что такое рентабельность банка
Зачем рассчитывать рентабельность
Рентабельность — это экономический показатель, который показывает, насколько эффективно используются ресурсы: сырье, кадры, деньги и другие материальные и нематериальные активы. Можно рассчитать рентабельность отдельного актива, а можно — всей компании сразу.
Рентабельность рассчитывают, чтобы спрогнозировать прибыль, сравнить компанию с конкурентами или предсказать доходность инвестиций. Еще рентабельность предприятия оценивают, если собрались его продавать: компания, которая приносит больше прибыли и при этом тратит меньше ресурсов, стоит дороже.
Как рассчитывается рентабельность
Существует коэффициент рентабельности — он показывает, насколько эффективно используются ресурсы. Этот коэффициент — это отношение прибыли к ресурсам, которые вложили, чтобы ее получить. Коэффициент может выражаться в конкретной величине прибыли, полученной на единицу вложенного ресурса, а может — в процентах.
Например, компания производит сметану. 1 литр молока стоит 5 рублей, а 1 литр сметаны — 80 рублей. Из 10 литров молока получается 1 литр сметаны. Из 1 литра молока можно сделать 100 миллилитров сметаны, которые будут стоить 8 рублей. Соответственно, прибыль с 1 литра молока — 3 рубля ( 8 Р − 5 Р ).
А другая компания производит мороженое. 1 килограмм мороженого стоит 200 рублей. Для его производства надо 20 литров молока по той же цене — 5 рублей за литр. Из 1 литра молока получится 50 граммов мороженого, которые будут стоить 10 рублей. Прибыль с 1 литра молока — 5 рублей ( 10 Р − 5 Р ).
Вывод: отдача от ресурсов при производстве мороженого выше, чем при производстве сметаны, — 100% > 60%.
Коэффициент рентабельности может выражаться также в количестве затраченных ресурсов, которые понадобились, чтобы получить фиксированную сумму прибыли. Например, чтобы получить 1 рубль прибыли в случае со сметаной, надо потратить 330 миллилитров молока. А в случае с мороженым — 200 миллилитров.
Виды показателей рентабельности
Чтобы оценить эффективность работы компании, используют несколько показателей рентабельности. Каждый из них рассчитывается как отношение чистой прибыли к какой-то величине:
Проще говоря, показатель рентабельности — это прибыль, которую делят на тот показатель, рентабельность которого хотят узнать.
Порог рентабельности
Порог рентабельности — это минимальная прибыль, которая покрывает затраты. Например, вложения, если речь идет об инвестициях, или себестоимость — если о производстве продукции. Когда говорят о пороге рентабельности, чаще всего используют термин «точка безубыточности».
Рентабельность активов (ROA)
Показатель ROA рассчитывают, чтобы понять, насколько эффективно используются активы компании — здания, оборудование, сырье, деньги — и какую в итоге они приносят прибыль. Если рентабельность активов ниже нуля, значит, предприятие работает в убыток. Чем выше ROA, тем эффективнее организация использует свои ресурсы.
Как рассчитать рентабельность активов. Это отношение чистой прибыли за определенный период к стоимости активов.
П — прибыль за период работы;
ЦА — средняя цена активов, которые находились на балансе в это же время.
Рентабельность продаж (ROS)
Рентабельность продаж показывает долю чистой прибыли в общей выручке предприятия. При расчете коэффициента вместо чистой прибыли также может использоваться валовая прибыль или прибыль до уплаты налогов и процентов по кредитам. Называться такие показатели будут соответственно — коэффициент рентабельности продаж по валовой прибыли и коэффициент операционной рентабельности.
Как рассчитать рентабельность продаж. ROS рассчитывают как отношение прибыли к выручке.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Основные производственные фонды — активы, которые организация использует для производства товаров или услуг и которые при этом не расходуются, а только изнашиваются. Например, здания, оборудование, электрические сети, автомобили и т. п. ROFA показывает доходность от использования основных средств, которые участвуют в производстве продукта или услуги.
Как рассчитать рентабельность основных производственных фондов. Это отношение чистой прибыли к стоимости основных средств.
П — чистая прибыль организации за нужный период;
Цс — стоимость основных средств компании.
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Оборотные активы — это ресурсы, которые используются компанией для производства товаров и услуг, но которые, в отличие от основных фондов, полностью расходуются. К оборотным активам относят, например, деньги на счетах предприятия, сырье, готовую продукцию на складе и т. п. RCA показывает эффективность управления оборотными активами.
Как рассчитать рентабельность оборотных активов. Это отношение чистой прибыли к оборотным средствам.
П — чистая прибыль за определенный период;
Цо — стоимость оборотных активов, которые использовали для производства товара или услуги за это же время.
Рентабельность капитала (ROE)
ROE показывает, с какой отдачей работают деньги, вложенные в компанию. Причем вложения — это только уставный или акционерный капитал. Чтобы рассчитать эффективность использования не только собственных, но и привлеченных средств, используют показатель рентабельности задействованного капитала — ROCE. Он дает понять, какой доход приносит компания. Рентабельность капитала сравнивают не только с аналогичными показателями других компаний, но и с другими видами инвестиций. Например, с процентами по банковским вкладам, чтобы понять, есть ли смысл инвестировать в бизнес.
Как рассчитать рентабельность капитала. Это отношение чистой прибыли к капиталу компании, включая резервы.
Что такое рентабельность и как ее посчитать
Зная рентабельность бизнеса, предприниматель может понять, как его развивать, насколько он доходный и как будет расти в будущем. Рентабельность бывает разных видов. Мы расскажем о том, какие показатели используют чаще всего.
Высокая выручка – не всегда свидетельство успешного бизнеса. Можно вкладывать много денег и получать при этом невысокую прибыль.
Одна из главных характеристик удачного стартапа – высокая рентабельность. Если с этим есть сложности, то предприниматель не получает доход, а его инвестиции в компанию оказываются слишком дорогими.
Для чего нужна рентабельность
Спрос на элитный чай и кофе собственной обжарки есть всегда. Светлана и Ирек открыли небольшую лавочку в одном из торговых центров мегаполиса. Спустя год у них возникла мысль о расширении – идея открыть еще одну точку показалась им заманчивой. Знакомый аудитор предложил посчитать рентабельность.
Этот показатель должны учитывать все, кто владеет бизнесом: от индивидуальных предпринимателей до международных холдингов.
Если ИП могут вычислить рентабельность своими силами, то гиганты бизнеса привлекают опытные аудиторские фирмы, которые занимаются расчетами несколько месяцев.
Зная рентабельность компании, предприниматель способен:
Также ему будет легче получить его в банке, потому что рентабельному бизнесу больше доверяют.
Будет понятно, куда уходят деньги, сколько следует вкладывать в бизнес, чтобы не уйти в минус.
Ее может заинтересовать большой заработок, рост вложений в бизнес, которые при этом приносят мало налогов.
Рентабельность – серьезный показатель роста, успешности и эффективного управления бизнесом. Нерентабельный бизнес — все равно что купить мраморную говядину, замариновать ее по первоклассному рецепту, а в итоге забыть на мангале и получить угли.
Как считывают рентабельность
Чтобы узнать рентабельность компании, необходимо использовать формулу.
Разделите прибыль на себестоимость и умножьте на сто.
Давайте разберем составляющие формулы:
Поскольку рентабельность считают в процентах, то итоговое число умножают на сто.
Разберем на примере чайной лавочки Светланы и Ирека.
В течение года прибыль их компании составила 1 млн рублей. В раскрутку предприятия, узнаваемость в соцсетях, сырье, аренду помещения и остальное владельцы вложили 5 млн рублей.
2 млн рублей делим на 5 млн рублей и умножаем на 100 = 40%
Получается, что рентабельность бизнеса за один год составила 20%.
Предположим, что компания «Торты» в том же ТЦ, где расположена лавочка «Чай и кофе», принесла собственникам бóльшую прибыль за год – 2 млн рублей. А себестоимость составила 6 млн рублей.
Ее рентабельность окажется такой: 2 млн рублей разделить на 6 млн рублей и умножить на 100 = 33%.
Мы видим, что обе торговые точки получили одинаковую годовую прибыль, но потратили на развитие бизнеса разные суммы. Поэтому и рентабельность оказалась разной. Таким образом, мы можем сделать вывод, что дела у компании «Торты» идут хуже, чем у «Чай и кофе».
Узнать среднее значение рентабельности вашей деятельности можно на электронной странице налоговой. Эти данные публикуются там ежегодно.
Есть ли норма для рентабельности
Единого показателя рентабельности абсолютно по всем сферам бизнеса не бывает. Он лишь показывает отношение прибыли к иным цифровым обозначениям компании. Общая картина развития фирмы учитывает расходы и дополнительные траты.
Известно точно: если рентабельность в минусе – компания убыточная. Остальные случаи следует рассматривать отдельно, оценивать состояние рынка и финансовую ситуацию в мире.
Для некоторых сфер экономики рентабельность около 30% будет убыточной, а для других – считаться большим успехом.
Разновидности
Способ определения рентабельности работает для любого ресурса. Оцениваете успешность и перспективы компании? Выясните цифровые данные этих значений:
Чтобы узнать эти коэффициенты, прибыль делят на сумму ресурса, который хотят вычислить.
Формула для продаж
Метод определяет процент от общей выручки, приходящейся на прибыль компании. Она складывается из типов продукции, видов деятельности компании.
Рентабельность продаж считается нормой прибыли. Это значение полезно знать, чтобы понимать динамику роста и падения показателей успешности компании. Краткосрочный период работы фирмы вычисляют, используя операционную рентабельность продаж.
Аудиторы вычисляют ROS по этому уравнению:
Если значение получилось высоким, то компания приносит большую прибыль собственнику.
Рассмотрим на примере чайной лавочки Светланы и Ирека «Чай и кофе», где прибыль до налогов за год составляет 2 млн рублей, а выручка – 1,5 млн рублей.
(2 млн/1,5 млн)х100 = 133%
Это значение – доля чистой прибыли в выручке «Чай и кофе».
Формула для активов
Определяется этот показатель так: прибыль за вычисляемое время делится на средний коэффициент по видам активов в этот же период.
Без этого коэффициента невозможно увидеть полную картину состояния бизнеса. Вычисления покажут предпринимателю, эффективно ли он использует активы.
Низкий результат означает, что активы и капитал предпринимателя слабо используются. Удовлетворительный коэффициент свидетельствует о том, что владелец выбрал верную тактику.
Рентабельность активов определяет финансовую успешность всей компании. Частое вычисление коэффициента позволяет определить объект, который используется не в полную силу или не приносит необходимой прибыли.
После анализа владелец может решить обновить объект или вовсе отказаться от него. Например, цех с устаревшим оборудованием на ткацкой фабрике может тормозить развитие компании, поскольку из-за него фирма не успевает отгружать товар в срок. Собственник может закупить новую технику, либо закрыть офис, а площадь сдать в наем.
Важно: показатель ROA меньше нуля – значит, фирма приносит убыток.
Формула для основных производственных фондов
Чтобы вычислить ROFA: чистую прибыль нужно поделить на стоимость основных фондов, затем перемножить на сто.
Основными фондами называются средства труда, используемые во время рабочих процессов.
Это значение полезно знать коммерческим компаниям или производственным холдингам. Благодаря ему они понимают, какая прибыль приходится на одну денежную единицу инвестированных средств.
Светлана и Ирек не стали вычислять ROFA. Они снимали точку в торговом центре, использовали минимум мебели, поставщики привозили чай и кофе сразу на место продажи. Поэтому знать рентабельность основных производственных фондов для них было не существенно.
Формула для инвестиций
ROI рассчитывается несколькими способами:
В этой формуле прибылью считаются доходы, полученные за время инвестирования. Стоимость продажи и приобретения – цены покупки и продажи актива.
Этот коэффициент можно рассчитать для банковских вкладов, биржевых инструментов и другого. Он рассказывает о том, какой доход принесли вложения в бизнес.
Также доходность инвестиций можно определить по общей формуле: прибыль разделить на размер инвестиций и умножить на сто.
В этом случае будет важна динамика инвестиций.
Рентабельность вложений узнают, чтобы выяснить значение каждого инвестиционного вклада в бизнес. Эти расчеты необходимо иметь под рукой, чтобы в нужный момент предложить потенциальным инвесторам. Также бизнесмены с несколькими компаниями таким образом могут определить наиболее перспективный стартап.
Формула для своего капитала
ROE вычисляется так: чистую прибыль делят на собственный капитал, затем умножают на сто.
Также используют метод Дюпона. Для работы с этой формулой необходимо знать рентабельность продаж, оборот активов и финансовый левередж (соотношение ссудного и собственного капитала).
(Прибыль/выручка) х (выручка/активы) х (заемный капитал/собственный капитал)
Если у компании низкая рентабельность, то по этой формуле можно выяснить, что стало этому причиной.
ROE используют для прогнозирования. Инвесторы могут поинтересоваться этим показателем, чтобы понять, стоит ли вкладываться в ваш бизнес. Если умножить ROE на коэффициент выплаты дивидендов, то вы определите процент дивидендов на ближайшее время.
Также ROE позволяет узнать, насколько стабилен темп роста предприятия. Для этого рентабельность капитала умножают на коэффициент удержания.
Эту часть чистой прибыли, которую компания сохраняет, как финансовую подушку, не направляет на дивиденды. Расчет этого показателя позволит увидеть, какими темпами будет расти предприятие в будущем.
Светлана и Ирек вычислили рентабельность торговой лавочки «Чай и кофе» и решили открыть еще одну точку в другом ТЦ с большой проходимостью.
Аренда там была дороже. Ребята предполагали, что рентабельность первое время будет ниже, чем на первой точке. Однако они планировали, что показатели через год сравняются, и даже второй бутик «Чай и кофе» выйдет в плюс. Такие прогнозы они сделали по более высокой проходимости торгового мегамолла в день.
Рентабельность активов и капитала
Для того чтобы оценить эффективность деятельности банка, используют различные показатели, в частности рентабельность активов и рентабельность капитала.
Коэффициент рентабельности капитала рассчитывается по следующей формуле:
ROE (return on equity) = (NI/E) * (360/t) * 100,
NI – балансовая прибыль (net income),
t – период наблюдения (дней) с начала года.
Данный показатель демонстрирует акционерам отдачу капитала банка.
Коэффициент рентабельности активов рассчитывается по формуле:
ROA = (NI /Anet) * (360/t) * 100,
NI – балансовая прибыль (net income),
Anet – чистые активы банка,
t – период наблюдения (дней) с начала года.
Коэффициент показывает прибыльность операций банка. Высокое значение показателя указывает на эффективное использование активов банка, но в то же время может отражать высокую рискованность операций.
Данные расчеты показывают, насколько действенно банк привлекает и размещает полученные ресурсы. Низкие показатели рентабельности могут быть связаны с недостаточной величиной клиентской базы или с консервативной инвестиционной политикой банка. Если рентабельность превышает средние значения по банковской системе, то это является следствием значительной доли дешевой клиентской базы, удачных спекулятивных операций, размещения активов в высокоприбыльные операции.
По данным рейтингового агентства Standard & Poor’s:
— коэффициент рентабельности активов в среднем по России в 2010 году составил 2% (прогноз на 2011 и 2012 годы – 2%);
— коэффициент рентабельности капитала составил 12% (прогноз на 2011 год – 15%, на 2012-й – 17%).
Как понять, что у банка плохи дела
На примере банка «Траст»
Я отчетливо помню рекламные щиты с улыбающимся Брюсом Уиллисом: билборды висели повсюду, бренд был на слуху. В конце 2014 года выяснилось, что в капитале «Траста» дыра размером в 68 млрд рублей — как оказалось, менеджмент долгое время подделывал отчетность, скрывая убытки.
Слухи о проблемах банка появились в сентябре 2014 года, а уже в декабре ЦБ принял решение о его санации — то есть финансовом оздоровлении. Как видим, ситуация развивалась стремительно, но рядовой инвестор мог заметить трудности «Траста» задолго до случившегося. Чтобы показать это, я проведу в статье краткий анализ отчетности банка.
Оценка финансового состояния
Отчетность по МСФО банка «Траст» доступна с 2003 года — на эти данные мы и будем ориентироваться. Несмотря на то что некоторые сведения оказались фальсифицированными, даже они говорят о серьезных структурных проблемах.
Итак, при анализе финансового состояния кредитной организации инвестору стоит обратить особое внимание на следующие моменты:
Рассмотрим каждый из пунктов.
Инвестиции — это не сложно
Показатели выручки
В таблице ниже я привел данные по прибыли «Траста» в 2004—2013 годах за исключением 2008 года: информации по нему нет. Эти суммы говорят нам о том, что банк почти не приносил прибыли. Несмотря на это, организация продолжала активно заниматься кредитованием: на конец 2013 года кредиты составляли 73% от всех активов банка, при этом доля розничных кредитов — 50%.
Основные направления розничного кредитования «Траста»: кредиты наличными, потребительские кредиты и кредитные карты. В сложившейся ситуации настораживало то, что 99% всех розничных кредитов были необеспеченными — без залога имущества, например автомобиля или квартиры. Такие кредиты выдают под более высокий процент, ведь если клиент по каким-либо причинам объявляет дефолт, то с должника нечего взыскать и банк терпит убыток.
«Траст» вел деятельность на рискованном, но высокомаржинальном рынке потребительского кредитования. Основную часть времени это должно приносить прибыль, но ее у «Траста» практически не было. В 2009, 2010 и 2012 годах банк показал крупный убыток — более 3 миллиардов рублей.
Рентабельность
Чтобы оценить рентабельность банка «Траст», обратимся к следующим коэффициентам:
В период с 2004 по 2008 год финансовый сектор был на подъеме — об этом говорят высокие ROA и ROE банков. В то же время у «Траста» эти показатели падали. Если в 2004 году рентабельность «Траста» находилась на уровне среднего значения по отрасли, то с 2005 наблюдалась негативная динамика: ROA c 2,88% в 2004 году опустился до 0,3% в 2013, а ROE за тот же период упал c 24,11 до 4,8%.
Как результат, к 2014 году банк сильно сдал позиции, уступая прямым конкурентам. Например, «Совкомбанк» показал в 2013 году ROA 3,56% — против 0,3% у «Траста».
Я считаю, что проблемы «Траста» главным образом связаны с кредитованием слабых компаний, которые не возвращали долги, а также с высокой стоимостью привлечения новых инвестиций: открытие депозитов, получение займов от других банков и выпуск облигаций. Подробнее о причинах плохих результатов банка можно прочитать в расследовании «Ведомостей» 2016 года.
Фондовая капитализация прибыли
Показатель фондовой капитализации прибыли отражает отношение капитала банка к его уставному фонду — акционерному капиталу. Иными словами: хватает ли организации собственных ресурсов или требуются вливания со стороны учредителей. Чем выше этот показатель, тем лучше.
У «Траста» этот коэффициент в 2013 году составил 0,79. Значение ниже единицы говорит о том, что банк функционировал за счет привлечения дополнительных средств со стороны его владельцев.
Норматив достаточности капитала
Чтобы контролировать состоятельность банков, ЦБ РФ устанавливает требования к минимальному капиталу, необходимому финансовым организациям для покрытия кредитного и рыночного рисков. Если банк нарушает эти нормативы, то может лишиться лицензии.
Рассмотрим два обязательных требования со стороны ЦБ:
С 2011 года «Траст» с трудом выполнял требование Н1.0. По состоянию на 1 января 2014 года его показатель — всего 10,7%. Для сравнения, показатель Тинькофф в то же время — 15,8%.
Кроме того, с февраля 2014 года ЦБ РФ неоднократно фиксировал нарушения со стороны «Траста»: значения его показателей опускались ниже установленных нормативом Н1.1. Это означало фундаментальные проблемы: перебор с рисковыми активами и недостаточный капитал для их обеспечения.
Покрытие просроченных ссуд
Неработающие ссуды, или NPL, non performing loans, — это кредиты, по которым не выплачивались проценты более 90 дней.
По состоянию на 2013 год сумма просроченных ссуд сроком свыше 90 дней у банка «Траст» составила 20,5 млрд рублей. При этом резервов под NPL у банка было на 12,7 млрд рублей. Таким образом, покрытие было недостаточным: всего 62%, тогда как в нормальной ситуации должно быть не менее 100%.
Аналогичная ситуация была и в 2012 году, когда уровень покрытия резервами неработающих ссуд NPL составил 63%. Получается, что данная проблема год от года повторялась.
Другие банки тоже не блистали по этому показателю, но их положение было лучше, чем у «Траста». Вероятно, их более крепкое финансовое здоровье на тот момент позволило пренебречь этим риском — как показало время, все эти банки сейчас нормально себя чувствуют.
Наличие крупных заемщиков
Крупным заемщиком считается клиент, сумма кредитов которого превышает 5% от капитала банка. Основный риск здесь заключается в том, что если у крупного заемщика начнутся проблемы, то это сильно повлияет на финансовую устойчивость кредитной организации.
В банке «Траст» в 2013 году значилось 12 крупных заемщиков. Каждый из них получил кредит на сумму, превышающую 10% собственного капитала банка, то есть свыше 1,2 млрд рублей. Всего крупные заемщики получили кредитов на сумму 40,5 млрд рублей при собственном капитале «Траста» 12 млрд руб. Таким образом, каждая компания получила слишком крупные займы — в среднем по 28% от капитала банка.
Согласно нормативу Н6, ЦБ РФ регламентирует максимальный размер выданного кредита на одного заемщика — 25%. То есть «Траст» заведомо пренебрег лимитом, установленным регулятором.
Если посмотреть данные за 2012 год, норматив Н6 также нарушался: на 11 заемщиков пришлось в среднем по 27% от капитала банка. Несмотря на это, «Траст» продолжал наращивать кредитование.
Разница между активами и обязательствами по срокам
В 2013 году у «Траста» наблюдался дисбаланс: размер обязательств, по которым банк должен был расплатиться в течение года, составлял 163,65 млрд рублей, а поступление денег от активов за тот же период оценивалось в 74,66 млрд рублей. Разница между поступлениями и выплатами получилась отрицательной и составила 89 млрд рублей. Эту разницу еще называют совокупной позицией ликвидности.
Отрицательное значение этого показателя влечет кассовый разрыв: организация может оказаться неспособной вернуть деньги по своим краткосрочным обязательствам, что повлечет банкротство. Например, банк не сможет вернуть вкладчику деньги, когда тот их потребует.
Рассмотрим гипотетическую ситуацию: банк принимает вклады на миллион рублей на месяц, а выдает кредиты на миллион рублей на полгода. Несмотря на то что в абсолютном выражении есть паритет активов и обязательств, разница в сроках их исполнения создает разрыв ликвидности: между поступлениями по активам и выплатами по обязательствам сроком до месяца он составит почти миллион рублей.
Возвращаясь к «Трасту»: в период с 2009 по 2013 год мы наблюдаем негативную динамику совокупной позиции ликвидности.
Резюме
Как я отмечал выше, первые слухи о серьезных проблемах «Траста» появились в сентябре 2014 года, когда совет директоров банка закрыл 11 операционных офисов в Москве и регионах. Но инвестор, который изучал отчетность, мог заметить неполадки в бизнесе «Траста» еще годом ранее — в конце 2013. Анализ отчетности мог оградить инвестора от потенциальных убытков.
В случае с «Трастом» я считаю, что любой из перечисленных ниже факторов служил веским поводом отказаться от идеи инвестировать в него: