что такое репетир диафрагмы
Второе правило глубины резкости
Третья часть урока о глубине резкости
Прежде, чем мы продолжим изучение глубины резкости, нам нужно разобраться что такое диафрагма объектива и где её искать.
Для начала, давайте проведём простой но удивительно эффективный эксперимент, после этого я расскажу вам подробности о диафрагме и глубине резкости.
Эксперимент с диафрагмой и глубиной резкости
Смотрите через дырочку в карточке или кулаке на текст в книге и потихоньку приближайте книгу к глазам. Остановитесь когда текст при приближении книги из чёткого начинает расплываться, но буквы ещё можно прочесть. Не двигая книгу, уберите карточку с дыркой (или руку) через которую вы смотрели на текст.
Теперь вы никогда не забудете, что
МАЛЕНЬКОЕ ОТВЕРСТИЕ ДОБАВЛЯЕТ РЕЗКОСТЬ
Что такое диафрагма объектива
Точно так же, как в эксперименте с глубиной резкости и диафрагмой в вашем фотоаппарате есть перегородка с отверстием.
Диафрагма объектива – это светонепроницаемая перегородка между линзами объектива, с круглым (или почти круглым в зависимости от конструкции) отверстием посередине.
Отверстие диафрагмы объектива, установленное в данный момент называется действующим отверстием.
В зависимости от действующего отверстия диафрагмы изменяется резкость предметов находящихся на разных расстояниях от объекта на который сфокусирован объектив фотоаппарата.
Используя большое отверстие можно уменьшить глубину резкости так, что резким останется только главный объект съёмки, а всё ненужное в кадре будет нерезким (размытым). Такой приём довольно часто используют в портретной фотографии, поскольку это привлекает внимание зрителя к главному объекту съёмки (самому резкому).
Используя очень маленькое отверстие диафрагмы, вы можете удлинить зону резкости так, что все объекты в кадре станут резкими. Если вы не забудете прикрыть диафрагму фотографируя пейзаж у вас будет изумительно резкая фотография.
И хотя зона перехода нерезкости в резкость и обратно никогда не имеет чёткой границы, закрывая или открывая диафрагму объектива до определённой величины, подобранной экспериментально, вы можете добиться того, что только нужные объекты в кадре будут резкими.
Сменная и регулируемая диафрагма объектива
В первых фотоаппаратах диафрагма объектива была сменная. К каждому объективу прилагался набор светонепроницаемых пластин с отверстием посередине. Площадь каждого отверстия отличалась от соседнего в 2 раза. Почему именно в 2 раза, вы узнаете в следующих уроках фотографии, посвящённых экспозиционной паре.
Настраивая глубину резкости, фотограф вынимал одну пластину диафрагмы из объектива и вставлял другую. Это было очень неудобно и слишком долго. до тех пор пока не была придумана ирисовая диафрагма = диафрагма с ирисовым механизмом регулировки размера отверстия [англ: iris — радужная оболочка глаза]
У фотоаппаратов с ирисовой диафрагмой появился специальный рычажок-переключатель диафрагмы. Перед фотосъёмкой фотограф устанавливал рычажок диафрагмы на нужную отметку, а диафрагма в это время меняла размер своего отверстия
Сменная диафрагма объектива | Регулируемая диафрагма объектива |
Сменная диафрагма объектива
Регулируемая диафрагма объектива
C тех пор механизм ирисовой диафрагмы объектива фотоаппарата остался практически неизменным, а вот рычажок переключения диафрагмы теперь спрятан внутри объектива и поворачивается он не руками, ф микроэлектромотор, в зависимости от того, какое значение выбрал фотограф или автоматика фотоаппарата.
O неприличных объективах
В современных суперкомпактных и недорогих цифровых фотоаппаратах, а так же в фотокамерах многих телефонов и смартфонов, отсутствует ирисовый механизма диафрагмы, из-за этого размер отверстия диафрагмы не регулируется. Разумеется, что о регулировке глубины резкости с таким фотоаппаратом можно забыть.
Устройство ирисовой (ламельной) диафрагмы
Классическая ламельная диафрагма состоит из тоненьких пластин (ламелей). С одной стороны каждая пластина крепится на оси неподвижного кольца ирисового механизма, а в прорезь ламели входит один штырёк подвижного кольца ирисового механизма.
Устройство ирисовой диафрагмы
Ламели диафрагмы сняты
Устройство ирисовой диафрагмы
Ламели диафрагмы сняты
При полностью открытой диафрагме, ламели максимально отодвинуты от центра и спрятаны за кольцами механизма. Когда поворачивается подвижное кольцо, его штырьки скользят по профилированной щели ламели. При этом ламели поворачиваются вокруг осей неподвижного кольца и начинают перекрывать отверстие. Чем больше поворот подвижного кольца, тем меньше отверстие диафрагмы.
Репетир диафрагмы объектива
Благодаря ирисовому механизму размер отверстия диафрагмы может изменяться в зависимости от настроек фотоаппарата. Размер отверстия диафрагмы связан с его фокусным расстоянием, поэтому часто называется относительным отверстием.
Зависимость отверстия диафрагмы от фокусного расстояния объектива
Относительное отверстие диафрагмы
Во время опыта с трубочками вы наверное заметили ещё одно различие – в более длинной трубке меньше света, несмотря на такой же диаметр. Это влияние мы будем учитывать, когда речь пойдёт об экспозиции, а сейчас рекомендую вам взять в руки свой фотоаппарат и сделать простой опыт.
Поставьте зум объектива вашего фотоаппарата на максимальное фокусное расстояние (максимальное приближение), при этом угол зрения объектива станет минимальным. После этого посмотрите как изменился диапазон возможных значений диафрагмы. Вы заметили, что значения диафрагмы изменились, потому, что уменьшилось относительное отверстие объектива, (диафрагма как бы прикрылась за счёт увеличения фокусного расстояния.
Теперь вы догадываетесь, почему значение диафрагмы обозначают как натуральную дробь с буквой f в числителе, например f/11, и часто называют относительным отверстием?
Вы наверняка слышали термин светосила объектива, но вы не знаете, что это такое? Могу вас обрадовать, вы только что узнали о зависимости светосилы объектива от его фокусного расстояния.
Максимальное отверстие диафрагмы объектива (когда диафрагма полностью открыта) это и есть светосила объектива.
Теперь вы знаете, что светосила длиннофокусного объектива всегда будет хуже, чем короткофокусного. Поэтому, никогда не сравнивайте светосилу объективов с разным фокусным расстоянием.
Диафрагма объектива и глубина резкости
Диафрагма (фото)
Диафра́гма (от греч. διάφραγμα — перегородка) в фототехнике — устройство объектива фотокамеры, позволяющее регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.
Является разновидностью апертурной диафрагмы оптической системы. Слово «апертура», как правило, является синонимом слова «диафрагма», разница — под «апертурой» подразумевается только геометрическое значение, а под «диафрагмой» также и механическое устройство регулирования апертуры.
Содержание
Устройство ирисовой диафрагмы
Обычно состоит из нескольких (от 3 до 20) поворотных серповидных лепестков, приводимых в движение кольцом на оправе объектива или (в большинстве современных объективов) электроприводом, управляемым фотокамерой. При полностью открытой диафрагме лепестки формируют круглое отверстие, при частично закрытой — многоугольник, близкий к кругу. Этот «многоугольник» влияет на вид т. н. «боке» в части бликов от не попавших в глубину резкости точечных источников света. Считается, что чем больше лепестков в устройстве диафрагмы, тем более «красивое» получается «боке», на другие параметры «красивости» устройство диафрагмы не влияет.
Все остальные конструктивные особенности диафрагмы повышают удобство, оперативность и точность работы.
Прыгающая диафрагма
Прыгающая диафрагма — особенность устройства диафрагмы и системы управления ею в современных однообъективных зеркальных фотоаппаратах.
До съёмки фотограф рассматривает изображение и производит фокусировку объектива при максимальном относительном отверстии (тем самым достигается максимальное удобство кадрирования и точность фокусировки), при нажатии на спусковую кнопку и перед срабатыванием фотографического затвора диафрагма скачкообразно с помощью пружины закрывается до заданного органами управления или автоматикой диафрагменного числа.
Механические сложности изготовления быстродействующего многолепесткового механизма прыгающей диафрагмы привели к тому, что некоторые объективы с прыгающей диафрагмой имеют намного меньше лепестков, чем их «непрыгающие» и тем более, «дальномерные» родственники.
Репетир диафрагмы
Репетир диафрагмы — орган управления фотоаппаратом (кнопка, рычажок), осуществляющий закрытие прыгающей диафрагмы до заданного значения без съёмки. Такое действие требуется для правильной оценки ГРИП фотографом.
Нажимная диафрагма
Нажимная диафрагма — диафрагма, отверстие которой изменяется под воздействием спусковой кнопки за счёт её полунажатия, без дополнительной пружины. В остальном принцип её действия и применение идентичны прыгающей. Примеры:
Доводчик диафрагмы
Доводчик диафрагмы, кольцо закрытия диафрагмы — до появления и стандартизации механики прыгающей диафрагмы многие объективы для зеркальных камер снабжались кольцом, позволяющим быстро изменить значение диафрагмы с полностью открытой на заданное кольцом диафрагмы значение. В этом случае отградуированное кольцо обычно называется «кольцом предустановки».
Некоторые объективы («Индустар-61 ЛЗ/МС») имеют одно кольцо, служащее как для установки значения, так и для «доводки» диафрагмы. В этом случае предустановка осуществляется с нажатием на кольцо в осевом направлении.
Значения диафрагмы
Стандартные значения диафрагмы (относительного отверстия) основаны на увеличении или уменьшении освещённости оптического изображения в два раза: 1/0,7; 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64 и равны отношению диаметра входного отверстия объектива к его фокусному расстоянию. На большинстве фотоаппаратов и объективов указываются только знаменатели значений диафрагм, которые называются диафрагменными числами (5,6; 8; 11..), которые равны отношению фокусного расстояния объектива к диаметру его входного отверстия. Диафрагменные числа, соответствующие максимальному светопропусканию, то есть геометрической светосиле объектива, не всегда входят в стандартный ряд значений из-за его технических возможностей, так например, 1,9; 3,2; 4,5 не доходят до стандартных значений 1,4; 2,8; 4,0. Обычно перед значениями диафрагмы и диафрагменных чисел ставится латинская буква F.
Численное значение диафрагмы определяет следующие элементы фотографического процесса:
Что такое диафрагма в фотоаппарате: секреты настройки
Основы фотографии: диафрагма, выдержка и светочувствительность
Об успешности снимка можно судить по совершенно разным критериям: удачно пойманный момент, точно переданная эмоция в портрете, атмосферой интерьерного снимка. Список можно продолжать довольно долго.
Один фактор, например, точная цветопередача, может быть чертовски важен в предметной съёмке, но не иметь особого значения для стрит-фотографии. Что действительно имеет значение всегда и является основой любого снимка, так это свет. Вернее, его количество, попавшее в вашу камеру.
Это называется экспозицией. Получился слишком темный кадр? Значит, в камеру попало недостаточно света, и он вышел недоэкспонированным. Всё белое, хотя таким быть не должно? Это явный признак переэкспонированного кадра: на матрицу фотоаппарата или плёнку света попало чересчур много.
Экспозиция контролируется изменением трёх параметров: выдержки, диафрагмы и чувствительности (ISO). Давайте рассмотрим каждый из них.
Диафрагма
Диафрагма – это отверстие с изменяемым диаметром внутри объектива, через которое свет попадает непосредственно на фоточувствительный сенсор матрицы или плёнку.
Принцип работы диафрагмы схож с принципом работы человеческого зрачка: чем шире он открыт, тем больше света попадает на сетчатку глаза.
Верно и обратное: чтобы ограничить количество света, скажем, в яркий солнечный день, зрачок заметно сужается.
Настройки диафрагмы называются стопами. Вот типичный пример шага диафрагмы объектива.
f/1.4 – f/2 – f/2.8 – f/4 – f/5.6 – f/8 – f/11 – f/16 – f/22
Самое маленькое число соответствует максимально открытой диафрагме и наибольшему количеству пропускаемого света. С каждым следующим стопом количество проходящего света уменьшается ровно в два раза.
Соответственно, количество света, получаемого сенсором камеры при диафрагме f/2.8, будет в четыре раза меньше, чем при диафрагме f/1.4. Таким образом экспозиция контролируется с помощью диафрагмы.
Помимо контроля поступающего света диафрагма отвечает ещё за одну важную вещь в фотографии – глубину резкости.
Диафрагма f/2.8. Задний и передний фоны заметно размыты.
Диафрагма f/8.0. Глубина резко отображаемого пространства намного больше, чем на предыдущем снимке.
Глубина резкости определяет, как сильно передний и задний планы размыты относительно объекта, на который вы наводите фокус. Если делать фотографию при открытой диафрагме, то вы получите очень сильное размытие объектов не в фокусе. Это называется малой глубиной резкости. Если же снимать с закрытой диафрагмой, то глубина резко отображаемого пространства заметно увеличится.
Контроль глубины резкости важен в разных жанрах фотографии. При съёмке пейзажей или интерьеров чаще всего необходимо получить в зоне фокуса всё изображение.
С другой стороны, самый простой способ отделить объект съёмки от заднего плана – это размыть его. Этот приём часто используется в портретной съёмке.
Выдержка
Выдержка (или время экспонирования) определяет, как долго свет будет попадать на матрицу фотоаппарата или пленку.
Затвор камеры открывается только на время экспонирования фотографии, позволяя свету достигать матрицы в течение строго определённого времени. Соответственно, чем дольше происходит экспонирование, тем светлее получается фотография.
Контроль выдержки работает по схожей с диафрагмой системой стопов. Каждое следующее значение уменьшает количество получаемого света ровно в два раза.
1/2 – 1/4 – 1/8 – 1/15 – 1/30 – 1/60 – 1/125 – 1/250
За 1/4 секунды матрица камеры получит лишь половину света, какого она бы получила при экспонировании в 1/2 секунды (при одинаковых настройках выдержки и диафрагмы).
Короткая выдержка позволяет нам «замораживать» кадр, в то время как длинная – размывать движущиеся объекты.
Это фото сделано с выдержкой в 1/1250 секунды. Такое короткое время экспонирования позволяет остановить быстрый поток воды и увидеть её отдельные всплески.
А эта фотография сделана на выдержке в треть секунды. Вода тут смотрится совершенно иначе.
Если вы хотите получить четкую фотографию чего-то очень быстрого, то делать снимок нужно обязательно на короткой выдержке.
ISO определяет то, насколько ваша камера чувствительна к свету. Чем ниже значение ISO, тем менее восприимчива матрица, в то время как высокое значение позволяет снимать в очень темных условиях. То есть, в отличие от выдержки и диафрагмы, вы не управляете количеством проходящего света, а изменяете чувствительность самого сенсора.
Во времена, когда фотография была только аналоговой и снимать мы могли исключительно на плёнку, чувствительность выбиралась только один раз: в момент выбора этой самой пленки. Теперь же мы можем поменять её в любой момент простой сменой настроек в фотокамере.
Стопы для ISO: 100 – низкая чувствительность, 12800 – высокая. Каждое новое значение повышает экспозицию кадра в два раза.
100 – 200 – 400 – 800 – 1600 – 3200 – 6400 – 12800
При увеличении чувствительности на фотографии появляется шум. Его количество индивидуально для разных фотоаппаратов.
Некоторые камеры позволяют получать изображения достойного качества при ISO 6400, в то время как другие на этих значениях пасуют.
В любом случае, если вы хотите получить максимально чистое изображение, старайтесь снимать при низкой чувствительности. Другое дело, что это далеко не всегда возможно.
Например, эта фотография сделана в театре при недостатке света на ISO 3200 и выдержкой в 1/100 секунды. Если бы я делал кадр на более низкой чувствительности, то мне пришлось бы либо сильнее открывать диафрагму, рискуя промахнуться с фокусом, либо удлинять выдержку и лишить себя возможности получить не смазанное изображение.
Как это работает друг с другом
Как же чувствительность, диафрагма и выдержка работают друг с другом? Просто. Давайте рассмотрим пример.
1/15 секунды, f/5.6, ISO 1600
Допустим, вы хотите уменьшить на этом изображении глубину резкости и открываете диафрагму до f/2.8.
1/15 секунды, f/2.8, ISO 1600
Получилось изображение с более размытым фоном, но теперь оно переэкспонированно, ведь открытая диафрагма пропускает больше света. В этом случае разницу в 2 стопа можно компенсировать либо сократив выдержку, либо уменьшив диафрагму. Никто не запретит вам менять два параметра сразу вместо одного. То есть, вы можете либо сократить выдержку или ISO на два стопа, либо каждый параметр на один.
1/30 секунды, f/2.8, ISO 800
В любом случае на выходе будет получено одинаково проэкспонированное изображение, но с другой глубиной резкости, выдержкой или чувствительностью. Какой из параметров когда менять, решать только вам!
На этом всё. Не бойтесь снимать в неавтоматических режимах и экспериментировать с настройками диафрагмы, выдержки и чувствительности.
Шаг стопов выдержки, диафрагмы и ISO
Диафрагма объектива фотоаппарата. На что влияет и как ее настроить
Давайте разберемся, что это такое и для чего оно нужно. Значение диафрагмы – один из трех факторов влияющих на экспозицию.
То есть, закрыв диафрагму на одну ступень (или, так называемый “стоп”) Вы должны поднять значение ISO или установить выдержку длиннее тоже на один стоп.
Если коротко – это устройство в объективе, которое регулирует количество света, попавшего на светочувствительную матрицу фотоаппарата. А если совсем уж простым языком – это отверстие в объективе, диаметр которого мы можем изменять.
Вот так выглядит открытая диафрагма
А вот так закрытая
Теперь подробнее о том, для чего она нужна, как обозначается и что с помощью ее регулировки можно добиться.
Не буду умничать о том как вычисляется диафрагменное число и откуда оно берется – Вам, я думаю, это будет не интересно. Да и мне, если честно, тоже.
Обозначается значение диафрагмы, к примеру, так f/5.6, F5.6, 1:5.6 или просто числом 5.6.
Вот так это выглядит на объективе Nikon
А вот так на оптике советских времен
Стандартные значения, стопы, диафрагмы: F1.4, 2.0, 2.8, 4, 5.6, 8, 11, 16, 22.
В современных зеркальных фотоаппаратах существуют и промежуточные значения, например: 4.5, 5, 6.3, 7.1 и т. д.
Следует запомнить, что чем меньше число (1/5.6 больше чем 1/8) – тем сильнее вы закрыли диафрагму (отверстие стало меньше). Соответственно меньше света попадет на матрицу Вашего фотоаппарата.
А теперь самое интересное, сравните эти два снимка
Первый я снимал используя диафрагму F5.6 (максимально открытая для объектива Nikkor 18-55 AF-S при фокусном расстоянии 55мм). Задний фон размыт (не в фокусе).
Второй снимал при диафрагме закрытой до F22 (при этом выдержку пришлось увеличить до 1/4, что не есть хорошо, так как кадр мог получиться смазанным). Часть заднего фона четкая (в фокусе).
Более того, если бы перед объектом, на который сфокусировалась камера находились другие объекты, то, в первом случае они были бы размытые, а во втором – четкие.
Расстояние на котором объекты остаются в фокусе называется глубина резкости или глубина резко изображаемого пространства – ГРИП.
Конечно, глубина резкости зависит не только от значения диафрагмы но и от других факторов (об этом я напишу в отдельной статье). Но ее изменение – один из основных способов управления размытием заднего плана. К стати, рисунок, который получается при размытии заднего фона называется боке. Он зависит от количества лепестков диафрагмы и конструкции объектива в целом.
Теперь давайте разберемся, как изменить ее значение. Самый простой способ – используя меню фотоаппарата или колесико для выбора режимов съемки переходим в режим приоритета диафрагмы (обычно в камерах Nikon он обозначается как “A”, в Canon – “Av”). И колесиком-селектором выбираем нужное Вам значение.
При этом нужную выдержку для правильной экспозиции камера подберет сама. Конечно, значение диафрагмы можно менять и в других режимах. Что бы узнать об этом подробнее, почитайте инструкцию к Вашему фотоаппарату.
Как использовать объективы, в которых такая регулировка присутствует я расскажу в другой статье.
Теперь поговорим о некоторых нюансах, которые Вам желательно знать.
Диафрагма фотоаппарата – Энциклопедия фотографии
Диафрагма фотоаппарата (апертура) – конструктивный элемент объектива фотокамеры, который позволяет изменять количество проходящего через объектив света (экспозицию), а также устанавливать необходимий ГРИП (рис. 1).
Рис 1. — Диафрагма фотоаппарата
Диафрагма фотоаппарата влияет на такие параметры:
Рис. 2 — Влияние диафрагмы на контрастность изображения
Относительное отверстие объектива
Для количественной характеристики параметра диафрагмы используют понятие «относительное отверстие объектива» – соотношение диаметра входного зрачка ( D ) к заднему фокусному расстоянию ( f ′ ) (рис. 3).
Откуда можно выразить значение k – диафрагменное число:
где D – диаметр входного зрачка – диафрагма фотоаппарата в миллиметрах;
f ′ – расстояние от главной задней плоскости H′ до задней фокусной плоскости в миллиметрах.
Рис. 3 — Относительное отверстие объектива
Диафрагменное число
Диафрагменное число – обратно пропорциональная величина к относительному отверстию, которая определяет степень уменьшения диафрагмы фотоаппарата; отображается в шкале f-ступеней.
Каждое следующее значение по шкале изменяет относительное отверстие в корень из двух раз (в один шаг), уменьшая при этом освещённость светочувствительного элемента ровно в 2 раза. У некоторых камер бывает более широкий диапазон значений, допускаются значения в половину или треть шага (рис. 4).
Чем БОЛЬШЕ значение диафрагменного числа, тем МЕНЬШЕ диафрагма фотоаппарата. Значению f32 соответствует самое маленькое относительное отверстие, света проходит меньше всего (рис. 5).
Рис. 4 — Шкала f-значенийРис. 5 — Диафрагма фотоаппарата. Диафрагменное число
Диафрагма фотоаппарата. Настройка
Диафрагма фотоаппарата в процессе съемки может подбираться автоматически, в зависимости от режима съемки или задаваться вручную.
Вручную диафрагма задается в режимах приоритета диафрагмы (Av) или при полностью ручной настройке (M).
Такая настройка позволяет регулировать глубину резкости (пожалуй, самый важный фактор) и контролировать «рисунок объектива» — боке (светящиеся точки, которые не попали в глубину резкости (рис.
7)), виньетирование, некоторые дисторсии, закручивания и т.д., что может быть использовано в художественных целях.
Несложно догадаться, что рисунок объектива очень сильно зависит от выбора самого объектива, его конструкции, оптической схемы, материалов, количества лепестков диафрагмы и значения относительного отверстия. Именно это и заставляет множество фотографов экспериментировать с советскими объективами, покупать более дорогие, с большей светосилой объективы.
Для изменения значения относительного отверстия каждого отдельного фотоаппарата стоит ознакомиться с инструкцией пользователя, так как разные производители по-разному проектируют настройку значения диафрагмы.
Диафрагма фотоаппарата. Строение
Современная ирисовая диафрагма фотоаппарата состоит из таких устройств:
Ирисовая диафрагма фотоаппарата (рис. 6) состоит из нескольких (чаще всего 6-9) поворотных лепестков 1, которые приводятся в движение специальным кольцом 2 на оправе объектива или электроприводом 3, управляемым фотокамерой.
При открытой диафрагме лепестки формируют круглое отверстие, а при частичном закрытии – многоугольник 4.
На форму многоугольника влияет количество лепестков диафрагмы: чем их больше, тем он более скругленный, что в свою очередь влияет на вид боке (рис. 7).
Рис. 6 — Диафрагма фотоаппарата. Конструкция.Рис.
Прыгающая диафрагма – система управления диафрагмой в современных зеркальных фотокамерах, которая скачкообразно закрывает ее до заданного диафрагменного числа при нажатии на спуск.
Таким образом, до съемки изображение проецируется при максимальном относительном отверстии, что позволяет максимально удобно провести кадрирование и точную фокусировку.
Репетир диафрагмы – механизм фотоаппарата (кнопка или рычажок), который позволяет принудительно закрыть диафрагму перед нажатием на спуск до заданного значения. Используется для проверки настроенной глубины резкости до съемки. Находится с левой или правой стороны возле объектива (рис. 8).
Рис. 8 — Репетир диафрагмы
Практическое применение диафрагмы фотоаппарата
Настройка выдержки и диафрагмы. ISO
Умение фотографировать хорошо неотделимо от знания технических возможностей своего аппарата и основных принципов получения качественного снимка. Невозможно добиваться желаемых результатов, не понимая, например, как работает настройка выдержки и диафрагмы, что такое ISO.
Выдержка представляет собой время срабатывания затвора фотоаппарата. Она определяет, сколько времени дневной или искусственный свет проникает через объектив и как долго попадает на матрицу.
Самые крайние возможности установки выдержки зависят от класса техники, они варьируются в диапазоне от тысячных долей секунды до нескольких секунд. Определяется он в числовых значениях, имеющих следующие параметры: 200 — это 1/200 секунды, просто число 2 – это 1/2 секунды, а вот значение 2с будет указывать уже на длительную выдержку в секунды.
Существует общее правило – чем меньше освещен объект, тем больше должна быть выставлена выдержка. Современные цифровые аппараты сами с помощью встроенного экспонометра замеряют освещенность и предлагают варианты установки этого параметра, но профессионалы предпочитают устанавливать их вручную.
Фотографы знают, что при длинной выдержке (начиная от 1/125-1/100) снимать с рук невозможно, аппарат обязательно надо устанавливать на штатив или, хотя бы, на ровную поверхность. Следует учитывать и то, что за период длительного ожидания закрытия затвора объект может изменить свое положение, в этом случае кадр будет размыт и нечеток.
Хорошим примером работы этого правила будет фотографирование капель дождя, стекающих по стеклу. Параметр 200 позволит сфотографировать каплю целиком, а 1/10 даст ровную водяную дорожку.
Сама по себе, диафрагма – это часть технического устройства объектива, перегородка, позволяющая регулировать ширину светового потока. С ее помощью фотограф определяет такие параметры, как:
• соотношения яркостей объекта и фона;
• глубину резкости.
Чем шире открыта диафрагма (разведены ее лепестки), тем больше света снаружи попадет на матрицу. В окошке меню фотоаппарата параметры настройки диафрагмы указываются цифровыми значениями, имеющими следующий формат: f/2,8 или, например, f/5,6. Чем меньше выбранное число – тем больше света проникнет через объектив.
Существует и прямая взаимосвязь с ISO, чем ниже диафрагменное число, тем более низкое значение ИСО потребуется выставлять фотографу, для того, чтобы получить резкий кадр. Также и экспозиция в фотографии, которая определяет пересвеченность или недосвеченность кадра, напрямую зависит от параметров выдержки диафрагмы.
Фотография как изобразительное искусство часто позволяет фотографу относиться к вопросу резкости достаточно свободно, иногда необходимого эффекта удается достичь именно нерезким кадром. Тем не менее, для репортажных съемок резкость является принципиальным вопросом. Зависит резкость и четкость кадра от параметра ISO или светочувствительности матрицы фотоаппарата или используемой пленки.
Для пленки привычными являются такие значения, как: • 100 – для яркого дня; • 200 – для съемок при свете;
• 400 – для съемок при недостаточности света.
Что такое диафрагма и как ее использовать?
Диафрагма – это один из фундаментальных элементов каждой фотографии и одна из важнейших настроек вашей зеркалки при съемке.
Диафрагма позволяет контролировать количество света, который попадает на сенсор вашей камеры. А также с ее помощью можно также управлять глубиной резкости на снимке, что является мощнейшим инструментом в арсенале фотографа.
В этом посте мы постараемся дать подробное объяснение понятию диафрагмы в зеркальном фотоаппарате, показать примеры ее использования.
Итак, что же такое диафрагма?
Говоря проще, диафрагма – это отверстие в объективе, через которое свет поступает на сенсор вашей камеры. Отверстие может увеличиваться или уменьшаться при помощи специального механизма в объективе – лепестков диафрагмы.
Диафрагма – один из трех элементов, которые формируют правильную или нужную фотографу экспозицию.
Именно удачное сочетание этих параметров: диафрагмы, выдержки и ISO является необходимым условием всякой качественной, профессиональной фотографии. Но одной техники как правило для фото-шедевра будет недостаточно.
Важно понимать законы композиции и быть достаточно зорким и опытным фотохудожником, чтобы подметить интересные и значимые моменты в окружающем мире.
Роль диафрагмы – в регулировании количества света, который попадет на сенсор. За некоторым исключением(существуют объективы с фиксированной диафрагмой), большинство объективов имеют изменяемую диафрагму.
Почему может понадобится изменить количество света,поступающего на сенсор?
Рассмотрим два других параметра: выдержку и ISO. Выбор значения выдержки определяет количество времени, в течении которого свет будет поступать на сенсор.
От этого зависит то, как будет запечатлено движение на снимке.
Высокие значения выдержки позволяют “остановить” движение, а малые значения – получить размытый фон и более выразительную и экспрессивную фотографию со смазанным движением.
Гарантированная остановка движения происходит как правило при значениях выдержки 1/125 и более. Меньшие значения выдержки для быстрых и стремительных движений дадут “смазанную” фотографию.
Если условия освещения и настройки ISO камеры – которые определяют чувствительность сенсора камеры к свету- останутся постоянными, есть только один способ убедится, что сенсор получает достаточно света: изменять значения (увеличивать или уменьшать) выдержки или диафрагмы.
В то время как выдержка становится быстрее(более короткая экспозиция), диафрагма должна быть шире(чтобы увеличить интенсивность света).
Если выдержка устанавливается медленная(создается длинная экспозиция), диафрагма должна быть меньше(чтобы сократить интенсивность и количество света). Весь секрет – в балансе этих двух элементов.
Большая или малая диафрагма – что это значит?
Эти термины отсылают нас к размеру диафрагмы или диаметру отверстия диафрагмы, которую необходимо использовать. Здесь есть одна загвоздка, которая очень мешает начинающим фотографам: чем меньше значение диафрагмы(1.8, 1.
4, 1.2), тем больше в диаметре будет отверстие в объективе. Когда профессионалы говорят об использовании малых значений диафрагмы, на самом деле они имеют в виду большие отверстия в объективе, через которые проходит много света.
Управление экспозицией не единственная возможность работы с диафрагмой. Одним из самых мощных эффектов, создаваемых с помощью диафрагмы – это управление глубиной резкости.
Глубина резкости
Глубиной резкости можно считать зону, которая расширяется в обе стороны от точки фокуса. Предметы, попавшие в зону фокуса, выглядят четкими.
Сокращая глубину резкости, вы можете сделать небольшую часть пространства кадра в фокусе, а остальные объекты кадра сделать размытыми(создать знаменитый эффект “боке”). Это также дает возможность фотографу управлять вниманием зрителя и скрывать элементы, которые могли бы отвлекать зрителя.
Увеличивая глубину резкости мы наоборот вводим дополнительные объекты и планы в фотографию, изменяя сюжет фотографии.
Глубина резкости на фотографии зависит от нескольких факторов. Таких как расстояние до объекта и фокусного расстояния объектива. В терминах выдержки это сводится к следующему: чем большие значения диафрагмы вы используете, тем меньше будет глубина резкости, меньшие значения диафрагмы – глубина резкости будет больше.
Или по другому: увеличивая отверстие диафрагмы, мы создаем большее размытие(боке), уменьшая отверстие – меньшее боке и больше четких предметов.
Когда же нужно регулировать диафрагму?
Выбор диафрагмы – наиболее важный момент в процессе съемки.
К примеру, пейзажные фотографы обычно используют малые значения диафрагмы с широкоугольными объективами, чтобы придать их фотографиям максимальную глубины резкости.
Таким образом они достигают высокой детализации, когда все элементы, от цветов под их ногами до гор на горизонте выглядят очень резкими и четкими.
“Портретники” и фотографы дикой природы часто находятся на другом конце этой шкалы: используют длиннофокусные объективы и малые значения диафрагмы, чтобы заключить модель между размытым передним и задним планом.
Диафрагма играет все большую роль, по мере приближения к объекту. Чем ближе к объекту вы фокусируетесь, тем меньше глубины резкости будет на снимке.
Поэтому макро-фотографы предпочитают использовать точную фокусировку на очень малых значениях диафрагмы, когда глубина резкости может измеряться миллиметрами.
Следует ли использовать режим приоритета диафрагмы все время?
Когда контроль за глубиной резкости важен – то да, используйте режим A. Это режим авто-экспозиции, который позволяет вручную выбирать значение диафрагмы. При этом значение выдержки устанавливается автоматически на основе встроенного экспонометра.
И хотя полагаться на режим A в каждодневной съемке часто может быть вполне приемлемо, но необходимо четко понимать как работает связка диафрагма + выдержка.
К тому же профессионалы редко когда полагаются на автоматику. Экспонометр может выдать неверные данные, освещение будет сложным и хороший кадр будет безвозвратно потерян. Это недопустимо для профессионалов. Лучше пользоваться режимом M и пусть медленно, но верно учиться выставлять нужные параметры и формировать необходимый опыт и сноровку.
Существует ли оптимальная диафрагма, которую можно использовать?
Средние значения диафрагмы для вашего объектива(как правило от 8 до 11) – обеспечат хороший баланс между глубиной резкости и выдержкой.
И хотя объективы классифицируются по минимальному значению диафрагмы, не все объективы одинаковы.
Это причина, по которой объектив с фокусным расстоянием 50 мм и диафрагмой 1/8 стоит 150 долларов, а 50 1/2 будет стоить 1500. Это зависит от значения скорости объектива.
Когда фотографы говорят об объективе как медленном или быстром, они имеют ввиду не скорость работы системы автофокусировки. Речь идет о том, насколько малое значение диафрагмы можно выставить в объективе. Другими словами насколько велико отверстие(диафрагма), пропускающее свет в объективе.
Быстрые объективы имеют широкую диафрагму(малые значения 1/2, 1/4 и др.), которая позволяет получить больше света и работать с большими значениями выдержки. Позволяют останавливать быстрые движения практически при любых условиях освещения, включая искусственное.
Быстрые объективы часто используются спорт-фотографами и фотографами дикой природы.
Медленные объективы не собирают так много света и работают с меньшими выдержками. Это так называемые “китовские объективы”, которые идут в комплекте с зеркалками для начинающих. Они имеют меньший вес и стоят существенно дешевле.
Может объектив 10-20 мм f 3.5 быть быстрее чем 600 мм f/4?
Конечно нет. Сравнивать по скорости можно лишь объективы с одинаковым фокусным расстоянием.
Хотя стоит отметить, что для своего фокусного расстояния в 600 мм, диафрагма 1/4 – это характеристика быстрого объектива. А объектив с минимальным значением f/3.5 на фокусным расстоянием 20 мм определенно медленный. Существуют объективы с фокусным расстоянием 20 мм с более “быстрым” значением диафрагмы f/2.8 и f/1.8.
Многие зум – объективы имеют плавающую диафрагму: максимальное значение диафрагмы изменяется по мере того, как вы используете зум.
100-400 мм f/4.5-5.6 объектив выставляет диафрагму f/4 при фокусном расстоянии 100 мм. Но значение диафрагмы измениться на f/5.6, если фокусное расстояние увеличить до 400 мм.
Или стандартный китовский объектив 18-55 3,5-5,6: при изменении фокусного расстояния объектива, будет меняться и значение диафрагмы.
Зум-объективы с плавающей диафрагмой гораздо медленнее и дешевле, чем зумы с постоянной диафрагмой.
Вывод: стремитесь к осмысленному использованию параметров камеры при съемке. Не пользуйтесь авто-режимами. Пусть это будет труднее, но привыкать изначально к работе с зеркалкой в ручном режиме.
Ваш уровень и требования к фотографиям будут расти и вы рано или поздно все равно к этому придете – использовании только режима М на своей зеркалке.
Понимание того, как пользоваться диафрагмой – одно из важнейших знаний и навыков фотографа. Успехов, терпения и хороших снимков!
Автор фото Ben Hall.
22.10.2017 hadson← Черно-белая фотография. Направление и качество света7 ежедневных упражнений для начинающего фотографа →
Настройка фотоаппарата. Выдержка и диафрагма, ISO, фокусное расстояние
В этой статье мы разберемся, как ручная настройка фотоаппарата влияет на качество снимка. Любому начинающему фотографу хочется разобраться с возможностями своего фотоаппарата, чтобы использовать их для создания эффектных снимков и сделать процесс фотосъемки абсолютно управляемым.
Посмотрим, как на качества снимка повлияют следующие настройки:
Выбор фокусного расстояния
Настройка выдержки и диафрагмы
Учимся выбирать фокусное расстояние
Что такое фокусное расстояние? Если у вас уже есть фотоаппарат, но не было времени познакомиться с его многочисленными настройками, и вы до сих пор снимаете в автоматическом режиме, то этот тренажер научит использовать вашу технику на все 100%. Давайте разберемся, что такое фокусное расстояние и как его выбор влияет на конечный результат.
Фокусное расстояние — это расстояние от передней линзы до светочувствительного элемента, т.е. матрицы. Измеряется в миллиметрах. Выбор фокусного расстояния зависит от того, что вы хотите снимать: крупный план, средний или общий. А еще от выбора фокусного расстояния будет зависеть степень размытия заднего плана и перспектива.
Установите на тренажере расстояние от камеры до объекта съемки на 2 метра, а теперь поменяйте фокусное расстояние. Тренажер имитирует зум-объектив с фокусным расстоянием 18-55 мм. Поэкспериментируйте и вы увидите, что чем меньше фокусное расстояние, тем больше пространства помещается в кадр, а увеличение фокусного расстояния приближает удаленные предметы.
Установить нужное фокусное расстояние в настоящем фотоаппарате, можно настраивая оптический ЗУМ ( ZOOM ) или меняя объектив.
Объективы бывают с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы») и с переменным фокусным расстоянием (так называемые «зумы» от слова zoom, приближать). Установить нужное фокусное расстояние в настоящем фотоаппарате, можно настраивая оптический ЗУМ ( ZOOM ) или меняя объектив.
Широкоугольные объективы
Объективы с фокусным расстоянием менее 35 мм называются широкоугольными. С их помощью удобно снимать природу и архитектуру, группы людей в помещении, когда нет возможности отойти подальше.
Стандартные (штатные) объективы
Штатные объективы подходят длявсех видов съемок. Фокусное расстояние для большинства таких объективов находится в пределах от 45 до 55 мм.
Длиннофокусные объективы
Тренажер, имитирующий длиннофокусный объектив
Перспектива
На снимке близко стоящие люди и объекты выглядят крупнее, а удаленные — меньше. При применении широкоугольного объектива этот эффект усиливается, то есть близко расположенные объекты воспроизводятся подчеркнуто большими, а удаленные объекты очень маленькими.
При работе с длиннофокусными объективами, наблюдается обратный эффект, то есть удаленные части сюжета воспроизводятся несколько больше, а близкие части несколько меньше, чем это воспринимается невооруженным человеческим глазом.
Глубина резкости
Глубина резкости — это расстояние, в пределах которого объекты находятся в фокусе. Если оно маленькое — мы получаем размытый задний (и передний, если есть) план, тогда говорят о «малой глубине резкости», а если это расстояние большое, говорят о «большой глубине резкости».
Глубина резкости зависит от разных факторов, в том числе от фокусного расстояния. При большом фокусном расстоянии мы получаем меньшую глубину резкости, то есть размытый задний план.
Настройка выдержки и диафрагмы
Как известно, качество снимка зависит от того, сколько света проходит сквозь объектив фотоаппарата и попадет на матрицу. Интенсивность светового потока регулируется двумя механизмами:
Настройка диафрагмы при фотосъемке
Диафрагма — это механизм, который устанавливает размер отверстия в объективе, сквозь которое проходит свет. Диафрагма должна реагировать на свет, как зрачок, который расширяется в темноте и сужается при ярком свете.
Настройка диафрагмы осуществляется по тому же принципу: при тусклом свете диафрагму приходится открывать, чтобы на матрицу попадало как можно больше света. А если фотосъемка происходит в яркий солнечный день — тогда диафрагма закрывается.
Еще диафрагму можно сравнить с оконным проемом — чем больше окно, тем больше света попадает в комнату.
Общепринятые значения диафрагмы указывают на отношение диаметра входного отверстия объектива к фокусному расстоянию и записываются вот так: F/2.8, F/5.6, F/11, ну или вот так: F 2.8, F 5.6, F 11.
Значения диафрагмы — один из факторов, влияющих на глубину резко изображаемого пространства.
Влияние значений диафрагмы на глубину резкости
Настройка выдержки при фотосъемке
Выдержка — это время, на которое открыт затвор фотоаппарата. Выдержка, как и диафрагма, регулирует интенсивность света, попадающего на светочувствительный элемент. Представьте комнату, в которой на свету выгорают обои. Если закрыть окно ставнями, процесс выгорания можно остановить.
Чтобы в 1826 году получить первую в в истории фотографию «Вид из окна», сделанную на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, потребовалась восьмичасовая выдержка при ярком солнечном свете.
Первая фотография в мире, «Вид из окна», 1826
На первых этапах развития фотографии величина выдержки, на которую фотограф открывал крышку объектива составляла десятки минут.
В наше время выдержка обычно составляет десятые, сотые и даже тысячные доли секунды. Короткая выдержка позволяет получать качественные снимки без использования штатива. При съемке с рук выдержка не должна превышать 1/80 секунды — иначе возможно смазывание кадра из-за дрожания рук.
Иногда длинная выдержки используется для создания интересных визуальных эффектов:
Как настройка выдержки и диафрагмы влияет на экспозицию
Экспозиция — это степень засветки светочувствительного элемента. Она формируется двумя параметрами — выдержкой и диафрагмой, — которые еще называют «экспопарой». В современных любительских фотоаппаратах экспозамер и расчет экспопары автоматизированы. В профессиональных фотоаппаратах автоматика экспозамера отключаема (полностью и частично).
Попробуйте поработать на тренажере фотоаппарата в ручном режиме и выставить такую пару выдержки и диафрагмы, чтобы получить качественный снимок.
Настройка ISO. Как выбрать ISO для фотографии
Еще один параметр, влияющий на снимок — это ISO. Как работать с настройками ISO и для чего их использовать?
ISO – это чувствительность фотокамеры к свету. Качество снимка напрямую зависит от того, сколько света попадет на матрицу. ISO является одним из трех факторов, которые определяют экспозицию, вместе с диафрагмой и выдержкой. Выбор ISO зависит от характера освещения во время съемки.
Например, если вы фотографируете при недостаточном освещении, то можете поднять значение ISO, этим самым вы уменьшите значение выдержки и не смажете фотографию.
фотографии с разным ISO, диафрагма f/5,6, выдержка 1/200
Шкала ISO обычно начинается со значения 100, а каждое следующее значение изменяется в два раза, до границы возможностей камеры: 100, 200, 400, 800, 1600….
Настройка ISO влияет на шум
Увеличивая ISO, вы поймете, что чем выше его значение, тем больше шумов получается на фотографии.
Поэтому для наилучшего качества старайтесь снимать всегда старайтесь снимать при хорошем освещении и использовать максимально допустимое низкое ISO. Тогда у вас будут получаться отличные резкие фотографии без шумов.
Выводы. Какие настройки ISO в каких случаях использовать
ISO 100: Фотографии будут получаться отлично. Подходит для съемки при дневном свете.
ISO 200 – 400: Для чуть меньшего освещения, например, в тени, в облачную погоду или в помещении, если оно ярко освещено.
ISO 400 – 800: Подходит при съемке в помещении, можно использовать вспышку.
ISO 800-1600: Подходит для съемок в помещении, если вспышкой пользоваться невозможно или запрещается.
ISO 1600-3200: Этот диапазон используют в условиях низкой освещенности, когда использование штатива затруднительно. На снимке появляются заметные цифровые шумы.
ISO 3200+: Этот диапазон зарезервирован для экстремально низкой освещенности, но шумы на нем очень велики, изображение получается слишком зернистым.
Автоматические настройки ISO
Почти во всех камерах есть автоматическое ISO. Автоматическая настройка ISO очень удобна при съемке с плохим освещением, при его использовании камера может выжать максимум качества. В основном, при использовании автоматического ISO, нужно указывать максимальную выдержку и максимальное значение ISO.
Золотое правило настройки ISO
Всегда помните про золотое правило — снимать нужно на минимально возможных значения ISO. Как только появилась возможность понизить ISO — делайте это. Подымайте ISO только тогда, когда это нужно, например, когда выдержка при низком значении ISO оказывается слишком длинной для нормальной съемки с рук.
Настройки фотоаппарата. диафрагма, выдержка, светочувствительность
Основные ручные настройки фотоаппарата
У фотоаппарата, с момента его изобретения, сразу было, как минимум, две настройки. Речь идет о выдержке и диафрагме. В специальной литературе это называется экспозиционная пара (экспопара). Это отправная точка понимания процесса фотографирования.
Непонимание работы диафрагмы и выдержки делает бессмысленным введение прочих настроек.
В то же время ничего сверхсложного в работе экспопары нет. В быту присутствует огромное количество примеров одновременного взаимодействия нескольких факторов. Если кто-то до конца не понимает, что такое выдержка и диафрагма, и стандартное объяснение ему в этом не помогает, то, возможно, поможет упрощенная аналогия.
Выдержка, диафрагма и яйцо?
Когда варят яйцо, то засекают время, чтобы получить ту или иную степень готовности, например, яйцо вкрутую или всмятку. Назовем это время выдержкой яйца в кипящей воде.
Теперь посмотрим, что может ускорить или замедлить процесс варки. Предположим, что мы варим яйцо на газовой плите.
Таким образом, у нас есть возможность регулировать огонь конфорки – делать его больше или меньше.
Эту регулировку по аналогии можно сравнить с диафрагмой.
Если включить полный газ, то вода начнет кипеть и яйцо станет вариться максимально быстро.
Если газ будет гореть еле-еле, то процесс варки затянется надолго. Далее, поговорим о том, какое отношение все это имеет к экспозиционной паре.
Изображение формирует свет, попадающий на светочувствительную плоскость (пленка, цифровая матрица). Чем больше света, тем меньше нужно времени для того, чтобы получилось нормальное изображение. Порцию света можно отмерить двумя способами: временем воздействия света (экспозиция) и диаметром отверстия объектива (диафрагма). В приведенной выше аналогии с яйцом – это время варки и интенсивность огня конфорки.
Стало быть, больше огня – быстрее варится яйцо. Больше диаметр диафрагмы – быстрее формируется изображение.
Если все вышесказанное понятно, то должен возникнуть вопрос: зачем вообще нужна диафрагма, если можно просто открыть максимально отверстие объектива и не париться с экспопарами? Вопрос этот очень правильный и своевременный. Но ответ на него может показаться сложным.
Дело в том, что, увеличивая или уменьшая диаметр отверстия объектива (диафрагму), можно регулировать глубину резкости. Если открыть диафрагму полностью, то на фотографиях четкими будут выглядеть только те предметы, на которые настроена резкость.
Обратите внимание на профессиональные фотопортреты – у большинства из них фон не выглядит четким. Он размыт.
А вот при пейзажной съемке, наоборот, все объекты резкие. Это достигается максимально закрытой диафрагмой, когда свет проходит через маленькое отверстие. Очевидно, что без диафрагмирования в творческой фотографии никак.
Какое такое ISO?
Выдержка дает возможность компенсировать недостаток света, вызванный уменьшением диафрагмы. Если света много, то выдержка становится короче. Все бы ничего, но когда выдержки становятся длиннее примерно 1/125 секунды, движущиеся предметы на изображении становятся нерезкими.
За время экспозиции они успевают переместиться, и это приводит к их визуальному размытию.
Аналогичный эффект вызывает и шевеление камеры в руках фотографа. Для устранения «шевеленки» пользуются штативом и пультом дистанционного управления спуском.
А если штатива нет, то тогда остается один выход – увеличить светочувствительность матрицы. Этот новый термин требует абсолютного понимания.
В настройках фотоаппарата светочувствительность матрицы обозначается как ISO. Повышение значения этого параметра дает нам возможность сделать короче выдержку. Однако небезболезненно: чем выше ISO, тем менее качественным получается изображение.
На фотографиях, сделанных при высоком ISO, виден так называемый цифровой шум. Тем не менее, объекты выглядят достаточно резко.
Повышение ISO может быть критичным и некритичным.
После некоторого опыта владения камерой фотограф начинает понимать, какую чувствительность матрицы ему следует выбирать и чем в данном случае можно пожертвовать.
Кручу-верчу – запутать хочу!
Итак, мы имеем сразу три настройки фотоаппарата, которые взаимосвязаны между собой. У большинства камер есть автоматический режим, при котором электронный процессор занимается корреляцией всех трех параметров.
Кроме того, имеются варианты сюжетной съемки, при которых экспозиция, диафрагма и ISO принимают оптимальные значения для тех или иных сюжетов съемки.
Стандартный набор сюжетных автоматических предустановок выглядит следующим образом: портрет, пейзаж, спорт, ночная съемка и макросъемка, режим «без вспышки», не считая универсального автоматического режима, который предусматривает усредненные настройки.
Казалось бы, зачем же тогда современному фотографу морочить себе голову экспопарами, если все за него делает компьютер? Все дело в том, что на самом деле сюжетов съемки гораздо больше, чем предустановок, предлагаемых колесиком выбора режимов.
И фотографу при выборе нужно понимать принцип, по которому происходит вычисление параметров съемки. Например, в режиме «Спорт» необязательно снимать только соревнования. С тем же успехом в нем можно фотографировать летящих птиц или снимать в условиях сильной «шевеленки».
Кроме того, в фотокамерах может присутствовать ручной режим настроек, который дает возможность самостоятельно выставлять параметры съемки. Без понимания процессов фотографирования сделать это невозможно. Мы не только продаём фототехнику SIGMA. Мы также консультируем фотографов по любым вопросам фотографии.
Смело пишите фотографу в чат, и он Вам обязательно ответит, причем не только по SIGMA.
Телефоны:
E-mail: sales@sigma-foto.by
Skype: sigma-by
Связаться с нами по ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Что такое диафрагма объектива? Как настроить диафрагму? | Фотошкола Genesis | Фотошкола Genesis
Диафрагма объектива – один из терминов, который сложнее всего осмыслить начинающим фотографам и некоторым фотолюбителям. На самом деле, ничего сложного здесь нет.
Диафрагма – небольшое отверстие внутри объектива; размер этого отверстия можно регулировать.
Проще всего представить, как действует диафрагма объектива, сравнив ее со зрачком человеческого глаза.
Когда диафрагма (равно как и зрачок) широко открыта, она пропускает больше света через объектив на матрицу камеры. Когда диафрагма объектива сужена (как зрачок при ярком свете солнца), на матрицу попадает меньше света.
Значение диафрагмы всегда выставляется в сочетании с выдержкой и светочувствительностью: только так можно точно отрегулировать количество света, попадающего в камеру. Значение диафрагмы также влияет на глубину резкости.
Зависимость количества света и глубины резкости от значения диафрагмы
Большое значение диафрагмы (f22) = требуется больше света = большая глубина резкости
Малое значение диафрагмы (f2.8) = требуется меньше света = малая глубина резкости
Большинство авторов пособий по фотографии тщетно пытается вбить в головы новичков, что маленькое отверстие измеряется большой цифрой, или, чем сильнее закрыта диафрагма объектива, тем больше цифра, которой она измеряется.
Если вам сложно это запомнить, воспользуйтесь методом, который лучше всего работает в вашем случае, либо определяйте диафрагму опытным путем, когда у вас нет времени думать над цифрами.
Диафрагма объектива может исчисляться целым рядом значений в зависимости от конкретного объектива, но, все-таки, существует некий общий список значений, характерных для наиболее популярных объективов:
Как настроить диафрагму на камере? В большинстве случаев этот параметр устанавливается либо специальным колесиком, либо специальной кнопкой на корпусе камеры. В мыльницах эта настройка может быть спрятана в меню, или ее может не быть вовсе. Чаще всего, переключая диафрагму, за ее значением можно наблюдать на дисплее.
Если в камере нет возможности настроить диафрагму, можно перепробовать все встроенные в нее автоматические режимы, чтобы подобрать нужное значение. Основную сложность, тем не менее, представляет вопрос, в каких условиях и для каких случаев подбирается то или иное значение диафрагмы.
Чтобы детально в нем разобраться, одной статьи недостаточно. Поэтому рекомендую вам прочитать какую-нибудь книгу об экспозиции, например, авторства Б. Петерсона, «Сила экспозиции».
И, конечно же, больше фотографировать в ручном режиме — вся теория становится действительно понятной только на практике.
Выдержка и диафрагма
Хорошо иметь полностью автоматический фотоаппарат. Действительно, удобно. Нажал на кнопку – получил результат.
Хм, только вот результат, бывает, и не удовлетворяет…
Вот здесь бы подправить чёткость, а здесь как-то темновато вышло…
И тогда человек вспоминает, что в фотоаппарате есть меню, существуют какие-то настройки и функции…
Что же доступно пользователю из дополнительных настроек в фотоаппарате?
Кроме общеупотребительных (включение, выключение вспышки, отсрочка старта фотографирования, выбор режима сцены – портрет, ночь, спорт и др.), можно встретить и малоиспользуемые – настройку баланса белого, выдержки, диафрагмы, просмотр гистограммы.
Иногда и хотелось бы попробовать, да недосуг как-то, да и слова непонятные…
Что ж, давайте попытаемся рассмотреть некоторые возможности настроек, благодаря которым мы сможем сделать наши фотографии ещё краше и интереснее.
Для этого давайте наберёмся немного выдержки и терпения…
Фототермин характеризует время, в течение которого свет попадает на матрицу после того, как Вы нажали кнопку затвора.
Выдержка выражается в секундах и бывает длинной (20,10, 8 секунд) и короткой (1/1000, 1/2000 секунды). Чем больше выдержка, тем дольше свет будет попадать на матрицу, тем ярче будет фотография.
Получается, регулируя выдержку, мы регулируем яркость изображения? Да. И не только яркость…
Если мы фотографируем движущийся объект с длинной выдержкой, то получаем этот объект на фотографии смазанным.
На фотографии слева – выдержка длинная – 1 секунда, справа – выдержка короткая – 1/250 секунды.
На фотоаппаратах, где есть режим приоритета выдержки, пользователь выбирает значение выдержки, допустим маленькое, чтобы словить момент, а фотоаппарат сам подбирает значение диафрагмы, чтоб компенсировать потерю света.
А чем больше отверстие, тем больше света попадает на матрицу и тем ярче будет фотография? Да. И не только яркость …
Как часто мы говорим “смотреть широко раскрытыми глазами “.
Вглядываясь вдаль, пытаясь рассмотреть все детали удалённых объектов, зрачок (диафрагма в фотоаппарате) сужается, всё видно одинаково чётко – и ближний план и дальний – вот и режим “ландшафт”.
Таким образом, при помощи изменения диафрагмы, мы изменяем глубину резкости изображаемого пространства.
Таким образом, при помощи двух основных рычагов – выдержки и диафрагмы мы можем построить такую зкспозицию кадра, которая будет нам необходима, тем самым получая на фотографии именно такие снимки, какие задумали. Успехов Вам в этом деле!