что такое ревизская сказка в мертвых душах
Мёртвые души. История одной аферы
Н. В. Гоголь был слишком талантлив, для того, чтобы о нём можно было забыть.
Тот, кто говорит, что произведение Н.В.Гоголя «Мёртвые души» понравилось ему во время изучения в школе, мягко говоря, ошибается, а если нет, то лицемерит. Для того, чтобы оно действительно понравилось, нужно знать историческую подоплёку произведения, а об этом никогда в школьной программе не говорилось. Что же это за подоплёка?
Во времена Николая Васильевича крестьянское население на Руси переписывалось раз в пятнадцать лет. Называлась эта перепись – ревизская сказка. Почему ревизская? А потому, что такая перепись давала основание правительству взимать подушный налог за каждого трудоспособного крестьянина, который приносил прибыль своему помещику. Поскольку трудоспособность крепостного крестьянина определялась возрастом в 15 лет, то и ревизские сказки осуществлялись через 15 лет. Переписывались все крестьяне с 15 лет и старше. Такая постановка дела явилась следствием ещё петровского времени, когда Пётр 1 заменил подворовый налог, на подушный. Для подсчёта дворов в переписи населения не было необходимости. Дворы нетрудно было посчитать. Тем более, что крестьяне зачастую строили своим оженившимся сыновьям избы в своих дворах. Чтобы меньше был налог. Эту «спекуляцию» и пресекла регулярная перепись населения. Вот только налоговые службы не учитывали естественной убыли населения. В течение очередных 15 лет крестьяне умирали, а помещики продолжали платить за них полноценный налог до следующей ревизской сказки, которая и устанавливала естественную убыль. Правительству такая постановка дела была выгодна, помещикам, естественно, нет. Любой помещик был заинтересован любой ценой избавиться от своих мёртвых крестьян, чтобы не платить за них налоги. Появление Чичикова должно было быть воспринято помещиками, как спасение от ненужных растрат, да ещё с прибылью. Любой нынешний бизнесмен сразу бы это понял, но избалованный халявой помещик, который не особо вникал в дела, проявлял себя по разному, что и описал великий писатель.
Один из авторов «проза.ру», В. Телухова добавила к этому версию, о которой я не знал. Речь идёт о том, что во время описываемых Гоголем событий, царское правительство активно раздавало земли в Крыму. Поскольку Крым был завоёван и нужно было сделать так, чтобы там появилось русское население. Понятно, что земли раздавались по смешным ценам, но только тем помещикам, кто имел достаточно крестьян для освоения полученных земель. Валентина Телухова утверждает, что мёртвые души нужны были Чичикову для приобретения крымских земель с целью дальнейшей перепродажи. Мошенничество, конечно, но вполне себе законное. Эта версия, возможно, даже более реальная, чем предыдущая.
Почему Гоголь не дописал «Мёртвые души»? Скорее всего, публикация второй части произведения подвигла бы многих авантюристов последовать примеру тогдашнего Остапа Бендера. Возможно, Николаю Васильевичу на это указали.
Почему в советские времена не раскрывалась подоплёка романа? Слишком многому мог научить этот роман советского, неискушённого читателя. Построение налоговых схем, суть собственнических отношений. Не нужно это было стране Советов, где люди были лишены частной собственности. Зачем им задумываться об этом? Да вот беда, писатель великий. Нельзя не упомянуть о славном труде его жизни. И пошли заказные комментарии к «Мёртвым душам», чтобы не сделал кто-нибудь неправильный вывод из романа, невзначай. А во времена первого издания романа его содержание было настолько понятным людям, что он стал бестселлером.
Советская идеологизация, между тем, закончилась. Нынешние молодые люди уже знают, что такое собственность. Махинацией Чичикова их вряд ли удивишь. А помещичьи типажи, описанные Николаем Васильевичем, внешне слишком устарели. Найти в них себя под силу только тем современникам, кто в этом не заинтересован. Опять не для всех открыта книга. Может взять и навсегда закрыть её? Но нет. Гоголь был слишком талантлив, чтобы о нём забыть. Остаётся одно. Дорасти до его произведения.
Души мертвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.
Что такое ревизская сказка
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».
В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.
Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»
«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».
Что такое ревизская сказка?
Некоторые понятия имеют разные толкования. Чаще всего это связано с историей. Она влияет и на смысл выражений, и на их дальнейшее понимание. Речь пойдет о ревизских сказках, об их историческом прошлом, какое отношение к ним имеет Николай Васильевич Гоголь, и что с ними сделал Театр на Таганке?
Контроль
Ревизская сказка – это документ, в котором отражались результаты проведенной проверки податного населения. Проводилась она несколько лет. В общей сложности было проведено 10 ревизий с 1718 по 1856-й. Цель такого контроля была в том, чтобы осуществлять подушное налогообложение населения.
Ревизская сказка имела вид обычного журнала, в котором находился список. В него вносили поименно жителей Российской Империи. В нем указывалось имя, отчество и фамилия человека, который владел двором, а также вся информация о его семье.
Уточнения
Никакой систематики в проверках найти нельзя. Между первой и второй прошло 25 лет, между второй и третьей менее 20-ти. Но за это время между ревизиями проводились уточнения. Специалисты фиксировали наличие или отсутствие лица, а также указывали на причины «отлучки».
Все эти подробности относились уже к следующей переписи, а поэтому часто бывало, что душа уже умершего человека все равно фиксировалась. Такие случаи приводили к тому, что держава увеличивала собираемость подушевного налога, а также происходили те самые злоупотребления, о которых и говорил Николай Васильевич Гоголь в «Мертвых душах».
Исторические события
Первая ревизская сказка была зафиксирована в 1718 году. В общей сложности проверка продлилась до 1724 года. Её проводили особые переписчики, которыми командовали полковые и земские комиссары. В итоге, первая «перепись» учитывала 5,4 миллиона мужчин. Женщины не учитывались при проверке.
Во время второй ревизии в 1743 году снова проверяли лишь мужчин. Кроме того, попытались даже установить правило, которое требовало проводить ревизии раз в 15 лет. Уже в 1761 году прошла третья проверка, которая разнилась тем, что провели её без участия офицеров. Списки подавались в губернских конторах, а также провинциальных и воеводских учреждениях.
Четвертая ревизская сказка была записана в 1781 году, результаты стали принимать городничие, суды и казенные палаты. 5-ю ревизию провели в 1794 году, и она ничем не отличалась от предыдущей. А вот 6-ю пришлось прервать из-за угрозы военного конфликта с Францией. Поэтому в 1815 году была проведена уже 7-я ревизия.
Восьмая и девятая ревизии проводились по специальному утвержденному государством Манифесту, который был установлен в 1833 году. В список входили мужчины, на обратной стороне указывались женщины. Проводить сборы стали помещики и комиссии. Проверять их работы стали чиновники, которым нужно было контролировать метрические книги и находить все «утаенные и прописанные» души.
Последняя ревизская сказка была проведена с 1857 по 1859 года. По её результатам было найдено более 11 миллионов душ мужского пола. Часть крепостных людей составила почти 35% от всего населения Империи.
Хранение
Мало кто знает, но именно благодаря этим документам можно проводить генеалогическое исследование. Результаты проверок находятся в Российском государственном архиве древних актов, а также в других архивах субъектов федерации. Здесь можно найти ревизские сказки уезда Тверской провинции или Волынской губернии. Фрагменты этих проверок есть даже в электронной форме. Таким образом, можно проследить изменение формы актов.
В интернете также можно найти ревизские сказки губернии, в которой, по вашему мнению, могли проживать потомки. К примеру, есть целый архив Пермского края, в котором указаны года проведения ревизий, уезды, села и даже заводы.
Если в интернете сложно найти информацию, можно обратиться к архивам города, но как показывает практика, далеко не везде сохранились ревизские сказки. Многие были утрачены во время войны.
Писательские труды
Часто именно с литературой связывают понятие «ревизская сказка». Гоголь Николай Васильевич в свое время написал поэму «Мертвые души», и именно исторический документ о переписи населения вдохновил его на это произведение. «Мертвые души» как раз и относятся к ревизским сказкам. Как уже говорилось ранее, из-за уточнений, которые фиксировались лишь в последующий год, некоторые умершие могли считаться живыми. Поэтому манипуляции с отсутствующей «ревизской душой» встречались часто и были вполне законными. Именно на этом и основывается сюжет гоголевского произведения – афера Чичикова.
Другие варианты
Конечно, первый вариант связи «Мертвых душ» с ревизскими сказками более вероятен. Но исследователи предполагают также еще одну теорию. Часто утверждают о мистических наклонностях Гоголя, а поэтому не удивительно, что возможно «Мертвые души» пошли от поэмы Данте «Божественная комедия». Считается что персонажи поэмы – это души, которые сам писатель встретил в «аду» своей современности.
Театральный смысл
Исторические события привели к тому, что Гоголь написал свою поэму «Мертвые души». Но он был не единственный, кто в своем творчестве упомянул этот «журнал». В 70-х годах было поставлено представление, которое так и называлось – «Ревизская сказка». Шнитке Альфред создал музыкальное произведение к этому театральному действию – «Гоголь-сюита».
Представление было поставлено в Театре на Таганке. Возглавлял все это действо талантливый режиссер-постановщик Юрий Любимов. Цель спектакля имела задачу донести до посетителя внутренний мир Гоголя, показать его душу. Кроме того, режиссер хотел не просто рассказать и напомнить о писателе, но и указать на главный мотив судьбы Гоголя.
Музыкальное сопровождение
Как уже говорилось, автором главной темы спектакля стал Альфред Шнитке, который и написал музыку для постановки, которая называлась «Гоголь-сюита». «Ревизская сказка» переполнена музыкой и все потому, что Гоголь был очень близок к ней. Он любил её, знал нотную грамоту. Поэтому не случайно его произведения были прославлены благодаря опере.
Шнитке же сумел передать с помощью музыки то настроение и тему. «Гоголь-сюита» является неотъемлемой частью спектакля, она не просто сопровождает все действия, которые происходят на сцене, а также играет важную роль, создает особое пространство и время.
Музыкальное произведение, как и спектакль в общем, состоит из нескольких частей. Каждая имеет особое название, по которому можно догадаться, что сейчас будет происходить на сцене. Например, начинается постановка с «Увертюры», далее действо переходит в «Детство «Чичикова». После упоминаются повести «Портрет» и «Шинель». Следом пятая часть сюиты «Фердинанд VIII» и еще три части: «Чиновники», «Бал» и «Завещание».
Значение
Ревизские сказки были значимы для всего населения и истории в целом. Но, как и любое государственное явление, имели свои неточности и огрехи. Поэтому были позже описаны в литературе. Наиболее ярко о них рассказал Николай Васильевич Гоголь. Конечно, после него были и другие произведения, но «Мертвые души» можно считать наиболее ярким и точным отображением событий того времени.
Театр на Таганке поставил спектакль «Ревизская сказка», но по смыслу рассказывал о Гоголе. Именно поэтому главным действующим персонажем является писатель. Сейчас эта постановка выведена из репертуара.
Души мёртвые и живые. Изучаем ревизские сказки середины XIX века
Сегодня в рубрике «Истории вещей» — экспонаты новой выставки Музея Москвы «Гоголь в Москве». Две ревизские сказки крестьян помещика Фотия Мойтьевича Лозовича, созданные в 1850 и 1858 годах, были подарены музею в 1998 году москвичом В.Н. Рабиным.
Что такое ревизская сказка
Ревизская сказка — не шуточное неформальное название, а вполне официальное. Так с XVIII до середины XIX века в Российской империи назывались документы, в которых были зафиксированы результаты ревизий, или переписей населения. Пересчитать население государства впервые предложил Петр I — эти данные были нужны для сбора введенного им подушного налога.
Первая перепись началась в 1718 году и закончилась в 1724-м. Тогда насчитали чуть больше 15 миллионов человек. Всего с 1718 по 1859 год было проведено 10 ревизий. Согласно последней, в государстве проживали почти 75 миллионов человек.
В ревизских сказках указывались имя, отчество и фамилия (если она имелась) владельца двора, его возраст, имена и отчества членов его семьи, их возраст и отношение к главе семьи. Каждого человека, подлежащего налогообложению, в таких документах называли ревизской душой.
В ревизских сказках помещика Лозовича учтены «мужескаго и женскаго пола дворовые люди и крестьяне». Между тем три из 10 ревизий (первая, вторая и шестая) включали только мужчин.
В промежутках между ревизиями ревизские сказки уточнялись. Проверялось наличие каждого учтенного человека, в случае его отсутствия фиксировалась причина: умер, в бегах, отселен, в солдатах. Тем не менее каждая ревизская душа до следующей ревизии считалась существующей даже в случае смерти человека. С одной стороны, это позволяло повышать собираемость налога, а с другой — создавало условия для злоупотреблений, описанных в «Мертвых душах».
В качестве иллюстрации приводим отрывок из пятой главы поэмы, в которой Чичиков прибывает к Собакевичу.
Упоминание ревизских сказок в «Мертвых душах»
«Чичиков начал как-то очень отдаленно, коснулся вообще всего русского государства и отозвался с большою похвалою об его пространстве, сказал, что даже самая древняя римская монархия не была так велика, и иностранцы справедливо удивляются… Собакевич все слушал, наклонивши голову. И что по существующим положениям этого государства, в славе которому нет равного, ревизские души, окончивши жизненное поприще, числятся, однако ж, до подачи новой ревизской сказки наравне с живыми, чтоб таким образом не обременить присутственные места множеством мелочных и бесполезных справок и не увеличить сложность и без того уже весьма сложного государственного механизма… Собакевич все слушал, наклонивши голову, — и что, однако же, при всей справедливости этой меры она бывает отчасти тягостна для многих владельцев, обязывая их взносить подати так, как бы за живой предмет, и что он, чувствуя уважение личное к нему, готов бы даже отчасти принять на себя эту действительно тяжелую обязанность. Насчет главного предмета Чичиков выразился очень осторожно: никак не назвал души умершими, а только несуществующими».
Операция «Мертвые души»: в чем был смысл аферы Чичикова?
Все мы в школе изучали знаменитую поэму Н. В. Гоголя «Мертвые души». Если помните, то среди героев поэмы «предприятие, или, чтоб еще более, так сказать, выразиться, негоция» вызвало полнейшее недоумение, переходящее в панику.
Что же такое хотел провернуть Чичиков? Герои романа строили разные предположения. Но на деле это был обход закона с целью обогатиться.
Кого покупал Чичиков и зачем?
Манилову Чичиков объяснил так:
«Я полагаю приобресть мертвых, которые, впрочем, значились бы по ревизии как живые».
Ни для Манилова, ни для современного читателя это объяснение ничего не дает.
Пойдем по порядку и начнем с ревизии.
Ревизия — это перепись крестьян, подлежащих налогообложению. С 1724 г. подворный налог был заменен Петром I на подушный. До этой реформы налог взимался с одного двора — отдельного крестьянского хозяйства вне зависимости от численности семьи. Теперь же он уплачивался с каждой «души мужского пола».
Для определения количества этих душ в конце 1718 г. начала производиться подушная перепись. Реестры крестьян (сказки) были присланы, но вскоре были вскрыты многочисленные случаи утайки людей от переписи: народ чуял, что не к добру ее проводят.
С 1722 г. до 1724 г. проводилась проверка результатов переписи, которая была поручена специальным военным ревизорам. В результате число ревизских душ увеличилось с 3,8 млн. до 5,5 млн.
И вот тут мы подходим к самому интересному и значимому для нашего расследования обстоятельству: ревизская душа могла быть вычеркнута из ревизской сказки только при следующей ревизии. В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.
Чичиков как раз и хотел приобрести ревизские души, которые в сказках числились, но в действительности уже живыми не были. И тут возникает следующий вопрос…
Зачем Чичикову были нужны мертвые души?
Тут все достаточно просто — он хотел заложить приобретенные им ревизские души в Опекунский совет. Это было благотворительное учреждение для сирот и подкидышей. Но помимо этого оно распоряжалось огромными денежными ресурсами.
С 1772 г. при Опекунских советах в Москве и Петербурге официально стали создаваться ссудные и сохранные казны, которые выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей и принимали вклады.
Именно ссуду хотел получить Чичиков и таким образом обогатиться. Размер выдаваемой ссуды напрямую зависел от количества крестьян — ревизских душ — в имении. Поэтому он их и скупал. А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.
Но одних крестьян было недостаточно для получения денег.
Причем тут Херсонская губерния
Чичиков покупал крестьян без земли и хотел переселить их в другое место. Вот только собственного поместья у него, строго говоря, не было. А его наличие было необходимо для осуществления замысла. Количество крестьян только определяло размер ссуды, в залог же передавалось имение.
Но Чичиков и это предусмотрел — он собирался переселить купленных крестьян в Херсонскую губернию и такой выбор был неслучаен. Эта территория, которая называлась Новороссией, вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.
С 1764 г. началась раздача земель частным владельцам согласно «Плану о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». К моменту начала действия поэмы в Новороссии, в том числе и в Херсонской губернии, все еще оставались очень большие объемы незаселенных казенных земель.
Именно там Чичиков и приобрел землю.
Удалось ли ему довести свою аферу до конца, остается только гадать. Судьба второго тома «Мертвых душ» всем хорошо известна.
Источник: по материалам поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и статьи Евгении Шрага «5 вопросов о «Мертвых душах».
При чтении в голове заиграла музыкальная тема криминальной России и показался Леонид Каневский. «Каково же было удивление чиновников уголовного сыска, когда в Херсонской губернии не оказалось усадьбы гражданина Чичикова. Следствие снова зашло в тупик».
По-моему, смысл схемы махинаций с мертвыми душами рассказывали ещё в школе.
а в каком возрасте крестьянские дети мужского пола становились «душами»?
Короче дальневосточный гектар в РИ!
Отрывок из фильма, обед у собакевича, голодным не смотреть https://youtu.be/nMoJ5c17z4Y
Конечно, удалось! Вон сколько народу там сейчас.
А у меня претензия к тов. Гоголю, почему у Манилова нет имени отчества, как-то не по людски чисто по фамилии всегда обращаться
Хммм. Похоже, моя дочь в понедельник таки сдаст доклад =3
Немножко не сходится.
» В период между ревизиями она облагалась налогом вне зависимости от того, что произошло с самим человеком.»
«А у помещиков была своя выгода — снижение налоговой нагрузки.»
Какой смысл продавать мертвые души, если всё равно надо ждать следующей ревизии и на ней сказать, что человек мертв? И только тогда снизится налоговая нагрузка. Или что то ещё может быть?
Читая Гоголя. Про пуговицы
Перечитываю Гоголя. В который раз. И улыбнулся фрагменту из «Вий».
А потом я подумал, а почему овчар с пуговицами? Что это за описание персонажа? При чём тут пуговицы? В примечаниях в книге нет ничего.
Полез в инет. И обнаружил две интересные вещи.
Во-первых. Есть целые работы на эту тему. Например, «Роль пуговицы в творчестве Гоголя и Достоевского». Или диссертация «Вещный мир в творчестве Н.В. Гоголя. Анализ деталей одежды персонажей.» Я не шучу. Литературоведы всерьёз изучают эту тему.
А во-вторых, в те времена, пуговица была не только застёжкой на одежде, а это был специальный аксессуар, магический талисман, оберег, назначение которого отпугивать нечистую силу.
Приведу пару цитат.
«Раньше у пуговиц было и магическое значение: отпугивать злые, враждебные человеку силы. Для этой цели в них помещали кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал приглушенный звук, похожий на звон бубенца. Способность издавать этот звук и превращала пуговицы в обереги.»
«Пуговица в русском языке имеет тот же корень, что и слова пугать, пугало, пугач. Некоторые российские исследователи считают, что это совпадение связано как раз с тем, что пуговица долгое время служила защитой от злых сил.»
« …у западных народов основными функциями пуговицы всегда были утилитарная и декоративная, в то время как у славян на первое место ставилась функция оберега.»
Таким образом, когда Гоголь описывая молодого овчара, упоминает о пуговицах, это значит, что овчар верит в нечистую силу и боится её. И то, что именно он задаёт такой вопрос, придаёт дополнительный смысловой и эмоциональный оттенок этому эпизоду. И читатель времён Гоголя всё это понимал.
Современному же читателю это всё уже не доступно. Увы.
И напоследок. Тот, кто считает, что всё понял про Гоголя ещё в школе…, советую перечитать. Умел писать Николай Васильевич.
Правда ли, что Гоголь — автор фразы «У России две беды: дураки и дороги»?
Согласно распространённому мнению, именно автор «Мёртвых душ» ввёл в употребление крылатый тезис о причинах всех российских несчастий. Мы проверили, правда ли это.
(Для ЛЛ: фейк, автор цитаты наш современник)
Контекст. О том, что именно Николай Васильевич — автор афоризма, можно прочитать на сайтах таких СМИ, как «Российская газета», радио «Свобода», «Известия», РИА «Новости» и «Газета.ru». Известный российский журналист Юрий Гейко сделал фразу эпиграфом к своей книге «Дураки, дороги и другие особенности национального вождения», при этом указав год появления цитаты — 1840-й. С отсылкой к Гоголю высказывание также фигурирует в книге экономиста и политика Михаила Делягина «Дураки, дороги и другие беды России». Доктор исторических наук Владимир Соловьёв включил фразу в свою энциклопедию «История Отечества». А вот на сайте Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека утверждается, что цитата принадлежит Николаю Карамзину. Иногда её связывают и с Михаилом Салтыковым-Щедриным.
Несмотря на довольно частое приписывание Гоголю этой крылатой фразы, найти что-то подобное в его творчестве, дневниках или письмах не удастся — русский классик такого не писал. Тема неважных дорог так или иначе затрагивается в ряде произведений Гоголя. Например, в описании одной из поездок Чичикова в «Мёртвых душах» сказано, что «дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка». В другом эпизоде бессмертной поэмы Гоголь отмечает, что «щедр человек на слово «дурак» и готов прислужиться им двадцать раз на день своему ближнему» (по совпадению сам автор использовал это слово в поэме 24 раза). Однако ни одна из этих «бед» у Гоголя таковой не именуется — ни по отдельности, ни вместе.
Бесполезно искать эту цитату и у других классиков — от Карамзина до Салтыкова-Щедрина. Да, Пушкин в «Евгении Онегине» жалуется: «Теперь у нас дороги плохи, // Мосты забытые гниют», а Некрасов в одном из стихотворений сетует: «Дураков не убавим в России, // А на умных тоску наведём» (отсылка к неоконченному стихотворению Фонвизина). Но эти цитаты не похожи даже на зачатки будущей крылатой фразы.
Конструктивно схожим можно счесть знаменитое «В России две напасти: // Внизу — власть тьмы, // А наверху — тьма власти», приписываемое Гиляровскому. Рифмуются две беды и с лозунгом «Ударим автопробегом по бездорожью и разгильдяйству» из романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок». Однако впервые дураки с дорогами в русской литературе сойдутся только в конце XX века. Около 1987 года сатирик Михаил Задорнов написал монолог под названием «Страна героев», который с успехом читали со сцены не только он сам, но и Евгений Петросян (запись 1989 года). В монолог вошла реплика
«Н. В. Гоголь писал: «В России есть две беды: дороги и дураки». Вот такое завидное постоянство мы сохраняем по сей день. Вы замечали, что каждый вахтёр, сторожащий у нас бассейн, чувствует себя пограничником?».
В том же 1989 году монолог вышел в печатном издании, и тогда же «фразу Гоголя» впервые процитировали вне эстрады — на Втором съезде народных депутатов СССР, а также в дайджесте «Спутник». Цитата ушла в народ — вскоре её повторили политик Николай Рыжков, журналист Андрей Караулов и писатели Вячеслав Барковский и Андрей Измайлов в своей экранизированной трилогии «Русский транзит». Причём все они использовали задорновский порядок — сначала упомянули «дороги», а потом «дураков». Со временем эти слова в цитате поменялись местами.
Итак, выходит, что крылатую фразу о двух российских бедах придумал Михаил Задорнов. Но зачем тогда уже довольно популярный автор разговорного жанра приписал её Гоголю? Как считает исследователь цитат Константин Душенко, «ссылка на классика должна была послужить охранной грамотой подцензурному советскому сатирику и придать его мысли большую авторитетность. Эта цель была блестяще достигнута: версия об авторстве Гоголя стала основной».
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и в Вконтакте. Традиционно уточняю, что в сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла), а в день обычно публикуем не больше двух постов.