что такое рельеф в искусстве

Рельеф (скульптура)

что такое рельеф в искусстве. 400px Sarcophagus Ariadne Louvre Ma1346. что такое рельеф в искусстве фото. что такое рельеф в искусстве-400px Sarcophagus Ariadne Louvre Ma1346. картинка что такое рельеф в искусстве. картинка 400px Sarcophagus Ariadne Louvre Ma1346. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

что такое рельеф в искусстве. magnify clip. что такое рельеф в искусстве фото. что такое рельеф в искусстве-magnify clip. картинка что такое рельеф в искусстве. картинка magnify clip. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

В зависимости от назначения различаются архитектурные рельефы (на фронтонах, фризах, плитах).

Содержание

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Рельеф (скульптура)» в других словарях:

Рельеф (скульптура) — РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Рельеф (значения) — Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия

Скульптура Ренессанса — Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия

Рельеф — (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

СКУЛЬПТУРА — (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь

Скульптура античная — скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.

СКУЛЬПТУРА — (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия

Скульптура — (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии

Скульптура — (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Источник

РЕЛЬЕФ (в искусстве)

Смотреть что такое «РЕЛЬЕФ (в искусстве)» в других словарях:

РЕЛЬЕФ — в искусстве вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды барельеф и горельеф … Большой Энциклопедический словарь

Рельеф — (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия

Рельеф (скульпт.) — Рельеф, скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность Р. Важнейшие выразительные средства, присущие Р., ‒ развёртывание композиции на … Большая советская энциклопедия

Рельеф древнеегипетский — Эхнатон и его семья. Стела. Каирский музей. Египет Рельеф древнеегипетский характерная область изобразительного искусства, не терявшая актуальности с начала династ … Википедия

Рельеф — I Рельеф (франц. relief, от лат. relevo поднимаю) (географический), совокупность неровностей поверхности суши, дна океанов и морей, многообразных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития. Р. слагается из… … Большая советская энциклопедия

Рельеф — 1. Скульптурное изображение на плоскости. Может быть углубленным (койланогриф) и выступающим (барельеф, горельеф). 2. Конфигурация поверхности земельного участка (рельеф местности). Источник: Словарь архитектурно строительных терминов… … Строительный словарь

Рельеф — скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа. Важнейшие выразительные средства, присущие рельефу, развёртывание… … Архитектурный словарь

рельеф — а; м. [франц. relief] 1. Выпуклое изображение на плоскости. Прощупывать р. букв (способ чтения слепого по специальной азбуке с таким изображением). Вышивать рельефом (создавать рельефный рисунок на ткани). 2. Скульптурное произведение с выпуклым… … Энциклопедический словарь

Бронза (в искусстве) — Бронза в искусстве, с глубокой древности материал для декоративно прикладных изделий и скульптуры (большей частью оловянная Б., в которую при литье колоколов, а в средневековом Китае и при литье сосудов добавляли серебро). Порошок и тонкие листки … Большая советская энциклопедия

Горельеф — (франц. haut relief, от haut высокий и relief рельеф, выпуклость), вид скульптуры, высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объёма. Горельефы часто использовались в архитектуре.… … Художественная энциклопедия

Источник

Рельеф (в искусстве)

Рельеф (в искусстве) — вид трехмерного (объемного) оформления материальной вещи, занимающий совершенно особое место среди пространственных искусств (о материале и способах работы над рельефом см. ваяние). В то время как круглая скульптура равномерно обрабатывает вещь со всех сторон, рельеф является обогащением уже данной гладкой поверхности здания или вещи выпуклыми формами орнаментально-отвлеченного или изобразительного типа. Будучи теснейшим образом связанным с архитектурным оформлением вещи, то есть с плоскостной по преимуществу обработкой ее граней, рельефное построение воспринимается всегда нашим глазом как система выпуклостей, выявляющих основную материальную плоскость, которая служит им как бы фоном. В то же время архитектоническая установка зрения требует, чтобы наиболее выдающиеся точки рельефа были объединены одним уровнем и чтобы создавалось ясное впечатление второй, мнимой или воображаемой, но зрительно отчетливо ощущаемой, передней поверхности (чаще плоскости), параллельной по отношению к задней, основной, материальной поверхности. Если оставить в стороне случаи чисто декоративного рельефного орнамента (см. стили орнаментальные), где принцип параллельных плоскостей выражается с наибольшей очевидностью, можно утверждать, что художественный образ рельефа изобразительного типа строится на тех или иных диалектических взаимоотношениях между требованием архитектонического закона двух граней (передней мнимой и задней материальной) и стремлением наполнить и оживить пространственный слой, заключенный между этими гранями, всем доступным пластике богатством конкретных, живых, движущихся форм. Исходя из намеченной здесь диалектической структуры, можно в общих чертах наметить как формальную, так и историческую классификацию типов рельефного изображения.

1) Древнейшие типы носят строго тектонический характер, то есть закон двух плоскостей всецело подчиняет себе реальное изображение и значительно его деформирует, причем существует тенденция материализовать переднюю мнимую поверхность, либо в типе (а), где контур изображаемых предметов настолько глубоко врезается в основную поверхность, что уровень самых выпуклых частей изображения совпадает с соседним уровнем основной поверхности (ср. древнеегипетский «углубленный» рельеф — relief en сrеuх), либо в типе (б), где рельеф может быть и очень высок, но где художник, желая умножить точки соприкосновения изображаемых предметов с передней плоскостью, настолько распластывает и расширяет передний уровень фигур; что они как бы сливаются в сплошную переднюю материальную же плоскость, лишь кое-где прорезанную промежутками между фигурами (Дальний Восток, Индия, Древняя Америка, рельеф «кочевников» и отчасти романские рельефы).

2) Низкий рельеф (schiacciato) зрелой архаики развился, по-видимому, из relief en creux и сохранил тесную связь с начертательными, рисуночными формами. Здесь характерна строго выработанная, условная система контуров, заполненных рельефом очень низким и отличающимся нередко большими реалистическими тонкостями при безусловной подчиненности всего изобразительного богатства определенной плоскостной силуэтной схеме (главным образом Египет, Ассирия и греческая архаика).

Отвлеченность и тектоничность построения обоих типов (1 и 2) подчеркивается условной окраской и фона, и фигур.

3) В классическом барельефе (bas-relief) Греции V века до нашей эры тектоника стены сказывается не в условной деформации контура, а в своеобразной, единственной в истории искусства, системе постепенного сплющивания форм (не смешивать с перспективным сокращением) от передней, мнимой, к задней, материальной плоскости; при этом достигается совершенная гармония между реалистическим изображением фигур и конструктивными функциями фона, который отнюдь не воспринимается как изображение реального пространства и потому вполне допускает условную окраску (фриз Парфенона и памятники того же круга).

4) Классический горельеф (haut-relief) принципиально мало чем отличается от круглой пластики, включенной в архитектурную раму, рельефный строй которой отражается на изобразительной композиции как бы лишь прислоненных к заднему фону фигур, а не на их объемной деформации. Конечно, возможны и переходные формы между барельефом и горельефом (большинство фронтонных композиций античных храмов, а также греческие горельефы, начиная с IV века до нашей эры).

5) Живописно-иллюзионистический рельеф формально соединяет в себе все степени рельефности, от почти круглой пластики и вплоть до еле заметных выпуклостей, граничащих с приемами начертания. Принципиально же этот тип не утверждает, а отрицает и преодолевает материальность задней плоскости, которая уже не «фон», а изображение реального пространства: постепенное сокращение рельефа — только средство изображения, а не принцип построения. Живописный рельеф, несомненно, возник, с одной стороны, из живописно воспринятого горельефа, с другой — под влиянием самой живописи, в частности живописи станковой. Сплющивание реального объема фигур является своего рода эквивалентом воздушной перспективы. Этот «станковый» рельеф (как и станковая картина), окончательно порвавший со своим архитектурным прошлым, появился в греко-римском искусстве эллинистического времени и был потом воспринят новоевропейским искусством, начиная с итальянского возрождения XV века (Гиберти, Донателло).

6) Живописно-тектонический рельеф — так можно было бы приблизительно определить своеобразный тип рельефного построения, характерный для ближневосточного эллинизма, раннехристианского и отчасти византийского искусства. Развивая тенденции, намечавшиеся в типе 1 (б), этот рельеф делает акцент на материальности переднего плана, задний же фон воспринимается отнюдь не как материальная поверхность, а как мерцающая светотеневая стихия, в которой растворяются реальные формы фигур, либо сильно выпуклых и разделенных глубокими и узкими теневыми промежутками, либо, в случае низкого рельефа, переплетающихся с орнаментом фона. Явление это, с одной стороны, по-видимому, соответствует так называемой «обратной, перспективе», с другой — находит себе аналогию как в трактовке фона мусульманского орнамента, так и в золотых фонах византийской монументальной живописи.

В недавнее время вошел в оборот термин контррельеф, возникший в кругах русского кубизма и конструктивизма, для обозначения «беспредметных» конструкций, соединявших на одной плоскости куски разнородных предметов, отличающихся друг от друга своей формой, объемом и фактурой. Передняя мнимая плоскость принципиально не соблюдается, и все формы даны как фактурные свойства и объемные наросты основной поверхности.

Литература: Hildebrandt, «Problem d. Form in d. bildenden Künsten» (русский перевод 1914); Cornelius, «Elementargesetze d. bildenden Künste»; Schmarsow, «Grundbegriffe d. Kunstwissenschaft”; Riеgl, «Spätrömische Kunstindustrie»; Worringer, «Griechentum n. Gotik»; Hamann, «Vom Wesen der Plastik» (Zeltschr. f. Aestetik); Габричевский, «Поверхность и плоскость» (Труды секц. искусствознания Института Археол. и Иск. II, Раннон, 1928); Недович, «Барельеф и контррельеф» («Искусство», ГАХН, 1929).

Источник

Рельеф в скульптуре

Что такое рельеф?

В пластическом искусстве любая выпуклая скульптура, прилегающая к определенной фоновой поверхности, называется рельефом. Рельеф сочетает в себе черты плоской и объемной статуи. Таким образом, рельеф представляет собой расширяющую пространство композицию, и, будучи созданный на плоской поверхности, имеет высокую степень схожести с обычными скульптурами.

Барельефы применяются по ряду причин:

Существует три основных типа барельефов:

Рельеф в Ангкор Ват

Кроме того, существуют и другие типы резьбы, сочетающие в той или иной степени известные технологии и подходы. Например «сплющенный рельеф», авторство которого приписывают Донателло, является лишь подвидом барельефа, с тем исключением, что композиция в меньшей степени выделяется над фоновой поверхностью.

Рельефы создаются в абстрактном, изобразительном/образном стилях. Абстрактные рельефы, как правило, содержащие геометрические мотивы, создавались в различные времена и различными народами, в том числе греками, кельтами, викингами и т.д. Представителями изобразительного стиля можно считать греков, римлян, мастеров готической эпохи и Возрождения.

История

Развитие рельефной скульптуры проходило неравномерно. В Греции, например, фигуры, изображаемые в композиции, ограничивались плоскостью фона, в то время как произведения Ренессанса демонстрируют объем и перспективу, построенную на соотношении фигур, глубине проработки. В Египте, некоторых культурах Ближнего Востока и некоторых цивилизациях Древнего мира (3500-600 до н.э.) рельефы обычно создавались на каменных зданиях, в декоративных целях. Популярна рельефная скульптура и в религиозном искусстве. В период 600-1100 годов, в скандинавской, исламской и мексиканской культурах, скульптурами создавались абстрактные рельефы.

Рельеф с кабаном. Гёбекли Тепе.

Итальянское Возрождение характеризуется заметным подъемом в реализации рельефов. Они максимально полно используют средства для создания сложной перспективы, прорабатывая текстурные контрасты поверхности, визуально изменяя пространство. В период 1530-1570 годов фантастические рельефы и лепнину создавали французские маньеристы. Рельефная скульптура барокко продолжает идеи ренессанса, а также увеличивает масштаб работ. Некоторые рельефные композиции становятся практически неотличимы от мраморных статуй (примером такого подхода отлично служит «Экстаз святой Терезы» Бернини). Среди неоклассических скульпторов, создававших рельефы, стоит выделить Антонио Канова и Бертела Торвалдсена, создававших работы с классической строгостью и чистотой.

Источник

Рельеф как один из основных видов скульптуры

Слово рельеф происходит от латинского глагола relevo, что означает «поднимать». Создание на памятнике скульптуры в виде рельефа создает впечатление приподнятости изображения над поверхностью камня.

что такое рельеф в искусстве. att 923 1000x600 crop. что такое рельеф в искусстве фото. что такое рельеф в искусстве-att 923 1000x600 crop. картинка что такое рельеф в искусстве. картинка att 923 1000x600 crop. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.

Фактически же, резчик по камню или по дереву выбирает определенные части плоскости, оставляя нетронутым будущий рельеф. Эта работа требует немалого умения, большого времени и отличного владения резцом. Если считать это недостатками, то к достоинствам техники художественного рельефа можно отнести:

При использовании таких материалов, как метал, глина, штукатурка или керамика, рельеф может быть добавлен или выдавлен из плоскости, а монументальные барельефы из бронзы производятся методом отливки.

В зависимости от высоты рельефного изображения, различают его виды с использованием итальянской или французской терминологии:

В современной монументальной скульптуре наиболее часто используются техники горельефа и барельефа и их вариации. Впрочем, это совершенно не означает, что другим видам рельефной скульптуры не осталось места в современном искусстве. Рассмотрим их более подробно.

Барельеф или низкий рельеф

Самым простым примером использования данной техники являются обычные монеты. Вполне очевидно, что изображения на них имеют минимальную относительную высоту, практически неразличимую при просмотре сбоку. Если же положить монету на ладонь и посмотреть на нее спереди, то трехмерный эффект будет максимальным.

что такое рельеф в искусстве. att 925 1000x600 crop. что такое рельеф в искусстве фото. что такое рельеф в искусстве-att 925 1000x600 crop. картинка что такое рельеф в искусстве. картинка att 925 1000x600 crop. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.Древнеегипетский барельеф

Сама идея изготовления барельефа предполагает простоту в резке, низкую технологичность и дешевизну в производстве, поэтому он получил наибольшее распространение в большинстве мировых культур, начиная с Древнего Египта, стран Ближнего Востока и цивилизаций Центральной и Северной Америки. Кроме этого барельефы нередко прокрашивались красками различных оттенков для того, чтобы максимально «поднять» изображение. До наших дней древние барельефы дошли в основном в неокрашенном виде – краску время не щадит гораздо быстрее, чем саму статую. Тем не менее, химический анализ позволяет с уверенностью утверждать, что большинство барельефов окрашивалось.

Историкам известны и более экзотичные виды барельефов, например, Ворота Иштар из древнего Вавилона. Скульптуры животных на них созданы с использованием формованных кирпичей. Египетские и римские барельефы изготавливались с помощью штукатурки, и, вследствие этого, большинство из таких барельефов практически не сохранились до наших дней.

В европейской культуре самые известные барельефы изготавливались из дерева и использовались в качестве элементов церковных алтарей.

что такое рельеф в искусстве. att 924 1000x600 crop. что такое рельеф в искусстве фото. что такое рельеф в искусстве-att 924 1000x600 crop. картинка что такое рельеф в искусстве. картинка att 924 1000x600 crop. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.Барельефы буддийского храма,
Восточная Индия

Но наиболее часто барельефы встречаются в технике изготовления буддистских памятников Индии и Юго-Восточной Азии. Храмы в пещерах Аджанта и Эллора содержат колоссального размера изображения богов, высеченные из цельных кусков камня. Храм Бородулур на Центральной Яве (Индонезия) содержит почти полторы тысячи барельефов, рассказывающих о рождении Будды. На этом же острове расположен храм Прамбанан, с барельефами, иллюстрирующими сюжет индуистской поэмы Рамаяна.

Горельеф

Рельефные скульптуры, в которых над плоскостью находится не менее половины объема, впервые наиболее заметно появились в искусстве Древней Греции. Часто это были практически самостоятельные скульптуры, отделенные от поверхности камня и пересекавшиеся друг с другом для создания полного эффекта глубины.

Горельефы греческих и римских саркофагов изготавливались методом высверливания, без стамесок. Их композиции максимально насыщались фигурами и персонажами – например, Саркофаг Людовизи. Средневековье ознаменовало полное распространение техники высокого рельефа, особенно у греков. В эпоху Ренессанса горельефам была дана вторая жизнь. Особенно заметно было их использование в погребальном искусстве, позднее – в неоклассических фронтонах и городских памятниках.

что такое рельеф в искусстве. att 926 1000x600 crop. что такое рельеф в искусстве фото. что такое рельеф в искусстве-att 926 1000x600 crop. картинка что такое рельеф в искусстве. картинка att 926 1000x600 crop. Релье́ф — вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих над плоскостью фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально. Рельеф таким образом противоположен круглой скульптуре. Фигурное или орнаментальное изображение выполняется на плоскости из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки.Горельеф времен Древней Греции

В индуистской монументальной скульптуре горельефы соседствовали с барельефами, не сильно уступая им в популярности. Группа храмов в Кхаджурахо – самый очевидный пример использования техники высокого рельефа индийскими скульпторами.

Контррельеф и койланаглиф

Данные виды рельефа не получили глобального распространения в погребальном искусстве. Отдельные цивилизации, например, Древний Египет, использовали углубленный рельеф достаточно широко, но за пределами этого государства данный вид скульптуры значимого распространения не получил.

Различные виды рельефов часто используются в изготовлении памятников на могилу и в качестве накладных элементов для них, а также в создании ритуальных и мемориальных табличек, в том числе для колумбарной стены или семейного колумбария. Менее трудоемкий и, соответственно, более доступный барельеф как нельзя лучше подходит для оформления надгробия или гранитной плиты. Эта техника прекрасно используется как для создания динамических ростовых скульптур, так и для небольших, «бюстовых» форматов.

Компанию, которая изготоваливает надгробные памятники в вашей области, вы найдете в разделе Изготовление памятников нашего ритуального справочника

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *