что такое регистр в бухгалтерском учете простыми словами
Учетные регистры бухгалтерского учета (формы, образцы)
Виды регистров бухгалтерского учета
Учетные регистры позволяют систематизировать и накапливать поступающую из первичной бухгалтерской документации информацию, которая впоследствии будет использована для отражения на счетах и в бухотчетности. На основании данных из учетных регистров составляются и финансовые отчеты предприятия.
Занося данные в учетные регистры бухгалтерского учета, бухгалтер может одновременно проводить регистрацию первички и осуществлять контроль за хоздеятельностью предприятия путем анализа результатов.
Регистры бухгалтерского учета по характеру ведения записей подразделяются на:
Регистры бухгалтерского учета различаются по форме построения на:
По объему содержания разделение регистров бухгалтерского учета на виды производится следующим образом:
Как вести аналитический бухгалтерский учет, узнайте из Готового решения от КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
По внешнему виду регистры делятся на:
Регистры бухгалтерского учета: перечень
В информации Минфина от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012 указано, что унифицированные формы регистров бухгалтерского учета больше не являются обязательными для использования, за исключением тех, которые установлены уполномоченными органами. Теперь при формировании регистров бухгалтерского учета на предприятиях необходимо лишь соблюдать наличие обязательных реквизитов в них (п. 4 ст. 10 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Кроме того, согласно п. 5 ст. 10 закона № 402-ФЗ формы регистров, предоставляемые главбухом, должны утверждаться руководителем организации. Перечень используемых регистров бухгалтерского и налогового учета должен быть приведен в учетной политике компании.
В то же время формы регистров бухучета госпредприятий устанавливаются в соответствии с действующими бюджетными законами. Перечень таких регистров утвержден приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.
На практике довольно часто коммерческие предприятия при разработке собственных регистров берут за основу перечень и формы регистров, предназначенных для госпредприятий.
Приведем выдержку из этого перечня в виде часто используемых на практике регистров:
Унать подробнее, что такое журнально-ордерная форма бухгалтерского учета, вам помогут разъяснения от экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к правовой системе и переходите в Готовое решение.
Также выделяют следующие виды бухгалтерского учета:
В настоящее время автоматизированная форма в перечне способов ведения бухгалтерского учета является наиболее прогрессивной. Ведь при данном типе бухгалтерского учета на основе введенных в систему данных первичных документов производится автоматическая систематизация информации и ее группировка с необходимой степенью детализации за любой промежуток времени. На основе введенных данных программа автоматически заполняет отчетность, а также снижает риск ошибок при ведении учета.
Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета
Регистры бухгалтерского учета — перечень и формы их должны быть утверждены соответствующим приказом. Формы регистров бухгалтерского учета разрабатывает главный бухгалтер, а руководитель утверждает их.
Образцы ведения налоговых регистров можно найти в статье «Как вести регистры налогового учета (образец)?».
Такой приказ обязательно будет затребован для ознакомления проверяющим при проведении налоговой проверки. Исходя из перечисленных там регистров, налоговый инспектор затребует распечатки интересующих его форм.
О том, как будет проходить проверка, вы сможете узнать из статьи «Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)».
Ведь сегодня почти все компании ведут регистры в виде машинограмм.
А в соответствии с п. 6 ст. 10 закона № 402-ФЗ регистры должны быть оформлены либо на бумажном носителе, либо в электронном варианте и подписаны цифровой подписью. Поэтому регистры придется распечатывать или отправлять в ИФНС в виде подписанного ЭЦП электронного документа.
Зачастую в приказе утверждаются формы регистров для каждого из счетов: карточка счета, оборотно-сальдовая ведомость, анализ счета. Привязку формирования регистров по счетам бухучета целесообразно представить в табличной форме. В таблице потребуется указать Ф.И.О. ответственного за ведение регистра.
Таблица с перечислением регистров может быть отображена в приказе так:
Формирование регистров бухучета
Ф.И.О. ответственного за ведение регистра лица
Что такое регистры бухгалтерского учета и для чего они предназначены?
Бухучёт является неотъемлемой частью нормальной деятельности любого предприятия – и даже залогом эффективности его работы. С явлением связаны многие процессы, документы и правила. В данной статье мы рассмотрим вопросы: что такое регистры бухгалтерского учета и для чего их используют?
Что это?
Для начала дадим краткое определение.
Регистры бухучёта – важная составная часть бухгалтерской деятельности: эти элементы способствуют сохранению и упорядочению сведений, содержащихся в первичной финансовой и налоговой документации.
Регистры необходимы для систематизации хозопераций на бухгалтерских счетах. При этом они могут по-разному оформляться. Содержат их в спецжурналах и на листах. Всё больше их ведение организуется с применением компьютеров.
Примечание 1. Если учётные регистры на предприятии ведутся с помощью ПК, важно предусмотреть возможность предоставления соответствующей информации на бумаге, в виде документа – физического носителя.
До 2013 года все сведения, что содержали в себе регистры бухучёта, относились к категории коммерческой тайны.
Сегодня они выполняют две функции в контексте хозяйственной деятельности учреждений/компаний:
Теперь, когда мы знаем общую суть явления, можно перейти к рассмотрению отдельных моментов работы с регистрами, их видов, правил хранения и т.д.
Назначение регистра бухучёта
Эффективность деятельности предприятий находится в прямой зависимости от того, насколько эффективно осуществляется контроль финансовых поступлений и расходов. Это имеет связь с отражением итогового баланса. Всем этим занимается бухгалтерский отдел, без которого развитие любой компании невозможно.
Примечание 1. Даже если представить, что какой-то начальник предпочёл бы обходится без указанного инструмента финансового самоконтроля, делать это всё равно приходится. Федеральный закон “О бухгалтерском учёте” от 06 декабря 2011 года №402-ФЗ обязывает юрлиц передавать Федеральной налоговой службе информацию о фактическом балансе, имеющихся долгах и пр.
Фактически, нет возможности уклониться от ведения бухучёта.
Для каких же целей их (регистры) используют? Если простыми словами: из всего вышесказанного следует, что главное назначение регистров – систематизация бухгалтерских сведений.
Какие сведения отражаются в форме?
До 2013 года использовалась единая для всех хозяйствующих субъектов форма регистра. Все юридические лица обязаны были соблюдать установленный образец. Сегодня же обстоятельства несколько иные.
То, как выглядит регистр, определяется руководителями организаций. Однако всё равно есть общие требования. Обязательно в документе есть:
Ниже мы перейдём к исследованию того, как классифицируются регистры.
Классификация
Есть всего три типа классификации. Рассмотрим существующие основания и то, какие документы относятся к каким типам.
Назначение
По этому основанию выделяют регистры:
В последнем случае применение разных способов отражения операций способствует их большей наглядности.
Обобщение информации
Здесь речь идёт о двух разновидностях.
Синтетический регистр. В таком документе указывают лишь дату операции и сумму.
Аналитический. Операция отражается не только через указание реквизитов, но и через её подробное описание.
Внутри типа также возможно использование гибридного документа.
Внешний вид
Это самое очевидное основание. Оно представляет, как регистр может выглядеть.
Всего тут четыре формы:
Использование тех или иных регистров определяется потребностями предприятия и принятым порядком документооборота.
Корректирование внесённых данных
Должностные лица, уполномоченные вносить данные в реестры и подписывать их, несут ответственность за отражение всех бухгалтерских операций. Они же отвечают и за детальное фиксирование информации на счетах.
Важнейшее условие хранения регистров – обеспечение защиты от доступа сторонних лиц. Также нужно обезопасить документы от внесения нелегальных корректировок.
Примечание 2. Разглашение сведений, которые есть в регистрах и запрещены к распространению, подразумевает ответственность перед законом.
Как исправление обнаруженной ошибки выглядит на практике? Нюансы есть следующие:
Требований не так много, но их крайне важно соблюсти.
Как хранится документ?
Как бы это не было банально, нужно отметить некоторые важные нюансы хранения регистров. Вся бухгалтерия размещается в таких помещениях/ёмкостях/ящиках, которые защищают документы от влаги, прямого света и прочих деструктивных явлений. Обычно в роли таких мест выступают сейфы, специальные ячейки, шкафы и прочее.
То, сколько следует хранить обозначенные документы, предписано статьёй 29 Федерального закона от 06 декабря 2011 года за номером 402 – “О бухгалтерском учете”. Кроме того, данный момент регулирует пункт 8 статьи 23 части первой Налогового кодекса России. В первом случае обозначен срок 5 лет с момента окончания отчётного периода. Во втором – минимум 4 года после начала налогового периода.
Такое пристальное внимание к временным рамкам хранения объясняется иногда возникающей необходимостью поднимать архивы. Частая причина – судебные процессы. Причём не обязательно должна быть прямая связь с самой организацией: возможна какая-либо тяжба с участием одного из работников.
Примечание 3. Иногда регистры содержат дольше. Например, зарплатные ведомости хранятся 75 лет с момента их создания и регистрации.
Пример
Чтобы лучше понять, чем является по сути регистр учёта, необходимо рассмотреть пример. Наглядная подача облегчает усвоение материала.
Один из самых распространённых регистров в учёте – оборотно-сальдовая ведомость. Она особенно часто используется, если нужно составить учётный баланс.
Сведения в рамках ОСВ оформляются таблицей, разделённой на три блока:
Предполагается, что в каждый блок данные вносятся и по дебету, и по кредиту. Как итог, конечная сумма по каждому из столбцов в норме совпадает.
Чтобы лучше усвоить суть ОСВ, ознакомьтесь с тем, как выглядит таблица по ведомости.
Таблица 1. Учётный регистр в бухучёте. Оборотно-сальдовая ведомость.
Счёт | Сальдо на старте периода | Оборот | Сальдо в конце периода | |||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
01 | ||||||
02 | ||||||
… | ||||||
Итог |
Примечание 4. При организации ведения бухучёта с применением специализированного программного обеспечения может быть необходимо учитывать такой факт: реестры ведут в специально назначенных формах – как в электронном виде, так и в бумажном. Примеры регистров на физическом носителе или в виртуальном формате – так называемая главная книга и/или ОСВ, описанная выше.
Конечно, кроме обозначенного вида рассматриваемого в статье явления, есть и другие, однако предложенный пример – наиболее понятный. Изучив его, можно глубже вникнуть в назначение регистров и лучше понять их важность.
Заключение
Все без исключения организации должны использовать регистры при осуществлении собственных хозяйственных мероприятий – это обязательство, определённое на законодательном уровне. Как мы уже отмечали выше, данная документация является основанием для формирования отчётности за конкретный рабочий период предприятия. Кроме того, она помогает систематизировать важнейшие бухгалтерские сведения, отражающие все операции компании.
Что такое регистры бухгалтерского учета?
Кандидат экономических наук, эксперт сайта.
Бухгалтерские регистры нужны для контроля за финансовыми потоками компании. С их помощью информацию о предприятии сначала систематизируют и классифицируют, затем регистрируют, а далее хранят в течение как минимум 4-х лет с наступления налогового периода. При этом составление и регистрация ведомостей — не прихоть российских предпринимателей, а прямая обязанность при осуществлении коммерческой деятельности: за отсутствие бухгалтерской документации компанию и ответственных лиц штрафуют, а в перспективе это может привести и к более тяжелым последствиям. В связи с этим понимание того, что такое бухгалтерские регистры и зачем они нужны, важно для руководителей предприятий и их бухгалтеров. Подробности — в настоящей статье.
Что такое регистры бухгалтерского учета и зачем они нужны?
Деятельность предприятий, особенно крупных, напрямую зависит от грамотного контроля финансовых потоков, а также от отслеживания итогового баланса предприятия. Именно этим занимается бухгалтерия: без ее работы предприятиям самого разного масштаба было бы крайне сложно развиваться.
Кроме того, даже если руководитель предприятия желал бы обойтись без подобного финансового самоконтроля, согласно Федеральному Закону от 06.12.2011 N 402, юридические лица обязаны отправлять в ФНС данные о балансе, задолженностях и прочем. В совокупности это означает, что обойти требование о бухучете просто невозможно, но и ненужной бюрократизацией это также не является, т.к. самоконтроль способствует росту предприятия.
Ответ на главный вопрос — что такое регистры бухгалтерского учета простыми словами — звучит так: это средство систематизации бухданных. Выглядят они как счетные таблицы, построенные таким образом, чтобы был ясен имеющийся баланс и источники активов и пассивов.
С помощью регистров учитывается отчуждение прав на какую-либо собственность в компании, передвижение финансовых средств и прочие процессы. Далее все эти бумаги направляются в Федеральную Налоговую Службу (ФНС). Так все данные о компании, ее балансе, открытых депозитах и кредитах регистрируется в государственных органах.
Справка: реестры бухгалтерского учета находятся под защитой коммерческой тайны. Это легко понять, если учесть, что используемые при регистрации бухгалтерские регистры — это код всего официального дохода предприятия, его долгов, адресатов отчислений, заработных плат сотрудников и т.п. Любой, кто овладел бы такими данными до поправки в российское законодательство, мог бы использовать их как средство для подрыва конкурентного бизнеса.
Регистры бухучета отражают все расходы и доходы предприятия, но делать это можно по-разному в зависимости от удобства и преследуемых бухгалтером целей. Поэтому существует классификация регистров, позволяющая каждому предпринимателю подстроиться под нынешнюю ситуацию в бизнесе.
Классификация учетных регистров бухгалтерского учета
В зависимости от того, каким образом бухгалтерия желает структурировать данные о предприятии, регистры делятся на:
Помимо вышеперечисленных видов регистров бухгалтерского учета, ведение перечня для учетной политики классифицируется также по содержанию и объему записей:
Какая бывает форма у регистров?
Они делятся не только по внешнему виду, но также по форме построения.
Форма построения бывает:
Помимо формы построения, у каждого регистра имеется документ, специализированный под его использование. Это называется внешней формой регистра.
Как утверждаются и заполняются регистры?
До 2013-го года, когда в законодательство России были введены правки по части оформления бухгалтерских документов, все предприятия должны были фиксировать информацию на унифицированном бланке. Теперь же допустимо использовать любой подходящий для регистрации документ; нужно лишь в обязательном порядке привести в нем следующие данные:
Утвердить документ в обязательном порядке должен тот человек, кто ответственен за бухучет (как правило, главный бухгалтер): документация должна быть подписана и заверена печатью организации.
Обратите внимание: ранее вносить правки в заполненный унифицированный бланк было запрещено. Теперь же, начиная с 2013-го года, аккуратные исправления в документации стали допустимым явлением.
Нюансы внесения правок
Лицо, ведущее бухгалтерский учет предприятия, несет прямую ответственность за сообщение ложных сведений, за сокрытие данных и их искажение. Из этого вытекает одновременно два пункта: с одной стороны, желание исправить документ должно поощряться, с другой — наказываться, так как это вносит путаницу в контроль над организацией.
Поэтому исправление ошибок допускается, но лишь при соблюдении правил. Если хотя бы одно из них будет нарушено, при этом бланк будет отправлен вместе с остальными документами в ФНС или иные органы, организация подвергнется штрафным санкциям.
Порядок хранения
Хранить бухгалтерскую документацию нужно в сухих, защищенных от прямого солнечного света местах, идеально для этого подходят закрытые стеллажи, шкафы и сейфы.
Сроки хранения регламентированы главным образом ст. 29 «О бухгалтерском учете» и пп. 8 п. 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ. В первом документе указан срок не менее 5-ти лет после отчетного года, во втором — в течение как минимум четырех лет с момента наступления налогового периода.
Такие сроки хранения устанавливаются государством в связи с необходимостью в определенных ситуациях обращаться к архивным документам. Часто документы запрашивают в связи с каким-либо судебным разбирательством, причем необязательно напрямую связанным с компанией — это может быть судебная тяжба у одного из ее сотрудников, например.
Следует помнить, что некоторые регистры нужно хранить дольше указанных выше сроков. Так, например, ведомости по заработным платам нужно хранить не менее 75 лет с момента их регистрации.
Пример бухгалтерского регистра
Одним из наиболее распространенных регистров является оборотно-сальдовая ведомость. Она не только проста в заполнении, но также необходима к заполнению любому коммерческому предприятию: фактически, именно эта ведомость отражает нынешний баланс предприятия, а также его общую капитализацию.
Поэтому в качестве образца можно использовать именно сальдовую ведомость. Выглядит она достаточно просто: содержание делится на смысловые блоки «Сколько было до учета», «Во время учета» и «К концу учетного периода». Составляется таблица с делением на два подблока под каждым столбцом (блоки «Дебет» и «Кредит», основные в бухгалтерском учете).
Опытному бухгалтеру заполнить такую таблицу совсем несложно, тем более в бух. документации сальдовые ведомости — практически самой простой тип регистра. Однако он дает хорошее начальное понимание того, как выглядит регистр и зачем он нужен, а также как его заполнять.
Видео по теме
Учетные регистры: сущность, значение и виды
Для учета и регистрации хозяйственных операций предприятия применяют разнообразные по форме, содержанию, способу отображения и нагромождению информации учетные регистры. Состав учетных регистров, которые ведутся на конкретном предприятии, зависит от принятой на предприятии формы бухгалтерского учета.
Под словом «регистр» в бухгалтерском учете понимают различные виды таблиц, в которые записывают данные с первичных документов.
Записи в учетных регистрах базируются на информации из тщательным образом проверенных первичных документов, оттого и сами регистры приобретают доказательную силу при использовании их показателей для анализа хозяйственной деятельности предприятия, при контроле за состоянием средств и при выявлении результатов хозяйствования.
Учетные регистры являются носителями данных определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой информации об активах, капитале и обязательстве экономического субъекта.
Они служат для отображения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Классификация учетных регистров отображена на рисунке:
Хронологические учетные регистры — это регистры, в которых записи осуществляются в хронологической последовательности, то есть в порядке осуществления операций (регистрационные журналы, кассовая книга и тому подобное). Хронологические книги обычно называются журналами или дневниками.
В систематических учетных регистрах отображают в определенной последовательности с определенной группировкой однородные по экономическому содержанию операции (заполнение данных в кассовой книге в пределах дня). Книги систематической записи обычно называются Главными.
Комбинируемыми называются регистры, в которых записи делают одновременно в хронологическом и систематическом порядке (журналы-ордера, ведомости). Книги сводной записи носят обычно название балансов-оборотов или ведомостей-оборотов.
Синтетические учетные регистры — это регистры, в которых учет ведут по синтетическим счетам.
Аналитические учетные регистры — это регистры, в которых учет ведут по аналитическим счетам. В аналитические учетные регистры данные подают в натуральных, трудовых и денежном измерениях. Аналитическая регистрация является отделенной детальной регистрацией изменений, которые происходят в любой отдельной части баланса. При аналитической регистрации коллективные счета синтетической регистрации получают последующее расчленение на их составные детальные или специальные счета следующих порядков.
Бухгалтерские книги — это листы бумаги специально разграфленные, в которых отображают данные о наличии хозяйственных средств, источников их формирования и хозяйственные процессы по синтетическим и аналитическим счетам. Например, кассовая книга предназначена для учета поступления и выплат наличности из кассы; книга депонируемых сумм предназначена для аналитического учета невыплаченной (депонируемой) заработной платы; в Главной книге дается информация о сальдо и оборотах по синтетическим счетам бухгалтерского учета за отчетный период (ежемесячно). Бухгалтерские книги непременно должны быть прошнурованы, пронумерованы, на последней странице книги указывают общее количество страниц и заверяют подписями руководителя и главного бухгалтера и печатью предприятия.
Карточки — это таблицы специальной формы и стандартных размеров, изготовленные на плотной бумаге и предназначенные для регистрации хозяйственных средств (инвентарные карточки учета основных средств, карточки складского учета материалов и тому подобное). Сохраняют карточки в картотеках. При открытии карточки в бухгалтерии ее регистрируют в специальном журнале, им присваивают порядковый номер, который отвечает их регистрационному номеру в журнале. Зарегистрированные карточки под расписку передают материально ответственному лицу. Карточки широко используют для аналитического учета товарно-материальных запасов предприятия.
Сводные листы (ведомости) — это отдельные таблицы различного формата со специальным графлением (журналы-ордера, мемориальные ордера, оборотные ведомости и тому подобное). Их используют для ведения как синтетического, так и аналитического учета. Записи в отдельных ведомостях осуществляют на основании данных первичных документов.
По завершении отчетного периода (месяца, года) и составления баланса книги, карточки и отдельные сведения закрывают путем вычисления итогов по каждому счету и записи суммы остатка.
В односторонних учетных регистрах предоставляют данные о хозяйственной операции, сумму которой записывают по дебету или по кредиту соответствующего счета. Примером одностороннего учетного регистра является кассовая книга.
Двусторонние учетные регистры состоят из двух частей: в одной части дают данные о дебетовых оборотах на счете, а во второй — о кредитовых оборотах на этом счете (карточка складского учета материалов).
Многографные учетные регистры — это регистры, в которых одна из граф (чаще всего дебетовая) разделена на несколько. К такому виду учетных регистров принадлежит Главная книга.
Шахматные учетные регистры построены по принципу шахматной доски. Записи в таких регистрах делают в клетке, что расположена на пересечении столбика и строки таблицы, которые отвечают дебетовому и кредитовому обороту на соответствующих счетах.