, по всем правилам. Наводненье туда, играя, занесло Домишко ветхий… У порога Нашли безумца моего. И тут же хладный труп его Похоронили ради бога (Пушкин. Медный всадник). 2. Разг. Пожалуйста. [Антип Антипыч:] Да… … Фразеологический словарь русского литературного языка
ради бога — нареч, кол во синонимов: 1 • пожалуйста (82) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ради бога — ра/ди бо/га, частица Я могу Вам позвонить? Ради бога! … Слитно. Раздельно. Через дефис.
ради бога — I ра/ди бога см. ради; в зн. межд. Пожалуйста (при усиленной просьбе) II ради бо/га см. Бог; в зн. межд. Пожалуйста (при усиленной просьбе) … Словарь многих выражений
Ради Бога — Разг. Пожалуйста, очень прошу. ФСРЯ, 41; Мокиенко 1986, 132; БТС, 86; БМС 1998, 52 … Большой словарь русских поговорок
ради бога — р ади б ога, в знач. частицы (пожалуйста, очень прошу; делай как хочешь, я нисколько не возражаю) … Русский орфографический словарь
ради бога — (пожалуйста, очень прошу) … Орфографический словарь русского языка
ради бога / Христа / всего святого — частица Выделяется знаками препинания или оформляется как отдельное предложение реплика. Если слова «ради бога», «ради Христа», «ради всего святого» произносятся с восклицательной интонацией, после них ставится восклицательный знак. Ну, пошел же … Словарь-справочник по пунктуации
За ради бога — Прост. В речевом этикете: пожалуйста, очень прошу. Выражение усиленной просьбы, мольбы. Мы тебя об одном просим: отпусти ты нас за ради бога! Лучше с сумою ходить, да от начальства подале… (Ю. Нагибин Трудный путь) Только за ради господа бога,… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Сообщество поэтов
9.7K поста 3.7K подписчика
Правила сообщества
Строгих правил нет. Просто старайтесь вести себя достойно. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.
Сообщество создается для представления собственных произведений, но не возбраняется выкладывать и стихи известных авторов.
Публикующие свои стихи авторы должны быть готовы ко всевозможной критике. В постах не допускаются ссылки на сторонние ресурсы.
Авторы, с тонкой душевной организацией, не желающие критики должны ставить #без критики. Критика в таких постах запрещена и будет караться баном.
Текстовую версию лень подготовить?
Кто проходил по ссылке- расскажите о чём там?
Я устал. Руки опустились
Ответ на пост «Елена, Алё?!»
Кому интересно. Продолжение.
Видео из Тик тока helen._nail62
Без национальности или никогда такого не было и вот опять
Просьба предать огласке и посоветуйте как довести дело до реального срока.
Этот человек опасен для общества.
Смотрите, какая интересная история!
Хозяин жизни, происхождение которого скоро нельзя будет указывать, ехал по обочине, чтобы проехать быстрее.
После того, как молодой парень не пропустил «обочечника», произошло культурное обогащение, закончившееся переломом ноги у 19-летнего Ивана и сломаным носом у девочки курсантки колледжа МВД. (В форме была). И теперь он под подпиской о невыезде. Вот как к этому относиться?
Сынуля
Иван Ургант о новом предложении Госдумы
Маразм крепчал, и танки наши быстры.
Монетизация
Мигранты
А вы знаете, если мигрантов подселять в дома к тем, кто требует беспрепятственно впускать приезжих в страну, то поток мигрантов исчезнет на следующий день?
Как правильно есть гранат))
Неадекватная мамашка
— Заглушите пожалуйста двигатель, очень дымит!
— Что правильный такой?
— Детям прям в лицо, вашим в том числе!
— невнятное что-то. (закрыв окно)
— показывает средний палец
решил проучить ее и отправить фото в гибдд за неправильную парковку, достал телефон, скачал приложение помощник москвы, зарегился, разобрался как там и чего, сфоткал знак, начал фоткать ее машину на фоне знака.
-Отвали отсюда идиот, да у тебя просто денег на машину нет. и в таком духе.
люди оборачиваются, и это все она кричит в окно через своего ребенка, сопровождая средним пальцем.
graphoman_tinin
graphoman_tinin
Согласно канонам «классической» школы,
Что критикам дороги так,
Нельзя рифмовать никакие глаголы:
Их рифма – поэзии враг!
Ты можешь вполне рифмовать что угодно,
Но только глаголы – ни-ни!
Глагольная рифма стихам чужеродна
(Уж верность сей догме храни)!
Как выглядят корни глаголов, неважно,
А суффиксы оных – тем паче;
Но с ними должны мы бороться отважно –
Вот главная наша задача!
Коль в рифме присутствуют корни глагола,
Присуща стихам красота;
Но критик не терпит сего произвола –
Иная нужна высота!
Пусть рифма глаголов хоть трижды красива,
Она всё равно не нужна:
Ей можно сгубить стихотворное диво,
Стихам же краса не важна!
Согласно заявленной догме жестокой,
Свободной стать рифме нельзя –
Она может быть сколь угодно глубокой,
Но надо глаголы изъять!
Кто рифмой глаголов стихи украшает,
Тому оправдания нет:
Поэзии праведной он угрожает,
Какой же он, к чёрту, поэт?
Кто рифму глагольную в вирши вставляет,
Стремясь красоту умножать,
Тот стихосложение лишь оскорбляет –
Такого нельзя уважать!
Глагольная рифма – последнее дело,
У нас на неё есть табу;
И чтоб эта тварь навсегда улетела,
Её мы видали в гробу!
Откуда запрет сей? А шут его знает!
Но знать все поэты должны:
Глагольная рифма стихи оскверняет,
Глаголы в стихах не нужны!
Глагольная рифма – что может быть хуже
Для тех, кто слагает стихи?
Коль склонность такую в себе обнаружишь,
Дела твои очень плохи!
Запомни, поэт, непреложную норму:
ГЛАГОЛЫ НЕЛЬЗЯ РИФМОВАТЬ.
Нарушишь сию заповедную догму –
Успехам твоим не бывать!
Пусть лучше стихи твои смысла лишатся,
И пусть в них не будет души,
Пусть вирши бесчувствием опустошатся –
Глаголами лишь не греши!
Пусть будут народу стихи непонятны –
Беды в этом нет никакой!
Лишь критикам были бы вирши приятны
(Прекрасен судейский покой)!
Стихи существуют для избранных судей,
А не для простых мужиков!
Должны их читать просвещённые люди,
А вовсе не сброд дураков!
Людские сердца вы наречием жгите,
Числительным тоже сойдёт,
Лишь только глаголом сие не могите:
Он правильность рифмы крадёт!
Но как же быть с Пушкиным? Он ведь глаголы
Нередко в стихах рифмовал!
Возможно, он попросту был слишком молод,
Не ту высоту штурмовал?
Ну, кто такой Пушкин? Ведь он же отсталый,
А мы – современный народ!
Поднимем стихи к высоте небывалой!
Отставить классический сброд!
Сравнимыми с выстрелами холостыми
Стихам чтоб не стать невзначай,
Они никогда не должны быть простыми,
Поэтому сложность включай!
Ты рифмы свои совершенствуй, как хочешь;
Глаголы из них убирай:
Не двигаясь данным путём, не схлопочешь
Билет в поэтический рай!
Пусть есть в твоих виршах и мысли, и пафос,
Не это несёт красоту:
В поэзии главное – витиеватость!
Долой из стихов простоту!
Не только лишь чувства и мысли полёты
На стих налагают печать!
Есть в мире поэты, а есть рифмоплёты –
Нам следует их различать!
Так чем рифмоплёт от поэта отличен?
Да тем, что «законный поэт»
Глаголами строки слагать не привычен,
Он их не выводит на свет!
Чтоб рифмы возвысились несокрушенно,
Я вот что добавить хочу:
Глаголы стихам не нужны совершенно,
Не жалко глаголов ничуть!
Чтоб править стихи, от невзгод уберечь их,
Закон предлагаю принять:
Глаголы пора запретить как часть речи –
Их к мату пора приравнять!
Когда в нашей речи глаголов не станет,
Тогда и воспрянут стихи:
Ведь рифмы ничто уже не испоганит –
Вот будут дела неплохи!
Глагольная рифма страшна, как проказа!
Нам нужно её извести,
Чтоб в будущем эта шальная зараза
Поэтов не сбила с пути!
Поэт, уясни: нет важнее задачи,
Чем с рифмой глаголов борьба!
Заразу сию истребляй, а иначе
Тебя покарает судьба!
Пусть в стихотвореньях плеяда глаголов
Числом превращается в ноль!
Во имя крутых современных канонов
Пиши, но никак не глаголь!