что такое регуляторные барьеры
Что такое регуляторная политика?
Современная регуляторная политика рассматривается ОЭСР в качестве одного из трех основных рычагов, находящихся в распоряжении правительств (наряду с налоговой политикой и денежно-кредитной политикой), чтобы управлять экономикой и способствовать благосостоянию граждан. С другой стороны, обществу необходимы правила, которые определяют нашу безопасность и здоровый образ жизни. Но, когда эти правила плохо продуманы (не просчитаны), они могут помешать запуску и ведению нового бизнеса, торговле с другими странами или получению нужного документа. Что ещё хуже, эти правила могут быть неэффективны в достижении заявленных целей, и не защитить безопасность и здоровье граждан. Как результат, граждане и бизнес теряют доверие к институтам, а издержки следования избыточным требованиям ложатся тяжелым грузом на экономику.
Слагаемые успеха современной регуляторной политики:
Регуляторная политика в странах ОЭСР
В марте 2012 году Совет ОЭСР выпустил «Рекомендации по регуляторной политике и управлению», включившие 12 принципов надлежащей регуляторной политики:
Международные индикаторы регуляторной политики
Совершенствование регуляторной политики в России
В настоящее время одним из ключевых препятствий для социально-экономического развития в Российской Федерации является действующая система нормативного правового регулирования общественных отношений, которая характеризуется избыточностью и постоянным ростом количества и объема требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами, а также отсутствием эффективных механизмов контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в сфере нормативного правового регулирования и системной оценки эффективности самого регулирования, позволяющей не только ограничивать рост регуляторной нагрузки, но и сокращать её значимым образом.
Для формирования интегрированной регуляторной политики наибольшую актуальность представляет обоснование комплекса мер, учитывающих международный опыт и опирающихся уже на созданные в Российской Федерации механизмы (ОРВ, дорожная карта «Регуляторика» и др), по следующим направлениям:
председатель совета директоров АО «ОХК «УРАЛХИМ», заместитель председателя совета директоров ПАО «Уралкалий», член Бюро Правления РСПП, руководитель рабочей группы Фуднет НТИ
руководитель направления «Ресурсные состояния» Университета 20.35, эмбодимент-коуч
Руководитель проектов Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»
руководитель проекта «Центр развития сети «Точек Кипения»»
председатель Технического комитета 164 «Искусственный интеллект» на базе РВК
Лидер школы «Новые когнитивные инструменты», директор Института психонетических исследований и разработок
генеральный директор «ЦентрПрограммСистем», координатор проекта АгроНТИ
Руководитель Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета
контент-директор онлайн-школы английского языка Skyeng
вице-президент НП «ГЛОНАСС» по технологиям, советник руководителя рабочей группы рынка НТИ Автонет
директор Центра «Российская кластерная обсерватория» Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
директор по стратегии продукта для университетов и школ онлайн-школы Skyeng
заместитель генерального директора Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Кураторы «Точек кипения»
«Осенний навигатор» глазами сотрудников «Платформы НТИ» и Университета 20.35
Проректор по стратегическому развитию Ярославского государственного университета
технический директор Университета 20.35
Руководитель сообщества «Конструкторы сообществ практики»
общественный лидер «Точки кипения – Пермь», руководитель направления «Экосистема НТИ» Агентства инвестиционного развития Пермского края
управляющий партнер онлайн-школы Skyeng
программный директор университетской «Точки Кипения» в ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула)
директор Центра трансфера технологий ЯрГУ им. П. Г. Демидова, программный директор университетской «Точки кипения» ЯрГУ
руководитель группы аналитики Центра технологий распределённых реестров СПбГУ, председатель Совета и д-р по исследованиям и разработкам Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов
управляющий парнер Группы инновационных образовательных компаний «Каменный город», лидер Клуба мышления в Перми
Руководитель проектов, аналитик Проектного офиса НТИ «Российской венчурной компании»
Д-р эконом. наук, профессор, ректор МГУТУ им. К. Г. Разумовского (ПКУ), председатель Всероссийского педагогического собрания
руководитель Инфраструктурного центра HealthNet
директор НОЦ «Информационные и социальные технологии в медицине» Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, основатель «Школы открытого диалога», член Экспертной коллегии и ментор Фонда «Сколково»
директор по операциям компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию
программный директор «Точки кипения» в Иркутске
исполнительный директор Центра компетенций Национальной технологической инициативы по направлению «Технологии распределённых реестров» на базе СПбГУ
Ведущий эксперт Фонда «ЦСР Северо-Запад», эксперт рабочей группы EnergyNet НТИ
программный директор «Точки кипения» в Тюмени
директор по развитию бизнеса компании «Национальный БиоСервис», вице-президент Национальной ассоциации биобанков и специалистов по биобанкированию
руководитель образовательного направления АНО «Университет НТИ 20.35»
директор центра новых образовательных технологий EdCrunch University НИТУ «МИСиС»
преподаватель Школы системного мышления
руководитель центра цифрового развития Агентства стратегических инициатив
Лидер проекта «Точка Кипения Белгород», генеральный директор «Корпорации «Развитие»» Белгородской области
руководитель проекта департамента развития сети «Точек кипения»
Директор департамента регионального развития Корпорации развития Тульской области
директор сервиса диагностики и отбора Университета 20.35
контент-редактор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»
ответственный исполнитель проекта по развитию сети Точек кипения на базе университетов АНО «Платформа НТИ», директор техноброкерского агентства «Деловой Альянс»
руководитель программы Департамента развития сообществ «Точек кипения»
генеральный директор группы компаний Robotikum
руководитель Центра сетевых мероприятий АНО «Платформа НТИ»
руководитель проекта «Атлас новых профессий»
руководитель проекта по развитию сети «Точек кипения» на базе университетов АНО «Платформа НТИ», член исполкома набсовета АНО «Университет 2035», руководитель Лаборатории по открытию «Точек кипения» на базе университетов в рамках интенсива «Остров 10-22»
генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»
руководитель проектов АНО «Платформа НТИ»
руководитель международных проектов АНО «Платформа НТИ»
руководитель исследовательской группы «Конструирование будущего», ведущий Школы прогностического мышления
президент Ассоциации участников технологических кружков
программный директор «Точки кипения – Политех», заместитель руководителя дирекции Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ Петра Великого
лидер «Клуба мышления» в Екатеринбурге
руководитель проектов Университета «20.35»
заместитель руководителя рабочей группы Аэроспейснет НТИ
руководитель отдела аналитики рынков и технологий Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»
программный директор «Точки кипения» в Томске
руководитель программ развития сети, департамент развития сети «Точек кипения» АНО «Платформа НТИ»
директор по развитию сети АНО «Платформа НТИ»
директор Департамента продюсирования знаний АНО «Платформа НТИ»
директор по развитию сервисов АНО «Платформа НТИ»
координатор «Клуба мышления» в Санкт-Петербурге
программный директор «Клубов мышления»
руководитель Департамента архитектуры НТИ и аналитики АНО «Платформа НТИ»
руководитель проекта Центра развития сети «Точек кипения» Департамента развития сообществ АНО «Платформа НТИ»
президент Национальной палаты моды, лидер направления FashionNet
президент Федерального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Некоммерческого партнерства «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»)
соруководитель рабочей группы EnergyNet НТИ, директор ООО «Т-Система»
координатор Центра компетенций по кадрам для цифровой экономики Национальной программы «Цифровая экономика РФ»
лидер рынка SafeNet НТИ, президент компании «РУССОФТ»
председатель совета директоров группы «Русские инвестиции», футуролог, преподаватель Университета 20.35
руководитель экспедиции «Эковолна»
завкафедрой философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель Университета 20.35
генеральный директор АНО «Университет 20.35»
руководитель центра «Франшиза НТИ», АНО «Платформа НТИ»
директор Института развития парламентаризма, преподаватель Университета 20.35
эксперт по коммуникациям, кандидат социологических наук
основатель «Городского цифрового акселератора» CDA.vc, региональный координатор «Клуба лидеров» в Санкт-Петербурге и Ленобласти
исполнительный директор АНО «Платформа НТИ», руководитель проекта «Клубы мышления», руководитель штаба интенсива «Остров 10-22»
соруководитель направления «Биомедицина» HealthNet НТИ
генеральный директор компании ООО «Нейроматикс»
директор по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего»
соруководитель рабочей группы «Аэронет» НТИ
директор Центра Развития Цифровой Энергетики фонда «ЦСР» Северо-Запад
инвестиционный директор РВК
соруководитель рабочей группы NeuroNet НТИ, профессор РАН
соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», проректор по перспективным проектам СПбПУ
генеральный директор, председатель Правления АО «РВК»
директор открытого университета «Сколково», лидер проекта «Наставник «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35
заместитель Министра просвещения Российской Федерации
проректор по развитию ДВФУ, соруководитель рабочей группы «Кружкового движения» НТИ, преподаватель Университета 20.35
руководитель Казначейства и Корпоративных финансов Группы EuroChem AG (Швейцария). Аналитик
специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития
8, 11, 15, 18, 22, 25 июня 2020 года
Подписка на обновления
«Информбюро 20.35» делает почтовую рассылку самых интересных публикаций один раз в неделю. Чтобы подписаться на нее, зарегистрируйтесь или войдите через свою учетную запись на платформе leader-id.ru.
Адрес: 123242, Москва, Малый Конюшковский переулок, д. 2.
E-mail: info@ntinews.ru
© 2021 АНО «Платформа НТИ»
Портал создан при поддержке Национальной технологической инициативы (НТИ) — государственной программы мер по поддержке развития в России перспективных отраслей, которые в течение следующих 20 лет могут стать основой мировой экономики.
Как работают регуляторные песочницы для бизнеса
28 января 2021 года вступает в силу закон об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций — регуляторных песочницах. В чем суть этого закона? Что о нем думают предприниматели и как его оценивают юристы?
Последнее десятилетие технологии и инновации развиваются слишком быстро. Но возникают проблемы с их коммерциализацией и применением на практике — из-за инертности законодательства. Поскольку нет правовой регламентации, возрастают риски для бизнеса. Этот барьер мешает технологическому развитию.
Понимая суть конфликта, разные страны ищут способы решения проблемы. Сегодня регуляторные песочницы уже применяются в Австралии, Великобритании, Канаде, Китае, ОАЭ, Сингапуре, США, Швейцарии и ряде других стран.
В этой статье попробуем разобраться в следующих вопросах:
Что такое регуляторные песочницы
Это экспериментальные правовые режимы (ЭПР), применяемые в сфере цифровых инноваций, иначе говоря — механизм тестирования в реальных правоотношениях технологий, которые в силу разных причин пока нельзя использовать.
На сайте Минэкономразвития уточняется, что в рамках ЭПР правительство может дать ограниченному числу компаний на определенной территории и на определенное время соблюдать действующее законодательство с рядом особенностей. Эти особенности как раз и позволят применять соответствующие технологии.
То есть благодаря Федеральному закону от 31.07.2020 № 258-ФЗ, который вступит в силу 28 января 2021 года, у предпринимателей, занимающихся развитием цифровых инноваций, появится возможность без риска апробировать и разрабатывать технологии, которые пока существуют вне правового поля.
Направления, на которые распространяются регуляторные песочницы
Закон определяет достаточно широкий диапазон сфер, где могут устанавливаться ЭПР. Они позволят не только разрабатывать и апробировать, но и внедрять цифровые инновации в следующих направлениях:
Что следует понимать под цифровыми инновациями
Поскольку ЭПР распространяется именно на цифровые инновации, то важно понимать, что включает это понятие.
В законе говорится, что это:
К таким инновациям можно отнести технологии робототехники и сенсорики, систем распределенного реестра, беспроводной связи т.д. С полным списком можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2020 № 1750.
Как ИП или юрлицу начать применять экспериментальный правовой режим
Одобрением ЭПР занимается Минэкономразвития, отраслевое министерство и АНО «Цифровая экономика». На все этапы согласования уходит не менее 85 дней, в зависимости от количества корректировок, которые нужно внести.
Действия со стороны заявителя
Предпринимателю нужно обратиться с заявкой в Минэкономразвития и пройти предварительный отсев. Заявка рассматривается в течение 15 дней и по итогам либо принимается, либо отклоняется или направляется на доработку.
Заявка представляет собой разработанную программу ЭПР, в ней должно быть описано, что и как планируется тестировать.
Важно обосновать свои предложения с точки зрения пользы для общества.
Действия со стороны Минэкономразвития
Министерство проверяет заявителя на соответствие базовым требованиям: несудимость руководства, отсутствие задолженности по налогам, отсутствие регистрации в офшоре.
Если вопросов к заявителю не возникает, то заявка отправляется:
Далее все зависит от голосов. Если все поддерживают поступившее предложение и голосуют «за», то Минэкономразвития начинает разрабатывать постановление правительства об утверждении программы экспериментального правового режима и вносит его в правительство.
Если возникают разногласия, то они рассматриваются Правительственной комиссией по ИТ.
На этот этап работы уходит около двух месяцев.
При оценке заявки и возникновении разногласий она может отклоняться или направляться на доработку.
Требования к участнику экспериментального правового режима
Срок действия ЭПР — максимум три года, но он может продлеваться.
Компания, участвующая в эксперименте, должна обеспечить прозрачность его проведения. Например, одно из требований — ведение реестра лиц, вступивших с компанией в правоотношения в рамках ЭПР.
Кроме того, участник обязан информировать клиентов о том, что они получают товар или услугу в рамках эксперимента, а также реагировать на поступающие жалобы.
Если возникают риски или нарушаются условия эксперимента, бизнес исключается из программы ЭПР.
Актуальные формы отчетов для всех режимов налогообложения. Проверка деклараций на ошибки, авторасчеты и подсказки при заполнении.
Если в рамках эксперимента инновация демонстрирует положительные результаты, правительство может распространить правовой режим на всю страну, то есть законодательно закрепить возможность использования этой инновации. Так отмечается на сайте Минэкономразвития.
Что думает о новом законе бизнес
Предприниматели положительно оценивают закон, но пока не спешат им воспользоваться. Ожидают, пока государство объяснит правила игры.
Среди первых проектов-участников — грузовые перевозки, беспилотные автомобили, бесконтактные медосмотры.
Регуляторные песочницы помогут совершенствовать законодательство
Ксения Даньшина, юрист CMS Russia, уверена, что принятие закона об ЭПР в сфере цифровых инноваций является ключевым шагом в процессе внедрения регуляторных песочниц в России и отвечает мировым тенденциям.
Если компания, задействованная в разработке и применении цифровых технологий, выявит ограничения, препятствующие использованию и развитию технологий, она может выступить инициатором введения ЭПР и получить определенные льготы, которые будут установлены программой.
Ожидается, что регуляторные песочницы позволят показать реальную востребованность технологических решений, а также помогут совершенствовать законодательство с учетом развития технологий, но без чрезмерного обременения различными ограничениями.
Инициатива поможет сделать безопасной работу всех участников
Современные цифровые и технологические решения опережают уровень развития их правовой разработки и законодательного регулирования, считает Андрей Кузьмичев, первый заместитель генерального директора RU-CENTER.
Эта ситуация характерна не только для России, но и для всего мира, поэтому и в США, и в Китае, и в ЕС уже есть стратегии развития искусственного интеллекта (ИИ), которые включают в себя и юридические вопросы. В ближайшие десятилетия разрыв между практикой и их нормативным регулированием продолжит существовать и, возможно, будет увеличиваться.
Регуляторные требования всегда будут несколько консервативными по отношению к цифровым технологиям, и, наверно, это оправдано. Сами по себе цифровые песочницы позволяют создавать и тестировать инновационные продукты и технологии и не отставать от других стран, но глобально в любой дискуссии относительно использования цифровых инноваций есть несколько вопросов.
Эксперт отмечает две проблемы — безопасное хранение и защиту персональных данных, а также ответственность за нарушения и ущерб, который может быть нанесен, например, «действиями» ИИ.
Андрей Кузьмичев обращает внимание на массовые примеры неправомерного доступа, а именно случаи, когда персональные данные миллионов людей попадают в сеть и становятся доступны всем желающим.
Только в этом году в России было минимум восемь крупных утечек данных из различных финансовых учреждений и маркетинговых программ лояльности ритейлеров. В каждом случае в открытый доступ попадали данные 5-10 млн пользователей.
Это не только российская проблема. В прошлом году, к примеру, прошла утечка данных о 20 млн жителей Эквадора при населении страны в 16 млн человек. База включала в себя информацию о большинстве граждан, дублирующие записи и информацию о тех, кто уже умер.
В 2018 году в СМИ обсуждался проект компании Google под названием Project Nightingale. Компания получила медицинские данные миллионов жителей США и использовала их для обучения ИИ, который в дальнейшем сможет предлагать индивидуальные решения по лечению.
С точки зрения закона, никаких нарушений не было – федеральный закон, принятый еще в 1996 году, позволяет медучреждениям передавать такие данные в целях реализации проектов в области здравоохранения и не запрашивать предварительного согласия пациента.
Однако данная ситуация вызвала у общественности вопросы о правоприменении законов в новых условиях.
Самый распространенный пример ущерба от ИИ — действия беспилотных автомобилей. Крупнейшие разработчики систем беспилотных автомобилей уже столкнулись с несчастными случаями, когда ИИ не смог верно определить ситуацию и в результате его бездействия погибли люди.
Наша компания пока не планирует пользоваться этим законом, потому что хостинг и регистрация доменов не противоречат действующей нормативной базе. Пока эту сферу можно улучшать без кардинальных изменений. К примеру, рассматривается проект, позволяющий регистраторам использовать данные из портала госуслуг в процессе регистрации доменов.
Эта инициатива полезна для рынка и поможет сделать безопасной работу всех участников: от органов власти и сотрудников правоохранительных органов до конечных потребителей, которые смогут защитить свои права на домен в некоторых случаях мошеннических действий с использованием персональных данных, например, при регистрации домена через скан паспорта.
Новый закон — возможность законодателю догнать технологии
Законодательное регулирование всегда отстает от жизни и технологического развития, уверен Алексей Рыбаков, генеральный директор IT-компании Omega. По его мнению, бизнес в России настолько зарегулирован, что постоянно приходится искать какие-то лазейки, чтобы обойти нормы. А новый закон тем и хорош, что позволит обходить нормы легально.
Все знают, насколько сложно разрабатывать что-то новое для медицины, поскольку вопросы жизни и здоровья глубоко отрегулированы, чтобы минимизировать риски. Этот законопроект, например, позволит пробовать телемедицинские технологии и искусственный интеллект для простановки диагнозов.
Огромной головной болью для законодателя является также регулирование беспилотного транспорта. Если раньше регуляторы всегда могли наложить вето на новые разработки, то теперь появится возможность все делать по закону. Отсутствие регулирования и запрет на эксперименты фактически отпугивает инновации. Проще инвестировать в прорывные технологии в другой стране с более новаторским законодательством.
Эксперт акцентирует внимание на производственный процесс разработчиков, а именно этап реального тестирования прототипа или готового продукта в естественной среде. Сейчас для тестирования приходится создавать искусственную среду, которая бы повторяла реальные условия. Участники рынка надеются, что закон позволит индустрии инноваций сократить издержки и не станет новой нормой ради нормы.
Но Алексей Рыбаков считает, что риск зарегулированности есть всегда — с учетом строгого следования букве закона регуляторами на первоначальном этапе вполне могут возникать эксцессы. Законодателю придется оперативно реагировать на них, иначе он может потерять доверие технологических компаний.
Сначала нужно отработать закон и десятки подзаконных актов и их взаимодействие с другим отраслевым законодательством на практике. И только после говорить об объединении нормативной базы в некий единый инновационный кодекс, который бы разрешал возможные конфликты между субъектами права в тех областях, в которых обычные нормы права не применяются или происходят коллизии норм.
Мы работаем по проектам заказчиков, поэтому вопрос о том, применим ли мы новое законодательство в собственном технологическом процессе, остается открытым. Если концепция проекта и техническое задание будут предполагать работу с этими нормами, конечно, нам придется этим заниматься.
Новый закон, как и технологические проекты, требует проверки жизнеспособности и тестирования. Лучше будет, если государство само заинтересуется в тестировании собственной законодательной разработки и покажет бизнесу, что проект работает и дает реальные преимущества.
Пока непонятно, как закон будет применяться на практике
Александр Зайцев, член правления инвестиционной платформы RAISON app, оценивает закон о регуляторных песочницах как интересную и полезную инициативу, которая будет способствовать развитию информационных технологий в России.
Он приводит пример регулятивной песочницы Центробанка, которая работает с 2018 года для финтех-проектов, в частности — для проектов с технологиями распределенного реестра (DLT). По словам Александра Зайцева, в начале этого года Центробанк и Норникель анонсировали запуск блокчейн-платформы для оцифровки (токенизации) ценных бумаг, сырьевых товаров (медь, платина, никель) и других активов. Это первый подобный отечественный проект.
DLT или блокчейн — одна из самых многообещающих технологий регулятивной песочницы. В том числе эта технология может изменить ландшафт современного рынка ценных бумаг.
Сейчас компаниям, которые хотят привлечь большой объем финансирования, приходится проводить дорогостоящее IPO, причем подготовка к нему может длиться годами. Блокчейн дает возможность вместо IPO провести Security Token Offering, то есть вместо акций выпустить обеспеченные акциями токены. Это дешевле и проще в организационном плане.
Александр Зайцев отмечает, что технология распределенного реестра может также использоваться в большинстве сфер — страховании, юриспруденции, медицине, государственном управлении и др. Смысл блокчейна в том, чтобы уменьшить количество посредников между двумя сторонами сделки и, соответственно, уменьшить ее себестоимость. При этом прозрачность сделки только возрастает, ведь внести изменения в уже записанную в блокчейне транзакцию невозможно.
Мы пока не планируем участвовать в регулятивной песочнице Сбербанка со своей инвестиционной платформой RAISON app. Когда мы создавали компанию в 2017 году, то структурировали ее в Эстонии из-за более прогрессивного законодательства этой страны в отношении блокчейна и криптовалют.
Сегодня в России принят закон «О цифровых финансовых активах», хотя и довольно спорный, заработали регулятивные песочницы. Однако пока это скорее эксперимент, чем отлаженная регулируемая система, поэтому мы продолжим работать в рамках европейского законодательства, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.